Сообщение на тему средства художественной выразительности для создания картины природы
Обновлено: 30.06.2024
Однако пейзаж — это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это — и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени, совокупность ее чувств и переживаний.
Однако следует отметить, что изображение природы часто используется художниками и в других жанрах живописи (портрете, жанровой, батальной, былинной живописи), служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа. В этом случае пейзаж утрачивает свое самостоятельное значение.
Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. Изображение природы встречается в египетских фресках, относящихся ко 2 тыс. до н.э. Известны целые панно с плоскостным изображением деревьев и сидящих на них птиц, Нил с лотосами и плавающими в воде рыбами.
Дальнейшее развитие пейзаж получил в древнегреческих фресках, римских мозаиках, изображающих пышные сады, цветники с животными и птицами. В IV—V вв. этот жанр достиг расцвета в Азии, Китае и Японии. Художники выполняли пейзажи на шелке тушью, изображая туманные горы, водные пространства, сосны, бамбук и т.д. (символические мотивы, носящие глубокий философский смысл, олицетворяющие возвышенные душевные качества человека).
В средневековой Европе пейзаж встречается в иконах, религиозных миниатюрах (сюжеты разворачиваются на тонко проработанных пейзажных фонах).
В период великих географических открытий изменяется представление о пространстве, утверждается точка зрения на материальность мира, появляется масштабная соразмерность природы и человека, в это время был открыт закон линейной и воздушной перспективы, что дало возможность показать природу с ее далями. Природу стали пристально изучать. Выработанное мастерами Высокого Возрождения гуманистическое миропонимание способствовало развитию и становлению пейзажа во второй половине XVI в. и особенно в XVII в. в Европе, сначала в Италии, затем в Голландии. Если в Италии художники создают героические, романтические пейзажи с изображением руин античных зданий, причудливых по форме скал, пышных садов и долин, то пейзажи художников Голландии отличаются реалистическим изображением тучных пастбищ на бескрайних равнинах, дюн, поросших скудной растительностью, ветряных мельниц, узких улочек городов.
В становление пейзажного жанра внесли вклад многие поколения художников разных стран и эпох. Каждый век приобретает новое видение, вдохновляется новыми идеями. Художники изображали те проявления природы, которые отвечали их переживаниям и взглядам. На картинах XVII в. лежит печать гуманизма, рационализма, благоговейного отношения к природе. В искусстве Ренессанса чаще всего встречаются образы весенней расцветающей природы, в барокко — мотивы осеннего увядания. Сентиментализм тяготеет к картинам вечерних, сумеречных пейзажей, в классицизме чаще встречается торжественная, спокойная природа.
В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в XVIII в. До этого художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях. Первые живописцы работали в условной манере. На рубеже XVIII—XIX вв. появились произведения, в которых правдиво передавалась натура. Большим мастерством отличаются пейзажи М. Н.Михеева, Ф.Я.Алексеева, изображающие выдающиеся памятники архитектуры Москвы, Петербурга, Гатчины и Павловска. Новатором в области пейзажа стал А. А. Иванов. Он первый передал в своих картинах великолепную воздушную перспективу средствами тона и цвета при различном состоянии дня.
Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А. Г. Венецианова и его учеников, которые изображали крестьянскую жизнь на фоне поэтических картин средней полосы России с ее лугами и полями спелой ржи. В творчестве А. К. Саврасова появляется новый мотив — камерный лирический пейзаж, любовно и детально повествующий о красоте скромных уголков родной природы, утверждающий русскую национальную тему. Современники увидели в пейзажах А. К. Саврасова настоящую Россию с ее проникающей в сердце красотой. Поиски средств передачи национального пейзажа определили пути художников — певца средней полосы России Ф.А.Васильева, морских просторов — И. К.Айвазовского, создателя эпических полотен, посвященных русскому лесу — И. И. Шишкина.
Конец XIX — начало XX в. считают золотым веком русского пейзажа. Творчество художников XX в. очень разнообразно, как разнообразна и богата природа нашей Родины. Вспомним поэтические северные пейзажи А. А. Борисова, пейзажи Урала, Сибири Н. М. Ромадина, Б. Я. Ряузова; монументально-эпические пейзажи В. В. Мешкова, Б. В. Щербакова; индустриальные пейзажи А. А.Дейнеки, В. Н.Яковлева, Г. Г. Нисского. Полны света, лирики, чистоты и ясности пейзажи средней полосы России художников Н. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, С. В. Герасимова, мастера элегического настроения В. К. Бялыницкого-Бируля и др.
Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален. В зависимости оттого, что является объектом изображения, различают следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж — леса, поля, луга, реки, озера, моря. Иногда его еще подразделяют на лесной пейзаж, морской пейзаж, горный пейзаж.
Следующим видом пейзажа является измененная, преобразованная человеком природа: сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой; городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду — здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки.
Иногда парковый пейзаж выделяют отдельно. Архитектурный пейзаж — ведута (от лат. videre — видеть) — близок к городскому пейзажу, но здесь художник больше внимания обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. Индустриальный пейзаж показывает роль и значение человека — созидателя, строителя заводов, фабрик, плотин, электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, авто- и железнодорожных линий.
В последние десятилетия утверждается новый вид пейзажа — космический или фантастический. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображении художника. Эти пейзажи показывают, как необычайно многообразна и ярка природа, как расширяются наши представления о Вселенной. Здесь реальность и фантастика идут вместе. Велики тайны и опасности, ожидающие посланцев Земли, поэтому космические пейзажи часто тревожны и смятенны.
Интересным видом пейзажа является исторический пейзаж — изображение какой-либо местности в определенную эпоху, оживление в памяти давно минувшего и его эмоциональная оценка.
Природа на полотнах художников, создающих разные виды пейзажей, предстает еще и в разное время года, суток, в разную погоду.
По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанрам литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер.
Героический пейзаж — здесь природа предстает величественной, торжественной, часто недоступной человеку (высокие горы, могучие деревья, необозримая гладь океана). Иногда на фоне этого пейзажа изображаются герои и боги.
По манере и технике выполнения можно отметить пейзажи обобщенные — лаконичные; детализированные — подробные и декоративные. Обобщенные, лаконичные — это пейзажи, в которых художник передает природу в общих чертах, исключая конкретные детали; детализированные — очень конкретно выписаны отдельные объекты изображения: трава, цветы, части деревьев и кустов; декоративные — характеризуются яркостью, стилизованностью природных мотивов, плоскостностью изображения.
Художественные картины подчас воздействуют значительно сильнее, чем какое-либо интересное природное явление или объект. Они передают чувства и переживания языком искусства. И дело не только в том, что изображено, но и как изображено, насколько выразительно. Чтобы увидеть, что изображено, не требуется никакой художественной культуры. Но почувствовать поэзию картины, музыку ее художествен но-образного содержания, проникнуть в смысл идеи можно, если понимаешь язык искусства, т. е. те выразительные средства изображения, которые использует художник, ибо только тогда произведение начинает действовать на нас в полную силу.
Живопись (живо писать) — вид изобразительного искусства — создание картин, наиболее полно и убедительно (живо) отражающих действительность. Язык, которым пользуется изобразительное искусство (изобразительно-выразительные средства), — система исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественного образа.
Основными средствами выразительности в живописи являются: колорит — цветовая, живописная согласованность; рисунок — изображение форм окружающего нас предметного мира, их характерных особенностей; композиция — организация картины, составление, сочетание в ней элементов в единое целое, вычленение главного. От композиции зависит общее впечатление, последовательность восприятия произведения.
Эти средства выразительности в любой художественной картине органично связаны, нерасторжимы, но в различных жанрах живописи они могут использоваться художником по-разному. Так, в пейзаже — в отличие от натюрморта, портрета — иное измерение пространства, оно отличается многоплановостью, многомерностью, многообъектностью, наличием линейной и воздушной перспективы. В нем всегда предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, фактур, размеров, цветовых взаимоотношений, сезонных, климатических, временных изменений.
Пейзажная картина — это всегда обобщение художником увиденного, выражение языком живописи настроения, определенной идеи.
Рисунок отражает жизнь, полную движения, изменчивости, передает характерное — в зависимости от пластики форм, объемности, освещенности, тяжести и устойчивости, движения, пространства. Художник изображает самое характерное, существенное, используя для этого способы и средства изобразительности, разную технику, материалы, композиционное построение.
Как бы ни были сходны между собой, однотипны по форме предметы, растения, животные, все же есть то, что при сопоставлении отличает их друг от друга, выражает их индивидуальность. Как нет одинаковых людей, так не найти и абсолютно одинаковых деревьев, цветов, травинок, облаков и т. д. Формы, размеры их стволов, веток, листьев и крон необыкновенно разнообразны, но по характерным признакам мы различаем их как зимой, так и летом. Например, береза — белоствольна, стройна, имеет развесистую крону. Множество тонких веток под тяжестью листвы, плавно изгибаясь, опускается вниз, образуя красивые ниспадающие зеленые каскады и длинные ажурные гирлянды. А дуб — могуч, высок, кряжист. Толстые, угловатые, резко изгибающиеся ветви отходят от ствола почти под прямым углом, разделяясь на концах на множество коротких тонких веток. Листья создают пышную раскидистую крону. Но и среди берез иди дубов не встретить двух одинаковых: они могут быть молодыми или старыми, стройными или корявыми и т.д. Эти отличия наряду с типичными признаками подмечает художник. То же мы видим при изображении травы, которая бывает высокой или низкой, густой или редкой, пушистой или жесткой. Поэтому художники по-разному изображают ее — то сплошным пятном, то прорисовывая отдельные растения, по-разному прорабатывая формы, линии.
В пейзажах мы часто видим изображение воды: реки, озера, болота, пруды или лужицы. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются окружающие предметы, однако цвет их менее интенсивен. При ветре поверхность воды покрывается рябью и волнами. В волнующейся воде отражения прерывисты, изломаны.
Даже ясное голубое небо имеет различные оттенки: в зените оно насыщенно голубое, ближе к горизонту — бледнеет, над горизонтом — бледно-голубое или белое, а утром и вечером приобретает вблизи солнца желтые, оранжевые, красные оттенки и зеленые, синие, серо-синие, темные — в зените.
Так, палитру начала и середины осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, построенные на контрастах синего и оранжевого, красного, желтого; темные красно-коричневые, бордовые и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму дополняют различные буро-зеленые оттенки.
Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные, сверкающие тона льда, контрасты белого и черного. Розовато-лимонно-желтые холодные нежные цвета сочетаются с нейтральными серыми оттенками.
Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого.
Краски лета сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят травянисто-зеленые, алые, малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными оттенками.
Кроме сезонных особенностей палитры, художники знают закономерности цветосочетаний времени суток: в утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых оттенков, в полуденном — контрастных, насыщенных светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных теплых, в ночном — очень темных холодных синеватых и зеленоватых тонов. В пасмурную погоду господствуют серые, мало насыщенные цветосочетания.
Владея цветовой культурой, художники учитывают воздействие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зеленые тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, желтые. Но воздействие цвета обуславливается и теми ассоциациями, которые он приобрел в практической жизни. В живописи колорит играет существенную роль. Выражение главной идеи зависит от выбора художником доминирующего цвета и подчинения ему всех остальных. Именно тогда цвет несет особую эмоциональную нагрузку, передает настроение, состояние природы, вызывает различного рода ассоциации.
Наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в построении произведения, его конструкции; симметрия — в равновесии левой и правой части картины; ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, равновесие частей, ритм передает движение.
Не все закономерности, правила и свойства композиции доступны пониманию детей, но, как показывают исследования, некоторые из них, благодаря целенаправленной педагогической работе, дети осознают и используют в своей деятельности. Так, в композиции весьма существенным элементом является определение границ изобразительной плоскости форматом холста. Формат холста, который выбирает художник, — не случайность, а результат композиционных поисков. Прямоугольный горизонтальный формат создает ощущение протяженности, пространственности, иногда покоя и тишины. Вертикальная выстроенность прямоугольного холста создает ощущение движения вверх или торжественности, величия, возвышенности, приподнятости, стройности. Квадратный формат полотна (квадрат — самая устойчивая форма) создает ощущение стабильности, спокойствия, умиротворения.
Линейную перспективу характеризуют три основные составляющие: горизонт, точка наблюдения и точка схода линий к горизонту.
Построение пространства и объемов в пейзаже связано и с воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства называются воздушной перспективой. Воздух — прозрачная среда. Но прозрачность его непостоянна, она меняется с увеличением пространства, т.е. толщиной воздушного слоя, с увеличением влажности, давления, количества частиц пыли и пр. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Вместе с тем художник учитывает особенности зрительного восприятия. Все детали ближнего плана воспринимаются четко со многими подробностями и фактурой, а удаленные — обобщенно. Поэтому художник контуры ближних предметов выписывает резче, а удаленных — мягче. Первый план, как правило, более энергичен по цвету, контрастам, деталям, объемности предметов. В последующих планах эти характеристики предметов становятся менее выраженными. Они смягчаются воздухом, освещением. Удаляясь от зрителя, предметы утрачивают объемность, их цвета становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки — голубой, молочно-белый, фиолетовый. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные — одноцветными.
Глубину пейзажного пространства художник строит также за счет передачи различного расположения предметов и объектов натуры: горы, лес, деревья, строения, частично закрывая друг друга, изменяясь в размерах, четкости, цвете, будут строить глубину изображаемого сюжета. В результате одни предметы воспринимаются стоящими близко, другие — далеко. Впечатление глубины пространства достигается и за счет перспективных изменений света и использования эффективного освещения. Глубина в изображении строится иногда от сравнительно светлого первого плана до затемненного дальнего, или от насыщенного, плотного по тону первого плана до светлых, воздушных дальних планов. Знание закономерностей, правил и приемов композиционного построения пейзажного мотива позволяет художнику на плоском холсте создать образ реального пейзажа в его пространственности, многомерности, объемности и цветовой согласованности.
Таким образом, для живописного пейзажа характерны свои средства выразительности, свой язык, и мы, чтобы помочь детям глубже понять тот или иной художественный образ, смысл произведения, его настроение, постараемся обратить внимание на некоторые из них.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что же такое образность? Образность в литературе – способность ярко и эмоционально изображать явления и картины жизни, посредством художественных приёмов и фигур речи. Образ – форма отражения жизни
Идет волшебница-зима. Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы. А. С. Пушкин
Создание живописной картины – сложная творческая работа. Процесс, часто длительный, требует от художника приложения всех его физических и духовных возможностей.
Точной инструкции по написанию картин не существует. Не поддается искусство регулированию. Мастер выражает индивидуальность, мироощущение, эмоции художественными средствами живописи. Каждое произведение – сочетание творческого подхода и особых приемов.
Окружающий мир красками
Красивейшие картины мира через века сохранили притягательную силу. Художники писали шедевры, используя характерные методы. К ним относят:
- цвет и колорит;
- живописное пятно и линия;
- мазок;
- световой и цветовой контраст;
- фактура;
- композиция.
Живописец с помощью этих средств передает настроение, чувство радости или грусти, красоту окружающего мира.
Цвет и колорит
Свой цвет имеет любой живой и неживой объект. Цвет – в живописи главное выразительное средство. С его помощью творец создает художественное изображение, моделирует пространство, задает ритм, воздействует на зрителя.
Необходимый цвет получает на палитре, смешивая краски. Затем создает единственный для каждой картины колорит – гармоничное соотношение цветов, воплощая образную идею. В природе цвета делятся на 2 гаммы – холодную, спокойную и умиротворяющую, и теплую, активную и веселящую. Вместе они ведут себя контрастно, теплый цвет кажется ближе, а холодный отступает вглубь.
Мазок
Мазок формирует новые стили и оказывает влияние на живописцев. Транслирует их чувства и мысли. Умение применять технику мазка свидетельствует о мастерстве художника. Вид мазка наполняет смыслом изображение:
Пятно и линия
Линия и пятно – совокупность мазков, очерчивающих краской предмет на холсте. Пятно – силуэт объекта, выделяется от остальной плоскости по цвету. Художник подбирает для образа набор пятен, мягких или резких, скупых или живописных. Нужные ассоциации легко возникают у зрителя.
Световой и цветовой контраст
Контраст в живописи – разница в цвете, тональности, насыщенности. Сочетание противоположных параметров – пятен и линий, яркого и мрачного. Контраст может быть легкий или напряженный. Это зависит от цветов спектра. Теплые – цвета огня, холодные – неба и воды. Светлые и темные цветовые пятна помогают рассмотреть строение и форму предмета.
Фактура
Репродукции произведений живописи не оказывают должного впечатления, не передают в полной мере эмоции автора. В раскрытии образа оригинала фактура играет значимую роль. Поверхность красочного слоя усиливает психологическое воздействие. Матовая или глянцевая, гладкая или шероховатая, она вызывает определенные ассоциации, воспоминания.
Композиция
Композиция – расположение на картине элементов, точно показывающих замысел художника. Это искусство сочетать фигуры, пятна, усилить цвет, или ослабить, добавить свет, или приглушить. Продуманная композиция красноречиво выражает художественный образ.
Картина имеет главный объект. Вокруг него строится композиция. Каждая часть на своем месте, ни одна не лишняя или незаконченная.
Важная составляющая композиции – перспектива. Изображение глубины пространства усиливает эффективность восприятия картины. Перспективу различают как линейную и тональную (воздушную).
Композиция подчиняется законам:
- целостности – картина выглядит как единое законченное произведение;
- контрастов – выражается смысловыми противоположностями;
- воздействия – зритель воспринимает элементы картины в зависимости от их расположения на полотне.
Художник предварительно вынашивает идею. Пишет этюды, работает над композицией. Использует выразительные средства живописи и передает зрителю настроение, открывает свой внутренний мир.
Презентация рассказывает, какими средствами выразительности воздействует на человека произведение изобразительного искусства, вызывая определенные образы, ассоциации.
Описание разработки
К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…
Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.
Всё в природе имеет определённый цвет, который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.
Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок.
С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.
Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения.
Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.
Содержимое разработки
Средства художественной выразительности
К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…
Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.
Закат в степи на берегу моря
Всё в природе имеет определённый цвет , который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.
Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок.
С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.
В изобразительном искусстве
различают композиции:
Каждая по-разному
воздействует на зрителя
Вертикальная – придает художественному произведению порыв, движение вверх;
горизонтальная – статичность, спокойствие, движение мимо зрителя;
диагональные - передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.
Одни и те же предметы, расположенные по вертикали или по горизонтали, по-разному воспринимаются зрителем, так как вызывают различные ассоциации.
Горизонтальная композиция
Вертикальная композиция
Диагональная композиция
На картине изображена бродячая труппа акробатов. С мастерской точностью художник нашел меру равновесия в композиции этой картины. Он противопоставил гибкую балансирующую фигурку юной гимнастки неподвижному, словно неотделимому от сиденья – куба, атлету на переднем плане.
В сопоставлении двух фигур - раскрывается ведущая тема творчества Пикассо "розового" периода: лирическая тема дружбы, внутреннего единства людей, которых сближает тяжелый труд артиста.
Пабло Пикассо.
Девочка на шаре.
1905. Холст, масло.
Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.
Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне иссиня-голубоватого тёмного ночного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме.
Линия искрящегося, освещенного луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувства печали, грусти, которыми пронизана вся картина.
Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или расформированными. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.
Цветовой контраст
Тоновой контраст
На пейзаже ярко прослеживается цветовой контраст между густой, тёмно-зелёной массои дальнего леса и яркой желтизной зелени освещенного солнцем луга и листьев впереди стоящих берёз.
Одновременно этот контраст является и тоновым — тёмная масса дальнего леса и светлая освещенная поляна. Также контрастны стволы берёз на свету и в тени, дальний лес и небо.
В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия
декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи
особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами.
Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, мазок, наложение красочных слоев, удары
резца, полировка.
Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы, Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.
Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?
Спасибо за внимание!
-75%
Читайте также: