Сообщение на тему медицина древнего китая

Обновлено: 05.07.2024

1. Медицинское обслуживание взрослых.

2. Общая медицина.

4. Лечение параличей.

8. Лечение болезней глотки и гортани.

10. Внешние болезни и хирургия.

11. Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура.

В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология, ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве врачебной специальности. Все эти различные области имеют общую теоретическую основу и единую философскую концепцию.

Ценность теории Инь-ян может быть лучше проверена практикой. По сравнению с современной западной медициной, только начинающей отходить от излечивания конкретного больного органа, учение инь-ян открывает доступ к диалектическому пониманию целостности человеческого организма и его функций. Здесь кроется возможность обогащения западной современной медицины за счет привлечения элементов традиционной китайской медицины, что лишний раз подтверждает необходимость соединения традиционной китайской и современной западной методик.

Деление на инь и ян.

Явления природы

человек

вес

освещенность

Инь

Земля Ночь Осень\Зима Холод

Ян

Небо День Весна\Лето Тепло

Человеческий организм.

Инь

Живот, внутренние Нижние части тела, Пять накопи-

слои конечностей внутренняя часть тела тельных органов

Ян

Спина, наружные Верхние части тела Шесть полых органов

слои конечностей поверхность тела

Функции организма.

Инь

Опускание Направление Стабильность Нарушение, Холод

внутрь ослабление Влажность

Ян

Поднятие Направление Динамичность Усиление Ветер, жара

Инь и ян как противоположности.

С помощью учения о инь-ян, как уже говорилось выше, можно выразить две противоположные стороны явления. Рассмотрим в качестве примера климатические условия разных времен года. Летом царит жара ян, после летнего солнцеворота постепенно начинает преобладать погода инь, которая борется с жарким ян или, по крайней мере, ограничивает его. Зима является вершиной чистого холода инь. После зимнего солнцеворота постепенно устанавливается погода ян, ограничивая холодный инь зимы.

В соответствии с традиционными китайскими представлениями левая сторона соответствует ян, правая – инь. Без левой стороны нет правой, без правой стороны нет левой. Переполнение или избыточная функция соответствует ян, пустота или слабость функции – инь. Без пустоты нет опорожнения и наоборот. Таким образом, каждая из сторон образует необходимое условие существование другой стороны: инь не в состоянии произвести себя сам, для этого он нуждается в ян. Со своей стороны ян не в состоянии расти и развиваться один, он нуждается для этого в инь.

Правило превращения инь и ян применяется в китайской медицине для объяснения симптомов болезней. Синдромы ян могут переходить в синдромы инь, синдромы холода могут стать синдромами тепла, синдромы пустоты, синдромами переполнения. В ходе развития болезни можно наблюдать процесс взаимопревращения ян и инь. При острых инфекционных заболеваниях, например при пневмонии или инфекционной дизентерии, имеет место продолжительное лихорадочное состояние, при котором исчерпываются силы сопротивляемости организма. Неожиданно наступает понижение температуры тела, лицо бледнеет, конечности начинают холодеть, пульс становится зачастую настолько слабым, что едва прослушивается. В этом случае произошло превращение синдрома ян в синдром инь. Аналогичным образом синдром переполнения (Ян) может превратиться в синдром пустоты (Инь), а синдром пустоты в синдром переполнения. Болезнь, локализованная вначале на внешних частях тела (Ян), может перейти вовнутрь (Инь) и наоборот.

Таким образом, учение об инь и ян включает в себя следующие отдельные элементы:

· Наличие противоположности между инь и ян

· Взаимозависимость между инь и ян

· Взаимное дополнение и ограничение инь и ян

· Взаимное превращение инь и ян

Необходимо отметить, что для правильного понимания теории китайской медицины нужно рассматривать эти четыре пункта не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи между собой. Важно также и то, что оба эти полюса могут является как причиной, так и следствием. Лишь при выполнении этих условий обеспечивается возможность успешного применения учения об инь и ян на практике.

Физиологические функции человеческого организма.

Физиологические процессы, протекающие в человеческом организме, также можно объяснить, исходя из учения об инь-ян. Нормальная жизненная активность человеческого организма является согласно этому учению результатом взаимно дополняющих отношений между инь и ян, которые образуют гармоническое целое. Такие же единообразные отношения существуют между функциями различных частей организма (которые составляют ян) и материальными составными частями тела (которые относятся к инь). Все физиологические процессы в человеческом организме базируются на материальной структуре органов, в которых они протекают.

Применение учения об инь и ян в диагностике болезней.

Поскольку китайская медицина всегда относит возникновение и развитие болезней за счет неуравновешенности между инь и ян, все нарушения, как бы сложны и запутанны ни были их симптомы, могут рассматриваться в качестве вариантов инь-синдрома или ян-синдрома. В основе распознавания болезней китайской клинической медицины лежат восемь руководящих принципов, охватывающие важнейшие формы проявления патологии человеческого организма, а именно: поверхность (Бяо) и внутренняя часть (Ли), холод (Хань) и жар (Жэ), пустота (Ху) и полнота (Ши). Поверхность, жар и полнота относятся к ян, внутрення часть, холод и пустота к инь.

Для постановки диагноза необходимо в первую очередь правильно оценить состояние инь и ян. Лишь после этого можно определить причину имеющейся болезни и проанализировать ее характер, переходя от простого к более сложному.

Несколько примеров использования различных методов диагностики:

1. Исследование путем осмотра. Если кожа пациента имеет хорошее кровоснабжение, розовый цвет и чистую поверхность, то болезнь соответствует характеру ян. Если кожные покровы мутны и потемнели, то имеет место болезнь инь.

2. Прослушивание. Если у пациента сонорное звучание голоса, то данная болезнь имеет характер ян. Если голос тихий и речь запинающаяся, то болезнь относится к типу инь.

3. Исследование путем пальпации. При глубоколежащем, медленном, малом, нервном и имеющем плохое наполнение пульсе болезнь имеет характер инь. При поверхностном, ускоренном, сильном, скользящем и имеющем хорошее наполнение пульсе имеет место состояние ян.

В книге “Су-вэнь” дается следующее пояснение: “Хороший диагностик оценивает окраску кожных покровов, щупает пульс пациента, устанавливая вначале различия между инь и ян”.

Патологические изменения в человеческом организме, несмотря на свою сложность и многообразность, тем не менее согласно традиционным китайским воззрениям также могут быть сведены к нескольким принципам:

1. Неуравновешенность взаимоотношений между инь и ян.

2. При преобладании инь возникает холод, при преобладании ян, возникает жар.

3. При пустоте ян возникает холод, при пустоте инь возникает жар.

4. Ян причиняет ущерб инь; инь причиняет ущерб ян.[2]

5. Инь и ян пребывают в состоянии пустоты (Инь-ян лян-ху).

Этот принцип имеет место при хронических заболеваниях, причиной возникновения которых первоначально явилась слабость ян-ци организма, о которой говорилось ранее, но которые в ходе болезни или заболевания перешли на субстанцию инь организма. В результате последующего развития болезни слабость субстанции инь ведет к дальнейшему ослаблению ян-ци.

6. Если ян побеждает, то инь становится больным, следовательно возникает ущерб и для самого ян и наоборот.

В процессе лечения болезни врач должен определить в соответствии с существующем положением соотношение между инь и ян и определить на этой основе требуемый терапевтический принцип. Исходя из выбранного принципа подбирается подходящий медикамент, который должен привести к излечению болезни.

Пять элементов (У-син).

Теория пяти элементов имеет своим источником древнекитайскую систему мышления. Она исходит из примитивного наблюдения о том, что дерево, огонь, земля, металл и вода являются основными составляющими из которых состоит окружающий мир и которые необходимы человеку для повседневного существования. В соответствии с мировоззрением того времени пять элементов находились между собой в циклической взаимосвязи. Этим объяснялись функциональные процессы, происходящие в природе, а также и в человеческой жизни. В медицине делались попытки объяснить человеческие отношения внутренних органов между собой и патологические изменения в человеческом организме с помощью учения о пяти элементах. Аналогично теории инь-ян, эта модель обладает лишь ограниченными возможностями. Однако теория инь-ян благодаря присущему ей диалектическому подходу к явлениям приемлема для современного научного мышления. В этом заключается причина того, что в настоящее время вузы, преподающих традиционную китайскую медицину, отказались от изучения теории пяти элементов.

В медицине учение о пяти элементах или пяти движениях служит для объяснения физиологии и патологии человеческого организма. Образует основу для диагностики и терапии. Кроме того на основе него выводятся рекомендации по предупреждению болезней. Необходимо иметь в виду, что рассматриваемые ниже отношения системы пяти элементов ни коим образом не “зависят” от этих элементов, они основываются исключительно на практическом опыте, накопленном в Древнем Китае в процессе наблюдения за человеком и природой.

Современная система преподавания в академиях традиционной медицины в Пекине, Шанхае, Ханчжоу и Кантоне включают теорию о пяти элементах в теорию инь-ян. Согласно этому, элементы: дерево и огонь имеют характер ян, металл и вода причисляются к инь. Элемент земля находится посередине, образуя поворотную точку между инь и ян.

Классификация и физиологические функции внутренних органов.

Внутренние органы человека подразделяются в китайской медицине применительно к пяти элементам. Различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами на основании простых аналогий с учетом характера каждого из элементов. Согласно этой систематике, которая вряд ли может претендовать на научность, печень и желчный пузырь соответствуют дереву, сердце и тонкий кишечник – огню, селезенка и желудок – земле, легкие и толстый кишечник – металлу, почки и мочевой пузырь – воде.

Не только взаимотноошения между внутренними органами можно объяснить с позиции учения о пяти элементах, но и пять видов влияния погоды четырех времен года и пять видов вкуса пищи также классифицируются с позиции этого учения. Из соотнесения состояний погоды и видов вкуса с внутренними органами возникали отношения ускоряющего и тормозного характера, которые играют определенную роль в патологии и физиологии человеческого организма и тем самым во взаимотношениях человека с окружающим миром.

Патологические связи между внутренними органами.

Применение учения о пяти элементах в диагностике и терапии.

Оценка учения инь-ян и теории о пяти элементах с точки зрения современной медицины.

В пользу учения об инь-ян говорит тот факт, что с его помощью учитываются как положительные, так и отрицательные стороны различных явлений и вещей, что позволяет объяснить их изменение и развитие. Однако это учение в состоянии отразить эти изменения лишь в отвлеченной форме без учета конкретных, т.е. объективных и находящих количественное выражение, условий. Это также важно и для современной медицины, поскольку отсутствие количественных характеристик, точности, а также возможности объективной проверки лишает традиционную китайскую медицину звания научности. Оно в состоянии лишь частично дать объяснение различным аспектам внутренних органов, ци и т.д. человеческого организма и должно быть дополнено современной научной диагностикой, для обеспечения большей достоверности диагноза и эффективности терапии. В настоящее время этому уделяется все большее внимание во всех клиниках и научно-исследовательских институтах, занимающихся вопросами китайской медицины.

В клинической практике современный врач должен руководствоваться прежде всего теорией и правилами, лежащими в основе классической западной медицины вследствие ее гораздо большей точности и объективности. Применение концепций традиционной китайской медицины с классическими западными лечебными процедурами, но на основе именно западной концепции этиологии, патологии, патогенеза, лечения и профилактики болезни должно привести к достижению должной эффективности и надежности лечебного воздействия.

Список использованной литературы.

2) БМЭ под ред. А.Н.Бакулева. Москва 1959г.

[1] Однако остается невыясненным способ введения сыворотки людям, т.к. первые шприцы появились лишь в 1853г., т.е. больше чем через 1000 лет после изобретения противооспенной сыворотки.

[2] Данное правило действует если возникла значительная потеря инь или ян, что может привести к возникновению недостатка дополняющего начала.

Основные исторические источники по врачеванию древнего Китая. Предупреждение болезней как одна из сильных сторон древнекитайской медицины. Влияние философских категорий инь и янь на развитие и совершенствования методов лечения и диагностики болезней.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.02.2014
Размер файла 20,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Без сомнения медицина существовала всегда, так как человеческий организм несовершенен и подвержен различным заболеваниям. Первые очаги медицины получили наибольших виток своего развития именно в тех районах земли, где раньше всего появились сформировавшиеся народы, страны, цивилизации. Одним из таких районов является Китай.

Китайская медицина - понятие известное практически каждому человеку. В то же время в отличие от современной европейской, этот вид медицины до сих пор остается загадочным и неизученным в полной мере.

Это, в свою очередь привлекает к нему особое внимание, так как последователи этого направления пропагандируют особые методы лечения, которые в корне отличаются от современных. Китайская медицина возникла в далекой древности. В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: царский (XVIII--III вв. до н.э.), когда преобладала устная традиция, и империи Хань (III в. до н.э.--III в. н.э.), когда составлялись хроники Ханьской - династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения. Существуют значительные отличия в философии традиционной медицины, к которой привыкли мы, и древней китайской медицины. Прежде всего, китайская философия считает человека частью окружающего мира. По сути это действительно так. В то же время сам организм человека - это также единое целое. Нельзя рассматривать отдельно сердце, почки, легкие и другие органы и системы органов. Они функционируют и взаимодействуют в полном согласии и гармонии. И когда гармония нарушается, то возникает какое-либо заболевание. Конечно, началу заболевания предшествуют определенные "тонкие" симптомы, на которые мы, как правило, не обращаем внимание. Так как организм - единое целое, то при заболевании какого-либо органа, необходимо лечить не болезнь, а самого человека. Китайская философия говорит о том, что в организме находятся каналы и точки, при воздействии на которые можно вылечить даже самого безнадежного больного. Когда перекрывается течение энергии по определенному каналу, он блокируется, это нарушает функционирование всего организма, из-за чего он и заболевает. Задача медика, знакомого с методами китайской медицины, открыть эти каналы, воздействуя на них и на точки человека различными методами и средствами. Этой философии несколько тысяч лет, но и сейчас она не теряет актуальности.

- неядовитые лекарства (омолаживающие) - около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой;

- тонизирующие лекарства - около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил;

- токсические лекарства - около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время.

В травнике упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п.

При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами.

Во 2-ом веке н.э. в Древнем Китае впервые в мировой практике были введены записи течения хода болезни и назначения, которые делались больному. В наше время данные записи носят названия - истории болезни.

Позже Сунь сы Мяо написал еще 30-ти томное продолжение к своему труду, что в совокупности составило медицинскую энциклопедию для Китая, которой долгое время пользовались не только китайские врачеватели, но и также японские, корейские и многие другие.

Особенностью развития китайской медицины в 7 веке было появление сочинений, посвященных отдельным медицинским специальностям, отдельным заболеваниям и способам их лечения. В этот период медицина Китая разделилась на 7 отраслей: болезни взрослых; болезни детей; глазные и ушные болезни; болезни зубов и полости рта; наружные болезни; наука массажа; заклинания.

Специальностей у врачевателей было меньше: болезни взрослых; болезни детей; глазные и ушные болезни; болезни зубов и полости рта; наружные болезни; наука массажа.

2. Культура врачевания

Пульс играл основную роль в диагностике. Его измеряли в 11 точках, каждый раз используя три разных по силе надавливания. Было известно двести разновидностей пульса, 26 из них означали приближение смерти. Терапия основывалась на законах взаимодействия инь и ян и использовала множество магических средств. Особенно популярным было учение о "знаках" (сигнатурах): желтые цветы применяли для лечения желтухи, напоминающие форму почек бобы -- при заболеваниях почек и так далее. В то же время некоторые из почти 2000 рецептов традиционной китайской медицины были действительно очень ценными и сохранили свое значение до сих пор. Так, соли железа применялись при анемии, мышьяк при кожных заболеваниях, ртуть для лечения сифилиса, ревень и сульфат натрия в качестве слабительного, а опий как наркотическое средство. В Китае за 1000 лет до н.э. применяли предупредительные меры против оспы, для этого в ноздри вкладывали вату, пропитанную содержимым человеческого оспенного струпа. Как мера предупреждения чумоподобных болезней применялась самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей).

В 502 году была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Тем не менее, все дошедшие до нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом), а в феодальном Китае, т.е. в период средних веков - время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н.э. в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го (141-208), который прославился как искусный диагностики знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

3. Особенности китайской философии, ее влияние на развитие медицины

Философская категория инь и янь означает, что любое единое целое, как предмет, так и явление, в этом мире состоит из двух противоположных начал, соперничающих и дополняющих друг друга. Каждая из них имеет свои характеристики и свойства. Изначально китайские мыслители все, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным, скрытым, пассивным, темным, холодным, слабым и тому подобное, относили к инь; а все, что движется, устремляется вверх, что ясно, активно, светло, горячо, сильно и тому подобное, - к янь. Небо соответствует янь, а земля - инь; вода есть инь, а огонь - янь.

Инь-характер имеют луна, земля, женский, слабый, холодный, мягкий, темный, тяжелый, низкий, малый. Короткий, печальный, внутренний, худой и т.д.

Янь-характер имеют солнце, небо, мужской, сильный, горячий, твердый, светлый, легкий, высокий. Большой, длинный, радостный, внешний, полный и т.д.

Действие начал инь-янь заключается в следующем:

- каждое из них стремится подавить другое;

- оба начала находятся в тесной взаимной связи и могут превращаться (переходить) одно в другое, причем каждое содержит в себе оба начала - в инь есть янь, в янь есть инь;

- борьба и взаимное превращение инь и янь являются источником любого движения, развития, изменения и преобразования;

- нарушение гармонии и равновесия между инь и янь ведет к нарушению всякого движения и развития;

- янь превращается в ци (функцию), инь образует форму (структуру).

Функции органов (янь) возникают за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение янь и ослабление инь. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), требует расхода определенного количества энергии (янь); тогда происходит усиление инь и ослабление янь. При нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление выходит за рамки, то возникает избыток инь или янь, что ведет к возникновению патологии, болезни. Необходимо также учитывать, что оба начала могут быть как причиной, так и следствием.

Модель инь-янь служит базой не только теоретических представлений восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Основополагающим в жизнедеятельности человеческого организма лежит уравновешенное состояние инь и янь, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологическому состоянию, болезни и выражается либо в преобладании, либо в ослаблении инь или янь.

4. Методы лечения китайской медицины

Искусство диагностики в Древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н.э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя - Цинь Юэжэнь. Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Таким образом, Древний Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, социально-экономического и политического характера.

Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолированно от других культур земного шара. Так, в Европу сведения о ней проникли лишь в XIII веке. В современном мире традиционная китайская медицина играет все возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.

Объектом китайской медицины является человек, а не только его болезнь. И это одна из основных особенностей китайской национальной медицины. Как думают китайские медики, болезнь - это только указание на существование дисбаланса в самом человеке. Сходные принципы лежат в основе всей жизнедеятельности человека (проживание в какой-то внешней среде, жизненные ритмы, пища, которую он предпочитает или избегает, его личные взаимоотношения, его речь и жесты) - все это является инструментом для лучшего понимания его болезней и предложения методов лечения согласно среде проживания человека. Когда дисбаланс выявлен, он может быть откорректирован, и баланс энергии (а, следовательно, и здоровье человека) будет восстановлен. Кроме того, категорическим основным принципом китайской терапии является управление движением энергий тела.

Многие открытия в медицине были сделаны именно при помощи синтеза традиционной и современной науки в Китае, что, в свою очередь, привело к открытию для целого мира ряда новых медицинских методов и диагностик для лечения самых сложных заболеваний.

древнекитайский врачевание философский

1. Сорокина Т.С. История медицины. - М.: ПАИМС, 1994. - 384с.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 400с.

О возникновении медицины Древнего Китая в середине III тысячелетия до н.э. рассказывают легенды и летописи. Методы лечения, разработанные китайскими врачами, оказали влияние на медицину Японии и Кореи, Тибета и Индии. Учение о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела человека является одной из основ рефлексотерапии — современного метода диагностики и лечения болезней. Искусство врачевания в Древнем Китае, как и в других странах, включало в себя знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения.

Содержание

Введение………………………………. ………………………………3
Зарождение медицинских знаний в Древнем Китае..…. ………3
Философский аспект медицины Древнего Китая..……. ………………. ……. 3
Метод лечения чжень-цзю (иглоукалывание и прижигание). ……. …..5
Исследование пульса. 6
Великие врачи Древнего Китая. 6
Заключение…….…………………………………………………. ….. 7
Список литератур……

Работа содержит 1 файл

Реферат 3.doc

ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

Медицина Древнего Китая

1 курса 165 группы

Зотова Алексея Вячеславовича

  1. Введение………………………………. . ………………………………3
  2. Зарождение медицинских знаний в Древнем Китае..…. . ………3
  3. Философский аспект медицины Древнего Китая..……. ………………. …… . 3
  4. Метод лечения чжень-цзю (иглоукалывание и прижигание). …….. . …..5
  5. Исследование пульса. . . . 6
  6. Великие врачи Древнего Китая. . . . 6
  7. Заключение…….…………………………………………… ……. ….. 7
  8. Список литератур…………………………………. . …………. 8

О возникновении медицины Древнего Китая в середине III тысячелетия до н.э. рассказывают легенды и летописи. Методы лечения, разработанные китайскими врачами, оказали влияние на медицину Японии и Кореи, Тибета и Индии. Учение о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела человека является одной из основ рефлексотерапии — современного метода диагностики и лечения болезней. Искусство врачевания в Древнем Китае, как и в других странах, включало в себя знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения.

Зарождение медицинских знаний в Древнем Китае

Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже три тысячи лет назад в китайской медицине существовали четыре раздела — внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. В X в., гораздо раньше, чем в других странах Востока и Запада, китайские монахи-даосы, жившие отшельниками в горных пещерах, научились делать прививки против оспы. Источником прививочного материала были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину. Китайские врачи умели сохранять оспенные корочки таким образом, чтобы ослабить опасность заражения без потери эффективности прививки.

Философский аспект медицины Древнего Китая

Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое и связана с древней философией, согласно которой существует Великая Триада: Небо-Человек-Земля. Единство двух начал — Земли и Неба (инь и ян) — источник возникновения всех вещей во Вселенной, их сочетание и взаимодействие определяют собой чередование космических явлений. Инь — женское начало, его качества — погружение, падение, покой; ян — мужское начало, его качества — выплывание, подъем, движение.

Пять первоначал Вселенной

Народная медицина связывала появление болезней с влиянием злых духов, воплощенных в образах животных. Количество их часто определялось магическим числом 5:

— змея, тысяченожка, скорпион, жаба и ящерица олицетворяли 5 видов злых влияний, особенно опасных для детей. Считалось, что когда их выгоняют из дома лопатой и метлой, то прогоняют болезни;

— лисица, хорек, крыса, ёж и змея воплощали в себе 5 поколений злых волшебниц, которые насылали болезни на людей. Для охраны от болезней, посылаемых злыми духами и демонами, обращались к богам-охранителям.

Ци определяет энергию человека. Для врача существуют вполне конкретные источники ци в организме. Их три:

— наследственное (заложенное от рождения),

— обусловленное особенностями дыхания,

Метод лечения чжень-цзю (иглоукалывание и прижигание)

Искусство иглоукалывания

Предание связывает появление иглоукалывания с именем знаменитого мудреца Фу-Си, жившего в начале III тысячелетия до н.э. Фу-Си был великим врачевателем. Он составил предписания о том, как следует зимой остерегаться холода, а летом — изнурительного жара, как поддерживать в теле здоровый воздух и хорошую кровь. Но главным его достижением в медицине было создание учения о жизненных каналах и активных точках, расположенных на теле человека.

Выяснилось, что уколы, наносимые в определенные места на теле, помогают не только при головной боли, но и при других заболеваниях. Было замечено, что воздействие на некоторые точки тела приводит к избавлению от боли или недомогания.

Каждый канал связан с определённым внутренним органом. Каналы тела, как и точки на них, невидимы, однако они реально существуют, поскольку между ними и внутренними органами есть постоянная взаимная зависимость.

Первые иглы были каменными. Позже стали изготавливать их из кремния или яшмы, из кости и бамбука, из металлов: бронзы, серебра, золота, платины, нержавеющей стали. Существовали 9 форм игл; среди них были цилиндрические, плоские, круглые, трехгранные, копьевидные, иглы с острым и тупым концом.

Медицина древнего Китая

Медицина древнего Китая ведет свое исчисление начиная с 14-15 веков до н. э. История самого Китая насчитывает около четырех тысяч лет, об этом свидетельствуют письменные памятники. Медицина древнего Китая

Древнейший текст

Человечеству известен один древнейший текст, который датируется 2059 годом до н. э. И уже в то время на территории Китая существует высоко развитая цивилизация. Текст гласит:

«Юй повел реку Хуанхэ на юг Цин-чжоу через ущелье Лун-мэнь до горы Хуа. Затем он заставил ее течь на восток по притоку Мэнцин. На северо-западе почва желтая и рыхлая. Земля — самая плодородная. Жители приносят императору в дань яшму и другие редкие минералы. Чтобы привезти их в столицу, они пускают свои лодки по течению реки. Кочевые племена в той стороне подчинены им.

Становление медицины древнего Китая

Становление медицины древнего Китая происходило в неразрывной связи и на основе развития и смены общественно-экономических формаций, культуры китайского народа. Но буржуазная наука, игнорируя и принижая роль народных масс, истинного творца истории, рассматривала исторический процесс как результат деятельности отдельных личностей.

Поэтому и данные истории китайской народной медицины излагались в отрыве от истории последовательного развития способа производства, материальных благ и производственных отношений основных классов общества, по периодам отдельных императорских династий. Не показывая не только роли народа в создании национальной медицины, но и роли бесчисленного количества народных врачей, буржуазные исследователи в лучшем случае фиксировали свое внимание на деятельности отдельных ученых-медиков, ставя ее в зависимость от правящих династий.

Несостоятельность такой периодизации истории медицины очевидна. Разложение первобытно-общинного строя и зарождение классов привело к тому, что в сложившемся на территории Китая во втором тысячелетии до н. э. раннерабовладельческом государстве Инь, или Шан, наряду с земледелием, игравшим основную роль, скотоводством, охотой и рыболовством, начало быстро развиваться и ремесленное производство.

После того, как иньцы около 1400 года до н. э. обосновались в долине среднего течения реки Хуанхэ, здесь были построены многочисленные города. В одном из них, расположенном в нынешнем уезде Аньян, более ста лет назад (1899) археологи нашли панцири черепах с надписями на них. Расшифровка выявила очень интересные данные, в частности медицинского характера. Оказалось, что в те времена уже были описаны болезни языка, зубов, глаз, ушей и некоторые эпидемические — всего 22 вида заболеваний.

Носители медицинских знаний

Разпостраненное применение знахарских лекарств медиков-знахарей

А к концу иньского периода (13 в. до н.э.) появляются медики-знахари уже из среды свободных людей, ими становятся даже именитые лица. Распостраненное применение знахарских лекарств медиков-знахарей. Так, одним из десяти известных историй знаменитых знахарей того времени упоминается некий У Сян — крупный императорский сановник.

Первые врачи

К этому времени относятся описания около 50 форм этих заболеваний и средств их лечения). Вместо заклинаний и молитв они уже применяют медикаментозное и оперативное лечение, некоторые виды диеты.

Описание медицинских знаний

Среди них числились два диетолога, восемь терапевтов, столько же хирургов, четыре ветеринара и два аптекаря).

Государство Чжоу

Он ознаменовался не только войнами. В этом периоде начали применять железные изделия, в связи с чем улучшились способы ведения земледельческих работ, повысилась урожайность, стали возводиться крупные ирригационные сооружения; новый толчок получило развитие ремесла и торговли. Сбыт продуктов производства способствовал обмену опытом и культурой, что не замедлило сказаться и на состоянии медицины.

Если до 8—7 вв. до н. э. каменные иглы применялись только на востоке Китая (провинции Шаньдун и Цзяньсу), лекарства — на Западе (провинции Хэбей и Шаньси), металлические иглы — на Юге (провинции Хубей и Хунань), а массаж — в Центре (провинции Хэнань), то в середине периода Чжоу эти инструменты и методы стали известны всем медикам Китая и начали применяться комплексно.

Медицина конкурирует со знахарством

Медицина не только получает возможность успешно конкурировать со знахарством, но и наносит ему решительное поражение. История зафиксировала такой интересный факт. В 576 г. до н. э. заболел император Цзинь Гун. К нему был призван знахарь Тянь У. Молитвы и заговоры не помогли. Тогда пригласили врача И Хуаня, который вылечил больного.

Медицинские организации

После этого случая правители не только стали официально поддерживать медицину, но и начали создавать при своих дворах особые медицинские организации. Призванные обслуживать императора и его ближайших сановников, эти организации располагали довольно большим штатом — до 52 человек, в числе которых были 21 врач и два специалиста по изготовлению лекарств.

Врачи такого медицинского учреждения уже делились по основным отраслям медицины (терапевты, хирурги, диетологи) и на пять категорий по своей квалификации.

Квалификация врача

Критерием определения квалификации врача было число выздоровевших из ста лечившихся у него больных. Если благополучный исход наступал во всех ста случаях, врача относили к первой категории, излечение половины больных давало право получить пятую категорию (По некоторым источникам, для получения пятой категории требовалось добиться выздоровления 60 процентов больных).

Присуждение категорий производилось на основании специальных квалификационных проверок — традиция, сохранявшаяся затем в китайской медицине на протяжении многих веков.

Странствующие целители

Наряду с придворными медиками и врачами, имеющими постоянное местожительство, в исторических сочинениях упоминаются и странствующие целители. В поисках медицинской практики они бродили по стране и имели возможность наблюдать самые разнообразные болезни. Странствующие медики постоянно общались с другими народными врачами, знакомились с их опытом и обогащали свои знания в эмпирической медицине.

Крупнейший медик древнего Китая Бянь Цюэ

Бянь Цюэ - крупнейший медик древнего Китая

Бянь Цюэ - крупнейший медик древнего Китая

До Бянь Цюэ в Китае уже было известно свыше ста видов лекарств, существовали и такие методы лечения, сохранившие свое значение до наших дней, как иглотерапия, прижигание, массаж и пр., но никто до Бянь Цюэ этого опыта не обобщал, никто его так хорошо не осмыслил и не обосновал.

Имея широкие по тому времени медицинские познания, полученные от своего учителя — известного медика Чан Сан-цзюня, у которого он обучался свыше 10 лет, и богатый опыт медицинской практики, Бянь Цюэ странствовал по всему Китаю, устанавливал связи с известными медиками разных княжеств, усваивая все ценное из их обширной практики и разнообразных знаний.

Посетив главные города всех княжеств Китая, он, наряду с собиранием ценных сведений по медицине, сам широко практиковал и передавал свои знания местным медикам. Оставаясь весьма доступным и тогда, когда Бянь Цюэ приобрел широкую известность и стал самым популярным медиком страны, он был близким народу, никогда не отказывал людям в медицинской помощи.

Именуя себя то специалистом по внутренним болезням, то хирургом или гинекологом, офтальмологом-отологом или педиатром, он одновременно применял лекарства, иглоукалывания, прижигания, массаж и другие средства. Вот некоторые примеры, иллюстрирующие его популярность, как повествует о них Сым Цянь:

Второй случай таков: Бянь Цюэ был приглашен к высокопоставленной особе. Больной в течение пяти дней находился в коматозном состоянии и умирал. Применением декоктов и других лечебных средств знаменитый лекарь поднял больного на ноги.

В области изучения пульса и предсказания тяжести заболевания по пульсу в последующие века никто из медиков не сделал больше. Поэтому Бянь Цюэ по праву считается родоначальником изучения пульса в китайской медицине. Для диагностических целей Бянь Цюэ пользовался также методом опроса, выслушивания, наблюдением за дыханием, окраской кожи, характером голоса больного и запахом, исходящим от него.

В памяти народных масс Китая Бянь Цюэ оставил глубокий след как ученый высокой эрудиции, много сделавший в области медицины, и в то же время проявивший себя как выдающийся общественный деятель. Сведения о его деятельности передавались устно из поколения в поколение. Но осталось и много письменных памятников — произведений его учеников.


Несмотря на то, что медицина в Древнем Китае отличалась догматизмом и косностью, развита она была достаточно хорошо. Было известно большое количество заболеваний и способов их лечения. Некоторые медикаментозные препараты, открытые в Древнем Китае, используются и по настоящее время. На высоком уровне была диагностика и хирургия. Методы эксперимента и непосредственного наблюдения развиты не были, поэтому в течение многих веков медицинское знание оставалось практически на том же уровне.

Зарождение медицины в Китае

Возникновение медицины в Древнем Китае легенды связывают с императором Шэнь-нун, жившем около 2700 года до н.э. Ему приписывается создание первого травника, содержащего описание более 100 лечебных растений, и изобретение техники акупунктуры.

На начальных этапах медицина была неразрывно связана с религией и магией. Основой ее служило учение о противоположностях инь и ян и о пяти элементах. Китайцы верили, что при нарушении равновесия между этими началами возникают различные заболевания.

Представления о строении тела и диагностике заболеваний

Вскрытия умерших в Древнем Китае не практиковались, поэтому представления о строении тела были достаточно фантастичными.

Китайцы имели представление о кровообращении. Основную роль в диагностике многих состояний играло определение пульса. Он измерялся в 11 различных точках, каждый раз использовались три надавливания различной силы. Описано было 200 различных разновидностей пульса, 26 из которых значили скорую смерть.

Терапия в Древнем Китае

Лечение включало большое количество магических средств и ритуалов. Наиболее популярным являлось учение о сигнатурах (знаках). По этой методике подобное должно лечиться подобным. Например, желтое применялось для лечения желтухи, а бобы, которые напоминают по форме почку, применялись при болезнях мочевыводящих путей.

Сохранилось около 2000 рецептов лекарственных средств, многие из которых используются по настоящее время. В частности, уже в то время эфедрин использовался для лечения аллергии, при анемиях назначали соли железа, ртутью лечили сифилис, сульфат натрия и ревень применялись как слабительное, а опий – как наркотик.

Использовалась вакцинопрофилактика оспы через вдувание. Однако неизвестно, было ли это собственным изобретением китайцев.

Активно использовались хирургические вмешательства. Но в последующем этот раздел медицины перестал развиваться.

Читайте также: