Сообщение о мастере бельканто ирина архипова

Обновлено: 07.07.2024

Елена Савельева и Ольга Кондина в МЗК

Елена Савельева и Ольга Кондина в МЗК

2 января 2020 исполнилось 95 лет со дня рождения величайшей русской певицы Ирины Константиновны Архиповой.

Конечно, любые оценки и сравнения весьма субъективны и условны, однако, думается, совершенно очевидно, что Архипова – это явление в русской и мировой музыкальной культуре второй половины ушедшего столетия.

Самая титулованная певица Советского Союза и Российской Федерации, обладательница бесчисленных званий и наград, как отечественных, так и зарубежных, Ирина Архипова, несмотря на абсолютную заслуженность оных, запомнилась нам, конечно, не этим. С нами навсегда – в памяти и в записях – остался запечатленным ее волшебный голос красивого, сочного, вечно молодого тембра, всегда скругленный, благородный звук, ее редкая вокальная культура и феноменальная техника.

Но в отношении искусства Архиповой термин бельканто уместен как никогда – в ее голосе всегда была, с одной стороны, роскошная, пряная итальянскость, а с другой – необыкновенный контроль над собой, никогда не изменявшее ей чувство меры.

Слушая Архипову, вы никогда не найдете пережима, вульгарной эмоции, распахнутых, без тайны, а оттого малоинтересных, слишком прямолинейных страстей. Именно этим отличалась уже молодая Архипова, именно это выделило ее из числа певиц Большого театра ее поколения с прекрасными голосами, но не такими совершенными.

Не зря Архипова – архитектор по первой специальности: она сумела выстроить свой голос как гармоничный, прекрасный храм. Он – подобен античному Парфенону: конструкция без изъяна, совершенная в своей классической простоте, при том, что, как и в Парфеноне, в нем нет ни одной скучной прямой линии, ни одной – без загадки, без потаенного смысла.

Столь знаковый юбилей отмечается в нашей стране пока, увы, очень скромно. Родной Большой театр пока не анонсировал спектакля, посвященного памяти Архиповой, фонд ее имени объявил пока лишь только об одном концерте, который состоится в конце января в Московском доме ученых – на уважаемой, но все же не самой главной академической площадке столицы. Тем ценнее любое мероприятие, приносящее дань уважения этой титанической личности.

Одно из них состоялось на днях в Малом зале Московской консерватории – альма-матер Архиповой, которой она отдала много лет как профессор кафедры сольного пения.

Заслуга в организации концерта принадлежит пианистке Елене Савельевой, которая устроила в этом сезоне целый фестиваль памяти выдающихся вокалистов прошлого века. А главным фигурантом январского вечера стала солистка Мариинского театра, профессор Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова сопрано Ольга Кондина.

В середине 1980-х выпускница Свердловской консерватории Кондина проходила аспирантуру в классе Ирины Архиповой, взяв очень многое от аполлонического вокала великой русской меццо, поэтому это приношение было более, чем уместно. Вместе с Кондиной в концерте приняли участие московские солисты, народные артисты России Анатолий Лошак и Олег Кулько.

Все трое вокалистов – большие мастера, маститые певцы, многолетние солисты ведущих российских столичных театров, помимо родных сцен (у Лошака это – Театр Станиславского и Немировича-Данченко, у Кулько – Большой театр), у каждого из них, кроме того, сложилась и весьма впечатляющая карьера на других сценах – в России и за рубежом.

Каждый из них в свое время так или иначе был отмечен прозорливой Архиповой, которая практически никогда не ошибалась: и их славное служение оперному театру подтвердило ее правоту.

Отрадно и то, что по прошествии десятилетий каждый из них звучит потрясающе, то есть сумел сохранить достойную вокальную форму, свежесть голоса, ну а накопленное мастерство и подавно сомнения не вызывает.

Вместе с тем всем троим, словно недодадено славы – карьеры могли быть более яркими, а имена – более известными, тем более, что певцы того бесспорно заслуживают. Но как-то так получилось, что после звездной плеяды солистов Большого и Мариинки, получивших наивысшее признание в стране уже на излете советской власти, когда внимание к классическому искусству еще было очень заметно, а его популяризацией занимались на государственном уровне, следующему поколению лавров, увы, досталось уже заметно меньше.

Грандиозный культурный коллапс, что произошел в стране после крушения СССР, не мог не отразиться и на карьерах наших героев – к сожалению, их имена сегодня известны только узкому кругу истинных меломанов. Тому свидетельство – и концерт в Малом зале, весьма камерное пространство которого, к сожалению, не оказалось заполненным под завязку…

Посвящение Архиповой в основном носило сугубо камерный характер, что определялось, конечно же, далеко не только форматом зала: великая певица была эталоном не только в опере, но и в камерном исполнительстве. Интерпретация ею романсов Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова всегда восхищала лирической тонкостью, проникновенностью исполнения, филигранным кружевом звукописи, необыкновенным эстетическим чувством меры: она всегда точно знала, какую краску, какой нюанс дать на той или иной ноте, фразе, какие из них будут в самую пору.

В первом отделении Ольга Кондина исполнила романсы Танеева, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Рахманинова, а Анатолий Лошак – Глинки, Гурилева, Балакирева.

Вторая часть концерта была полностью посвященная Чайковскому – звучали его как популярные, так и редкие романсы, а также сцена и дуэт Иоланты и Водемона из последней оперы гения. Гостью из Петербурга обычно характеризуют как лирико-колоратурное сопрано и, действительно, ее основные достижения на оперной сцене связаны с этим амплуа, однако по насыщенности тембра, объемности звука, его значимости и полноте, по крайней мере, сегодня ее голос вряд ли можно отнести к легкому сопрано. Музыкальность и естественность, простота, ненарочитый артистизм подачи романсов, напомнили об архиповских прочтениях.

Анатолий Лошак порадовал по-прежнему солнечным тембром, мягкой кантиленой, стабильным звучанием среднего и верхнего регистра и, конечно же, весомыми, смыслово наполненными прочтениями вокальных миниатюр.

Блистательные верхи Олега Кулько обжигают горячностью, настоящая оперная экспрессия певца буквально завораживает публику.

Невозможно умолчать и о превосходном мастерстве концертмейстера: Елена Савельева проявила себя как очень тонкий аккоманиатор-сотворец, бережно ведший певцов через сложности разных по стилистике произведений, чутко взаимодействуя с ними. Благодаря в том числе и ее филигранной игре и безупречной поддержке вокалистов, вечер получился по-архиповски гармоничным.


Александр Матусевич

Музыкальный обозреватель, публикуется с 2001 года, автор многочисленных материалов (рецензии, интервью, переводы, аналитика) по проблемам оперного театра, вокального и хорового искусства в сетевых изданиях, газетах, журналах, театральных буклетах.

Член жюри региональных театральных фестивалей, лектор семинаров по музыкальному театру в разных городах России.

Ирина Константиновна Архипова / Irina Arkhipova

Вот лишь несколько выдержек из огромного числа статей, посвященных Архиповой:

Ирина Константиновна Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. Ирине не исполнилось еще и девяти лет, когда ее слух, память, чувство ритма открыли перед ней двери школы при Московской консерватории.

Когда прослушивание закончилось, мы остались ждать результатов испытания. К нам вышла та красивая женщина-педагог, которая поразила меня своей пышной прической, и сказала папе, что я принята в школу. Потом она призналась папе, что когда он говорил о музыкальных способностях своей дочери, настаивая на прослушивании, то она приняла это за обычное родительское преувеличение и рада, что ошиблась, а папа оказался прав.

Ольга Александровна посоветовала папе отвести меня не в консерваторскую школу, а к Гнесиным, где у меня было больше шансов быть принятой. Мы пошли с ним на Собачью площадку, где тогда размещались школа и училище Гнесиных…".

Начавшаяся война помешала девочке закончить обучение. Поскольку отца Архиповой не призвали в армию, семья была эвакуирована в Ташкент. Там Ирина окончила школу и поступила в только что открывшийся в городе филиал Московского архитектурного института.

Она успешно окончила два курса и лишь в 1944 году вместе с семьей вернулась в Москву. Архипова продолжала активно участвовать в институтской самодеятельности, даже не помышляя о карьере певицы.

Малышева и отвела девушку на прослушивание в Московскую консерваторию. Мнение консерваторских профессоров было единодушным: Архипова должна поступать на вокальное отделение. Оставив работу в проектной мастерской, она полностью отдается музыке.

Архипова переходит на дневное отделение консерватории и начинает работать над дипломной программой. Ее выступление в Малом зале консерватории экзаменационная комиссия оценила высшим баллом. Архиповой предложили остаться в консерватории и рекомендовали для поступления в аспирантуру.

Вот как он вспоминает об этом времени:

В первые годы работы ее наставником был Мелик-Пашаев, а затем — известный оперный режиссер В. Небольсин. После триумфальной премьеры в Москве Архипову пригласили в Варшавскую оперу, и с этого времени начинается ее известность на мировой оперной сцене.

В 1959 году Архипова была партнершей известного певца Марио Дель Монако, приглашенного в Москву для исполнения роли Хозе. После спектакля известный артист в свою очередь пригласил Архипову участвовать в постановках этой оперы в Неаполе и Риме. Архипова стала первой русской певицей, вошедшей в зарубежные оперные труппы.

В сезоне 1959/60 года вместе с Марио Дель Монако Архипова выступает в Неаполе, Риме и других городах. Она получила великолепные отзывы прессы:

В Италию Архипову направили не одну, а в сопровождении переводчика — преподавателя итальянского языка Ю. Волкова. Видимо, чиновники боялись, что Архипова останется в Италии. Через несколько месяцев Волков стал мужем Архиповой.

"Исполнительское творчество Архиповой невозможно вместить в рамки какого-либо амплуа. Круг ее интересов очень широк и многообразен, — пишет В.В. Тимохин. — Наряду с оперным театром огромное место в ее артистической жизни занимает концертная деятельность в самых различных ее аспектах: это и выступления с ансамблем скрипачей Большого театра, и участие в концертном исполнении оперных произведений, и такая сравнительно редкая в наши дни форма исполнительства, как Opernabend (вечер оперной музыки) с симфоническим оркестром, и концертные программы в сопровождении органа. А в канун 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Ирина Архипова предстала перед слушателями как великолепная исполнительница советской песни, мастерски передав ее лирическую теплоту и высокую гражданственность.

Завершая свою книгу в 1996 году, Ирина Константиновна писала:

Ирина Архипова фотография

Русская певица (меццо-сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (15.09.1959).
Народная артистка РСФСР (1961).
Народная артистка СССР (1966).
Герой Социалистического Труда (29.12.1984).
Заслуженная артистка Удмуртской АССР (1982).
Народная артистка Кыргызской Республики (1993).
Народная артистка Республики Башкортостан (1994).

19 января 2010 года певица была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина.
Ирина Архипова ушла из жизни от остановки сердца ранним утром 11 февраля 2010 года в Москве. Похоронили певицу 13 февраля на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Супруг — народный артист СССР Владислав Пьявко.

последнее обновление информации: 02.12.19

источники информации

публикации

11 февраля 2010 года, всего чуть более месяца назад отпраздновав свое 85-летие, скончалась великая русская певица Ирина Константиновна Архипова. В одной из зарубежных статей десятилетней давности, посвященных 75-летнему юбилею певицы, Архипова, наряду с Обуховой и Образцовой, названа в числе трех главных русских меццо-сопрано ХХ века. Конечно, любые оценки и сравнения весьма субъективны и условны, однако, думается, совершенно очевидно, что Архипова – это явление в мировой музыкальной культуре второй половины ушедшего столетия.

Самая титулованная певица Советского Союза и Российской Федерации, обладательница бесчисленных званий и наград, как отечественных, так и зарубежных, Архипова, несмотря на абсолютную заслуженность оных, запомнится, конечно, не этим. С нами навсегда – в памяти и в записях – останется запечатленным ее волшебный голос красивого, сочного, вечно молодого тембра, всегда скругленный, благородный звук, ее редкая вокальная культура и феноменальная техника.

У нее была счастливая творческая судьба, причем не только на родине, в Большом театре, но и за рубежом, что сделать тогда было совсем непросто – Архипова принадлежит к первому поколению советских вокалистов (И. Петров, Г. Вишневская, З. Анджапаридзе, Т. Милашкина и др.), завоевывавших мир после десятилетий отсутствия практически всяких контактов. Звездных ролей и звездных спектаклей могло бы быть намного больше, и все же, она пела на всех главных мировых сценах.

Последний раз она вышла на великую и родную для себя сцену весной 2005-го, празднуя свое 80-летие и 50-летие творческой деятельности. В тот вечер она уже не пела – пели для нее: это было последнее значительное событие в старом Большом перед долгими годами реконструкции. Уходила эпоха…

Интерпретация ею романсов Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова восхищает лирической тонкостью, проникновенностью исполнения, филигранным кружевом звукописи, и опять же – необыкновенно эстетичным чувством меры: она всегда точно знает, какую краску, какой нюанс дать на той или иной ноте, фразе, какие из них будут в самую пору.

Значение Ирины Архиповой не исчерпывается ее совершенным пением. Она была большим педагогом и большим организатором, воспитавшим и давшим путевку в жизнь многим современным русским певцам. Почти все из наших соотечественников, кто сегодня блистает на мировых сценах, включая самые громкие имена (Хворостовский, Бородина, Гулегина, Нетребко и пр.), прошли через руки Архиповой – именно она на конкурсах Глинки или Чайковского, жюри которых возглавляла много лет, отметила, поддержала молодые дарования, выросшие затем в больших артистов. Она была неустанна в поиске новых талантов и поддержке молодежи – надежды русской музыкальной культуры, для чего создала собственный фонд, который за почти двадцать лет своего существования дал огромное количество самых разнообразных концертов, представляя публике новые имена. Архипова объединяла людей – не зря, в конце 1980-х, когда все рушилось в нашей стране, именно она возглавила Международный союз музыкальных деятелей, всемерно сохраняя, укрепляя и развивая творческие контакты на просторах бывшего СССР. Продвижение молодых талантов и просветительство было основным смыслом жизни Архиповой в последние десятилетия, и на этом поприще ей удалось сделать очень много, что говорит о ней не только как о выдающейся артистке, но и как о незаурядной личности и гражданине, патриоте своей страны.

дополнительная информация >>


А

Ирина Архипова биография кратко

Ирина Константиновна Архипова появилась на свет в Москве 2 января 1925 года в семье инженера. Отец хоть и овладел технической профессией, но одаренно играл на разных музыкальных инструментах. Мать пела в Большом театре. С детства девочка посещала обычную музыкальную школу, а после школу им. Гнесиных. Родители решили, что дочке необходимо овладеть профессией архитектора, так как она более практична для жизни. С началом войны семья Архиповых переехала в Ташкент.

В 1942 году Ирина стала студенткой Архитектурного института. Спустя 3 года начала посещать вокальную студию, которая находилась при институте. Архипова активно совмещала два вида деятельности. Для дипломной работы она выбрала тему проектирования памятника на честь павших солдат в Севастополе. Ее идея казалась необычной и новой. После успешной защиты диплома в 1948 году, будущая оперная певица по распределению попала в архитектурную мастерскую. Ирина работала над конструированием жилых домов на Ярославском шоссе. По ее проекту свели Московский финансовый институт. Параллельно девушка поступила на вечернее отделение консерватории и занималась пением.

Дебют певицы состоялся в 1951 году на радио. В 1952 году переводится на дневное отделение, где прошел последний год обучения. К прежней работе она уже не вернулась. В 1953 году поступает в аспирантуру. Не раз пыталась пройти прослушивание в Большой театр. В 1954 году Ирина Константиновна уезжает в Свердловск, где отрабатывает в театре оперы год. После подает заявку на участие в международном вокальном конкурсе. Архипова, выиграв конкурс, стала давать концерты по России.

В 1966 году ее пригласили в качестве жюри конкурса им. П. И. Чайковского. Спустя год она была бессменным жюри конкурса им. М. И. Глинки. В 1997 году по приглашению министра культуры Азербайджана ПоладаБюль-БюльОглы и президента страны Гейдара Алиева Ирина Константиновна возглавила жюри Конкурса им. Бюль-Бюля, который был организованный к его 100-летию со дня рождения.

19 января 2010 года певицу госпитализировали в городскую больницу им. Боткина с сердечной патологией. Ее не стало 11 февраля 2010 года в Москве.

Ирина Архипова интересные факты

В 1955 году активно гастролировала за рубежом. Она посетила Австрию, Польшу, ГДР, Финляндию, Италию, Венгрию, Румынию, Чехословакию, США, Болгарию, Японию, Канаду и Францию. Архипова даже делила античный амфитеатр в Оранже с Монсеррат Кабалье.

Ирина Константиновна признана царицей русской оперы и лучшей Кармен в мире.

Первым мужем Архиповой был однокурсник Евгений Архипов, от которого она родила сына. С первым мужем Ирина Константиновна прожила недолго, однако фамилию оставила на всю жизнь. Второй раз вышла замуж за переводчика Юрия Волкова. В 1966 году она познакомилась с молодым певцом Владиславом Пьявко, который стал ее третьим и последним мужем.

В 1999 году ей присудили премию Castadiva.

Надеемся, что доклад про Ирину Архипову помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об оперной певице России. А краткий рассказ об Ирине Архиповой Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Читайте также: