Сообщение о епифании премудром

Обновлено: 03.05.2024

Сведения о Епифании Премудром заимствуются из его сочинений. Поскольку в них содержится критика политики вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты в Ростове, можно предположить немосковское происхождение книжника. Вероятно, Епифаний принял постриг в ростовском монастыре во имя свт. Григория Богослова - Затворе,- имевшем во второй половине XIV века богатую библиотеку. Епифаний Премудрый писал о своей дружбе в 1370-х годах со св. Стефаном (впосл. ставшим епископом Великопермским) в Затворе, книжники часто спорили о толковании текстов. По наблюдениям В. О. Ключевского, Епифаний хорошо знал Новый и Ветхий Заветы, Псалтирь, святоотеческую и житийную литературу [2]. По-видимому, в Ростове вместе со св. Стефаном он изучал греческий язык. Полученные знания Епифаний Премудрый использовал в своих путешествиях в Константинополь, на Афон и в Иерусалим, о которых известно из его сочинений (ряд исследователей отождествляют Епифания Премудрого с иноком Епифанием, автором "Сказания о пути к Иерусалиму" [3]), путешествия Епифаний мог совершить в 1380-х годах - начале XV века.

Прп. Епифаний Премудрый
Прп. Епифаний Премудрый
Став учеником прп. Сергия, Епифаний начал делать записи о жизни святого после его кончины, последовавшей осенью 1392 года. В 1390-х годах Епифаний Премудрый переселился в Москву. Он отсутствовал в столице весной 1395 года, когда там скончался свт. Стефан Пермский. Почившему святителю было посвящено первое сочинение Епифания Премудрого, написанное, вероятно, вскоре после кончины святого, - Житие свт. Стефана (представляется неубедительной датировка Жития сентябрём 1406 - мартом 1410 [4]). При написании Жития Епифаний опирался как на собственные воспоминания, так и на сведения, полученные от других людей. Уже для этого произведения характерен присущий Епифанию Премудрому историзм: пристальное внимание к фактам, детализированность их изложения. Епифаний отмечает близкое знакомство свт. Стефана с вел. кн. Василием I Димитриевичем, с митр. Киприаном, сообщает важные сведения о церковной жизни Ростова и Москвы в 1370-х - начале 1390-х годов, о новообразованной Великопермской епархии, перечисляет князей, правивших в Северо-Восточной Руси в 1395-1396 годах. Житие свт. Стефана известно более чем в 20 полных списках XV-XVII веков, не считая сокращенных вариантов и выписок [5]. По-видимому, ко времени написания Жития свт. Стефана Епифаний Премудрый еще не был рукоположен во иерея (автор себя называет "худым и недостойным, убогим иноком", "иноком списающим").

В декабре 1408 года, во время похода ордынского эмира Едигея на Северо-Восточную Русь, Епифаний бежал из Москвы в Тверь и нашел прибежище у архим. Корнилия (в схиме Кирилла), настоятеля тверского Спасо-Афанасиевского монастыря. По-видимому, архим. Кириллу адресовано послание Епифанию 1415 года (известно в одном списке XVII-XVIII веков [6], где оно озаглавлено "Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу"). Отождествление адресата послания Епифания Премудрого с архим. тверского монастыря Кириллом признается не всеми [7]. Послание Епифания было ответом на несохранившееся письмо Кирилла, в котором последний вспоминал о виденных им в Евангелии, принадлежавшем Епифанию, четырёх миниатюрах с изображением константинопольского собора Св. Софии. В ответном письме Епифаний, называющий себя "изографом", рассказал, что эти рисунки он копировал с рисунков Феофана Грека, с которым, живя в Москве, был знаком и который "великую к моей худости любовь имеяше". В послании Епифания содержатся уникальные сведения о великом художнике: он сообщает, что Феофан Грек расписал более 40 каменных церквей и несколько светских построек в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Москве; книжник описывает творческую манеру Феофана.

Из письма Епифания Премудрого также следует, что к 1415 году он уже не жил в Москве, возможно, он вернулся из Твери в Троице-Сергиев монастырь. В Троицком монастыре в 1418 году Епифаний приступил к составлению Жития прп. Сергия на основе записей, сделанных книжником в продолжение более 20 лет. Житие прп. Сергия Епифаний писал как на основе собственных воспоминаний, так и опираясь на известия, которые он получил от других современников преподобного. В отличие от редакций Жития, созданных позднее Пахомием Логофетом, Житие прп. Сергия, написанное Епифанием, насыщено биографическими деталями, содержит много информации об окружении прп. Сергия (текст впосл. сокращен). Житие прп. Сергия в редакции Епифания Премудрого известно в составе Пространной редакции Жития прп. Сергия в списках не ранее XVI века. Созданный Епифанием текст начинается с предисловия и заканчивается главой "О худости порт Сергиевых и о некоем поселянине", последующее изложение событий принадлежит Пахомию Логофету. Можно предположить, что Епифаний не успел закончить свой труд и просил Пахомия, прибывшего в Троице-Сергиев монастырь около 1443 года [8], его продолжить. Пахомий Логофет в послесловии к Житию прп. Сергия так пишет о беседах с Епифанием:

"Сиа же азь, смерени таха иеромонахь Пахомие, пришедшу ми вь обытел святого и виде чюдеса, часто бывающа от ракы богоноснаго отца. Паче же уведевь от самого ученика блаженаго, иже многа лета, паче же от самого вьзраста унаго, жившаго сь святиимь, гляголю же Епифаниа" [9].

К этому же периоду пребывания Епифания Премудрого в Троице-Сергиевом монастыре относится составление книжником Похвального слова прп. Сергию. По мнению В. А. Кучкина, Похвальное слово, в котором говорится о нетленности мощей прп. Сергия, было написано после обретения и переложения мощей святого в раку, что произошло 5 июля 1422 года [10]. Клосс полагает, что Слово было создано 25 сентября 1412 года в связи с освящением восстановленного Троицкого храма [11]. По-видимому, в этот период Епифаний являлся братским духовником, об этом сообщается в одном из вариантов Жития прп. Сергия, написанном Пахомием Логофетом: "Беше и духовник в велицеи лавре всему братству". Возможно, данные слова являются позднейшей вставкой, поскольку в авторском варианте этой фразы нет [12].

Епифаний Премудрый был литературно одарен. Свой стиль, сформировавшийся под влиянием последователей тырновской книжной школы, в частности Григория Цамб)))), сочинения которого были известны на Руси уже в первой трети XV века, Епифаний определял как "плетение словес". Для литературной манеры Епифания характерны ритмизированность текста за счет использования однокоренных и созвучных слов, умножение метафор, эпитетов и сравнений, эмоциональность, широкое привлечение библейских образов. Несмотря на орнаментальность стиля, его сочинения богаты фактическим содержанием, изложенным точно и обстоятельно, что делает их ценным историческим источником.

Многие исследователи отождествляют Епифания Премудрого с писцом части Троицкого Стихираря [13] Епифаном, оставившим на полях книги несколько записей, в т. ч. исторического содержания. Кодекс был создан, возможно, в 1380, или в 1403, или в 1413 году [14]. Клосс атрибутировал писцу Епифану еще две рукописи: пергаменный Пролог [15] и пергаменный сборник [16]. Исследователь датировал рукописи соответственно 1380-90-ми годами и началом XV века [17]. Не подвергая сомнению тождество почерков, А. Л. Лифшиц предложил отнести обе рукописи к началу XV века. Против отождествления Епифания Премудрого с писцом Епифаном выступил Кучкин, указавший на тот факт, что известны три монаха с именем Епифаний, жившие в Троицком монастыре в конце XIV - первой половине XV века [8].

Без достаточных оснований высказывались предположения о том, что Епифаний Премудрый является автором нескольких памятников древнерусской литературы: "Слова о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго" [18], предисловия к рассказу о смерти Тверского вел. кн. св. Михаила Александровича, плачей о митр. Киприане и Тверском еп. св. Арсении [19]. Неверным является мнение Клосса об участии Епифания Премудрого в создании летописных памятников: Троицкой летописи и свода 1418 года Киевского митр. Фотия [20]. Недоказанным представляется предположение о Епифании Премудром как об авторе Повести о нашествии ордынского эмира Едигея на Русь в 1408 году [21]. Епифанию Премудрому приписывают составление окружного послания митр. св. Фотия 1415-1416 годах [22], участие в написании Поучения митр. Фотия Московскому вел. кн. Василию I Димитриевичу и авторство послесловия к переводу ханских ярлыков Русским митрополитам [23].

Кончину Епифания Премудрого следует отнести ко времени после 1443 года, поскольку около этого года он встречался в Троице-Сергиевом монастыре с Пахомием Логофетом. Другие датировки (наиболее распространенная - не позже 1422 [24]) не могут считаться обоснованными.

Иконография

Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы
Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы "Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице". Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ)
Наиболее ранние изображения Епифания Премудрого сохранились в составе миниатюр из лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 1580-х - начале 1590-х годов [25]. Цикл композиций с образом Епифания Премудрого (имя везде подписано) иллюстрирует предисловие, посвященное истории составления Жития. На первой миниатюре рядом с более крупной фигурой прп. Сергия даны два изображения Епифания: слева в молении пред иконой Божией Матери (на столе приготовленные свитки и тетрадь), справа как писца, сидящего за столом. В последующих сюжетах он представлен на фоне палат (нередко с церковью), вместе с другими переписчиками, заполняющим свиток, беседующим с монахами ("старцами-самовидцами"), указывающим на текст, молящимся; иногда показан дважды в одной композиции. Епифаний без нимба, как правило, в охристой или оливковой рясе и коричневой мантии, в черном клобуке, борода светлая и острая, внизу раздвоенная, облик лишен индивидуальных черт. Рукопись была скопирована в конце XVII века, список дошел в составе библиотеки имп. Петра I [26]. Однако в нем при точном воспроизведении миниатюр предисловия отсутствует имя Епифания [27].

В тексте иконописного подлинника конца XVIII века в перечне учеников прп. Сергия Радонежского о внешнем облике Епифания Премудрого сказано (без указания дня памяти): "Сед, брада пошире и короче Власиевы, власы с ушей, риза преподобническая" [28]. Подобное описание содержится и в рукописи 1820-х годов под 2 марта [29].

Образ Епифания Премудрого с нимбом вводился в состав композиции "Собор Радонежских святых". На иконе "Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице" конца XVII века, написанной в мастерской Троице-Сергиева монастыря, Епифаний изображен в среднем ряду крайним справа, вполоборота влево, за прп. Никифором Боровским [30]. Он одет в красноватую рясу, коричневую мантию и зеленый параман, куколь на плечах, руки сложены в молении, волосы волнистые, борода длинная, узкая на конце, с проседью; на серебряной пластине оклада выгравирована надпись: "Прп(д)бны Епифании дияконь".

В монументальном искусстве образ Епифания Премудрого, исполненный в живописной манере, встречается в храмах Троице-Сергиевой лавры тоже в ряду изображений Радонежских чудотворцев, где подчеркивается его роль как биографа прп. Сергия. В частности, в росписи церкви Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?, поновления - 1871, 1947) его полуфигура помещена вполоборота влево в рясе и мантии, с десницей на груди и развернутым свитком в левой руке, с седой бородой средней величины и длинными прядями волос на прямой пробор. На оконном откосе северной стены трапезной части церкви прп. Сергия Радонежского (1883, поновления XX в.) Епифаний Премудрый представлен вместе с прп. Авраамием Чухломским (Галичским) в рост, с небольшой седой бородой, в коричневой мантии и черном клобуке, с книгой и четками в руках (согласно надписи, "списатель жития прп. Сергия").

1970-х годах мон. Иулианией (Соколовой) был выполнен иконописный образ Епифания Премудрого, как и других учеников прп. Сергия, для столбиков сени над ракой прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Преподобный написан почти прямолично, в рост, в клобуке, с окладистой, раздвоенной на конце бородой, в руках свиток с текстом: "Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои". Живописный поясной образ Епифания, читающего книгу, на левой руке четки, имеется в одном из картушей старой братской трапезной лавры (1955, мон. Иулиания). В стенописи 1970-х годов в кельях Варваринского корпуса Епифаний Премудрый показан с раскрытой книгой Жития прп. Сергия в руках (страницы с текстом и миниатюрами), на фоне кельи с иконой Божией Матери и книжными полками. К современным образцам иконографии Епифания Премудрого принадлежит резной прямоличный образ в медальоне на деревянных вратах (2005-2008, резчик диак. Олег Гладких по проекту А. Солдатова), изготовленных для Серапионовой палатки Троицкого собора (в куколе, в руках перо и свиток с надписью: "Слава Б[о]гу").

Сочинения

Литература

Использованные материалы

[2] Ключевский. Древнерус. жития. С. 91- 92

[3] см.: Прохоров. 1988. С. 211

[4] Клосс. 1998. Т. 1. С. 98

[5] Наиболее ранний список - РНБ. Собр. Вяземского. № 10, 1480 г.

[6] РНБ. Солов. № 1474/15. Л. 130-132

[7] Конявская. 2007. С. 164.

[8] Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 113-114

[9] цит. по автографу Пахомия - РНБ. Соф. № 1248. Л. 374

[10] Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 116-117; Он же. О времени написания. 2003. С. 407-419

[11] Клосс. Т. 1. С. 148

[12] Шибаев. 2006. С. 53-58

[14] Лифшиц А. Л. О датировке Стихираря из б-ки Троице-Сергиевой лавры // Хризограф. М., 2003. Вып. 1. С. 96-101

[15] Ныне разделен на 2 части - РГБ. Ф. 304/1. № 33 и БАН. 17.11.4

[17] Клосс. Т. 1. С. 92-96

[19] Критику атрибуции данных текстов Епифания Премудрого см.: Конявская. 2007. С. 150-168, 299-300

[20] Клосс. Т. 1. C. 91-128; Т. 2. C. 63-90; см. критику гипотезы: Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 117-127

[22] Прохоров. Памятники переводной и русской литературы. XIV-XV вв. Л., 1987. С. 120

[24] см., напр.: Прохоров. 1988. С. 218

[25] РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 2-10

[27] Белоброва. 2005. С. 249

[28] БАН. Строг. № 66. Л. 155 об.

[29] РНБ. Погод. № 1931. Л. 117, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 107-108; см. также: Белоброва. 2005. С. 61

[30] СПГИАХМЗ, см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.



Прп. Епифаний Премудрый

Одним из самых заметных деятелей отечественной истории XIV в. является уроженец Ростовской земли и основатель Троице-Сергиевой Лавры преподобный Сергий Радонежский. Могло, однако, случится так, что мы никогда бы не узнали о подробностях жизни наиболее известного из русских святых. В том, что этого не произошло, – несомненная заслуга младшего современника Сергия Радонежского – Епифания Премудрого.

[3] Там же. С. 286-288.

[4] Там же. С. 286.

[5] Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 г. - М., 1880. С. 11-12.

[6] Полное собрание русских летописей. Т. I. Вып. 3. - Л., 1928. Стб. 540.

[7] Клосс Б.М. Указ. соч. С. 97.

[8] Кучкин В.А. О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого // От Древней Руси к России нового времени. Сборник статей к 70-летию Анны Леонидовны Хорошкевич. - М., 2003. С. 417.

[9] Там же. С. 416. Ср.: Словарь русского языка XI – XVII вв. Вып. 21. - М., 1995. С. 265.

[10] См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 280-281.

[11] Мельник А.Г. Гробница святого в пространстве русского храма XVI – начала XVII в. // Восточно-христианские реликвии. - М., 2003. С. 533-534, 548.

[12] Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. I. - М., 1997. С. 257, 380-384; Т. III. - М., 1997. С. 558.

Епифаний Премудрый — выдающийся историк-писатель, современник Сергия Радонежского и Стефана Пермского, оставил для потомства бесценные сведения о распространении христианства в средние века на Руси и житиях святых.

Житие Епифания Премудрого — посвящение служению Бога, распространению Евангелия и христианского учения на Руси через описание исторических событий и жизни святых того времени. Все сведения о житии премудрого Епифания историки находят в его же записях.

Исторические послания преподобного

Не все теологи согласны с авторством Епифания в отношении таких посланий, как учение о стригольниках, житие царя Дмитрия, но все однозначно уверены, что перу знаменитого монаха принадлежат:

  • Послание другу Кириллу;
  • Житие святителя Стефана, епископа Пермского;
  • Житие святого Сергия Радонежского;
  • Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим.



Труды преподобного Епифания

Свое первое послание агиограф посвятил другу и наставнику Стефану Пермскому. Житие Святителя Стефана дает представление не только о преподобном Стефане, атмосфере и нравах того времени, но и о самом авторе послания.

Жизнеописание

Слово похвальное преподобному Сергию Радонежскому

В этой работе агиограф воздает хвалу своему учителю и наставнику, подчеркивая, что преподобный обладал даром чудотворения, исцеления. По благодати Божьей в награду за праведную жизнь Сергий Радонежский удостоился служить верующим, даруя им спасение и исцеление через молитвы у раки с нетленными мощами.



Епифаний за работой

Это Слово предположительно было написано в 1412 году в честь освящения храма Святой Троицы после восстановления. Из письма видно, что его автор много путешествовал, посетил Константинополь, Афон и Иерусалим.

Епифаний Премудрый составил тропарь преподобному Сергию Радонежскому.

Жизненный путь преподобного

Житие Епифания Премудрого стало известно последующим поколениям благодаря записям, сделанным им собственноручно. Происхождение преподобного и точная дата его рождения неизвестны. Предполагается, что он появился на свет в Ростове.

В 1375 г. преподобный переехал в Подмосковье и поселился в обители Святой Троицы. Здесь он оставался до конца XIV столетия и исполнял обязанности келейника.

Все эти годы учителем и наставником писателя был Сергий Радонежский. Когда святой подвижник умер, Епифаний принял решение обосноваться в Москве. В последующие годы он оставался на службе у митрополита Киприана.

Год 1408 ознаменовался мрачными событиями: на Москву напало войско Хана Едигея, и преподобный вынужден был перебраться в Тверской Спасо-Афанасьевский монастырь. Через несколько лет он вернулся в монастырь Святой Троицы и стал духовным наставником братства.

Приблизительная дата смерти Епифания – июнь 1422 года. Писатель был похоронен как иеромонах.

философ

Роль и значение Епифания Премудрого в православном мире

Книгописец подарил миру бесценный подарок – житие Сергия Радонежского. Людям, отдаленным от православия, очень сложно читать эту работу. Она состоит из 40 глав, подробно описывающих жизнь преподобного, ссылаясь при этом на Евангелие. Епифаний начал работать над биографией еще при жизни святого, записывая текст с его слов. Так, сегодня у нас появилась возможность ближе познакомиться со значимой исторической фигурой XV века.

Также труд Премудрого включен в школьную программу 2-4 классов. Работа существенно сокращена и написана современным языком, понятным простому обывателю.

Роль Епифания Премудрого, великого историка-писателя, в православии сложно преувеличить. Благодаря книгописцу миру стали известны многие святые личности, их деяния и житие. Русская Православная Церковь поминает преподобного 5 июня.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Из письма преподобному архимандриту Корнилию стало известно, что миниатюры, о которых идет речь в письме, написаны Феофаном Греком. Рисунки, на которых изображен константинопольский собор Святой Софии, Кирилл увидел у Епифана после его бегства из Москвы в Тверь. Сам агиограф подчеркнул, что это копии миниатюр, принадлежащих кисти Грека.

Интересные статьи о православии:

В этом же письме сообщается, что Феофаном Греком были расписаны каменные церкви и светские постройки Константинополя, Халдиконы, Галаты, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Москвы. Великим художником в свое время расписана каменная стена в постройке князя Владимира, его роспись хранилась на княжеском тереме Василия, сына Дмитрия.

В Слове другу духовный писатель делится своими размышлениями и наблюдениями об оригинальности исполнения покрывающих здания фресок, которым не было в то время подобных. Здесь же агиограф иронически отзывается об иконописцах, которые копируют уже написанное, не создавая оригинальных шедевров.

Епифаний Премудрый – православный монах, живший и творивший в конце XIV – начале XV столетий. Он вошел в историю как выдающийся мыслитель и философ, автор духовной литературы, человек, отличавшийся высоким уровнем образованности. Епифаний жил в одно время с Сергием Радонежским и Стефаном Пермским. Преподобный оставил после себя бесценные сведения о развитии христианства на Руси, написал содержательные работы, принадлежащие к лучшим образцам древнерусской литературы. День его памяти принято отмечать 5 июня.

православный монах

Жизненный путь преподобного

Житие Епифания Премудрого стало известно последующим поколениям благодаря записям, сделанным им собственноручно. Происхождение преподобного и точная дата его рождения неизвестны. Предполагается, что он появился на свет в Ростове.

В 1375 г. преподобный переехал в Подмосковье и поселился в обители Святой Троицы. Здесь он оставался до конца XIV столетия и исполнял обязанности келейника.

Все эти годы учителем и наставником писателя был Сергий Радонежский. Когда святой подвижник умер, Епифаний принял решение обосноваться в Москве. В последующие годы он оставался на службе у митрополита Киприана.

Год 1408 ознаменовался мрачными событиями: на Москву напало войско Хана Едигея, и преподобный вынужден был перебраться в Тверской Спасо-Афанасьевский монастырь. Через несколько лет он вернулся в монастырь Святой Троицы и стал духовным наставником братства.

Приблизительная дата смерти Епифания – июнь 1422 года. Писатель был похоронен как иеромонах.

философ

Литературные труды

Творчество Епифания Премудрого достаточно обширно. Его считают создателем многих духовных трудов, однако не все версии имеют под собой веские доказательства. Среди работ, автором которых он действительно является, значатся:

Сочинения преподобного ярко описывают атмосферу и нравы той эпохи, в которой он жил. Также эти произведения позволяют получить представление о личности самого автора.

Писание имеет традиционное агиографическое вступление. Основная часть состоит из 17 небольших глав. В этой работе Епифаний излагает биографию подвижника Стефана, который родился в Великом Устюге в 1345 г. После пострига он стал другом Сергия Радонежского, которому рассказывал о своих сокровенных мыслях, о желании распространять в родном крае учение Христа.

Автор изображает Стефана как бесстрашного монаха, борющегося с язычеством, уничтожающего символы идолопоклонничества, строящего на пермской земле православные храмы и монастыри. Он неоднократно рисковал своей жизнью, однако каждый раз был спасен благодаря Божьему заступничеству.

Дата создания работы – около 1418–1419 гг. В ней автор описывает земной путь Сергия Радонежского (годы жизни Святого – 1314–1392). Автор начинает свое повествование с самых ранних лет Божьего угодника и заканчивает смертным одром. Епифаний рассказывает о благочестивой жизни главного персонажа, его искренней любви к Господу и ближним, ежедневном тяжком труде. Он описывает многие добродетели Сергия Радонежского, которые стали причиной его прославления в лике Святых.

В произведении есть отдельная глава, рассказывающая о прижизненных чудесах подвижника. Из нее читатель может узнать о том, как Сергию являлась Богородица и вела с ним духовные беседы, а также о его редком даре предвидения.

Это послание представляет собой ответ на несохранившееся письмо Корнилия (Кирилла), бывшего настоятелем тверского Спасо-Афанасиевского монастыря. В нем Епифаний упоминает 4 миниатюры с изображением константинопольского собора Св. Софии. Однажды Кирилл увидел их в Евангелии самого писателя. В своем письме Епифаний поясняет ему, что эти рисунки – копии с работ знаменитого художника Феофана Грека.

С этим мастером писатель познакомился в Москве и крепко с ним подружился. Работы Феофана Грека произвели на него неизгладимое впечатление. Желая приобщиться к искусству живописи, Епифаний и сам начал рисовать.

мыслитель

Во времена своего монашества Епифаний Премудрый совершил несколько паломничеств. Он побывал в Иерусалиме, на горе Афон, в Константинополе, в Царьграде. Данная работа посвящена одному из таких путешествий писателя.

Особенности художественного стиля

Все работы Епифания отличаются композиционной стройностью. Характерно, что основное внимание в них уделяется не происходящим событиям, а внутренней сущности героев, душевным переживаниям каждого из них.

Произведения написаны живым языком, который отличается от разговорной речи большей сложностью. Повсеместно в текстах встречаются длинные предложения, несущие в себе немалую эмоциональную нагрузку.

  • насыщенными синонимическими рядами;
  • употреблением сложных слов и неологизмов;
  • обилием выразительных метафор, эпитетов, сравнений;
  • повсеместно встречающимися лирическими отступлениями;
  • цитированием фрагментов из церковной литературы.

Читайте также: