Сообщение на тему воинская культура казачества как православного рыцарства

Обновлено: 30.06.2024

Чин кошевого “пана-отца” соответствовал чину Великого, или Верховного, Магистра западных военно-монашеских Орденов, совмещавшего в одном лице высшую гражданскую, военную и духовную судебную инстанции. Во время богослужений кошевой отаман пользовался в храме особым местом, наподобие Царского (“ бокуном ” или “ стасидией ”). На имя “Его Вельможности Кошевого Отамана ” адресовались не только монаршии , но и церковные грамоты”. Ему присягало не только козачье “ арматное стадо”, но и духовные пастыри этого “стада” – служившее на Сечи священство. Будучи выборным главой монашеско-рыцарского братства, кошевой обладал верховной духовной властью. Любой священнослужитель, начиная с настоятеля сечевого Храма, мог быть по требованию кошевого немедленно удален из Коша и заменен иереем, более подходящим, с точки зрения Магистра “степного рыцарства”. Тростниковая булава-насека кошевого служила явным указанием на “трость”, которую “не преломит” Возлюбленный Отрок ( Ис . 42б3; Мф 12,20) и которая затем, во время Страстей Господних, появляется в деснице Христа ( Мф . 27,29), дабы стать золотым модулем Небесного Града ( Откр . 21, 15) [20] . В период пребывания кошевого отамана в Сечи над его ставкой поднимался белый прапор (стяг). В период его отсутствия этот флаг опускался. Над свежей могилой усопшего “сечевика” также устанавливался стяг белого цвета – между прочим, имевшего первостепенное значение и для всех военно-монашеских Орденов Запада – кроме, разве что, рыцарей Благой Смерти, кавалеров Святого Лазаря и госпитальеров [21] . Такой же прочный симбиоз, как существовавший на Западе между монашескими и рыцарскими Орденами (бенедиктинцы-госпитальеры, цистерцианцы-тамплиеры и т.д.), существовал между запорожцами и старцами Святой горы Афон. Многие козаки заканчивали дни своей земной жизни подвижничеством на этом “православном Олимпе”.

Что касается общего для всех духовно-рыцарских Орденов обета нестяжания , то общепринятым самоназванием запорожских козаков было “ сиромахи ”, “ сирома ”, “ сиромашня ”, т.е. “сироты”, “бобыли”, “бесприютные”, одним словом – сирые (убогие, нищие, бедняки), а в более широком контексте – бедное рыцарство, сознательно расточающее отнятое у врагов Христианства богатство во исполнение обета нестяжания . Подобная, непосредственно связанная с обетом нестяжания , установка и самооценка имела место и в военно-монашеских Орденах Западной Европы. Не случайно Гроссмейстер (Великий Магистр) Ордена госпитальеров-иоаннитов именовался “попечителем нищенствующей братии Христовой [22] ”, а убогих и больных иоанниты именовали “своими господами”.

[4] Еще известный предводитель козачества Остап Дашкович, староста чигиринский и каневский , живший в первой половине XVI в., предлагал сейму Речи Посполитой организовать защиту Днепра от набегов крымских татар-вассалов Османской империи – посредством постоянной стражи из 2 000 козаков и устроить за днепровскими порогами рыцарскую школу (К. Осипов, Богдан Хмельницкий, М., 1948, с. 32).


В резолюции Донбюро РКП(б) от 8 апреля 1919 года было написано весьма откровенное заявление:

Циркулярная директива Оргбюро ЦК РКП(б) предписывала:

«…признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления.

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести беспощадный массовый террор ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

Тем самым было положено начало массовому уничтожению казачества. По оценкам историков, жертвами геноцида среди казачества стало более миллиона человек.

Жертвами геноцида среди казачества стало более миллиона человек

Советской властью было сделано все, чтобы казачество перестало существовать – казаков не только уничтожали физически расстрелами и ссылками, но планомерно искоренялась казачья культура, быт, традиции, а самая главное – православная вера, а ведь не зря казачья поговорка гласит: казак без веры не казак… Поэтому неудивительно, что когда большевистская власть пала и казачество начало возрождаться, возникло немало соблазнов и кривотолков, вносящих сумятицу в умы. Этому способствует и то, что многие наши современники не склонны к чтению серьезной литературы, а куда больше доверяют видеороликам с Youtube и дилетантским публикациям в Интернете.

Подобное единение казаков с исторической Россией мы находим и в Декларации Всевеликого войска Донского, документе времен Гражданской войны:

Для некоторых представителей нового казачества стал неочевиден вопрос веры

Некогда казаки-некрасовцы более 200 лет сохраняли Православие, постоянно проживая на территории мусульманской Османской империи, теперь же мы видим, как некогда бескомпромиссные рыцари Православия легко и просто расстаются с христианской верой, верой отцов и дедов, ради новомодных культов, которые красивы лишь своей оберткой, но в сути своей мертвы.

В данной статье мы рассмотрим исторические свидетельства о христианстве среди казаков, поговорим о казачьих традициях и фольклоре, связанным с Православием, а также разберемся, что представляет собой современное неоязычество и стоит ли становиться его адептом.

Исторические свидетельства

Мы начнем разбирать заявленную тему со знакомства с историческими документами, дошедшими до нас свидетельствами очевидцев, а также выводами профессиональных историков.

Так, к примеру, до наших дней дошло свидетельство венецианца Барбаро, жившего в XV веке, какое-то время проживавшего на Руси и в Крыму:


Куда полнее описывает увиденное у запорожских казаков архидиакон Павел Алеппский:

До наших дней дошли грамоты запорожцев, в которых явно отражается их религиозное мировоззрение:

Есть источники, повествующие о том, как происходило богослужение в сечевых церквях:

Интересные сведения мы можем прочесть в журнале кошевого П. И. Калнишевского:


Особо отметим, что у запорожцев существовала традиция Исповеди и Причастия для преступников, приговоренных к казни. Об этом сообщает иеромонах Полтавского монастыря Леонтий, который был непосредственным участником описываемых им событий. В его записях описывается случай, как казак Григорий Письменный был приговорен к казни, однако ему была предоставлена возможность Исповеди и Причастия, также там приводится речь Григория:

В итоге этот казак был помилован.

Теперь взглянем, какое послание направил Богдан Хмельницкий Царю Алексею Михайловичу:

В походах войско Ермака сопровождал священнослужитель

Про донских казаков мы также имеем исторические источники, ярко свидетельствующие об их вероисповедании – так, в 1630-м году Патриарх Филарет арестовал зимовую станицу у донцов, а в описи вещей атамана при этом были: Евангелие, требник и иная богослужебная литература [13] .

Об интересных событиях, произошедших во время освобождения Москвы от поляков в Смутное время, повествует рассказ непосредственного участника событий – келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, который писал о том, как встретил

Ермак с войском в Сибири

Ермак с войском в Сибири

Также известно, что Сагайдачный, со своими казаками воевавший в это время на стороне поляков, после принес покаяние в этом Иерусалимскому Патриарху Феофану, обещая впредь не воевать против единоверцев.

Весьма красноречиво и послание Кондратия Булавина:

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день имеется достаточное количество исторических первоисточников, явно свидетельствующих о православном вероисповедании казаков.

Стеньки Разина волхвы…

Невозможно найти какие-то упоминания о язычестве казаков, проще их выдумать

Хотя на кого, на кого, но вот на Разина ссылаться как на идеал казака – это сильно погрешить против действительности. Во время своих походов он не раз совершал преступления, которым невозможно найти оправдание. Например, он безжалостно расправлялся с русскими купцами на Волге; напав на нагайцев и освободив русских пленников, он недолго думая продал их калмыкам. Его банда грабила и убивала казаков в Яицком городке, при этом недобрая память о Разине и его вояках сохранилась у уральцев надолго.

Азовское сидение

Азовское сидение

Азовское сидение

Вот храм Божий, защитим его или умрем, – смертию за веру покупают небо

Приведем здесь несколько цитат из этого произведения:

Вот так осмыслили казаки свое положение в осаде, чудесное спасение и победу над турками, что нам и поведал автор.

Казачьи святые

Святитель Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий Ростовский

Из казаков был и один из ученейших людей своего времени – святитель Димитрий Ростовский (в миру Данила Саввич Туптало), именно ему принадлежит один из фундаментальных трудов русской духовной литературы – Четьи-Минеи.

Из казачьих родов вышло немало прославленных Церковью святых

К старинному казачьему роду принадлежал и отмеченный многими духовными дарами святитель Иоасаф Белгородский. Св. Иоасаф вел праведную жизнь, проявлял особую ревность по вере и стяжал дар прозорливости, который не раз подмечали его современники.

Есть свидетельства, что из донских казаков был и священномученик Патриарх Гермоген, благодаря мужественной стойкости и патриотическим призывам которого удалось изгнать иностранных оккупантов из Москвы во времена Смутного времени.

Красный атеистический террор большевиков уничтожил сотни тысяч верующих и духовенства, многие при этом стяжали мученический венец. Конечно, среди тех, кто смело исповедовал свою веру, не страшась смерти от рук безбожников, было немало и тех, кто имел казачьи корни. К примеру, из кубанских казаков был священномученик Андрей Ковалев, из донских казаков – священномученики Григорий Никольский и Николай Попов, из семиреченского казачества – мученик Зосима Фунтиков, из старинных казачьих родов Украины происходили мученик Георгий Новицкий и преподобноисповедник Ираклий (Мотях)…

Буквально несколько лет назад на Украине Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата последний кошевой атаман Запорожской сечи Петр Калнышевский был причислен к лику местночтимых святых Запорожской епархии. На его долю выпала нелегкая судьба, современники характеризовали его как христианского воина-аскета, который всегда шел в бой с молитвой. Из-за придворных интриг он был отправлен в Соловецкий монастырь, где проживал в суровых условиях, но при этом не терял веры, был оправдан властями, но монастырь не покинул, остался в нем послушником до самой смерти.

Таким образом, мы наглядно убедились в том, что из казачьих родов происходили не только умелые воины, немало было и тех, кому предначертано было пройти по пути духовного совершенствования и стяжать святость.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кисленко Виктория ученица 8 класса МОУ «Коммунарская основная общеобразовател.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кисленко Виктория ученица 8 класса МОУ «Коммунарская основная общеобразовател.



Цель: исследование сведений о традиционных видах казачьего оружия, изучение.

Цель: исследование сведений о традиционных видах казачьего оружия, изучение истории возникновения казачьей нагайки и ее современное значение для казаков. Задачи: найти и изучить материалы о видах традиционного казачьего оружия в различных источниках; систематизировать материал и изложить всё письменно в виде брошюры и электронной презентации. Подготовить видеоролик по основам владения казачьей нагайкой.

Методы исследования: сбор и анализ информации, практические занятия. Проектны.



Сегодня в обиходе приняты два основных исторических типа нагаек — кубанский и.

Сегодня в обиходе приняты два основных исторических типа нагаек — кубанский и донской.

Донская нагайка

При наработке техник с нагайкой необходимо учитывать, что существует несколь.

При наработке техник с нагайкой необходимо учитывать, что существует несколько типов нанесения ударов: 1) удар с отдачей, когда в конечной фазе удара плечо не напрягается для оттягивания её назад, а рука как бы подается слегка вперед. Его цель – оплетение или захват конечности- туловища противника с последующим рывком и падением противника на пол; 2) удар “шлепок” – наносится концом сервеня “шлепком”, удар наносится под прямым углом к ударной поверхности и по этой же траектории возвращается обратно; 3) удар с оттяжкой, наиболее эффективный и действенный: удар и быстрое оттягивание руки назад – как бы разрезание ударной поверхности.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 459 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.12.2016 1236
  • PPTX 9.4 мбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кисленко Елена Маликовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кисленко Виктория ученица 8 класса МОУ «Коммунарская основная общеобразовател.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кисленко Виктория ученица 8 класса МОУ «Коммунарская основная общеобразовател.



Цель: исследование сведений о традиционных видах казачьего оружия, изучение.

Цель: исследование сведений о традиционных видах казачьего оружия, изучение истории возникновения казачьей нагайки и ее современное значение для казаков. Задачи: найти и изучить материалы о видах традиционного казачьего оружия в различных источниках; систематизировать материал и изложить всё письменно в виде брошюры и электронной презентации. Подготовить видеоролик по основам владения казачьей нагайкой.

Методы исследования: сбор и анализ информации, практические занятия. Проектны.



Сегодня в обиходе приняты два основных исторических типа нагаек — кубанский и.

Сегодня в обиходе приняты два основных исторических типа нагаек — кубанский и донской.

Донская нагайка

При наработке техник с нагайкой необходимо учитывать, что существует несколь.

При наработке техник с нагайкой необходимо учитывать, что существует несколько типов нанесения ударов: 1) удар с отдачей, когда в конечной фазе удара плечо не напрягается для оттягивания её назад, а рука как бы подается слегка вперед. Его цель – оплетение или захват конечности- туловища противника с последующим рывком и падением противника на пол; 2) удар “шлепок” – наносится концом сервеня “шлепком”, удар наносится под прямым углом к ударной поверхности и по этой же траектории возвращается обратно; 3) удар с оттяжкой, наиболее эффективный и действенный: удар и быстрое оттягивание руки назад – как бы разрезание ударной поверхности.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 459 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.12.2016 1237
  • PPTX 9.4 мбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кисленко Елена Маликовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: