Сообщение лермонтов в воспоминаниях современников

Обновлено: 04.07.2024

Описание основных воспоминаний друзей и поклонников Михаила Юрьевича Лермонтова - знаменитого русского поэта, прозаика, драматурга и художника. Анализ его физических черт и особенностей характера. Сравнение различных мнений относительно его гения.

Рубрика Литература
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 13.09.2017
Размер файла 25,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Лермонтов в воспоминаниях современников

В воспоминаниях современников не существует единого образа Лермонтова. Некоторые характеризуют его как человека злого, тщеславного и мстительного, с уродливым лицом и маленькими злыми глазками. Другие же видят его в совершенно ином свете. Его гений скрашивает черты лица, а сам Лермонтов становится добрым и отзывчивым. Например, родственник поэта М.Н.Лонгинов писал, что на портрете, написанном художником А.Челышевым, изображён истинный Лермонтов: круглое лицо, высокий лоб, добрые карие глаза, прямой нос и щёгольские усики над пухлым ртом. Разве возможно согласовать этот портрет с гравюрой художника В.А.Фаворского на дереве, где Лермонтов изображен с болезненным лицом, неправильными чертами, узеньким подбородком, коротким, вздернутым носом? И не только художники, но и простые люди видели внешность поэта по-разному. Современник Лермонтова, М.Е.Меликов, писал: "Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны". лермонтов поэт характер воспоминание

Одних поражали большие глаза поэта, других - выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазками. Третьим глаза поэта кажутся большими и неподвижными, четвертые вообще считают, что у Лермонтова вместо глаз две щели, наполненные злобой и умом. Огненные глаза - два угля вместо глаз, сверкают мрачным огнём - искрятся умом и добродушием. Тот же самый Меликов пишет: "Мужчина во цвете сил, с пламенными, но грустными по выражению глазами, приветливыми, с душевной теплотой:" А, например, А.И. Тургенев считал, что его глаза никогда не смеялись,даже когда сам он смеялся. Разногласия о внешности касались не только глаз. Е.П. Ростопчиной он казался мало симпатичным, однако М.Б. Лобанов-Ростовский считает, что хоть поэт некрасив и мал ростом, у него очень милое лицо. Сардоническая улыбка, что-то зловещее и трагическое в фигуре, задумчивая презрительность, сумрачная и недобрая сила, тяжелый взор - всё это вызывало неприятное отношение у вышеупомянутого Тургенева. Кстати, и Ростопчина впоследствии поменяла своё мнение. Теперь она считала, что "эта некрасивость уступила силе выражения и почти исчезнула, когда гениальность преобразила простые черты его лица". Не только внешность, но и характер современники изображают так несхоже, что временами кажется, что речь идет о двух Лермонтовых! Таким образом, Ростопчина упоминает в письме к Дюма, что двух дней было довольно, чтобы связать их дружбой, И.А. Арсеньев же говорил, что "Лермонтов любил преимущественно проявлять свой ум, свою находчивость в насмешках над окружающей его средою и колкими, часто очень меткими остротами оскорблял иногда людей, достойных полного внимания и уважения.

С таким характером, с такими наклонностями, с такой разнузданностию он вступил в жизнь и, понятно, тотчас же нашел себе множество врагов". А.В. Васильев и А.А. Столыпин в один голос твердят про то, что поэт никогда не лгал, про то, что ложь была чужда ему, про его настойчивость и доброжелательность. Николай I думает про Лермонтова с отвращением. А великий князь Михаил Павлович сказал: "Были у нас итальянский Вельзевул, английский Люцифер, немецкий Мефистофель, теперь явился русский Демон, значит, нечистой силы прибыло. Я только никак не пойму, кто кого создал: Лермонтов ли - духа зла или же дух зла - Лермонтова?" Хотя, по словам Вяземского, нужнобыло лишь пробить ледяную оболочку, только раз проникнуть под личину суровости и зла, чтобы разгадать сокровища любви и добра, таившиеся в этой богатой натуре. С ним соглашался и его двоюродный брат М.А. Пожогин-Отрашкевич. Он говорил, что Лермонтов был добрый, чувствительный, услужливый и настойчивый. А.В.Дружинин упоминает, что, умея любить, Лермонтов также умел глубоко ненавидеть. Во время первой встречи с поэтом он почувствовал довольно сильное предубеждение против него. Было много причин, по которым Дружинину поэт не полюбился с первого взгляда. Да и "физиономия" Лермонтова была ему не по вкусу. И опять: скучен - интересен, зол - ласков, угрюм - крайне весел и общителен. Очень важно мнение Е.А. Сушковой, который поэт клялся в любви до того момента, как она сама в него влюбилась (некоторым кажется, что он вообще никогда не любил её, а лишь бессовестно портил ей жизнь). И ведь что странно: она считала его некрасивым, низким и самовлюбленным, и лишь из-за его характера она смогла в него влюбиться.

Она сама пишет в письме к Александре Верещагиной: "Лермонтов же поработил меня своей взыскательностью, настойчивостью, своими капризами, он не молил, но требовал любви" Ярче всего мы видим разногласия в отзывах современников по поводу смерти Лермонтова. "Все плакали, как малые дети", - говорил С.А. Раевский. "Вы думаете, все плакали? - с раздражением рассказывал много лет спустя священник В.Д.Эрастов, отказавшийся совершать обряд отпевания Лермонтова. - Все радовались". А.Я.Булгаков, А.В.Дружинин, П.А.Вяземский, В.Г.Белинский и Ростопчина сетовали о том, что он убит - и убит не черкесом, не чеченцем на войне, а убит русским на дуэли, окончив жизнь в двадцать восемь лет, став поэтом, который один мог облегчить утрату, понесеннуюнами со смертью Пушкина. Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую лермонтовскую характеристику. И это его сочинения, в которых он отразился весь. Читая лирические стихи и бурные романтические поэмы, драматические и прозаические произведения, такие как "Маскарад", "Герой нашего времени", мы видим, что главные герои схожи с самим поэтом. Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть субъективными.

Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир, его надежды и разочарования и частые контрастные смены душевных состояний. Поэтому его излюбленным поэтическим средством является столкновение противоположных понятий: позор - торжество, паденье - победа, свиданье - разлука, демоны - ангелы, небо - ад. На вопрос А.И.Одоевского о том, с кого Лермонтов списал своего Демона, поэт шутливо ответил, что списал Демона с самого себя, и очень удивился, что Одоевский его не узнал. Герои Лермонтова - часть его самого, его стихотворения - самая полная его биография. Поэтому его лучшие современники - это его книги. О внешности и характере М.Ю. Лермонтова можно прочесть много противоречивого. Но нам хотелось бы, конечно, иметь о нём - по возможности - наиболее точное представление. Я приведу здесь воспоминания современников Лермонтова: один из которых был ему другом, а второй - убийцей. Из воспоминаний Акима Павловича Шан-Гирея, троюродного брата М.Лермонтова: "В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием, преимущественно в батальном жанре, также играли мы часто в шахматы. Всё это неоспоримо убеждает меня в мысли, что байронизм был не больше как драпировка; что никаких мрачныхмучений, ни жертв, ни измен, ни ядов лобзанья в действительности не было; что все стихотворенья Лермонтова, относящиеся ко времени его пребывания в Москве, только детские шалости, ничего не объясняют и не выражают; почему и всякое суждение о характере и состоянии души поэта, на них основанное, приведёт к неверному заключению. " ". большая часть произведений Лермонтова этой эпохи, то есть с 1829 по 1833 год, носит отпечаток скептицизма, мрачности и безнадёжности, но в действительности чувства эти были далеки от него.

Он был характера скорее весёлого, любил общество, особенно женское, в котором почти вырос и которому нравился живостию своего остроумия и склонностью к эпиграмме; часто посещал театр, балы, маскарады; в жизни не знал никаких лишений, ни неудач: бабушка в нём души не чаяла и никогда ни в чём ему не отказывала; родные и короткие знакомые носили его, так сказать, на руках; особенно чувствительных утрат он не терпел; откуда же такая мрачность, такая безнадёжность? Не была ли это скорее драпировка, чтобы казаться интереснее, так как байронизм и разочарование были в то время в сильном ходу, или маска, чтобы морочить обворожительных московских львиц? Маленькая слабость, очень извинительная в таком молодом человеке. Тактика эта, как кажется, ему и удавалась. " ". в конце 1832 года он отправился с бабушкой в Петербург, чтобы поступить в тамошний (университет), но вместо университета он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в лейб-гвардии Гусарский полк. Через год, то есть в начале 1834, я тоже прибыл в Петербург для поступления в Артиллерийское училище и опять поселился у бабушки. В Мишеле я нашёл опять большую перемену. Он сформировался физически; был мал ростом, но стал шире в плечахи плотнее, лицом по-прежнему смугл и нехорош собой; но у него был умный взгляд, хорошо очерченные губы, чёрные и мягкие волосы, очень красивые и нежные руки; ноги кривые (правую, ниже колена, он переломил в школе, в манеже, и её дурно срастили)". Отрывки из автобиографических записок Мартынова Н.С., убийцы поэта: "В 1832 году поступил юнкером в лейб-гусары, в эскадрон гвардейских юнкеров, М.Ю. Лермонтов. Наружность его была весьма невзрачна; маленький ростом, кривоногий, с большой головой, с непомерно широким туловищем, но вместе с тем весьма ловкий в физических упражнениях и с сильно развитыми мышцами. Лицо его было довольно приятное.

М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников и собственных цитатах

М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников и собственных цитатах

Все знают, что Лермонтов был великим поэтом и писателем. Но знаете ли вы, что он играл на флейте? Любил проказничать, рассказывать анекдоты и ездить верхом. Слыл неприятным человеком и страшным насмешником - и в тоже время притягивал людей к себе.

Все это - в цитатах современников Лермонтова, людей, знавших его лично или живших с ним в одну эпоху, а также в выдержках из самого поэта.

Детство

В юнкерской школе в Санкт-Петербурге

Внешность

  • А. М. Меринский: Лермонтов был брюнет, с бледновато-желтым лицом, с черными как уголь глазами, взгляд которых, как он сам выразился о Печорине, был иногда тяжел. Невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но почему-то внимание каждого, и не знавшего, кто он, невольно на нем останавливалось.
  • И. И. Панаев: Лермонтов знал силу своих глаз и любил смущать и мучить людей робких и нервических своим долгим и пронзительным взглядом.
  • М. Е. Меликов: Во время вспышек гнева они [глаза его] были ужасны.
  • А. Ф. Тиран: Лермонтов имел некрасивую фигуру: маленького роста, ноги колесом, очень плечист, глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные. Ездил он верхом отлично.

Характер

Лермонтов и высший свет

Хобби

  • А. И. Арнольди: В свободное от службы время, а его было много, Лермонтов очень хорошо писал масляными красками по воспоминанию разные кавказские виды, и у меня хранится до сих пор вид его работы на долину Кубани, с цепью снеговых гор на горизонте, при заходящем солнце и двумя конными фигурами черкесов, а также голова горца, которую он сделал в один присест… Я часто заставал его за работой и живо помню его грызущим перо с досады, что мысли и стих негладко ложатся на бумагу.
  • Русский художественный листок, 1862 год: По словам А. И. Арнольди, М. Ю. Лермонтов писал картины гораздо быстрее, чем стихи; нередко он брался за палитру, сам еще не зная, что явится на полотне, и потом, пустив густой клуб табачного дыма, принимался за кисть, и в какой-нибудь час времени картина была готова.
  • П. К. Мартьянов: Саникадзе говорит, между прочим, что Лермонтов умел играть на флейте и забавлялся этой игрой изредка.
  • А. Ф. Тиран: . очень хорошо пел романсы, т. е. не пел их, а говорил почти речитативом.
  • В. Г. Белинский — В. П. Боткину: Он славно знает по-немецки и Гете почти всего наизусть дует. Байрона режет тоже в подлиннике.
  • А. М. Меринский: Всякий раз, как я заходил в дом к Лермонтову, почти всегда находил его с книгою в руках, и книга эта была — сочинения Байрона и иногда Вальтер Скотт, на английском языке, — Лермонтов знал этот язык.
  • К. Х. Мамацов: Он имел склонность и к музыке, и к живописи, но рисовал одни карикатуры.

Смерть Пушкина

Лермонтов на Кавказе

  • Лермонтов — С. А. Раевскому: С тех пор как я выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании — то на перекладной, то верхом: изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже.
  • Лермонтов — С. А. Раевскому: . Для меня горный воздух — бальзам, хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту, так сидел бы да смотрел целую жизнь.
  • Лермонтов — С. А. Раевскому: Я теперь на водах, пью и купаюсь, словом, веду жизнь настоящей утки.
  • Лермонтов — С. А. Раевскому: . А что здесь истинное наслаждение, так это татарские бани!
  • Лермонтов — А. А. Лопухину: Я вошел во вкус войны и уверен, что для человека, который привык к сильным ощущениям этого банка, мало найдется удовольствий, которые бы не показались приторными.
  • Генерал Галафеев:. я поручил его [Лермонтова] начальству команду, из охотников состоящую. Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы.
  • Л. В. Россильон: Лермонтов собрал какую-то шайку грязных головорезов. Они не признавали огнестрельного оружия, врезывались в неприятельские аулы, вели партизанскую войну и именовались громким именем Лермонтовского отряда.

Дуэль с Н. С. Мартыновым

  • А. И. Васильчиков: Положа рука на сердце, всякий беспристрастный свидетель скажет, что Лермонтов сам, можно сказать, напросился на дуэль и поставил своего противника в такое положение, что он не мог его не вызвать.
  • А. М. Меринский: 15 июля, с утра еще над городом Пятигорском и горою Машук собиралась туча, и, как нарочно, сильная гроза разразилась ударом грома в то самое мгновение, как выстрел из пистолета поверг Лермонтова на землю. Буря и ливень так усилились, что несколько минут препятствовали положить тело убитого в экипаж.
  • Н. М. Смирнов: Все приятели Лермонтова ожидали сего печального конца, ибо знали его страсть насмехаться и его готовность отвечать за свои насмешки. Невзирая на то, его смерть поразила всех как неожиданная новость. И в какую минуту он был похищен! В то время, когда его талант начал созревать. Нет сомнения, что, если б он прожил еще несколько лет и если б мог оставить службу и удалиться (как он хотел), в деревню, он близко бы достиг высоты Пушкина.

Гост

ГОСТ

Литературный критик — это ученый и литератор, занимающийся оценкой и истолкованием литературных произведений, новых тенденций и явлений в художественной литературе.

Противоречивость натуры М.Ю. Лермонтова в воспоминаниях современников

Воспоминания современников – ценный источник для понимания эпохи и жизни выдающихся личностей. Воспоминания создают образ человека, раскрывают суть его характера и свидетельствуют об отношении окружающих к нему.

У М.Ю. Лермонтова был сложный характер, поэтому противоречивую натуру поэта понимали далеко не все современники. Они изображают характер Лермонтова так непохоже, что иногда кажется, будто речь идет о разных людях:

Проблема достоверности и объективности мемуаров

Готовые работы на аналогичную тему

Сложные цензурные условия были препятствием к своевременному написанию мемуаров, и это часто приводило к невосполнимым потерям. Особенно ощутим является отсутствие воспоминаний С.А. Раевского – этот человек с независимым образом мыслей во многом способствовал умственному возмужанию поэта. Друг детства М.Ю. Лермонтова А.П. Шан-Гирей написал воспоминания только в 1860 году. Воспоминания некоторых современников писались еще позже, в 1870-1880-е годы. к этому времени забылись многие подробности, сместились даты. К тому же, о драматических эпизодах жизни Лермонтова по-прежнему нужно было рассказывать недомолвками, а о некоторых событиях и вовсе можно было писать только за рубежом.

Лермонтов в воспоминаниях А.И. Герцена

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Михаил юрьевич лермонтов 1814 – 1841 Великий русский поэт и прозаик, а также.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Михаил юрьевич лермонтов 1814 – 1841 Великий русский поэт и прозаик, а также.

Михаил юрьевич лермонтов 1814 – 1841 Великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа 19 века.

детство Когда великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким, он.

детство Когда великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму. Привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов ее пение и скажет: "Эта птичка хороша, У нее поет душа". Или уйдет мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковер около двери и ждет ее, ждет, а потом скажет: "Что же мама не идет? Ведь Мишель все ждет и ждет."

• В. С. Соловьев: . Уже с детства, рядом с самыми симпатичными проявлениями.

•В. С. Соловьев: . Уже с детства, рядом с самыми симпатичными проявлениями души чувствительной и нежной, обнаруживались в нем резкие черты злобы, прямо демонической. •А. П. Шан-Гирей: Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины. Маленького Михаила Юрьевича звали Мишелем. Он жил вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы, недалеко от города Пенза. Этим селом и всеми крестьянами владела бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Папу Михаила Юрьевича звали Юрий Петрович, он был офицером, но поссорился и с мамой маленького Лермонтова, и с бабушкой. Поэтому он жил отдельно. И воспитывала Мишеля бабушка, потому что мама скоро умерла.

В юнкерской школе в Санкт-петербурге Лермонтов был довольно силен, в особенно.

внешность • А. М. Меринский: Лермонтов был брюнет, с бледновато-желтым лицом.

внешность •А. М. Меринский: Лермонтов был брюнет, с бледновато-желтым лицом, с черными как уголь глазами, взгляд которых, как он сам выразился о Печорине, был иногда тяжел. Невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но почему-то внимание каждого, и не знавшего, кто он, невольно на нем останавливалось. •И. И. Панаев: Лермонтов знал силу своих глаз и любил смущать и мучить людей робких и нервических своим долгим и пронзительным взглядом. •М. Е. Меликов: Во время вспышек гнева они [глаза его] были ужасны. •А. Ф. Тиран: Лермонтов имел некрасивую фигуру: маленького роста, ноги колесом, очень плечист, глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные. Ездил он верхом отлично.

Характер • К. Х. Мамацов: Когда он оставался один или с людьми, которых он лю.

Характер •К. Х. Мамацов: Когда он оставался один или с людьми, которых он любил, он становился задумчив, и тогда лицо его принимало необыкновенно выразительное, серьезное и даже грустное выражение. •М. Б. Лобанов-Ростовский: С глазу на глаз или в кружке, где не было его однополчан, это был человек любезный, речь его была интересна. В своем же обществе это был демон буйства, криков, разнузданности и буйства насмешки. Он не мог жить, не имея кого-либо, кто бы мог служить ему посмешищем. •А. П. Шан-Гирей: Он был характера скорее веселого, любил общество, особенно женское, в котором почти вырос и которому нравился живостью своего остроумия и склонностью к эпиграмме; часто посещал театр, балы, маскарады. •А. В. Мещерский: Вообще в холостой компании Лермонтов особенно оживлялся и любил рассказы, прерывая очень часто самый серьезный разговор какой-нибудь шуткой, а нередко и нецензурными анекдотами

Лермонтов и высший свет • Лермонтов — С. А. Бахметевой: . Одну добрую вещь с.

Лермонтов и высший свет •Лермонтов — С. А. Бахметевой: . Одну добрую вещь скажу вам: наконец, я догадался, что не гожусь для общества и теперь больше, чем когда-нибудь; вчера я был в одном доме НН, где, просидев 4 часа, я не сказал ни одного путного слова; у меня нет ключа от их умов — быть может, слава Богу! •Е. П. Ростопчина — А. Дюма: Веселая холостая жизнь не препятствовала ему посещать и общество, где он забавлялся тем, что сводил с ума женщин, с целью потом покидать их и оставлять в тщетном ожидании.

Хобби • П. К. Мартьянов: Саникадзе говорит, между прочим, что Лермонтов умел.

Хобби •П. К. Мартьянов: Саникадзе говорит, между прочим, что Лермонтов умел играть на флейте и забавлялся этой игрой изредка. •А. Ф. Тиран: . очень хорошо пел романсы, т. е. не пел их, а говорил почти речитативом. •В. Г. Белинский — В. П. Боткину: Он славно знает по-немецки и Гете почти всего наизусть дует. Байрона режет тоже в подлиннике. •А. М. Меринский: Всякий раз, как я заходил в дом к Лермонтову, почти всегда находил его с книгою в руках, и книга эта была — сочинения Байрона и иногда Вальтер Скотт, на английском языке, — Лермонтов знал этот язык. •К. Х. Мамацов: Он имел склонность и к музыке, и к живописи, но рисовал одни карикатуры.

Смерть Пушкина • В. П. Бурнашев: . Эти толки подействовали на Лермонтова до.

Смерть Пушкина •В. П. Бурнашев: . Эти толки подействовали на Лермонтова до того сильно, что недавно он занемог даже. Бабушка испугалась, доктор признал расстройство нервов и прописал усиленную долю валерианы; заехал друг всего Петербурга добрейший Николай Федорович Арендт (доктор Пушкина) и, не прописывая никаких лекарств, вполне успокоил нашего капризного больного своею беседою, рассказав ему всю печальную эпопею тех двух с половиною суток.

Лермонтов на Кавказе • Лермонтов — С. А. Раевскому: С тех пор как я выехал из.

Лермонтов на Кавказе •Лермонтов — С. А. Раевскому: С тех пор как я выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании — то на перекладной, то верхом: изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже. •Лермонтов — С. А. Раевскому: . Для меня горный воздух — бальзам, хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту, так сидел бы да смотрел целую жизнь. •Лермонтов — С. А. Раевскому: Я теперь на водах, пью и купаюсь, словом, веду жизнь настоящей утки.

Дуэль с Н. С. Мартыновым • А. И. Васильчиков: Положа рука на сердце, всякий б.

Дуэль с Н. С. Мартыновым •А. И. Васильчиков: Положа рука на сердце, всякий беспристрастный свидетель скажет, что Лермонтов сам, можно сказать, напросился на дуэль и поставил своего противника в такое положение, что он не мог его не вызвать. •А. М. Меринский: 15 июля, с утра еще над городом Пятигорском и горою Машук собиралась туча, и, как нарочно, сильная гроза разразилась ударом грома в то самое мгновение, как выстрел из пистолета поверг Лермонтова на землю. Буря и ливень так усилились, что несколько минут препятствовали положить тело убитого в экипаж.

• Н. М. Смирнов: Все приятели Лермонтова ожидали сего печального конца, ибо з.

•Н. М. Смирнов: Все приятели Лермонтова ожидали сего печального конца, ибо знали его страсть насмехаться и его готовность отвечать за свои насмешки. Невзирая на то, его смерть поразила всех как неожиданная новость. И в какую минуту он был похищен! В то время, когда его талант начал созревать. Нет сомнения, что, если б он прожил еще несколько лет и если б мог оставить службу и удалиться (как он хотел), в деревню, он близко бы достиг высоты Пушкина.

Константин Бальмонт, известнейший поэт конца XIX – начала XX вв., посвятил па.

Константин Бальмонт, известнейший поэт конца XIX – начала XX вв., посвятил памяти Михаила Юрьевича следующие строки:

Читайте также: