Сообщение как создали парашют из дамской сумочки

Обновлено: 30.06.2024

Борьба за небо: как Глеб Котельников создал парашют

Имя Глеба Котельникова известно далеко не всем, а ведь именно он создал первый парашют. Рассказываем о том, как долго конструктору пришлось бороться с властью за жизнь своего изобретения.

Глеб Котельников стал первым конструктором авиационного ранцевого парашюта. Актер по профессии, он не должен был заниматься изобретательством. Однако судьба распорядилось по-другому. Именно благодаря его труду летчики стала чувствовать себя в полете в большей безопасности. До сих пор могила конструктора остается местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям возле места захоронения ленточки для затяжки парашютов.

Чтобы прокатиться на аэроплане, к Льву Мациевичу выстроилась очередь. Это были генералы, адмиралы, гражданские чиновники, их жены, члены Государственной Думы. Интересно, что тремя днями ранее на борту его машины находился глава правительства Петр Столыпин. Окружение пыталось отговорить премьера от рискованного приключения из-за случающихся у него приступов стенокардии, но Столыпин рискнул. Они совершили пару кругов над импровизированным аэродромом.

Глеб Котельников родился в семье профессора механики и высшей математики петербургского земледельческого института в 1872 году. Родители увлекались театром, и это увлечение передалось сыну. С детства мальчик пел, играл на скрипке. Кроме того, ему нравилось мастерить разные игрушки и модели. Он даже собирался поступать в консерваторию, но умер отец, и учиться стало не на что. Единственным выходом была военная карьера.

После окончания Киевского военного училища Глеба Котельникова направили в артиллерию офицером-наблюдателем. На службе он узнал, как устроены аэростат и средства эвакуации с него. Через три года будущий конструктор подал в отставку, работал на разных государственных должностях. Но, уступив давней страсти, стал театральным актером.

Отметим, что идея парашюта появилась намного раньше изобретения первых самолетов. Еще Леонардо да Винчи изобразил некое приспособление пирамидальной формы, по которому, как он утверждал, можно спустить человека с любой высоты. Самое интересное, что характеристики купола, рассчитанные гением, с небольшими поправками сохранились до нашего времени.

Котельников просил у министра субсидии для изготовления парашюта и проведения испытаний. Власти должны были принять решение на специальном заседании. Тот день запомнился Глебу Котельникову на всю жизнь. Председательствовал начальник Офицерской воздухоплавательной школы генерал-майор Александр Кованько. Глеб Евгеньевич четко и ясно доложил суть дела. Завязался спор:

— Все это прекрасно, но вот тут какая штука… Что будет с вашим авиатором, когда раскроется парашют? — задал вопрос Кованько.

— Что вы имеете в виду? — не понял вопроса Котельников.

— А то, что ему уже незачем будет спасаться, поскольку от удара при раскрытии парашюта у него оторвутся ноги!

Котельников не оставлял попытки доказать, что его изобретение полезно, но все они были тщетными. Пока в 1812 году французский полковник А. Лаланс не предоставил парижскому аэроклубу 10 тысяч франков за лучший парашют. На конкурс съехались конструкторы со всего мира. Вильгельм Ломач уговорил Котельникова поучаствовать, но театральное начальство не отпустило актера. Из-за этого купец слегка опоздал в Париж и приехал к концу соревнований. Двойной показ прошел с блеском, но первый приз достался изобретателю Фредерику Бонне. Кстати, его парашют впоследствии был признан непригодным. Но хваткий купец продал французам оба экземпляра парашюта Котельникова. А уже они позже запатентовали его под брендом РК-1 (Российский Котельников — прим. ред.).

В последующие годы Котельников занимался усовершенствованием своего изобретения. Даже создал грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На нем можно было опускать груз массой до 300 кг, однако применения он тоже не получил. В 1926 году российский конструктор передал все свои изобретения Советскому правительству.

Психологический барьер, связанный с использованием парашютов, смог преодолеть только в 1927 году знаменитый летчик-испытатель Михаил Громов. Он выпрыгнул с парашютом из самолета, теряющего управление. Его авторитет в те годы был так высок, что летчики поняли, парашют может спасти жизнь! Постепенно страх прошел. Сначала парашюты использовали лишь для спасения летчиков, затем начали использовать уже парашютистов в качестве боевой силы. Первое боевое десантирование состоялось 2 августа 1930 года под Воронежем. Михаил Громов дважды поднимался в воздух и сбрасывал на поле красноармейцев. Эксперимент был признан удачным. Теперь 2 августа — это праздник воздушно-десантных войск.


История создания парашюта, кто изобрел первым?

Древние записи свидетельствуют, о попытках людей спускаться с башен, деревьев и скал при помощи различных приспособлений, напоминающих зонт. К сожалению, подобного рода попытки заканчивались увечьем, а иногда даже смертью. Но мечта покорить небо не давала покоя человеку, или если не летать, то хотя бы не так быстро падать…

Первые теоретики

В XIII веке Роджер Бэкон — английский философ и испытатель, в своих работах писал о возможности опираться на воздух при использовании вогнутой поверхности. Но сама идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи, в его работах — 1495 г., упоминается о возможности безопасного спуска с высоты.

История создания парашюта, кто изобрел первым?

Однако идею свою в жизнь итальянец не воплотил: в те времена, аристократы и прочие прожигатели жизни не находили удовольствия в прыжках в пропасть со скал с шатрами за спинами, они предпочитали войны. И чертежи парашюта легли на пыльные полки итальянских библиотек. Еще одним теоретиком, развивавшим идею полетов под шатрами и куполами, был итальянец с весьма говорящим именем Фауст Веранчино, который подробно описал аппарат, подобный изобретению своего знаменитого земляка. В своей работе он уточнил, что объем купола должен быть соотнесен с весом прыгающего. Однако еще долго разработка его никому не была нужна.

Практические попытки и авторы

Спустя 200 лет появились первые желающие спрыгнуть с башни или скалы и остаться при этом живым. Вот только абсолютно точно назвать, кто изобрел парашют, невозможно, слишком многие претендуют на авторство. Здесь и итальянцы, и чехи с венграми. Однако история предпочитает называть француза Луи Ленормана.

История создания парашюта, кто изобрел первым?

Первым же, кто опробовал изобретение Леонардо, был француз Лавен в начале XVII века. Двигала им вовсе не жажда адреналина, а жажда свободы – он был заключенным одной из неприступных французских крепостей, и решил сбежать. Сшив парашют из простыней, дополнив конструкцию китовым усом и веревками, смельчак спрыгнул с крепостной стены вниз, в реку, и приводнился вполне удачно и завершил свой побег.

В следующий раз прыжок с прототипом парашюта совершает приговоренный на смерть Жан Думье: в качестве казни должен был испытать новое изобретение, летающий плащ профессора Фонтанжа. Спрыгнув с высокой башни, Жан остался жив, и, в качестве награды, ему даровали жизнь и свободу.

Затем мода на воздушные шары дала толчок к новому витку развития парашютов, ведь теперь было, откуда падать. Тут и появился уже упомянутый нами Ленорман, который совершил свой исторический прыжок на парашюте, очень напоминающем по конструкции современный. Начинал Ленорман с попытки безопасного прыжка с первого этажа и двух раскрытых зонтиков, потом пускал в полет на парашюте различные предметы и животных.

Однако практического применения парашюты опять не нашли – в корзинах воздушных шаров крепить их было совершенно неудобно. Да и они имели существенный недостаток: при снижении парашюта купол сильно раскачивался. Разобраться с этим смогли лишь в девятнадцатом веке англичане: они экспериментальным путем выяснили, что парашют должен иметь форму конуса, в полостях которого образуется пространство разреженного воздуха, а при разности давлений на парашют сверху и снизу существенно замедлится и его падение. Правда, ученый Кокинг, сделавший это открытие, на своем же парашюте и разбился насмерть. Тогда другой англичанин – Лаланд – додумался сделать в куполе парашюта небольшое отверстие для обратного хода воздуха, что позволит уменьшить разность давлений и спасти жизнь парашютисту. Во многих современных системах парашютов это отверстие используется и в наши дни.

Необходимость парашютов в авиации

В XX веке, начинает бурно развиваться авиация, и парашют становится жизненно необходимым. Но существовавшие в те времена парашюты были излишне громоздкими, и в самолеты банально не помещались. Первый парашют для авиации создал наш соотечественник, Глеб Евгеньевич Котельников.

История создания парашюта, кто изобрел первым?

Парашют придумал в вестибюле Большого.


Глеб Евгеньевич Котельников родился (18) 30 января 1872 года в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства он пел, играл на скрипке. А также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели. Окончил Киевское военное училище (1894), и, прослужив три года обязательной службы, ушёл в запас. Служил акцизным чиновником в провинции.

Помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать. В 1910 году Глеб вернулся в Петербург и стал актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне (псевдоним Глебов-Котельников). Кстати, со временем его сын Анатолий стал довольно известным советским драматургом под фамилией Глебов (Котельников).


В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика Льва Мациевича занялся разработкой парашюта.

На создание подобной схемы его подтолкнула увиденная им в вестибюле Большого театра картина, когда женщина из маленькой дамской сумочки, достала огромный шелковый платок.

Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец расположенный на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жёсткий ранец был заменён мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

Вторую попытку зарегистрировать своё изобретение он предпринял уже во Франции, получив 20 марта 1912-го патент.

Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл в июне 1912 года. Сначала провели испытания с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дёрнул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, а его сила торможения передалась на автомобиль, заставив заглохнуть двигатель.

На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен весом около 80 кг с парашютом. Все броски прошли успешно, но Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан.

Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе первой мировой войны. В начале войны поручик запаса Котельников был призван в армию и направлен в автомобильные части. Однако вскоре лётчик Алехнович убедил командование: надо снабжать экипажи многомоторных самолётов парашютами РК-1. Вот тогда вскоре Котельникова и вызвали в Главное военно-инженерное управление и предложили принять участие в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов.

Глеб Евгеньевич с манекеном-испытателем Иванои Ивановичем

В 1923-м Глеб Евгеньевич создал новую модель РК-2. Позже появилась модель РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924-го был получен патент. В том же году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг.

26 июля 1930 года под Воронежем советские лётчики-парашютисты во главе с Б. Мухортовым впервые совершили серию прыжков с самолётов используя парашюты конструкции Глеба Котельникова. С тех пор любители парашютизма отмечают неофициальный День парашютиста.

После первой блокадной зимы Глеб Иванович был эвакуирован из Ленинграда в Москву. Там о и умер 22 ноября 1944 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.




В сентябре 1949 деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён скромный памятник с изображением парашюта. В Санкт-Петербурге имеется аллея Котельникова.

Предисловие генерал-майора Г. Громова

Парашют - i_002.jpg

Глеб Евгеньевич Котельников. С миниатюры на слоновой кости (Третьяковская галерея) Работа художницы Ю. В. Котельниковой.

Глубокое знание парашютной техники и большой жизненный опыт нашли свое отражение в этом литературном труде Г. Е. Котельникова.

Ясный, простой и увлекательный рассказ автора о парашюте вызывает интерес к этому виду современной техники. Наши школьники получают в свою военную библиотеку хорошую и нужную книгу.

Парашютизм перестал быть только спортом. Парашют в армии — боевое оружие. Огромное насыщение современных армий моторами, развитие авиации, в частности транспортной, наличие совершенных парашютов вызвали появление нового рода войск — воздушно-десантные войска.

Нашей молодежи надо знать парашют. Многим предстоит прохождение службы в военно-воздушных силах и воздушно-десантных войсках Красной армии. Первые и основные познания о парашюте можно получить из этой книги. Г. Е… Котельников рассказывает об истории парашютизма, о характере парашютной техники, необходимости ее в авиации и безопасности в пользовании.

Пытливость первого изобретателя русского парашюта, его забота о безопасности труда авиаторов родной страны, его энергия и настойчивость в борьбе за отечественный парашют учат молодежь, как надо добиваться поставленной цели.

Русский парашют, усовершенствованный новыми, молодыми конструкторами, является грозным оружием в руках Красной армии, отстаивающей свободу и независимость нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков.

Генерал-майор Г. ГРОМОВ

Москва. Август, 1943 г.

Посвящаю молодежи моей страны.

Глава I. Случай на аэродроме. Легенды. Прыжки негров. Сиамский акробат

— Смотрите, — сказал мне стоявший рядом со мной пожилой мужчина, — авиатор[1] сидит, точно птичка на жердочке. Ну долго ли соскользнуть и свалиться?

— Но ведь они пристегивают себя к сиденью ремнями, — ответил я.

Парашют - i_003.jpg

Я не стал спорить, мне и самому было страшно за летчика. Ведь он сидит, не защищенный ничем ни снизу, ни с боков.

Поднявшись в воздух, Мациевич сделал несколько кругов над аэродромом. Вот его аэроплан уже на высоте больше ста метров… Но что случилось? Почему от аэроплана отделилась черная фигурка человека и стремительно полетела вниз? Кто-то закричал, все вскочили с мест. А потом мы увидели, что потерявший управление самолет падал, перевертываясь в воздухе, как осенний лист… Это была первая жертва русской авиации. Она произвела на нас тяжелое впечатление.

Возвращаясь домой с аэродрома, жена сказала мне:

— Неужели нельзя придумать какой-нибудь совсем небольшой аппарат, который падал бы вместе с человеком и выбрасывал бы парашют?

— Что это с вами сегодня? — спросила меня актриса, игравшая королеву Елизавету, едва только опустился занавес.

Я рассказал ей про ужасный случай на аэродроме.

Мысль, высказанная моей женой о небольшом аппарате с парашютом, положительно не давала мне покоя.

Парашют - i_004.jpg

Парашют - i_005.jpg

Я вспомнил, как, еще будучи гимназистом, любовался акробатом Леру, который с парашютом спускался с воздушного шара. Конечно, думал я, можно придумать что-нибудь и для аэроплана, но чтобы работать в области парашюта, необходимо знать его историю с самого начала.

И я обратился к историку воздухоплавания А. А. Родных, который мне очень помог в моих занятиях.

В глубокой древности люди защищались от палящих лучей солнца зонтом и балдахином. И уже тогда они знали о том, что порыв сильного ветра стремится унести балдахин, вырвать из рук зонт. Знали люди и о том, как трудно в сильный ветер удержать в руках зонт, когда ветер вырывает его.

Уже в глубокой древности человек, наблюдая за полетом птиц, мечтал, как бы и самому подняться от земли, летать по воздуху и парить, подобно орлу.

До нас дошли легенды, фантастические рассказы о том, как некоторые люди летали по воздуху.

Парашют - i_006.jpg

В ней он рассказывает, как человек, по имени Филлий, горячо любил одного мальчика. Много подарков делал ему Филлий, выполнял все прихоти его. Когда же Филлий не исполнил последнего желания своего любимца, тот в отчаянии бросился со скалы и улетел.

Читайте также: