Сообщение на тему самообразование мастера по повышение квалификации

Обновлено: 04.07.2024

Самообразование является составной частью непрерывного образования педагогических работников профессионального училища.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

От педагогической квалификации, профессиональной культуры, творческого подхода преподавателей и мастеров производственного обучения училища к обучению и воспитанию учащихся зависит качество профессиональной подготовки рабочих, а, следовательно, и уровень производительных сил общества, его материальное и духовное богатство. Повышение квалификации педагогических работников - составная часть государственной кадровой политики. Часто уровень образования педагогических работников в системе профобразования в настоящее время не соответствует общественной потребности. Большинство мастеров производственного обучения не имеют педагогического образования, слабо владеют методикой преподавания своего предмета, не знакомы с новыми педагогическими технологиями. Педагогические работники училищ нуждаются в постоянном обновлении знаний, повышении профессиональной квалификации. Профессионально-педагогический потенциал работника училища включает в себя мировоззрение педагога, понимание целей своей работы и представление о средствах их достижения: поиск нестандартных решений в обучении и воспитании учащихся; высокий уровень компетентности в области учебной дисциплины.

Самообразование имеет целью прежде всего повышение квалификации непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби…

Список можно продолжать, исходя из интересов педагога.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

  • эпизодичность прохождения курсов;
  • время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;
  • качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
  • нехватка у педагогов свободного времени;
  • дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;
  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
  • чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;
  • документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Основные методы самообразования:

  • самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;
  • участие во всех формах методической работы училища;
  • изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;
  • взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;
  • анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в профессиональном учебном заведении научными организациями;
  • разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д.

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники самообразования:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио информация на различных носителях;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, но они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного и производственного процессов, повышения их методического мастерства. Но, как бы ни был высок уровень способностей преподавателя или мастера к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагогические работники, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

Самообразование всем своим содержанием должно способствовать достижению конечных результатов практической деятельности педагогических работников обеспечивать:

  • успешный поиск и внедрение наиболее эффективных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и воспитания учащихся на основе широкого применения н учебном процессе новых методов обучения, современных технических средств;
  • организацию планирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с его педагогической логикой и дидактическими принципами;
  • разработку мер по активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и повышению качества получаемой ими профессиональной подготовки;
  • активное участие всех педагогических работников училища в методической работе;
  • совершенствование содержания учебных планов и программ и работу на этой основе конкретных мер по реализации современного содержания обучения с учетом специфики изучаемой профессии, новой техники и технологии;
  • установление и осуществление эффективных связей между преподаванием общеобразовательных, общетехнических, специальных дисциплин, производственным обучением и внеклассной воспитательной работой.

Организация процесса самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые необходимо достичь за определенный срок. Этими результатами самообразования педагога на определённом этапе могут быть (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференции, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Важное значение в организации самообразования имеет планирование самостоятельной работы педагогических работников профессионального учебного заведения. Личный творческий план самообразования не является обязательным документом и не подлежит утверждению и контролированию администрацией, но такой план особенно необходим практическим работникам и, в первую очередь, - начинающим педагогам. В личных творческих планах учитываются особенности каждого педагога, уровень его педагогической и профессиональной квалификации.

План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного преподавателя или мастера производственного обучения. План самообразования педагога должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.) Приложение 1

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) училища; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий. Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.

3 этап – практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, на городских МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. Может быть разработана программа самообразования педагога. Приложение 2

Большое значение в организации работы по самообразованию имеет методический кабинет училища. Результатом самообразования являются самостоятельные разработки (методические рекомендации, дидактические материалы, материалы передового педагогического опыта, рефераты, доклады), которые рассматриваются на заседаниях методических комиссий и хранятся в методическом кабинете училища. Приложение 3

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

“ Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства мастеров производственного обучения”

Формулу успеха знают многие, дело за малым –
познать сам успех.
В.И. Лизинский

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Мастеру производственного обучения самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций.

Каждый год преподаватели и мастера производственного обучения работают над своим профессиональным мастерством. У каждого свои идеи и находки, свои результаты педагогической деятельности, но если с ними знакомятся коллеги-профессионалы, то идеи будут развиты, а педагогические находки помогут преодолеть любые трудности.

Основными критериями самообразования мастеров п/о являются:

– эффективность профессиональной педагогической деятельности,

– творческий рост мастеров

-внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Среди мотивов можно выделить следующие:

– преодоления профессиональных затруднений,

-мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания,

– карьерные мотивы и др

Мастеру производственного обучения необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

Мастера производственного обучения ХГТК применяют следующие формы работы по самообразованию

Ø Самообразовательная работа над рефератом по теме

Ø Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

Ø Обзор в Интернете информации по теме

Ø Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.

Ø Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

Ø Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

Ø Стажировка мастеров производственного обучения на предприятии

Ø Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

Ø Изучение информационно-компьютерных технологий.

Ø Общение с коллегами профессионально-технического образования в области

Ø Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Ø Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

В Хромтауском горно-техническом ежегодно в конце учебного года мастера производственного обучения разрабатывают и утверждают план самообразования на будущий учебный год по следующим направлениям:

1. Методическая работа.

2. Научно-исследовательская, экспериментальная работа.

3. Учебно-воспитательная работа.

5. Работа в мастерской, цехе, лаборатории.

6. Стажировка мастеров производственного обучения на предприятии

Темы для самообразования могут подбираться:

– с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого мастера – они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить)

– направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования также может быть:

одна из годовых задач ХГТК;
проблема, которая вызывает у мастера производственного обученияч затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Организацию самообразования мастеров производственного обучения необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс учебного заведения. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с мастером п/о определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Можно объединить нескольких мастеров п/о в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ХГТК.

Алгоритм составления плана по самообразованию

На основании выбранной темы производственного обучения разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

· сроки выполнения каждого этапа

· действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

· способ демонстрации результата проделанной работы

· форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый мастер производственного обучения должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

В ХГТК основными темами самообразования в соответствии с требованиями времени и работодателя являются:

Ø Применение ИКТ на уроках спецдисциплин

Ø Совершенствование техники применения современных педагогических технологий на уроках производственного обучения слесарного дела и спецдисциплин

Ø Использование приемов развития критического мышления на уроках производственного обучения, с целью повышения компетентности обучения учащихся

Ø Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках производственного обучения

Ø Разработка лабораторно-практических работ по производственному обучению

Ø Использование интерактивных форм обучения на уроках производственного обучения

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства мастера прозводственного обучения, так и для развития его личности.

В конце учебного года проводится круглый стол, где мастера производственного обучения отчитываются по самообразованию, показывают пособия, которые изготовили, демонстрируют планы написанные ими. Это дает возможность другим педагогам использовать в работе то, что изготовили и разработали коллеги..

Таким образом, самообразование в нашем колледже зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации мастера производственного обучения, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому мастеру производственного обучения проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

Несколько советов занимающимся самообразованием

ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.
Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Советы по реализации самообразования мастера производственного обучения.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для мастеров производственного обучения, работающих свыше 5 лет:

Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих мастеров производственного обучения:

Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для мастеров производственного обучения без специального образования:

Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Успешность мастера производственного обучения в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи опытных педагогов. Методическая работа необходима мастеру производственного обучения:

в определении темы, целей и задач;
в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана;
в изучении и анализе результативности своей работы.

Лучший учитель – природа; нужно предаться ей всей душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек сделается чище, нравственнее и работа его будет спориться и выходить лучше многих ученых.

Почему возникает вопрос о повышении квалификации. Вроде само собой разумеющийся факт, что педагог должен быть образованным, интересоваться прекрасным, читать. Тогда ему будет интересно работать самому и детям будет с таким педагогом интересно.

Теперь о педагогическом аспекте проблемы.

С тех пор прошло 60 лет,а слова эти не потеряли своей актуальности. Да, педагоги послевоенного времени были заняты ведением домашнего хозяйства. А чем занят современный педагог? Ведь домашняя техника позволяет освободить женщину для творческого труда. Но тут другая причина – появление компьютера, широкое распространение и как,следствие, трудно преодолимая зависимость от гаджетов.

Педагогика дело не менее серьезное, чем искусство. В разное время учителями в школе работали : основоположник космонавтики К. Э. Циолковский, Нобелевский лауреат по литературе А. И. Солженицын. В среде художников-педагогов широко известны имена В. Серова, К. Юона Н. Крымова, Б. Неменского. Эти известные художники, оставили прекрасные образцы художественного обучения. В любом учебном заведении всегда можно найти молодому педагогу пример для подражания. Опыт наших наставников, учителей бесценен, его надо просто внимательно изучить. Моим первым иглавным наставником был А. В. Платицин: художник-фронтовик, педагог Мичуринской ДХШ им. А. М. Герасимова, замечательный человек, который научил своих учеников всегда быть верным натуре и работать не покладая рук.

Ведь чем лучше мы будем разбираться в методике преподавания своего предмета, будем начитанными и компетентными, тем основательнее будут знания у наших учеников. Если мы с вами плохо научим ребенка ремеслу, то придется переучивать уже не нам. Поэтому ответственность на первый взгляд здесь небольшая. Мы ведь только самое начало образования - его предпрофессиональная ступень, дальше будет сложнее и больше учебная нагрузка. Но и здесь, в первом звене важна каждая мелочь. Недостатки обучения в школе, суть проблем в старшем возрасте. Как мучаются, к примеру, студенты политехнических дисциплин, только потому, что у них не было одного урока черчения в неделю. Они окончили институт, работают, а пробелы в среднем звене образования дают о себе знать. Базовое образование должно быть крепким! Сейчас стало трендом : тестировать, грузить лишней информацией, а важное,значимое в профессии начинает теряться, ускользать от нашего внимания. Некоторые конспекты молодых педагогов просто тяжело читать, настолько они перегружены информацией.

Акцент на современном этапе в образовании переносится с обучения на воспитание. Надо воспитать грамотного и трудолюбивого патриота своей Родины. И здесь не последнюю роль в этом процессе играет общение с искусством. Во- первых, мы с вами, как педагоги имеем дело с тонким инструментом - детской душой. Вот почему нам необходимо воспитание собственной души. А искусство призвано не только быть зеркалом окружающего мира, но и в каком -то смысле и спасителем нашей души, ее врачевателем.

Во- вторых, мы с вами не просто педагоги, а художники - педагоги, а следовательно относимся к цеху ремесленников, тех кто делает что- либо своими руками. Я рисовал бы, даже если не был учителем изобразительного искусства, так как с детства этим увлекаюсь и в моих генах заложена тяга к творчеству. Но, будучи педагогом изобразительного искусства, эта потребность в творчестве становится еще более актуальной, так как ее воплощение в жизни дает мне моральное право учить тому, что сам умею.

Наконец, в-третьих, возможность общения с искусством, это другой не бытовой уровень общения, который реально способен при определенных условиях развивать в нас еще и нравственные качества, например, честность и порядочность, доброту и отзывчивость. Кстати красота и доброта - разные категории. Об этом знают уже малые дети. Снежная королева из сказки Г. -Х. Андерсена, безусловно, прекрасна, а по характеру - злая! Леонардо да Винчи писал прекрасных мадонн, но это не мешало ему служить на протяжении 17 лет у кровожадного и тщеславного миланского герцога Лодовико Сфорца (великий художник создавал для своего хозяина разные военные механизмы и пр.).

Художественная критика помогает нам, зрителю освоится в новом культурном пространстве. Нам надо следить за этим процессом - регулярно посещать выставки современного искусства, читать статьи в журналах и естественно размышлять об этом, общаться с коллегами, а главное разбираться, где хорошее, а где плохое искусство? Для этого надо развивать художественный вкус, любознательность, восприимчивость к настоящему искусству! Для нас педагогов школы искусств, ведущих в том числе и теоретические предметы, такая компетентность вдвойне актуальна. Сейчас появилась возможность участвовать в пленэрах художникам-педагогам, можно рисовать вместе с учениками на пленэре.

Важнейшая качество личности, как и важнейшее качество произведения искусства, его цельность, ясность,определенность намерений. Общественная оценка нашей педагогической работы может быть разной, в любом случае молодой педагог ищет, а опытный делится, что уже нашел, главное первому найти свой путь, а второму не почивать на лаврах, жизнь слишком быстро меняется, надо успевать.

И в заключении. Мы не знаем, какие ждут перемены художественное образование завтра, однако в чем я абсолютно уверен, что если мы будем держаться надежного, проверенного временем, проводника, каким служило для человечества искусство, полагаю, все будет хорошо!

Примечание. Фото некоторых моих живописных работ можно посмотреть в альбоме "Мои картины"

Отчет воспитателя за 2019–2020 учебный год (повышение квалификации, распространение опыта работы) За отчетный период в рамках самообразования по повышению квалификации и распространению педагогического опыта участвовала - на муниципальном.

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Освоить практически любой новый навык сейчас.

Самообразование педагога Самообразование – это целенаправленная работа каждого из нас по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.


Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни или профессиональной деятельности.

Мастеру производственного обучения самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций.

Каждый год преподаватели и мастера производственного обучения работают над своим профессиональным мастерством. У каждого свои идеи и находки, свои результаты педагогической деятельности, но если с ними знакомятся коллеги-профессионалы, то идеи будут развиты, а педагогические находки помогут преодолеть любые трудности.

Основными критериями профессионального самообразования мастеров п/о являются:

– эффективность профессиональной педагогической деятельности,

– творческий рост мастеров;

-внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.

Среди мотивов повышения профессионального саморазвития мастера можно выделить следующие:

– преодоления профессиональных затруднений,

-мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания,

– карьерные мотивы и другие.

Мастеру производственного обучения необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

Ø Чтение и изучение методической, педагогической и предметной специальной литературы.

Ø Обзор в Интернете современной информации для выполнения практической части ВКР.

Ø Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.

Ø Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, педчтения.

Ø Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

Ø Стажировка мастеров производственного обучения на предприятии.

Ø Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег (мастер- классы в мастерских колледжа, семинары -практикумы по видам профессиональной деятельности в мастерских колледжа), открытые уроки производственного обучения и уроки- преподавателей - спецдисциплин и т.д.)

Ø Дальнейшее изучение информационно-компьютерных технологий.

Ø Участие в конкурсах профессионального мастерства , научно- практических конференциях на всех уровнях.

Ø Размещение своих разработок на сайтах в Интернете.(Публикация собственного наработанного материала)

Педагог для себя самостоятельно выбирает пути для самообразования:

– с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого мастера – они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить)

– направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования также может быть:

одна из задач колледжа ;
проблема, которая вызывает у мастера производственного обучения затруднение;

пополнение знаний по уже имеющемуся профессиональному педагогическому опыту .

Или группа мастеров п/о совместно с преподавателями спецдисциплин работает над одним проектом по рационализаторству и изобретательству.

Что также дает свой результат.

Не первый год в подготовке к чемпионатам по профессиям и специальностям СПО - на областные конкурсы студентов в нашем колледже готовит рабочая группа , состоящая из мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин. Эта совместная деятельность педагогов также повышает их профессиональный и творческий потенциал, знакомит с новыми достижениями в области науки и техники и дает хорошие результаты.

В НЭТК основными темами самообразования в соответствии с требованиями времени и работодателей могут быть :

Ø Применение ИКТ на уроках спецдисциплин и производственного обучения.

Ø Совершенствование техники применения современных педагогических технологий на уроках производственного обучения слесарного дела, электромонтажных работ , работ по охранно- пожарной сигнализации.

Ø Использование приемов развития критического мышления на уроках производственного обучения, с целью повышения компетентности обучения обучающихся.

Ø Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках производственного обучения.

Ø Разработка методического обеспечения на уроках производственного обучения.

Ø Использование интерактивных форм обучения на уроках производственного обучения.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства мастера производственного обучения, так и для развития его личности.

В конце учебного года проводится инструктивно –методическое заседание секции профессионально- технического цикла , на котором мастера производственного обучения отчитываются по самообразованию, определяют планы на следующий год. Таким образом, самообразование в нашем колледже зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации мастера производственного обучения, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому мастеру производственного обучения проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

Несколько советов занимающимся самообразованием педагогам:

ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.
Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Советы по реализации самообразования мастера производственного обучения.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для мастеров производственного обучения, работающих свыше 5 лет:

Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих мастеров производственного обучения:

Развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для мастеров производственного обучения без специального образования:

Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.

ВЫВОД: успешность мастера производственного обучения в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи опытных педагогов. Методическая работа необходима мастеру производственного обучения:

в определении темы, целей и задач;
в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана;
в изучении и анализе результативности своей работы.

Мероприятия по моему профессиональному самообразованию в межаттестационный период (с 2013-2018 г.г):

-2018г.- участие в подготовке докладов для научно-практической конференции


-80%

Читайте также: