Сообщение на тему средства художественной выразительности для создания картины природы

Обновлено: 30.06.2024

Однако пейзаж — это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указыва­ющих на специфику национальной жизни, уклада, но это — и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живопи­си предстает духовная атмосфера времени, совокупность ее чувств и переживаний.

Однако следует отметить, что изображение природы часто используется художниками и в других жанрах живописи (порт­рете, жанровой, батальной, былинной живописи), служа опре­деленным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа. В этом случае пейзаж ут­рачивает свое самостоятельное значение.

Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет много­вековую историю. Изображение природы встречается в египет­ских фресках, относящихся ко 2 тыс. до н.э. Известны целые панно с плоскостным изображением деревьев и сидящих на них птиц, Нил с лотосами и плавающими в воде рыбами.

Дальнейшее развитие пейзаж получил в древнегреческих фресках, римских мозаиках, изображающих пышные сады, цветники с животными и птицами. В IV—V вв. этот жанр до­стиг расцвета в Азии, Китае и Японии. Художники выполняли пейзажи на шелке тушью, изображая туманные горы, водные пространства, сосны, бамбук и т.д. (символические мотивы, носящие глубокий философский смысл, олицетворяющие воз­вышенные душевные качества человека).

В средневековой Европе пейзаж встречается в иконах, ре­лигиозных миниатюрах (сюжеты разворачиваются на тонко проработанных пейзажных фонах).

В период великих географических открытий изменяется представление о пространстве, утверждается точка зрения на материальность мира, появляется масштабная соразмерность природы и человека, в это время был открыт закон линейной и воздушной перспективы, что дало возможность показать при­роду с ее далями. Природу стали пристально изучать. Вырабо­танное мастерами Высокого Возрождения гуманистическое миропонимание способствовало развитию и становлению пей­зажа во второй половине XVI в. и особенно в XVII в. в Европе, сначала в Италии, затем в Голландии. Если в Италии художни­ки создают героические, романтические пейзажи с изображе­нием руин античных зданий, причудливых по форме скал, пышных садов и долин, то пейзажи художников Голландии от­личаются реалистическим изображением тучных пастбищ на бескрайних равнинах, дюн, поросших скудной растительно­стью, ветряных мельниц, узких улочек городов.

В становление пейзажного жанра внесли вклад многие поколения художников разных стран и эпох. Каждый век приобретает новое видение, вдохновляется новыми идеями. Художники изображали те проявления природы, которые от­вечали их переживаниям и взглядам. На картинах XVII в. лежит печать гуманизма, рационализма, благоговейного от­ношения к природе. В искусстве Ренессанса чаще всего встречаются образы весенней расцветающей природы, в ба­рокко — мотивы осеннего увядания. Сентиментализм тяго­теет к картинам вечерних, сумеречных пейзажей, в класси­цизме чаще встречается торжественная, спокойная природа.




В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи ут­вердился в XVIII в. До этого художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях. Первые живописцы работали в условной мане­ре. На рубеже XVIII—XIX вв. появились произведения, в кото­рых правдиво передавалась натура. Большим мастерством от­личаются пейзажи М. Н.Михеева, Ф.Я.Алексеева, изобра­жающие выдающиеся памятники архитектуры Москвы, Петербурга, Гатчины и Павловска. Новатором в области пей­зажа стал А. А. Иванов. Он первый передал в своих картинах великолепную воздушную перспективу средствами тона и цвета при различном состоянии дня.

Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А. Г. Венецианова и его учеников, которые изобра­жали крестьянскую жизнь на фоне поэтических картин сред­ней полосы России с ее лугами и полями спелой ржи. В творчестве А. К. Саврасова появляется новый мотив — ка­мерный лирический пейзаж, любовно и детально повествую­щий о красоте скромных уголков родной природы, утверж­дающий русскую национальную тему. Современники увидели в пейзажах А. К. Саврасова настоящую Россию с ее про­никающей в сердце красотой. Поиски средств передачи на­ционального пейзажа определили пути художников — певца средней полосы России Ф.А.Васильева, морских просто­ров — И. К.Айвазовского, создателя эпических полотен, по­священных русскому лесу — И. И. Шишкина.

Конец XIX — начало XX в. считают золотым веком русско­го пейзажа. Творчество художников XX в. очень разнообразно, как разнообразна и богата природа нашей Родины. Вспомним поэтические северные пейзажи А. А. Борисова, пейзажи Урала, Сибири Н. М. Ромадина, Б. Я. Ряузова; монументально-эпи­ческие пейзажи В. В. Мешкова, Б. В. Щербакова; индустриаль­ные пейзажи А. А.Дейнеки, В. Н.Яковлева, Г. Г. Нисского. Полны света, лирики, чистоты и ясности пейзажи средней по­лосы России художников Н. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, С. В. Ге­расимова, мастера элегического настроения В. К. Бялыницкого-Бируля и др.

Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив не­повторим, уникален. В зависимости оттого, что является объ­ектом изображения, различают следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж — леса, поля, луга, реки, озера, моря. Иногда его еще подразделяют на лесной пейзаж, морской пейзаж, горный пейзаж.

Следующим видом пейзажа является измененная, преоб­разованная человеком природа: сельский пейзаж, отражаю­щий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой; городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду — зда­ния, улицы, проспекты, площади, набережные, парки.

Иногда парковый пейзаж выделяют отдельно. Архитектурный пейзаж — ведута (от лат. videre — видеть) — близок к город­скому пейзажу, но здесь художник больше внимания обра­щает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. Индустриальный пейзаж показывает роль и значение человека — созидателя, строителя заводов, фабрик, плотин, электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, авто- и железнодорожных линий.

В последние десятилетия утверждается новый вид пейза­жа — космический или фантастический. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображении художника. Эти пейзажи показывают, как необычайно многообразна и ярка природа, как расширяются наши представления о Вселен­ной. Здесь реальность и фантастика идут вместе. Велики тай­ны и опасности, ожидающие посланцев Земли, поэтому кос­мические пейзажи часто тревожны и смятенны.

Интересным видом пейзажа является исторический пей­заж — изображение какой-либо местности в определенную эпоху, оживление в памяти давно минувшего и его эмоци­ональная оценка.

Природа на полотнах художников, создающих разные ви­ды пейзажей, предстает еще и в разное время года, суток, в разную погоду.

По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жан­рам литературы, что позволяет отметить их лирический, роман­тический, эпический, драматический и героический характер.

Героический пейзаж — здесь природа предстает величест­венной, торжественной, часто недоступной человеку (высо­кие горы, могучие деревья, необозримая гладь океана). Иногда на фоне этого пейзажа изображаются герои и боги.

По манере и технике выполнения можно отметить пейзажи обобщенные — лаконичные; детализированные — подробные и декоративные. Обобщенные, лаконичные — это пейзажи, в ко­торых художник передает природу в общих чертах, исключая конкретные детали; детализированные — очень конкретно вы­писаны отдельные объекты изображения: трава, цветы, части деревьев и кустов; декоративные — характеризуются яркостью, стилизованностью природных мотивов, плоскостностью изо­бражения.

Художественные картины подчас воздействуют значитель­но сильнее, чем какое-либо интересное природное явление или объект. Они передают чувства и переживания языком ис­кусства. И дело не только в том, что изображено, но и как изо­бражено, насколько выразительно. Чтобы увидеть, что изо­бражено, не требуется никакой художественной культуры. Но почувствовать поэзию картины, музыку ее художествен но-об­разного содержания, проникнуть в смысл идеи можно, если понимаешь язык искусства, т. е. те выразительные средства изображения, которые использует художник, ибо только тогда произведение начинает действовать на нас в полную силу.

Живопись (живо писать) — вид изобразительного искусст­ва — создание картин, наиболее полно и убедительно (живо) отражающих действительность. Язык, которым пользуется изобразительное искусство (изобразительно-выразительные средства), — система исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественного образа.

Основными средствами выразительности в живописи явля­ются: колорит — цветовая, живописная согласованность; рису­нок — изображение форм окружающего нас предметного мира, их характерных особенностей; композиция — организация кар­тины, составление, сочетание в ней элементов в единое целое, вычленение главного. От композиции зависит общее впечатле­ние, последовательность восприятия произведения.

Эти средства выразительности в любой художественной картине органично связаны, нерасторжимы, но в различных жанрах живописи они могут использоваться художником по-разному. Так, в пейзаже — в отличие от натюрморта, портре­та — иное измерение пространства, оно отличается многопла­новостью, многомерностью, многообъектностью, наличием ли­нейной и воздушной перспективы. В нем всегда предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных чело­веком объектов, их форм, фактур, размеров, цветовых взаимо­отношений, сезонных, климатических, временных изменений.

Пейзажная картина — это всегда обобщение художником увиденного, выражение языком живописи настроения, оп­ределенной идеи.

Рисунок отражает жизнь, полную движения, изменчиво­сти, передает характерное — в зависимости от пластики форм, объемности, освещенности, тяжести и устойчивости, движения, пространства. Художник изображает самое харак­терное, существенное, используя для этого способы и сред­ства изобразительности, разную технику, материалы, компо­зиционное построение.

Как бы ни были сходны между собой, однотипны по форме предметы, растения, животные, все же есть то, что при сопо­ставлении отличает их друг от друга, выражает их индивидуаль­ность. Как нет одинаковых людей, так не найти и абсолютно одинаковых деревьев, цветов, травинок, облаков и т. д. Формы, размеры их стволов, веток, листьев и крон необыкновенно раз­нообразны, но по характерным признакам мы различаем их как зимой, так и летом. Например, береза — белоствольна, стройна, имеет развесистую крону. Множество тонких веток под тяжестью листвы, плавно изгибаясь, опускается вниз, об­разуя красивые ниспадающие зеленые каскады и длинные ажурные гирлянды. А дуб — могуч, высок, кряжист. Толстые, угловатые, резко изгибающиеся ветви отходят от ствола почти под прямым углом, разделяясь на концах на множество коротких тонких веток. Листья создают пышную раскидистую крону. Но и среди берез иди дубов не встретить двух одинаковых: они могут быть молодыми или старыми, стройными или корявыми и т.д. Эти отличия наряду с типичными признаками подмечает художник. То же мы видим при изображении травы, которая бывает высокой или низкой, густой или редкой, пушистой или жесткой. Поэтому художники по-разному изображают ее — то сплошным пятном, то прорисовывая отдельные растения, по-разному прорабатывая формы, линии.

В пейзажах мы часто видим изображение воды: реки, озера, болота, пруды или лужицы. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются окружающие предметы, однако цвет их менее интен­сивен. При ветре поверхность воды покрывается рябью и вол­нами. В волнующейся воде отражения прерывисты, изломаны.

Даже ясное голубое небо имеет различные оттенки: в зените оно насыщенно голубое, ближе к горизонту — бледнеет, над горизонтом — бледно-голубое или белое, а утром и вечером приобретает вблизи солнца желтые, оранжевые, красные от­тенки и зеленые, синие, серо-синие, темные — в зените.

Так, палитру начала и середины осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, постро­енные на контрастах синего и оранжевого, красного, желто­го; темные красно-коричневые, бордовые и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму дополняют различные буро-зеленые оттенки.

Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные, сверкающие тона льда, кон­трасты белого и черного. Розовато-лимонно-желтые холодные нежные цвета сочетаются с нейтральными серыми оттенками.

Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пас­тельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого.

Краски лета сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят травянисто-зеленые, алые, малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными от­тенками.

Кроме сезонных особенностей палитры, художники знают закономерности цветосочетаний времени суток: в утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых оттенков, в полуденном — контрастных, насыщенных светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных теплых, в ночном — очень темных холодных синеватых и зеленоватых тонов. В пас­мурную погоду господствуют серые, мало насыщенные цветосочетания.

Владея цветовой культурой, художники учитывают воздей­ствие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раз­дражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зе­леные тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, желтые. Но воздействие цвета обуславливается и теми ассо­циациями, которые он приобрел в практической жизни. В жи­вописи колорит играет существенную роль. Выражение глав­ной идеи зависит от выбора художником доминирующего цвета и подчинения ему всех остальных. Именно тогда цвет несет особую эмоциональную нагрузку, передает настроение, состояние природы, вызывает различного рода ассоциации.

Наиболее характерными и часто встречающимися компо­зиционными закономерностями являются целостность, сим­метрия и ритм. Целостность проявляется в построении про­изведения, его конструкции; симметрия — в равновесии левой и правой части картины; ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные ин­тервалы. Для симметрии характерно относительное спокой­ствие, равновесие частей, ритм передает движение.

Не все закономерности, правила и свойства композиции доступны пониманию детей, но, как показывают исследова­ния, некоторые из них, благодаря целенаправленной пе­дагогической работе, дети осознают и используют в своей деятельности. Так, в композиции весьма существенным эле­ментом является определение границ изобразительной плос­кости форматом холста. Формат холста, который выбирает художник, — не случайность, а результат композиционных поисков. Прямоугольный горизонтальный формат создает ощущение протяженности, пространственности, иногда по­коя и тишины. Вертикальная выстроенность прямоугольного холста создает ощущение движения вверх или торжествен­ности, величия, возвышенности, приподнятости, стройно­сти. Квадратный формат полотна (квадрат — самая устой­чивая форма) создает ощущение стабильности, спокойствия, умиротворения.

Линейную перспективу характеризуют три основные со­ставляющие: горизонт, точка наблюдения и точка схода ли­ний к горизонту.

Построение пространства и объемов в пейзаже связано и с воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой фор­мы, передачей общего цветового тона полотна. Кажущиеся из­менения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства называются воздушной перспективой. Воздух — прозрачная среда. Но прозрачность его непостоянна, она меняется с увеличением пространства, т.е. толщиной воздушного слоя, с увеличением влажности, давле­ния, количества частиц пыли и пр. Обволакивая предмет, воз­дух меняет его внешний вид. Вместе с тем художник учитывает особенности зрительного восприятия. Все детали ближнего плана воспринимаются четко со многими подробностями и фактурой, а удаленные — обобщенно. Поэтому художник кон­туры ближних предметов выписывает резче, а удаленных — мягче. Первый план, как правило, более энергичен по цвету, контрастам, деталям, объемности предметов. В последующих планах эти характеристики предметов становятся менее выра­женными. Они смягчаются воздухом, освещением. Удаляясь от зрителя, предметы утрачивают объемность, их цвета становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки — голубой, молочно-белый, фиолетовый. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные — одноцветными.

Глубину пейзажного пространства художник строит так­же за счет передачи различного расположения предметов и объектов натуры: горы, лес, деревья, строения, частично за­крывая друг друга, изменяясь в размерах, четкости, цвете, будут строить глубину изображаемого сюжета. В результате одни предметы воспринимаются стоящими близко, дру­гие — далеко. Впечатление глубины пространства достига­ется и за счет перспективных изменений света и использо­вания эффективного освещения. Глубина в изображении строится иногда от сравнительно светлого первого плана до затемненного дальнего, или от насыщенного, плотного по тону первого плана до светлых, воздушных дальних планов. Знание закономерностей, правил и приемов композицион­ного построения пейзажного мотива позволяет художнику на плоском холсте создать образ реального пейзажа в его пространственности, многомерности, объемности и цвето­вой согласованности.

Таким образом, для живописного пейзажа характерны свои средства выразительности, свой язык, и мы, чтобы по­мочь детям глубже понять тот или иной художественный об­раз, смысл произведения, его настроение, постараемся об­ратить внимание на некоторые из них.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Средства художественной выразительности при создании литературного пейзажа Ав.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Средства художественной выразительности при создании литературного пейзажа Ав.

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на.


Что же такое образность? Образность в литературе – способность ярко и эмоцион.

Что же такое образность? Образность в литературе – способность ярко и эмоционально изображать явления и картины жизни, посредством художественных приёмов и фигур речи. Образ – форма отражения жизни

Средства художественной выразительности Эпитет – это определение при слове, в.

Идет волшебница-зима. Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась клоками, По.

Идет волшебница-зима. Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы. А. С. Пушкин


«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на.



Создание живописной картины – сложная творческая работа. Процесс, часто длительный, требует от художника приложения всех его физических и духовных возможностей.

Точной инструкции по написанию картин не существует. Не поддается искусство регулированию. Мастер выражает индивидуальность, мироощущение, эмоции художественными средствами живописи. Каждое произведение – сочетание творческого подхода и особых приемов.

Окружающий мир красками

Красивейшие картины мира через века сохранили притягательную силу. Художники писали шедевры, используя характерные методы. К ним относят:

  1. цвет и колорит;
  2. живописное пятно и линия;
  3. мазок;
  4. световой и цветовой контраст;
  5. фактура;
  6. композиция.

Живописец с помощью этих средств передает настроение, чувство радости или грусти, красоту окружающего мира.

Цвет и колорит

Свой цвет имеет любой живой и неживой объект. Цвет – в живописи главное выразительное средство. С его помощью творец создает художественное изображение, моделирует пространство, задает ритм, воздействует на зрителя.

Необходимый цвет получает на палитре, смешивая краски. Затем создает единственный для каждой картины колорит – гармоничное соотношение цветов, воплощая образную идею. В природе цвета делятся на 2 гаммы – холодную, спокойную и умиротворяющую, и теплую, активную и веселящую. Вместе они ведут себя контрастно, теплый цвет кажется ближе, а холодный отступает вглубь.

Мазок

Мазок формирует новые стили и оказывает влияние на живописцев. Транслирует их чувства и мысли. Умение применять технику мазка свидетельствует о мастерстве художника. Вид мазка наполняет смыслом изображение:

Пятно и линия

Линия и пятно – совокупность мазков, очерчивающих краской предмет на холсте. Пятно – силуэт объекта, выделяется от остальной плоскости по цвету. Художник подбирает для образа набор пятен, мягких или резких, скупых или живописных. Нужные ассоциации легко возникают у зрителя.

Световой и цветовой контраст

Контраст в живописи – разница в цвете, тональности, насыщенности. Сочетание противоположных параметров – пятен и линий, яркого и мрачного. Контраст может быть легкий или напряженный. Это зависит от цветов спектра. Теплые – цвета огня, холодные – неба и воды. Светлые и темные цветовые пятна помогают рассмотреть строение и форму предмета.

Фактура

Репродукции произведений живописи не оказывают должного впечатления, не передают в полной мере эмоции автора. В раскрытии образа оригинала фактура играет значимую роль. Поверхность красочного слоя усиливает психологическое воздействие. Матовая или глянцевая, гладкая или шероховатая, она вызывает определенные ассоциации, воспоминания.

Композиция

Композиция – расположение на картине элементов, точно показывающих замысел художника. Это искусство сочетать фигуры, пятна, усилить цвет, или ослабить, добавить свет, или приглушить. Продуманная композиция красноречиво выражает художественный образ.

Картина имеет главный объект. Вокруг него строится композиция. Каждая часть на своем месте, ни одна не лишняя или незаконченная.

Важная составляющая композиции – перспектива. Изображение глубины пространства усиливает эффективность восприятия картины. Перспективу различают как линейную и тональную (воздушную).

Композиция подчиняется законам:

  1. целостности – картина выглядит как единое законченное произведение;
  2. контрастов – выражается смысловыми противоположностями;
  3. воздействия – зритель воспринимает элементы картины в зависимости от их расположения на полотне.

Художник предварительно вынашивает идею. Пишет этюды, работает над композицией. Использует выразительные средства живописи и передает зрителю настроение, открывает свой внутренний мир.


Презентация рассказывает, какими средствами выразительности воздействует на человека произведение изобразительного искусства, вызывая определенные образы, ассоциации.

Описание разработки

К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…

Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

Всё в природе имеет определённый цвет, который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.

Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок.

С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

презентация средства художественной выразительности

Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения.

Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

Содержимое разработки

Средства художественной выразительности

К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм… Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…

Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

А.И. Куинджи. Закат в степи на берегу моря Всё в природе имеет определённый цвет , который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться. Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Закат в степи на берегу моря

Всё в природе имеет определённый цвет , который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.

Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок.

С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

В изобразительном искусстве различают композиции: вертикальную горизонтальную диагональную Каждая по-разному воздействует на зрителя Вертикальная – придает художественному произведению порыв, движение вверх; горизонтальная – статичность, спокойствие, движение мимо зрителя; диагональные - передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства. Одни и те же предметы, расположенные по вертикали или по горизонтали, по-разному воспринимаются зрителем, так как вызывают различные ассоциации.

В изобразительном искусстве

различают композиции:

Каждая по-разному

воздействует на зрителя

Вертикальная – придает художественному произведению порыв, движение вверх;

горизонтальная – статичность, спокойствие, движение мимо зрителя;

диагональные - передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Одни и те же предметы, расположенные по вертикали или по горизонтали, по-разному воспринимаются зрителем, так как вызывают различные ассоциации.

Горизонтальная композиция

Горизонтальная композиция

Вертикальная композиция

Вертикальная композиция

Диагональная композиция

Диагональная композиция

На картине изображена бродячая труппа акробатов. С мастерской точностью художник нашел меру равновесия в композиции этой картины. Он противопоставил гибкую балансирующую фигурку юной гимнастки неподвижному, словно неотделимому от сиденья – куба, атлету на переднем плане. В сопоставлении двух фигур - раскрывается ведущая тема творчества Пикассо

На картине изображена бродячая труппа акробатов. С мастерской точностью художник нашел меру равновесия в композиции этой картины. Он противопоставил гибкую балансирующую фигурку юной гимнастки неподвижному, словно неотделимому от сиденья – куба, атлету на переднем плане.

В сопоставлении двух фигур - раскрывается ведущая тема творчества Пикассо "розового" периода: лирическая тема дружбы, внутреннего единства людей, которых сближает тяжелый труд артиста.

Пабло Пикассо.

Девочка на шаре.

1905. Холст, масло.

Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.

Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.

Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне иссиня-голубоватого тёмного ночного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме.

Линия искрящегося, освещенного луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувства печали, грусти, которыми пронизана вся картина.

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или расформированными. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или расформированными. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.

Цветовой контраст

Тоновой контраст

На пейзаже ярко прослеживается цветовой контраст между густой, тёмно-зелёной массои дальнего леса и яркой желтизной зелени освещенного солнцем луга и листьев впереди стоящих берёз.

Одновременно этот контраст является и тоновым — тёмная масса дальнего леса и светлая освещенная поляна. Также контрастны стволы берёз на свету и в тени, дальний лес и небо.

В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, мазок, наложение красочных слоев, удары резца, полировка.

В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия

декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи

особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами.

Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, мазок, наложение красочных слоев, удары

резца, полировка.

Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы, Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы, Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?

Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?




Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%

Читайте также: