Рояль король инструментов сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Рояль часто называют "королем" инструментов. И не зря, ведь фактически он стал главным инструментом классической музыки. Как это произошло и почему, расскажем в новом выпуске подкаста "Тактус" С Алексеем Сканави.

А зачем фортепиано столько клавиш? Всего клавиш 88, они представляют собой практически весь диапазон звуковысот, который способно распознать человеческое ухо. Причем клавиши на современных фортепиано имеют стандартную ширину, чтобы музыкантам не приходилось подстраиваться под каждый инструмент.

Почему фортепиано - главный инструмент? Он был изобретен около 1700 года и сначала фортепиано не пользовалось большой популярностью. Но позже этот инструмент произвел настоящую революцию в мире музыки, к первой половине 19-го века почти полностью фортепиано вытеснило все остальные виды клавишных инструментов (кроме, конечно, органа).

Почему на концертной сцене не ставят пианино? Вообще пианино (то есть "маленькое пиано) - это разновидность фортепиано и рояля. У пианино рама, на которую натянуты струны, расположена вертикально, и поставить этот инструмент можно и вплотную к стене. Однако конструкция пианино не дает такого объема и качества звука, как рояль, поэтому обычно пианино обычно не используют на концертах.

Король инструментов - рояль

Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Этот удивительный инструмент полностью изменил характер музыки всей западной цивилизации.

9448920

65400289

Звук этого инструмента напоминал звучание современного фортепиано, но был слишком тихим и мягким, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Причина в том, что у клавикорда было всего по одной струне на клавишу, тогда как у фортепиано на каждую клавишу приходится по три струны. Так как клавикорд был очень уж тихим инструментом, то такая роскошь, как реализация элементарных динамических оттенков – crescendo (постепенное усиление силы звучания) и diminuendo (постепенное уменьшение силы звучания) была невозможна. Но, несмотря на это, клавикорд был любимым инструментом для домашнего музицирования, и его можно было обнаружить в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха. Прямой родственник клавикорда, другой клавишный инструмент – клавесин, был изобретен в Италии в XV веке.

07079353

73989285_4000491_spinet

91132b573f1e5c8f26403f265474b89b66a2a72b

В отличие от предшественников, фортепиано подарило музыкантам и исполнителям возможность менять динамику звучания внезапно и постепенно. Этот инструмент, рожденный в рококо, становится особенно популярным в эпоху классицизма и используется как для домашнего музицирования, так и для концертного исполнения. В тот период появляется новый музыкальный жанр, жанр сонаты, ярким образцом которого становятся произведения Моцарта и Клименти и фортепиано, как, нельзя, кстати, подходило для ее исполнения. Меняется репертуар оркестров и ансамблей. На главную сцену выходит новый жанр – это концерт для фортепиано с оркестром. Нужно отметить, что фортепиано, в отличие от клавесина, который исполнял роль аккомпанирующего инструмента, становится сольным инструментом, благодаря своим динамическим возможностям. Теперь роскошное звучание этого инструмента можно было услышать не только во дворцах. Все больше людей готовы были платить немалые деньги за то, чтобы услышать того или иного солиста, а круг любителей именно фортепианной музыки расширялся. Конечно же, появилась ощутимая потребность в новых произведениях для фортепиано, а количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для этого инструмента, росло С помощью фортепиано стало возможным выражение своих чувств и эмоций через его завораживающее звучание. Это не могло не отразиться на творчестве таких величайших композиторов новой эпохи романтизма, таких, как Шопен, Шуман, Лист. По сей день этот чудесный, с многогранными возможностями, инструмент, несмотря на свою молодость, оказывает на всё общество огромное воздействие. Почти все великие композиторы творили для фортепиано. И, надо полагать, что с годами его слава только возрастёт, и оно всё больше и больше будет радовать нас своим волшебным звучанием. Рост популярности этого инструмента привел к появлению пианистов – виртуозов. Фортепиано любили и любят по сей день, потому что оно дает возможность музыканту исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Его появление стало самым настоящим поворотным моментом в истории искусства.

news_01

Фортепиано изменило характер европейской музыки, и только за прошедшие триста лет почти все композиторы писали музыку для этого инструмента и многие из них знамениты, именно благодаря фортепианным произведениям. У современных фортепиано 36 черных и 52 белых ключа, что в общей сложности составляет 88 ключей (нот). У большинства старших фортепиано было 85 ключей. Раньше белые клавиши делали из слоновой кости, однако слоновая кость не используется с 1950 – х, а используется современный материал – пластмасса, известная, как имитация слоновой кости. STEINWAY не прекращал использовать слоновую кость для белых клавиш до 1982 года. Первая нота стандартного фортепиано с 88 ключами – ля, и последняя – до. Наиболее совершенный музыкальный инструмент – рояль. Он не превзойден по разнообразию и красоте звучания. В отличии от фортепиано, звучание рояли более выразительно и насыщенно по тембру, игровые качества более виртуозны, клавиатура более чувствительна, а диапазон градации изменения звука – шире. Наиболее известные производители роялей — Стейнвей (Steinway & Sons), Бехштейн (Bechstein), Ямаха, Бёзендорфер и Кавай.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изобретение ФОРТЕПИАНО принято связывать и именем итальянца Бартоломео Кристо.

Изобретение ФОРТЕПИАНО принято связывать и именем итальянца Бартоломео Кристофори. Но он не один причастен к его рождению. Когда идея носится в воздухе, её могут воплотить почти одновременно разные люди. Так получилось и здесь. Во Франции Жан Мариус, Германии Готлиб Шретер предложили свои конструкции нового инструмента.

Звук в новом инструменте извлекался ударом по струнам деревянных молоточков с.

Звук в новом инструменте извлекался ударом по струнам деревянных молоточков с обитым упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче – piano или forte. Вот откуда взялось название инструмента – пианофорте, а позже – фортепиано.

Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты.

Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были не совершенны. Но шло время, новый инструмент улучшался, устройство его усложнялось, изменилось расположение струн.

Когда музыкант нажимает клавишу, молоточек ударяет по струне. Одновременно от.

Когда музыкант нажимает клавишу, молоточек ударяет по струне. Одновременно от неё отскакивает войлочная подушечка – глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Звук прекращается, когда мы отпускаем клавишу, потому что глушитель прижимает струну и заглушает звук.

 В 19 веке фортепиано развивалось очень интенсивно. Сложились два вида фортеп.

В 19 веке фортепиано развивалось очень интенсивно. Сложились два вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски royal – королевский) с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный – пианино (по - итальянски pianino – маленькое пианино).

Рояль – это концертный инструмент. Клумба в виде белого рояля появилась в Удм.

Рояль – это концертный инструмент. Клумба в виде белого рояля появилась в Удмуртии

Пианино мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обо.

Пианино мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.

 Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая дл.

Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты. Достаточно назвать людвига ван Бетховена,фридерика Шопена, франца Шуберта,сергея васильевича Рахманинова.


Краткое описание документа:

Изобретение ФОРТЕПИАНО принято связывать и именем итальянца Бартоломео Кристофори. Но он не один причастен к его рождению. Когда идея носится в воздухе, её могут воплотить почти одновременно разные люди. Так получилось и здесь. Во Франции Жан Мариус, Германии Готлиб Шретер предложили свои конструкции нового инструмента. Звук в новом инструменте извлекался ударом по струнам деревянных молоточков с обитым упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче – piano или forte. Вот откуда взялось название инструмента – пианофорте, а позже – фортепиано. Название это сохранилось до наших дней, объединяя все струнные клавишные инструменты. Но мы их можем отнести и, к ударным, ведь звук извлекается ударом молоточка по струне.

Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были не совершенны. Но шло время, новый инструмент улучшался, устройство его усложнялось, изменилось расположение струн.

У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль, которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу.

Как же играет инструмент? Когда музыкант нажимает клавишу, молоточек ударяет по струне. Одновременно от неё отскакивает войлочная подушечка – глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Звук прекращается, когда мы отпускаем клавишу, потому что глушитель прижимает струну и заглушает звук.

Со временем у фортепиано появилась ещё одна педаль, расположенная справа. Она отводит глушитель ( демпфер) от струн. Можно нажать эту педаль, отпустить клавишу, а звук всё равно будет тянуться, пока не угаснет, потому что эта педаль держит глушители, не пуская их на место. Благодаря этому в фортепианной музыке появились новые возможности.

В 19 веке фортепиано развивалось очень интенсивно. Сложились два вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски royal – королевский) с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный – пианино (по - итальянски pianino – маленькое пианино). Рояль – это концертный инструмент. Пианино мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.

У фортепиано огромные, поистине безграничные возможности. Оно охватывает диапазоны всех музыкальных инструментов. У него огромный размах силы звука: от нежнейшего пианиссимо до мощного фортиссимо. Оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр.

Музыкальный инструмент рояль

Рояль – один из самых востребованных музыкальных инструментов. Его популярность обусловлена силой и гармоничностью звучания, многообразием извлекаемых звуков, способностью до мельчайших нюансов передать мелодией идею и эмоциональное состояние музыканта.

Что такое рояль

Музыкальный инструмент рояль

Музыканта, исполняющего мелодии на рояле, называют пианистом. Но звучит рояль гуще, сочнее, многообразнее по тембру, чем пианино. Его клавиши чувствительнее, возможности музыкальной игры разнообразнее, диапазон звуковых изменений широкий.

Устройство рояля

Корпус музыкального инструмента крыловидной формы. Обусловлена она тем, что для извлечения звуков определенной высоты требуются струны разной длины: короткие для высоких, длинные для низких. Длина струны в нижнем регистре 2 м, в верхнем – 5 см.

В небольших роялях 220-230 струн, в концертных – 240-250. Каждая клавиша соединена с определенным количеством струн:

Сила звучания достигается посредством высокого струнного натяжения – около 120 кг. Общее натяжение в большом концертном инструменте превышает 20 тонн.

Музыкальный инструмент оснащен 3 педалями. Правая усиливает звук, левая глушит, а еще меняет тональность. Средняя делает тональность богаче.

Устройство рояля

Схема рояля одна из самых сложных, инструмент состоит из множества деталей, позволяющих ему гармонично звучать:

  • Футор – прочная рама из массива дерева. Опорный блок, принимающий нагрузку от струнного натяжения.
  • Чугунная рама – решетчатая пластина из цельного чугуна для принятия общего натяжения.
  • Аграфы – латунные винты с отверстиями, прикрепленные к передней части чугунной пластины. Ограничивают длину струнного звучания.
  • Форбаум – лицевая планка. Часть корпуса, наложенная на раму.
  • Вирбельбанк – опорная многослойная деталь, деревянная пластина со множеством отверстий, в которые вставлены вирбели – держатели, обеспечивающие струнное натяжение.
  • Фусклец – опора, держащая ножки музыкального инструмента.
  • Каподастр – металлический зажим, крепящийся к вирбельбанку. Поперечно прижимает струну к рейке, находящейся в высоком регистре, выполняет функцию ограничителя для колеблющихся участков.
  • Панцирь – пластина рамы, наложенная на вирбельбанк. Берет на себя основной вес натяжения (выдерживает до 28 тонн). В пластине проделаны дыры с втулками для вирбелей, что снижает нагрузку на вирбельбанк.
  • Штульрама – тяжелая пластина, соединенная с боками корпуса. Поддерживает струнно-клавишный механизм музыкального инструмента.
  • Шпрейц – поддерживающий элемент футора, принимающий нагрузку натянутых струн.
  • Штапик – рейка, прикрепленная к панцирю. Делит струну на колеблющуюся и неколеблющуюся части.

История рояля

Первым музыкальным инструментом, в котором струнные колебания создавались клавишами, был клавикорд. Второй прародитель – клавесин, в котором горизонтально расположенные струны колебались от прикосновения пера или кожного рычажка. Эти музыкальные инструменты звучали тихо, предназначались для домашнего музицирования.

Музыкальный инструмент с зычным и густым звучанием, подходящий для концертов, изобрел в 1709 году флорентийский мастер Бартоломео Кристофори. Вдохновили его бродячие музыканты, получавшие громкие и выразительные звуки, ударяя по натянутым жилам мягкими палочками. Изобретение, механизм которого позволял менять силу звучания в ходе музицирования, мастер назвал фортепиано. У первого изделия отсутствовали демпферы (подушечки для глушения звука) и педали.

Старинный рояль

Серийный выпуск роялей начался в 1850-е. Лучшими производителями классического инструмента премиального класса считаются компании:

  • Bosendorfer (Австрия);
  • Yamaha (Япония);
  • Bechstein (Германия);
  • Steinway & Sons (США-Германия);
  • Shigeru Kawai (Япония).

Классификация

Из размеров рояля главный параметр – длина корпуса. По габаритам рояли делятся на:

  • концертные – от 2,7 м;
  • малые концертные – от 2,3 м;
  • салонные – 2-2,3 м;
  • кабинетные – 1,7-2 м;
  • малые кабинетные – 1,5-1,7 м;
  • рояли-миньоны – менее 1,5 м.

Игра на рояле

Обслуживание рояля

Для продления эксплуатационного срока рояля минимум на 2 года необходимо не допускать температурных колебаний и повышения влажности воздуха в помещении. Для поддержания микроклимата следует использовать специальные приборы, например, систему климат-контроля.

Рояль требует периодического технического обслуживания, подразумевающего замену износившихся деталей, настройку, коррекцию струнно-клавишного механизма, выравнивание тембра.

Читайте также: