Сообщение по теме коммуникационные сети и их разновидности коммуникационные стратегии

Обновлено: 02.07.2024

Цель курсовой работы – получить представление о роли коммуникационных процессов в организации.
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность и роль коммуникаций в деятельности и управлении предприятием;
- рассмотреть виды коммуникационных сетей, проанализировать их сильные и слабые стороны.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Виды коммуникационных сетей и их характеристика_1.doc

Управленческие действия не ограничиваются только регулированием информационных потоков. Применяются также непосредственные контакты с одним или группой подчинённых для обсуждения производственных вопросов. Те же вопросы могут обсуждаться на общих собраниях коллектива подразделения или еженедельных совещаниях.

6 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело. 1992. С. 181.

Для улучшения процесса поступления информации на верхние уровни управления применяется система сбора предложений. Предусматривается, что подавать идею по совершенствованию любого управленческого решения может каждый работник предприятия. На многих предприятиях устанавливаются ящики для подачи предложений в анонимном порядке. Недостатком такого способа является то, что предложения не всегда рассматриваются, а если рассматриваются, то принятые предложения не стимулируются.

Иногда предприятия устанавливают телефонную связь для подачи предложений или вопросов, а ответы печатаются в специальных бюллетенях. Вопросы имеющие взаимный интерес, могут обсуждаться на встречах группы работников и менеджеров.

ГЛАВА 2. ВИДЫ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Если канал в момент передачи обмена информацией связывает более двух организационных единиц, он образует информационную сеть.

Сети могут быть открытыми и закрытыми.

«Очень важна ориентация отправителя на ситуацию, т.е. учет всех основных компонентов процесса коммуникации. В противном случае информация может либо не дойти до получателя, либо дойти до получателя в

Рассмотрим основные виды коммуникационных сетей.

7 Богомолова Н.Н. Коммуникация малых групп и общение. – М., Знание, 1988.С.56

Сеть в виде колеса имеет определённого лидера, хорошо и устойчиво организована, упорядочена.

В данной сети члены группы соединены между собой, как звенья одной цепи, в которой каждый поддерживает контакт с кем-то одним. Она отражает последовательно сеть горизонтальных связей.

1) есть признанный лидер, который несет ответственность за работу сети. Здесь сильны связи между начальником и подчиненным;

3) позволяет быстро приступить к выполнению заданий, так как информацию и инструкции из центра можно послать одновременно всем участникам группы;

1) формирует более благоприятный морально-психологический климат в группе и обеспечивает более высокую-мотива-цию и активность ее участников;

2) воспитывает лидеров, так как способности каждого человека на виду, и он заинтересован в том, чтобы показать себя с лучшей стороны;

4) благоприятствует творческой работе;

5) имеет больше контрольных точек, так как информация поступает от всех участников сети.

2) возможный выигрыш в гибкости может угрожать стабильности и порядку;

3) возможный выигрыш от неполного просеивания информации и большего числа контрольных точек может достигаться за счет уменьшения контрольных функций каналов.


Рис. 1. Вторичные коммуникационные сети

Здесь три круга коммуникаций: большой, объединяющий всех членов сети, и два малых.

Могут возникнуть информационные перегрузки. Трудности порождает ложная идея о том, что чем больше объем передаваемой информации и чем легче ее непосредственно обработать, тем лучше.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Пиарщик глобус пропил ☺, или Связь коммуникации и географии. Переплетение коммуникационных проектов с брендингом территорий

Пиарщик глобус пропил ?, или Связь коммуникации и географии. Переплетение коммуникационных проектов с брендингом территорий Для чего компании расширяют географию деятельности? Безусловно, это продиктовано бизнес-потребностями, расширением предприятий, новыми

Реинжиниринг сетей создания ценности

Реинжиниринг сетей создания ценности На более абстрактном уровне существуют пять принципов ценообразования, составляющих основу цепочки ценности easyJet.1. Экономьте на постоянных расходах там, где только возможно. К примеру, в компании easyJet нет секретарей. Даже глава

5. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации

5. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации Существует два основных подхода к формулированию корпоративной стратегии – формулирование главной (основополагающей) стратегии и анализ

Экосистемы социальных сетей

Экосистемы социальных сетей Впечатляющий рост пользовательской базы Facebook и ее лояльность привели к возникновению беспрецедентного социального графа, отражающего отношения, взаимодействия и истории 200 миллионов людей. Но что это значит – быть крупнейшим социальным

Поддержка предпринимательских сетей

Поддержка предпринимательских сетей Не все социальные сети созданы равными. Рональд Барт из бизнес-школы при Университете Чикаго интенсивно работает над современной теорией социального капитала. Барт выделяет два типа сетей: сети группировок и сети предпринимателей.

Сообщества социальных сетей

Сообщества социальных сетей Сайты онлайновых социальных сетей предоставляют идеальную среду для общения с существующими потребителями и выстраивания лояльности. Сообщества социальных сетей, такие как группы на MySpace, Hi5, Facebook и страницы Facebook, могут предоставлять

Усталость социальных сетей

Усталость социальных сетей Одно из опасений, имеющихся у людей по отношению к маркетингу в социальных сетях, состоит в том, что люди начинают уставать от Facebook, MySpace и LinkedIn. Только время покажет, продолжат ли люди регистрироваться на этих сайтах и участвовать в их работе,

Рекомендации из внешних сетей

Рекомендации из внешних сетей Как мы уже обсудили в главе 4, сайты социальных сетей позволяют людям общаться далеко за пределами их ближайшего круга. Для рекрутеров возможность находить кандидатов среди друзей их друзей и среди более отдаленных сетей существенно

Развитие розничных сетей в России

Развитие розничных сетей в России Условия для развития розничных сетей на рынке России на настоящем этапе, в связи с вышеизложенным, могут показаться просто идеальными. Кто же сегодня начинает диктовать условия на розничном рынке страны, а не только в крупных городах или

Увеличение влияния розничных сетей

Увеличение влияния розничных сетей Следующая проблема, с которой в настоящее время сталкивается производитель, – необходимость увеличения выплат рознице и дилерской сети. Ритейлеры и дилеры осознали свое исключительное положение на рынке и требуют постоянно

Коммуникационная сеть -- это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис.5). В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи -- это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью.


Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.

При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.

Весьма важной характеристикой любой формы коммуникации является ее подверженность всевозможным помехам. Под помехами понимаются препятствия, барьеры, возникающие при формировании, передаче и приеме информации и нарушающие коммуникацию.

  • - обязательного налаживания постоянной и устойчивой обратной связи;
  • - обеспечения своевременности передачи информации;
  • - тщательного подбора участников коммуникационного процесса;
  • - продуманного выбора времени и обстановки коммуникации.

Объектом нашего анализа в данной теме будут коммуникационные отношения между индивидами, а не сами коммуникации. Мы рассмотрим результаты двух основных типов исследования сетей: лабораторных экспериментов с искусственно построенными сетями и социометрических обследований коммуникационных сетей в организациях. Оказывается, лабораторные исследования менее полезны при изучении коммуникации в организации, чем социометрические.

Сеть -- это структурированная группа, занимающая по своим размерам промежуточное место между индивидом и организацией. Если число индивидов в организации достаточно велико и им трудно вести общение одновременно со всеми остальными, то в скором времени сформируются коммуникационные сети. Существует естественная тенденция к формированию подсистем, в пределах одной из которых индивиды вступают в контакты друг с другом чаще, чем с индивидами других подсистем. Нет необходимости говорить, что в крупной организации, состоящей из тысячи индивидов, существует очень много сетей. Практически систему коммуникаций организации можно рассматривать как совокупность большого числа сетей, частично совпадающих и взаимосвязанных. Тогда система организационных коммуникаций представляет собой сеть, состоящую из меньших сетей.

1. Сеть полной системы, охватывающая устойчивые схемы коммуникации всех индивидов в системе, например в организации. В крупной организации эта сеть может объединять тысячи индивидов.

2. Сеть группы, определяемая как подсистема, элементы которой взаимодействуют друг с другом чаще, чем с другими элементами коммуникационной системы. Большинство групп обычно включают от 5 до 25 человек.

3. Личностная сеть, представляющая собой устойчивую схему коммуникационных потоков данного индивида с любыми другими индивидами. Каждый человек имеет личностную сеть, связывающую его с теми, с кем он постоянно контактирует по определенным вопросам. Личностная сеть частично объясняет поведение индивида.

Следует различать два типа личностных сетей: радиальные и взаимосвязанные. Радиальная личностная сеть -- это сеть, в которой индивид взаимодействует с не контактирующими между собой лицами. Взаимосвязанная личностная сеть -- это сеть, в которой те, кто связаны с индивидом, взаимодействуют также друг с другом. Большинство личностных сетей являются частично радиальными и частично взаимосвязанными (рис. 1).

Рис. 1, на котором с левой стороны изображена взаимосвязанная личностная сеть индивида 1, а с правой - радиальная.

Сформировавшиеся устойчивые коммуникационные связи во взаимосвязанной личностной сети способствуют эффективному обмену информацией между ее членами, но они могут образовать барьеры, препятствующие поступлению новых сведений в эту сеть . Близкие друзья редко сообщают друг другу что-то принципиально новое. Поэтому во взаимосвязанную личностную сеть поступает не много новой информации.


который демонстрирует, что новая идея передается большему числу индивидов и преодолевает большую социальную дистанцию, если проходит через слабые связи в радиальных личностных сетях (справа), а не через сильные во взаимосвязанных сетях (слева).

Исследование коммуникационной сети группы в лабораторных условиях было обычным подходом в 1950--60 годы. Ставились вопросы: как влияет структура группы на эффективность коммуникации, как влияет положение индивида в структуре группы на его поведение и удовлетворенность работой?


Эксперименты позволили выявить следующие особенности данных коммуникационных структур:

1. Сеть коммуникации в виде круга является активной, без лидера, неорганизованной, неустойчивой. Она эффективна при выполнении нерутинных заданий, требующих творческого подхода.

3. Сеть в виде цепи характеризуется высокой точностью передачи информации, но достаточно средней скоростью такой передачи, а также средними показателями удовлетворенности работой.

4. Сеть в виде сильно связанного графа, наоборот, характеризуется средней точностью и высокой скоростью передачи информации.

Эксперименты с малыми группами привели к следующим выводам:

Недостатки экспериментов с малыми группами:

1. Индивидов помещали в условия эксперимента как совершенно незнакомых людей для выполнения далеких от жизни заданий. Условия экспериментов не отражали подлинных жизненных ситуаций в организациях.

Основное значение применения социометрического анализа заключается в том, что такие исследования межличностных контактов в организации привели к постепенному осознанию важной функции коммуникации в организациях, что явилось базой для перехода от обычного анализа, сконцентрированного на изолированных индивидах, к изучению отношений между ними, в том числе и коммуникационных.

Специфика социометрического анализа как метода исследования заключается в том, что анализ сетей требует новой процедуры сбора данных. Так, предполагается сбор данных от всех интересующих исследователя респондентов, в отличие от применявшихся ранее методов случайной выборки, основанных на анализе данных об отдельных индивидах как элементах более представительной генеральной совокупности. Это уменьшило возможность обобщения результатов, которую давали вероятностные методы, но позволило лучше понять взаимосвязи организационной структуры и коммуникации.

Общий подход к анализу сетей содержит следующие этапы:

2. Выявляют группы, в которых индивиды общаются преимущественно друг с другом. Для этого вычерчивают схемы коммуникации, строят социограммы и выделяют индивидов, взаимодействующих наиболее часто.

3. Выявленные группы сравнивают со схемой организационной структуры для определения степени их соответствия. Предполагается, что схема формальной структуры отражает ожидаемые схемы коммуникации, тогда как социометрические данные характеризуют истинное положение вещей.

Основные положения темы:

1. По сравнению с формальной системой коммуникации в организации неформальные сети коммуникации менее упорядочены, а следовательно, и менее предсказуемы.

3. Теория открытых систем привела к перемещению внимания исследователей организационной коммуникации с индивида как единицы анализа на парные или иные типы отношений, в которых коммуникационные связи являются основным объектом изучения, и на системные явления, часто включающие анализ сетей.

5. Лабораторные эксперименты по сетям коммуникации в малых группах дали некоторую информацию о влиянии структуры на потоки в коммуникационных сетях, однако точный характер связи между изучавшимися переменными остался в основном неясным.

6. Большинство членов неформальных групп в коммуникационной сети организации расположены в формальной иерархии сравнительно близко друг к другу, что указывает на частичное совпадение формальной и неформальной систем коммуникации в организации.

Кордонский М. Б., Ланцберг В. И. Технология группы. Мозырь, 1999.

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1980. С. 110-142.

Коммуникационные сети состоят из коммуникационных каналов, конфигурация которых и определяет типологию сети. Коммуникационные каналы различаются своими техническими характеристиками: пропускной способностью (объемом и скоростью коммуникационных действий, осуществляемых в единицу времени), величиной возможных потерь и сбоев. Важной характеристикой коммуникационных каналов является направленность коммуникаций. Кроме этого, коммуникационные каналы внутри организации могут быть формальными и неформальными.

Если коммуникационные каналы соединяют элементы управленческой структуры, принадлежащие к различным ее уровням, то они являются вертикальными, а если к одному, то горизонтальными. Коммуникационные каналы, связывающие элементы, относящиеся не только к разным уровням, по и к разным частям структуры, называются диагональными.

Коммуникационные каналы объединяются в сети, связывающие элементы управленческой структуры в единое целое. Сети объединяют в себе формальные и неформальные коммуникационные каналы, как дублирующие и дополняющие друг друга.

Наиболее простой вид открытой коммуникационной сети - линейная (рис. 15.4). Элементы А и В этой структуры управления находятся в тупиках, а Б выполняет роль не только посредника коммуникаций, но может контролировать их. Такой тип сети иногда называют "Змея".

Рис. 15.4. Линейная сеть

Рис. 15.5. Сеть типа "Звезда"

Не всегда центральное звено А в состоянии вырабатывать самостоятельно все решения и довести их до исполнителей, поэтому появляется посредник Б, который конкретизирует команды и разделяет информацию между исполнителями В, Г и Д. представителем среднего уровня управления и играя вторые роли, на деле он получает огромную власть, так как контролирует информацию и может навязать свою первому лицу. Такая сеть получила название "Шпора".


Рис. 15.6. Сеть типа "Шпора

Для крупных многопрофильных функциональных структур свойственны иные коммуникационные сети (рис. 15.7). Основным типом такой сети является тип "Тент", а его модификации "Палатка" и "Дом" отличаются тем, что наряду с вертикальными допускается наличие и горизонтальных коммуникационных каналов, по которым подчиненные могут напрямую самостоятельно решать многие второстепенные проблемы, что позволяет руководству не отвлекаться на них, а сосредоточиться на главном. Отметим, что коммуникационная сеть типа "Дом" имеет замкнутый характер.

В целом открытые коммуникационные сети присущи бюрократическим организациям с жестким подчинением звеньев и преобладанием формальных связей. Однако


Рис. 15.7. Сети типа: а - "Тент"; б - "Палатка"; в - "Дом"

Основой замкнутых сетей является сеть типа "круг" (рис. 15.8). Такой тип в крупных организациях может быть сложным, включающим дополнительные коммуникационные каналы, связывающие всех со всеми. Отметим, такой тип коммуникационной сети характерен для структур с благоприятным морально-психологическим климатом,


Рис.15.10.

Процесс коммуникации имеет свои тупики, а связники легко превращаются в контролеров. Эти тупики при необходимости можно преодолеть замыканием самой "Змеи" с использованием принципа "Соединительного звена".

Этот подход рассматривает не как таковых индивидов, а коммуникационные отношения, возникающие между ними. Коммуникационная сеть состоит из потоков сигналов или посланий между несколькими индивидами и концентрируется на отработанных образцах таких потоков в организации, а не на том, получилось ли передать смысл или значение послания. Однако она может повлиять и на сокращение или разрыв между посланным и полученным значением.

Модель межличностного коммуникационного процесса

Модель межличностного коммуникационного процесса, представлена на рисунке 1, основана на вовлечении лишь двух индивидов. В организации в большинстве случаев межличностная коммуникация строится между многими индивидами и группами их. Руководитель должен объединить информационными потоками множество различных людей внутри и вне организации (рис. 1).

Рис. 1. Коммуникационная сеть руководителей групп

Созданная руководителем сеть включает в себя вертикальные, горизонтальные и диагональные связи. Вертикальные связи построены по линии руководства – от начальника к подчиненному. Горизонтальные связи реализуются между равными по уровню индивидами или же частями организации (между заместителями; начальниками отделов; подчиненными). Диагональные связи представляют собой связи с другими начальниками или с другими подчиненными. Сеть таких связей определяет реальную структуру организации. Задачей формальной организационной структуры является придание коммуникационным потокам правильную направленность. Размеры подразделения в организации возможности развития коммуникационной сети ограничивают в подобных группах.

Образцы коммуникационных сетей

Существуют устоявшиеся шаблоны коммуникационных сетей для групп различной численности. На рисунке 2 точками описаны члены группы, а линиями - коммуникационные связи.

Так, к примеру, если в сети типа кружок, то есть возможность взаимодействовать только с теми, кто рядом с вами расположен. Для сети типа колесо, человек может взаимодействовать с членом группы, располагающимся в центре.

  • получает больше посланий;
  • часто признается прочими членами группы как лицо, выполняющее функции лидера;
  • выражает больше удовлетворенности по поводу своих задач;
  • оказывает большее социальное влияние на других членов группы; несет обычно большую ответственность за передачу информации;
  • от него больше всех ожидается окончательное решение проблем.


Рис. 2. Образцы групповых коммуникационных сетей

Перегруженность коммуникационных каналов

При децентрализации уменьшается число внутренних коммуникаций, хотя объемы внешних связей могут при этом расти, если каждое из подразделений имеет свой собственный рынок, свои общественные связи и т. п. А с другой стороны, централизация может существенно снизить стоимость информации, устраняя в документообороте дублирование.

Коммуникационная сеть - это соединение определенным обра­зом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помо­щью информационных потоков (рис. 2). В данном случае рассмат­риваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуни­кационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцахэтих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и получен­ным значением.

Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и получен­ным значением.

Рис. 2 Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы

В организации

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, гори­зонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной орга­низационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуни­кационным потокам правильное направление. Размеры подразделе­ний в организации ограничивают возможности развития коммуни­кационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметичес­кой прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникацион­ные сети, деятельность группы может отличаться большей или мень­шей эффективностью.

Рис 3. Образцы коммуникационных сетей в группах

Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для по­нимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.

Читайте также: