Сообщение о личности в а сухомлинского а с макаренко

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В современном обществе патриотическое воспитание приобретает важное значение. Основанием для этого выступают и усиливающийся уровень информатизации, и развитие многопартийной системы, что создаёт определённые трудности в понимании молодежи России сущности патриотизма. В этой связи большой интерес представляют теории и опыт организации и реализации педагогической деятельности Антона Семёновича Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского. Очень важен анализ патриотического воспитания выдающихся педагогов B. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко.

А. С. Макаренко рассматривал общественный труд основным критерием патриотического воспитания.

А.С. Макаренко считал, что воспитывать ребёнка необходимо в коллективе. На основе этого, были выделены основные принципы воспитания:

Любой человек может вступить в общество через коллектив.

Важное место в воспитании занимание самоуправление.

Большую роль играют традиции, обычаи, ценности и стиль взаимоотношений, которые были сформированы в коллективе.

Каждый коллектив имеет определённую цель, которую нужно выполнить.

Педагог руководит коллективом и направляет его к цели.

Идеи B. А. Сухомлинского определялись синтезом гуманистической и идеологической составляющих. Педагог рассматривал патриотизм, Родину (Отечество) как ценности, имеющие гуманистическую направленность, но обусловленные коммунистической идеологией.

В.А. Сухомлинский считал, что личность – это ценность, феномен, который не зависит от притязаний общества. Основные цели обучения: свободное, самостоятельное развитие ребёнка как личности и раскрытие индивидуальности. Педагогический процесс рассматривается как взаимодействие педагога и ученика. В центре того процесса находится ребёнок с его ценностями, интересами, творческими возможностями, которые должны учитывать педагоги.

Необходимо формировать практическую деятельность воспитательного процесса ориентируясь на интересы молодежи, применяя новые методы и формы проведения различных мероприятий и классных часов, при этом не забывая учитывать и применять опыт прошлых лет.

Используются следующие формы коммуникаций :

1.5. Социальное проектирование

1.6. Коллективная творческая деятельность

2 . Используются формы развлечений и коммуникаций :

2.1. Ситуационно-ролевая игра

2.2 Продуктивная (инновационная) игра

3. Используются формы исследований и путешествий :

3.3. Создание исследовательских проектов

4. Трудовые формы:

4.1. помощь нуждающимся

4.2. деятельность в органах самоуправления

4.3. деятельность в общественных мероприятиях

Так же стоит отметить, что достичь положительных результатов в воспитательной деятельности позволяет применение методов:

Стимулирования поведения и деятельности.

1. участие в акции Сквер Победы.

3. участие в общешкольном мероприятии, посвященном Дню Победы в Великой Отечественной Войне – разработка и реализация театральной постановки.

4. подготовка презентаций и докладов на классных часах и общешкольных чтениях.

5. выездные экскурсии с мастер – классами, которые способствовали поддержанию благоприятных отношений в коллективе.

6. выходы на мероприятия, способствующие духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Стоит отметить, что п рименяя теории Антона Семёновича Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского на практике я наблюдаю воспитательный эффект и положительные тенденции в развитии классного коллектива и повышение уровня нравственной культуры у обучающихся.

Одним из примеров применения идей и концепций вышеназванных педагогов, является разработанное и проведенное мною внеклассное мероприятие, посвященное героям и событиям Великой Отечественной войны (май 2019 года). К данному мероприятию ребята должны были собрать и подготовить информацию про семейный архив, который отражает события и рассказывает о родственниках, которые воевали на фронтах войны, защищая свою родину. Также предварительно ребята изучали основные даты и события второй мировой воны.

Исследование творчества Макаренко и Сухомлинского с точки зрения их отношения к требованиям к личности учителя. Изучение техники педагогического мастерства и общения. Рассмотрение необходимости постановки голоса воспитателя и управления своим лицом.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.08.2017
Размер файла 24,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат на тему:

А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя

Подобные документы

Рассмотрение сущности, основных принципов и актуальности воспитательной системы А.С. Макаренко. Значение педагогической технологии в организации учебно-воспитательного процесса. Роль его идей в воспитании личности и подготовке современного учителя.

дипломная работа [69,6 K], добавлен 05.04.2011

Изучение жизненного пути, основных взглядов и педагогических идей А.С. Макаренко. Анализ его позиции о требовании к личности учителя. Роль личности педагога в воспитании и обществе. Педагогический коллектив как необходимое условие воспитания и обучения.

реферат [28,8 K], добавлен 16.12.2014

Система работы К.Д. Ушинского. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко. Особенности современной школы и ее влияние на формирование педагогического мастерства учителя. Типы профессиональных знаний. Роль женщины в воспитании и обучении детей.

курсовая работа [40,4 K], добавлен 28.04.2014

Понятие и черты педагогического такта, его основная функция - регулирование педагогического процесса с гуманистических позиций. Концепции педагогического такта в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили. Важные качества личности учителя.

курсовая работа [48,0 K], добавлен 29.01.2014

Краткая биография и анализ творчества А.С. Макаренко. Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды. Отношение А.С. Макаренко к сталинизму. Роль и заслуга А.С. Макаренко. Трактовка проблемы личности и коллектива в педагогической системе.

реферат [43,8 K], добавлен 12.06.2016

Понятие об истинном авторитете учителя-воспитателя. Роль стиля педагогического общения в формировании авторитета учителя. Особенности признания авторитета учителя учащимися разных возрастов. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя.

курсовая работа [59,8 K], добавлен 05.01.2014

Жизненный путь В.А. Сухомлинского. Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского. Отношение к ребенку и обучению. Взаимоотношения учителя и ученика. Семейная педагогика народного учителя. Уникальность методик и разработок Сухомлинского.

Каждый из них выработал свою теорию воспитания, которая работала и приносила положительные результаты в реальной жизни. На многое их взгляды совпадали. Даже организация воспитательной работы была очень схожей. И Макаренко и Сухомлинский воспитывали своих воспитанников в коллективе, стремились к творческому развитию детей, считали игру приоритетной деятельностью дошкольников и младших школьников, оба ставили цели работы, рассчитанные на далекую перспективу, организовывали собственное сельское хозяйство и трудовую деятельность в кружках, считали первостепенным нравственное воспитание детей в семье и коллективе.

Файлы: 1 файл

пед.docx

Выполнила: студентка 2 курса 13 группы

лечебного факультета Гуторова В.Н.

Проверил: Доцент Степашов Н.С.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

Окончил городское училище в г. Кременчуге, а затем одногодичные педагогические курсы и в 1905 г. в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове

В 1914 г., имея уже значительный учительский опыт, Макаренко поступает учиться в Полтавский учительский институт и в 1917 г. заканчивает его с золотой медалью.

В 1917/18 учебном году Макаренко становится заведующим высшим начальным училищем. В 1920 г. Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой.

Основные даты жизни и педагогической деятельности:

1888 — Антон Семенович Макаренко родился в г. Белополье Харьковской губернии.

1905—1914 — учительствовал в народной школе.

1914—1917 — учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью.

1917—1920 — заведующий начальной школой в г. Полтава.

1928—1935 — руководитель коммуны им Ф.Э. Дзержинского.

1935—1939— литературная деятельность, переезд в Москву.

1939 — Антон Семенович скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.

Василий Александрович Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) родился 28 сентября на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. После окончания рабфака был принят в Полтавский педагогический институт, но, проучившись недолго очно, перешел на заочное отделение и стал учительствовать недалеко от своих мест. В 17 лет он стал учителем начальной школы; в 1939 г. закончил институт по специальности украинский язык и литература.

В Великую Отечественную войну был тяжело ранен — осколки снаряда остались у него в груди навсегда.

Основные даты жизни и педагогической деятельности:

1918 — Василий Александрович Сухомлинский родился.

1939 — окончил Полтавский педагогический институт.

1947—1970 — директор Павлышской школы.

1958 — защитил кандидатскую диссертацию.

1968 — избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

1970 — Василий Александрович Сухомлинский скончался.

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. С. 25, 33.

1)Сухомлинский:
В Павлышской школе учебный труд подкреплялся внеучебными занятиями в кружках (их число достигало 80), в них изучались химия, металлургия, электротехника, автоматика и др., а возникающий интерес, увлечение школьника переключалось и на учебные занятия. Ребята в этой школе постоянно строили и мастерили.Многое в школе было создано руками школьников — от зданий мастерской до станков и инструментов. Здесь было соединение физического и умственного труда, работая в кружках, школьник испытывал радость успеха, что сказывалось и на его. учебе. Сухомлинский при этом вел своих учеников не к мелкому, а к почти невозможному.

А. С. Макаренко говорил, что правильное воспитание не может быть нетрудовым. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности человека. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека. А. С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.

Сухомлинский не представлял себе, как учить детей, не воспитывая их характер, их убеждение, их чувство собственного достоинства, их коллективистские чувства, веру в себя, волю, трудолюбие.

К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

Развитие творческих способностей у детей

Ребенку нужно подавать идею, а он должен попробовать ее реализовать. Для этого учитель должен заразить ребенка этой идеей. Для Макаренко это была коллективная идея, в которой участвовал каждый воспитанник. В планировании, дальнейшем выполнении и развивались творческие способности детей. В наше время это называется проектной деятельностью. Развитие творческой мысли было просто необходимым для существования детей в то время. Ведь им не выделялось из государства практически ничего, и они строили свой быт сами.

Иметь чистую совесть; педагогу — оберегать детей от лицемерия и подлости. Не быть равнодушным, не причинять своим поведением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу другого человека. Быть совестливым, стыдливым, ответственным, скромным. Быть щедрым и бескорыстным. Быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к злу, уметь чувствовать ранимость души человека. Соблюдать законы дружбы: не оставлять друга в беде, отдавать другу душевные силы и заботу и т.д. Уважение и почитание матери ставил на первое место в развитии нравственности у детей.

При разновозрастном объединении происходит постоянная передача опыта старшими, младшие усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших появляются забота о младших и ответственность за них, великодушие и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.

Личный пример учителя, красота во всем, что окружает ребенка, защищенность в коллективе, одинаковая требовательность к каждому члену коллектива, воспитание сдержанности в поведении – все это помогает ребенку стать нравственной личностью.


Требование к учителю

  • любовь к детям
  • дружеские, доверительные отношения с детьми
  • образованность учителя
  • знание педагогики и психологии
  • имеет хобби в какой то другой деятельности, мастер своего дела
  • постоянное совершенствование педагогического мастерства
  • воспитание детей не только на уроках , но и любой другой деятельности

сотрудничество и помощь другим педагогам

  • любовь к детям
  • высокая квалификация учителя
  • уверенность и четкое знание своего дела
  • постоянная готовность к работе
  • активность
  • постоянное общение с воспитанниками в разных формах( труд, досуги, походы, совместное чтение ит.д.)

совместный труд в коллективе воспитанников.

Большое значение игре придавал В.А. Сухомлинский. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он предлагал не торопиться “отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу”. Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят “из детства в серьезную жизнь игровые установки”. Поэтому нужно так организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались “качества будущего работника и гражданина.

Итак , сравнивая основные педагогические взгляды этих двух великих педагогов, можно сделать некоторые выводы. Каждый из них выработал свою теорию воспитания, которая работала и приносила положительные результаты в реальной жизни. На многое их взгляды совпадали. Даже организация воспитательной работы была очень схожей. И Макаренко и Сухомлинский воспитывали своих воспитанников в коллективе, стремились к творческому развитию детей, считали игру приоритетной деятельностью дошкольников и младших школьников, оба ставили цели работы, рассчитанные на далекую перспективу, организовывали собственное сельское хозяйство и трудовую деятельность в кружках, считали первостепенным нравственное воспитание детей в семье и коллективе. По - моему различие в их теориях было только в отношении к личности ребенка. Для Сухомлинского – это было личноориентированное отношение к каждому ребенку в коллективе, с системой только положительных оценок. Для Макаренко – отношение к ребенку как части коллектива, где личное совпадает с общим. Он считал, что каждый человек в коллективе может оценить другого и должен быть сам готов отвечать перед коллективом и получить свою оценку, как положительную , так и отрицательную. Сухомлинский был против отрицательных оценок.

Сегодня многим родителям имена А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского мало о чем говорят. Между тем это люди, чей вклад в развитие отечественной педагогики трудно переоценить.

Вспомним, каких принципов воспитания рекомендовали нам придерживаться эти выдающиеся советские педагоги.

А.С. Макаренко

Принципы воспитания от великих советских педагогов

А вот и некоторые из воспитательных идей А.С. Макаренко, которые – мы уверены – будут интересны и современным родителям:

– Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира.

– Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания.

– Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

– Любовь нужна требовательная.

Принципы воспитания от великих советских педагогов

– Мы требовать должны, но предъявлять исключительно посильные требования. Всякое превышение может только калечить.

– Наказание – это не только право, а и обязанность в тех случаях, если наказание необходимо.

– Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания.

– Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. Вообще воспитание сдержанности, торможение движений – прежде всего.

– Точный режим детского дня – совершенно необходимое условие воспитания.

– Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

В. А. Сухомлинский

Принципы воспитания от великих советских педагогов

Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог-новатор, публицист, писатель. Большую часть своей жизни он проработал директором школы в украинском поселке Павлыш, где и реализовывал свои многочисленные профессиональные идеи. Своим учителем Василий Александрович называл А.С. Макаренко, но был сторонником воспитания с акцентом на внимании к каждому ребенку, к его индивидуальным особенностям и потребностям.

Быть может, и нам удастся почерпнуть для себя что-то полезное из высказываний этого замечательного педагога:

– Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

– Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

– Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.

– Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.

– Не бойтесь пота и мозолей на ладонях у вашего ребенка. Пока живет человечество, тонкая, чуткая, нежная душа будет воспитываться только трудом, которому сопутствуют усталость, пот, мозоли.

– Умение управлять желаниями – в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке – источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.

– Некогда воспитывать сына – значит некогда быть человеком.

Принципы воспитания от великих советских педагогов

– Нравственный облик личности, в конечном счете, зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям.

– Пусть с юных лет в сердце ребенка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что-то неблагополучно, пусть ночью не спит ребенок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов.

– Там, где все строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть – это главный двигатель самовоспитания.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: