Узелковое письмо инков сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Империя инков существовала одно столетие, но развивалась очень быстро, пока не была разрушена испанцами. Конкистадоры уничтожили многие образцы узелкового письма. Всего сохранилось только 700 кипу Великого Инки.

В узелковом письме информация сохраняется в верёвках, которые кодируют узлами и цветами верёвок. Верёвки с узелками у различных народов: на Каролинских островах, на Гавайях, в горных районах Калифорнии, в Западной Африке, у монголов, в Израиле, в Китае, у североамериканских индейцев, а также в Европе. У инков такое узелковое письмо называлось кипу. Оно представляло собой древнюю мнемоническую и счётную систему. Это были сложные плетения и узелки, изготовленные из шерсти южноамериканских лам или хлопка. Количество свисающих нитей могло достигать двух тысяч.

Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н. э. Впервые же о нём написали в 1533 году. В кипу хранилось огромное количество информации. А по виду такие "книги" очень красивые и больше напоминают орнамент, чем привычные буквенные записи. Главная толстая верёвка в плетении начинала повествование. К ней наискось крепились верёвки потоньше. Они использовались для записи данных. При помощи кипу инки учитывали число лам, количество воинов или собранного урожая, вели перепись населения, использовали даже в качестве календаря. Современному человеку довольно сложно представить, что узлами можно описать целую иерархическую организацию органов власти у инков, а не только цифры.

Узелковые письма доставлялись бегунами по системе дорог в империи инков. Кипу было удобно переносить. Его сминали и помещали в мешочек. Кипу использовались как документы в сложной расчётной системе, поэтому предназначались в основном для чиновников. В верёвках и узлах передавалась информация о налогах в той или иной провинции, обозначалось число людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и т.д. Существует и тип кипу, который представлял поэмы, песни, истории, генеалогию. На сегодняшний день ни одна из этих записей расшифрована не была.

В целом, степень владения навыками чтения кипу у инков была следующей:

  • статическое знали все;
  • простое идеографическое понимали определённые круги лиц;
  • изысканное идеографическое было доступно только узкому кругу учёных и кипукамайокам.

Цвет нити в кипу передавал содержание и считался ключом. Нити могли быть одноцветными или сочетать два и более цветов. В главный шнур вставлялся по необходимости ключ в виде листа растения, кусочка минерала и т.д., указывавший на смысловое содержание кипу или нити. Так инки избегали путаницы с прочтением цветов, значение которых могло измениться. Всего сегодня изучено 24 различных цвета нитей. Вот что могли обозначать некоторые цвета:

  • Чёрный — время.
  • Ярко-красный — инки.
  • Зелёный — противник.
  • Жёлтый — золото.
  • Белый — серебро.

Смесь цветов на кручёной нити применялась для обозначения перечня объектов. В кипу учитывалась позиция вещей, о которых шла речь в кипу. Они располагались в порядке убывания значимости. Узлы в таком своеобразном письме у инков были трёх типов:

  • Простые, продетые верёвкой сверху вниз.
  • Длинные, состоящие из продетой сверху вниз верёвкой, соединённые узлом с одним или более дополнительными поворотами.
  • Узлы в виде цифры "8".

В кипу хранились числа в десятичной системе счисления. При написании числа 10 000, достаточно было завязать 1 узел в нужной позиции свисающей нити. Пустые позиции на нити считались нулями. Производить арифметические операции с помощью такой записи было легко. Например, что бы суммировать цифры 15 и 25, инки завязывали узлы на нитях в соответствующих местах и горизонтальным "прочтением" справа налево или наоборот. Аналогично происходило с вычитанием.

Империя инков существовала одно столетие, но развивалась очень быстро, пока не была разрушена испанцами. Конкистадоры уничтожили многие образцы узелкового письма. Всего сохранилось только 700 кипу Великого Инки. Правда эту письменность испанцы искоренили постепенно. Это письмо использовалось в качестве отчёта о податях и повинностях до XIX века. Вообще европейцы, впервые столкнувшиеся с кипу, были поражены быстротой и точностью сведений, которые им выдавались толкователями, которые "читали" руками по верёвке быстрее, чем они произносили словами прочитанное. Примитивное использование кипу велось в перуанской горной местности и после испанского завоевания инков. Только кипукамайоки, создававшие определённые формы кипу, могли их прочитать. Поэтому кипу считается неким мнемоническим устройством.

Веревки, узелки, камешки, деревяшки, растения и другие средства коммуникации, с помощью которых инки плели важные статистические, исторические и юридические тексты и которые не смогли победить даже конкистадоры


Инка и его главный бухгалтер — кипукамайок. Рисунок из хроники Мартина де Муруа. 1590 год © Museo Chileno de Arte Precolombino

Главным образом эта система была нужна для сбора и хранения информации, относящейся к разного рода учету, — чиновники, совершая поездки по провинциям, подсчитывали и записывали с помощью кипу собранные налоги, количество урожая, населения, скота, объем ремесленного производства. В кипу могли храниться данные о количестве человек, живших в каком-то селении или царстве, о половозрастном составе населения, его здоровье, семейном положении, умерших и рекрутах.

Кипу представляют собой своего рода макраме — на основной горизонтальный шнур из хлопка или шерсти привязаны более тонкие нити, сплетенные из волокон различных цветов. На каждой из нитей находится несколько узелков, различающихся техникой плетения. Кроме того, к каждой из нитей могла быть привязана еще нить — и так могло повторяться многократно. Информационно значимым было количество нитей (их число в некоторых кипу доходило до двух тысяч), их цвета, длина, число узелков на каждой, способ их плетения, а также различные элементы, которые в нити вплетали, — ракушки или части растений.


Различные формы узлов и плетения нитей. Рисунки Джулии Мейерсон © Julia Meyerson

В настоящее время понятно значение только самых простых элементов кипу. Более того — вся находящаяся в нашем распоряжении информация почерпнута из колониальных текстов, у нас нет ни одного примера интерпретации конкретного дошедшего до нас кипу, сделанной его современниками. Поэтому все, что описано ниже, представляет собой попытку интерпретации
и может содержать ошибки.

Отдельные кипу могли содержать нити разных цветов. Существуют предположения относительно символических значений двадцати четырех из них. Так, черный мог означать временную шкалу или болезнь, красный — войну и потери на войне, желтый — золото (как единицу измерения) или кукурузу (как объем урожая); белый — серебро или мир, палевый обозначал отсутствие чего-то, беспорядок или варварство.

Значение также имели длина подвешенных нитей и положение сделанных на них узелков: чем выше и чем левее — тем выше значение или качество описываемого явления. Кроме того, в несущую нить мог вставляться кусочек дерева или камня — возможно, это также служило для пояснения смысла.


Археологи Перси Дауэрсберг и Джуниус Берд с одним из крупнейших кипу, найденным в секторе Мольепампа, длиной около трех метров, с полутора тысячами нитей © Museo Chileno de Arte Precolombino

В той или иной степени кипу могли владеть довольно широкие слои населения, однако на государственном уровне учет и исчисление по кипу вели специалисты — кипукамайоки, и, по отзывам хронистов, вели так хорошо, что от них ничего нельзя было утаить. Кипукамайоки работали в домах-архивах, существовавших в каждом селении, создавая новые кипу с актуальными статистическими данными.

В первые годы завоевания Перу испанские чиновники вслед за местным населением использовали кипу. Но впоследствии стало понятно, что полностью разобраться в этой сложной системе трудно, следить за информацией неудобно, а кипукамайоки в своих отчетах нередко дают ложные сведения, вредящие испанцам. К тому же конкистадоры считали, что кипу имели отношение к религии инков, а значит, могли быть причислены к идолопоклонству.

В 1583 году III Лимский собор постановил сжечь все кипу как опасный магический инструмент. Однако и после этого кипу продолжали существовать. Еще одну попытку их уничтожения предпринял миссионер-иезуит Пабло Хосе де Арриага.

В настоящее время известно более 800 кипу. Почти три сотни из них хранятся в Этнографическом музее Берлина.

Установить, как следует интерпретировать эти записи, имеющие вид кистей, ученым до сих пор не удалось. Известно, что читать знаки-узлы следует справа налево по шнуру-основанию, последовательно перебирая каждый навесной шнурок. Исследователи предполагают, что последовательность и число этих узлов содержат количественную информацию, а цвет шнуров связан с предметом записи.


Кипу – узелковое письмо

Ученые установили, что в кипу использовались шнуры и нити 13 различных цветов и оттенков, причем каждая нить была одно-, двух– или трехцветной. На каждой нити могли располагаться до 9 узлов, имеющих простую или сложную конфигурацию, а также прикрепляться предметы или фрагменты предметов, связанные со смыслом записи.

Еще во времена завоевания Америки конкистадоры видели странные разноцветные кисти. Однако никто не смог расшифровать кипу. Постепенно среди европейцев сложилось поверье, что кипу не что иное, как проклятье инков разрушителям их страны. Но эта зловещая легенда со временем забылась, а кипу стали рассматривать как декоративный элемент одежды или упрощенную систему счета, вроде узелков на память.

Следует отметить, что кипу было широко распространено в империи инков. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древних захоронений, в ходе которых были обнаружены узелковые записи.

В настоящее время в музеях мира и частных коллекциях находится около 600 экземпляров инкского кипу. Археолог Р. Асчер высказывал мнение, что содержание около одной пятой части от общей численности известных науке узелковых записей не является числовым. Установлено, что система узелковой письменности состоит приблизительно из полутора тысяч знаков.

В 1923 году английский историк Л. Локк установил, что странные цветные шнуры с узелками, впервые замеченные испанскими конкистадорами 500 лет назад, на самом деле не украшения, как полагали, а своеобразное письмо. Локк предположил, что странные кистеобразные изделия представляют собой тайнопись инков. Но все попытки исследователя расшифровать смысл хотя бы одной из нескольких сотен имевшихся в его распоряжении записей потерпели неудачу.

Ученые Гарвардского университета Г. Уртон и К. Д. Брезин разработали методику компьютерного исследования узелковой письменности. Материалом для научного анализа послужил 21 текст кипу, которые обнаружили в ходе археологических раскопок на побережье Перу. Исследователи сделали вывод, что узелковые тексты являются бухгалтерскими записями, которые разграничиваются по трем уровням в зависимости от степени значимости, а узелки несут указания представителей высшего звена чиновничьей иерархии своим подчиненным.

Инки применяли десятичную систему счета. При записи числа величину показателя передавали с помощью положения и конфигурации узла. Средства кипу позволяли записывать единицы, десятки, сотни, тысячи или десятки тысяч. Например, цифра 1 обозначалась простым узлом, 2 – двойным, 3 – тройным. Для правильной интерпретации узелковой записи было необходимо понимать, что означает конкретное место, занимаемое узлом на шнурке, а также цвет шнурка.

Помимо числовых значений, кипу позволяло записывать поэтические произведения, мифы, сказания, исторические и генеалогические сведения. Но до сих пор не найден ключ к расшифровке подобных записей, а те интерпретации, которые выдвигаются учеными, довольно спорны. Исследователи заметили некую связь между системами чисел, имен и др., но пока эти разрозненные гипотезы не имеют научного подтверждения.

Было установлено, что в основе системы кипу лежит бинарная кодировка, схожая с той, которую применяют программисты в современных компьютерных языках. Существует гипотеза, что кипу может передавать не обычную разговорную речь, а выступать аналогом нотной записи или компьютерного кода.

Предположение, что изображения на древних перуанских тканях и сосудах являются письменными знаками, впервые было высказано археологом Викторией де ла Хара после того, как она тщательно изучила образцы тканей, обнаруженных при раскопках древних захоронений в Паракасе. Исследовательница заметила, что ряд знаков повторяется чаще других.

Другим исследователем письменности инков является Т. Бартель. Он обнаружил на древнеперуанских тканях и сосудах несколько сотен знаков-токапу, написание которых повторяется. Ученый выдвинул гипотезу, что токапу выполняли не только декоративную функцию. Однако пока точно не установлено, были ли эти знаки системой письменности или нет. На сосудах нередко встречаются изображения бобов с нанесенными на них знаками, но, возможно, эти бобы использовались в культовых целях или для гадания.

В ходе раскопок археологу Хулио Тельо удалось обнаружить на полуострове Паракас захоронения, относящиеся к III–II векам до н. э. Было найдено свыше 400 мумий, погребальными саванами которым служили куски яркой шерстяной ткани. Ткань хорошо сохранилась, а на некоторых полотнищах можно было увидеть изображения бобов, покрытых узорами и непонятными знаками. Подобные изображения встречаются на тканях и керамике культур паракас, наска и мочика, однако на изделиях более поздней культуры тиауанако их нет.

Археолог Виктория де ла Хара, изучив обширный материал, опубликовала пространные перечни знаков, встречающихся на перуанских тканях и керамике. Исследовательница предприняла попытку интерпретировать некоторые из них, связывая их, например, с какими-либо божествами древних инков.

В хрониках периода колонизации иногда встречаются упоминания о тайной письменности инков. Например, в одном документе рассказывается о расписанных досках, которые хранились в Храме Солнца. На них была записана история инкской державы. В другом документе говорится, что эти доски были вставлены в золотые рамы. Никто не имел права приближаться к этим записям, кроме правителей и придворных историков. Ученые не отрицают возможности существования у инков пиктографической письменности, памятники которой, вероятно, были уничтожены завоевателями.

Сохранились так называемые юпана – прямоугольные таблицы, состоящие из нескольких рядов ячеек, разделенных на колонки. Назначение и способ использования этих таблиц точно не известны. Существуют предположения, что это могут быть модели различных инженерных сооружений, приспособления для счета, культовые предметы или даже детские игрушки.

Программист Никколино де Паскуале заинтересовался странными таблицами. Он заметил, что узор на таблицах подчиняется определенной закономерности: в правой ячейке нижнего ряда изображен один круг, в следующей – два, далее – три, затем – пять. Аналогичный узор был на всех таблицах, и исследователь пришел к выводу, что они представляют собой доски для счета. Круги изображают число, которое является суммой двух предыдущих. Однако вычисления, согласно гипотезе Н. де Паскуале, ведутся не по привычной для нас десятичной системе, а по системе с основанием 40. Именно поэтому долгое время никто не мог выявить принцип использования этих досок.

Как бы то ни было, безусловно лишь одно: культура инков, как и многих древних цивилизаций, таит в себе немало загадок, решить которые помогут дальнейшие исследоваия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГОСУДАРСТВО ИНКОВ

ГОСУДАРСТВО ИНКОВ Крупнейшим политическим образованием древней Южной Америки было Тауантинсуйю — государство инков (исп. incas, кечуа — inkakuna). Ранний этап его истории известен в основном по этногенетическим легендам. Согласно одной из них, первые инки были детьми Солнца,

ИСТОРИЯ ИНКОВ

ИСТОРИЯ ИНКОВ Речь пойдет о Новом Свете, или о его лучшей части, именуемой Перу… Инка Гарсиа де ла Вега. Некогда, в незапамятные времена каменного века, когда первые люди расселялись по просторам Азии и Европы, часть охотничьих племен, потерпев поражение в борьбе за

Таинственные змееборцы

Загадки инков

Как завязывались узелки

10. Таинственные литеры

10. Таинственные литеры В начале 1719 года в Перновском уезде, в местечке Феминге, на посаде, мирно проживал с женой Андрис Ланге, лифляндец, уроженец города Дерпта. Вдруг стряслась над ним беда и странная, и страшная. Странная потому, что вышла не более, не менее как из пивного

Узелки на удачу

Узелки на удачу Престарелый адмирал Спиридов, запахнувшись в турецкий халат, уже не первый час сидел у себя в кабинете. И вчера, засыпая, и сегодня, проснувшись еще до рассвета, он никак не мог урезонить рой мыслей, крутившихся в голове. А раздумывать было над чем. Вчера

Дом творения инков

Дом творения инков Сами инки, судя по всему, не были специалистами в строительстве пирамид, хотя и пользовались некоторыми пирамидами, существовавшими в их времена на перуанском побережье Тихого океана. В таких грандиозных и красивых городах, как Мачу-Пикчу и Куско, нет

Царство инков

Царство инков Через несколько лет после завоевания Мексики испанцы под начальством Писарро проникли в Перу. Здесь они открыли на высоком плоскогорье между западными и восточными Андами государство, затмившее своим богатством славу Теночтитлана. Это было царство инков

По следам инков

По следам инков Александр фон Гумбольдт — брату Вильгельму Отрывок из письма от 25 ноября 1802 года «В Риобамбе мы провели несколько недель у одного из братьев Карлоса Монтуфара, нового нашего спутника; он — персона довольно важная: имеет звание коррехидора, то есть члена

§ 1. Империя инков

§ 1. Империя инков В первой части этой работы мы видели, что устойчивый комплекс социальных идей, который мы условились называть хилиастическим социализмом, высказывался в различные эпохи человеческой истории на протяжении по крайней мере 2,5 тысячелетий. Теперь мы


У каждого народа были свои способы коммуникации, помимо привычной всем устной речи. Кто-то тщательно прописывал каждую букву по отдельности, кто-то создавал иероглифы, которыми можно передать целые предложения. Но есть народы, у которых никогда не было письменности как таковой. Любой написанный текст им заменяли нитки и хитрое умение вязать узлы.

Империя инков

Империя инков – одно из самых больших и интересных государств, что возникало на американских континентах. Считается, что Империя инков возникла в городе Куско на территории современного Южного Перу.

Для испанцев инки были всего лишь необразованными дикарями, хотя это был очень социально и экономически развитый народ.

Для испанцев инки были всего лишь необразованными дикарями, хотя это был очень социально и экономически развитый народ.

Правда, сами инки верили, что их народ был создан богом Солнца Инти, который послал своего сына Манко Капака на Землю. Легенда гласит, что он сначала убил своих братьев, а затем привел своих сестер в долину недалеко от Куско. Там они поселились около 1200 года н. э., дав начало новому народу.

Разрасталась Империя инков медленно. Начал этот процесс четвертый император Майта Капака. Правда, только при восьмом правителе Виракочи экспансия стала более заметной и системной. Виракоча был тем, кто ввел правило оставлять военные гарнизоны на землях для поддержания мира.

Империя инков доминировала на большей части Южной Америки между XIV и XVI веками, до прибытия испанцев в Новый Свет. Это была очень развитая, гипериерархизированная и гиперцентрализованная цивилизация, которой, как ни удивительно, не хватало системы письма. Инки не умели писать, но это не имело значения. Правители и чиновники контролировали эту обширную территорию благодаря узлам.

Кипу, таинственные инкские узлы

Все узлы различались по форме и направленности закручивания нити.

Все узлы различались по форме и направленности закручивания нити.

У каждого вида узла было свое трактование, к сожалению, носителей этой письменности не осталось, и ученым приходится подбирать значения.

У каждого вида узла было свое трактование, к сожалению, носителей этой письменности не осталось, и ученым приходится подбирать значения.

Тайное наследие древних инков

К сожалению, многие кипу не дошли до нашего времени. На данный момент в музеях и частных коллекциях хранится всего 1 400 кипу. Это ничтожно малое количество летописей для такой огромной и древней цивилизации, как Империя инков.

Большая часть кипу была безжалостно уничтожена во времена конкистадоров.

Большая часть кипу была безжалостно уничтожена во времена конкистадоров.

Кипы регистрировали данные всех видов: демографические переписи, контроль дани, летосчисление, календари. Для этого инки использовали различные типы узлов, представляющие числа в десятичной системе, которая должна была считываться снизу вверх (нижние узлы представляли единицы, чуть выше них — десятки, на верхнем уровне — сотни и так далее).

Система чем-то напоминала привычные каждому человеку счеты. Только вместо костяшек тут были узелки. Двойной узел представлял 1, а составной узел мог представлять цифры от 2 до 9, в зависимости от поворотов, которые узел дает вокруг основной нити. Отсутствие узла указывает на 0.

Вот тут и начались проблемы у современных ученых. Если математический аспект кипу разгадать оказалось довольно просто, то как именно направление нити в узлах (слева направо и наоборот), цвет каната и даже расстояние между узлами могли влиять на смену данных, все еще остается загадкой.

Некоторые исследователи предполагают, что цвет пряжи в нитях указывал тематику подсчета. То есть если это был доклад о дани, то брались нити одного определенного цвета, а если об урожае — цвет был другой. Пока удалось предположительно разгадать всего 24 оттенка. Так, например, черные нити отвечали за определенный временной отрезок, а золотистые указывали либо на золото, либо на сбор урожая кукурузы.

Почему испанцы уничтожали кипу

Существуют доказательства, что узелковое письмо использовалось в том регионе задолго до возникновения Империи инков. Первые найденные кипу датированы третьим тысячелетием до нашей эры. Ни о каких инках тогда и речи не шло.

Самый длинный сохранившийся кипу на более чем полторы тысячи узлов. / Фото: arzamas.academy

Самый длинный сохранившийся кипу на более чем полторы тысячи узлов. / Фото: arzamas.academy

Во времена испанской колонизации дела обстояли еще хуже. Испанцы даже не подозревали, что узелки на сотнях веревок – это не более чем бюрократическая документация. Поскольку конкистадоры постоянно натыкались на кипу, то они решили, что это такой языческий ритуал, связанный с проклятием. Решение проблемы оказалось простым и понятным: все встреченные кипу подлежали незамедлительному уничтожению.

Какие народы пользовалась узелковым письмом

Принято считать, что узелковое письмо — исключительно прерогатива народов Южной Америки. Однако на Востоке в древности тоже использовали подобный вид письменности. Следы узелкового письма нашли и в Китае, в Тибете, Африке, не стал исключением и Европейский материк.

Примеры узлов, которыми пользовались славяне.

Примеры узлов, которыми пользовались славяне.

Однако у славян узелковое письмо использовалось не только для счета, но и для гадания. У каждого узелка было свое сакральное значение. К тому же узлы использовали для создания оберегов от сглазов. В кельтской культуре узлы были более разнообразными и тоже имели несколько значений.

Материалы по теме

Колумб обязал всех жителей старше 14 лет каждые три месяца сдавать испанцам наперсток золотого песка или 25 фунтов хлопка (в районах, где золота не было). Выполнившим эту квоту вешался на шею медный жетон с указанием даты получения последней дани.

В горах Северной Осетии есть загадочное место с очаровательными домиками на склонах горы, которые манят своим колоритом. Но не каждый рискнет не то, что в них войти, но и приблизиться. Как оказалось, это поселение не что иное, как некрополь с домами-склепами, которые более 600 лет охраняют сон мертвых.

Пожалуй, каждый из нас при упоминании индейцев возникает ассоциация в виде смуглого мужчины на коне с томагавком или луком в руках и перьями на голове. Причем чаще всего в последнем случае речь идет о большом венце с огромным количеством перышек, чаще всего орлиных. Однако в реальности далеко не каждый индеец имел право носить подобный головной убор.

А вот ещё:

Как в России появилось книгопечатание


Первый русский книгопечатник был дьяконом и печатал церковные книги. Но не все одобряли просвещение, и его типографию сожгли.

Некоторые печатные русские книги существовали – их изготавливали в иностранных (в частности, немецких и польских) типографиях еще с начала XVI века и продавали русским.

БОльшую часть книг составляли священные тексты для богослужений. Однако в рукописных списках было много искажений – чаще всего по вине как раз писцов. В это время царь Иван Грозный инициирует строительство большого количества новых церквей и монастырей – всем необходимы были свои богослужебные книги, причем единообразные и правильные версии.

Первая типография в Москве

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом "Москва и москвичи" - Валентин Черединцев/Sputnik

По приглашению русского царя в Москву прибыл датчанин Ганс Мессингейм. Ему в ученики направили дьякона одной из кремлевских церквей, ныне утраченных, Ивана Федорова, и его помощников - Петра Мстиславца и резчика Васюка Никифорова (возможно, он вырезал буквы и гравюры). Печатный станок выписали из Польши, где уже издавали русские книги ранее.

Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук

Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук

Библиографы восхищались качеством первой печатной книги, в частности, тонким штрихам, одинаковым размером букв и тем, что они расположены по ровным линиям, расстояния между буквами и строками везде одинаковые и равномерные. Причем шрифт имитирует рукописный и наклонен немного вправо.

В книге есть также послесловие от Ивана Федорова, где он рассказывает, как царь Иван Васильевич с благословения митрополита Макария велел изыскать мастеров и построить дом для печатного дела, и что царь не жалел для него никаких сокровищ из своей казны.

Однако против печатников резко выступили переписчики книг, посчитав, что те отнимают у них средство заработка. Неизвестные даже устроили поджог в печатном дворе.

Московский печатный двор

Московский печатный двор - Fine Art Images/Heritage Images via Getty Images

В 1568 году царь велел восстановить книгопечатание в Москве - в новом печатном дворе стал работать ученик Ивана Федорова Андроник Невежа. В своей вотчине Александровской слободе Грозный открыл еще одну типографию. Со временем печатное дело только расширялось, но вплоть до начала XVIII века и правления Петра I печатали лишь церковные книги.

Изгнанный книгопечатник

Почтовая марка по случаю 500 лет со дня рождения первопечатника Ивана Фёдорова

Почтовая марка по случаю 500 лет со дня рождения первопечатника Ивана Фёдорова

Сам же Федоров после поджога вынужден был спешно бежать в Великое княжество Литовское. Ему удалось захватить типографские принадлежности, шрифты и доски для гравюр. Некоторые историки выдвигают версии, что Федоров уехал по велению Ивана Грозного, который хотел наладить отношения с богатыми литовскими православными, послав к ним печатника.

Дело просто в том, что этот самый ранний образец еще не является письмом как таковым, вернее, это был (лишь) набросок, попытка изобразить через веревки и узелки некий смысл, информацию. Сама идея, видимо, пришла через лошадей. Разные племена или одно и то же племя, отправляя табун на расстояние (или отправляя гонца и т.д.) использовали. гриву животного для передачи информации.
Волоски гривы заплетались и на косичках вязались узелки, означающие, например, прежде всего. число лошадей, которые отправляются табуном другому племени или части этого же племени, что находится на каком-то расстоянии.





Применение веревок с узлами у разных народов

И как видно, узелковое письмо существовало и было распространено в древности по сути по всей планете, это не есть изобретение отдельно взятого народа. Однако, важно именно то как оно возникло, отчего станет понятен его принцип. Потому что, если оно применялось у разных народов, да еще в разные времена-эпохи, то есть, в разных культурологических условиях, то вполне понятно, что и нам самим, интереса ради, ничто не возбраняет взять и. вложить в систему узелкового письма СВОЙ характер отображения смыслов, информации, причем, что интересно, так как мы не уклонимся от единого и основного принципа. наше узелковое письмо смог бы понять и тот древний человек, что сам им пользовался, но несколько по-своему (лишь пришлось бы немного пояснить — на пальцах — какой именно характер информации превалирует в нашем письме).

Как обозначить на веревке арифметическое выражение вычитания?



9 - 2



. являются важным и равноценно конструктивным элементом записи. И как считается (по дошедшей каким-то образом информации от древних источников) левое ответвление более значимо. В этом есть логика, потому что сердце у человека с левой стороны, то есть, та веревочка-нить, что крепится левее основной, добавляется будто от самого сердца. Выходит, посему, что правое ответвление. может содержать противоречие, сомнение, вопрос (собственно, последнее наиболее важно, потому что, видя ответвление вправо, первое что мы подумаем: там вопрос). А то что слева, от сердца. то в том уверенность.

Две головы соединяет число один. Аналогично это может быть смысл свадьбы, как думаете? Все зависит от условий в которых письмо отсылается, адресуется. Смысловая накладка, однако! Как бы. да. А в ином случае, когда общаются обычным, то есть, привычным образом, не бывает накладок?
Мы пока находимся на самом простейшем уровне овладения техникой узелкового письма. Это почти еще азбука. С попытками уже произносить слоги.


А что со цветами? Это вообще просто. Это радуга.
То есть, те цвета радуги что выше, те и определяющие. как в законе угла: треугольник подчиняется углу, угол подчиняется линии — значит, линия главная. (Там еще точка и целая геометрия посему). Это к слову, для образа.



Стадо в 20 коров.


Моему стаду в 20 голов требуется пастух (объявление на дереве в селении древних инков).

Читайте также: