Информационное сообщение отражающий раскрытие понятий наука научное исследование научное познание

Обновлено: 30.06.2024

Форма: урок с использованием мультимедиа презентации.

Учебно-организационная деятельность: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: наглядные (мультимедиа презентация) и печатно-словесные (учебник, дидактические материалы, документы – Приложение 1).

Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран, колонки, магнитная доска, магниты, фотоаппарат.

Вид контроля: тематический.

Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично – поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи: история, русский язык, философия, физика, история.

Внутрипредметные связи: темы “Познание мира”, “Основные социальные феномены жизни человека”.

Место проведения: кабинет истории.

Продолжительность: 1 час 30 мин.

Содержание и последовательность учебного занятия

1. Организационный момент (1мин.)

Подготовка аудитории к занятию; проверка списочного состава; организация рабочего места.

Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.

– Что такое познание?

– Составление схемы “Формы познания”.

– Взаимопроверка знания терминов по теме “Познание мира” в парах: познание, чувственное познание, рациональное познание, истина, эмпирики, рационалисты.

Цель: 1) контроль полученных знаний, умений и навыков; 2) подготовка к восприятию темы научное познание.

Проблемное задание: Существует миф о науке как о знании, которое существует само по себе – “знание ради знания”. В процессе нашей работы нам предстоит развеять этот миф.

1. Сущность понятия и особенности научного познания. (15 мин.)

1) раскрытие сущности понятий “наука” и “научное познание”:

– ассоциации с понятием наука (работа в группах – “мозговой штурм”)

– в чем разница между указанными понятиями?

2) Раскрытие особенностей научного познания – работа с текстом учебника “Обществознание”, А.Г. Важенин, с. 106-107.

2. Формы и методы современного научного познания. (20 мин.)

1) Заполнение схемы “Уровни научного познания” в ходе эвристической беседы и работы с текстом учебного пособия, с. 108 – 111.

2) Найдите в тексте учебного пособия определение понятий индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование. Приведите примеры возможности использования данных методов в науках.

3) Анализ слайда “Схема научного исследования”, назовите эмпирические и теоретические методы познания.

4) Изучение текстов в группах “О законе всемирного тяготения” и “Научный эксперимент”, ответы на вопросы о методах познания.

3. Роль науки в современном мире. (25 мин.)

1) Почему в обществе усиливается критика не столько науки, сколько последствий применения ее результатов?

2) Работа с текстом “Научно-технический потенциал экономики” по вопросам в группах.

3) Выступление студентов с презентацией по теме “Наука и жизнь”.

4) Проблемный вопрос: Существует миф о науке как о знании, которое существует само по себе – “знание ради знания”. Приведите аргументы, доказывающие или опровергающие данное положение.

– Рефлексия: просмотр видео ролика “Коллаидер – реп”, и дальнейшие ответы на вопросы по изученной теме:

  1. О какой науке идет речь?
  2. Какие способы и методы научного исследования упомянуты?
  3. Почему эксперимент является критерием правильности научной теории?

– Анализ работы студентов и выставление оценок.

1) Проанализировать статью в журнале “Наука и жизнь”.

2) Выучить новые термины и понятия по теме.

3) Подготовиться к тесту по темам “Познание мира”, “Научное познание”.

Развёрнутый конспект урока

Содержание урока (с методическими рекомендациями)

(Мультимедиа, термины по теме “Познание мира” для взаимопроверки знаний, слайд 1)

В начале урока с целью актуализации знаний по теме “Познание мира” студенты выполняют задания: два студента на магнитной доске составляют схему “Формы познания”; остальные студенты осуществляют взаимопроверку знаний терминов по теме “Познание мира” в парах: познание, чувственное познание, рациональное познание, истина, эмпирики, рационалисты. По итогам взаимопроверки оценки выставляются в Оценочный лист работы студентов (Приложение 2).

– Посмотрите на слайд и назовите пути познания мира, которые мы определили на прошлом занятии (мифологическое, средствами искусства, философское, обыденная практика, научное).

(Мультимедиа, Пути познания мира, слайд 2)

(Мультимедиа, Тема “Научное познание”, слайд 3)

Сегодня мы рассмотрим особенности Научного познания по плану.

(Мультимедиа, План изучения темы, слайд 4)

План изучения темы:

  1. Сущность понятия и особенности научного познания.
  2. Формы и методы современного научного познания.
  3. Роль науки в современном мире.

На уроке нам предстоит получить представление о роли науки в современном мире; раскрыть особенности научного знания, найти отличия его от других видов знания; сформировать представление об основных формах и методах научного познания. Работа на уроке будет организована по группам. На разных этапах урока Вам необходимо коллегиально выставлять оценки в Оценочный лист.

(Мультимедиа, Проблемное задание, слайд 5)

Проблемное задание: Существует миф о науке как о знании, которое существует само по себе – “знание ради знания”. В процессе нашей работы нам предстоит развеять этот миф.

1. Сущность понятия и особенности научного познания.

– Завершите предложение: Наука – это… (работа в группах). (Различные определения понятия “наука”: особый вид деятельности, система знаний, социальный институт)

(Мультимедиа, Работа с терминами, слайд 6)

Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.

Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.

– В чем разница между указанными понятиями?

– Назовите особенности научного познания? (Работа с текстом учебника “Обществознание”, А.Г. Важенин, с. 106-107) [1]

Особенности научного познания: 1) стремление к объективности (изучение мира как он есть); 2) имеет дело с особым набором объектов реальности; 3) наука имеет специальный язык; 4) специфика научных знаний; 5) взаимосвязь и системность научных знаний.

(Мультимедиа, Особенности социального познания, слайд 7)

– Каков главный итог научного познания по определению? (истинное знание)

– Как достигается наукой высокая степень точности и объективности получаемых знаний? (путем проверки и перепроверки в ходе опыта, практики)

(мультимедиа, Формы и методы современного научного познания, слайд 8)

2. Формы и методы современного научного познания.

– Работа по составлению таблицы “Уровни научного познания” (с. 108 – 111) [1].

(Мультимедиа, Таблица “Уровни научного познания”, слайд 9)

(Мультимедиа, Схема “Уровни научного познания”, слайд 10)

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются:

– метод наблюдения (наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта);

– метод эмпирического описания (итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других языковых формах);

– метод эксперимента (экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях).

Найдите в тексте учебного пособия определения понятий индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование. Приведите примеры возможности использования данных методов в науках (с. 108 – 111) [1].

Исследование опирается на специально сконструированные инструменты и методы. Какие инструменты, специально сконструированные для научных исследований, вы знаете?

(Мультимедиа, “Инструменты для научных исследований”, слайд 11)

Исследование включает применение частных методов (характерных для отдельных наук) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза и др.). Из других методов, относящихся к теоретическому уровню познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирование научной теории. Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

(Мультимедиа, “Схема научного познания”, слайд 12)

Рассмотрите схему на слайде и назовите эмпирические и теоретические методы познания.

(Мультимедиа, “Итоги научного исследования”, слайд 13)

Работа с текстом “О законе всемирного тяготения”.

Текст “О законе всемирного тяготения”

“Повседневные наблюдения убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. Но тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу. В этом можно убедиться на следующем опыте. (Далее идет описание эксперимента.)

В 1667 г., анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле (приводится формула).

Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.

Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг к другу по прямой, их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними”. (Шахмаев Н. М. и др. Физика. Учебник для 9 класса средней школы)

Вопросы и задания: Какие способы и методы научного познания упомянуты в этом фрагменте? (Студенты назовут: наблюдение, эксперимент, математические расчеты, применение известных теоретических обобщений, выдвижение предположений, использование идеализированных объектов (материальная точка).

– Работа с текстом “Научный эксперимент” по вопросам в группах.

Текст “Научный эксперимент”.

Для того чтобы осуществить эксперимент, предпринимают следующее:

1) выделяют область пространства-времени, “лабораторию”. Границы могут быть реальными или мысленными;

2) в эту область помещают различные компоненты: химические элементы, живые существа и прочее, что образует изучаемую систему согласно протоколу о подготовке эксперимента (написанному, как правило, на специальном языке);

3) в системе производят возмущения, посылая ей из контролируемых источников определенные количества материи или энергии (их природа, количество, скорость, положение описываются в протоколе эксперимента>;

4) ответы системы фиксируются благодаря приборам, характер и положение которых по отношению к ним уточняются в протоколе эксперимента.

Эта схема позволяет в действительности определить соседствующие понятия: наблюдение, исследование, эксперимент.

(2) В (простом) наблюдении специальная система не готовится, она выделяется (произвольным или спонтанным образом) из совокупности природных фактов – элементы (1), (2) и (3), структуры экспериментального факта отсутствуют; присутствует лишь элемент (4), сведенный до простого зрительного восприятия.

В исследовании присутствуют (1), (2) и (4), но место контролируемых параметров источника возмущения занимает все экспериментальное поле, определяемое элементом (1).

Эксперимент содержит все элементы.

Отсюда также выводится определение экспериментального “факта”. Является ли он научным фактом? Здесь мы имеем дело с проблемой определения; но я склонен думать, что (3) экспериментальный факт может считаться научным фактом в том случае, если он удовлетворяет двум критериям.

1. Факт должен быть воспроизводимым. Это означает, что протоколы подготовки и эксперимента должны быть достаточно подробными и точными, с тем чтобы результат можно было воспроизвести в другое время и в других условиях.

Предположение о воспроизводимости факта (при динамической интерпретации) требует предположения о “структурной стабильности” (иначе говоря, “родовой определенности”) образующих его динамик.

2. Факт должен представлять интерес. И это – огромная проблема. Отметим только, что интерес может быть или практическим (технологическим), или теоретическим. Практический интерес связан с удовлетворением какой-то человеческой потребности (помимо платонической потребности в знании и понимании). Том Р. Экспериментальный метод: миф эпистемологов (и ученых?) // Вопросы философии. – 1992. – № 6. – С. 108–109.

Вопросы и задания:

1. В чем сущность эксперимента?
2. Покажите сходство и отличия эксперимента от простого наблюдения и исследования.
3. Поясните условия, при которых экспериментальные факты становятся фактами научными.

(Мультимедиа, “Вывод”, слайд 14)

Вывод: все методы научного познания всегда используются в комплексе. Какие и когда зависит от особенностей изучаемого объекта и самого исследования. С развитием науки развивается и система ее методов, формируется новые приемы и методы исследовательской деятельности (компьютерный анализ, построение виртуальных моделей).

3. Роль науки в современном мире.

(Мультимедиа, “Роль науки в современном мире”, слайд 15)

С одной стороны, по-прежнему значительны и впечатляющи научные достижения. В то же время в обществе усиливается критика не столько науки, сколько последствий применения ее результатов. Почему?

(Мультимедиа, “Роль науки в современном мире”, слайд 16)

Это связано с рядом важных моментов: 1) влияние личности в науке; 2) ответственность ученых за свои открытия и изобретения; 3) ответственность каждого за совершаемые поступки.

– Работа с текстом “Научно-технический потенциал экономики” по вопросам в группах.

Текст “Научно-технический потенциал экономики”

Прикладная наука – основа развития нашей промышленности. Скажем, без института Крылова невозможно развитие судостроения, без ЦАГИ – авиации. Такую же роль играет Курчатовский институт в атомной промышленности и энергетике, базовые институты – в отраслях, хотя многие из них сегодня находятся в непростом положении.

Где выход. Надо активнее искать наукоемкие рынки. Пора отвыкать от советских методов работы: сначала копить идеи и разработки, а потом их с грехом пополам внедрять. Мир так не работает. В нормальной рыночной экономике все наоборот: вы ищете потребителя, изучаете его, смотрите, что ему нужно, предлагаете свои услуги и способы научного разрешения тех или иных проблем. Велихов Е. П. Русские ученые еще не раз удивят мир // Человек и труд. – 2000. – № 1. – С. 14.

Вопросы и задания:

1. Научно-технический потенциал – один из важных элементов национального богатства. Как спасти его и возродить в условиях кризисного этапа развития российской экономики?

2. Какие новые подходы к использованию и внедрению современных технологий и научно-технических разработок в промышленность предлагает автор? Определите ваше отношение к этой позиции ученого.

– Выступление студентов с презентацией по теме “Влияние научных достижений на жизнь человека”.

(Мультимедиа, “Влияние научных достижений на жизнь человека”, слайд 17-25)

– В чем причины противоречивого отношения к науке и научному знанию?

(Мультимедиа, “Решение проблемного задания”, слайд 26)

Проблемное задание: “Наука как знание существует само по себе – “знание ради знания” – это миф или реальность?

Вывод: результат научного познания – научные знания – в большинстве случаев используются на практике. Анализ исторического развития науки показывает, что оно часто опережает время, а результаты находят применение только в будущем. Это доказывает значение науки и ее роль в развитии научно-технического и социального прогресса.

(Мультимедиа, “Вопросы к видеоролику”, слайд 27)

Рефлексия: просмотр видеоролика “Коллайдер – рэп” и дальнейшие ответы на вопросы по изученной теме (команда молодых физиков Европейской организации по ядерным исследованиям создали видеоролик, в котором в музыкальной форме рассказывают о принципах и целях создания Большого Андронного Коллайдера; ролик сопровождают титры на русском языке):

  1. О какой науке идет речь?
  2. Какие способы и методы научного исследования упомянуты?
  3. Почему эксперимент является критерием правильности научной теории?

Выставление оценок: студенты заполняют и сдают преподавателю Оценочный лист.

(Мультимедиа, “Домашнее задание”, слайд 28)

1) проанализировать любую статью в журнале “Наука и жизнь”.
2) выучить новые термины и понятия по теме.
3) подготовиться к тесту по темам “Познание мира”, “Научное познание”.

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Библиографический список
    • Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
    • Тема 1. Предмет истории юридической науки
    • Тема 2. Формирование правовых идей в Древнем мире
    • Тема 3. Правовые идеи в Средние века
    • Тема 4. Развитие юриспруденции в период Нового времени
    • Тема 5. Юридическая наука в Новейшее время
    • Тема 6. Юридические знания в дореволюционной России
    • Тема 7. Развитие юридической науки в СССР
    • Тема 8. Современный этап развития российской юридической науки
    • Тема 9. Понятие методологии юридической науки
    • Тема 10. Основные философские категории в методологии юридической науки
    • Тема 11. Основные методы юридической науки
    • Тема 12. Догматический метод научного познания в юриспруденции
    • Тема 13. Сравнительно-правовой и структурно-системный методы в юридической науке
    • Тема 14. Исторический, социологический и психологический методы в юриспруденции
    • Тема 15. Юридическая герменевтика
    • Тема 16. Научное познание и научное исследование

    Познание представляет собой процесс активного отображения человеком внешнего мира и своей собственной природы. Иначе говоря, это процесс накопления знаний, увеличение объема информации, необходимой человеку для его жизни. Знания — это результат познавательной активности или деятельности. Они представляют собой субъективные образы действительности в сознании человека (представления, понятия и др.), а также осмысленные навыки, умения преобразовывать эти образы, оперировать ими в соответствии с решаемыми задачами. Накопление, сохранение и передача знаний осуществляется только общественным человеком, выступает как социальный процесс. Знание фиксируется обществом в системе естественных или искусственных языков, сохраняется с помощью технических носителей информации.

    Научным называется особый вид современной социальной деятельности, отличающийся специфическими для него признаками. При характеристике научного познания обычно указывают на следующие отличительные черты:

    • это обязательно целенаправленный процесс деятельности;
    • это активность, основанная на сознательно применяемых методах.

    Один из основателей научного подхода в познании Ф. Бэкон писал, что до XVII в. открытия делались случайно, а не методически; открытий было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Что сделано не своевременно, сделано понапрасну. Человек, ковыляющий по прямой дороге, опередит человека бегущего, но сбившегося с пути. К средствам, улучшающим познание, Ф. Бэкон относил:

    • орудия, улучшающие способность человеческого восприятия – инструменты;
    • орудия, совершенствующие саму человеческую мысль – методы мышления.

    По его мнению, не имея научного метода, вообще не следует браться за исследование, так как результат будет незначительный: это процесс, направленный на открытие новых знаний; научное познание характеризуется систематичностью; ему присуща строгая доказательность; оно имеет целью раскрытие законов в изучаемой области; это интеллектуально-волевая деятельность.

    Кроме этого, научное исследование характеризуется особым пониманием объекта познания и способом закрепления и оформления полученных результатов. Объект научного исследования – некоторая область действительности, охватывающая целый класс сходных явлений, их совокупность. Так как для конкретного исследования объект познания является слишком сложным, то он, как правило, изучается по частям. Поэтому введено другое понятие. Предмет исследования – это определенный срез, аспект, угол зрения, под которым рассматривается объект познания. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. п.).

    Развивающееся научное знание претерпевает последовательную смену следующих форм: факт, проблема, гипотеза, теория и парадигма.

    • факт как реально происходящее или уже произошедшее событие (факт действительности);
    • факт как описание данного события на некотором языке.

    Если факт осмыслен и зафиксирован в языке какой-либо науки, то здесь имеет место научный факт. Фиксация в других системах понятий дает нам мифологический, религиозный факт или другие виды фактов.

    Сознательное отношение к накоплению фактов позволяет облегчить эту работу за счет сужения фронта поиска. Исследователь определяет, какого рода факты он собирается накапливать, из какой области, при каких условиях, какими средствами будет пользоваться и т. п. Необходимо помнить, что научный факт — это осмысление реального явления с определенной теоретической точки зрения. Поэтому истинность фактов определяется истинностью применяемой теории, т. е. научные факты могут быть как истинными, так и ложными. Строго говоря, ложными научные факты признаются:

    • когда они не соответствуют реальным явлениям и свойствам объектов;
    • когда доказана ложность теории, на основе которой описано данное явление.

    Оценкой фактов заканчивается первый этап научного познания. Следующий этап связан с появлением фактов, которые не могут быть объяснены с помощью имеющихся знаний. Возникает проблемная ситуация – осознанное противоречие между новыми фактами и существующей теорией. В этом случае в познании требуется совершить диалектический скачок: дать новое объяснение событию, т. е. развить старую или построить новую теорию.

    Таким образом, научная проблема – это вопрос, для ответа на который требуется новое знание. Она выступает закономерным этапом развития научного познания. Наука не может прогрессировать без решения все новых и новых проблем. Отсутствие проблем привело бы к прекращению исследований, т. е. к прекращению производства новых знаний. Поэтому задача пытливого ума – ставить и решать научные проблемы.

    Постановка проблемы предусматривает следующий процесс:

    • отделение фактов объясненных (известных) от фактов, требующих объяснения;
    • формулировка вопроса, выражающего основной смысл проблемы;
    • постановка конкретных задач по ее решению.

    Решение научной проблемы начинается с выдвижения гипотезы. Гипотеза – это обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам, доказанным положениям науки. Поскольку гипотеза наряду со старым содержит и новое знание, то она должна подлежать проверке. Практическая проверка – это соотнесение гипотетического значения с реальной действительностью или с результатом эксперимента. Теоретическая проверка – это соотнесение с известными фактами как можно большего количества логически выведенных из гипотезы следствий. Доказанное гипотетическое знание составляет научное открытие. Оно становится новым элементом старой теории или образует новую теорию. Она представляет собой систематизированное доказанное знание о каком-либо фрагменте действительности. Развитие теории осуществляется в ходе постоянного уточнения ее положений на основе вновь получаемых фактов. Цикл завершается: чтобы подтвердить или опровергнуть новую теорию, нужны новые факты.

    Таким образом, научное исследование — это вид социальной деятельности, целью которого является научное познание окружающего мира явлений, осуществляемое как профессиональная деятельность субъектов или их коллективными образованиями (группами, институтами, сообществами), и результатом которой является получение теоретический и практических знаний.

    Такой характер развития присущ всем научным исследованиям.

    Научное исследование осуществляется в рамках той или иной научной школы или парадигмы. Оно, как уже указывалось, невозможно без опоры на соответствующие методы.

    Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. По этому основанию выделяют четыре группы методов: философские методы; общенаучные методы; частнонаучные методы; специальные методы.

    Значимость методов исследования сложно переоценить, так как именно от правильно выбранных и творчески применяемых методов познания зависят результаты научного поиска.

    Человечество достигает истины, преодолевая заблуждения, которые, тем не менее, выступают необходимым спутником познания. Заблуждение – это оценка содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое заблуждающимся человеком за истинное. Не следует полагать, будто заблуждения – всего лишь досадные случайности: они неизбежные спутники правильного познания, более того – его внутренне необходимые элементы. Человеческий разум, устремляясь к истине, неизбежно выдвигает множество предположений, увлекается ими, нередко впадает в крайности, обусловленные исторической ограниченностью его практики, а также творческими предположениями ума. Заблуждения обусловлены и сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуациях неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ошибочность которых выявляется только впоследствии ходом дальнейшего развития науки (например, геоцентрическая теория Птолемея). Но без таких идей развитие познания было бы невозможным.

    Заблуждения имеют не только познавательные, но психологические и социальные основания. Однако их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь – это умышленное искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение, обмануть. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Основанием для существования лжи может также быть логически неправильное мышление человека, воспринимающего информацию. На этом построены различные логические уловки.

    Познание, стремящееся к истине, не обходится без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий. Оно невозможно без заблуждений, ошибок. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, оценок. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина утверждается. Подлинный ученый должен иметь смелость высказать свое мнение и даже спорные положения, если он не сомневается в их достоверности, безотносительно к давлению вненаучных факторов.

    Система научных знаний, опыт постоянно изменяются, совершенствуются. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого.

    Таким образом, совершенно очевидно, что не все наши знания есть истина. Более того, не все верные знания верны полностью. Такое состояние знаний описывается отдельными понятиями. Абсолютная истина – это точное и исчерпывающее знание об объекте. В силу этого определения абсолютная истина никогда не может быть опровергнута. Относительная истина – это точное на определенном этапе, но не исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина по мере накопления человеческого опыта дополняется, конкретизируется.

    Неизменное знание часто называют догмой. Человека, который придерживается таких знаний, называют догматиком. А данная позиция в философии называется догматизмом. Плохо это или хорошо? Опора на неизменное знание очень часто бывает полезна, так как помогает правильно ориентироваться в мире. Формулы типа: время все лечит, летом тепло, на красный свет светофора не двигайся – обеспечивают нам уверенность в действиях. С другой стороны, отжившие взгляды ограничивают творчество человека. Противоположная философская позиция – релятивизм. Это утверждение, что абсолютной истины не существует, все знания относительны.

    Научное знание не может, конечно, всякий раз непосредственно проверяться практическим опытом. Научная теория считается состоятельной и в том случае, если ее истинность подтверждается логически.

    Однако практике в процессе познания отводится ведущая роль, которая реализуется через три основные функции:

    • практика выступает основой или источником познания;
    • практика – это цель познания;
    • практика – критерий истинности знаний.

    Так решается проблема истины в естествознании. По сравнению с ним решение проблемы истины в социальном познании имеет существенное отличие.

    Социальное познание занимает особое место в системе исследовательской деятельности человека уже потому, что речь идет об изучении человеком самого себя, самопознании общества. Социальное познание служит основой и предпосылкой управления социальными процессами и формирования человека. Наконец социальное познание служит взаимному согласованию общества и личности, гуманизации социальных структур, социализации человека.

    Социальное познание, таким образом, имеет, по меньшей мере, три взаимосвязанных аспекта: изучение человека (гуманитарный аспект), изучение общества (социальный аспект) и изучение взаимоотношений между обществом и человеком (социально-гуманитарный аспект). В силу многогранности предмета исследования социальное познание использует данные естественных и технических наук и в свою очередь обогащает их своими выводами.

    Социальные науки имеют много общего с другими областями научного познания. Социологи так же добывают факты, анализируют их, осуществляют первичные обобщения, стремятся добраться до причин изучаемых явлений, выявляют закономерности, строят идеализированные объекты, применяют логику и математику, выдвигают многообразные гипотезы, стремятся превратить их в теории. Как и в других науках, используются доступные средства и разрабатываются многообразные методы исследования научного материала. В то же время социальное познание обладает некоторыми особенностями, выделяющими его в особый вид познавательной деятельности.

    Главное – при изучении природы исследователю противостоит относительно пассивный объект. Темпы изменения природы гораздо медленнее темпов изменения человека. Поэтому законы природы мы считаем практически неизменными. А с чем сталкиваются общественные науки?

    Одной из важнейших особенностей является то, что социальные теория и практика пронизаны личными и общественными интересами, которые при разных обстоятельствах могут выступать и как стимул, и как тормоз развития. Люди предстают и как активные субъекты, и как объекты, подвергающиеся собственному изучению. Если в естественных науках сравнительно легко добиться повторяемости опыта, многократного воспроизведения интересующего нас явления, то в области общественных явлений это, как правило, невозможно (каждый человек, общество не просто быстро изменяются, но изменяются необратимо и внешне мало предсказуемо). В силу этого формируется акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное.

    Другая особенность состоит в том, что в социальном познании применяются, главным образом, теоретические методы. Характерный и широко используемый в естественных науках эксперимент применять или невозможно, или социально опасно, поскольку речь идет о судьбах людей.

    Третьей существенной особенностью выступает то, что для социальных теорий критерий практики становится не эффективным из-за невозможности проверить социальную теорию относительно быстро. Дело в том, что естественный ход вещей в социальном процессе может растянуться на десятилетия. Например, обещание построить коммунизм через двадцать лет или каждой семье отдельную квартиру через пятнадцать лет. В указанные сроки часто бывает не с кого спросить. Поэтому непосредственной формой проверки социальных гипотез служит логическое доказательство. На это люди и вынуждены опираться, например, при выборе кандидатов на замещение властных должностей.

    Казалось бы, логическая связность и непротиворечивость социальных теорий (предвыборных программ) может избавить от ошибок в развитии общественных отношений. Однако, как известно, логика не критична к исходным принципам и ценностям, на которые опирается автор социальной теории. Логика дает разные ответы, поскольку исходные данные (идеи) у людей различны. Вот поэтому и становится очевидным решающее значение мировоззренческих принципов и универсалий культуры в социальном познании. Их человек в обыденной жизни не осознает или не придает им особого значения. Но именно эти принципы, основополагающие философские идеи являются не просто отправным пунктом, но и определяющим критерием социального познания.

    В современной науке существует большое многообразие путей познания и форм знания. Можно выделить такие пути, как практический и духовный, рациональный и иррациональный. По-видимому, возможны и другие классификации. Что касается форм человеческого знания, то здесь также можно указать классификации по различным основаниям: мифологическое, религиозное, обыденное и научное; эмпирическое и теоретическое; фундаментальное и прикладное и другие.

    Особое место в познавательной активности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком состояния и развития собственной духовности и внешней активности. Цель самопознания – понять собственную сущность. Поскольку сущность – это основные свойства и связи объекта, то человек не может познать себя в отрыве от окружающего мира. Познавая себя, человек познает мир, так как является его элементом, а познавая мир, он яснее сможет понять себя.

    Познание представляет собой процесс активного отображения человеком внешнего мира и своей собственной природы. Иначе говоря, это процесс накопления знаний, увеличение объема информации, необходимой человеку для его жизни. Знания — это результат познавательной активности или деятельности. Они представляют собой субъективные образы действительности в сознании человека (представления, понятия и др.), а также осмысленные навыки, умения преобразовывать эти образы, оперировать ими в соответствии с решаемыми задачами. Накопление, сохранение и передача знаний осуществляется только общественным человеком, выступает как социальный процесс. Знание фиксируется обществом в системе естественных или искусственных языков, сохраняется с помощью технических носителей информации.

    Научным называется особый вид современной социальной деятельности, отличающийся специфическими для него признаками. При характеристике научного познания обычно указывают на следующие отличительные черты:

    · это обязательно целенаправленный процесс деятельности;

    · это активность, основанная на сознательно применяемых методах.

    Один из основателей научного подхода в познании Ф. Бэкон писал, что до XVII в. открытия делались случайно, а не методически; открытий было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Что сделано не своевременно, сделано понапрасну. Человек, ковыляющий по прямой дороге, опередит человека бегущего, но сбившегося с пути. К средствам, улучшающим познание, Ф. Бэкон относил:

    · орудия, улучшающие способность человеческого восприятия – инструменты;

    · орудия, совершенствующие саму человеческую мысль – методы мышления.

    По его мнению, не имея научного метода, вообще не следует браться за исследование, так как результат будет незначительный: это процесс, направленный на открытие новых знаний; научное познание характеризуется систематичностью; ему присуща строгая доказательность; оно имеет целью раскрытие законов в изучаемой области; это интеллектуально-волевая деятельность.

    Кроме этого, научное исследование характеризуется особым пониманием объекта познания и способом закрепления и оформления полученных результатов. Объект научного исследования – некоторая область действительности, охватывающая целый класс сходных явлений, их совокупность. Так как для конкретного исследования объект познания является слишком сложным, то он, как правило, изучается по частям. Поэтому введено другое понятие. Предмет исследования – это определенный срез, аспект, угол зрения, под которым рассматривается объект познания. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. п.).

    Развивающееся научное знание претерпевает последовательную смену следующих форм: факт, проблема, гипотеза, теория и парадигма.

    · факт как реально происходящее или уже произошедшее событие (факт действительности);

    · факт как описание данного события на некотором языке.

    Если факт осмыслен и зафиксирован в языке какой-либо науки, то здесь имеет место научный факт. Фиксация в других системах понятий дает нам мифологический, религиозный факт или другие виды фактов.

    Сознательное отношение к накоплению фактов позволяет облегчить эту работу за счет сужения фронта поиска. Исследователь определяет, какого рода факты он собирается накапливать, из какой области, при каких условиях, какими средствами будет пользоваться и т. п. Необходимо помнить, что научный факт — это осмысление реального явления с определенной теоретической точки зрения. Поэтому истинность фактов определяется истинностью применяемой теории, т. е. научные факты могут быть как истинными, так и ложными. Строго говоря, ложными научные факты признаются:

    · когда они не соответствуют реальным явлениям и свойствам объектов;

    · когда доказана ложность теории, на основе которой описано данное явление.

    Оценкой фактов заканчивается первый этап научного познания. Следующий этап связан с появлением фактов, которые не могут быть объяснены с помощью имеющихся знаний. Возникает проблемная ситуация – осознанное противоречие между новыми фактами и существующей теорией. В этом случае в познании требуется совершить диалектический скачок: дать новое объяснение событию, т. е. развить старую или построить новую теорию.

    Таким образом, научная проблема – это вопрос, для ответа на который требуется новое знание. Она выступает закономерным этапом развития научного познания. Наука не может прогрессировать без решения все новых и новых проблем. Отсутствие проблем привело бы к прекращению исследований, т. е. к прекращению производства новых знаний. Поэтому задача пытливого ума – ставить и решать научные проблемы.

    Постановка проблемы предусматривает следующий процесс:

    · отделение фактов объясненных (известных) от фактов, требующих объяснения;

    · формулировка вопроса, выражающего основной смысл проблемы;

    · постановка конкретных задач по ее решению.

    Решение научной проблемы начинается с выдвижения гипотезы. Гипотеза – это обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам, доказанным положениям науки. Поскольку гипотеза наряду со старым содержит и новое знание, то она должна подлежать проверке. Практическая проверка – это соотнесение гипотетического значения с реальной действительностью или с результатом эксперимента. Теоретическая проверка – это соотнесение с известными фактами как можно большего количества логически выведенных из гипотезы следствий. Доказанное гипотетическое знание составляет научное открытие. Оно становится новым элементом старой теории или образует новую теорию. Она представляет собой систематизированное доказанное знание о каком-либо фрагменте действительности. Развитие теории осуществляется в ходе постоянного уточнения ее положений на основе вновь получаемых фактов. Цикл завершается: чтобы подтвердить или опровергнуть новую теорию, нужны новые факты.

    Таким образом, научное исследование — это вид социальной деятельности, целью которого является научное познание окружающего мира явлений, осуществляемое как профессиональная деятельность субъектов или их коллективными образованиями (группами, институтами, сообществами), и результатом которой является получение теоретический и практических знаний.

    Такой характер развития присущ всем научным исследованиям.

    Научное исследование осуществляется в рамках той или иной научной школы или парадигмы. Оно, как уже указывалось, невозможно без опоры на соответствующие методы.

    Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. По этому основанию выделяют четыре группы методов: философские методы; общенаучные методы; частнонаучные методы; специальные методы.

    Значимость методов исследования сложно переоценить, так как именно от правильно выбранных и творчески применяемых методов познания зависят результаты научного поиска.

    Человечество достигает истины, преодолевая заблуждения, которые, тем не менее, выступают необходимым спутником познания. Заблуждение – это оценка содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое заблуждающимся человеком за истинное. Не следует полагать, будто заблуждения – всего лишь досадные случайности: они неизбежные спутники правильного познания, более того – его внутренне необходимые элементы. Человеческий разум, устремляясь к истине, неизбежно выдвигает множество предположений, увлекается ими, нередко впадает в крайности, обусловленные исторической ограниченностью его практики, а также творческими предположениями ума. Заблуждения обусловлены и сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуациях неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ошибочность которых выявляется только впоследствии ходом дальнейшего развития науки (например, геоцентрическая теория Птолемея). Но без таких идей развитие познания было бы невозможным.

    Заблуждения имеют не только познавательные, но психологические и социальные основания. Однако их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь – это умышленное искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение, обмануть. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Основанием для существования лжи может также быть логически неправильное мышление человека, воспринимающего информацию. На этом построены различные логические уловки.

    Познание, стремящееся к истине, не обходится без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий. Оно невозможно без заблуждений, ошибок. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, оценок. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина утверждается. Подлинный ученый должен иметь смелость высказать свое мнение и даже спорные положения, если он не сомневается в их достоверности, безотносительно к давлению вненаучных факторов.

    Система научных знаний, опыт постоянно изменяются, совершенствуются. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого.

    Таким образом, совершенно очевидно, что не все наши знания есть истина. Более того, не все верные знания верны полностью. Такое состояние знаний описывается отдельными понятиями. Абсолютная истина – это точное и исчерпывающее знание об объекте. В силу этого определения абсолютная истина никогда не может быть опровергнута. Относительная истина – это точное на определенном этапе, но не исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина по мере накопления человеческого опыта дополняется, конкретизируется.

    Неизменное знание часто называют догмой. Человека, который придерживается таких знаний, называют догматиком. А данная позиция в философии называется догматизмом. Плохо это или хорошо? Опора на неизменное знание очень часто бывает полезна, так как помогает правильно ориентироваться в мире. Формулы типа: время все лечит, летом тепло, на красный свет светофора не двигайся – обеспечивают нам уверенность в действиях. С другой стороны, отжившие взгляды ограничивают творчество человека. Противоположная философская позиция – релятивизм. Это утверждение, что абсолютной истины не существует, все знания относительны.

    Научное знание не может, конечно, всякий раз непосредственно проверяться практическим опытом. Научная теория считается состоятельной и в том случае, если ее истинность подтверждается логически.

    Однако практике в процессе познания отводится ведущая роль, которая реализуется через три основные функции:

    · практика выступает основой или источником познания;

    · практика – это цель познания;

    · практика – критерий истинности знаний.

    Так решается проблема истины в естествознании. По сравнению с ним решение проблемы истины в социальном познании имеет существенное отличие.

    Социальное познание занимает особое место в системе исследовательской деятельности человека уже потому, что речь идет об изучении человеком самого себя, самопознании общества. Социальное познание служит основой и предпосылкой управления социальными процессами и формирования человека. Наконец социальное познание служит взаимному согласованию общества и личности, гуманизации социальных структур, социализации человека.

    Социальное познание, таким образом, имеет, по меньшей мере, три взаимосвязанных аспекта: изучение человека (гуманитарный аспект), изучение общества (социальный аспект) и изучение взаимоотношений между обществом и человеком (социально-гуманитарный аспект). В силу многогранности предмета исследования социальное познание использует данные естественных и технических наук и в свою очередь обогащает их своими выводами.

    Социальные науки имеют много общего с другими областями научного познания. Социологи так же добывают факты, анализируют их, осуществляют первичные обобщения, стремятся добраться до причин изучаемых явлений, выявляют закономерности, строят идеализированные объекты, применяют логику и математику, выдвигают многообразные гипотезы, стремятся превратить их в теории. Как и в других науках, используются доступные средства и разрабатываются многообразные методы исследования научного материала. В то же время социальное познание обладает некоторыми особенностями, выделяющими его в особый вид познавательной деятельности.

    Главное – при изучении природы исследователю противостоит относительно пассивный объект. Темпы изменения природы гораздо медленнее темпов изменения человека. Поэтому законы природы мы считаем практически неизменными. А с чем сталкиваются общественные науки?

    Одной из важнейших особенностей является то, что социальные теория и практика пронизаны личными и общественными интересами, которые при разных обстоятельствах могут выступать и как стимул, и как тормоз развития. Люди предстают и как активные субъекты, и как объекты, подвергающиеся собственному изучению. Если в естественных науках сравнительно легко добиться повторяемости опыта, многократного воспроизведения интересующего нас явления, то в области общественных явлений это, как правило, невозможно (каждый человек, общество не просто быстро изменяются, но изменяются необратимо и внешне мало предсказуемо). В силу этого формируется акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное.

    Другая особенность состоит в том, что в социальном познании применяются, главным образом, теоретические методы. Характерный и широко используемый в естественных науках эксперимент применять или невозможно, или социально опасно, поскольку речь идет о судьбах людей.

    Третьей существенной особенностью выступает то, что для социальных теорий критерий практики становится не эффективным из-за невозможности проверить социальную теорию относительно быстро. Дело в том, что естественный ход вещей в социальном процессе может растянуться на десятилетия. Например, обещание построить коммунизм через двадцать лет или каждой семье отдельную квартиру через пятнадцать лет. В указанные сроки часто бывает не с кого спросить. Поэтому непосредственной формой проверки социальных гипотез служит логическое доказательство. На это люди и вынуждены опираться, например, при выборе кандидатов на замещение властных должностей.

    Казалось бы, логическая связность и непротиворечивость социальных теорий (предвыборных программ) может избавить от ошибок в развитии общественных отношений. Однако, как известно, логика не критична к исходным принципам и ценностям, на которые опирается автор социальной теории. Логика дает разные ответы, поскольку исходные данные (идеи) у людей различны. Вот поэтому и становится очевидным решающее значение мировоззренческих принципов и универсалий культуры в социальном познании. Их человек в обыденной жизни не осознает или не придает им особого значения. Но именно эти принципы, основополагающие философские идеи являются не просто отправным пунктом, но и определяющим критерием социального познания.

    В современной науке существует большое многообразие путей познания и форм знания. Можно выделить такие пути, как практический и духовный, рациональный и иррациональный. По-видимому, возможны и другие классификации. Что касается форм человеческого знания, то здесь также можно указать классификации по различным основаниям: мифологическое, религиозное, обыденное и научное; эмпирическое и теоретическое; фундаментальное и прикладное и другие.

    Особое место в познавательной активности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком состояния и развития собственной духовности и внешней активности. Цель самопознания – понять собственную сущность. Поскольку сущность – это основные свойства и связи объекта, то человек не может познать себя в отрыве от окружающего мира. Познавая себя, человек познает мир, так как является его элементом, а познавая мир, он яснее сможет понять себя.

    Читайте также: