Сообщение на тему творческая личность

Обновлено: 28.06.2024


Введение
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Иными словами, творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Существует мнение, что к творчеству способны все люди, однако не все не все могут принести своей творческой работой пользу окружающим. На это, как правило, способен только специфический тип личности – творческая. Творческая личность имеет ряд характерных особенностей, которые руководителю необходимо учитывать в процессе организации работы таких личностей, их адаптации в коллективе. В данном реферате мы рассмотрим эти особенности.

Согласно второй точке зрения, не всякого человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

С другой стороны, Г.С.Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), придерживался другого мнения и даже создал теорию развития творческой личности (ТРТЛ), о которой будет сказано позже.


2 Необходимые качества для развития творческой личности
Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что интеллект должен быть выше среднего. Огромное значение имеет развитая память, причем приспособленная к той или иной сфере творческой деятельности: музыкальная память, зрительная, цифровая, двигательная и т.п. Имеют значение и физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные. Так, певческому таланту Шаляпина в немалой степени способствовали его удивительные голосовые связки – мощные и пластичные. В то же время не зафиксирована устойчивая корреляция между уровнем креативной способности и особенностями характера и темперамента реального Я.Творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом.

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности.

Творческая компетентность – это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей. В чем же заключается сама креативная способность? Практика творческих достижений и тестирования подводит к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет способность творческой фантазии, понимаемой как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии.

Определяющим для творческой фантазии является направление сознания (и бессознательного), заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания (и бессознательного). Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой (мысленной) действительности и нового Я.
3 Гений или безумец?
Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Ответить на эти вопросы – значит подойти к пониманию сущности творческой личности.

Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более определенную тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей.

Нейротизм, повышенная чувствительность – норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность (отсутствие равнодушия) в любом виде деятельности. Но нейротизм, двойственность творческой личности находится близко к той грани, за которой начинается психопатология. Следует признать факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами. Но, во-первых, это не является нормой и тем более, во-вторых, не дает оснований для выводов, которые делают последователи Ломброзо о родстве гениальности и безумия.

Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев-ашкенази, живущих в Италии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но больше и талантливых людей (сам Ломброзо был итальянским евреем). Вывод, к которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.

Список гениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском, Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо, Шатобриан. Психопатами (по Кречмеру) были Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и другие.

Гораздо более продуктивен не поверхностный, а систематический естественнонаучный подход к изучению психических особенностей творческой личности.

Главное отличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа (здесь их позиции сходятся) видят в специфической мотивации. Остановимся лишь вкратце на позициях ряда авторов, поскольку эти позиции отраженны в многочисленных источниках.

Отличие заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения. З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли считал творчество процессом восхождения личности к “идеальному Я”, способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Однако большинство авторов все же убежденны в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто приплюсовывают такие особенности, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на личностные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством творческой личности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила и прочитала:

Педагог дополнительного образования

Плотникова Наталья Викторовна

Иркутская область г. Свирск

О важности творчества в нашей жизни

Немного истории, почему нам так сложно быть творческими людьми, творить и наслаждаться процессом.

Так сложилось, что раньше в нашем обществе не очень-то было принято быть творческим человеком , вернее, не столько быть, сколько работать в творческой сфере. Люди, которые выросли в СССР, знают это особенно хорошо. Тогда был один вариант развития событий, ты учишься в школе, институте, а потом идешь работать на завод или еще куда-то по специальности.

Поэтому часто бывало, что одаренные дети, не получив должной поддержки, в итоге вырастали и становились бездарными слесарями и плотниками. Может, они бы и хотели стать носителями прекрасного, но поскольку всегда была опасность слыть тунеядцем , они предпочитали более безопасный вариант. Конечно, в то время были союзы писателей, художников, но все это было прерогатива интеллигенции, и думать о попадании туда дерзали единицы.

Философия жизни была простой — лучше материальная синица в руках, чем творческий журавль в небе. Поэтому любое творчество рассматривалось не более чем хобби, и тратить время на него можно было только после смены на заводе, если конечно, оставались силы.

Даже сейчас, когда так много свободы, многие родители выбирают карьеру и профессию за детей. Сколько таких историй, когда у ребенка тяга к творческой профессии, а родители настаивали на стабильной и серьезной. И эти дети, вместо того, чтобы превратиться в известных и признанных творческих гениев, становятся посредственными экономистами, менеджерами, юристами и т.д.

одаренного человека. Ведь дело в том, что творчество — это, на самом деле, естественная потребность человека . И если эту потребность не проявлять, а подавлять, то те возможности и ресурсы, которые можно было открыть в себе благодаря ей, так и остаются непознанными — это раз.

Во-вторых, подавление творческой энергии в итоге может привести к общему моральному упадку, апатии и депрессии. Именно поэтому так важно всегда иметь возможность для творческого самовыражения.

Поэтому даже если человек выбрал для себя карьеру экономиста, хотя всегда мечтал быть художником, ему следует идти за зовом души и находить время для творчества . Тогда он будет чувствовать себя лучше оттого, что делает любимое дело.

Чем больше мы будем позволять себе творить, тем больше будем достигать в других сферах. Потому что все в нашем мире связано.

Творчество или искусство сопровождает человека на протяжении всей его жизни, а человечество на протяжении всего его существования. От наскальных рисунков до 3D графики, от звуков барабана из шкуры животных до электронной музыки, от рассказов у костра до фильмов и компьютерных игр – все это эволюция проявлений творческого начала человека.

Творчество не отделимо от нашей повседневной жизни, мы постоянно находимся в процессе творчества. Будь это сочинение стихов, рисование картин, игра на музыкальном инструменте или просто перестановка мебели, написание реферата, приготовление обеда, выбор прически и платья, строительство дома – все это в той или иной степени будет иметь творческую составляющую.

У каждого человека есть свое мнение по отношению как к отдельным видам и результатам творчества, так и к творчеству в целом. Кто то любит комедии, а кто то любит драмы, кому то нравится поэзия, а кому то физика и математика – сколько людей столько и мнений.

Доказано, что если к логике левого полушария добавить креативность (творческость) правого, то интеллектуальные возможности человека возрастают в 5 – 6 раз.

Возможно ли этого добиться, если за вашей спиной уже не один год жизни? Оказывается – да!

Творческие способности не являются уделом единиц. Они даны всем. Только в некоторых людях они задавлены в процессе жизни ошибками воспитания, навязанными штампами и мыслительными стереотипами.

Есть только один случай, когда творческие способности человека нельзя развить, это случается тогда, когда сам человек против, когда он не понимает, зачем ему это нужно, тогда никакая психология не поможет.

Как научиться мыслить позитивно и как это поможет стать счастливым? Как быть позитивным и почему это так важно?

Что такое конфликтная ситуация? 7 основных правил, которым стоит следовать для ее решения. Что еще нужно знать?

Почему медитация для начинающих практиков выглядит чем-то сакральным и таинственным? Как подготовиться к этому процессу морально и физически?

Что такое цель жизни человека и почему она тесно связана с его призванием и предназначением? Как определить свою цель жизни?

Что такое принятие себя и почему это важный этап в личностном развитии? С чего начать принятие себя? 7 признаков, которые указывают на принятие себя.

Что такое цели в жизни человека и почему их отсутствие вызывает деградацию? Как научиться их ставить и пример из 50 целей.

Как найти вдохновение и какие есть действенные источники? Прочитав о них, можно будет легко подобрать свой источник вдохновения.

Что такое харизма и почему она помогает добиваться в жизни большего? Какие бывают виды харизмы и как понять, на каком она уровне?

Какие виды памяти существуют и какие у них особенности? Существует ли срок хранения данных? Все классификации, описание каждого типа, примеры.

Что такое личностный конфликт и какие отличия от группового? Причины возникновения таких конфликтов и способы их разрешения.

Что такое выразительность речи? Какие разновидности существуют, кому они подходят и как определить свою?

Как развить правильную речь и что для этого надо? 8 базовых техник для тех, кто хочет поставить речь правильно.

Гост

ГОСТ

Творческий человек — это индивид с нестандартным мышлением, способный создавать какие-либо качественно новые объекты.

Природа творческих способностей

Понимание природы творческих способностей невозможно без понимания сути творчества. В области исследования данного вопроса существует большое число разнообразных суждений, мнений и теорий. Основная масса ученых рассматривает природу отношений творчества и деятельности в качестве принципиально противоположных форм активности человека.

В творческих способностях необходимо выделить две составляющие:

  • созидание (так называемая конструктивная активность), которое формирует новую среду;
  • разрушение (дезадаптивное поведение), которое не создает новую среду, а уничтожает старую.

Адаптивное поведение классифицируется на два типа. Первое из них (реактивное поведение) осуществляется по типу реакции на изменение среды. Второй тип поведения представлен целенаправленным поведением.

Адаптированное и творческое поведение равным образом считаются конструктивными типами поведения. Все типы в равной степени специализированы и опосредованы внешними или внутренними средствами. По этой причине реактивное поведение и действия отличаются не культуральными средствами, а источником активности, которая предопределяет поведение.

Творческий процесс является процессом, в результате которого происходит возникновение того, что не содержалось в исходных условиях. Самые значительные проявления развития человеческого интеллекта отражают тот факт, что основой творческого процесса могут считаться соответствующие закономерности. Они связаны с личностью, осуществляющей творческий процесс. Для творческого человека должны быть присущи определенные черты, ведь, чтобы творить, необходимо усвоить образец активности человека творящего.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности творческой личности

Творческий человек с помощью подражания может выйти на новый уровень овладения культурой, устремляясь самостоятельно идти дальше. Для творчества требуются личные познавательные условия. Если же дискредитированы образцы адаптивного поведения, а человек не подготовлен к творчеству, то он может сорваться в пропасть разрушения. Творчество аналогично разрушению по признакам, поскольку оно спонтанно. Это не целенаправленные действия, а спонтанное проявление сути человека. При этом как разрушение, так и творчество обладают некоторой социально-культурной оболочкой, поскольку человек разрушает и творит не в природной, а в социокультурной среде.

Исследованиями личностных особенностей творческой личности занимались литераторы, историки науки и культуры, искусствоведы. Труды из многих сфер так или иначе касались аспекта творческой личности, поскольку не существует творения без творца.

Творческие способности находятся за пределами заданного. В большинстве исследований нет однозначного ответа на вопрос, какие свойства личности, взятые в их совокупности, окажут влияние на творческий процесс, на проявление и развитие одаренности. Считается недостаточно выявленной интегративная характеристика интеллекта одаренной личности, не до конца исследована проблема соотношения интеллекта и личности.

Для специальной одаренности характерно наличие у субъекта четко проецируемых вовне (проявляются в деятельности) возможностей, включая мнения, навыки, быстро и конкретно реализуемые знания. Все это проявляется с помощью функционирования стратегий планирования и решения проблем.

Творческая одаренность представляет собой систему, которая состоит из нескольких компонентов:

  • Биофизиологическая составляющая,
  • Анатомо-физиологические задатки;
  • Сенсорные и перцептивные блоки, которые отражают высокую чувствительность;
  • Интеллект и мыслительные возможности, с помощью которых оцениваются новые ситуации и решаются проблемы;
  • Эмоционально-волевые структуры, которые предопределяют долговременные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
  • Высокая степень продуцирования новых образов (фантазия, воображение).

Структура творческой одаренности

В психологии выдвигается синтетическая структура творческой одаренности, в состав которой включена доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, которая выражается через обнаружение нового, постановку и решение проблемы.

Для творческой личности характерны возможности достижения оригинальных решений. Такой человек имеет возможности прогнозировать и предвосхищать, способен создавать эталоны, которые получают высокие этические, интеллектуальные и нравственные оценки.

Высшая ступень развития способностей называется талантом. По аналогии со способностями, талант — это только лишь возможность приобретения высокого мастерства и существенных успехов в творчестве. В конечном итоге, творческие достижения будут зависеть от общественных и исторических условий существования. Если обществу необходимы талантливые люди при условии для их развития, то появление таких личностей становится возможным. Пробуждение талантов имеет общественную обусловленность.

Читайте также: