Сообщение о газетах и журналах башкортостана

Обновлено: 15.05.2024

Краткая характеристика исследуемых изданий

1 Россия: центр и регионы. Выпуск 11, М.: Изд-во ИСПИ, 2003. С.115.

1 Россия: центр и регионы. Выпуск 11. М.: Изд-во ИСПИ. 2003.С.118.

общественно-политический, научно-популярный и художественный ежемесячный журнал, выходит на башкирском, русском, английском языках, т.е. все статьи представлены на одном из языков - русском, башкирском, английском. Также ряд статей публикуется на двух языках (башкирском/ русском, башкирском/английском или русском/английском языках). Журнал имеет Интернет версию на русском, башкирском и английском языках (, ), совпадающую с номерами печатного издания, но в Интернете представляются только все номера журнала за год (т.е. в настоящее время

за 2004 г.). Учредители журнала - Кабинет Министров Республики
Башкортостан, Исполнительный комитет Всемирного курултая башкир.
Основан в 1996 г. Тираж постоянно меняется и зависит от конкретного
номера и года издания. Так за 2002 г. тираж журнала составил от 6580 экз.
до 7 480 экз. (№1- 6580 экз., №2 -6700 экз., №3- 6780 экз., №4 - 6990 экз.,
№5 - 7480 экз., №6 - 6730 экз., №7- 6220 экз., №8 - 6607 экз., №9 -6557 экз.,
№10-6550 экз., №11- 6580 экз., №12 - 7000 экз.), за 2003 г. от 6 500 экз. до
7 490 экз. (№1- 6500 экз., №2-3 - 7240 экз.,№4 - 7255 экз.,№5 - 7350 экз.,
№6 - 7490 экз.,№7- 7100 экз.,№8 - 6800 экз.,№9 -6900 экз., №10-12 - 7000
экз.), за 2004 г. от 6500 экз. до 7250 экз. (№1- 7250 экз.,№2 - 7340 экз., №3

перепись населения; Промышленность; Экономика; Архитектура и строительство; Образование; Высшие учебные заведения; Наука; Языкознание; История; Социология; Философия; Этнография; Демография; Фольклор; Литература; Литературная критика; Литературное наследие; Шежере 1 ; Сыны отчизны; Культура и искусство; Музеи; Мир женщины; Молодой соотечественник; Топонимика; Терминологический словарь; Печать; Народная педагогика; Библиография; Здравницы Башкортостана; Природа Башкортостана; Здоровье, Экология; Религия; Народная медицина; Духовное наследие; Жемчужины природы; Спорт, Мозаика.

Характер и особенности подачи этнической информации в республиканской прессе были тесно сопряжены с политическими событиями. Так, перепись 2002 г. актуализировала вопрос этнической идентичности, идентификации кто ты есть, к какой этнической группе ты себя относишь. В изданиях за 2002 -2003 гг. шло обсуждение и подготовка к предстоящим парламентским выборам в Государственное собрание -Курултай Республики Башкортостан (состоялись в марте 2003 г.) и к парламентским выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 4-го созыва (декабрь 2003 г.). Наибольший резонанс и освещение получили Президентские выборы в Республике Башкортостан, которые состоялись в декабре 2003 г. вместе с выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Информационное поле за 2004 г. продолжило поднятую полемику на страницах газет и журналов обсуждением итогов выборов (президентских, парламентских) и итоги Всероссийской переписи 2002 г.

Ш ежере (шэжэрэ) - генеалогическая запись башкирских племен и родов

Социальные группы и процесс формирования этнической идентичности. Процесс формирования этнической идентичности башкир в постсоветский период проходил под влиянием различных акторов и процессов (политических, культурных, экономических и т.д.). Те или иные акторы в зависимости от своих интересов, ресурсов, статуса и внутренних мотиваций играли различные роли в этом формировании. Одни из них относятся к группе генераторов идентичности, другие могут быть отнесены к стимулирующим группам и к пассивным потребителям. В данном исследовании важны все группы участников коммуникационного процесса. Генераторами выступают элитные группы, которые подразделяются на властную элиту, задающую основной вектор социальных преобразований в республике, и интеллектуальную элиту, которая генерирует идеологии, поддерживающие стратегии властной элиты, или же оппозиционные ей. К стимулирующим группам относятся те, кто распространяет идеологию, этнические ценности и символы. К ним можно отнести средства массовой информации, систему образования и культуры. Третья группа - реципиенты (те, на кого направлено воздействие). Но главными участниками процесса формирования этнической идентичности выступают сегменты элиты. Властная элита дистанцировалась и всячески подчеркивала толерантный характер и принцип равного положения всех этносов республики. Для представителей элит этническая идентичность присутствовала в структуре ценностей и имела определяющее значение. Национальная принадлежность играла роль для равной представленности ведущих этносов во властных структурах, и порой являлась определяющей при отборе кандидатов на ту или иную руководящую должность. На практике этничность уступила место родственному или земляческому принципам

рекрутирования элит. Продвигаться по карьерной лестнице становилось проще выходцам из тех сельских районов, откуда были родом руководители властных структур. Интеллигенция. Активным участником процесса формирования этнической идентичности стала башкирская интеллигенция. Пожалуй, это единственная группа, интересы которой и самоидентификация глубоко встроены в генерируемый ею публичный дискурс.

Основные сегменты, выявленные в ходе контент-анализа прессы

актуализация вопроса этнической идентичности башкир в ходе
подготовки, проведения II Всемирного Курултая башкир 1 и обсуждение

1 14-15 июня 2002 прошел Второй Всемирный Курултай башкир. Курултай проводится как международный конгресс (съезд) представителей башкирского народа, проживающих в Республике Башкортостан, субъектах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья. Второй всемирный курултай башкир проводился по инициативе Исполнительного комитета Межрегионального курултая башкир согласно его уставу совместно с башкирскими национальными общественными организациями, функционирующими в Башкортостане, субъектах

Р оссии, странах ближнего и дальнего зарубежья. Второй Всемирный Курултай башкир:

Обсуждает насущные проблемы развития башкирской нации, роли
башкирского народа в мировом сообществе и принимает по обсуждаемым
вопросам соответствующие итоговые документы;

Вносит предложения по вопросам развития башкирского народа, а также по
вопросам дальнейшего совершенствования национальной политики
Республики Башкортостан, развития межнациональных отношений,
национальных культур и языков народов Башкортостана в органы
государственной власти РБ, РФ;

Избирает Исполнительный комитет и ревизионную комиссию
Межрегионального курултая башкир [Регламент Второго Всемирного
Курултая башкир, п. 1.Статус Второго Всемирного Курултая башкир /
Второй Всемирный Курултай башкир (14-15 июня 2002). Документальные
материалы. Стенографический отчет.- Уфа: Китап, 2002. С.ЗЗ.

Органы Второго Всемирного Курултая башкир:

Президиум Второго Всемирного Курултая башкир, Секретариат, Редакционная комиссия, Мандатная комиссия, Счетная комиссия [Регламент Второго Всемирного Курултая башкир, п.4.Органы Второго Всемирного Курултая башкир/ Второй Всемирный Курултай башкир (14-15 июня 2002). Документальные материалы. Стенографический отчет.- Уфа: Китап, 2002. С.36-37.

■ этническая идентичность через этническое самосознание -культура, история, язык башкирского народа, с исследованием

■этническая идентичность через этностатистику (обсуждение вопросов обеспечения корректного проведения переписи в районах и городах Республики Башкортостан и возможности избежать ошибки прошлой переписи (1989 г.), в ходе которой были зафиксированы

предвыборная ситуация (в марте 2003 г. - парламентские выборы в
Государственное собрание - Курултай Республики Башкортостан,
декабрь 2003 г. - парламентские выборы в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации 4-го созыва и
Президентские выборы в Республике Башкортостан);

подведение итогов Всероссийской переписи населения и их
обсуждение в течение 2003-2004 гг. Проводится анализ в
республиканской прессе данных Всесоюзных переписей населения
1926-1989 гг. и последней Всероссийской переписи населения 2002 г.
За период с 1926 г. по 1989 г. (по данным переписей 1926 г., 1939 г.,
1959 г., 1970 г., 1979 г., 1989 г.) численность лиц, идентифицирующих
себя как башкир, в период с 1926 г. по 1989 г. варьировалась и
составляла +22-23%, а в 2002 г. произошел заметный рост численного
состава коренного населения республики и составил 29.75% (прирост
составил 6-7%). (Для сравнения: русские в республике составляли +40-
42% с 1926-1989 гг., а в 2002 г. составили 36.32%, т.е. налицо снижение
численности на 3-4% (см.Приложение 1).

Широко обсуждались как причины варьирования в численном составе населения республики, так и значительный рост коренного населения, зафиксированного в ходе переписи 2002 г. Среди причин сокращения численности башкир, проживающих в Республике Башкортостан, в период с 1979 по 1989 гг. отмечаются следующие: о миграция (особенно многочисленный миграционный отток прошел в

период с 1979 г. по 1989 г. (по данным Всесоюзной переписи 1989 г.

за пределами республики в 1979 г. проживало 31,8% и в 1989 г. -

40,4%); 2 о ассимиляционные процессы (западные, северо-западные районы

В период с 1989 г. по 2002 г. заметное увеличение численного состава башкир обусловлено рядом объективных причин, отмеченных многими исследователями: о миграционный прирост - обратная миграционная волна

(возвращение на историческую родину башкир); о возвращение к своей этнической идентичности, самоопределение

инокультурной средой, с истечением времени вернувшиеся в свою

' Население Башкирии по результатам Всесоюзной переписи населения 1989 г. Уфа, 1990. С.61

Возникновение периодической национальной печати в исторических границах Башкортостана по сути начинается в начале XX века. В самой Российской империи русская периодика появляется в эпоху Петра I в начале XVIII века. У некоторых тюркских народов России, как, например, у азербайджанцев, крымских татар, узбеков, первые образцы национальной печати приходятся на середину и, в основном, вторую половину XIX века. На это, конечно, были свои исторические и политические причины. Во всяком случае, имперская политика царизма сотни лет не позволяла подданным народам иметь свои газеты и журналы. Лишь после революции 1905-1907 годов, в связи с объявлением манифеста, у российских народов появляется возможность основать свою национальную печать. В Башкортостане в начале века тоже зарождается общая периодическая печать башкир и татар, а после Февральской и Октябрьской революций она дифференцируется, растет количество газет и журналов на разных языках. В каждой республике развивается своя сеть печати.

Национальная печать Башкортостана до сих пор изучалась сравнительно мало. При ее изучении укоренился односторонний классово-политический подход, обусловленный коммунистической идеологией. Многие издания игнорировались, либо не учитывалось их историческое, национально-культурное значение. Поэтому так важны объективные исследования местной печати, ее оценка с позиций сегодняшнего дня. В то же время требуется внести ясность по тем или иным вопросам, освободиться от чрезмерно субъективных и полунигилистических взглядов на них. Здесь, в первую очередь, нужны четкие научные принципы, выработка концепции определения национальной печати. Назовем некоторые из них.

Изучение возникновения национальной печати, истории ее развития, особенностей в те или иные периоды, ее типов дает нам очень многое. Ведь периодическая национальная печать отражает историю духовного роста нации, является ее своеобразным зеркалом.

В середине XIX века в Башкортостане, в период возникновения и становления просветительства, в башкирском и татарском обществах созрела культурная среда и появились духовные запросы для постановки вопроса о национальной печати. Например, о необходимости выпуска газет, учебников, календарей на родном языке для коренного населения говорит на сессии земства Уфимского уезда в 1881 году Мухамметсалим Уметбаев, он даже подготовил проект программы национальной газеты. Однако губернские чиновники игнорируют его выступление.

В конце тех же восьмидесятых годов в программе реформ в области просвещения другой наш видный ученый и писатель Ризаитдин Фахретдин выдвигает задачу об издании единой исламской газеты для тюркских народов Урала и Поволжья. Проект этой программы губернские органы также отправляют в архив.

Первый номер журнала состоял из следующих разделов:

1. Знаменитые люди и крупные события.

3 Воспитание и образование.

4. Открытия и находки.

5. О состоянии дел в стране и за рубежом.

6. Библиография и критика.

8. Вопросы и ответы.

9. Рассказы, стихи, пословицы и поговорки.

Эти разделы становятся постоянными рубриками. Затем постепенно открываются новые, проясняется энциклопедический, широкопрофильный характер журнала. В частности, организуются разделы по медицине, истории, философии, религии, археологии, этнографии, литературе и языкознанию, народному творчеству и т. п.

Российскую, в том числе башкирскую, печать следует делить на до- и послереволюционную. Февральская и Октябрьская революции 1917 года, как известно, были поворотными в истории и судьбе общества.

Историю национальной печати с 1917 года до наших дней в соответствии с историческими и идеологическими изменениями в обществе можно разделить на несколько периодов: годы революции и гражданской войны, 20-е и 30-е годы, 40-80-е годы, 90-е годы. Разделение такое, разумеется, условно, но обосновано. Первоначально национальная периодика выходила на тюркском литературном или, как указывалось в газетах и журналах тех времен, тюрко-татарском языке. В 1910-х годах она проходит эволюцию перехода на современный татарский литературный язык. 1917-й - начало 20-х годов в башкирской печати - краткий период смешанного татаро-башкирского языка. С 1924 года периодика развивается на основе современного башкирского литературного языка.

Февральская революция 1917 года потрясла Россию. Царь лишается трона, к власти приходит Временное правительство и начинаются демократические перемены. Вскоре, организовав октябрьский переворот, власть в свои руки берут большевики. Затем - гражданская война. Согласно постановлению Советского правительства, подписанному Лениным, в феврале 1918 года закрывается большинство выходивших до революции газет и журналов, конфисковываются типографии. Право на существование имеет только советская печать.

Однако во время революции и гражданской войны и в годы перехода от капиталистического общества к социалистическому, на страницах газет и журналов сосуществуют антагонистические взгляды и идеи. Они меняются как калейдоскоп или кадры кинохроники, в них такая же путаница и непостоянство, как и в самой тогдашней жизни общества.

В начале 1918 года по решению Советского правительства все издававшиеся ранее журналы закрываются, а типографии конфискуются.

Общетюркские, мусульманские традиции национальной печати, существовавшие до революции, продолжаются и в 20-х годах. Издания, выпускаемые в Советской России татаро-башкирским бюро, адресуются и распространяются среди читателей двух народов. В то же время усиливаются тенденции разделения национальной печати, редакций газет и журналов по языку и направлениям.

К середине тридцатых годов происходит формирование башкирской советской национальной печати. Улучшается идейно-тематическое содержание, качество газет и журналов, техническое и издательское дело, растет опыт журналистских кадров. Центральные газеты становятся ежедневными.

В предвоенный период расширяется сеть кантонных и районных газет. К сожалению, журналистика понесла большой урон во время репрессий 1937-38 годов. Многие опытные журналисты, редакторы были арестованы и расстреляны.

В заключение хочется отметить, что требуется системное изучение национальной периодической печати. Необходимо написать историю и теорию национальной журналистики, читать и проводить лекции и семинары на факультете журналистики Башкирского государственного университета.

В период 1906-1917 г. Журналистика Башкортостана переживает подлинный расцвет. Прежде всего это выразилось в увеличении количества местных печатных изданий, а так же зарождение национальной журналистики.

Расцвет журналистики Башкортостана был подготовлен общественными событиями того времени. Рост социальной активности населения привел к большому спросу на газеты и журналы.

Периодические издания того времени были представлены по разным типам:

1. Правительственные издания:

2. Религиозные издания:

3. Национальные издании:

4. Партийные издания:

А) Кадетские издания

Б) Партия эсеров

В) Партия социал-демократов

5. Издания общественных организаций и частных лиц.

А) Общественно-политические и литературные издания:

Б) Коммерческие издания

В) Сатирические издания

Билет № 22

Первые национальные газеты в крае.

В середине XIX века в Башкортостане, в период возникновения и становления просветительства, в башкирском и татарском обществах уже созрела культурная среда и появились духовные запросы для постановки вопроса о национальной печати. Например, о необходимости выпуска газет, учебников, календарей на родном языке для коренного населения говорит на сессии земства Уфим­ского уезда в 1881 году Мухамметсалим Уметбаев, он даже подготовил проект программы национальной газеты. Однако губернские чиновники игнорируют его выступление.

В конце тех же восьмидесятых годов в программе реформ в области просвещения другой наш видный ученый и писатель Ризаитдин Фахретдинов выдвигает задачу об издании единой исламской газеты для тюркских народов Урала и Поволжья. Проект и этой программы губернскими органами отправляется в архив.

Ученые о журналистике.

Корни Башкирской журналистики, как информационной формы общества, уходят в глубь веков. Дело в том, что какими были «общественные институты и социальный образ жизни, нельзя устранить потребность в актуальной социальной информации, в оперативных сведениях о происходящем и их истолковании.

Башкиры, будучи кровно связаны с родной землей, боготворили её, преклонялись перед нею, как перед родной матерью. Словом, чувствовали себя частью, детьми этой природы. Такая связь способствовали формированию следующих национальных черт характера, как бесхитростность, простота, широта души.

Дж. Киекбаев (1911-1968), известный башкирский языковед, писатель. Он выделил три периода развития башкирского литературного языка:

1.Период XV – XVIвв, до второй половины XIXв., характеризующийся литературным языком, представленным образцами классических народных песен.

2.Период с середины XIXв., до Октябрьской революции, характеризующийся попытками создания письменного языка на основе живой разговорной речи башкир.

3.Период с первых лет Октябрьской революции по сегодняшний день, характеризующийся формированием и стабилизацией письменного литературного языка на основе башкирского общенародного разговорного языка.

Сегодня для современных печатных и электронных СМИ присуща не только функция информирования, анализа и развлечения. Они сегодня выполняют важную просветительскую и воспитательную роль. Причем, следует отметить, что некоторые ценностные установки формируются, прежде всего, под воздействием СМИ.

На данный момент одним из решений данной проблемы состоит в создание новых площадок в СМИ, которые будут направлены на изучение и развитие духовных ценностей, и культуру своего народа.

Газета выпускается с 2002 года. Учредителем является администрация г. Уфы. Главный редактор – Янбаева Гульфия Гареевна, заслуженный работник культуры, лауреат государственной премии имени Ш. Худайбердина.

Несмотря на бурный рост интерактивных изданий, данная печатная газета быстро набрала популярность и до сих пор считается одним из лидеров среди башкирских печатных изданий. Этому способствует наличие определенной аудитории, которая остается лояльной на протяжении долгих лет. Ею в основном считается башкирская интеллигенция. Возраст данной аудитории с 25 до 65 лет.

В-третьих, издание активно взаимодействует со своими читателями, придумывает разные мероприятия по привлечению своих подписчиков. Каждый месяц редакция вручает подписчикам ценные подарки в виде полезных литертуры, таких как Коран, романы башкирских классиков, издания про культуру и традиции башкир, мусульманские календари, исторические энциклопедии. Существует отдельный блог газеты, где размещаются мнения читателей на определенные темы.

Отдельно следует выделить роль данного печатного издания в популяризации народных промыслов и ремесла. Редакция постоянно публикует интересные беседы с такими мастерами в области пчеловодства, узорного ткачества, пуховязания, войлоковаляния, безворсового ковроткачества, изготовления деревянной мебели. Это способствует сохранению самобытности народа, увеличению интереса к данным видам ремесла.

На страницах данной газеты также активно подвергаются изучению известные и малоизвестные исторические личности, обращается внимание на сохранение природы и окружающей среды, обсуждается положение современной башкирской литературы, эстрады, театра.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что данная газета способствует формированию правильного мировоззрения, высокой морали, способствует сохранению народного самосознания. Естественно, хотелось бы пожелать редакции вести более активную политику развития в электронных видах СМИ, таких как социальные сети, блоги, информационные агентства.

Читайте также: