Сообщение о крепостном театре

Обновлено: 19.05.2024

К такому же типу публичных крепостных театров принадлежал и театр князя Шаховского, постоянная резиденция которого находилась в специально обустроенном помещении в Нижнем Новгороде. Ежегодно в июле князь привозил свой театр на Макарьевскую ярмарку. Репертуар крепостного театра включал спектакли драматические, оперные, балетные. Подобный тип театра изображен в повести Вл.А.Сологуба Воспитанница – нравы и быт театральных деятелей начала 19 в. передан здесь с тем же трагизмом, что и в повести А.И.Герцена Сорока-воровка. Имеются достаточно точные сведения о репертуаре крепостных театров в 1790-х годов, в основном это сочинения В.Левшина и И.Карцелли: комические оперы Король на охоте, Свадьба господина Волдырева, Своя ноша не тянет, Мнимые вдовцы и др.

Кусково: первый театр Шереметьевых

В Кусково театр появился в 1760-х годах благодаря графу Петру Шереметеву. Но расцвел он и стал знаменит на всю Россию благодаря его сыну Николаю. Николай Петрович Шереметев изучал за границей современное искусство, а вернувшись домой, увлекся развитием и преобразованием домашнего театра, который находился в имении.

Будущих актеров набирали еще в детстве: их учили читать, писать, иностранным языкам. Дети должны были не только красиво говорить, но и носить платья, держать осанку. Крепостным актерам полагалось жалование, а иногда дело доходило до того, что их здоровье вверяли графскому доктору. Со временем Шереметев ввел для актеров красивые псевдонимы, поэтому на сцену выходили Гранатова, Бирюзова, Сердоликов. Звездой его театра стала Прасковья Жемчугова (Шереметьев так сильно полюбил ее, что даже сделал своей женой), а всего в труппе было 200 крепостных актеров.

Театр в Кусково объединял в себе целых три театра в имении и так называемый Большой театр, построенный на широком лугу. Летом к ним добавлялся и Воздушный театр на природе. Под открытым небом шли небольшие одноактные пьесы, именно для этой сцены были написаны две оперы.

Размер сцены в Большом театре превышал половину здания, были заказаны десять театральных занавесов, множество декораций, а специальное оборудование помогало создавать впечатление любого времени суток, самых разных явлений природы и даже бедствий, например, пожара. Конечно, все это требовало значительных трат.

В репертуаре театра в Кусково было 100 постановок – трагедии и оперы, комедии и балеты. Ценители говорили, что сцена в Кусково – лучший театр России; так или иначе, он смело конкурировал с театрами профессиональными.

Сегодня в Кусково проходят выставки, устраиваются концерты классической музыки, возрождаются старинные традиции усадебных праздников.

Останкино: второй театр Шереметевых

Постепенно возможности театра в Кусково перестали удовлетворять требованиям Шереметева, поэтому в 1792 году в имении Останкино началось строительство нового.

Это было двухэтажное деревянное здание, где находились сценическая коробка и зрительный зал. Сам же уникальный останкинский дворец строился до 1799 года, к работе привлекались разные архитекторы, а главной проблемой был деспотизм владельца. Нередко уже готовые части дворца изменялись и расширялись, что оборачивалось уничтожением сложной отделки, искусственного мрамора, лепки, золоченой деревянной резьбы, расписных обоев. В итоге проектом занялись крепостные зодчие Алексей Миронов, Григорий Дикушин и Павел Аргунов. Именно Аргунов решал задачу оптической видимости сцены и конструировал зрительный зал. Жемчужинами дворца стали театральный и машинный залы, а также артистические грим-уборные, которые были созданы по его чертежам.

Оригинальной особенностью театра в Останкино стала возможность его трансформации в бальный зал всего лишь за 20 минут: специальные механизмы убирали кресла и бутафорские колонны, опускали люстры. Громоздкие декорации менялись буквально за 2–3 минуты: оборудование создал крепостной мастер Иван Пряхин.

Театр в Останкино был спроектирован по образцам лучших европейских театров. Подкова зрительного зала давала возможность видеть сцену с любого места, была здесь и отменная акустика, чтобы все 250 зрителей не пропустили ни звука.

Сегодня Останкино – уникальный и единственный в России театр XVIII века, где сохранились сцена, зал, гримерные и даже часть специальных механизмов.

Люблино: театр Дурасова

Усадьбу в Люблино в конце правления Екатерины II купил известный в то время купец, промышленник и меценат Николай Алексеевич Дурасов, который решительно взялся за перестройку всего, что было на этих землях. В стиле европейского классицизма в 1805 году предстало главное здание с ротондой, а в 1806 году появился Крепостной театр Дурасова. Надо сказать, что у Николая Алексеевича было три домашних театра. Тот, что в Люблино, стал одной из самых известных частных сцен. Особенно славился хор певчих. Вместе с тем и театральная труппа считалась одной из наиболее успешных: со временем многие артисты дурасовского театра были приняты в Императорские театры Москвы и Петербурга. Всего на сцене служили примерно сто человек.

Дурасов был богат, среди друзей и знакомцев слыл чудаком, который легко тратил деньги на разные дорогие удовольствия. Но о театре он заботился особенно: артисты и музыканты обучались в специальной созданной им же школе. В гостиных Москвы постоянно обсуждали и сам театр, и размах всего люблинского театрального предприятия. Кстати, на территории музея-усадьбы до наших дней сохранился тот самый каменный флигель, где была открыта театральная школа. Спектакли давали для гостей по большим праздникам, в репертуаре был и балет, и оперные миниатюры. После революции, в 30-е годы, в особняке открыли дом культуры, а в послевоенное время его отдали под жилые квартиры, которые просуществовали там до 90-х годов.

Музей в Усадьбе Люблино был открыт в 2007 году: его экскурсионные программы будут интересны и детям, и взрослым.

Крепостной театр — в Российской империи до 1861 г. (отмены крепостного права) — частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности.

Выступала такая труппа где, сколько и как указывал хозяин, использовалась как в развлекательных, так и в коммерческих целях. Уровень профессионализма актеров колебался от безвкуснейшей самодеятельности до достаточно сыгранного и известного коллектива. Актёр крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы. О свободе творчества речи в данном случае не шло, актёрский труд носил скорее принудительный и нередко временный характер. Впрочем, некоторое количество крепостных театров и крепостных актёров получили известность в свое время. Репертуар крепостных театров, как правило, включал оперу, балет и драматические спектакли.

Содержание

Россия



В начале XIX века в подмосковных усадьбах было более десяти крепостных театров. Пионером и одним из наиболее выдающихся был крепостной театр графов Шереметевых в Кускове (позже в Останкине). Наиболее известными были театры князя Юсупова на Мойке и в подмосковном Архангельском, графов Шуваловых на Фонтанке, Потёмкина в Таврическом дворце, Апраксиных в Ольгове, Закревских в Ивановском, Паниных в Марфине, Загряжских в Яропольце Волоколамском, наследника престола Павла Петровича в Петербурге, а граф А. К. Разумовский, Шереметев, князь Трубецкой имели свои хоры.

Свои певческие хоры существовали у митрополитов, епископов, архимандритов, у полковых командиров. Крепостной театр или хор создавал особый почёт своему хозяину, впрочем как и другие украшения барской жизни — псарни, оранжереи, зверинцы и т. п.

Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке.

Белоруссия



В Белоруссии крепостные театры возникают в ХVIII веке. В 1740—1791 годах в Великом княжестве Литовском, в городе Несвиже действовал крепостной театр князей Радзивиллов.

Украина

Другие значения

В них принимали участие как попавшие в лагерь профессиональные актёры и режиссёры, так и люди, обучавшиеся театральному искусству уже в заключении.

См. также



Примечания

  1. ↑Театр ГУЛАГа
  2. ↑ Известно, что в 1943 году 17,5 % из 9863 заключённых и 31,5 % из 1067 вольнонаёмных рабочих по капитальному строительству в Норильлаге считались стахановцами (ГАРФ. ф. 8361. Оп. 1. Д. 57. Л. 22—23, 38 об.), так что уровень вовлечённости узников в это движение был достаточно значительным.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 марта 2012.

Ссылки

  • Театр Российской империи
  • Крепостное право

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Крепостной театр" в других словарях:

КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР — КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР, в России частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в конце 17 в., широко распространены в конце 18 начале 19 вв., существовали до отмены крепостного права. Иногда имели почти профессиональный характер,… … Современная энциклопедия

КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР — в России частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в кон. 17 в., получили распространение в кон. 18 нач. 19 вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Имена многих крепостных актеров вошли в … Большой Энциклопедический словарь

Крепостной театр — КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР, в России частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в конце 17 в., широко распространены в конце 18 начале 19 вв., существовали до отмены крепостного права. Иногда имели почти профессиональный характер,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

крепостной театр — в России частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в конце XVII в., получили распространение в конце XVIII начале XIX вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Имена многих крепостных… … Энциклопедический словарь

Крепостной театр — вид частного дворянского театра в России; труппы создавались помещиками из числа крепостных крестьян. К. т. появились в конце 17 в. Получили распространение в конце 18 начала 19 вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (на рубеже 18 19 … Большая советская энциклопедия

Крепостной театр Дурасова — Главный дом усадьбы Люблино Крепостной театр Дурасова в Люблино славился на всю Москву и наряд … Википедия

КРЕПОСТНОЙ — 1. КРЕПОСТНОЙ1 [сн], крепостная, крепостное. 1. прил., по знач. связанное с крепостным правом. Крепостная зависимость. Крепостной крестьянин. Крепостное хозяйство. Крепостная фабрика. Крепостной театр. Крепостной труд. 2. в знач. сущ. крепостной … Толковый словарь Ушакова

КРЕПОСТНОЙ — 1. КРЕПОСТНОЙ1 [сн], крепостная, крепостное. 1. прил., по знач. связанное с крепостным правом. Крепостная зависимость. Крепостной крестьянин. Крепостное хозяйство. Крепостная фабрика. Крепостной театр. Крепостной труд. 2. в знач. сущ. крепостной … Толковый словарь Ушакова

КРЕПОСТНОЙ — 1. КРЕПОСТНОЙ1 [сн], крепостная, крепостное. 1. прил., по знач. связанное с крепостным правом. Крепостная зависимость. Крепостной крестьянин. Крепостное хозяйство. Крепостная фабрика. Крепостной театр. Крепостной труд. 2. в знач. сущ. крепостной … Толковый словарь Ушакова

Театр в Великом княжестве Литовском — ― синтетическое искусство XIV XVIII веков, сочетающее в своих произведениях выразительные средства драматургии, актёрской игры, режиссуры, живописи, музыки. Содержание 1 Истоки театра 2 Батлейка … Википедия

Середина 18 века ознаменовала собой расцвет крепостных театров в России. Повседневная дворянская обыденность, подчинявшаяся незыблемым правилам устоявшегося этикета, не давала простора для всплесков публичных эмоций, чувств и переживаний. Всё это в полной мере мог дать домашний театр, на подмостки которого выходить было не зазорно даже самим дворянам и помещикам любого ранга. Кроме того, в репертуар своего театра запросто можно включить и собственные сочинения, пусть даже и сомнительной художественной ценности. Жизнь в провинциальной дворянской глубинке с развитием этого направления театральной жизни стала несколько ярче и интереснее.

Да и то верно. Когда наскучили охотничьи псовые забавы, когда поднадоели барские баньки с водкой да дворовыми девками, когда обязательные взаимные обеды с хозяином соседнего имения уже стояли поперёк горла, а ежевечерние вышивания крестиком да бисером скучающих незамужних дочерей с мечтательным взглядом в пустоту вызывали тоску и уныние, хотелось чего-то яркого, взрывного и эмоционального!

Именно игра актёров труппы своего театра и могла разнообразить барское уныние и внести в скучное дворянское бытие новые краски и душевный трепет.

Первопроходцем в развитии крепостного театрального дела по праву считается граф Н.П. Шереметев. В 1795 году он основал свой театр, состав труппы которого тщательно отбирался.

По театральному мастерству актёры театра Шереметева могли конкурировать с лучшими театрами того времени как в России, так и за рубежом.

Театральные костюмы шились на заказ лучшими портными столицы, а над декорациями работали лучшие мастера плотницких и текстильных мастерских.

Попасть в этот театр было очень престижно и сложно, ибо вход туда был не по билетам, а по индивидуальным приглашениям, рассылаемым самим графом.

Попасть в этот клуб избранных считалось большой удачей среди бомонда того времени. Достаточно сказать, что частыми гостями театра Шереметева в подмосковном Останкино были императрица Екатерина II, знатные придворные и иноземные дипломаты. Исполнительское мастерство было на высоте, декорации и сценические наряды завораживали своей красотой, музыкальное сопровождение было виртуозным и изысканным…

Сверху на верёвках раскачивался и глупо хихикал голый малолетний сын повара в белом бумажном парике с завитушками и с бумажными же крылышками, изображающий Амура с луком и стрелами…

Актёрами театра торговали, как и обычными крепостными, ибо они были такими же бесправными. Цена хорошего актёра или актрисы доходила до 5 тыс. рублей. Для сравнения: простая девка-горничная стоила около 80 руб., а годный в рекруты хлопец не более 120 руб.

Сама подготовка к театральному представлению была увлекательнейшим занятием. Всем семейством подбирали (а то и сочиняли!) пьеску, самостоятельно и с помощью крепостных готовили наряды и декорации, проводили бесконечные репетиции. Каждый дворянин хотел, что бы его театр был лучше, чем у соседа, а он прослыл заядлым и искушённым театралом.

В театральных постановках крепостных театров принимали участие и сами дворяне, причём целыми семьями, находя это занятие увлекательным и полезным. Ну где ещё дворянская дочь с вечно скромно потупленными согласно этикета глазками и неизбежными глубокими реверансами могла на людях, подобрав юбки и заразительно смеясь, волчком вертеться на сцене в роли какой-нибудь весёлой пастушки, на мгновения приоткрывая восхищённому взору гостей прекрасные лодыжки ног в красивых туфельках!

После войны 1812 года к постановкам в крепостных театрах вовсю привлекались пленные французы, находившие в этом большое удовольствие. Были целые пьесы на французском языке, что придавало постановкам особый шарм и лоск.

А вскоре, в 1861 году, грянула отмена крепостного права, а вместе с этим случился и окончательный закат крепостных театров. Произошла реформа стиля игры актёров. На смену громким страстным монологам с эффектными позами и жестами пришёл реализм русского театрального искусства. Отцом нового направления по праву можно считать известного русского писателя и драматурга А.Н. Островского, творчество которого стало важной вехой в дальнейшем развитии русского национального театра.

Читайте также: