Короткое текстовое сообщение посредством сотовой сети связи

Обновлено: 19.05.2024

Строительство "беспроводного мира данных", начатое компьютерной отраслью на основе концепции "вездесущих вычислителей", в последние годы было поддержано и телекоммуникационными компаниями. Их вдохновил небывалый рост популярности услуг

мобильной связи: к настоящему времени число действующих во всем мире беспроводных сетей возросло до 650, а их суммарная абонентская база приблизилась к 250 млн человек.

От простого к сложному

Концепция и архитектура SMS

SMS в сетях GSM

Стандарт GSM предусматривает возможность реализации двух видов услуг SMS - индивидуального обмена информацией и вещания.

Полученный текст отображается на экране, запоминается в идентификационном модуле сотового телефона (Subscriber Identity Module - SIM) либо пересылается на другое устройство, например ПК. Если соединение с мобильной станцией не состоялось, MSC сообщает об этом в центр SMSC и просит повторить передачу, когда связь станет возможной.

Режим вещания предназначен для односторонней передачи сведений общего характера (сводки погоды, условия дорожного движения и т. д.) мобильным пользователям, находящимся в данный момент в пределах всей сотовой сети или определенной ее части. В некотором смысле он аналогичен службе телетекста, используемой в телевидении.

SMS и другие стандарты

Основными факторами, способствующими росту популярности услуг SMS в сетях GSM, являются глобальный характер распространения одноименного стандарта и быстрое увеличение числа абонентов таких сетей во всем мире - к началу текущего года оно приблизилось к 120 млн. Доминирующее положение GSM на европейском континенте (где примерно 80% владельцев сотовых телефонов являются подписчиками сетей GSM) снимает многие проблемы международного роуминга и создает условия для охвата службами SMS практически всего населения региона.

Отмеченные особенности североамериканского рынка мобильной связи оказывают влияние и на развитие услуг SMS. Значительное численное превосходство абонентов аналоговых систем вынуждены учитывать операторы, развертывающие цифровые сотовые сети на основе технологий кодового и временного разделения каналов.

Формируя рынок "мобильных" данных

Жесткая конкуренция на рынке и увеличение спроса на услуги SMS со стороны различных категорий пользователей стимулирует операторов на поиск новых, в том числе нетрадиционных для них, приложений. К их числу относятся предоставление специализированных услуг (например, по организации служб оповещения или даже небольших конференций) выделенным группам корпоративных пользователей и информационное обслуживание абонентов. Это, в свою очередь, привлекает на рынок мобильных данных новых участников.

Соглашения, заключаемые между операторами сотовой связи и контент-провайдерами, помогают устранить ограничения на доступ к услугам SMS, связанные с необходимостью организации мультисистемного роуминга (контент-провайдер способен обслуживать несколько систем, поддерживающих различные стандарты беспроводной связи). Такого рода альянсы выгодны не только для операторов, но и для поставщиков информационных услуг: последние получают возможность расширить круг своих клиентов.

Дальнейшее развитие технологии SMS связано с переходом к интерактивным информационным услугам и предоставлению мобильным пользователям доступа в Internet. Разработанная компанией Nokia концепция Smart Messaging позволяет выполнять этот новый класс приложений с помощью обычных GSM-телефонов (с функциями SMS), которые даже не требуется перепрограммировать.

При обмене данными между сотовым телефоном и сервером используется версия языка TTML (Tagged Text Mark-up Language), оптимизированная для узкополосных соединений SMS. Одним из ключевых компонентов Smart Messaging является технология фильтрации Artus Messaging Platform, позволяющая отсеивать при обращении к Web-страницам лишние детали (логотипы компаний, графические элементы). Остаются только интересующие абонента сведения. Примерно на тот же круг новых приложений ориентировано и совместное решение компаний SmartServ Online и Lava2140, основанное на использовании службы SMS.

Поводом для демонстрации возможностей технологии SMS стал любопытный проект создания виртуального города (eCity), совместно осуществляемый в Чехии банком Expandia Banka, телефонной компанией SPT Telecom и оператором сотовой связи RadioMobil. Этот экперимент - одновременно "серьезная" компьютерная игра, попытка организовать "учебное" Internet-сообщество для освоения его членами "жизни в киберпространстве" и возможность опробовать новые маркетинговые приемы.

Как считают многие эксперты, важная роль службы SMS в развитии рынка мобильных данных определяется не столько новизной технических решений, сколько широким диапазоном поддерживаемых ею приложений, экономичностью и удобством использования этой службы. С точки зрения сетевых операторов к достоинствам данной технологии относятся, прежде всего, возможность расширения спектра услуг, предлагаемых корпоративным и индивидуальным подписчикам, отсутствие необходимости в значительных капиталовложениях и, как следствие, малый срок окупаемости (по некоторым данным, не более полугода). Мобильные пользователи, в свою очередь, могут применять для разных видов связи только одно устройство, объединяющее в себе функции сотового телефона, пейджера и отчасти карманного компьютера.

Хакеры "пробуют" услуги SMS

Как известно, об актуальности и зрелости новой технологии, особенно адресуемой широкому кругу потребителей, можно судить по ее востребованности рынком. Но не только. Косвенным, пусть и не очень приятным, признаком является повышенный интерес к ней со стороны хакеров.

Первоначальная концепция

Ранние разработки

Первое предложение, давшее начало разработке SMS, было сделано благодаря наработкам специалистов из Германии и Франции на встрече группы GSM в Осло в феврале 1985-го года. Затем на базе исследований немецких учёных эта спецификация прорабатывалось GSM-подгруппой WP1 Services. К июню 1985-го года главная GSM-группа утвердила спецификацию SMS.

Спецификация SMS дорабатывалась ещё в течение нескольких лет, но в целом оставалась без каких-либо серьёзных изменений.

Внедрение технологии

Содержание

О технологии

Технология SMS поддерживается основными сотовыми сетями (GSM, NMT, D-AMPS, CDMA, UMTS).

Также SMS на телефоны можно отправлять из Интернета и из других сетей (пейджинговых, Фидонет, x.25 и др.) используя специальные программы, универсальные SMS-формы, а также непосредственно SMS-шлюзы мобильных операторов.

История

По отчёту Cellular Telecommunications Industry Association (CTIA), около 40 % пользователей мобильных телефонов пользуются SMS.

В России

Некоторые абоненты сотовых сетей предпочитают писать SMS на родном языке, используя латинские буквы (см.: транслит). Первоначально это было обусловлено отсутствием поддержки кириллицы и других национальных алфавитов телефонными аппаратами; а с широким распространением русифицированных телефонов — привычкой, а также тем, что на латинице можно писать более длинные SMS (160 вместо 70 символов на кириллице) за те же деньги. Например: Ura! Ya napisal pro SMS v Wikipediju. При этом фактическая экономия меньше, чем 160/70, так как те буквы кириллицы, у которых отсутствуют аналоги в латинице, приходится заменять буквосочетаниями не менее чем из двух букв.

Структура SMS

Тарификация

В России

В России, как правило, оплачивается отправка SMS (на начало 2010 года у московских операторов стоимость в большинстве тарифов составляет 0,5—2,0 рубля [4] [5] [6] ), входящие SMS бесплатны. Стоимость отправки и получения SMS в роуминге зависит от роумингового соглашения и может меняться в зависимости от сети пребывания абонента. В последние годы почти все российские операторы мобильной связи ввели разную стоимость отправки SMS: внутри домашнего региона и на все внутрисетевые страны, за пределы домашнего региона внутри страны, за рубеж [4] [5] [6] .

SMS и мобильные телефоны

Большинство современных мобильных телефонов всех стандартов позволяют использовать SMS в полном объёме.

Для того чтобы телефон мог отправлять SMS, необходимо указать номер SMS-центра (SMSC) оператора мобильной связи. В подавляющем большинстве случаев этот номер уже записан на SIM-карте и настраивать его вручную не нужно.

Для набора SMS на мобильном телефоне, как правило, используется цифровая клавиатура телефона. Набор осуществляется либо путём последовательных нажатий для выбора нужной буквы, либо при помощи какой-либо системы предикативного набора, типа T9 или iTAP. Некоторые модели телефонов имеют алфавитно-цифровую клавиатуру, что существенно облегчает набор. В смартфонах и коммуникаторах также может использоваться экранная клавиатура.

SMS и служебные приложения SIM-карт

SMS и городские телефоны

Некоторые операторы связи предоставляют абонентам услугу sms для обычных городских телефонов. Данная услуга позволяет c телефона отправлять/принимать SMS на фиксированные телефоны и мобильные телефоны.

Для отправки / приема SMS необходим телефон, поддерживающий функцию SMS.

В Московском регионе услугу SMS для городских телефонов предоставляет МГТС [7] .

Применение

SMS-рассылки

Смишинг

Мобильный маркетинг

В настоящий момент особую популярность получает мобильный маркетинг, представленный на рынке компаниями, осуществляющими рассылки SMS по предварительному согласию с получателями. Например, фирма хочет проинформировать своих клиентов о новинках, акциях или скидках, которые она предоставляет. Идеальным каналом для такого взаимодействия становится SMS.

Также отдельным направлением мобильного маркетинга является работа с короткими номерами. Цель использования коротких номеров — прибыль от входящих SMS, при этом большую часть стоимости забирает себе оператор сотовой связи, предоставляющий этот номер, а около 45 % получает организатор акции.

Компании-посредники для удобства корпоративных клиентов разрабатывают специальные порталы, через которые удобно организовывать SMS-информирование и работу с короткими/федеральными номерами.

Данные порталы позволяют:

В России

Premium-SMS

Premium-SMS сейчас являются наиболее распространённым типом оплаты в различных сервисах мобильной коммерции, например, при продаже мобильного контента. Иногда Premium-SMS используются и для сервисов, не имеющих прямого отношения к мобильной связи, например, для оплаты в Интернет-ресурсах, для различных голосований и т. д.

Из-за простоты перевода денег путём платных SMS данный путь часто используется различными мошенниками, конечно, наряду с законными продажами мелодий, картинок и пр.

Бесплатная отправка SMS через Интернет

Q: Как настроить мой GSM телефон на приём/передачу SMS?
Для начала необходимо выяснить, поддерживает ли ваш терминал (трубка) отправку и/или приём SMS. В старых моделях такая возможность (в основном, возможность отправки) зачастую отсутствовала. Посмотрите документацию. Для справки - все последние модели ведущих фирм-производителей (Nokia, Motorola, Ericsson, Alcatel etc.) полностью поддерживают SMS.

+/код страны/ /код сети(города)/ /номер абонента/. Для внутренних (в т.ч. "федеральных") номеров может быть упрощённый формат. Ранее это было реализовано в Bee line через SMSC 73100, теперь - только в полном формате.

Как ни странно (и неудобно), но для прямых номеров Bee line "городом" при отправке СМС является не Москва (095), а "деревня биплюсово" ;) - 901. Отправка через 095 работает нестабильно. Если внутри сети - то проходит практически всегда, из внешних сетей - не всегда, скорее даже не проходят. Ситуация странная: тут есть явное несоответствие стандарту GSM. Ведь если есть прямой (095) номер, то и SMS должны отправляться, как на прямой. Ну да у Bee line другая точка зрения, поэтому на их аппараты шлём так:

Также справедлив формат 8 *** ****** - при отправке из российских сетей.

Q: Необходим ли для этого активизированный сервис определения номера?
Нет.

Q: Какую ещё информацию несёт SM?
Номер отправителя, дату и время отправления, SMSC отправителя.

Q: Возможна ли отправка SMS абоненту другого оператора?
Да, если у Вашего оператора с ним роуминг и разрешено SMS.

В новых моделях телефонов фирмы Nokia появилась возможность посылки по SMS мелодий звонка, мини-открыток (или картинок, если угодно), "визитных карточек" (т.е. информация из телефонной книжки) и логотипов оператора. Другие производители также встраивают в производимые аппараты схожие возможности (Siemens, Philips и т.д.), однако в большинстве случаев передаётся не графика, а лишь ссылка на неё в аппарате. В результате - отсутствие возможности добавить новые картинки (т.к. они должны быть "жёстко" прошиты в каждом аппарате), и извечная несовместимость с другими моделями.

Так что ниже будем рассматривать данную возможность только у телефонов фирмы Nokia.

    - большой выбор мелодий. Только для абонентов Bee line.


Q: Как отправлять / принимать operator logo (логотип оператора)?
Отправка производится только через телефон, подключённый к ПК и посредством специального ПО, или же посредством Nokia 9*10 communicator.
Получение - если вам вышлют лого, то аппарат сам опишет варианты действий (не так много - "просмотреть, установить, отменить").

Ещё раз обращу ваше внимание на то, что для получения SMS всех форматов требуется только поддержка их телефоном.

Q: Как же быть, если SMSC - 7 bit, а мелодии/открытки слать хочется?
Необходимо прописать в телефон другой (если телефон поддерживает несколько SMSC - то вторым) SMS-центр, не менее 8 bit, на который не закрыт выход с вашего провайдера.

Поиск подобных центров схож с поиском "живого" прокси-сервера, и конкретных телефонов я не укажу. Система поиска такова - смотрите список провайдеров, с которыми у вашего оператора роуминг, а на их сайтах - телефон SMSC. Удачи. Задача вполне разрешимая.

Q: Есть ли программы, которые отсылают SMS напрямую, не через интернет?
Да, таких программ много. Для их использования в настройках программы прописываете свой SMS-центр. SMSC должен поддерживать эту функцию (MTS может, Bee line - нет).

Q: Возможна ли отправка SMS через оператора (голосом), как в системе пэйджинга?
Да, если данную услугу поддерживает оператор (московские операторы пока её не оказывают).
Также возможна организация данного сервиса сторонней фирмой (в Москве есть несколько таких фирм, например FlexTel).

Читайте также: