Сообщение на тему социальное здоровье подростка

Обновлено: 04.07.2024

Процесс развития общества во многом определяется уровнем популяционного здоровья подростков, который оказывает значимое влияние на здоровье нации в целом и формирует ее культурный, интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал 1 . По определению Всемирной организации здравоохранения подростки – это молодые люди в возрасте от 10 до 19 лет 2 . В России окончанием детского возраста считается достижение совершеннолетия, то есть 18 лет, но некоторые демографические показатели рассчитываются для категорий от 10 до 14 лет и от 15 до 19 лет.

В настоящее время в России (на начало 2017 года) насчитывается 11293 тыс. детей в возрасте 10-17 лет, что составляет 8,1 % от общей численности населения страны. В сложившейся ситуации смертность населения подросткового возраста является актуальной социально-демографической проблемой, а ее тенденции, причины и возрастно-половая специфика – объектами пристального изучения. В РФ это, прежде всего, связано со сложившейся кризисной демографической ситуации, уменьшением численности населения и его плотности 3 . Потери жизни в подростковом возрасте сказываются на уровне средней продолжительности жизни, уменьшении числа лиц активного трудоспособного возраста и связанных с этим экономическими потерями государства. Главное экономическое последствие преждевременной смертности подростков – уменьшение численности трудового потенциала страны. В Российской Федерации за последних 10 лет показатель подростковой смертности сократился на 35,3 %. Однако более чем в 70 % случаев причинами смерти являются травмы и отравления 4 . Среди основных внешних причин смертности подростков особую тревогу вызывает уровень суицидов, на которые приходится около одной четверти травматической смертности в этом возрасте. Это самый высокий уровень в Европе. В России высока смертность от повреждений с неопределенными намерениями или повреждений без уточнений, которые маскируют значительную часть таких социально обусловленных причин, как убийства и отравления наркотиками 5 .

На фоне положительных достижений в снижении подростковой смертности, неутешительными остаются показатели, характеризующие заболеваемость детей подросткового возраста, особенно 15-17 лет. Состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах.

В 30 % случаев у детей обнаруживаются проблемы, вызванные несоответствием рациона питания потребностям стремительно растущего детского организма. Большинство школьников едят слишком мало белковой пищи, испытывают нехватку витаминов, растительной клетчатки, а вот углеводов в их рационе слишком много. В развитие болезней желудочно-кишечного тракта (гастритов и гастродуоденитов, дискинезии желчевыводящих путей, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки) вносят свой вклад отсутствие регулярного питания, постоянное изменение режима, высокий уровень эмоционального напряжения 8 .

В настоящее время особую обеспокоенность вызывает состояние нервно-психического здоровья подростков. За 10 лет общая заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения подростков в возрасте 15-17 лет увеличилась на 11,3 %. Нервно-психические расстройства (неврозы, проблемы в работе вегетативной нервной системы, астено-невротический синдром, синдром дефицита внимания и гиперактивности), нарушения работы сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, нарушения ритма сердца), болезни органов зрения (дальнозоркость, близорукость, астигматизм) чаще отмечаются у учащихся 8–11 классов 11 . В это время организм становится очень чувствителен и малоустойчив к высоким учебным нагрузкам, эмоциональному напряжению, вызванному сложными взаимоотношениями с преподавателями и сверстниками, неблагоприятной атмосферой в семье, нарушением режима дня, недосыпанием.

Еще одной социальной проблемой является тенденция все более частого использования в обучении электронных гаджетов. К сожалению, внедрение новых средств информационно-коммуникационных технологий в школах (интерактивные доски, ридеры, ноутбуки, мобильные планшеты, компьютерные программы, Wi-Fi и др.) далеко не всегда сопровождается соблюдением требований санитарного законодательства и безопасных условий их использования. Свободное время школьники-подростки также проводят перед телевизором и перед компьютером. Все это сказывается на самочувствии детей: около 65 % подростков жалуются на усталость, не меньше 55 % – на проблемы со зрением и головные боли 12 .

Важнейшей социальной проблемой, связанной с состоянием психического здоровья, являются случаи употребления подростками психоактивных веществ, что составляет более 30 % в структуре всех психических и поведенческих расстройств. В проведенном нами исследовании в ряде школ Московской области, где учатся дети из достаточно благополучных семей (дети инженерных и научных работников) более 66 % мальчиков и 80 (!)% девочек подтвердили опыт знакомства с алкоголем 14 .

Пробовали курить более 50 % опрошенных. Среди опрошенных подростков более 15 % мальчиков и 12 % девочек пробовали курить наркотические вещества, причем более 2 % респондентов делали это много раз. Почти 5% мальчиков и 0,6 % девочек (р≤0,05) пробовали вдыхать наркотические вещества через нос, 1,5 % подростков пробовали употреблять таблетки, содержащие наркотические вещества 15 .

Последнее десятилетие ХХ века ВОЗ объявил десятилетием охраны репродуктивного здоровья подростков, поэтому во многих странах была проведена серия исследований, показавших основные социальные проблемы, с которыми сталкиваются юноши и девушки развитых стран, в том числе России:

  • раннее начало половой жизни;
  • пренебрежение средствами контрацепции;
  • высокая заболеваемость инфекциями, которые передаются половым путем.

Необходимо заметить, что частота регистрации инфекционных заболеваний, передающихся половым путем, среди 15–19-летних российских девушек снизилась за последние 15 лет в 4–6 раз, но при этом она по-прежнему остается высокой. Знания о том, как защититься от таких проблем, подростки черпают прежде всего из СМИ и Интернета. Опросы подростков показали, что данная тема на уроках биологии или основах безопасности жизнедеятельности обсуждается крайне редко и положительный ответ о том, что информация о личной гигиене подростков, в том числе о негативном влиянии инфекций на здоровье, была получена в школе, дали только 4 % опрошенных 16 .

Отсутствие знаний в области репродуктивного здоровья негативно влияет на поведение девочек-подростков. Так, опыт сексуальных отношений к возрасту 18 лет имеют 41,9 % девочек, больше половины девушек допускают возможность сделать аборт. Россия по-прежнему лидирует среди стран Европы по количеству рождений и абортов у матерей в возрасте до 20 лет, при чем в большинстве случаев девушки-подростки прерывают первую беременность, нанося тем самым непоправимый вред своему здоровью 17 .

Важным показателем здоровья детского населения является число детей с инвалидностью, т.е. стойким ограничением жизнедеятельности. Доля подростков среди детей-инвалидов приближается к 30 % и продолжает расти. Кроме того, по мнению ряда экспертов, значительная часть детей, нуждающихся в оформлении инвалидности остаются неучтенной официальной статистикой в силу ряда причин 18 .

Существующая структура проблем здоровья российских подростков показывает, что более 65 % из них имеют ограничения в выборе профессии и профиля обучения в средней и высшей школе. В связи с чем многие осваивают профессию, которая была выбрана вынужденно и не вызывает большого интереса. Опрос выпускников и их родителей показал, что решение о будущей профессии они принимали без профессиональной помощи психологов и педагогов (60 %), в том числе без учета рекомендаций врачей-педиатров (в 97 %). К сожалению, эта стратегия часто затрудняет полноценную профессиональную реализацию, приводит к появлению психологических проблем и обострению хронических болезней 19 .

Подавляющее большинство подростков считают себя здоровыми, однако, многие из них не доживают до взрослой жизни, умирая от негативного воздействия различных внешних причин или от болезней, которые можно было бы предотвратить или успешно контролировать 20 .

Сегодня самыми серьезными проблемами подросткового возраста являются:

  • Ранние беременности и роды. Ежегодно на девушек 15–19 лет приходится более 10 % родов и более 20 % болезней, вызванных беременностью и родами. Более одной трети девушек сообщают, что их первый сексуальный опыт был принудительным.
  • Болезни, передающиеся половым путем, особенно ВИЧ/СПИД.
  • Неправильное питание (как недоедание, так и переедание).
  • Снижение показателей психического здоровья. Так, 20 % молодых людей страдают депрессиями, расстройствами настроения и питания, токсикоманией, склонны вести себя небезопасным образом (суицидальные формы поведения, в том числе увлечение экстремальными видами спорта). Среди подростков 15–19 лет самоубийство – вторая по значимости причина смерти.
  • Наличие вредных привычек: употребление табака, алкоголя и психоактивных веществ (в России средний возраст начала постоянного курения – 12 лет!).
  • Смерть от внешних причин: травмы, дорожно-транспортные происшествия, отравления, суициды.

На становление здоровья подростков большое влияние оказывают условия и образ жизни. Социальные изменения, произошедшие в России за последние 20 лет (миграция населения, материальное расслоение общества, высокое число разводов и гражданских браков) обострили такие проблемы, как увеличение числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, недостаточное количество структур, оказывающих медико-социальную помощь. По некоторым данным, около 20 % всего детского населения РФ находится в трудной жизненной ситуации. Поэтому современным подросткам так необходима своевременная комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, неотъемлемой частью которой должно стать повышение педагогической компетенции родителей и их активное участие в реализации назначений специалистов. Формирование у подростков привычки ведения здорового образа жизни и принятие мер по лучшей защите молодых людей от рисков для здоровья имеют решающее значение для здоровья населения и социальной инфраструктуры стран в будущем, а также для предотвращения проблем со здоровьем в зрелые годы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

У человечества существует 3 типа здоровья: физическое, душевное и социальное.

Социальный педагог М.В. Подопригора

Три состояния здоровья человека

Физическое Духовное Социальное

(спокойны, добродушны, уравновешены)

Если человек (ребёнок, взрослый) социально здоров, комфортно чувствует себя в обществе, то он никогда сам не совершит правонарушения и постарается предупредить других о том, что этого делать не следует.

- обманывает, нецензурно выражается, может взять и присвоить себе чужое, употребляет алкогольные напитки и табачные изделия, участвует в драке, обзывается, переговаривается с окружающими, грубит старшим, не оказывает помощь при необходимости, не участвует в общественной жизни (в школьных мероприятиях, различных праздниках), не имеет друзей, нравится быть одному, раздражают окружающие люди.

В более зрелом возрасте эти критерии могут перерасти в более тяжкие преступления: правонарушения ---- преступление: кражи, грабежи, разбои, убийства и т.д.

Но, здоровье человека по большей мере всегда в его руках. Если вы обнаружили в себе качества, относящиеся к социальному недугу, помните, только Вы сами можете захотеть излечиться и никогда не совершать ничего подобного.

Так, кто же он такой социально здоровый человек? Тот, кто:

- поддерживает ЗОЖ (не употребляет алкоголь, табачные изделия, занимается физической культурой, спортом, не выражается не цензурной бранью);

- поддерживает дружеские отношения с окружающими (не дерётся, редко ссорится, умеет договариваться, а не спорить;

- помогает близким делом и предупреждает их плохие поступки;

- помогает своей семье и уважает членов семьи;

- активно участвует в общественной жизни, не избегает общества (не просто посещает мероприятия, а ещё участвует в подготовке, выступлении, не пришёл на субботник и спрятался за углом, а работает, не делает дома на огороде вид, что работает, а на самом деле помогает.

В данной статье описывается,что такое социальное здоровье ученика. И что может сделать социально - психологическая служба для его укрепления.

Оценить 996 0

Социальное здоровье ученика.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Иными словами, социальное здоровье – это коммуникативные умения человека, его умение общаться.

Можно выделить критерии, для определения социального здоровья - адекватное восприятие социальной действительности, их можно раскрыть в следующих понятиях: интерес к окружающему миру, адаптация к общественной среде, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие.

Также можно выделить уровни социального здоровья, тесно связанные между собой и дополняющие друг друга:

Это, прежде всего – свобода от вредных информационных воздействий. Необходимо защищаться от всего того, что программирует на саморазрушительное поведение – от всякой пропаганды алкоголя, табака, наркотиков, разврата, агрессии.

Умение жить в гармонии с окружающими. Можно много говорить об этикете, навыках общения, правилах поведения, но есть один универсальный закон, к которому всё приложится. Это – любовь к ближнему.

Все эти уровни можно отнести и к социализации личности - социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

Социализация личности учащегося – это результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.

Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в общении, повседневном поведении и формирует постепенно социальную позицию.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что социальное здоровье - это активная адаптация и саморегуляция человека в сложных условиях общества, его социальная роль и социальная активность.

И таким образом у нас вырисовывается следующая формула:

Социальное здоровье – адаптация - социализация личности

В работе социально – психологической службы существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе, школе. Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных физиологических и психологических особенностей детей и взрослых.

Что может сделать социально психологическая служба для укрепления социального здоровья школьника?!

СПС в первую очередь выявляют детей с девиантным поведением и составляют из них группу риска, на которую делается основной упор в работе социального педагога. Первоначально идёт сбор информации о ребенке, о семье ребенка, об источнике негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению, а также влияния микросреды.

СПС, а в частности, социальный педагог выделяет 2 основных направления в своей работе:

Предупредительно-профилактическое

Второе направление - образовательно-воспитательное

А также уделяет особое внимание следующим направлениям:

формированию социальных умений и навыков, необходимых для преодоления разных проблем, для социализации личности.

профориентации - это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии

правовой направленности, она предусматривает как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

СПС помогает создать условия для проведения свободного времени, досуга детей группы риска. Включенность детей в жизнь школы, района (участие в районных акция, выезды с детьми). Так как бессодержательный досуг является одним из факторов риска в развитии злоупотребления подростков психоактивными веществами, следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к спортивным занятиям. Поэтому необходимо в первую очередь мотивировать детей на занятия по физической культуре, поощрять занятия в спортивных секциях.

Таким образом, роль школы (учителя, социального педагога, психолога) - является основополагающей для укрепления социального здоровья школьника!


На основе статистического анализа выявлена основная тенденция относительно социального здоровья молодежи. Подробно продемонстрированы факторы, влияющие на молодежь в российском обществе на современном этапе.

Ключевые слова: социальное здоровье, факторы социального здоровья, молодежь российского общества, современные ценности молодежи.

Эффективное социально-экономическое развитие общества определяется идеальным функционированием и поведением индивидов. Таким идеальным элементом, обеспечивающим развитие общества, является человеческая личность, которая обладает высоким потенциалом своего здоровья. Социальное здоровье — это внутреннее состояние индивида, которое определяет способность человека контактировать с социумом. Социальное здоровье представляется сложным социальным феноменом, возникающим в процессе взаимодействия индивида с социальной средой и отражающим уровень этого взаимодействия. Само по себе социальное здоровье формируется под влиянием родителей, друзей, близких людей, коллег, соседей и так далее — то есть социальное здоровье напрямую связано с социализацией индивида. Принято выделять следующие компоненты социального здоровья:

  1. Нравственность индивида — это набор совокупность этических и моральных идеалов человека, которые представляются ему истинными, на основе которых он формирует собственные установки и следует им на протяжении жизни. Данный компонент проявляется в способности человека к самооценке, способности предвидеть возможную ситуацию и оценить ее, способности определять разницу между добром и злом, а также в способности испытывать чувства веры, любви, стыда и так далее.
  2. Социальная адаптация — это способность индивида приспосабливаться к тем или иным постоянно изменяющимся условиями среды его жизнедеятельности. Зарождается социальная адаптация в процессе социализации, а проявляется она в эффективном социальном взаимодействии индивида с социумом.

В настоящее время представляется необходимым оценить социальное здоровье молодежи. Молодежь — это социально-демографическая группа, имеющая социальные и психологические черты, обусловленные возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества. Диапазоном возраста, относительно которого ту или иную социальную группу можно назвать молодежью, принято считать от 14–15 лет до 29–30 лет. В данный интервал в настоящее время в России входит примерно 25 миллионов человек, что составляет примерно 17 % всего населения [1]. Несмотря на то, что именно молодежь считается наиболее перспективной с точки зрения развития общества социальной группой, ее место в социальной структуре весьма трудно определить. В связи с этим, например, академик Е. М. Бабосов, обуславливал своеобразие молодежи следующими признаками:

– отсутствие собственного социального положения в обществе, из-за чего некоторые эксперты даже склонны считать, что молодежь относится к маргинализованным слоям населения;

– включенность в молодёжные движения и группировки;

– незавершенность процесса формирования социальных качеств;

– многоступенчатость, возрастная предопределённость процесса становления и развития социального потенциала молодых людей.


Рис. 1. Жизненные устремления российской молодежи

Хотелось бы обратить внимание на современные ценности всего российского общества. Последнее исследование, проведенное ВЦИОМ в 2017 году, показывает следующие результаты (рис. 2) [3].


Рис. 2. Диаграмма ценностей граждан РФ за 2017 год

Первые три лидирующие ценности являются таковыми уже несколько лет. Однако остальные ценности претерпевали изменения. Например, такие ценности, как социальная инфраструктура, состояние экологии, политическая и экономическая ситуация в стране, возможность достижения целей и творческая реализация стали наиболее важными для россиян с 2014 г., поднявшись с прежних позиций в среднем на 6 п. Однако некоторые ценности — социальный статус, досуговая деятельность, значимость климатических показателей и карьерный рост — снизились с 2014 года. Мы видим, что в большинстве своем для населения РФ стабильно важными являются взаимосвязанные здоровье, безопасность и отношения в семье. Кроме того, исходя из показателей, в последние годы для россиян намного важнее внешняя ситуация в стране в целом в связи с политической и экономической нестабильностью, чем их внутреннее состояние, связанное со своей профессией и досугом. В то же время можно выделить некоторые аспекты относительно ценностей молодежи с помощью сравнения исследований 2014 и 2017 годов [4]:


Рис. 3. Диаграмма ценностей молодежи РФ за 2014 и 2017 год

Стоит отметить, что множество ценностей молодежи совпадают со среднестатистическими ценностями любого гражданина РФ, что может свидетельствовать о существовании некоторой связи данной социальной группы к единым национальным интересам. Кроме того, люди склонны считать, что молодежь нашего времени более открыта, общительна и амбициозна. Возможно, именно данная социальная группа, в настоящее время являясь молодежью, сможет повысить статистику относительно интереса к карьерному росту. На данный момент можно сказать одно точно: межпоколенный конфликт, существовавший в 1990-х годах, ушел в прошлое. Старшее поколение лучше оценивает молодежь, а сама социальная группа внимательнее относится к своему внутреннему и внешнему состоянию.

В процессе включения молодежи в жизнь социума стоит отметить те факторы, которые могут негативно на это влиять. Данные факторы можно классифицировать следующим образом [5]:

1) Социальные. Сюда относятся на макроуровне материальное расслоение общества и дифференциация, которые закономерно приводят к конфликту между интересами молодежи и социальной мобильностью, а впоследствии это ведет к десоциализации молодежи. На микроуровне негативные социальные факторы могут проявляться в семье (отсутствие денежных средств, крушение надежд, навязывание своего мнения одного поколения другому).

2) Информационные. В данном аспекте большую роль играет СМИ, а именно их коммерциализация и негативное влияние на молодежь в тот период, когда данная группа находится на стадии мировоззренческой неопределенности. Насаждение различных стандартов и психологии потребительского общества пагубно влияет на самоидентификацию человека в столь раннем возрасте. Проблема состоит не только в том, что влияние информационных социальных институтов слишком сильно давит на молодежь, но и в том, что в наиболее важных отраслях ее недостаточно, например, в сексуальном воспитании молодых людей.

3) Духовные. Данные факторы характеризуются тем, что большая часть молодежи, формируя в своем мировоззрении потребительский образ жизни на данный момент, добровольно идет на различные риски (распитие алкоголя, употребление табака, неправильное питание, неподвижный образ жизни). Мы видим низкий уровень культуры самосохранения и ответственности. Это все приводит не только к проблемам с социальным здоровьем, но вредит и физическому здоровью.

Таким образом, можно оценить социальное здоровье молодежи на двух уровнях:

  1. Индивидуально-личностное здоровье. Данный уровень здоровья формируется в процессе первичной и вторичной социализации личности. Судить о полноценном социальном здоровье личности весьма сложно, поскольку, говоря о первичной социализации, стоит упомянуть, что из 100 % заключенных семейных браков, 58 % в дальнейшем заканчиваются разводом. Несмотря на это, на мой взгляд, даже у неполноценных семей есть возможность грамотно воспитать поколение молодежи при условии отсутствия навязывания своего мнения и опыта.
  2. Групповое здоровье. На данном уровне в совокупности с низкой эффективностью социальной политики государства в области сохранения здоровья нации, прежде всего молодого поколения, усиливается опасность дальнейшего снижения показателей социального здоровья российского общества и сокращение его человеческого ресурса. Множество факторов давят на молодежь, из-за чего теряют свою ценность институты семьи, образования, государства и религии.

Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что социальное здоровье молодежи на данный момент в российском обществе является нестабильным. Несмотря на то, что нет уникального критерия определения уровня социального здоровья, мы можем оценить факторы, влияющие на молодежь, и связанные с ними изменения в сознании молодых людей, которые на данный момент не представляется возможным оценить положительно.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное здоровье, молодежь, социальная группа, российское общество, социальное здоровье молодежи, место молодежи, социальная жизнь, социальная структура, карьерный рост, социальная адаптация.

Читайте также: