Сообщение на тему современное словообразование
Обновлено: 30.06.2024
Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов.
Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:
1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),
2) определить, от чего и с помощью чего образованно данное производное слово.
Основные понятия словообразования:
- производная (ПН) основа,
- производящая (ПЩ) основа (или основы),
- процессы, сопровождающие словообразование.
Средство и способ словообразования
Понятия средства и способа словообразования используются для описания того, как от основы одного слова (или нескольких основ) образуется основа другого слова. Первая основа называется производящей, вторая - производной. Производящая основа - ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа. Производная основа - основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик > стол, столик - 'маленький стол' (о производной и производящей основе и критерии мотивированности см. также в разделе "Морфемика").
Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка, суффикс или постфикс), а также их сочетание - одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т .п.
Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:
1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист бежа-ть.
В процессе словообразования имеют место следующие процессы, служащие для взаимоприспособления морфем в производном слове:
Словарный запас любого языка постоянно расширяется за счет новых лексических единиц. Основным способом его пополнения является словообразование. Этот процесс имеет свои особенности и типы. Основные способы словообразования индивидуальны для каждого конкретного языка. Это зависит от структуры, характеристик и сочетаемости частей речи.
Понятие
Под словообразованием понимают появление новых лексических единиц при помощи суффиксации, префиксации, а также других методик. Человек, который знает способы словообразования в языках, способен более быстро пополнять свой лексический запас, а также читать и понимать фразы без необходимости использования словаря.
Существует несколько классификаций способов словообразования. Некоторые лингвисты используют для типологизации понятия синхронии и диахронии, однако самым распространенным вариантом является распределение данного процесса на морфемный и неморфемный подвиды. Классификация также зависит от языка, где происходит словообразование. Таблица внизу иллюстрирует особенности данного процесса для русского языка.
Префиксально-суффиксальный и его комбинации
Каждый подвид имеет свои особенности и характеристики.
Словообразование при помощи морфем
Морфемный способ характеризуется тем, что новые слова в языке появляются благодаря использованию уже существующих лексических единиц и специфических аффиксов. Этот тип имеет свои основные способы словообразования:
- Суффиксальный.
- Префиксальный.
- Разные комбинации префиксального, суффиксального и постфиксального типов.
- Сложение.
- Аббревиация.
Каждый вариант имеет отличительные характеристики, особенности и определенные правила образования.
Суффиксальный тип
Основным способом словообразования для русского языка является процесс суффиксации. В этом случае новые лексические единицы появляются путем прибавления к основе слова суффикса словообразовательного типа. Например, учи-ть, учи-тель. Суффиксация охватывает практически все части речи, однако самым распространенным является словообразование существительных, наречий и прилагательных.
Данный процесс сопровождается разнообразными морфемными изменениями, которые делятся на несколько подвидов:
- Чередование морфем: друг – дружить (г–ж).
- Усечение производящей морфемы: высокий – высь.
- Наложение нескольких морфем: розовый – розоватый.
- Изменение ударения: зеленый – зелень.
Это далеко не полный перечень изменений, к которому может приводит словообразование. Суффиксы влияют и на другие морфемные характеристики. Уровень изменений зависит от особенностей конкретного языка.
Префиксальный тип
Если новое слово образуется при помощи добавления к основе соответствующей приставки, то речь идет о процессе префиксации. В отличие от суффикса, префикс обычно образует новые лексические единицы в пределах одной части речи. Для русского языка традиционным при помощи данного способа является словообразование глаголов. Например: готовить – приготовить – подготовить; писать – подписать – отписать и др.
Несмотря на достаточную распространенность подобного типа, чаще всего префиксация используется параллельно с другими типами словообразования. Достаточно часто это суффиксация, постфиксация и др.
Комбинация суффиксации, префиксации и постфиксации
Современное словообразование характеризуется наличием слов с одновременным использованием суффиксации, префиксации и других подобных вариантов, а также разнообразной их комбинации. В русском языке различают следующие способы:
- Префиксально-суффиксальный. Новое слово образуется одновременно при помощи префикса и суффикса. Например, дорога – подорожник; граница – заграничный.
- Постфиксальный. Появление нового слова при помощи добавления постфикса: -ся, -либо, -нибудь, -таки, -ка и др. Например, кто – кто-либо – кто-нибудь.
- Префиксально-постфиксальный. В этом случае новое слово образуется при помощи префикса и постфикса одновременно. Чаще всего подобный вариант присутствует в одной и той же части речи. Соответственно, таким способом возможно словообразование прилагательных, существительных, глаголов и др. Например, звонить – дозвониться; спать – высыпаться и др.
- Суффиксально-постфиксальный. Слово появляется одновременно при помощи суффикса и постфикса. Например, суета – суетиться; толпа – толпиться. Словообразование глаголов – единственная сфера в русском языке, где используется данный способ.
- Префиксально-суффиксально-постфиксальный. Данный вариант характеризуется образованием нового слова при помощи одновременно суффиксации, префиксации и постфиксации. Например, шептать – перешептываться; говорить – переговариваться.
Подобные типы словообразования весьма активны не только в русском, но и во многих других языках.
Сложение
Достаточно распространенным для русского языка является наличие сложения в качестве способа словообразования. В этом случае новая лексическая единица появляется в результате объединения двух или более отдельных слов в одно целое. В зависимости от того, какие именно слова объединяются и каким именно способом, различают следующие основные способы словообразования при помощи сложения:
- Основосложение. Новые лексические единицы появляются после сложения двух или более слов с применение интерфикса. При этом основным является именно последний компонент комбинации. Например, оплодотворить, повседневный и др.
- Сложение двух или более слов, которое характеризуется наличием содержательного равенства. Например, диван-кровать, премьер-министр и др.
Сложение активно используется в русском и других языках и чаще всего отвечает за словообразование существительных и глаголов.
Аббревиация
Способ образования, который представляет собой конструирование новых лексем при помощи сращивания частей других слов, называется аббревиацией. В зависимости от способа комбинации и особенностей используемых частей слова, различают следующие аббревиации:
- Инициальная. В этом случае новые слова появляются при помощи использования отдельных звуков или букв. Соответственно, инициальная аббревиация может быть звуковой (например, МХАТ, вуз) или же буквенной (например, НЛО, СНГ и др.).
- Слоговая. Этот тип предполагает использование отдельных частей разных слов (например, универмаг, профком и др.).
- Смешанная. Данный тип являет собою комбинацию начальной части одной лексической единицы и другой единицы полностью (например, зарплата, профсоюз и др.).
Аббревиация особенно актуальна в современной лексикологии, поскольку сейчас наблюдается мировая тенденция касательно обеспечения максимальной точности и краткости языка.
Неморфемные виды словообразования
Что касается конструирования новых лексических единиц без использования морфем, то выделяют следующие основные способы словообразования:
- Лексико-синтаксический.
- Морфолого-синтаксический.
- Лексико-семантический.
В подобных случаях новые слова появляются благодаря переходу одной части речи в другую, сращении или расчленении лексического значения слова на отдельные составляющие.
Лексико-синтаксический способ
Данный вариант также называют сращением, поскольку новые слова в этом случае образуются путем сращения конкретного словосочетания. Это приводит к тому, что меняется не только лексическое значение слова, но также и его синтаксическая роль. Например, вечно зеленый – вечнозеленый: с ума сошедший – сумасшедший и др.
Чаще всего зависимой лексической единицей выступает наречие, а само сращение часто являет собой словообразование прилагательных или причастий. От синонимов подобные лексические единицы отличаются тем, что имеют ударение и строгий порядок расположения всех своих частей.
Морфолого-синтаксический способ
Данный вариант характеризуется образованием новых слов путем перехода одной части речи в другую. Существуют следующие подвиды данного способа:
- Субстантивация. Переход одной части речи в существительное. Например, ведущий специалист и ведущий шоу, раненный боец и молчаливый раненый и др.
- Адъективация. Переход частей речи в прилагательное. Например, начинающий певец, крашеный стол и др.
- Адвербиализация. Переход существительного в наречие. Например, зимним утром – прийти утром.
Существуют также и другие варианты морфолого-синтаксического способа. Каждый язык имеет свои особенности, варианты сочетаемости и отличительные черты.
Лексико-семантический способ
В этом случае новые лексические единицы появляются после того, как конкретное слово расщепляет свое базовое значение и получает дополнительные. Например, спутник – как попутчик и как небесное тело; титан – мифический гигант и металл и многие другие. Таким образом, состав словаря языка меняется за счет вариации семантики слова.
Для словообразования подобным образом нужны определенные условия и схожесть двух явлений или объектов. Для этого часто нужно достаточно большое количество времени.
Словообразование в английском языке
Конструирование новых слов в английском языке осуществляется разными способами. Традиционно лингвисты выделяют словосложение и словопроизводство как словообразование в английском языке. Таблица ниже это иллюстрирует:
Существительное + существительное (toothpaste)
Прилагательное + существительное (high way)
Предлог + существительное (underworld)
Существительное + глагол (to babysit)
Наречие + существительное (to downgrade)
Что касается словосложения, то такой способ характерен и для русского языка. Подобным образом в английском языке образуются практически любые части речи. Например, to blackmail, girlfriend, dark-blue, somebody и др. Словопроизводство характеризуется образованием одних лексических единиц от других. Это можно осуществить при помощи конверсии одной части речи в другую (answer – to answer), изменения места ударения (conflict – to conflict), чередования звуков (advice – to advise) или аффиксации при помощи суффиксов и префиксов. Комбинация и переход – это основа, которую имеет словообразование в английском языке. Таблица это демонстрирует.
Основной способ расширения словаря – это словообразование, которое имеет свои виды, а также особенности в зависимости от части речи. Процесс образования новых лексических единиц никогда не прекращается и имеет свои отличительные черты в разных языках.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Словообразование: сущность понятия, характеристика
На рубеже тысячелетий, в условиях современных политических, экономических и общественно значимых преобразований, происходит стремительный прогресс общества, который проявляется в различных сферах деятельности человека. Он отражается и на разговорной речи, и на устных и письменных ее формах, влечет за собой закономерное изменение различных дискурсов. Все это приводит к закономерному явлению – появлению в речи новых слов (неологизмов), или же окказионализмов – новых значений уже привычных, узуальных слов. Для такого пополнения речи различными словами требуются и различные способы словообразования [2].
Новые слова всегда неразрывно связаны с новыми значениями. Это может быть абсолютно новое слово, или обновленное значение старого слова. Возникают они тогда, когда возникает в этом потребность. Должна сложиться такая жизненная ситуация, при которой необходимо выразить несколько иное значение или отношение к старым предметам, или охарактеризовать их с иной точки зрения. Иногда появляются новые предметы или явления, которые требуют определения и наименования. В основе образования новых слов лежит изменение существующих компонентов языка. Изменениям могут подвергаться различные части и компоненты слова, к примеру, основы, суффиксы, аффиксы. Как правило, изменение осуществляется по заранее намеченным, закрепленным схемам и моделям словообразования. Используются общие лингвистические принципы [3].
Под словообразованием понимают раздел языкознания, в котором рассматриваются способы, виды, типы и правила словообразования. Словообразование, как правило, является продуктивным и имеет конечный результат, выраженный в виде конечного продукта – слова. Образование слова сопровождается такими процессами, как продуктивность, активность. При этом активно применяются словообразовательные средства, словообразовательные модели. Словообразование тесно связано с такими разделами языкознания, как фонетика, грамматика, лексикология, стилистика. Эта взаимосвязь определяется системным характером языка [1].
Структура каждого некорневого слова, а также каждого корневого слова представляет собой итог словообразования и является важным компонентом лексикологии. Суть словообразовательного процесса состоит в том, что в результате образуется новое слово. Также образуются новые наименования новых вторичных единиц обозначения. Постепенно происходит трансформация вторичных лексических единиц в слова. В связи с этим термин словообразование раскрывается в буквальном смысле, то есть, прежде всего, как наименование процесса образования новых слов.
Именно морфология лежит в основе развития языка. Морфологическая структура новообразованного слова является индикатором общественного развития, который четко реагирует на любые изменения в научной, политической, общественной, экономической жизни общества [3].
Словообразование следует понимать как источник не просто готовых слов, но и сводку правил и моделей, по которым идет образование слова. Существуют также экстралингвистические факторы, которые определяют ход словообразования, а также существенно углубляют и уточняют представления о механизме словообразования. При этом учитываются определенные принципы.
Если говорить о тенденциях словообразования, необходимо учесть, что этот процесс является продуктивным. При этом следует подразумевать преимущественное употребление тех или иных словообразовательных средств. Продуктивное словообразование характерно английскому языку в целом. Использование словообразовательных моделей является одной из характеристик языка. Основными компонентами словообразования является аффиксация, суффиксация, префиксация [4].
Существуют многочисленные дискуссии относительно количественных и качественных характеристик способов словообразования. В зависимости от того, какой классификацией пользоваться. Можно насчитать различное количество способов словообразования. Так, Кронгауз утверждает, что существует 5 способов словообразования. Он объединил в своей классификации наиболее значимые способы. Применяющиеся в процессе выведения неологизмов. Его противники и критики считают, что существует намного больше этих способов. Такое расхождение во взглядах объясняются тем, что часто происходит смешение различных способов образования слов. Более того, одни способы становятся более актуальными, другие утрачивают свою значимость. Одни поднимаются и закрепляются на уровне литературных норм, другие же функционируют в рамках разговорной речи или отдельных диалектов [5].
1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. – М.: Наука, 1990. – 342 с.
2. Бенвенист, Эмиль. Общая лингвистика: Пер. с фр. / Э. Бенвенист. - М.: РФ, 2014. - 448с
3. Береза Л.П. Стилистика газетного текста // Лингвистика текста и обучение иностранного языка. – 1978. – №4. – С. 96 – 101.
4. Гальперин И.Р. Опыты стилистического анализа. – М.: Высшая школа,1968. – 62 с.
5. Герд, А.С. Прикладная лингвистика. - Спб.: Изд-во СпбГУ, 2015. - 268 с.
7. Заботкина, В.И. Новая лексика современного английского языка/В.И. Заботкина. - М.: ВШ, 2015. - 126 с.
8. Загоруйка А.Я. Конверсия – морфологический способ словообразования. – М.: Наука, 1961. – 219 с.
9. Кверк Р. Стиль и коммуникация в английском языке // Общественные науки за рубежом. Языкознание. – 1984. – №6. – С. 200 – 209.
10. Кубрякова С.С. Что такое словообразование. – М.: Наука, 1965. – 327 с.
11. Кудашов Д.М., Лещева Л.М. Словосложение в английской адъективной лексике // Материалы юбилейной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, посвященной 50-летию университета. 23–24 апреля 1998г.: В 3ч. Ч.2 / Отв. редактор Баранова Н.П. – Мн.: МГЛУ, 1998. – С. 99 – 101.
12. Куликова, И.С., Салмина, Д.В. Введение в металингвистику. – СПб, 2012. - 352 с.
13. Мальцев В.А. Стилистика английского языка. Учеб. пособие для институтов и факультета ин. языков. – Мн.: Вышэйшая школа, 1984. – 117 с.
14. Мешков О.Д. Семантические аспекты словосложения английского языка. – М.: Наука, 1986. – 208 с.
15. Мешков О.Д. Словообразование современного английского языка. – М.: Наука, 1976. – 312 с.
16. Мешков О.Д. Словосложение в современном английском языке. Учеб. пособие для институтов и факультета ин. языков. – М.: Высшая школа, 1985. – 187 с.
17. Мороховский А.Н., Воробьева О.П., Лихошерст Н.И., Тимошенко З.В. Стилистика английского языка. – К.: Выща шк., 1991. – 272 с.
18. Стеллиферовский А.В. Некоторые структурно-смысловые характеристики информационных газетных текстов // Функциональные стили. Лингвометодические аспекты. – М.: Наука, 1984. – С. 130 – 141.
19. Стриженко А.А. О некоторых особенностях публицистического стиля в сопоставлении с научным // Функциональные стили и преподавание иностранных языков. – М.: Наука, 1982. – С. 109 – 125.
20. Троицкая Г.П. Семантические связи при словообразовании по конверсии в современном английском языке // Иностранные языки в школе. – 1964. – №1. – С. 20 – 31.
21. Харитончик З.А. Лексикология английского языка. – Мн.: Вышэйшая школа, 1992. – 197 с.
22. Хомяков В.А. Введение в изучение сленга – основного компонента английского просторечия. - М., 2015. –20-50 с.
23. Царев П.В. О некоторых активных словообразовательных моделях современного английского языка // Иностранные языки в школе. – 1976. – №5. – С. 23 – 34.
24. Chapell, H. Is the get-passive adversative? Papers of Linguistics, vol. 13, 1980. – PP. 225-252
25. Collins, P. C. Get-passives in English. World Englishes, vol. 15. – P. 48
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
-
, или приставки; ; ; , или соединительные гласные; , или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
2) сложение усеченной основы и слова:
3) сложение усеченных основ слов:
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
Таблица с примерами
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) - загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) - прохожий (прил.) человек
Лексико-синтаксический способ словообразования
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высок о витаминный корм;
- мало, изученный → мал о изученный район;
- слабо, видящий → слаб о видящий человек;
- низко, оплачиваемый → низк о оплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубок о уважаемый;
- выше указанный → выш е указанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука' (пшеничная) - му'ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
Читайте также: