Сообщение народные песни родного края мордовия

Обновлено: 28.06.2024

В республике Мордовия проживает две народности – мокша и эрзя. У них различаются традиционные костюмы, язык. По-разному называют мокша и эрьзя и музыкальные инструменты. Здесь есть свои национальные варианты волынки, варгана, скрипки, флейты, кларнета, трубы. Музыкальные инструменты имеют символическое значение. Например, колокольчики считались символом юности и красоты, ими украшали наряд девушки, невесты.

Ключевые слова

Музыка, фольклор, традиции, Мордовия, народные инструменты, скульптор, музей, революция, обряд, религия, пение, танец.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке Мы узнаем, как называются народные инструменты Мордовии. Научимся узнавать их голоса. Сможем исполнить мордовские песни и наигрыши.

Основное содержание урока

Республика Мордовия расположена в самом сердце России. Красивые леса, зелёные луга раскинулись по берегам рек Волжского бассейна – Суры и Мокши. Люди, живущие здесь, бережно хранят богатые культурные традиции своего края.

В Мордовии живут две основные народности: мокша и эрзя. А еще есть татарские села, семьи с русскими, чувашскими корнями, представители других народностей. И все живут в мире и согласии уже много веков.

У народов мокша и эрзя есть различия и в облике народных костюмов, и в языке. В том числе одни и те же музыкальные инструменты могут называться по-разному. Однако сами музыкальные традиции, календарные обряды, мелодии и ритмы песен и танцев во многом похожи друг на друга. Так, и мокша, и эрзя верили в магическую силу звука и украшали ракушками, бубенчиками, монетками предметы быта, одежды. При движении они позвякивали, отпугивая злых духов.

Во многих песнях и сказаниях упоминаются народные музыкальные инструменты. Местные жители умели извлекать музыкальные звуки даже из обычной пилы, или из бересты, натянутой на гребешок. Здесь также как и в других республиках России можно было услышать варган, волынку, струнные смычковые инструменты, напоминающие скрипку.

Отношение к музыкальным инструментам в народе было очень бережным, трепетным. Например, в одной из мордовских загадок скрипка гарьзи сравнивается с единственным ребеночком….

Из цельного ствола дерева или из древесной коры изготавливалась большая труба – торама, звуки которой были слышны далеко в окрýге. В современных мордовских селах часто звучит и русская гармонь, полюбившаяся местным жителям и ставшая уже родной на мордовской земле.

В жизни народов мокши и эрзи музыкальные инструменты имели символическое значение, они показывали достаток, общественный статус их владельцев. Символом власти издавна считалась торама. Справедливый и могучий царь Тюштя оставил своим потомкам на память этот музыкальный инструмент. По завету Тюшти в день, когда враги придут на мордовскую землю, надо будет протрубить в тораму. И тогда он вернется и встанет на защиту родного края.

Колокольчики – символ юности, красоты. Колокольчики, бубенцы входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшений девушки. Колокольчик в свадебном обряде также считался оберегом - чтобы никто не мог навредить жениху и невесте.

Круглый год звучала на мордовской земле музыка. В жаркие летние дни далеко по лугам были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо.

Зимой праздник Рождественского дома – Роштувань кудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также сопровождался игрой на музыкальных инструментах.

Вплоть до начала ХХ века мокша и эрзя оставались язычниками. Силы природы в их верованиях выражались в, первую очередь, женскими образами. Богиням Неба, Земли, Воды, Огня и многим другим поклонялись, исполняя моляны – языческие обряды, сопровождаемые пением божественных песен.

Словно впитав в себя древние верования своего народа, скульптор Степан Дмитриевич Нефёдов создал свой мир красоты и вдохновенья, рождённый самой природой. Он взял себе творческий псевдоним Эрьзя, так как чувствовал себя неотделимой частицей своего народа…

После революции 1917 года скульптор лишь чудом уцелел во время гражданской войны.

Эрьзя эмигрировал в Аргентину. Там, в лесах Южной Америки он нашёл удивительные, неизвестные в Европе материалы для своих скульптур: Ценные породы древесины с выразительной фактурой, причудливыми нагромождениями наростов, переплетенными ветвями…

Своим резцом он словно освобождал образы, спрятанные под корой могучих деревьев. Если пройти по залам музея Эрьзи, можно услышать многоголосие самой природы, ожившей благодаря таланту одного из сыновей мордовской земли.

В современной Мордовии звучат и народные песни, и классические симфонии. В столице республики - городе Саранске проходят фестивали джазовой музыки, детские конкурсы и спортивные соревнования. Традиционная культура обогащается новыми, современными ритмами.

Разбор типового тренировочного задания


В этом скульптурном портрете Степан Эрьзя запечатлел облик известного композитора. Чей это портрет?

Музыкальный фольклор мордвы близок творчеству других народов финно-угорской группы. Он представлен как вокальной, так и инструментальной музыкой. Древнейшие жанры народно-песенного творчества – земледельческие и семейно-обрядовые песни. Характерной чертой мордовского музыкального искусства бесписьменной традиции является многоголосие.

Во многих песнях и сказаниях упоминаются народные музыкальные инструменты. Местные жители умели извлекать музыкальные звуки даже из обычной пилы, или из бересты, натянутой на гребешок. Отношение к музыкальным инструментам в народе было очень бережным, трепетным. Например, в одной из мордовских загадок скрипка гарьзи сравнивается с единственным ребеночком.

Из цельного ствола дерева или из древесной коры изготавливалась большая труба – торама, звуки которой были слышны далеко в окрýге. В современных мордовских селах часто звучит и русская гармонь, полюбившаяся местным жителям и ставшая уже родной на мордовской земле.

В жизни народов мокши и эрзи музыкальные инструменты имели символическое значение, они показывали достаток, общественный статус их владельцев. Символом власти издавна считалась торама . Справедливый и могучий царь Тюштя оставил своим потомкам на память этот музыкальный инструмент. По завету Тюшти в день, когда враги придут на мордовскую землю, надо будет протрубить в тораму. И тогда он вернется и встанет на защиту родного края. Колокольчики – символ юности, красоты. Они также входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшений девушки. Колокольчик в свадебном обряде также считался оберегом - чтобы никто не мог навредить жениху и невесте. Зимой праздник Рождественского дома – Роштувань кудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также сопровождался игрой на музыкальных инструментах.

Вплоть до начала ХХ века мокша и эрзя оставались язычниками. Силы природы в их верованиях выражались в, первую очередь, женскими образами. Богиням Неба, Земли, Воды, Огня и многим другим поклонялись, исполняя моляны – языческие обряды, сопровождаемые пением божественных песен.

В современной Мордовии звучат и народные песни, и классические симфонии. В столице республики - городе Саранске проходят фестивали джазовой музыки, детские конкурсы и спортивные соревнования. Традиционная культура обогащается новыми, современными ритмами.

Если понравилась статья, поставьте лайк и поделитесь ей в соцсетях. Спасибо!

Расселение мордвы-эрзи и мордвы-мокши на территории РМ. Жанровая классификация мордовских народных песен. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен. Бытование русской песни в мордовских деревнях. Своеобразие переработки русских песен в мордовских деревнях.

Рубрика Музыка
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.12.2009
Размер файла 224,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Мордовский государственный университет

имени Н.П. Огарёва

Факультет национальной культуры

Кафедра народной музыки

Курсовая работа

Мордовская народная музыкальная культура: жанры, своеобразие и быт

Автор курсовой работы

Кутаева Е.О.

Саранск 2008

Содержание

1. Расселение мордвы- эрзи и мордвы- мокши на территории РМ

2. Жанровая классификация мордовских народных песен

3. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен

4 Бытование русской песни в мордовских деревнях

Заключение

Литература

Приложения

Введение

К 1226 году относятся походы русских князей на буртасов, союз аланов и мокшан. В 1226--1232 Юрий Всеволодович провёл ряд удачных походов в земли буртасов. Татарское нашествие значительно ослабило эрзянские земли и подчинило их татарским мурзам, мокшанское царство стало вассалом монгол, и большая часть мужского населения в составе войска Пуреша погибла во время похода монголов в Центральную Европу. В 1237 эрзянская земля была полностью разорена Батыем.

В 1377 году эрзяне под начальством ордынского царевича Арапши, разбила нижегородцев и войска московского князя Дмитрия Ивановича на реке Пьяне. Этот погром не остановил русской колонизации, и подчинение эрзян нижегородским, рязанским и московским князьям шло постепенно начиная с конца XIV века.

В походе Грозного против Казани участвовал темниковский князь Еникеев с подвластными ему мокшанами и мещёрой. После походов на Казань Ивана IV в 1540-е мокшанские, а позднее эрзянские знатные роды присягнули на верность Московскому князю. После завоевания Казани часть эрзянских земель была роздана боярам; остальные временно вошли в состав царских мордовских вотчин, но затем раздавались монастырям и помещикам, главным образом с целью обращения местного населения в христианство. Рядом с русскими помещиками владели землями мещёрские и мокшанские знатные роды, перешедшие в христианство и сохранившие свой титул (например князья Баюшевы, Разгильдеевы, Еникеевы, Мордвиновы и многие другие). Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате у земель и в обложении местного нерусского населения тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия мокшан и эрзян во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи первого самозванца и до Пугачева), а также бегства на Восток. Эрзяне принимали активное участие в восстании Стеньки Разина, а позже, как мокшане так и эрзяне - в восстании Емельяна Пугачёва.

Численность мордовского населения (мокшан и эрзян) по регионам РСФСР в 1926 году.

Тексты мордовских песен


Мордовские народные песни
Мордовское книжное издательство, Саранск, 1969г.

* * *
Настоящий сборник послужит первоисточником новых произведений советских композиторов, новых исследований в области мордовской народной музыки, значительно обогатит репертуар исполнителей и хоровых коллективов, а широкому кругу читателей даст возможность ознакомиться со многими особенностями песенного творчества мордовского народа, неизвестными по предыдущим собраниям мордовских народных песен.
В ранее опубликованных сборниках мордовских народных песен давалась расшифровка либо первого куплета, либо одного из последующих. Это не позволяло судить о мастерстве вариантного исполнения песни.
В данном сборнике впервые широко иллюстрируется самобытное многоголосное музыкальное мышление мордовского народа, проявляющееся в процессе многокуплетного вариантного развития песен. Для сравнительного анализа к сборнику приложены русские народные песни, записанные на территории Мордовии в исполнении русских сельских певцов, а на территории Куйбышевской области — в исполнении мордовских сельских певцов.

МОКШАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Песни поселков: Красный, Мигачевка, У ржа Старо-Шайговского района Мордовской АССР.
1. Ленин — вожденьке (Ленин — наш вождь). Автор текста Е. И. Родькина.
2. Конституцияньконь кол га (Про нашу Конституцию)
3. Раман Аксясь (Романова Аксинья)
4. Кузять Поляц (Поля—дочь Кузьмы) 5 Море (Море)
6. Море (Море).
7. Осянь Васянь Иваннясь (Иванушка—сын Василия Осиповича)
8. Кузьмань Стяпаннясь (Кузьмин Степушка)
9. Иванонь Филюсь 'Иванов Филипп). „
10. Якмазонь Фёаорнясь (Якамазов Шедюшка)
11. Оцяиань Ципунесь (Оцяпин Ципушка)
12. Бабанясь цёрась (Бабушкин сын).
13. Катюша стирнясь (Девушка Катюша)
14. Кяжень салунясь (Дочь Злого Солёненькая)
15. Мокша (Мокшанин)
16. Пашадонь Пашась (Пошатский Паша)
17. Иванонь Марюсь (Иванова Маринка).
18. Фёдоронь Уляшась (Фёдорова Уляша).
19. Костянь Анюнясь (Анюта—дочь Константина)
20. Абрань Маланясь (Абрамова Маланыошка)
21. Вай, удонь, Удон (Ой, спала, спала)
22. Маринушкп (Маринушка).
23. Ванькань Просанясь (Ванькина Прасковьюшка)
24. Вярьде панихть (Сверху гонят)

Песни села Сарга Старошайговского района Мордовской АССР
25. Келу (Берёза).
26. Куцькан (Коршун)
27. Мастор (Сторона).
28. Козя мокша (Богатый мокшанин)
29. Рыба (Рыба)
30. Шайгавонь салдакне (Шайговские солдаты)
31. Костянь Дарюнясь (Костина Дарюша)
32. Оцяпань Ципунесь (Оцяпин Ципушка) 3<. Татарка (Татарка).

34. Зимкань Маланясь (Зимкина Маланьюшка).
35. Пнфкань Дарюнясь (Пифкина Дарюша)
Песни села Кулдым Старошайговского района Мордовской АССР
36. Луга (Луг).
37. Максимонь Варась (Варвара—Максимова дочь)
38. Урякай (Подруженька)
Песни села Лемдяй Старошайговского района Мордовской АССР
39. Родина (Родина). Автор текста Дёмкииа А. Е.
40. Зоя Космодемьянскяйсь (Зоя Космодемьянская). Автор текста Дёмкина А. Е.
41. Бабанянь колма цёранза (Бабушкины три сына;
42. Ухай, Аннуша (Ух, Аннуша)
43. Дерёжень Федюсь (Дерёжин Федя)
44. Митянь Татунясь (Митина Танюша)
45. Агань Марянясь (Агафьина Маринка)
46. Туян, тядякай (Уйду, матушка)
47. Крылань Дарюсь (Крылина Дарюша)
48. Аляняце вешеннтянза (Тебя ищет батюшка)
49. Мишань Матерьнясь (Мишина Матрёнушка)
50. Конай Митянь Полянясь (Коная Митина Полюшка)
51. Рыба (Рыба)
52. Велеть песа окальцяса пячень кудня (У околицы сосновый дом)
53. Игожень Каврась (Игошина Каира)

Песни села Болдово Рузаевского района Мордовской АССР
54. Вай, тядяй (Ой, матушка)
55. Равжава (Смуглянка)
59. Иванонь Марьшась (Иванова Маринка).

Песни села Ежовка Ковылкинского района Мордовской АССР
57. Хоть и шачень—удалань (Хоть и уродилася я—удалася)
58. Мес илять рана. (Что же вечером рано?)
59. Эрзянь авась (Эрзяночка)
60. Ягоронь Лисусь (Егорова Лису).
61. Эрзянь Иваннясь (Эрзянин Ванюшенька).
62. Тундань пейдеме морот „Еру-ёру0 (Весенние шуточные частушки) „Ёру-еру"
63. Сире Клековкаста Лёван- Агунясь (Из Старой Куликовки Левина Агуша).
64. Тундань пейдема морог „Дали-дали" (Весенние шуточные припевки „Дали-дали")
65. Иванонь Марюсь (Иванова Маринка).
66. Врёмась пара (Хорошее время)
67. Ёшман1 Аннанясь (Ёшмина Аннушка)

Песни села Валгапино Ковылкинского района Мордовской АССР
68. Целинай пакся (Целинное поле), Автор текста Дедюлькина Е. Д.
69. Бабанянь цёрась (Бабушкин сын).
70. Авась шарозе масторть фкя боконц (Матушка полсвета обошла).
71. Кузьмань Стёпанясь (Кузьмин Стёпушка)
72. Марьша (Марьша).
73. Татаронь Дарюнясь (Татарова Дарюша).
74. Стяка, стяка, Аринушка (Вставай-ка, вставай-ка, Аринушка)
75. Веле (Село)
76. Агу (Агаша).
77. Андерькань Стёпа стирь кирьни (Андеркин Степан оберегает дочь)

ЭРЗЯНСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
78. Коммунизмань толт (Огни коммунизма). Автор текста И. Милаева
79. Лувне велась (Село Лувне)
80. Сюпав Макаро (Богатый Макаро).
81. Анок пизэ варака (На готовое гнездо ворона)

Песни села Новая Пырма Кочкуровского района Мордовской АССР.
82. Пиже садсо (В саду зеленом).
83. Минек оянок (Наша подруженька)
84. Тусь авинесь (Пошла матушка)
85. Вай, иля пува (Ой, не дуй)
86. Вай, колмо кинеть. патькай, ки уло
(Ой, три дороженьки, сестрица, три развилки)
87. Одирьвань полась вишине (Муж у молодки младенец)
88. Пижень сивекс торгоша (Торгаш—медный воротник)

Песни села Гузынцы Большеберезниковского района Мордовской АССР.
89. Вай, морясь, морясь (Ой, море, море)
90. Кува содави тундонь чись (Как узнается приход весны)
91. Кува чуди Дунай-речкась? (Где течет Дунай-река?)

Песни села Алово Атяшевского района Мордовской АССР.
92. Адя, Олён, базаров (Пойдем, Олена, на базар).
93. Кода кармась монь авам (Захотела меня мама)
94. Одирьва (Молодка).

Песни села Поводимово Дубенского района Мордовской АССР.
95. Кодамо моро минь моратано (Какую песню мы споем)
96. Пандо прясо од килей (На горе березонька)

Песни села Паракино Большеберезниковского района Мордовской АССР.
97. Лён (Лён)

Песни села Мокшалей Чамзинского района Мордовской АССР.
98. Вай, велесь, велесь (Ой, село, село)

Песни села Дигелевка Большеберезниковского района Мордовской АССР.
99. Казань ошонь бояртнэ (Казанские бояре)
100. Косо, косо? (Где, где?).
Песни села Старая Шентала Шенталинского района Куйбышевской области*
1п1. Вай, моря, моря (Ой, море, море).
102. Вирень киява (По тропинке лесной)
103. Тейтересь паро Виртёва (Виртёва—девушка пригожая)
104. Кезэрень коесь кодамо? (Обычай древний был каким?).
105. Кезэрень коесь кодамо? (Обычай древний был каким?). Вариант к № 104.
106. Поляна
107. Поляна.
108. Тюштя (Тюштя)
109. Сыре башкир (Старый башкир)
110. Сыре башкир (Старый башкир).
111. Иляка пува, варма, вирь ланга (Ой, не дуй, ветер, да по над лесом).
112. Пандо прясо чавонь од цёра (На горе убитый парень молодой)
113. Савань Терюша (Савелий Терентьев)
114. Мокшо (Мокшанин)
115. Косо, косо паро Домна тев теи? (Где, где хорошая Домна рукодельничает?).
116. Дова-бабине (Вдова-старушка).
117. Роштувань кудосо (В рождественском доме)
118. Сюдымим авкам (Прокляла меня матушка)
119. Молькшнынь вишка поланень (Вышла замуж за младенца)
120. Вай, урякай, урякай (Ой, невестка, невестка)
121. Парявтнемат (Укоры)
122. Балалай (Балалай)
123. Покшинень-покш, покш пакся (Полюшко широкое)
124. Морасынек галопонь (Галоп-песню мы споем)

Песни села Чув-Урметьево Челно-Вершинского района Куйбышевской
области
125. Косо, утка, удат-аштят? (Где, утка, днюешь-ночуешь).
126. Звереськак паро—чинеме звересь (Зверь хороший—куница зверь)
127. Мурзань цёра (Парень из Мурзы)
128. Сыредьмезэнзэ тейтерькака башкирсэ (До старости девушка у башкир).
129. Вай, урькай, урькай, солдаткась урькай (Ой, невестка, невестка, жена солдата)
130. Адядо, ялгат (Пойдемте, подружки).
131. Боярава тейтересь (Девушка-боярыня)
132. Иванонь Устя (Иванова Устя).
133. Тейтересь паро—Яков атянь Федуся (Хороша Федуся—дочь старика Якова)
134. Равжавась (Брюнетка).
135. Исень саевть одирьвась (Вчера сосватанная молодка)
136. Еминь, урякай, берянь поладо (Пропала я, невестка, от плохого мужа)
137. Гай, Дунай

Песни станции Подбельская Похвистневского района Куйбышевской области.
138. Свахань морцимат (Песни свахи)
139. Вишка мирденень (Замуж за малолетку).
140. Вай, маштыть, маштыть, авкай тирямом (Ой, сумела, матушка, воспитать меня).
141. Парявтнемат (Укоры).
142. Чокшнень зорянь урьнимат (Песни невесты на вечерней заре)

Песни села Чёрная речка Щенталинского района Куйбышевской области.
143. Песня невесты при плетении косы
144. Зорянь урьнимат (Песня невесты на утренней заре)
145. Песни невесты при катании ее подружек но селу

Песни села Ойкино Клявлинского района Куйбышевской области.
146. Саранской эрзя (Саранский эрзянин)
147. Балалай (Балалай).
148. Пиже вирьне, гайге вирьие (Зеленый лесок, гудящий лесок)
149. Домна патям (Тетушка Домна)

Песни села Мордовская Кармалка Лениногорского района Татарской АССР.
150. Вирьга юты Машура (По лесу идет Машенька)
151. Васоло вирьсэ (Далеко в лесу).
152. Ков пурныть-сэрьнить? (Куда собралась ты?)
Песни села Подлесная Андреевка Шенталинского района Куйбышевской области.
153. Песни невесты при подходе свадебного поезда
Песня села Крепость-Керемшан Первомайского района Татарской АССР.
154. Свахань морцимат (Песня свахи)

Приложение № 1. Русские песни на территории Мордовской АССР.
155. Вдоль по морю
156. Уж вы полноте, ребята
157. Все бы, все бы.
35Я. Когда бывали темны ночи
159. Мамашенька бранится
160. Как под лесом, под лесочком

Приложение № 2. Русские песни в исполнении мордвы.
161. Платов-казак
162. Из-за леса
163. Был я в городе, братцы, Кронштадте
164. Обойду, обойду
105. Блеснуло колечко
166. Ты, утица луговая
167. Калина, малина—яблонька моя

Читайте также: