Источник сообщение канал коммуникации получатель это

Обновлено: 28.06.2024

Компоненты модели коммуникации Берло

И — Источник

К-Канал

П — Получатель

  • Коммуникативные навыки
  • Установки
  • Знания
  • Социальные системы
  • Культура

С помощью этой деловой игры игроки изучают основные принципы и конкретные шаги по предоставлению конструктивной обратной связи Узнайте детали


Критика модели коммуникации Берло

Модель коммуникаций Берло — презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к 13 готовым тренингам, 256 слайдам, 112 минилекциям, 619 упражнениям, 41 видео и т.д. Это совсем не дорого.


Коммуникационный процесс – это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель – обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.

Коммуникационный процесс – это взаимодействие совокупности элементов. Существует пять базовых элемента коммуникационного процесса.

1. Отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее.

3. Кодирование и декодирование

4. Канал – средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети).

5. Получатель (адресат) – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты (государственные учреждения, политические партии, общественные организации, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда бывает единичный человек.

Кодирование и декодирование

• при личной беседе, в процессе межличностной коммуникации;

• в ходе непосредственного выступления перед массовой аудиторией, не исключая использования технических средств оповещения;

• опосредованно, с помощью различных технических средств оповещения массы людей и множительной техники, прессы, радио, телевидения, компьютерной техники и электронной почты и пр.

Более того, по мнению Маклюэна, технические средства связи, структурируя характер передачи информации, влияют не только на ее форму, но и на содержание, подчиняя его тем или иным типам кодификации реальности. Например, печатные средства создают линейный принцип кодификации и восприятия мира, а электронные медиа (антипод печатных средств коммуникаций) обуславливают мозаичный принцип восприятия окружающего пространства, основанный на аудиовизуальной образности, влияя даже на содержательные понятия языка людей (появились в обиходе такие феномены общения, как SMS; смайлики – картинки, заменяющие и упрощающие целые словосочетания; молодежный сленг и фразеологизмы и пр.).

• на технические (СМИ: пресса, теле- и радиопередачи; электронные средства коммуникации: радиорелейная, телефонная и телеграфная связь, компьютерная техника и Интернет);

• межличностные (непосредственный обмен информационными посланиями между источником и получателем).

Межличностные средства коммуникации можно разделить:

К вербальным средствам коммуникации относятся: говорение, письмо, слушание, чтение.

К невербальным: взгляды, позы, интонация, имидж, мимика, жесты, походка, пространственная организация среды.

Существует мнение, что каналы коммуникации, с точки зрения эффективности воздействия, располагаются в следующей иерархической последовательности:

1. Разговор "лицом к лицу".

2. Дискуссия в пределах небольшой группы лиц.

3. Выступления перед большой аудиторией.

4. Телефонный разговор.

6. Текст, напечатанный на машинке (компьютере).

8. Материал (статья), отправленный прямой почтовой рассылкой.

9. Статья в виде информационного письма компании.

11. Реклама в СМИ.

12. Наружная реклама. Щиты.

Как видно, наиболее эффективным каналом "убеждающей" коммуникации является "общение один на один", т.е. "лицом к лицу".[1]


Косьмин, А.Д. Менеджмент [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Д.Косьмин, Н.В.Свинтицкий, Е.А.Косьмина.- М.: Академия, 2016.- 208с.

Интернет-ресурс:

Понятие и значение коммуникации

Виды, форма и средства коммуникации

Коммуникационные процессы

Роль коммуникации в организациях

Барьеры коммуникаций

1. Понятие и значение коммуникации

Управленческая деятельность представляет собой в широком смысле слова обмен информацией, который является сложнейшей проблемой в любой организации.

Коммуникации – это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией.

Целями коммуникации являются:

организовывать информационный обмен между субъектом и объектом управления;

наладить процесс эмоционального и интеллектуального обмена управленческой информацией;

установить взаимосвязь между людьми в организации;

сформулировать общие взгляды на внутреннюю среду организации;

организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации.

Значение коммуникации в организации:

Коммуникация — основное условие существования и развития организации.

Коммуникация осуществляет взаимодействие с внешней средой, определяя уровень и качество принятия управленческих решений.

Коммуникации характеризуют состояния внутренней среды организации путем обеспечения функционирования и взаимодействия людей, структуры, целей, технологии и задач организации.

Коммуникация создает неформальную структуру в процессе функционирования организации и способствует сближению с ней формальной структуры.

2. Виды, форма и средства коммуникации

Существуют следующие виды коммуникаций:

вертикальная — это обмен информацией между руководителем и подчиненными;

горизонтальная — представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня;

вербальная — процесс общения с целью передачи информации при помощи слов;

невербальная — общение с помощью мимики, жестов, взглядов.

Выделяют следующие формы коммуникаций:

Средствами коммуникаций выступают:

электронные средства связи;

видео- и телекоммуникации;

элементы структуры физиологической системы человека.

3. Коммуникационные процессы

Коммуникационный процесс в менеджменте - это обмен информацией (в любой форме) между элементами организационной системы по каналам прямой и обратной связи.

Выделяют следующие компоненты модели коммуникации (модель ИСКП):

Получатель – наиболее важный элемент коммуникационного процесса – лицо, которому информация предназначена.

Этапы коммуникативного процесса: зарождение идеи — кодирование и выбор канала – передача – декодирование.

Существует три основных типа эффекта коммуникации, функционирующих последовательно:

изменения в знаниях получателя;

изменения установок получателя (представлений об объекте его действий);

Помехи и искажения в коммуникации обозначены как ее шум (избыточная информация, слишком громкий разговор, т.п.).

В процессе коммуникации образуются коммуникационные сети:

сеть полной системы (тысячи индивидов);

коммуникационная группа (от пяти до двадцати членов, иногда больше);

личностная сеть (для одного индивида с другими индивидами; бывает радиальной и взаимосвязанной – индивид взаимодействует с другими лицами, не контактирующими между собой и та, в которой все индивиды взаимодействую и между собой контактируют).

Данные сети имеют небольшую информативную силу, но в связи с тем, что информация распространяется от группы к группе, они более распространены.

4. Роль коммуникации в организациях

Каждая школа организационного управления имеет свои концепции по различным признакам относительно коммуникации (таблица 1).

Таблица 1 – Сравнение концепций трех школ организационного поведения в системе коммуникаций

Школа научного управления

Школа человеческих отношений

1. Важность коммуникации

Относительно важна, но ограничивается общением между людьми на одном организационном уровне

Очень важна. Коммуникация — это связывающий элемент всех частей организации

2. Цель коммуникации

Передавать приказы, распоряжения, информацию о заданиях. Обеспечение координации в процессе выполнения

Обеспечение горизонтального взаимодействия работников. Способствование процессу коллективного принятия решения

Контроль и координация, обеспечение информацией для принятия решений, адаптация организации к изменениям во внешней среде

3. Направление коммуникационных потоков

Вертикальное (сверху вниз) — от администрации к рядовым членам, для того чтобы заставить или убедить их следовать инструкциям руководителя

Горизонтальное — между членами неформальных рабочих групп; вертикальное — между рабочими и администрацией, для того чтобы обеспечить их участие в принятии решений

Все направления внутри систем, включая пересечение иерархических уровней с выходом во внешнюю среду организации

4. Основные проблемы коммуникаций

Нарушение коммуникаций, связанное с обходом иерархических уровней и слишком большим диапазоном контроля

Наличие слухов, передаваемых по скрытым каналам. Не всегда эффективная формальная система коммуникаций из-за наличия неформальных коммуникаций

Перегрузки, искажения; отсутствие реакции на отрицательную обратную связь

5. Барьеры коммуникаций

К ним относятся:

барьеры, возникающие при плохом слушании;

барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.

1. Барьер восприятия.

Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия, такие как:

первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.);

предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);

эффект проекций - человек может приписывать собеседнику положительные или отрицательные черты, которыми обладает сам, но не обязательно ими будет обладать собеседник;

эффект порядка – когда общение происходит между незнакомыми людьми, запоминается информация, поступающая первой, при общении между друзьями – запоминается информация, поступающая последней.

2. Семантический барьер.

Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии.

Семантика - наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами.

В процессе общения семантические вариации могут стать причиной недопонимая или же не совсем верного понимания собеседника. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста.

3. Невербальные барьеры.

Невербальная форма общения - это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т. п.

Как правило, невербальные коммуникации имеют неосознанную основу и указывают на действительные эмоции участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.

Некоторые источники утверждают, что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация - 38%, жесты, пантомима - 55%.

К невербальным барьерам коммуникаций относят:

визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног и т. д., поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);

акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);

тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.);

ольфакторные барьеры (запахи).

4. Плохое слушание (неумение слушать).

Результативная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отсылая и получая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера. Мало воспринимать факты, нужно прислушиваться к чувствам подчиненного.

Правила эффективного слушания:

перестаньте говорить, невозможно слушать разговаривая;

помогите говорящему раскрепоститься;

покажите готовность слушать;

устраните раздражающие моменты;

сдерживайте свой характер, рассерженный человек придает неверный смысл словам;

не допускайте спора или критики;

5. Некачественная обратная связь.

Обратная связь - это реакция на ту или иную полученную информацию.

В дополнение к межличностным контактам руководитель должен пользоваться информацией, циркулирующей на предприятии и вне ее.

Организационные коммуникации также оказывают сильное влияние на эффективность управления.


-75%

2. Процесс кодирования и декодирования информации

Если в роли получателя выступает более чем одно лицо, то получателя называют аудumория коммуникации. Как объект информационного воздействия аудитория может быть массовой и специализированной.

3. Каналы коммуникации

В конце 40-х гг., когда появились разнообразные виды электро– и радиосвязи, развивалось телевизионное вещание, возникли предпосылки для разработки общих научных основ связи. Разработанная К.Э. Шенноном статистическая теория связи по-иному еще называлась статистической теорией количества информации. Графически эта теория представлена в ставшей классической схеме.

Таблица 1. Цепочка связи по К.Э. Шеннону


Достигнув зоны приемника, закодированный сигнал подвергается обработке. Во-первых, он отделяется от помех, шума, но не всегда полностью. Затем происходит выделение информационного содержания из сигнала, этот процесс называется декодированием.

Выделяются различные типы коммуникации:

– по степени репрезентативности аудитории – межличностная, внутригрупповая, массовая, публичная;

– по форме – устная, письменная;

– по каналу восприятия и передачи информации – аудитивная, визуальная, сенсорная, тактильная и др.;

– по способу установления и поддержания контакта – прямая (непосредственная) и опосредованная (диктантная) коммуникация; синхронная и асинхронная;

– по социальным параметрам – горизонтальная и вертикальная коммуникация;

– в зависимости от использования знаковых систем – вербальная (с помощью языка) и невербальная (с опорой на пара– и экстралингвистические компоненты);

– с точки зрения взаимоотношений участников коммуникации и коммуникативной ситуации – частная, публичная и официальная коммуникация;

– с точки зрения личностных оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативная и конфликтная коммуникация.

Читайте также: