Сообщение о камбарке кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 1761 году начато строительство плотины и молотовых фабрик и только в 1767 году строительство завода было закончено. На протяжении своего существования завод постепенно расширялся, при нем обустраивался поселок.

С 1917 до 1923 г. Камбарка являлась волостным центром Осинского уезда Пермской губернии.

22-23 января 1924г. в заводе Камбарка проходил 1 съезд Советов Камбарского района, на котором были избраны члены исполнительного комитета. Вновь образованный район вошел в состав Сарапульского округа Уральской области, в состав района вошли 14 сельских советов.

На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1929 года завод Камбарка переименован в рабочий поселок Камбарка. Государственной промышленности в то время не было, население занималось кустарной промышленностью, снабжалось исключительно привозными продуктами, покупая их на базаре.

В соответствии с постановлением ВЦИК РСФСР от 10 июня 1931 года Камбарский район был ликвидирован, его территория была присоединена к Сарапульскому району. В 1931 году начато строительство Камбарской нефтебазы.

В 1933 году на базе железоделательного завода организован литейно-механический завод, который в 1934г. освоил серийный выпуск узкоколейных железнодорожных платформ. В 1944 году завод получил статус машиностроительного завода, начал выпускать тепловозы различной модификации (тепловоз широкой колеи ТГМ-40 отмечен в 1983г. Золотой медалью и Дипломом Лейпцигской ярмарки)

В 1938 году Камбарка в составе Сарапульского района была передана в Удмуртскую АССР. Вновь Камбарский район был образован в 1939 году в результате разукрупнения Сарапульского района. Район объединял 10 сельских Советов и один поссовет.

Во время Великой Отечественной войны Камбарка была глубоким тылом, но около 80% всего коллектива литейно-механического завода отправились на фронт. В Камбарском эвакогоспитале проходили реабилитацию офицеры и солдаты Советской армии.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1945г. поселок Камбарка преобразован в город районного подчинения. Значительным событием было открытие в 1955 году лесотехнического (с 1958г.-машиностроительного) техникума и детской музыкальной школы в 1960г. Результатом общественной инициативы стало создание в Камбарке в 1964 году музея истории и культуры района.

С 1963 года по 1966г. Камбарка в составе Сарапульского района.

3 января 1967г. вновь образован Камбарский район с центром г. Камбарка, в составе: Камского поссовета, Камбарского горсовета, Михайловского, Ведрецкого (с 1979г. Армязьского) сельсоветов, в 1977 году был присоединен Ершовский сельский совет.

В 2000 году у Камбарки появился свой герб, отразивший многовековую историю города, его настоящее и будущее.



От основной территории республики Камбарку отделяет Кама и до недавних времён с Удмуртией Камбарку связывала паромная переправа, но несколько лет назад автомобильный мост через Каму был всё-таки открыт, пусть на нём и поскользнулся прежний глава республики :)



Мост платный, проезд легковой машины стоит 270 рублей, можно платить и карточкой.
В пяти километрах за мостом и находиться Камбарка.



Город с 10-тысячным населением ведёт свою историю, как и многие другие уральские города, от чугунолитейного завода Демидовых, основанного в 1767 году.
На въезде в город практически всегда приходиться стоять на железнодорожном переезде – движение по Южному ходу Транссиба от Казани до Екатеринбурга довольно интенсивное.



Вскоре после переезда будет и одна из пары действующих старинных церквей города, Успения Божьей Матери –





По обоим берегам пруда расположены районы обширной частной застройки, среди которых высятся советские пятиэтажки, дореволюционная застройка в городе особо не сохранилась.



Плотина и набережная выглядят довольно потрёпанно, но новые власти района уже занялись привидением их в порядок.



Обустроили расположенную рядом аллею, прикрыв новомодным знаком о любви к родному поселению памятник Ленину.




Центральная площадь с трехэтажным зданием районной администрации, откуда бегают маршрутки в соседний башкирский город Нефтекамск, до которого три десятка километров, и где предпочитают закупаться всем необходимым камбарчане.



Проходная и управление обанкротившегося градообразующего предприятия – Камбарского машиностроительного завода, ныне "Ника-Петратек", производит химию для окрестных нефтяников.



Напротив – восстанавливаемая Петропавловская церковь, построенная в 1889 году и в советское время бывшая компрессорной станцией машзавода.





А за руинами ДК можно найти неплохую столовку, где за какие-то 150 рублей (карточки принимают) можно вкусно поесть – первое, второе и компот, со вкусом как в детстве :)



Город разделен с основной частью Удмуртии рекой Кама. Камбарка расположена в юго-восточной части Удмуртии на левом берегу Камы:

В Камбарку из Ижевска всегда было сложно добраться. Летом нужно стоять в очередь на паромную переправу, весной и осенью переправа закрывается и добраться приходится в объезд через соседний Пермский край. Зимой действует ледовая переправа и доехать проще, но во всех случаях нужно платить. Местные жители в шутку называют свой город - остров Камбарка:

1. Скоро запустят мост через Каму. Работы идут полным ходом. Пишут, что он будет платным, т.к. у правительства региона не нашлось собственных средств в полном объеме и пришлось заключать концессионное соглашение с кредитором:

2. Пока в Камбарку все добираются через паромную переправу в селе Тарасово. Эта дорога ведет к переправе:

3. Вот и сам паром. Ширина Камы здесь небольшая, время в пути около 10 минут. А вот на погрузку-разгрузку уходит в три-четыре раза больше времени:

4. В этот раз нас вез буксир "Смелый:

5. Из машины можно не выходить. Билеты продают с доставкой в салон. Кстати, билет в один конец стоит не дешево - 250 рублей. Съездить из Ижевска в Камбарку туда-обратно на машине при расстоянии в 111 км обойдется примерно в 1200 руб.(700руб. бензин + 500руб. паром)

6. Скоро история с паромами закончится. Мост решит часть транспортных проблем. В него будет вложено больше 10 миллиардов рублей. Стоимость проезда по мосту будет такая же как и паром(переправа). Пока так:

7. Причаливаем к левому берегу Камы:

8. Через 10 минут мы уже в центре города Камбарка. Здание администрации:

Немного истории города:
Основание Камбарки связано со строительством чугунолитейного завода на реке Камбарка. 21 февраля 1741 года уральский горнозаводчик Акинфий Никитич Демидов, купил у башкир земли у речки Камбарка, за пять золотых рублей. Указом от 22 августа 1760 года Берг-коллегия разрешила построить две фабрики для переработки чугуна и пильную мельницу для распиловки леса. В 1767 году строительство завода было закончено. Постепенно завод расширялся, а вслед за ним и заводской посёлок.
До 1923 года Камбарка - центр Камбарской волости Осинского уезда Пермской губернии. В результате административно-территориальной реформы в 1923 году образована Уральская область и в составе Сарапульского округа новой области образован Камбарский район. В 1930 году Сарапульский округ расформирован, а в следующем 1931 году населённые пункты упразднённого Камбарского района вошли в состав Сарапульского района Уральской области. В 1934 году Камбарка в составе Сарапульского района была передана в состав Кировского края.

В 1936 году Камбарка получила статус рабочего посёлка. В 1937 году будущий город в составе Сарапульского района передан из Кировского края в состав Удмуртской АССР. В 1939 году вновь образован Камбарский район. В 1944 году Камбарский литейно-механический завод преобразован в машиностроительный завод. В 1945 году рабочий посёлок Камбарка преобразован в город районного подчинения.

9. Продолжим прогулку по Камбарке. Здание администрации с другого ракурса:

10. В выходные дни город выглядит пустынно:

11. Лишь одинокие грузовики напоминают, что рядом идет большая стройка моста:

12. МТС жгет рекламным слоганом. Оно и понятно. Единственный оператор, который запустил в Камбарке 4G на сегодняшний день:

13. Под рекламой мтс реклама досуга:

15. Главный супермаркет в центре города:

16. Судя по всему - торговый центр:

17. Такое впечателение, что попал в прошлое. На вывеске магазина "Глобус" указана форма собственности - ЧП. Частных предпринимателей уже нет с 90-х годов. Сейчас все индивидуальные предприниматели(ИП). Если кликнуть, увеличится:

18. Еще немного рекламы:

19. Приятно удивил мемориал воинам ВОВ. На памятной плите высечены имена всех воинов погибших на фронте. В годы Великой Отечественной войны 80 % заводчан были призваны в действующую армию:

20. В центре города есть здания с дореволюционными ставнями:

21. Рядом с администрацией города расположен местный дом культуры. К сожалению, он находится в ужасном состоянии:

22. Рядом с домом культуры восстанавливают церковь:

23. Здесь же, между ДК и администрацией на территории, обнесенной забором, стоит памятник Ленину:

24. Очень сюрреалистическое зрелище:

25. Одним из важнейших, я бы даже сказал градообразующих предприятий города, является Камбарский машиностроительный завод. Завод основан в 1767 году русскими заводчиками Демидовыми как "Железоделательный завод-мастерские":

26. Завод занимается производством тепловозов, путевых машин для ЖД и метрополитена, а так же спецтехники. Сейчас его можно назвать частным предприятием, т.к. если верить Википедии более 50 % акций завода принадлежит Александру Ивановичу Бирюкову (генеральному директору предприятия), 12 % — в управлении правительства Удмуртии.

27. Еще в Камбарке есть красивый пруд. Он делит город на две части. Набережная:

28. Вид с набережной на пруд. Если не думать о том, что слева и справа городские постройки, то может показаться, что этот кадр сделан где-нибудь в дикой природе:

30. Подрастающее поколение:

31. Прогуляемся еще немного по Камбарке. Магазин бытовой электроники. В больших городах их давно уже задавили сетевые монстры. Здесь еще работают:

32. Идем дальше. Общежитие минобороны:

33. Совершенно пустая и чистенькая автостанция. Приятно посмотреть:

36. Вот мы снова вышли к зданию администрации Камбарки только с другой стороны:

Памятник

Памятник "Участникам Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г."
Огонь горит в День Победы 9 мая.

Дом купца Ширшова

Дом купца Ширшова
Дом купца Дмитрия Ширшова был построен в 1888 году. Перед революцией купец разорился, и в 1909 году продал свой дом-особняк Камбарскому волостному правлению для нужд женского училища. С 1909 года в этом здании находилось Камбарское земское женское училище. В 1913 году здание школы расширилось за счет одноэтажного пристроя.

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Камбарка

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Камбарка
Деревянная однопрестольная церковь, построенная в 1850 году при помощи Демидовых.

Храм Петра и Павла город Камбарка

Храм Петра и Павла город Камбарка
Кирпичная церковь, построенная в 1881-1889 в духе эклектики на средства купца Г. С. Кондюрина. Однокупольный храм с небольшой трапезной и колокольней. Закрыта в 1930-х, венчания разобраны, с 1940-х использовалась как компрессорная станция машиностроительного завода. В 2009 возвращена верующим, начаты восстановительные работы.

Музей истории и культуры Камбарского района

Музей истории и культуры Камбарского района
Музей истории культуры Камбарского района существует более 45 лет. В 1964 году был основан музей в городе Камбарка. Инициатором создания музея стал Плешаков Петр Александрович — краевед, пенсионер, патриот своего края. Он сплотил вокруг себя пенсионеров-активистов. Цель создания — изучение, сохранение и пропаганда истории края.

Читайте также: