Сообщение на тему голландский натюрморт

Обновлено: 05.07.2024

Изображения предметов неодушевлённой природы встречаются в искусстве со времён античности. Однако именно в Голландии XVII века натюрморт впервые выделился в отдельный жанр изобразительного искусства.

По своему композиционному строю голландский натюрморт отличается от фламандского . В нем нет той вольности и размаха, что присуща фламандскому натюрморту .

Родоначальники голландского натюрморта :

Амброзиус Босхарт Старший , Балтазар ван дер Аст .

Развитие жанра: Питер Клас , Виллем К.Хеда и их последователи.

Создание "кухонного" натюрморта: Корнелис Сафтлевен, Флорис ван Схотен, Франсуа Рейкхалс.

Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки. То, что с легкостью считывали современники, сегодня понятно не всем и не всегда. Объясняем, что означают изображенные художниками предметы

Жан Кальвин Жан Кальвин (1509–1564) — реформатор церкви и основатель одного из течений про­тестантизма. Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации — автономные сообщества, управляемые пасто­ром, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Предметы, изо­браженные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, рели­гиозным или иным подтекстом. Например, устрицы считались эротическим символом, и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулиро­вали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из рако­вины. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой — раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не суще­ствовало, и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать — в зависимости от контек­ста и от общего послания натюрморта.

Цветочный натюрморт

Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика расте­ний особенно сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество зна­чений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на само­влюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмор­тах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был волен вы­брать один из двух смыслов или совместить их.

Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произве­дения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.


Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе. Между 1606 и 1684 годом Государственный Эрмитаж

На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606–1684) — голландский художник, известный своими цветочными натюрмортами. у основания вазы худож­ник изобразил сим­волы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засох­шие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отри­ца­тель­ных обра­зов — рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. . В центре букета мы видим сим­волы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окру­жают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым); пыш­ные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Венчают компо­зицию два крупных цветка, имеющие положительное значение. Синий ирис олицетворяет отпу­щение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Крас­ный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трак­товку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа. . Другие символы спасе­ния — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бес­смертную душу.


Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века Серпуховский историко-художественный музей

Натюрморт в мясной лавке


Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год North Carolina Museum of Art

Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508–1575) — голландский ху­дожник, также известный как Питер Длин­ный. Среди его работ — жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображе­ния рынков и лавок. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Эти образы символизируют неумерен­ность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Теперь обратим внимание на задний план. С левой стороны картины в оконном проеме поме­щена евангельская сцена бегства в Египет, которая резко контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Справа в глубине изображена таверна. За столом у огня сидит веселая компа­ния, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похо­тью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотврати­мость смерти и мимолетность земных радостей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсы­лает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на рас­путную жизнь. . Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к зем­ным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене​ бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они уда­ляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распут­ной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.

Натюрморт в рыбной лавке


Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1616 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Натюрморт с накрытым столом

В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских ма­стеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.


Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина


Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год Sotheby’s / Частное собрание

Как видно, бытие сродни куренью трубки,
И в чем различие — мне, право, невдомек:
Одно — лишь ветерок, другое — лишь дымок. Пер. Евгения Витковского

Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спа­сения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.

Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным прехо­дящим.


Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Голландский натюрморт — это не просто мастерское изображение кухонной утвари, цветов и блюд. В нем каждый предмет обретает особый смысл, становится неотъемлемой частью композиции, которая помимо эстетического удовольствия дает зрителю возможность прочесть скрытое послание. Он стал каноном, который не только требовал от художника владения сложной техникой многослойной живописи, но и знаний, которыми тот делился на холсте.

Мы познакомим вас с загадками и символами, что таятся в картинах голландских художников. А также расскажем об истории возникновения этого направления и технике написания картин натюрморт, где каждая деталь выглядит реалистично, как в жизни.

Голландский и фламандский натюрморт XVII века

Голландский и фламандский натюрморт XVII века

В Голландии и Фландрии XVII века натюрморт впервые выступил как самостоятельный жанр изобразительного искусства, перестав быть лишь частью сюжета картин. Одной из основных причин этому послужил протестантизм, с приходом которого изображение ликов святых потеряло актуальность. Вместо этого широкую популярность стали набирать изображения цветов, фруктов и дичи, которые не только отличались высоким уровнем детализации, но и несли в себе глубокий религиозный подтекст или нравоучительный смысл.

Ранние работы этого жанра отличались обилием блюд и посуды, что напоминает о его недавнем происхождении. Ведь до этого он был лишь частью торжественных столов на групповых портретах. Со временем цветы и более скромные яства стали все чаще появляться на картинах голландских художников. Более того, начали образовываться различные тематические направления данного жанра, каждому из которых были характерны свои определенные атрибуты и символы. Именно о них мы подробнее рассказываем ниже.

Символика голландского натюрморта

Голландский натюрморт уже не одно столетие привлекает внимание почитателей живописи. Ведь помимо точной передачи светотени и текстуры предметов, он является интеллектуальной игрой. Современникам было довольно легко отгадать зашифрованное послание, но сегодня понять истинное значение изображенных предметов под силу не каждому. Поэтому рассмотрим несколько направлений этого жанра с присущими им символами.

Голландские натюрморты с цветами

Голландские натюрморты с цветами

Еще в эпоху Готики и Возрождения многие цветы обрели собственную символику, которая продолжила существование в цветочных натюрмортах голландских мастеров. Так, к примеру, внизу композиции обычно изображали сухие, опавшие или увядающие лепестки и соцветия, обозначающие бренность материального мира. Полевые цветы, размещенные в центре, символизировали чистоту души, а пышные розы или гвоздики — тщеславие и жажду богатства. Самый красивый цветок обычно размещали вверху, как знак надежды на спасение души.

Любопытно, что многие цветы имели несколько, зачастую противоположных значений. Например, тюльпан символизировал обращение верующего к Христу, и в то же время был знаком расточительства. Похожая история сложилась и с нарциссом, которой еще согласно древнегреческому мифу, олицетворял самовлюбленность и в то же время был символом Богоматери.

Голландский натюрморт с накрытым столом

Голландский натюрморт с накрытым столом

В этом направлении свое толкование имели не только продукты или блюда, но даже посуда. Таким образом, небрежно оставленный на столе нож становился символом предательства, а бутылка — пьянства. Стеклянный сосуд, как и ваза, обозначал хрупкость человеческой жизни, а серебряная посуда олицетворяла богатство.

Практически каждый продукт имел скрытое значение. Ниже мы представили небольшую подборку самых распространенных символов:

  • устрицы — похоть и плотские утехи;
  • ветчина — чревоугодие;
  • сельдь — вера в Христа;
  • пшеничные колоски — перерождение души, надежда на спасение;
  • хлеб и вино — плоть и кровь Христа.

Голландский натюрморт: техника написания картин

Голландский натюрморт: техника написания картин

Помимо таящихся символов особого внимания требует и техника написания картин в голландском натюрморте. Ведь мастера с особой точностью изображали предметы, которые словно оживают перед зрителем. Они добивались такого фантастического эффекта благодаря многослойной технике нанесения красок, которая включает следующие приемы:

  1. Использование красок с разными кроющими свойствами позволяло как отражать свет, так и пропускать его внутрь красочного слоя.
  2. Лессировка — использование прозрачных и полупрозрачных красок еще на этапе подмалевка позволяло передать итоговой картине ощущение глубины и свечения.
  3. Поэтапность нанесения красок. Их живопись была многослойной и требовала терпения. Каждый новый слой краски наносился только после полного высыхания предыдущего.
  4. Нанесение красок от светлого к темному. Художники начинали работать в самых светлых тонах и постепенно затемняли и усиливали цвета на холсте.

Грамотное использование такой техники требовало немало практики и времени. Возможно, именно поэтому картины голландцы ценили довольно высоко и старались не отказывать в удовольствии украсить свой дом произведением искусства.

photo

Самое раннее произведение Леонардо да Винчи

Небольшая расписная плитка вызвала довольно большой переполох среди ученых арт-мира. Это потому, что некоторые ученые полагают, что недавно обнаруженная работа – это самое раннее известное произведение Леонардо да Винчи.

photo

Интересные факты о живописи

Картина хранит в себе тайны создателя. Порой нам удается их разгадать, но многие из них продолжают быть загадками, либо же просто остаются незамеченными.

Struchaieva Art

Struchaieva Art на выставке "Абстракции"

ХО Национального союза художников Украины проводит выставку нефигуративного искусства "Абстракции", где представлены работы современных украинских художников.

Лучшие голландские натюрморты: 6 знаменитых художников

большей части голландской живописи обманчив. Многие цветочные натюрморты , например , представляют сочетания растений , которые не цветут в одно и то же время года. А щедрые банкеты прерваны на середине , и некоторые блюда оставлены недоеденными.

Эти невероятные картины часто являются memento mori — напоминанием о смерти. Они указывают на то , что жизнь коротка , а Бог благ , но суд его суров. Поэтому воображаемые букеты могут намекать зрителю , что настоящие цветы , как и всё в мире , неизбежно должны увядать и умирать. Точно так же незавершённые банкеты говорят о внезапности смерти или служат призывом к умеренности.

Адриан ван дер Спелт. Натюрморт тромплёй с цветочной гирляндой и занавеской

Поджанрами голландских натюрмортов можно считать

Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

— популярные сцены с черепами , песочными часами , книгами , горящими свечами и другими предметами , которые подчеркивают эфемерность земных удовольствий и побуждают к размышлениям об истинном смысле жизни.

Амброзиус Босхарт Старший. Ваза с цветами в оконной нише

Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Старший предпочитал изображать цветочные композиции в вазе или сосуде , причем с уже упомянутым сочетанием растений на всех фазах цветения — такие букеты никогда не могли быть написаны с натуры.

У многих цветов также были христианские религиозные значения , пришедшие из Средневековья — розы и лилии символизировали чистоту и Деву Марию , тюльпаны — благородство , маки — власть и смерть.

Клара Петерс

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

Чем же удивляет эта работа XVII века современного зрителя? Картина очень реалистична. Например , каждый след зазубренного ножа отпечатан на кусочках масла. Сочный артишок и яркие красные вишни , отражающиеся в серебряной тарелке , освежают композицию , в которой преобладают коричневые оттенки. Съеденная вишня на краю стола ( от неё остались только черенок и косточка), — тонкое напоминание о бренности бытия.

Клара Петерс. Натюрморт с цветами, позолоченным кубком, сухофруктами, конфетами, печеньем, вином и оловянным графином

Виллем Клас Хеда

Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Виллем Клас Хеда. Натюрморт

Виллем Клас Хеда. Остатки банкета с мясным пирогом

С 1620-х до конца 1640-х годов голландские художники предпочитали изображать натюрморты и пейзажи однотонной палитрой. Хеда была мастером таких холодных серых или тёплых коричневых цветовых схем. Здесь золото , серебро , олово и венецианское стекло сочетаются с нейтральной стеной и белой скатертью. Но уже позже — в середине 1600-х годов — для классического периода голландской живописи стали характерны более яркие цвета.

Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем родился в 1606 году в Харлеме и считался лучшим натюрмортистом своего времени. Сначала учился у своего отца Давида де Хема , затем у Бальтазара ван дер Аста, который вслед за своим зятем Амброзиусом Босхартом Старшим ввёл в композиции ракушки и улиток. Переехав в Антверпен в 1631 году , Ян де Хем сменил монохромные изображения инструментов и книг на яркие и элегантные картины с цветами и фруктами. Его натюрморты , населённые всевозможными прожорливыми насекомыми , также несут моральные послания или иллюстрируют пословицы.

Похоже , этот букет содержит ссылки к воскресению Иисуса и спасению души. Помимо крестообразного отражения оконной рамы есть и другие основания для такой трактовки. Бабочка , которая часто символизирует воскрешение , садится на белый мак — цветок , связанный со сном , смертью и Страстями Христовыми. Стебель пшеницы отсылает к таинству причастия. Ипомея , раскрытая лишь в течение дня , представляет свет истины , а ежевика помогает вспомнить о горящем кусте , откуда Бог говорил с Моисеем. Слева на столе саламандра жадно смотрит на паука , а по мраморной полке ползают улитка , моль и муравьи. Все эти существа символизируют ночь и тлен.

Читайте также: