Сообщение о памятники культуры который не сохранился до наших дней последний срок 25 ноябрь 2021

Обновлено: 07.07.2024

Количество российских достопримечательностей сокращается ежедневно — и по самым разным причинам. Центр старой Москвы и историческая застройка других крупных городов рушатся под бульдозерными ковшами застройщиков. Ради строительства уничтожаются леса и заповедники. Другие памятники исчезают незаметно: то, что закон строго-настрого запрещает разрушать, разрушает время, намеренное препятствование реставрационным работам и тщательно организованные случайные возгорания.

Forbes выбрал шесть достопримечательностей России, которые необходимо увидеть сейчас, потому что в скором времени они, по разным причинам, просто исчезнут.

Замок Бранденбург (Калининградская область)

Основанный в XIII веке замок Тевтонского ордена — место единственного документально подтвержденного случая воскрешения из мертвых на территории России

В настоящее время кирпич исторического замка, заложенного около 1266 года маркграфом Оттоном фон Бранденбургом III, а также кирхи XIV века, расположенной на противоположном берегу речки Прохладная (ранее Фришунг), широко используется жителями поселка Ушаково (ранее Покарвис) как бесплатный стройматериал для подсобных помещений. Доступность этого стройматериала и отсутствие какого-либо наказания за его добычу делают сохранение руин Бранденбурга проблематичным. Судьба частицы святого животворящего Креста Господня неизвестна.

Где находится: 21-й километр шоссе Калининград — Мамоново

Усадьба Самуйлово (Смоленская область)

Шедевр классицизма, а по совместительству — неофициальная российская штаб-квартира ордена иезуитов

Усадьба Самуйлово — это российский дебют французского архитектора Жана Тома де Томона. Будучи дворянином по происхождению и роялистом по убеждениям, он бежал от великой революции 1789 года и вскоре украсил стрелку Васильевского острова узнаваемым зданием биржи с растральными колоннами и построил фонтаны на дороге к Царскому Селу (один из них в 1934 году перенесли зачем-то к Казанскому собору — там и бьет). Известно, что в 1799-м архитектор-эмигрант встретил в Вене своего первого русского заказчика — вице-канцлера князя Александра Михайловича Голицына. За год Тома де Томон превращает Самуйлово — деревеньку, купленную Голицыными у князей Лобановых-Ростовских, — в роскошный дворцово-парковый ансамбль, после чего получает престижный госзаказ на строительство первого каменного театра в столице. Самуйлово тем временем становится одной из неофициальных российских резиденций иезуитов — ордена, к которому младшие Голицыны как минимум испытывали симпатию, а по некоторым сведениям — тайно принадлежали.

Где находится: Гагаринский район Смоленской области; до Самуйлово из Гагарина ходит маршрутка

Деревянный модерн в Томске

Город-заповедник, который начали жечь с наступлением строительного бума, но еще не сожгли до конца

До строительного бума 2000-х исторический центр Томска и Татарская слобода (она же Заисток) оставались заповедниками нетронутого модерна и русского стиля. С началом строительного бума девелоперы обнаружили, что незастроенной земли в центре трагически мало, а старая древесина, на их счастье, неплохо горит. К середине десятилетия стало очевидно, что спасать город уже поздно.

На сегодняшний день в городе все еще насчитывается более 200 памятников архитектуры, однако сколько из них переживет томский строительный бум, неизвестно.

Усадьба Виноградово (Подмосковье)

Имение, которым поочередно владели Пушкины, Долгорукие, Вяземские и Бенкендорфы, а сохранившиеся достопримечательности которого напрасно приписывают Жолтовскому

Фрески Андрея Рублева во Владимире и в Звенигороде

Шедевры XV века, исчезающие под копотью церковных свечей

Фабрика-кухня завода им. Масленникова в Самаре

Памятник конструктивизма — единственное в мире здание в форме серпа и молота

Постройка дерзкой футуристки Екатерины Максимовой, трудившейся штатным архитектором Нарпита, была сдана в эксплуатацию в 1932-м. Соединенные системой конвейеров корпуса кухни (в плане — молот) и столовых (серп) изначально имели конструктивистское ленточное остекление, лестницы также располагались внутри стеклянных стаканов-эркеров.

Варварские ворота Китай-города

Множество удивительных оборонительных строений в России не сохранились до наших дней. Но мы можем увидеть их на старинных гравюрах, картинах и даже фото.

1. Китай-город

Китайгородская стена, фото 1887

Китайгородская стена, фото 1887

Кремль был не единственной крепостью в Москве. В середине XVI века правящая тогда Елена Глинская, мать Ивана Грозного, решила построить еще одну защитную линию вокруг сердца столицы. Китайгородская стена длиной 2.5 километров была сооружена за рекордное время, высотой она была ниже кремлевской, но толще - и более приспособлена для установки орудий.

Вид Китайгородской стены изнутри. Проломные ворота (слева) на Лубянскую пл. Вдали Ильинская башня, 1920-е

Вид Китайгородской стены изнутри. Проломные ворота (слева) на Лубянскую пл. Вдали Ильинская башня, 1920-е

Стена оправдала себя и выдержала несколько нападений, однако, в конце XVIII века перестала иметь фортификационное значение. Долгое время она была просто символом старой Москвы, но в сталинское время город решили кардинально реконструировать. Требовалось расширить улицы и построить новые проезды, а Китайгородская стена сильно затрудняла движение - она имела лишь восемь въездных ворот.

Отреставрированный участок стены

Отреставрированный участок стены

В 1930-х годах ее снесли, однако, несколько участков стены уцелели, и в 1990-е и 2000-е их даже отреставрировали.

2. Белый город

Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1926

Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1926

В конце XVIII века Екатерина II велела снести стену, а на ее месте появилась дорога - нынешнее Бульварное кольцо.


"Яма" на Хохловской площади

Сергей Ведяшкин/Moskva Agency

3. Серпуховский кремль

Аполлинарий Васнецов. Древний Серпухов. 1920

Аполлинарий Васнецов. Древний Серпухов. 1920

Серпуховский историко-художественный музей

Кремль были во многих русских городах, только в нынешней Московской области около десяти кремлей, однако, многие из них не уцелели до наших дней. Так от кремля XIV века в Серпухове осталось лишь пару фрагментов крепостной стены и фундамент.

Соборная гора, Серпухов

Соборная гора, Серпухов

4. Иркутский кремль

Николаас Витсен. План Иркутского кремля, 1692

Николаас Витсен. План Иркутского кремля, 1692

Он мог быть самым восточным кремлем России, если бы дожил до наших дней. Однако теперь в Сибири остался лишь один кремль - в Тобольске. Когда в XVII веке осваивали восточную Сибирь и Иркутск, то построили деревянный острог, а позже на его месте кремль.

Спасская церковь в Иркутстке

Спасская церковь в Иркутстке

За свою историю он ни разу ни от кого не оборонялся, а границы России расширились и смысл в крепости совсем пропал, к тому же большой пожар сильно повредил стены. В XIX веке на территории бывшего кремля разбили сад, а о самом сооружении напоминает теперь лишь одна из самых старых каменных построек города - Спасская церковь.

5. Владимирский детинец

Макет древнего Владимира в местном историческом музее

Макет древнего Владимира в местном историческом музее

Voevoda (CC BY-SA 4.0)

Город Владимир в 200 км от Москвы был в XII—XIV веках столицей сильнейшего русского княжества и вообще претендовал на то, чтобы стать столицей всей Руси. В XII же веке здесь строится мощная фортификационная система с насыпными валами и несколькими уровнями крепостных стен. Стена была сильно повреждена во время штурма города татаро-монголами в XIII веке. Позже ее восстановили, но с усилением Москвы город утратил свое значение и стал постепенно приходить в упадок, а стена ветшала и в итоге была утрачена.

Успенский собор и древнейшая часть Владимира

Успенский собор и древнейшая часть Владимира

Mikhey77777 (CC BY-SA 4.0)

С тех пор до наших дней сохранились каменные постройки XII века: Успенский собор, а также Золотые ворота в город. По легенде, проезжая в 1767 году во Владимир через Золотые ворота, карета Екатерины II завязла в луже, так что императрица разгневалась и велела срыть древние насыпные валы, чтобы можно было объехать ворота.

Золотые ворота

Фрагмент одного из валов видно на фото слева.

6. Крепость Ям

Кингисеппский историко-краеведческий музей

Сейчас это город Кингисепп Ленинградской области, а в XIV веке Новгородская республика построила на берегу реки Луги крепость для защиты от Ливонского ордена. Возведенная в рекордные 33 дня, крепость Ям выдержала все многочисленные осады.

Остатки угловой башни

Остатки угловой башни

Дмитрий Кудряшов (CC BY-SA 4.0)

Потом ее перестроили - она была захвачена шведами, те ее опять перестроили, и наконец в 1703 году ее отбил обратно Петр I. Опасность со стороны шведов миновала и крепость разобрали.

Вал крепостной стены - сейчас часть Летнего сада в городе Кингисепп, Ленинградская область

Вал крепостной стены - сейчас часть Летнего сада в городе Кингисепп, Ленинградская область

Екатерина Борисова (CC BY-SA 4.0)

В настоящее время на месте крепости находится парк, а также крупная археологическая площадка - здесь находят останки стен, построенных в разные века.

7. Островская крепость

Крепость Остров, конец XIX века

Крепость Остров, конец XIX века

На западной рубеже древней Руси, в Псковской области, было множество защитных крепостей, которые строили в страхе нападения Ливонского ордена. Одна из них - Изборская крепость - выдержала несколько осад рыцарей, но сохранилась до наших дней.

А вот крепости в городе Остров повезло меньше - серьезное разрушение принесло ей в конце XVI века войско польского короля Стефана Батория. После город пришел в упадок и нужды в восстановлении фортификационных сооружений не было - в XVII веке крепость почти полностью была утрачена.

Церковь Святого Николая в городе Остров Псковской области

Церковь Святого Николая в городе Остров Псковской области

Во время Второй Мировой Остров оккупировали нацисты и окончально разрушили древние постройки. Сегодня от Островской крепости осталась лишь одна каменная церковь Церковь Николая Чудотворца (построенная в 1542 году).

Благовещенский сад Васильевского острова

Статус выявленного объекта культурного наследия по решению петербургского Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) получил участок Благовещенского сада Васильевского острова. Речь идёт о северной части территории с сохранившимися захоронениями и культурным слоем XVIII—XIX веков. В свое время Благовещенский сад был разбит на месте некрополя. Кладбище существовало там с 1738 по 1830-е годы при одном из старейших храмов Петербурга — Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Решение о новом статусе территории принято на основании нескольких археологических исследований. В последний раз они проводились в 2021 году в связи с внедрением энергосберегающего наружного освещения. Помимо захоронений исторического некрополя, были выявлены остатки архитектуры и пласты XVIII—XIX веков. В частности, учёные исследовали фундамент дома причта (жилой дом священнослужителей и их семей, входящий в комплекс приходского храма), относящегося к XVIII веку, а также конструкции застройки красной линии малого Васильевского проспекта середины XIX — начала ХХ веков.

Ранее в северной части бывшего некрополя археологи обнаружили могилу русского ботаника, этнографа и исследователя Сибири и Камчатки Степана Крашенинникова и фундамент первой деревянной церкви Богоявления Пресвятой Богородицы, относящийся предположительно к середине XVIII века.

Справка

Благовещенская церковь (или Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы), известная петербуржцам сегодня, построена в середине XVIII века. До этого на здесь располагался деревянный храм, построенный по проекту Джузеппе Трезини. Деревянное здание изначально считалось временным — с появлением средств планировалось построить каменное. Сад с регулярной планировкой появился на месте некрополя в 1929 году, а композиция, дошедшая до наших дней, сложилась примерно в 1932 году. В 1936 году храм передали под производственный цех, с 1997 года в нем идёт реставрация. К концу февраля 2022 года со здания сняты строительные леса — наружные и внутренние работы по реставрации практически завершены.

Деревянное наследие: шедевр в умирающей деревне и шатровая северная церковь

В Пензе тоже есть деревянная архитектура на грани исчезновения — три купеческие дачи на улице Спартаковской в санатории Володарского. Бывшие особняки купцов Журавлёва и Ашанина и приказчика Осетрова — всё, что осталось от 44 деревянных домов, когда-то стоявших в этом районе. Дома украшены накладной и сквозной резьбой, шатрами с фигурными шпилями, башенками, выразительными входами и мезонинами. Их можно было бы сохранить как образцы загородного деревянного зодчества конца XIX — начала XX века и создать музей, но сейчас они требуют капитального ремонта и частичной реставрации.

Церковь Николая Чудотворца в Архангельской области

Индустриальное наследие: модерновый вокзал и водонапорная башня с историческими интерьерами

С индустриальным развитием Урала связан следующий участник SOS-списка, посёлок Билимбай. Первый завод был основан здесь в 1734 году династией Строгановых, это было их первое металлургическое предприятие и единственное владение на территории нынешней Свердловской области. Предприятие не переходило из рук в руки и принадлежало хозяевам до самой революции, что было редкостью. На сегодняшний день в Билимбае сохранились все ключевые элементы и характеристики среды образцового уральского города-завода. Здесь есть редкий пример доменного цеха в стиле классицизм и Свято-Троицкая церковь с чугунными коринфскими капителями колонн, также уникальными для региона. А ещё деревянный вокзал, водонапорная башня и другие постройки — 5 официальных памятников и 6 выявленных. Но им угрожает снос.

Комплекс водозаборных помещений в Оренбурге

Судьба третьего индустриального памятника может сложиться лучше, если не упустить момент. Потому что именно сейчас исторический комплекс водозаборных помещений в Оренбурге освобождается от своих изначальных функций и может быть приспособлен под новое использование. Местный водопровод называют первым провинциальным водопроводом в России, действующим по постоянной схеме (то есть не прекращающим работу на зимнее время или половодье). Он был запущен в 1864 году. После эпидемии кишечной инфекции в 1910 году на народные деньги начали строить фильтровальную станцию. Её ввели в эксплуатацию после революции, поэтому на здании сохранились звезда, серп и молот. А внутри остались оборудование, мебель и оригинальные столярные изделия.

Церкви: собор с кружевным кирпичным декором и колокольня-маяк

Воскресенский собор Деревяницкого монастыря

Колокольня храма св. Иоанна Предтечи в селе Ивановка похожа на дорическую колонну или маяк. На всю Россию таких колоколен только две, и обе были созданы в конце XVIII века неординарным архитектором Николаем Львовым. Первая была построена у церкви Казанской иконы Божией Матери в родовой усадьбе зодчего в селе Арпачёво Тверской области. Вторую архитектор предложил поставить у Христорождественского собора на центральной площади Липецка, но власти не оценили идею такой отдельно стоящей высокой постройки. В итоге она появилась в имении липецкого дворянина Петра Вельяминова. По словам краеведов, липецкая колокольня была выше и тоньше, но два года назад верхний ярус обвалился, и памятник продолжает разрушаться.

Церковь Всемилостивого Спаса в селе Волышево и одноимённая усадьба — уникальный ансамбль классицизма, аналогов которому нет в Псковской области. Основной кубический объём перекрыт пологим куполом, к нему примыкают четырёхколонные портики и алтарная часть. Под побелкой сохранились фрагменты живописи, и в целом здание можно рассматривать долго, несмотря на разрушения. В 2014 году, во время исследования для создания проекта реставрации, оказалось, что это была не просто домовая церковь, а храм-усыпальница семьи её бывшего владельца А. С. Строганова.

Усадьбы: замок Шехтеля и дом главного архитектора Иркутска

Усадьба Рассушина, Иркутск

Усадеб в SOS-списке больше, чем других видов наследия, и главной их проблемой можно назвать незаинтересованных собственников, которым когда-то передали здания. Палаты Анны Монс в Москве, древнейший полностью сохранившийся частный жилой дом в Немецкой слободе, принадлежал НИИ точных приборов. В 1987 году собственник начал строить новый корпус, который так и не был закончен, но наглухо закрыл доступ к палатам. У этого памятника федерального значения XVII века нет даже нормальных водосливов, фасад в стиле московского барокко разрушается, и режимный статус территории ограничивает варианты развития этого места.

В городе Усолье-Сибирское Иркутской области усадьба Рассушина, бывшего когда-то главным архитектором Иркутска, тоже стала заброшкой, когда оттуда выехал детский санаторий. Сейчас усадьбу растаскивают на дрова и превращают в мусорку. Усадебный комплекс князей Долгоруковых в Курской области тоже разбирают, но на кирпич. Главный дом строил в начале XX века Владимир Щуко, создатель библиотеки им. Ленина и других известных проектов. Но Гуевский спиртзавод, владеющий зданием, по-видимому, совсем не заинтересован в памятнике.

Усадьба Отрада в Ступинском районе

XX век: рабочие и научные городки и брутализм Эрнста Неизвестного

Среди наследия XX века в SOS-списке несколько ансамблей районов, строившихся когда-то в чистом поле для специальных целей. Военный городок на улице Малиновского в Красноярском крае был создан в 1910-х для 31-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. Здания в едином кирпичном стиле имели разный набор декоративных элементов, а планировка подчинялась особенностям воинской части и в дальнейшем повлияла на трассировку крупных городских улиц. Это интересный пример военного строительства начала XX века, и ему стоит присвоить охранный статус. В Перми в 1920-е построили новый район по принципу города-сада со всей необходимой для жизни инфраструктурой, в том числе с поликлиникой для рабочего посёлка на улице Лебедева по проекту немецкого архитектора Ханнеса Мейера. В 2010 году поликлинику закрыли, и за памятником перестали следить, скорее наоборот, стараются разрушить. Там выламывали ступени и чугунные перила, а как-то ночью там случился сильный пожар.

Читайте также: