Секреты живописи караваджо сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Караваджизм (caravagisme) — стиль в живописи конца XVI начала XVII веков, сочетающий силу реализма и драматизм барокко. Он легко узнаваем благодаря выразительным цветовым контрастам, мастерскому тенебризму и смелому использованию красно-чёрных доминант.

Караваджизм получил сравнительно небольшое распространение, но оказал огромное влияние на историю живописи. Он развивался в конце XVI — начале XVII веков в Италии, затронул Испанию и Нидерланды. Казалось бы, не так много художников были караваджистами — с полдюжины значительных имён. Но именно Караваджо, основатель этого направления, стал предтечей реализма.

Стилистическое влияние его таланта остро чувствуется и во многих барочных полотнах. А ещё без караваджизма совсем другими были бы работы Рембрандта, Рубенса и Веласкеса — они испытали на себе мощное влияние этого стиля.

Страстный и трагичный

Караваджизм — дитя эпохи Барокко. Во второй половине XVI столетия стал очевиден кризис идеалов Возрождения. Живописцы начали искать другие художественные пути, отражающие особенности атмосферы эпохи Контрреформации и религиозных усобиц. Мир перестал казаться гармоничным. В искусство вторгается повышенная, страстная эмоциональность — вплоть до трагичности, болезненности и аффектации.

Это ощущение напряжения и тревоги, чувство одиночества человека перед враждебным миром остро проявилось в картинах караваджистов. В их работах часто используются тёмная палитра, чёрные фоны, кроваво-красные акценты.

Тенебризм

Большое значение приобрёл тенебризм (техника моделирования объёмов с помощью света). Караваджо начал применять технику кьяроскуро, придавая фигурам объёмность за счёт градации тёмного и светлого. Поэтому на полотнах художников-караваджистов свет и тьма постоянно борются друг с другом.

В этом и заключается уникальность стиля, благодаря которому картины живописцев-караваджистов резко выделяются на фоне работ современников. Для караваджизма характерна реалистичность, пропитанная настроениями барокко.

Главные имена караваджизма

Основателем стиля был Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Жизнь его была непростой, характер — сложным. Он неоднократно попадал в тюрьму, был драчуном и грубияном. Поэтому биография Караваджо стала основой одноименного фильма, выпущенного на экраны в 1986 году

Другие крупные представители караваджизма:

Как видим, караваджизм стал интернациональным явлением. В этом стиле некоторое время работали такие известные мастера XVII века, как Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens), Диего Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez) и Рембрандт (Rembrandt Harmenszoon van Rijn).

Отголоски караваджизма чувствовались во многих работах художников барокко, а впоследствии — и представителей академизма.

Картины старых мастеров с каждым годом становятся всё ценнее. Многие такие полотна представлены на VeryImportantLot. Стоимость картин старых мастеров на аукционах начинается от пары тысяч евро, но, разумеется, чем значительнее имя художника — тем больше нулей в цене и тем сильнее конкуренция.

СОДЕРЖАНИЕ

Жизнь и творчество Караваджо

Маленький больной Вакх Юноша с корзиной фруктов Отдых на пути в Египет Гадалка

Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие).

Зрелые произведения художника Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж).

Призвание апостола Матфея Мученичество апостола Матфея Положение во гроб Смерть Марии

Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).

Погребение Святой Лючии

Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции.

Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции.

Влияние Караваджо на мир искусства

Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.

Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии.

Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие) .

Интересные факты из жизни

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.

Still-Life With Flowers And Fruit

Уайтфилд, лондонский специалист по истории искусств и арт-дилер картин старых мастеров, нашел ответ на вопрос о тайне успеха Караваджо. Он говорит о художнике, как о мастере, который пошел по революционному пути изображения действительности. Караваджо внес новшества, но скорее, в технику, чем в стиль письма, в частности, используя замысловатую камеру-обскура, а также кривые или параболические зеркала.


Камера обскура - это оптический прибор, позволяющий получать отче-ливое изображение предмета, который хотят скопировать. Речь идет о своеобразном ящике, в который свет проникает сквозь маленькое отверстие и который закрывается с другой стороны тонкой белой бумагой или матовым стеклом. Матовое стекло можно также поместить горизонтально над ящиком. В этом случае необходимо, чтобы изображение отражалось отнаклонного зеркала, находящегося внутри ящика. Вместо простого отверстия можно использовать линзу; изображение будет тем ярче, чем крупнее линза. Расстояние между линзой и внутренней стенкой должно примерно равняться фокусному расстоянию линзы. Существовали также ящики из двух раздвигающихся частей, что позволяло получить четкое изображение независимо от расстояния до предмета.Этот прообраз фотоаппарата принадлежит, в каком-то смысле, больше истории физики, нежели живописи.Однако общеизвестно, что в эпоху Возрождения художественные и научные дисциплины не были столь дифференцированы, как сегодня. Считается, что эффекты, получаемые с помощью камеры обскуры, были открыты в 1570 неаполитанским физиком Порта, однако известно, что о них знал уже Леонардо да Винчи, и, вероятно, не он первый наблюдал это явление.Он описал их во всех подробностях в своем , когда сравнивал восприятие предмета глазом с тем, что происходит в темной комнате, куда образы освещенные объектом проникают сквозь маленькое отверстие. Леонардо наблюдал, что в этом случае предметы сохраняют свои формы и цвета, но уменьшаются в размере и отображаются в перевернутом виде. Камера обскура, физический прибор, заинтересовала художников, поглощенных поисками способов отображения видимого мира. Так, во второй половине XVI в. Барбаро, в частности, говорил, что ее можно использовать для построения перспективы. С начала XVIII в. многие художники использовали камеру обскуру для исполнения этюдов с натуры.


Камера-обскура, общий вид

Используя новые возможности производства стекла и оптики, восхищаясь светом, как и мы сегодня, Караваджо нашел способ изготовления реалистичных копий тех картин, которые камера-обскура проектировала на стену. Результаты оказались сенсационными. Так он превратился из ремесленника, делающего заказы для сувенирного магазина, в известного по всей Европе художника.

Martha And Mary Magdalene

The Fortune Teller

Высокомерие Караваджо в контексте его открытия послужило причиной отрицательной реакции художественных учреждений. Тогда профессия художника строилась на многолетнем профессиональном обучении в студиях, которое недалеко ушло от средневековых гильдий, где художники изображали истории из писания, опираясь на картины, возникшие в уме. Ученики следовали традиции мастеров, но пример Караваджо показал им, что они могут начать собственное дело сразу же, изображая все, что видят вокруг. Сама идея, что необученный подмастерье, который даже рисовать-то не умеет, может отказаться от процесса обучения и все равно писать прекрасные картины, вызывала протест.

The lute player, ca 1595

“Работы Караваджо не были приняты в контексте современных ему научных открытий, возможно, потому что его зритель был из мира искусства, - утверждает Уайтфилд. - Современная наука во многом помогла понять метод, разработанный Караваджо, и служащий ключевым фактором в определении оригинальных работ”.

Уайтфилд говорит, что существует не так много информации, которая позволила бы судить о сексуальных интересах Караваджо, однако тот факт, что с ним связывали многих женщин делает маловероятной его гомосексуальность. Историк считает, что мы должны взглянуть на Караваджо неупрежденным взглядом, как на человека, который использовал уникальные научные находки для того, чтобы навсегда изменить историю искусства. Это — невероятный шаг для человека, который умер в возрасте всего 38 лет в 1610 году.

Если назвать имя Караваджо, то знатоки живописи немедленно восторженно примутся перечислять его достижения. Его назовут реформатором европейской живописи XVII века, основоположником реализма в живописи и первым, кто начал использовать резкое противопоставление света и тени. А еще начнут перечислять великих художников, которые вслед за ним принялись подчеркивать контрастное освещение фигур на картине, и, конечно, драматизировать то, что там происходит. И обязательно скажут, что за исключением Микеланджело никто из итальянских художников не оказывал такого влияния на живопись.

Пожалуй, так и есть.

Караваджо родился то ли 28, то ли 29 сентября 1571 года, так что в этом сентябре ему исполнится 450 лет — есть время подготовиться к юбилею.

Правда, при рождении будущего художника звали иначе — Микеланджело (да-да, представьте себе!) Меризи.

Откуда же взялось имя Караваджо?

Все просто: его детство (с пяти лет) прошло в небольшом городке Караваджо, вот по названию этого города художник и взял себе прозвище, то есть Микеланджело Меризи из Караваджо, а потом просто Караваджо.

В 13 лет Меризи поступил учеником в мастерскую художника Симоне Петерцано. Принято говорить, что там были сильны традиции реализма. Его ранние работы не сохранились, зато известно, что с самой юности он отличался отвратительным характером.

Скандалы, драки, тюремное заключения, чье-нибудь заступничество, опять скандалы, драки и тюрьмы.

В 20 лет Караваджо пришлось бежать. Очередная драка за карточным столом закончилась убийством.

В Риме все началось сначала. И при этом Караваджо всегда кто-нибудь покровительствовал — принцы, кардиналы, художники. Он поступает в мастерскую Джузеппе Чезари, и ему доверяют писать на фресках цветы и листья.

Кстати, о цветах, листьях, а также плодах. Именно Караваджо впервые в итальянской живописи создал натюрморт. Это случилось в 1596 году. Удивительное дело, но почему-то об этом упоминают редко. Видимо, считают натюрморт как самостоятельный жанр недостаточным для славы.

Караваджо очень много работал и, что опять же удивительно, после него не осталось набросков и эскизов. И не потому что они не дошли до наших дней — если бы они были, то по статистике хоть что-нибудь, да сохранилось бы. Но нет — судя по всему, Караваджо сразу работал на холсте.

В 22 года художник чуть было не умер от малярии, а выздоровев, изобразил самого себя на картине "Больной Вакх" (денег на натурщиков у него не было).

Таким образом, облик Караваджо известно очень даже хорошо — постарался и он сам, и другие художники. На картине Вакха ему 22 года. А вот на картине "Давид с головой Голиафа" (он изобразил себя в виде отрубленной головы) — 36 лет. А еще есть автопортреты в виде второстепенных персонажей на других картинах.

Караваджо вел странную жизнь. Его описывали как человека грубого, несдержанного, частенько грязного, ходящего бог знает в каком рубище — вообще, безразличного к тому, где жить и что есть, лишь бы писать.

Он писал возвышенные картины, приносящие ему славу — правда, моделью для Мадонн оказывалась куртизанка (ну, не он первый, не он последний).

И хотя такая интерпретация евангельских тем не всем нравилась, слава Караваджо росла, и в дальнейшем его картины не раз копировались и на них писали новые версии.

Кстати, всем известна картина Караваджо "Лютнист" (хотя долгое время историки полагали, что на картине изображена девушка). Перед лютнистом лежат ноты, на которых видно, что именно играет музыкант. Это мадригал Якоба Аркадельта "Вы знаете, что я люблю вас". Мадригал можно послушать — он хорошо известен:

Но вернемся к Караваджо.

Он знакомился с выдающимися людьми века: Галилеем, Яном Брейгелем Старшим (Бархатным), Кампанеллой, Джордано Бруно — с последним в тюрьме. Ну, да, с характером Караваджо тюрьма уже давно стала для него домом родным. Драки, угрозы, избиения были в жизни художника обычным делом. Но за него всегда кто-то заступался, кто-то прятал на своих виллах в разгар грозы — ведь гений, что тут поделаешь.

В мае 1606 года очередная склока во время игры в мяч (а это предшественник тенниса ) привела к ожесточенной драке, а драка закончилась убийством. И вот тут у папы римского Павла V лопнуло терпение, и он объявил Караваджо вне закона.

Караваджо пришлось бежать.

Сначала его прятали в своем имении члены семейства Колонна. Естественно, писать картины он не прекращал.

Потом художник бежал в Неаполь, а затем отправился на Мальту и стал кавалером Мальтийского ордена, пусть и без права ношения орденского креста, так как был простолюдином.

Спросите, что это — неужто раскаяние?!

Все возможно. Но важно и то, что принадлежность к ордену обеспечивала Караваджо защиту от преследования за убийство.

Казалось бы — вот она безопасность, живи и радуйся, пиши картины и не греши.

Вступление в орден ничуть не смягчило нрава Караваджо. В июле 1608 года он становится братом, а вскоре учиняет очередное непотребство. Орден готов был дать убежище гениальному художнику, но не собирался потворствовать в безобразиях одному из своих братьев. И. Здравствуй, каменный мешок!

Как Караваджо ухитрился бежать из каменного мешка, неизвестно, но у него получилось. В октябре он бежал на Сицилию — в Сиракузы.

И вновь получил убежище. На этот раз его приютил бывший ученик и модель художник Марио Миннити, тот самый, что изображен на картине "Лютнист", тот самый, с которым несколько лет назад Караваджо разругался вдрызг. Хорошо хоть не убил.

Потом были Мессина, Палермо, Неаполь, новые картины.

А в Неаполе на Караваджо было совершено покушение. И не стоит удивляться! Понятие "вне закона" подразумевало, что Караваджо имел право убить любой человек, а бегство из тюрьмы Мальтийского ордена означало, что орден больше не будет его защищать. К тому же за свою жизнь постоянными драками, угрозами, насмешками и издевками Караваджо нажил множество врагов. И то, что покушение не случилось раньше, было большим везением художника, а, возможно, причина была в ином — желающих было так много, что они мешали друг другу и отталкивали от ненавистного человека.

Впрочем, заступников у Караваджо тоже было много, в том числе и среди кардиналов. И они усиленно пытались добиться от Павла V помилования Караваджо.

А тот в надежде на благоприятный исход, постарался перебраться поближе к Риму. Сначала в дорогу он отправился морем, потом пешком и в результате умер в дороге. Он не дожил даже до 39 лет. Папский указ о помиловании художника и известие о его смерти пришли в Рим чуть ли не одновременно.

Принято говорить, что Караваджо был верен реализму. И каждый раз читая это, я удивляюсь — люди пишут это всерьез?! Где они обнаружили реализм? Ну да — тела моделей, предметы на картинах, но вот все остальное. Где происходит действие? Неужто кто-то думает, что на картине "Гадалка" изображена уличная сценка?

Да нет, это собрались люди и решили поиграть в гадалку и кавалера.

Должно быть, и Караваджо решил, что его гадалка слишком чистенькая, так что в картине "Мадонна паломников" у паломников грязные пятки. Но грязных пяток недостаточно для реализма. Все-таки — где происходит эта сцена? Где источник света на картинах Караваджо?

Строго говоря, источник света — окно и, видимо, открытая дверь — есть на картине "Призвание апостола Матфея", вот только расположены они не там, где обычно находятся, а там, где художнику удобнее разместить источник света для наибольшего эффекта.

А жесты? Это театрально воздетые руки. Расчетливо расположенные фигуры, словно с учетом зрителей.

Ну, конечно — это практически театр, что временами подчеркивается еще и алыми драпировками. Это не реализм, а театральное действо с демонстративностью переживаний. Это эпоха барокко как она есть — когда чувство, которое не демонстрируется всему миру, считается несуществующим.

По пути Караваджо пошли многие художники — искусствоведы насчитывают сотни имен. Игра света и тени завораживали творцов и зрителей. А в реализме многие ушли гораздо дальше Караваджо, отказавшись от его театральной условности. И все же во многом он был первым. И этого уже не отнять.

Читайте также: