Сообщение о святогорской ярмарке

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Учебная дисциплина: музыка

Учитель: Королева Маргарита Сергеевна

Методист: Королева Маргарита Сергеевна

Студент: Ерёмина Алина Андреевна

Дата проведения: 28.10.21

Тип урока: Изучение нового материала

Педагогическая цель: ознакомление обучающихся с традициями Святогорских ярмарочных гуляний во времена А.С. Пушкина.

Дидактические: 1) Формировать умение определять характер музыки и высказываться о ее звучании.

2) Закреплять знания названий музыкальных произведений, имен композиторов, названий музыкальных инструментов.

Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к музыке, доброжелательность к окружающим людям.

Развивающая: Развивать эмоциональный отклик на музыку, музыкальную память, музыкальный слух; образное, художественное мышление и воображение.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: 1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: 1)определение общей цели и путей ее достижения; 2)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Познавательные УУД: 1)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: 1)умение вести диалог; 2)сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Основные понятия: ярмарка, Святогорский монастырь, набат, трезвон, благовест

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение

Одно из развлечений Пушкина в Михайловской ссылке - Святогорская ярмарка. Ее центром был гостиный двор. А деньги, вырученные от этого мероприятия (торговцы оплачивали аренду), шли в казну Святогорского монастыря. Ярмарки проходили три раза в году, и Александр Сергеевич старался не пропускать ни одной. Он вслушивался в разговоры толпы и записывал. Записи, сделанные на Святогорской ярмарке использовались при работе над "Борисом Годуновым".

Святогорская ярмарка.

Один из современников, псаломщик Алексей Дмитриевич Скоропост писал: "Во время бывавших в Святогорском монастыре ярмарок, А. С. Пушкин любил ходить где более было собравшихся нищих. Он, бывало, вмешается в их толпу и поет с ними разные припевки, шутит с ними и записывает, что они поют, а иногда даже переодевался. и ходил с нищими по ярмарке".

А вот воспоминания пушкинского кучера Петра Парфенова: "Как есть, бывало, как дома: рубаха красная, не брит, не стрижен, чудно так, палка железная в руках; придет в народ, тут гулянье, а он сядет наземь, соберет к себе нищих, слепцов, они ему песни поют, стихи сказывают".

Сюда приезжали не только торговцы из Псковской губернии, но еще из Новгородской, Рижской, Ревельской, Нижегородской. Здесь на протяжении целой недели торговали тканью, хомутами, кадками, колесами, патокой, медом, огурцами, рыбой. Всем, что могло производить крестьянское хозяйство. Святогорская ярмарка жила насыщенной коммерческой жизнью.

Но Пушкину все это было ни к чему. Набравшись вдоволь впечатлений, Александр Сергеевич ехал домой. Там его поджидали гречневая каша, моченая морошка и любимый лимбургский сыр, присланный друзьями из столицы.

Как я уже писала, к началу 1825 года была готова строфа XXIII. А вот дальше работа приостановилась… Что было тому причиной?

Увы, Татьяна увядает,

Бледнеет, гаснет и молчит!

Ничто её не занимает,

Её души не шевелит.

Родня качает головою;

Соседи шепчут меж собою:

Пора, пора бы замуж ей.

Мать так же мыслит, у друзей

Тихонько требует совета.

Друзья советуют зимой

В Москву подняться всей семьёй —

Авось в толпе большого света

Татьяне сыщется жених

Милей иль счастливей других.

Кстати, очень любопытны дошедшие до нас черновики следующей строфы, не только в роман не попавшей, но даже и не удостоившейся чести считаться пропущенной:

Не в первый раз моей Татьяне

Уж назначали женихов,

Семейство Лариных заране

Поздравить всякий был готов

. иные в самом деле

Её искали, но доселе

Она отказывала всем.

Старушка мать гордилась тем.

Соседи всех именовали,

По пальцам даже перечли,

Там до Онегина дошли,

Потом усердно рассуждали

И предрекали уж развод

. много через год.

Однако вернёмся к роману. Как нетрудно догадаться, дальше Пушкин как раз и собирался рассказать о путешествии Лариных в Москву: следовала строфа, начало которой в переработанном виде было перенесено в седьмую главу -

Старушка очень полюбила

Благоразумный их совет,

В столицу ехать положила,

Как только будет зимний след.

А потом неожиданно появится (когда? почему?) резкое изменение сюжета. Как не вспомнить слова

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал…

Попробуем подумать вместе (прошу прощения, что частично ухожу из области точных фактов).

А затем из Петербурга приедет повар Осиповой Арсений и расскажет о бунте 14 декабря и о том, что он насилу выбрался из города.

И в эти дни Пушкин заканчивает работу над четвёртой главой. Скорее всего, ничего доброго для себя он не ждёт – и в романе появляются трагические нотки. Последняя строфа была написана 6 января 1826 года. А за несколько дней до этого уже была начата работа над пятой главой (о ней – в следующий раз), мрачной, полной недобрых предчувствий…

Уж их далече взор мой ищет.

А лесом кравшийся стрелок

Поэзию клянёт и свищет,

Спуская бережно курок.

У всякого своя охота,

Своя любимая забота:

Кто целит в уток из ружья,

Кто бредит рифмами, как я,

Кто бьёт хлопушкой мух нахальных,

Кто правит в замыслах толпой,

Кто забавляется войной,

Кто в чувствах нежится печальных,

Кто занимается вином:

И благо смешано со злом.

Позднее Пушкин удалит её. И не включит в окончательный текст конец следующей строфы и целиком строфу XXXVIII, говорящую об Онегине:

И одевался — только вряд

Вы носите такой наряд.

Носил он русскую рубашку,

Платок шелковый кушаком,

Армяк татарский нараспашку

И шляпу с кровлею, как дом

Подвижный. Сим убором чудным,

Безнравственным и безрассудным,

Была весьма огорчена

Псковская дама Дурина,

А с ней Мизинчиков. Евгений,

Быть может, толки презирал,

А вероятно, их не знал,

Но всё ж своих обыкновений

Не изменил в угоду им,

За что был ближним нестерпим.


000064

Пушкин на святогорской ярмарке. Рисунок Н.Ульянова 1937г.

В конце мая, то есть весной, то есть в не самое любимое время Пушкина устраивали в Святых Горах ярмарку. Александр Сергеевич изволил эту ярмарку посетить, но не совсем так, как подобало бы это делать Михайловскому барину. Знаки препинания и орфографию торговца Лапина мы сохраним:

000058

Святогорский монастырь. Акварель XIX века.

skoromohi1

Русская ярмарка

Однажды всё на той же ярмарке в не менее экстравагантном наряде — в белой рубахе, опоясанный красною лентою — не узнанный местным уездным исправником Пушкин наш был отправлен по арест за то, что вместе с нищими, при монастырских воротах участвовал в пении стихов о Лазаре, Алексее, человеке божьем и других, тростию же с бубенчиками задавал им такт, чем привлёк к себе большую массу народа и заслонил проход в монастырь — на ярмарку. Показания про цвет рубахи разнятся, но это не меняет сути. Тем более, что большинство очевидцев сходятся на красной.

Кучер Пушкина, дворовой Пётр вспоминал:

img_0623

Алексей Вульф. Рис. Пушкина

Алексей Николаевич Вульф, добрый сосед Пушкина вспоминал, что в вопросах туалетов Пушкин был весьма щепетилен и в Михайловском, не изменяя светскому костюму, но на ярмарку и правда заявился

Читайте также: