Сообщение о дионисии кратко 7 класс

Обновлено: 25.06.2024

Древнерусская икона как феномен искусства была открыта миру в начале 20-го века. До этого времени иконопись существовала как безымянный жанр, анонимность которого предопределена соборностью эстетического сознания и молитвенным назначением написанного образа. Однако интерес к иконе как предмету искусства раскрыл имена художников, из-под кисти которых выходили наиболее совершенные творения. Московский иконописец Дионисий занимает в этом ряду одно из первых мест.

Судьба

Про средневековых мастеров иконописи известно не так много. О них говорят в первую очередь их работы. Однако о Дионисии известно больше, чем о великих предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Родился будущий художник около 1444 года, предположительно, в семье боярского сословия. Однако сведения о роде и месте рождения иконописца не сохранились.

Неизвестно также, у кого Дионисий учился иконописному мастерству, однако предполагают, что в 1460-е годы тот трудился под началом мастера Митрофана. К 40 годам художник возглавлял собственную артель, с которой занимался росписью соборов Московской Руси. Дионисий с командой расписывал отдельные церкви и комплексы храмов, входящих в состав монастырей, и его жизнь представляла собой череду переездов с места на место.

Личная жизнь мастера сокрыта толщей столетий, однако известно, что его сыновья Феодосий и Владимир также занимались иконописью и даже входили в отцовскую артель. Из житий становятся известны некоторые факты из биографии художника. Например, что, работая в Пафнутьево-Боровском монастыре в 1460-70-е годы, он познакомился с преподобным Пафнутием, который исцелил его от болезни, ниспосланной живописцу за непослушание.

Другим великим монахом-подвижником, с которым судьба свела Дионисия, стал Иосиф Волоцкий, в 1479 году основавший собственную обитель. Игумен пригласил художника расписывать храмы строящегося комплекса, впоследствии прославившегося как Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь. Предполагают, что Дионисию настоятель адресовал известное “Послание иконописцу”.

О причинах смерти мастера ничего не известно. Финальным штрихом к портрету Дионисия становятся сведения, что перед уходом тот принял монашеский постриг, чтобы провести последние дни в молитве и уединении. После иконописца осталась плеяда учеников и последователей, чьи произведения, несмотря на художественные достоинства, не могут сравниться с работами мастера по красоте и выразительности образов.

Иконопись

Постигая ремесло, Дионисий сначала писал под руководством опытных мастеров. Такова была 10-летняя работа над росписью церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре, после которой живописец обрел репутацию мастера своего дела. В 1481 году художнику поручают почетную миссию — создать иконостас в Успенском соборе Московского Кремля.

Отношение заказчиков к живописцу иллюстрирует тот интересный факт, что за работу тот получил крупный задаток в 100 целковых. В помощь себе Дионисий взял трех художников, а сам занялся деисусным чином — наиболее ответственной частью работы. Уже здесь он проявил себя как “мастер преизящный”, олицетворяющий черты московского иконописного стиля — изящную удлиненность пропорций, праздничность и светлость красок, красоту ликов.

Иконы Дионисия относятся к периоду расцвета Московской Руси, недавно сбросившей угнетавшее ее столетиями татаро-монгольское иго. 1482 годом датируется икона “Богоматерь Одигитрия”, также написанная для Кремлевского собора. Другими работами, сохранившимися по сей день, стали “Сошествие во ад”, “Крещение Господне”, “Распятие”, “Спас в силах”.

Судьба фресок Дионисия печальна: большинство из них подверглось разрушению. Настенные росписи мастера, авторство которых не вызывает сомнений — это фрески в храме Рождества Богородицы на территории Ферапонтова монастыря. В монументальной работе художнику помогали сыновья и подмастерья.

Росписи полны светлого и радостного настроения, которое сопутствует прославлению Пресвятой Богородицы — все изображения посвящены фрагментам ее жизни, включая сюжеты из акафиста. Гармония чистых, нежных красок, среди которых преобладают зеленоватые и золотистые тона, вторит эмоциональному строю образов.

За сохранность древних фресок можно благодарить бедность удаленного северного монастыря, который не мог позволить себе “подновлять” стены, а потому росписи остались почти в первозданном виде.

Творчество Дионисия сродни откровению, через которое земной мир вступает в общение с миром невидимым. Иконы художника выражают духовные искания эпохи, представляя высокие образцы жанра религиозного искусства. Шесть работ древнерусского мастера демонстрируются в экспозиции государственной Третьяковской галереи.


Имя великого мастера средневековой живописи Дионисия, вместе с наилучшими мастерами Андреем Рублевым и Феофаном Греком стоит в списке родоначальников русской живописи. Период его творчества приходится на время расцвета Московского царства. Иконописец, мастер настенной росписи Дионисий оставил ценнейшие образцы своих работ, которые из религиозных предметов превратились в художественную ценность. Сохранившиеся 6 работ мастера находятся в Третьяковской галерее Москвы.

Биографические данные

Точная дата рождения художника неизвестна. Считается, что это может быть 1440 или 1444 год. Но все историки едины в своем мнении, что Дионисий выходец из боярской семьи. Одни упоминают род Квашниных, а другие род Чириковых. Документов, свидетельствующих о родовой принадлежности мастера, нет. Первые достоверные источники появляются в 1460 году. Юноша работает над настенными фресками вместе с мастером Митрофаном, из Симоновской обители. Судьба сводит юношу с монахом Пафнутием, в миру Парфением Боровским. В 1467 году, Дионисий в составе артели иконописцев работает над росписью стен Богородице-Рождественского храма Пафнутьево-Боровской обители. Настенная фреска собора "Страшный суд" - самая ранняя известная работа мастера. Такие картины были нехарактерны для художников XV столетия. Десять лет длилась работа над оформлением храма. Кроме фресок, Дионисием были написаны и несколько настенных икон. Ко времени окончания работ в Боровской обители, Дионисий приобрел необходимую квалификацию и мог самостоятельно выполнять иконописные заказы. У иконописца появилась своя манера письма. Его образы приобретали определенную вытянутость, нечеткость линий и отрешенность от всего мирского. Они становятся отрешенными и невесомыми. Ни одна работа художника из Боровской обители не сохранилась. Но, их увидел князь Московский Иван III, и высоко их оценил.

Самостоятельная работа

В Боровском монастыре Дионисий знакомится с монахом Иосифом Волоцким. В 1479 году, тот организует Иосифо-Волоколамскую Успенскую обитель, а сам становится игуменом. Позднее он приглашает Дионисия вместе с артелью иконописцев для росписи строящихся храмов. Всего для Иосифо-Волоцкого собора было написано: "деисус" праздничный, ряды пророческие, царские врата, а также 87 настенных икон руки Дионисия и его мастеров. Ни одна работа не сохранилась.

В 1481 году , Дионисий со священником Тимофеем, иконописцами по имени Ярец и Коня, отправляются в Москву, для написания иконостаса для Успенского собора Кремля. Основную работу по созданию центральных икон "деисуса" выполняет Дионисий, как опытный и "изящный мастер". Все остальные иконы написаны совместно. Из всего иконостаса сохранились только две иконы из нижнего ряда - Святых Петра и Алексия. На обратной стороне досок сохранилось житийное клеймо мастера.

Московский период

Выполненная "изящным иконописцем" работа произвела впечатление на москвичей. К Дионисию стали обращаться с новыми предложениями. Следующий заказ был от князя Андрея Васильевича - роспись стен храмов Спасо-Каменного монастыря, расположенного на Кубенском озере. Вернувшись в Москву, Дионисий уже работает со своей артелью иконописцев. Вместе с ним работают теперь и два его сына - Владимир и Феодосий.

В 1482 году , художник занимается реставрацией старинной иконы, написанной в Византии "Богоматерь Одигитрия", пострадавшей в пожаре Вознесенской обители Кремля. Из произведений этого периода дошли другие работы - "Сошествие во ад", "Крещение Господне", "Распятие". Неоднократно Дионисий со своими мастерами работают над росписью храмов и созданием иконостасов в Иосифо-Волоколамской обители. Считают, что первыми создавались образа иконостаса, а уже в 1486 году начались работы над настенными фресками.

В период с 1480 по 1490 годы Дионисия приглашают для создания иконостаса Троицкого храма Павло-Обнорской обители в Вологде. Из всех икон сохранились только несколько: "Распятие", "Спас в Силах", "Успение Богоматери", "Уверение Фомы". "Распятие" центральная икона в праздничном ряду. Изображения фигур на доске мало похожи на реальные. Одновременно появляется надгробное изображение "Преподобного Кирилла Белозерского".

Наиболее яркими и известными работами мастера стали росписи церкви Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, датированные 1501-1502 годом. В картинах использованы сюжеты из жизни Девы Марии. Выполнены они в праздничных золотистых тонах и отличаются гармоничным сочетанием желтого, небесного и зеленого цветов.

Даты смерти Дионисия также точно неизвестно . Считается что это 1502 или 1504 год.

Дионисий иконописец биография кратко

Тогда, в 1467 году, был еще жив основатель обители преподобный Пафнутий Боровский, и Дионисию, как гласит предание, дважды пришлось испытать на себе силу его молитв. В первый раз преподобный исцелил иконописца, когда у того разболелись ноги. А во второй раз — когда он впал в недуг из-за нарушения заповеди, установленной самим Пафнутием: не вносить в обитель мясной пищи. Иконописцы-миряне, конечно, могли есть мясо — но за пределами монастыря.

Утраченные работы Дионисия

Страшный суд

Сохранились лишь несколько икон, предположительно стоявших в местном (нижнем) ряде иконостаса. Две из них — святителя Петра и святителя Алексия (обе — с житийными клеймами) считаются принадлежащими кисти Дионисия.

Северный период творчества иконописца Дионисия

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дионисий
Выполнила: Михайлова Лали Группа: Ю-238

Биография
Дионисий (около 1440—1502) — ведущий русский иконописец и мастер фресок конца XV — начала XVI веков.
Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.
Родился великокняжеский художник и иконописец Дионисий, в семье знатного мирянина.

Значимые работы
Последние документально засвидетельствованные произведения, и, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.

Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.).
Несмотря на то, что не сохранилось никаких свидетельств о создании житийных икон митрополитов Петра и Алексея, исследователи не сомневаются, что это парные произведения, объединённые одной идеей и имеющие общую драматургию.
Обе иконы отличает необычный для русской иконописи высветленный колорит, результат широкого использования белой краски, добавленной во все остальные.
Значимые работы

Дионисий продолжал и развивал наследие Андрея Рублева, создавая произведения, исполненные оптимизма и торжественной ясности.
Изящный уверенный рисунок, легкий прозрачный колорит, гибкие вытянутые пропорции фигур и уравновешенная гармоничная композиция — все это придает произведениям Дионисия неповторимое обаяние спокойной величавости и лиризма.

Читайте также: