Сообщение о медведе на башкирском языке

Обновлено: 04.07.2024

Итак, о медведе в Башкирии.

Обитателем наиболее глухих горно-лесных мест Башкирии является бурый медведь. Часто появляется он у самых деревень и особенно на колхозных пасеках. Много медведей и на территории Башкирского заповедника-от трех до тысячи голов на каждые десять тысяч гектаров. Питается медведь преимущественно падалью, мясом зверей, медом диких пчел, муравьями и их личинками, из трав борщевиком и дягилем, в урожайные годы ягодами-черникой, малиной, рябиной, калиной, а также желудями и корневищами.

В берлогу медведи залегают обычно перед выпадением снега — в середине октября, а выходят из нее в первую половину апреля. Несмотря на то, что медведи являются вредителями, они, как и другие животные охраняются. Изредка встречаются медведи-людоеды. До сих пор в памяти у многих жителей Бурзянского района случай,когда в течение месяца жертвами медведя-людоеда пали четыре человека:три девушки и один мальчик.

Максимальная же масса уральских медведей может достигать полутонны.

в настоящее время медведь встречается на северо-востоке республики и по Уралу до ее южных границ, достигая численности 700—900 голов. Медведь один из самых всеядных хищников.

Гон у медведей летом, в июне — июле. Беременность длится около 7 месяцев. Медвежата у самок рождаются в берлоге во время зимнего чуткого сна, который обычно длится с ноября по апрель. Берлоги устраиваются на сухих, возвышенных местах. Можно сказать, благоустраиваются, так как естественные укрытия выстилаются мягким материалом: сухой листвой, тонкими ветками и др. Научный сотрудник Башгосзаповедника А. Лоскутов, исследовав 207 берлог, установил, что местные медведи чаще всего залегают в пещерах с выходом на юг или восток. Медвежата появляются в количестве 1—4, очень редко 5—6…

Нападения на людей с тяжелыми последствиями чаще отмечаются в Бурзянском, Белорецком, Зилаирском районах.

Медведи очень любят полакомиться медом.Часто они забредают на пасеки и разрушают улья.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Названия некоторых млекопитающих на башкирском языке :

косуля – илек (самка косули – ҡоралай)

сайга (сайгак) – сайғаҡ

кабан – ҡабан, ҡыр сускаһы

песец – аҡ төлкө

енот – янут, урман эте

хомяк – алйырҙан, ала ирлән

крот – төрткө, һуҡыр сысҡан

летучая мышь – ярғанат

В каждой шутке есть доля шутки:)

". Первыми волосатое чудовище заметили подростки. Гуляя теплой летней ночью в окрестностях села Верхнеманчарово Илишевского района, они увидели на поляне необычно высокую человеческую фигуру. Подойдя поближе, они обмерли – это же снежный человек! Не чуя ног, пацаны драпанули домой. "

Снежный человек – это же шурале!

Классификация нечистой силы, которую можно встретить в Башкирии

Если верить башкирским эпосам, сказкам и преданиям, нечисти у нас в республике хватает. В фольклорных произведениях красочно описываются похождения злодеев, которым так и хочется напакостить ненавистным людишкам:

Албасты – обычно приходит в деревню ночью. Убивает людей, давя на грудь своими страшными руками

Бисура – обитает преимущественно на территории деревни и беспокоит одиноких людей, живущих на окраине. Появляется перед мужчиной в женском обличии, а перед женщиной - в мужском.

Ен и Шайтан, как правило, орудуют в доме, мешая хозяйке заниматься делами (аналоги домового и черта).

Шурале – лохматое существо на двух ногах огромного роста. Находит потерявшихся в лесу людей и щекочет их до смерти.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что страшилище, беспокоящее жителе Илишевского района Башкирии, не кто иной, как шурале, вышедший из леса на охоту!

Станислав ШАХОВ 31 июля 2004"

"В соседних республиках от Татарстана имеются свидетельства проявления гоминоида. К примеру, в Башкирии несколько конюхов преследовали примата – большого, черного. С вилами и лопатами. Он дошел до белой стены и … исчез. "
"Итак, неужели Шурале мог быть снежным человеком? Если опираться на гипотезу российских ученых, то можно предположить, что некий местный гоминид проживал в лесах Татарии и Башкирии, иначе не было бы легенд."

Если честно, я тоже подумал, что у меня вышла неплохая шутка.
А потом решил поискать в яндексе. )

Путешествия Башкирия Туризм Поход

Названия животных на башкирском языке (по алфавиту)
Барсук - бурһыҡ (бурхык)
Белка - тейен
Бобр - ҡондоҙ (кондоз)
Бык - үгеҙ (угез)
Волк - бүре (буре)
Выдра - ҡама (кама)
Ёж - терпе
Заяц - ҡуян (куян)
Змея - йылан
Коза - кәзә (каза, кяза)
Корова - һыйыр (хыйыр)
Кошка - бесәй (бесай, бесей, песей, писей)
Лев - арыҫлан (арыслан)
Лиса - төлкө (толко)
Лось - мышы
Лошадь - ат
Медведь - айыу
Мышь - сысҡан (сыскан)
Обезьяна - маймыл
Овца - һарыҡ (харык)
Олень - болан
Пчела - бал ҡорто (бал корто)
Свинья - сусҡа (суска)
Собака - эт
Соболь - кеш
Сурок - һыуыр (хыуыр)
Суслик - йомран
Телёнок - быҙау
Тигр - юлбарыҫ (юлбарыс)
Хомяк - алйырҙан (алйырзан)
Хорек - көҙән (козан)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ҡырағай хайуандар Дикие животные

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ҡырағай хайуандар Дикие животные

Ҡырағай хайуандар Дикие животные

Цели и задачи урока: Цель деятельности педагога: - Учить понимать на слух пре.

Дәрес барышы( ход урока) 1.Ойоштороу моменты.(организационный момент) А)Сәләм.

Дәрес барышы( ход урока) 1.Ойоштороу моменты.(организационный момент) А)Сәләмләү(приветствие) -Һаумыһығыҙ, балалар! -Хәйерле көн! -Хәлдәрегеҙ нисек? Рәхмәт. Бик яҡшы. Әйҙәгеҙ бер-беребеҙгә ҡарашып йылмайышып, хәйерле көн теләйек. Бөгөн беҙгә ҡунаҡтар килгән.Уларға ла хәйерле көн теләйек. Б)Теманы асыҡлау.( введение в тему урока) Балалар беҙгә тағыла бер ҡунаҡ килгән. Ниндәй ҡунаҡ икән? Йомаҡ әйтеү. Үҙе аҡ, үҙе йомшаҡ.( Йәйен һоро, ҡышын аҡ -уға шулай яҡшыраҡ) Ҡуян. - Дөрөҫ, уҡыусылар бөгөн беҙгә ҡунаҡҡа ҡуян килгән һәм беҙгә бик ҡыҙыҡлы эштәр алып килгән.Һәм дөрөҫ яуаптар өсөн бүләктәр әҙерләгән. Ул беҙҙе сәйәхәткә саҡыра.


Сәйәхәт итәйек «Өндәр” туҡталышы “Зоопарк” туҡталышы “Ял минуты” туҡталышы “У.

Сәйәхәт итәйек «Өндәр” туҡталышы “Зоопарк” туҡталышы “Ял минуты” туҡталышы “Уҡыу” туҡталышы “Белемдәр тикшереү” туҡталышы

 2.Дәрестең төп этабы.(основной этап урока)

2.Дәрестең төп этабы.(основной этап урока)

А)Фонетик күнекмә.(фонетическая зарядка) - Балалар мин һеҙгә һүҙҙәр әйтәм, ә.

А)Фонетик күнекмә.(фонетическая зарядка) - Балалар мин һеҙгә һүҙҙәр әйтәм, ә һеҙ был һүҙҙә ниндәй башҡорт үҙенсәлекле өнөн ишетәһегеҙ. Шул өн карточкаһын күтәрегеҙ. Көсөк – [ө ] Үгеҙ – [ ү ] – [ҙ ] Бәрәс - [ә ] Тутыйғош - [ғ ] Һыйыр – [ һ ] Ҡолон - [ҡ ] Уҫал – [ ҫ ] Минең- [ң ]

Б)Үтелгәнде ҡабатлау.(актуализация изученного материала) Ҡолон һүҙенең беренс.

Б)Үтелгәнде ҡабатлау.(актуализация изученного материала) Ҡолон һүҙенең беренсе хәрефе. ( ҡ) Һыйыр һүҙенең икенсе хәрефе (ы) Бәрәс һүҙенең өсөнсө хәрефе. (Р) Ташбаҡа һүҙенең дүртенсе хәрефе. (а) Тутыйғош һүҙенең бишенсе хәрефе. (Ғ) Ат һүҙенең беренсе хәрефе. (А) Тейен һүҙенең өсөнсө хәрефе.(Й) Ҡ ы р а ғ а й хайуандар. Беҙ бөгөн дәрестә ҡырағай хайуандар атамалары менән танышабыҙ. Беҙ уларҙы ҡайҙа күрә алабыҙ? Урманда , зоопаркта. Ҡуян беҙҙе зоопаркка саҡыра.

В)Яңы материалды үҙләштереү(Усвоение нового материала) Иректә йәшәйҙәр. Живут.

В)Яңы материалды үҙләштереү(Усвоение нового материала) Иректә йәшәйҙәр. Живут на воле. Үҙҙәре аҙыҡ табалар. Сами себе добывают пищу. Дошмандарынан үҙҙәре һаҡлананалар. Сами защищаются от врага. Үҙҙәре йәшәү өсөн урын табалар. Сами устраивают себе жильё. Нәҫелдәрен дауам итеүҙе үҙҙәре ҡайғырталар. Сами выводят и заботятся о потомстве.

Зоопаркта. Һүҙлек зше. ҡырағай –дикий мышы –лось айыу – медведь һеләүһен - ры.

Зоопаркта. Һүҙлек зше. ҡырағай –дикий мышы –лось айыу – медведь һеләүһен - рысь бүре- волк төлкө – лиса тейен – белка ҡуян – заяц терпе – ёж урманда – в лесу ағаста – на дереве өңдә – в берлоге, в норе йәшәй - живёт

ҡырағай хайуандар- дикие - животные

ҡырағай хайуандар- дикие - животные

Мышы - лось

айыу - медведь

Һеләүһен - рысь

Бүре-волк

төлкө - лиса

Ҡуян-заяц

Тейен -белка

Терпе- еж

өңдә – в норе


өңдә – в норе

ағаста –на дереве

ағаста –на дереве

Ял минуты. Тейен сәпәкәй итә (сәпәкәй итергә) Терпе бейеп үк китә (тыпырлатыр.

Ял минуты. Тейен сәпәкәй итә (сәпәкәй итергә) Терпе бейеп үк китә (тыпырлатырға) Ә айыу тайыш табан, Башын ғына һелкетә (башты уңға,һулға һелкет) Ҡуян йүгереп китә (урында йүгерергә) Ул да башын һелкетә (башты уңға,һулға) Яҡ-яғына ҡаранып, (тирә-яҡҡа ҡарарға) Шыршы аҫтына боҫа.(урындарға ултыр)

физкульминутка Белка хлопает в ладоши, Ёжик топает ногой, А вот мишка косолап.

физкульминутка Белка хлопает в ладоши, Ёжик топает ногой, А вот мишка косолапый Только вертит головой. Зайка скачет по дорожке И качает головой. Повернулся, оглянулся И уселся под сосной.

Д)Теоретик белемдәрҙе практик ҡулланыу. (Практическое применение теоретически.

Д)Теоретик белемдәрҙе практик ҡулланыу. (Практическое применение теоретических знаний) 1.Ҡуян беҙгә йомаҡ әҙерләгән Не боится волка (Бүренән ҡурҡмай) Маленькая кроха.(Бәләкәс кенә) Острые иголки (Үткер энәләре) Защитят надолго.(һаҡлай гел генә) (терпе) -Дөрөҫ уҡыусылар.Ә хәҙер терпе тураһында шиғыр уҡыйбыҙ. Дәреслек.94-се бит. Терпе йоҡламай, Терпе ашамай. Беҙҙең өйөбөҙ Уға оҡшамай. Уйлайҙыр: күпме Шулай ятырға? Ярамағандыр Уны урмандан Алып ҡайтырға (А.Насретдинова) Уҡытыусы уҡый- эстән уҡыу – хор менән уҡыу – һорауҙарға яуап – уҡыусыларҙың уҡыуы. Терпе ни эшләмәй? (йоҡламай,ашамай) Ни өсөн ул ашамай, йоҡламай?(Урмандан алып ҡайтырға ярамай) -Уның өйө ҡайҙа? ( Урманда) Уға урманда оҡшаймы?(Эйе) Һәр кемгә тыуған ере ҡәҙерле. Свій уголок – свій простор. В гостях хорош.а дома лучше. На чужой стороне и весна не красна.

Терпе йоҡламай, Терпе ашамай. Беҙҙең өйөбөҙ Уға оҡшамай. Уйлайҙыр: күпме Шул.

Терпе йоҡламай, Терпе ашамай. Беҙҙең өйөбөҙ Уға оҡшамай. Уйлайҙыр: күпме Шулай ятырға? Ярамағандыр Уны урмандан Алып ҡайтырға

Е)Белемдәрҙе тикшерәйек. 2. Төркөмдәрҙә эш. Ни эшләй? Ниндәй? айыу төлкө бесә.

Е)Белемдәрҙе тикшерәйек. 2. Төркөмдәрҙә эш. Ни эшләй? Ниндәй? айыу төлкө бесәй көсөк ат айыу ҡуян бүре - Ә хәҙер ошо һүҙҙәр менән һөйләмдәр төҙөгөҙ. Парлап эшләү. Карточкаларҙа һөйләмдәр яҙылған. Ә һеҙ нимә тураһында яҙылғанды белергә тейешһегеҙ. Ул һөт ярата. Ул мине һаҡлай. Уның һөтөнән ҡымыҙ эшләйҙәр. Ул бал ярата. Ул ҡуянды ашай. Ул хәйләкәр. Ул бесән ашай.

Рефлексия. Ҡуян дуҫыбыҙға әйтәйек әле, һеҙгә сәйәхәт оҡшанымы? Сәйәхәттә нимә.

Рефлексия. Ҡуян дуҫыбыҙға әйтәйек әле, һеҙгә сәйәхәт оҡшанымы? Сәйәхәттә нимәләр күрҙек? Ҡуянға рәхмәт, әйтәйек. Һәм урманға оҙатайыҡ. Балалар, смайликтарығыҙҙы һанайыҡ та, алған билдәләрегеҙҙе журналға ҡуяйыҡ.

Читайте также: