Участник коммуникативного акта которому адресовано сообщение

Обновлено: 18.05.2024

0. Умение влиять на точку зрения или поведение других людей ценилось еще в глубокой древности. Война всех против всех разрушает общество. Для нейтрального сосуществования с окружающими требуется хоть иногда в чем-то с ними соглашаться. Языки, храмы, литература, искусство, деньги и т.д. – результаты такого согласия. Достигается оно коммуникацией.

В общем плане коммуникацию можно представить как передачу того или иного содержания от одного сознания (массового или индивидуального) к другому. Коммуникация — это процесс обмена информацией, пересылка сведений от точки передачи отправления к точке приема без изменения последовательности или структуры содержания.

Коммуникация ориентирована на достижение, сохранение или обновление консенсуса как основного фактора солидарности и стабильности общества. Коммуникация является неотъемлемой частью системы действий: лишь достигая понимания относительно ситуации действия, субъекты могут адекватно действовать. Понимание представляет собой механизм координации действий, в значительной степени опирающийся на многоуровневую систему знаний.

Консенсус (лат. consensus – согласие) – согласованное мнение.

Дискурс — логически целостная, опосредованная, социально обусловленная единица коммуникации. В теории коммуникации дискурс — это социальный процесс, в который включен текст.



Адресант (коммуникатор) — инициатор коммуникации, осуществляет определенные, запланированные коммуникативные подходы.

Цель и задачи коммуникации / предмет коммуникации / контекст коммуникации / функции коммуникации.

Канал коммуникации (личный, опосредованный).

Обратная связь / эффективность коммуникации.

В задачи специалиста по связям с общественностью входит:

- определять цели коммуникации,

- заботиться о преодолении информационных барьеров с целью повышения эффективности коммуникации (в частности, решить эту проблему помогает знание основ журналистики),

Предмет коммуникации — это та часть внутреннего или внешнего мира реципиента, на которую коммуникатор воздействует.

а) сначала воспринимается,

б) затем интерпретируется, осмысливается

в) и только после этого оно может быть принято или нет,

то предметом любого коммуникативного воздействия является, в первую очередь, духовно-психологическая сфера человека, а затем – его поведение, состояние или отношение. Духовно-психологическая сфера человека наиболее подвержена изменениям и уязвима. Она чаще всего используется в коммуникации как посредник для изменения его эмоционального, познавательного, поведенческого аспектов. Это означает, что одной и той же коммуникативной цели можно добиться, воздействуя на разные духовно-психологические стороны человека, а одни и те же формы воздействия на разных людей приводят иногда к противоположным результатам. Исходя из этого, коммуникативное воздействие на человека должно быть индивидуальным и адекватным той части его психологического мира, через которую коммуникатор стремится достигнуть своей цели. Процесс коммуникации требует от его инициатора знания своей целевой аудитории. Это позволяет прогнозировать степень достижения поставленных перед конкретным коммуникативным актом целей.

2. Технология коммуникации

1) отбор информации; бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, запрограммированным или инициативным;

3. Проблема понимания

Коммуникационное понимание, по Л.Н. Фе­ дотовой, имеет три формы:

4. Формы коммуникационного действия по А.В. Соколову

Подражание - одна из древнейших форм восприятия информации, используемая высшими животными и птицами; некоторые ученые считают источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуникатора. При подражании активную роль играет реципиент, а ком­муникатор – пассивный объект для подражания.

Подражание может быть:

- произвольным (имитацией) – используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством;

- непроизвольным (бессознательным); это главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста.

В общественной жизни посредством подражания про­исходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Благодаря подражанию, из по­коления к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения.

Управление – коммуникационное действие, при котором коммуникатор рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. Между коммуникатором и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуника­тором, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи, а тот при желании может ее учитывать. Управленческий монолог может быть:

- в форме приказа (коммуникатор имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом);

- в форме внушения, когда используется принудительная сила слова за счёт многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь);

- в форме убеждения, апеллирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.

(Особой формой внушения является психоз, который стихийно возникает в массах людей. Заражение характеризуется эмоциональным накалом и агрессивностью. Его источниками могут быть ритуальные танцы, музыкальные ритмы, религиозный экстаз, спортивный азарт, ораторское мастерство. По-видимому, при этом типе коммуникации большую роль играют бессознательные побуждения.)

Формы коммуника­ционных действий могут включать различное содержание, и вместе с тем, один и тот же смысл может передаваться в двух или даже в трех формах, например, обучать чему-либо можно путем показа (подражание), путем инструктирования (управление) или путем диалогического объяснения.

Фигура адресата изучена, вне всякого сомнения, значительно лучше. К настоящему времени уже достигнуто единство во взглядах на адресата как на одного из центральных компонентов в структуре коммуникативного акта.

1) без него акт коммуникации (обмена информацией) состояться не может;

2) адресат, как и адресант, участвует в структурировании речевой ситуации.

А если учесть, что опытный адресант готовит коммуникативный акт задолго до его инициации, то воздействие адресата на речевую ситуацию начинается вообще за ее пределами.

Типичные коммуникативные стратегии адресата, вступающего в коммуникацию (а так же возможные просчеты в этих стратегиях), можно определенным образом систематизировать – объединить в две большие группы в зависимости от того, проинформирован ли адресат о предстоящей коммуникации:

1) неожидаемые коммуникативные акты;

2) ожидаемые коммуникативные акты.

Добровольное участие в неожидаемой коммуникации – абсолютный закон речевого взаимодействия. Если бы участники общения действительно следовали ему, многих коммуникативных неудач можно было бы избежать. К сожалению, закон этот принимается во внимание крайне редко, и адресат, как правило, опоминается уже тогда, когда подобный коммуникативный акт зашел уже слишком далеко.

Достаточным основанием для неучастия в процессе речевого взаимодействия вполне может служить осознание адресатом собственной неподготовленности к коммуникативному акту. Хороший адресат постарается уклониться от речевого взаимодействия в том случае, если он чувствует себя неуверенно по отношению к предмету обсуждения.

3) Ожидаемые коммуникативные акты. В эту группу входят речевые ситуации, которые можно распределить на две подгруппы:

а) коммуникативные акты, предполагаемые адресатом;

б) коммуникативные акты, объявленные инициатором общения.

Процесс самого коммуникативного акта – передачи информации от адресанта к адресату – строится следующим образом. То, что делает говорящий, можно назвать синтезом речи по заданному смыслу. В соответствии с замыслом адресант синтезирует речь.

На глубинном уровне его сознания находится зона смысла – семантических представлений (СемП). Это ядра информации. Набор этих смыслов линейно не упорядочен. В нашем сознании они организованы в сложную многомерную структуру. Речь же на уровне реализации линейна: за каждым словом, которое соотнесено с явлением внеязыковой действительности (референтом), следует другое слово. Поэтому из многомерного пространства референтов необходимо выстроить линейную последовательность. Эту задачу решает синтаксический блок (синтаксические представления СинтП). Синтаксис - это линейная упорядоченность смысловых единиц. Здесь еще нет членения на слова, не заданны грамматические правила. Это задача следующего блока – морфологического, основанного на морфологических представлениях (МорфП), т.е. грамматики, которая линейные единицы членит на словоформы. На самом поверхностном уровне слова предстают на уровне звуков (произносятся) или букв (пишутся). Это фонетическое представление (ФонП) или графическое представление (ГрафП). Т.о, синтез речи – это переход от смысла к тексту, где под текстом понимается набор фонетических или графических единиц:




СемП → СинтП → МорфП → ФонП (ГрафП).

То, что осуществляет адресат (слушающий или читающий) – это анализ текста. Это та же последовательность, только разворачивающаяся в обратном порядке: слушающий воспринимает звуковую волну, мозг членит звуковую волну на осмысленные единицы (МорфП). Слова воспринимаются в речи как линейно упорядоченные, и в связи с этим возникает понимание (СинтП). Затем осуществляется переход в зону референтов (идей), которые линейно не упорядочены, не имеют четкой системы ассоциаций и индивидуальны в сознании каждого человека.

ФонП (ГрафП) → МорфП → СинтП → СемП.

Иными словами, задача адресата – приспособив предоставляемые в его распоряжение слова к миру, вернуться к тому же самому референту (набору референтов), который спровоцировал адресанта на коммуникативный акт.

Фигура адресата изучена, вне всякого сомнения, значительно лучше. К настоящему времени уже достигнуто единство во взглядах на адресата как на одного из центральных компонентов в структуре коммуникативного акта.

1) без него акт коммуникации (обмена информацией) состояться не может;

2) адресат, как и адресант, участвует в структурировании речевой ситуации.

А если учесть, что опытный адресант готовит коммуникативный акт задолго до его инициации, то воздействие адресата на речевую ситуацию начинается вообще за ее пределами.

Типичные коммуникативные стратегии адресата, вступающего в коммуникацию (а так же возможные просчеты в этих стратегиях), можно определенным образом систематизировать – объединить в две большие группы в зависимости от того, проинформирован ли адресат о предстоящей коммуникации:

1) неожидаемые коммуникативные акты;

2) ожидаемые коммуникативные акты.

Добровольное участие в неожидаемой коммуникации – абсолютный закон речевого взаимодействия. Если бы участники общения действительно следовали ему, многих коммуникативных неудач можно было бы избежать. К сожалению, закон этот принимается во внимание крайне редко, и адресат, как правило, опоминается уже тогда, когда подобный коммуникативный акт зашел уже слишком далеко.

Достаточным основанием для неучастия в процессе речевого взаимодействия вполне может служить осознание адресатом собственной неподготовленности к коммуникативному акту. Хороший адресат постарается уклониться от речевого взаимодействия в том случае, если он чувствует себя неуверенно по отношению к предмету обсуждения.

3) Ожидаемые коммуникативные акты. В эту группу входят речевые ситуации, которые можно распределить на две подгруппы:

а) коммуникативные акты, предполагаемые адресатом;

б) коммуникативные акты, объявленные инициатором общения.

Процесс самого коммуникативного акта – передачи информации от адресанта к адресату – строится следующим образом. То, что делает говорящий, можно назвать синтезом речи по заданному смыслу. В соответствии с замыслом адресант синтезирует речь.

На глубинном уровне его сознания находится зона смысла – семантических представлений (СемП). Это ядра информации. Набор этих смыслов линейно не упорядочен. В нашем сознании они организованы в сложную многомерную структуру. Речь же на уровне реализации линейна: за каждым словом, которое соотнесено с явлением внеязыковой действительности (референтом), следует другое слово. Поэтому из многомерного пространства референтов необходимо выстроить линейную последовательность. Эту задачу решает синтаксический блок (синтаксические представления СинтП). Синтаксис - это линейная упорядоченность смысловых единиц. Здесь еще нет членения на слова, не заданны грамматические правила. Это задача следующего блока – морфологического, основанного на морфологических представлениях (МорфП), т.е. грамматики, которая линейные единицы членит на словоформы. На самом поверхностном уровне слова предстают на уровне звуков (произносятся) или букв (пишутся). Это фонетическое представление (ФонП) или графическое представление (ГрафП). Т.о, синтез речи – это переход от смысла к тексту, где под текстом понимается набор фонетических или графических единиц:

СемП → СинтП → МорфП → ФонП (ГрафП).

То, что осуществляет адресат (слушающий или читающий) – это анализ текста. Это та же последовательность, только разворачивающаяся в обратном порядке: слушающий воспринимает звуковую волну, мозг членит звуковую волну на осмысленные единицы (МорфП). Слова воспринимаются в речи как линейно упорядоченные, и в связи с этим возникает понимание (СинтП). Затем осуществляется переход в зону референтов (идей), которые линейно не упорядочены, не имеют четкой системы ассоциаций и индивидуальны в сознании каждого человека.

ФонП (ГрафП) → МорфП → СинтП → СемП.

Иными словами, задача адресата – приспособив предоставляемые в его распоряжение слова к миру, вернуться к тому же самому референту (набору референтов), который спровоцировал адресанта на коммуникативный акт.

Говорящий обращается не к пространству, а к слушателю, поэтому личность последнего организует коммуникацию. Важны различные его характеристики: пол, возраст, положение в обществе, ролевая функция, внешность. На эти и другие параметры нужно ориентировать свою речь, чтобы она была правильно понята. И их задаёт адресат. Адресант же стремится быть понятным и близким для адресата. Или, наоборот, демонстрирует своё отличие от него, начитанность, образованность, превосходство.

Адресат и адресант - это участники коммуникации.

Роль адресата в теории речевых актов и жанров

Каждый речевой акт ориентирован на конкретную модель адресата и учитывает его коммуникативные интересы, у говорящего есть обязанности перед ним. С ним связана социально-этическая сторона речи и её организация говорящим.

Речевые акты и жанры во многом отличаются друг от друга именно тем, что предполагают различных слушателей в различных ситуациях: просьба, приказ, требование, комплимент, похвала.

адресат это

Виды адресатов

В сфере устного официального общения адресат может быть личным или безличным, единоличным или множественным. В официальном личном общении (разговор в учреждении, в милиции, в суде) адресат личный.

Массовая коммуникация существенно отличается от всех остальных видов общения. Её адресат – это всегда множество. Разные подтипы публичной коммуникации (коллективная или массовая) тоже имеют разных адресатов. Коллективная коммуникация (доклад, лекция, выступление на собрании) обращена к коллективу.

Напротив, в различных видах неофициального общения речь адресована отдельной личности (независимо от количества участников коммуникации).

адресат и адресант

Изменение ролей в коммуникации

Адресат – это не только пассивный слушатель. Очень важно постоянство или непостоянство роли, которую адресат играет в общении. Так, условия массовой коммуникации не позволяют ему самому занять позицию говорящего. В устной речи в коллективе такая смена ролей возможна в определённых пределах и разновидностях: интервью, дискуссия. Личное официальное общение допускает превращение адресата в адресанта и иногда даже требует его. В неофициальной обстановке даже монолог (рассказ адресанта о чём-либо) всегда включает в себя элементы диалога (то есть подразумевает реакцию слушателей).

адресат адресант

Разница между массовым адресатом и коллективным

Массовый адресат отличается от коллективного не только количественно. Массовый адресат – это слушатель средств массовой коммуникации - телевидения, радио. У него нет никакой возможности участвовать в этом общении в качестве говорящего: он не может ни согласиться, ни высказать возражение, ни перебить адресанта. В отличие от него, коллективный адресат связан с говорящим, хотя и не принимает участия в речи, роли остаются постоянными. Но коллективный адресат может тем или иным образом продемонстрировать свою реакцию вербально (крики из зрительного зала: "Не слышно! Повторите!") или невербально (кивки, улыбки, смех, аплодисменты, свист).

Необходимо отдавать себе отчет, что именно адресанту коммуникативный акт обязан своим возникновением. Мысль эта тривиальна, но ее обсуждение необходимо для того, чтобы составить представление о том, до какой степени значителен сам факт инициации коммуникативного акта.

Под подготовительными условиями мы будем понимать следующее:

1. Совокупность обстоятельств на момент начала коммуникации, делающих ее возможной.

2. Соответствие / несоответствие требованиям конвенциональности.

Под подготовительными условиями необходимо понимать набор обстоятельств, делающих коммуникативный акт возможным. Набор этих обстоятельств следующий:

1) потребность или желание адресата инициировать коммуникативный акт;

2) готовность адресанта к речевому действию (наличие некоторой коммуникативной стратегии);

3) понимание адресатом мотива адресанта;

4) идентификация адресатом мотива адресата в качестве достаточного основания для начала коммуникативного акта;

5) единство коммуникантов во взгляде на предстоящий коммуникативный акт;

6) обозначение (или осознание) коммуникантами момента начала речевого взаимодействия.

Нарушение условия 5: Коммуникативный акт не состоится. Разговор, для которого есть все основания так и не начнется.

Все вышесказанное имеет универсальный характер и применимо для всехкоммуникативных актов.

Применительно для некоторых частных случаев речевого взаимодействия в качестве подготовительных условий могут быть рассмотрены следующие дополнительные условия:

условия истинности информации,

условия соответствующего психологического состояния собеседников.

Второе условие – конвенциональный характер коммуникативных актов.




Под конвенцией понимаются принятые в данном обществе (и регламентируемые данным обществом) формы взаимодействия, в том числе и речевого.

Вопрос конвенциональности речевого взаимодействия до конца не решен. Существуют открытые проблемы, типа:

- все ли коммуникативные акты, в которые мы вступаем, имеют конвенциональную природу (т.е. могут быть расписаны как определенный регламент);

- в одинаковой ли степени конвенциональны различные типы коммуникативных актов.

Для нас же, не смотря на существующие вопросы, главное осознать:

2) что коммуникативные акты, ориентированные на конвенции разных видов, конвенциональны в разной степени, кроме того, участники коммуникации по-разному смотрят на роль конвенции (от полного ее принятия, до полного ее игнорирования), выбирая разные конвенциональные модели к одним и тем же речевым актам.

Можно ли представить себе такое лицо, которое бы было наделено абсолютной властью обращаться к речевой ситуации любого типа, открывая любой, желательный ему,коммуникативный акт? Едва ли.

Даже полководец (при жесткой армейской субординации) может послать солдата на верную смерть, но не может заставить его жениться на собаке.

Можно сказать, что конвенциональность подразумевает соотношение потребности (желания), начать тот или иной коммуникативный акт с самой возможностью коммуникативного акта подобного типа.

Таким образом, тривиальное суждение о том, что адресант – это тот человек, которому коммуникативный акт обязан своим возникновением, привело нас к некоторым серьезным законам коммуникации: правилам инициации коммуникативного акта, ответственность за исполнение которых несет адресант, и нарушение указанных правил ведет к коммуникативным просчетам.

Правила инициации адресантом коммуникативного акта можно представить в трех моделях.

Модель 1. От меня не ждут инициации никакого коммуникативного акта.

Модель 2. От меня ждут инициации данного коммуникативного акта.

Модель 3. От меня ждут инициации другого коммуникативного акта.

Адресат

Фигура адресата изучена, вне всякого сомнения, значительно лучше. К настоящему времени уже достигнуто единство во взглядах на адресата как на одного из центральных компонентов в структуре коммуникативного акта.

1) без него акт коммуникации (обмена информацией) состояться не может;

2) адресат, как и адресант, участвует в структурировании речевой ситуации.

А если учесть, что опытный адресант готовит коммуникативный акт задолго до его инициации, то воздействие адресата на речевую ситуацию начинается вообще за ее пределами.

Типичные коммуникативные стратегии адресата, вступающего в коммуникацию (а так же возможные просчеты в этих стратегиях), можно определенным образом систематизировать – объединить в две большие группы в зависимости от того, проинформирован ли адресат о предстоящей коммуникации:

1) неожидаемые коммуникативные акты;

2) ожидаемые коммуникативные акты.

Добровольное участие в неожидаемой коммуникации – абсолютный закон речевого взаимодействия. Если бы участники общения действительно следовали ему, многих коммуникативных неудач можно было бы избежать. К сожалению, закон этот принимается во внимание крайне редко, и адресат, как правило, опоминается уже тогда, когда подобный коммуникативный акт зашел уже слишком далеко.

Достаточным основанием для неучастия в процессе речевого взаимодействия вполне может служить осознание адресатом собственной неподготовленности к коммуникативному акту. Хороший адресат постарается уклониться от речевого взаимодействия в том случае, если он чувствует себя неуверенно по отношению к предмету обсуждения.

3) Ожидаемые коммуникативные акты. В эту группу входят речевые ситуации, которые можно распределить на две подгруппы:

а) коммуникативные акты, предполагаемые адресатом;

б) коммуникативные акты, объявленные инициатором общения.

Процесс самого коммуникативного акта – передачи информации от адресанта к адресату – строится следующим образом. То, что делает говорящий, можно назвать синтезом речи по заданному смыслу. В соответствии с замыслом адресант синтезирует речь.

На глубинном уровне его сознания находится зона смысла – семантических представлений (СемП). Это ядра информации. Набор этих смыслов линейно не упорядочен. В нашем сознании они организованы в сложную многомерную структуру. Речь же на уровне реализации линейна: за каждым словом, которое соотнесено с явлением внеязыковой действительности (референтом), следует другое слово. Поэтому из многомерного пространства референтов необходимо выстроить линейную последовательность. Эту задачу решает синтаксический блок (синтаксические представления СинтП). Синтаксис - это линейная упорядоченность смысловых единиц. Здесь еще нет членения на слова, не заданны грамматические правила. Это задача следующего блока – морфологического, основанного на морфологических представлениях (МорфП), т.е. грамматики, которая линейные единицы членит на словоформы. На самом поверхностном уровне слова предстают на уровне звуков (произносятся) или букв (пишутся). Это фонетическое представление (ФонП) или графическое представление (ГрафП). Т.о, синтез речи – это переход от смысла к тексту, где под текстом понимается набор фонетических или графических единиц:

СемП → СинтП → МорфП → ФонП (ГрафП).

То, что осуществляет адресат (слушающий или читающий) – это анализ текста. Это та же последовательность, только разворачивающаяся в обратном порядке: слушающий воспринимает звуковую волну, мозг членит звуковую волну на осмысленные единицы (МорфП). Слова воспринимаются в речи как линейно упорядоченные, и в связи с этим возникает понимание (СинтП). Затем осуществляется переход в зону референтов (идей), которые линейно не упорядочены, не имеют четкой системы ассоциаций и индивидуальны в сознании каждого человека.

ФонП (ГрафП) → МорфП → СинтП → СемП.

Иными словами, задача адресата – приспособив предоставляемые в его распоряжение слова к миру, вернуться к тому же самому референту (набору референтов), который спровоцировал адресанта на коммуникативный акт.

Читайте также: