Сообщение о храме в ростовской области

Обновлено: 02.07.2024

Большой обзор заброшенных старых церквей Ростовской области. В данном рассказе будет описано сразу три церкви, такие как церковь Иоанна Богослова , церковь Сурб Карапета (Иоанна Предтечи) и церковь Сурб Геворг (Святого Георгия). История каждой из них, интересные факты и многое другое - всё это внутри поста:


Ростовская область как и любая другая в нашей стране богата на старину - в это число входят и старинные церкви. Таких у нас как оказалось огромное количество и многие остаются ещё целыми, благодаря усилиям властей или местных жителей. Ну, а те, которые по каким-либо причинам до сих пор находятся в запустении, мы сегодня и обозрим.

Первой из них является церковь Иоанна Богослова:


Церковь Святого апостола Иоанна Богослова была заброшена после революции. Ориентировочный год постройки – 1900-й. В её здании находилась машинно-тракторная станция. Ныне бездействует.

Колокольня двухъярусная, в прошлом, видимо, трехъярусная. Крыша и купол колокольни не сохранились, как и кресты на них, остались лишь деревянные фрагменты перекрытий. В отличном виде по сравнению с общим состоянием сохранился фундамент, выполненный из крупных блоков плотного ракушечника. Частично сохранились также ступени центрального и западного входов, деревянные двери, обитые железом с кованными ручками. На некоторых окнах сохранились решётки, выполненные, по всей видимости, гораздо позже первоначальной постройки храма, так как не имеют никаких художественных элементов.

старинные кованные решётки остались на своих местах до сих пор:

Место действительно интересное, да и посетителей здесь видимо, бывает мало, это можно понять даже по отсутствию мусора и надписей.


Внешняя и внутренняя архитектура церкви поражает до сих пор - атмосфера у этого места непередаваемая:

разрушенная изнутри колокольня:

послание свыше:

Пришло время прощаться с этим замечательным местом, после чего следует долгая дорога по трассе, в процессе которой делаем перекур под удивительно красивые пейзажи русской природы. Непередаваемо побывать в деревнях и старых сёлах, посмотреть на быт людей, а так же поболтать по душам с местными старожилами. Незаметно для нас, мы подъезжаем к нашей следующей цели - церковь Сурб-Карапета (Иоанна Предтечи):

Церковь Сурб-Карапета (Иоанна Предтечи) в селе X. Стоит прямо на позициях, где оборонялись советские войска в начале ноября 1941 года. Отсюда они начали контрнаступление на Ростов в конце ноября 1941-го. К слову будит сказано, церковь находится прямо возле границ противотанкового рва, одного из самых больших в нашей области. Только длина его составляет около 50 км, а вся граница вместе с границей обороны города насчитывает более 80 км!

У здания много утрат – исчезли завершения куполов, сохранились лишь отдельные базы колонн. По фрагментам живописи можно догадываться о существовавших художественных росписях интерьера. По остаткам решеток кузнечной работы – о металлических кружевах окон. Но, несмотря на утраты, здание по-прежнему производит впечатление ценнейшего памятника старины:

На южном входе ещё можно наблюдать за остатками петлей и решёток, которые помнят очень многое:

Если поднять голову вверх или пройти на запад, то можно воочию рассмотреть купол церкви:

Н екоторые фрески до сих в неплохом состоянии и на них ещё можно разглядеть рисунки тех времён:

Зимой в ветреную погоду данное место сильно продувается, поэтому внутри собирается много снега, порой даже целые горки:

Пришло время покидать данную церковь и отправляться к следующей, ну, а пока наблюдаем на остатки колокольни:

Бонус фото, вид сверху:

Последняя на сегодня церковь - Сурб Геворг (Святого Георгия). Если после первой наши эмоции начинали набирать оборот, то после посещения второй наше настроение немного упало. А всё из-за того, что адрес этой церкви знает каждый второй, сложно не найти у какого-либо фотографа фото с свадьбы\лавстори\фотосета, который бы он не сделал здесь. Только ещё мусорить в церкви, или возле неё чистая наглость и дебилизм людей, поэтому настроение было уже не таким хорошим, но последняя церковь вернула его:

Это одна из 10 Армяно-григорианских церквей Ростовской области, построенных в 1860-1867. При этой церкви в 1867 открылась мужская школа для армян. Точной даты постройки не знают, но местные жители говорят, что церковь построена около 300 лет, что конечно же преувеличение. По плачевным остаткам былого величия можно увидеть элементы византийской архитектуры (звездчатое соединение между колоннами под сводом. В ВОВ в церковь попал снаряд и стены между алтарем и колокольней с восточной стороны почти нет:

В 1779г. указом Екатерины II было организовано переселение из Крымского царства 12 тыс. армян и 18 тыс. греков в южнороссийские степи низовья р. Дон. Так в Ростовской области образовались г. Нахичевань (ныне Пролетарский р-н г. Ростова-на-Дону) и сёла XXX. Так в Ростовской области были построены 10 Армяно-григорианских церквей. Теперь наши современники имеют возможность познакомиться с храмовыми сооружениями разнообразных конфессий в Ростове-на-Дону и области. В частности, Армянская церковь — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. Начиная с XI века, в вопросах иконопочитания Армянская церковь сходится с византийской традицией. Эта традиция нашла отпечаток и в храмовой архитектуре:

В официальных источниках нет точной даты ее возведения, ориентировочно, это середина 19 века. Теперь Церковь Сурб-Геворка (святого Георгия), некогда красивейшее сооружение, отличающее архитектурным стилем от христианский православных церквей, находится в разрушенном состоянии. Местные жители помнят, что их церковь была построена почти 300 лет назад. Гордятся этим, и говорят,что они сейчас ее посещают, т.к. другой в селе нет. Ходят к каменному овальному кресту, который находиться в одной из ниш церкви разрушенной во время 2 - мировой войны:

Рассказывают, что после того, как вернули крест в церковь, многие видели столб света, исходящий из разрушенного свода. "Значит церковь еще "живая", - сказала одна из местных жительниц, - жалко, что ее восстановить нельзя. Хотели реставрировать, но специалисты дали заключение, что стены не выдержат. Раствор тогда мешался на куриных яйцах и извести:

Наш осмотр мы начали с внешней стороны церкви, замечая интересные архитектурные особенности, но больше всего удивили остатки следов великой войны. В ВОВ в церковь попал снаряд и стены между алтарем и колокольней с восточной стороны почти нет. На стенах видны дырки от пуль и осколков снарядов:

Далее мы отправляемся на то место куда попал сам снаряд - мы стоим над открытым небом, по обе стороны от нас сохранившиеся части церкви. Атмосфера и чувство непередаваемы.


То самое место куда попал снаряд и разрушил церковь:

Пришло время зайти внутрь, кое-где на своих местах остались чугунные решётки на окнах:

К сожалению, никаких росписей и остатков фресок не осталось, один лишь пустой купол церкви:

Небольшой бонус - Немецкая колонна движется мимо церкви Сурб Кеворка (святого Георгия) в поселке Султан-Салы Ростовской области (около 30 км от г. Ростова-на-Дону). Это одна из точек наступления на Ростов в 1941 г. Вероятно, это 1942 год, немцы идут снова на Ростов:

Отдельное слово хотелось бы сказать про этот домик:

Это был бывший дом первого священника этой церкви, церковной школы и церковной лавки:

Независимо от вероисповедания или взглядов на жизнь, эти места оставляют непередаваемые эмоции и настроение, а самое главное хорошие воспоминания. Сейчас же это отголоски былых веков, которые к сожалению, не ценят не приезжающие туда люди, не местная молодежь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Архитектура – самое яркое свидетельство культурного, экономического и социаль.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Архитектура – самое яркое свидетельство культурного, экономического и социаль.

В XVIII веке священнослужителями станичных церквей были простые казаки, не им.

В XVIII веке священнослужителями станичных церквей были простые казаки, не имевшие церковного образования. Они выбирались казаками на определённую должность.
Церкви Земли Донской славились красотой и звучностью колоколов.
К началу XIX столетия на Дону насчитывалось почти 150 православных храмов. В 1829 году открыта Новочеркасская епархия. С 1851 года переход казаков в духовное сословие запрещён. Для подготовки церковных кадров открыты училища.
В начале 19 века идёт бурное строительство храмов на Дону, в том числе в хуторах и станицах Цимлянского района:
- 1839 год. Николаевская церковь Цимлянской станицы;
- 1887 год. Вознесенская церковь в хуторе Чувильдееве Филипповской станицы.
-1876 год. Церковь хутора Старо-Баклановского Казанской иконы Божией матери;
- 1904 год. Успенская церковь хутора Хорошего;
- Богоявленская церковь Кумшатской станицы;
-1901 год. Николаевская церковь станицы Маркинской;
- 1859 год. Рождество – Богородицкая церковь в хуторе Чекалове;
- 1867 год. Михайло-Архангельская церковь станицы Терновской;
-1830 год. Троицкая церковь Станицы Филипповской;
-1912(14) год. Храм Георгия Победоносца хутора Карповского.
Число донских церквей неуклонно росло в течение XIX века и в начале XX столетия. К 1860 году их количество составило 219: 110 каменных, 109 деревянных. Перед революцией 1917 года на Дону насчитывалось 640 православных храмов. (Приложение 3)
С 1929 по 1941 годы 90% храмов закрыты, некоторые из них открылись в 1942 году


1 ь.jpg

2.jpg

Мечеть была построена в 1905 году на пожертвования купцов-мусульман в честь татарских полков, отличившихся в войне против армии Наполеона.
В советское время рядом с мечетью была расквартирована воинская часть, и со временем храм оказался за военным забором. В 1963 году приказом командующего СКВО Плиевым И.А. мечеть была закрыта.
В 70-х ее перестроили в клуб… Мало кто знает (кроме тех, кто живет поблизости и может прочитать текст на памятной доске), что школа № 55 (ныне Серафимовича, 25) построена на фундаменте церкви во имя Святителя Николая Чудотворца.


3.jpg

В 1822 году на Никольской улице Ростова-на-Дону был построен небольшой пятиглавый храм. В середине XIX века храм решили расширить. 27 сентября 1856 года проект был утвержден императором.
В 1860 году работы были завершены. Церковь славилась хором. Послушать его приходили Шаляпин и Собинов. Хор просуществовал до 1912 года, церковь — до 1931-го. В 1936 году на ее фундаменте и была построена школа.
На фундаменте Казанской церкви в 1936 году построена и 39-я школа (угол Газетного и Серафимовича).

4.jpg

Казанская церковь была построена в 1859 году.
Похожая судьба у храма Серафима Саровского, открытого в 1911 году в станице Нижне Гниловской (ныне Портовая, 72).
В 1959 году на его базе была построена музыкальная школа имени Глинки. В новые времена музыкальная школа вновь стала церковью.


5.jpg

Совсем уж экзотическая судьба у Кресто-воздвиженской церкви (район переулка Университетского, выше Красноармейской). Как пишет ростовский краевед Евгений Иванович Малаховский, в 1935 году на базе церкви начали было сооружать крематорий — в тех же краях располагалось еще и кладбище. Но кладбище закрыли, а из недостроенного крематория соорудили общежитие (Университетский, 137а).
Не уступает истории Крестовоздвиженской церкви и судьба Хоральной синагоги. Она была построена в 1868 году на улице Воронцовской, 78–80 (ныне это улица Баумана, 70). В 1935 году синагога была национализирована и передана кожно-венерологической больнице. Здание было перепланировано (уничтожен молитвенный зал и обрамлявший его на уровне 2 го этажа балкон) и надстроено. Сейчас это по-прежнему диспансер. Здание, между прочим, — объект культурного наследия РФ.


6.jpg

Использование фундамента — не столь частое явление. Обычно церкви просто сносили, а на их месте строили новое здание. Так, Профессорский дом (угол Соборного и Горького) стоит на месте Успенского храма (1889-1935).


7.jpg


8.jpg

А могли снести и ничего не построить. Примеры — Новопокровский храм в Кировском сквере или Александро-Невский храм на площади Советов.


9.jpg
10.jpg


11.jpg


12.jpg

Кафедральный собор Сурб-Лусаворич (на площади им. Карла Маркса) был закрыт еще в начале 1930-х годов. Звонницу разобрали, а здание приспособили под детскую техническую станцию.


13.jpg

14.jpg


15.jpg


16.jpg
17.jpg

Наконец, на базе бывшей народной дружины и студии звукозаписи (Коммунистический, 38) построена церковь Великомученика Георгия Победоносца.

18.jpg

По неофициальным данным, сейчас в Ростове 53 храма. Наверное, это не предел.

Фото8

Photo23

Неподалеку от церкви в Краснодонецкой есть еще одна из действующих достопримечательностей - родник Кипучий колодец.

SAM_0643

В хуторе Астахов Каменского района, что расположен на берегах речки Глубокая, здравствует и поныне деревянный храм Воздвижения Креста Господня пстройки конца 19 века. В храме хранится очень необычная икона Августовской Божьей Матери.


В Астахове также есть и другие деревянные достопримечательности. Меня, например, не оставил равнодушным вот такой "Вечный огонь", сотворенный, видимо, на утеху Газпрому. Извините, но как то уж слишком противопожарненько и экономичненько!

Photo8

Вот, собственно, и все деревянные храмы, которые я могу назвать. Может, кто еще знает?
Не могу, правда, не добавить, что для Ростовской области характерно сохранение старинных деревянных церквей в кирпичной обкладке. К сожалению , такой способ сохранения влечет утрату внешней оригинальности и очарования деревянных сооружений.
К примеру, церковь Петра и Павла в хуторе Богураев Белокалитвенского района, что на реке Лихая. По некоторым источникам, эта церковь еще 18 века постройки, деревянная, но в нашу эпоху обложена кирпичом.

P1030451_576x768

В хуторе Киреевка Октябрьского района, что на речке Кадамовке, сохранилась деревянная Георгиевская церковь конца 19 века постройки. В 1993 году обложена кирпичом, а через год заново возведена колокольня. Примечательна еще тем, что находится на улице, носящей имя безбожника Ленина.

Photo176

Ну, и в завершение - церковь Николая Чудотворца в хуторе Гуково Красносулинского района. Хутор стоит на речке с милым названием Гнилуша. Год постройки здешней деревянной церкви - 1887. Обложили кирпичом совсем недавно.

Такие вот церковно-архитектурные дела.

Читайте также: