Сообщение по заданию учебника с 74 окружающий мир 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

1) Найдите на карте (с. 73) место битвы. Проследите по карте передвижение русских и ордынских войск.

Битва произошла на Куликовом поле, на берегу Дона и его притока Непрядвы. Русские войска направлялись к месту битвы прямиком от Москвы.

Войска хана Мамая двигались из-за Волги, с юга.

Обсудим!

1. Почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка Сергия Радонежского?

Поддержка святого подвижника была очень важна для московского князя, поскольку говорила о том, что на стороне русских Бог. Эта поддержка поднимала дух войска и вообще русского народа, который верил, что на его стороне высшие силы.

2. Какие поединки богатырей вам известны? В чём смысл поединка богатырей перед битвой?

Перед началом сражения произошёл поединок монаха Пересвета и монгольского богатыря Челубея. Оба воина погибли. Из литературы я помню поединок Ильи Муромца и нахвальщика. Смысл богатырских поединков в том, чтобы показать противнику силу своих воинов и их решимость победить.

Проверь себя

1. Расскажи, как проходила битва.

Это сражение началось рано утром 8 сентября 1380 года. Русские полки выстроились на берегах рек Дон и Непрядва, напротив расположились монгольские рати.

Битва началась с поединка Пересвета и Челубея. Могучие воины сшиблись и пронзили друг друга копьями. Потом татары пошли вперёд и прорвали передовые полки русских. Но в решительный момент битвы на татар с тыла ударил засадный полк и посеял среди них панику. Татары бросились убегать и были полностью разбиты.

2. В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?

Эта победа показала, что Золотая Орда не является непобедимой силой, она подняла дух народа, позволила ему задуматься о полном освобождении от ига. Она сплотила многие русские княжества и просто народ вокруг Москвы, поспособствовав объединению Руси.

3. Выскажи своё отношение к Дмитрию Донскому.

Дмитрий Донской — один из величайших полководцев своего времени. Он сумел объединить русское войско и выбрал очень удачное место для битвы. Полководец правильно расположил свои войска и сумел нанести внезапный удар из засады. Победа Дмитрия Донского позволила Руси освободиться от владычества Орды.

Задания для домашней работы

1. По тексту учебника составь план рассказа о Куликовской битве.

План рассказа:

  1. Подготовка рати
  2. Визит князя к святому Сергию
  3. Выбор места битвы
  4. Поединок богатырей
  5. Атака татар
  6. Удар засадного полка
  7. Бегство татар
  8. Смятение Мамая.

Рассказ о Куликовской битве для 4 класса

Летом 1380 года на Руси узнали о походе хана Мамая. Князь московский Дмитрий Иванович сразу разослал гонцов в разные концы русской земли, созывая рать. Откликнулись многие.

А Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь и стал просить Сергия Радонежского благословить его на битву с монголами. Отец Сергий не только дал своё благословение, но и отправил в поход вместе с князем двоих монахов, богатырей Пересвета и Ослябю.

Для места решающей битвы было выбрано поле между реками Дон и Непрядва, которое называли Куликовым. Русская рать расположилась на берегу и стала ожидать врага.

Первыми в бой вступили богатыри Пересвет и Челубей. Их поединок стал началом битвы. Пересвет пронзил Челубея копьем. Но и монгольский воин пронзил копьём Пересвета. Это стало кульминацией сражения. После этого началась сама битва.

Татары атаковали передовые полки русской рати, стоящие на равнине. Всё смешалось. Князь Дмитрий Иванович бился как простой воин. Постепенно татарские конники стали прорывать построение русских, грозя зайти им в тыл. Но в решительный момент на татар набросились свежие русские силы — засадный конный полк.

Татары растерялись, не понимая, откуда взялись новые русские воины. Они решили, что против них встали мёртвые, и бежали. Мамай в смятении смотрел как гибнет и рассеивается его непобедимое прежде войско.

2. Нарисуй один из эпизодов битвы. Можно изготовить макет битвы.

Для рисунка лучше всего выбрать поединок Пересвета и Челубея.

Битва Пересвета и Челубея

Поединок Пересвета и Челубея

Макет Куликовской битвы, можно сделать из подручных средств

Макет Куликовской битвы

Макет битвы, схема.

На следующем уроке

Вспомни, как Русь попала в зависимость к Золотой Орде. Как выглядела Москва при Иване Калите?

Русь попала в зависимость от Золотой Орды в середине 13 века. Тогда Русь была разделена на отдельные мелкие княжества. Это была главная причина, по которой она не могла противостоять натиску кочевников — монголов.

При Иване Калите Москва была окружена дубовыми крепостными стенами. Город был застроен деревянными зданиями, только церкви в нём были каменными.

Ответ по Окружающему миру 4 класс учебник Плешаков 1 часть страница 74 вопрос 1

Тайга на карте природных зон России обозначена зелёным цветом – я обвёл (а) синим цветом.

Смешанные леса на карте природных зон России я обозначил (а) жёлтым цветом.

Широколиственные леса на карте природных зон России я обозначил (а) красным цветом.

Смешанные и широколиственные леса находятся к югу от тайги.

Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев?

  1. Тёплый климат.
  2. Плодородная почва.
  3. Достаточное количество осадков.
  4. Множество водоёмов.

Раскрой особенности тайги, смешанных и широколиственных лесов.

В тайге растёт сосна и ель.

Смешанные леса – это смесь лиственных и хвойных деревьев.

Широколиственные леса – ясень, дуб, липа, вяз, клён.

Приведи примеры животных тайги.

Животные тайги: кедровки, соколы – дербники, летяги, белки, благородные олени, соболя, лоси, бурые медведи, бурундуки, рыси, зайцы – беляки, рябчики, глухари, полёвки.

Какие экологические связи сложились в тайге?

В тайге всё взаимосвязано. Например, хищники регулируют численность грызунов, которые уничтожают растительность тайги. Однако, грызуны также способствуют распространению семян растений, которыми питаются.

Задания для домашней работы (на выбор)

Нарисуй, как ты представляешь себе тайгу, смешанный и широколиственный лес.

Ответ по Окружающему миру 4 класс учебник Плешаков 1 часть страница 74 задание 1

Задание 2

Окружающий мир 4 класс учебник Плешаков 1 часть страница 74 задание 2

  1. Кедровая сосна.
  2. Пихта.
  3. Вяз.
  4. Ясень.
  5. Кедровка.
  6. Летяга.
  7. Бурундук.

Бурундук – род грызунов из семейства бельчьих.

Масса бурундука может быть от 30 до 120 г, а размер от 5 до 15 см.

Основная сфера обитания – лесная местность.

Это древесный житель, который предпочитает места, заваленные буреломом по берегам водоёмов.

Нора бурундука может быть длинной до 3 метров. В норе обязательно есть камеры для гнезда, большие кладовые для запасов, туалеты. Жилую зону бурундуки выстилают сухой травой и листьями. Здесь они погружаются в зимнюю спячку.


В степях Краснодарского края распространены в основном черноземные почвы. В лесах и горах — серые и бурые лесные почвы. В полях — горно-луговые почвы. В дельтах — лугово-болотные, а возле Азовского моря – солончаковые почвы.

3. С помощью учебника впиши цифровые данные в текст. Используй их для доказательства необходимости охраны почвы.

Образование почвы – очень медленный процесс. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Двадцать сантиметров почвы образуется за 5-6 тысяч лет.

4. Папа Сережи и Нади нарисовал условные знаки по теме урока. Расшифруй их (устно). Укажи стрелками, к каким последствиям для почвы приводят действия человека, выраженные этими знаками.


Сравни кувшинку, кубышку и стрелолист; рогоз, камыш и тростник. Выдели признаки по которым эти растения можно различить в природе.


4. Наш любознательный Попугай побывал на озере и спешит поделиться впечатлениями. Прочитай его рассказ на с. 84. Все ли в нем верное? Найди и исправь ошибки (зачеркни и напиши правильно).


Удивительное озеро (исправленный вариант).

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие белые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные моллюски — прудовики и катушки.

5. Эти рисунки подготовил для вас папа Сережи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия животных.

6. Составь схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. С помощью схем расскажи об экологических связях в пресноводном сообществе.

7. Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте еще одно правило.

Не рви кувшинки и другие растения

Не лови стрекоз и других насекомых

Не лови раков и моллюсков

Примеры дополнительных правил:

Не разрушай жилища бобров

Береги лягушек и головастиков

Делай лунки во льду для рыб

Читайте также: