Нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Правила речевого поведения (для говорящего, для слушающего и для присутствующих при общении) выражают нормативно-этическую функцию и обеспечивают определенное моралъно-психологическое качество общения. Вот некоторые их этих правил, которые необходимо знать и соблюдать педагогу и которые он, должен привить своим воспитанникам.

Для говорящего:

- доброжелательно относитесь к собеседнику; избегайте негатив­ных оценок его личности, особенно в вульгарной форме;

- узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь;

- не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с партнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходитесь;

- умейте внушить партнеру по общению сознание его значительности: искусство признания достоинств (а не унижения или разоблаче­ния) тех, кто нас окружает, должно быть усвоено и доведено до автоматизма.

Для слушающего:

- внимательно выслушивайте говорящего; отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности;

- слушайте доброжелательно и терпеливо, как бы авансируя дове­рие собеседнику, окончательный вывод сделаете позже;

- не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось, и тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение; пом­ните — важнее получить информацию, чем передать ее.

Для присутствующего:

- если общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствие третьего и содержит намек на его подключение к общению, воспользуйтесь этим: это позиция косвенного адресата;

Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы.

Этикет беседы включает в себя выбор темы и правила поведения собеседников.

Невежливо беседовать на тему, в которой кто-либо из при­сутствующих не может принять участия. Тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отда­вая никому явного предпочтения. При выборе темы нужно считаться с человеком, с которым вы разговариваете, с местом, где вы находитесь, с настроением окружающих.

Тому, кто любуется закатом солнца, не говорят о своих планах ра­боты, а обсуждающему план работы — о вчерашней вечеринке. Не жа­луются в обществе или в присутствии третьего лица на свои сердечные дела или домашние ссоры: это может поставить собеседника в неловкое положение. В обществе не рассказывают страшных историй и вообще

избегают всего, что может вызвать тяжелые воспоминания или мрачное настроение. Так, в присутствии больного не говорят о смерти, о том, что он плохо выглядит, наоборот, стараются его подбодрить. В пути, особенно в самолете, не рассказывают о воздушных катастрофах, в машине — об автомобильных авариях. За столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит или удовольствие от еды. Пищу, стоящую на столе, не критикуют и не рассматривают с неодобрением. Похвалив же домашний стол, вы доставите удовольствие хозяйке.

Правила поведения собеседников во время беседы регламенти­руются в основном нормами вежливости и тактичности. Поэто­му, например, не рекомендуется проявлять в разговоре излиш­нее любопытство. Невежливо и бестактно проникать в чужие ин­тимные дела. Не принято спрашивать о возрасте женщины, а еще неприличней подшучивать над ее нежеланием говорить об этом.

Об окружающих следует говорить только в корректном тоне. Каждый должен сам чувствовать, где кончается просто интерес к человеку и где начинается сплетня или того хуже — клевета. Ироничная улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика нередко порочат человека больше, чем откровенная брань.

Хозяин дома или стола должен незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор и втягивая в него застенчивых гостей. Самому лучше говорить меньше.

Умение выслушать собеседника, как уже говорилось, непре­менное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. Поэтому, как бы вам не было скучно, вы должны запастись терпением, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ дру­гого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать. Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

Молодежь должна избегать споров со старшими. Даже когда стар­ший действительно не прав, а молодой не сумел убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор, перевести разговор на другую тему. Молодым людям вообще лучше подождать, пока старшие втянут их в беседу. В свою очередь старшие должны давать молодым возмож­ность высказаться, не прерывать их.

Человек, обладающий даром остроумия, должен использовать свой дар тактично, не высмеивая окружающих, не подтру­нивая над ними. Не стоит специально лезть из кожи вон, только чтобы сострить.

Шутка или анекдот, сказанные кстати, вполне уместны, но при условии хорошего вкуса, остроумия и умения рассказывать. В компании недопустимы пошлости вне зависимости от того, в каком виде они преподносятся.

К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, но не вызывающе, а спокойно и доброжелательно.

Во время беседы не занимайтесь посторонними вещами, не читай­те, не разговаривайте с соседом, не играйте каким-либо предметом, не исследуйте потолок, не смотрите мечтательно в окно или блуждающим взглядам мимо собеседника. Такое поведение оскорбляет.

Педагог должен постоянно иметь в виду, что высокий уро­вень культура речи, соблюдение правил речевого поведения и ре­чевого этикета призваны помочь ему и его ученикам добиться успеха в общении и взаимопонимания с другими людьми.

Два жизненных проявления человека — деятельность и поведение — различаются тем, что в деятельности поступки определяются сознательными целями и мотивами, а поведение нередко глубоко в подсознание. В соответствии с этим специалисты по теории речевой деятельности, психолингвисты, определяют речевую деятельность как мотивированное, определяемое целями сознательное речевое проявление, а речевое поведение — как лишенное осознанной мотивировки автоматизированное, стерео­типное речевое проявление (в силу типичной прикрепленности такого проявления к типичной, часто повторяющейся ситуации общения).

Речевое поведение человека - сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.

Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации:

­ общение людей как представителей тех или иных групп (наци­ональных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель — подчиненный, консультант — клиент, преподаватель — студент и т.д.);

­ передача информации множеству лиц: прямая в случае публич­ной речи или опосредованная в случае средств массовой ин­формации.

Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

В прагматическом изучении языка сформулирован ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям действовать совместно. Исходными условиями являются:

­ наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;

Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;

2) высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы;

4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных вы­ражений, избегайте неоднозначности; избегайте ненужного многословия.

Реальная речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи.

Наряду с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Последний всецело принадлежит речевому этикету (о котором речь пойдет дальше). Отметим, что такие ключевые максимы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.

Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т.д.

Тактика может меняться в зависимости от условий общения, по­лученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре — мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно. Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научить применять их сознательно и мастерски.

Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования - подыгрывания или оказания противодействия. Плохо, когда говорящий имеет в запасе только один вариант разговора, а его речь построена жестко.

Рассматривая речь в социальном взаимодействии, отметим ее решающее значе­ние в процессе обучения и воспитания детей. В большой мере с помощью речи ребенок адаптируется к культуре своей среды. Слово учит необходимым для его жизни действиям. Слово в форме похвалы, наказания, ласки регулирует его субъективное состояние. Основная масса обучающих воздействий поступает к учащимся в словесной форме. Речевое развитие ребенка рассматривается как фактор его готовности к школе. Речевое общение в условиях начального обучения имеет свои особенности, о чем свидетельствует специфичность речи преподавателей и воспитателей в начальных классах школы и дошкольных учреждениях.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже, автор классической работы по функционированию языка в детском возрасте, пришел к выводу, что язык имеет две различных функции и два типа речевого существования — эгоцентрическую и социализированную речь.

Эгоцентрическая речь, по Пиаже, представляет собой образец бедного кодирования. Хотя ребенок говорит, не переставая со своими соседями, он редко ставит себя на их место. Его разговор преимущественно просто размышления вслух. Поэтому в его языке отсутствуют оттенки значений в вещах и игнорируется точка зрения, с которой они рассматриваются, при этом всегда имеют место утверждения, а не объяснения. Ребенок едва ли даже задает себе вопрос, понимают ли его; для него это не важно, поскольку он не думает о других, когда говорит. Согласно Пиаже, у ребенка в возрасте до 7 — 8 лет эгоцентрический язык составят почти половину объема его речи.

Социализированная речь предполагает приспособление информации к слушателю и в определенном смысле приспособление к его позиции. Взрослые думают социально, даже находясь в одиночестве, дети думают эгоцентрично, даже в обществе с другими.

Если принять эти выводы безоговорочно, то следует ожидать, что все взрослые обладают совершенными способностями к социальному кодированию. Однако ясно, что это не так. Одна из причин различия в речевом поведении взрослых связана с той социальной средой, которая формирует различные способы коммуникации, или различные стили лингвистического кодирования. В психологических исследованиях речи выделяют два кода — ограничительный (или рестриктивный) и разработанный.

Разработанный код персонально ориентирован, в нем подчеркивается индивидуальный, а не групповой опыт. Говорящий не отождествляет с собой слушающего, поэтому первым разрабатывает значения, с целью сделать их понятными для слушающего. Здесь требуются более дифференцированный словарь, аналитический и абстрактный стиль речи. Этот лингвистический код доступен хорошо образованным людям, преимущество которых в речевом общении проявляется и в том, что они могут использовать оба кода в отличие от описанной выше группы.

Как мы уже подчеркивали, в социально ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают важнейшим фактором речевого поведения. Вместе с тем существует следующая функциональная зависимость: не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников, но и выбранные языковые средства конструируют, подтверждают социальную ситуацию. Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Наконец, выбор стиля произношения также относится к числу вер­бальных социально-символических средств. Выделяют: высокий (подчеркнуто правильное употребление слов и построение предложений, воспринимается как официальный, более формальный, дистанцированный) и низкий (разговорная речь, насыщенная жаргонными словами, с использованием сленга, воспринимается как неформальный, дружеский); влиятельный и невлиятельный стили.

Обращение к большой аудитории, публичное выступление — еще один уровень социально ориентированного общения. Отметим наиболее общие закономерности речевой коммуникации данного уровня.

Выступление перед публикой обязывает адресанта учитывать осо­бенности языкового сознания как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Найти общий язык с массовым адресатом — значит проявить готовность к использованию стандарта, выработанного в конкретной речевой сфере (скажем, научной или официально-деловой).

1. Баранов, М. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие/М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1993. – 287с.

3. Николаева, В.В. Эстетика языка и речи/ В.В. Николаева– Л.: Наука, 1979. – 216с.

4. Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – 413с.

5. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения/ Н.И. Формановская. – М.: Высшая школа, 1989. – 159с.

Речевой этикет

Речь нужна человеку везде: на работе, в школе и даже в обычном повседневном общении. К сожалению, сегодня мало кого волнует такое понятие, как речевой этикет, а ведь знание норм и тонкостей культуры речи способно творить чудеса. Это не только напрямую влияет на собеседника лучшим образом, но и помогает легко добиваться своего. Если от природы человек не наделен остроумием и не обладает сильной харизмой, тогда этому можно научиться.

Основные правила и принципы

Речевым этикетом называют ряд норм и правил общения в социуме. Если говорить простым языком, то это умение вежливо и тактично общаться в любой ситуации.

На способ построения речи, используемые слова и выражения влияет ряд факторов: возраст собеседника, обстановка, политические и религиозные ограничения. Умение апеллировать всем этим позволяет выстраивать прочные доверительные отношения с коллегами, друзьями и семьёй.

По тому, как говорит человек, можно сделать о нем определенные выводы.

Речь является показателем образованности, социального статуса, начитанности и грамотности. За несколько веков её развития скопилась уйма правил, которые регламентируют социальный контакт. Озвучить и перечислить их полностью невозможно, но стоит выделить правила речевого этикета, которые считаются базовыми:

Речевой этикет что это

Разновидности и их особенности

Этикет речи отличается в зависимости от области применения, пола, возраста и ситуативности. В соответствии с этими критериями выделяют несколько его видов.

Бытовой

К этой форме каждый привыкает с детства. Неосознанно родители прививают ребенку особенности общения, которые он потом использует в повседневной жизни.

Из названия понятно, что бытовая речь используется людьми в быту, когда они находятся в неформальной обстановке. Для нее характерны следующие черты:

Бытовой этикет речи

Она непосредственная и свободная от официоза. Большинство ее норм человек соблюдает автоматически.

Бытовой этикет речи подразумевает включение большого количества фразеологизмов и стилистически окрашенных экспрессивных выражений. Эмоциональность — выразительная черта повседневных контактов.

Деловой

Общение в деловом стиле занимает второе место после бытового, ведь растет количество предпринимателей и тех, кто предпочитает работать на себя.

Важный момент здесь — отсутствие фамильярности, флирта. Собеседникам стоит найти золотую середину между взаимной вежливостью, отстраненностью и вовлеченностью. Но не нужно строить театральный официоз, вполне уместно разбавить диалог шуткой или оригинальным остроумным высказыванием.

Единственное табу — переход на личности. Деловая речь подразумевает полное отсутствие личных тем. Это разговоры по существу, направленные на решение актуальных задач. Беспристрастность характерна для такой беседы. Допустима сухость. Разговор направлен на достижение взаимопонимания и установление выгодных контактов.

Педагогический

Разговорный этикет преподавателя близок по стилю к деловому, но является более мягким. Педагог должен выступать для учащихся образцом красивой, грамотной и этически верной речи. Его задача — установить доверительный контакт так, чтобы создать уютную атмосферу.

Очень важны тембр голоса педагога, тон речи, манера общения с учащимися. С осторожностью стоит включать в речь оценочные суждения, отвечать на вопросы и использовать жестикуляцию.

Для учителя недопустимы критика, применение жаргона, категоричность, навешивание ярлыков и повышение голоса. Самодисциплина лежит в основе педагогического контакта с учениками.

Медицинский

Специфика этикета врача непосредственно связана с его деятельностью. Доктор должен в общении с пациентом руководствоваться не только правилами нормативных актов и законов, но и принципами гуманизма, сострадания, великодушия.

Речь медицинского работника должна быть спокойной, отстраненной, уверенной, грамотной. Он должен вызывать доверие к себе, своему мнению и профессии в целом.

Врачу необходимо учитывать во время диалога психологическое состояние пациента, уровень его образования и социальный статус. Недопустимо использование медицинских терминов без пояснений.

Вежливое обращение сочетается с уважением и соблюдением нормативной дистанции. Гибкость, тактичность, непредвзятость — явные черты речи сотрудника медицинской сферы.

Нельзя конфликтовать, перегружать реплики неуместными высказываниями, вводить собеседника в заблуждение, переходить на личности или упоминать посторонние, личные темы. Запрещено разглашать врачебную тайну и обсуждать профпригодность других врачей. Кроме того, доктору необходимо научиться не только внятно доносить пациенту информацию, но и внимательно слушать его самого.

Публицистический

Такая речь должна информировать или рассказывать о событиях. Она предполагает не диалог между двумя людьми, а обращение сразу к большому количеству людей, то есть к публике. Основные черты — эмоциональность, образность, логичность, призывность.

Задача публициста не только донести информацию, но и вызвать у аудитории отклик на нее. Допустимо сочетание художественного языка с экспрессивными просторечными выражениями, высказывание собственной оценки о происходящем, включение профессионального лексикона в переносном значении.

Публицистический речевой этикет

Публицист должен обязательно поприветствовать слушателей в сдержанной форме, а по окончании выступления поблагодарить их за внимание и попрощаться.

Речевой этикет публичных выступлений сочетает консервативные традиции с изменчивыми тенденциями языковых особенностей.

Сетевой

Сетевое взаимодействие разительно отличается от того, как мы привыкли разговаривать лицом к лицу. Интернет-этикет начал зарождаться, когда появились форумы и блоги, электронные доски объявлений и различные фан-клубы в интернете. Сегодня нормы взаимодействия между пользователями негласно регулируют социальные сети, ведь именно они стали пространством для ежедневных виртуальных контактов.

Если нет желания общаться, то письмо стоит оставить непрочитанным, чтобы у собеседника не сложилось впечатление, что его игнорируют. Время ответа не должно превышать сутки.

Люди, которые ежедневно обращаются к сетевой площадке для общения, негласно соблюдают эти правила. Они нигде не прописаны, но известны каждому интернет-пользователю.

Молодежный

Языковая модель молодого поколения продиктована особенностями возраста, предпочтениями и изменчивым эмоциональным состоянием подростков. Они выражаются не как нужно, а как удобно.

В молодежных речевых традициях осталось мало от классических разговорных норм. Сохранились лишь приветствие и прощание, но и это происходит в свободной форме, без соблюдения норм.

Молодежный речевой этикет

Соблюдение правил красивой речи в подростковой среде зависит от воспитания и круга друзей ребенка.

Телефонный

Искусством правильно общаться по телефону обладает не каждый. Разумеется, если это болтовня с подружкой или задушевные разговоры с любимым, то соблюдение этикета — последнее, о чем думают люди. Однако во всех прочих случаях не стоит забывать о нормах телефонного разговора:

Культура общения

Культура речи — сложное понятие, которое включает различные отрасли образования и поведения человека. Она предполагает высокий уровень общей культуры, соблюдение правил языка, умение логично и красиво строить свои мысли. Образцом является литературный язык, где хранятся культурные традиции народа и его достижения. Речевая образность зависит от культуры речи и коммуникативной ситуации.

Основные формулы

За долгий период становления культуры языка выработались условные конструкции для разных ситуаций, которые стали своеобразным фундаментом. Знание этих блоков позволяет комфортно ощущать себя в любой обстановке и не спасовать.

Культура речи

Для знакомства

Сначала идет приветствие независимо от того, знакомы люди или нет. Если незнакомы, то стоит задать вопрос или напрямую предложить познакомиться, чтобы наладить контакт с новым человеком. Это можно сделать с помощью общепринятых шаблонов:

  1. Можно с вами познакомиться?
  2. Давайте познакомимся.
  3. Хотел бы с вами познакомиться.
  4. Разрешите с вами познакомиться.

Если человек согласился, то стоит представиться, при необходимости назвать должность и сферу деятельности.

Для предложения и приглашения

Высказывать предложения нужно, руководствуясь принципом социальной роли (начальник — подчиненный, друг — друзья, сын — родители):

  1. Я хочу предложить.
  2. Я хотел бы посоветовать вам … и предложить …
  3. Могу предложить.
  4. Я предлагаю.
  5. Позвольте предложить.

Для поздравления и благодарности

  1. Разрешите вас поздравить.
  2. Примите наши поздравления.
  3. От имени/по поручению поздравляем.

Приглашение

Для свободной обстановки или семейного праздника:

  1. Поздравляю от всего сердца.
  2. Хочу поздравить с… и пожелать…

Для соболезнования

Для отказа

  1. В данный момент это невозможно.
  2. Я не могу вам помочь.
  3. Я не в силах выполнить эту просьбу.
  4. Я вынужден отказать.

В быту:

  1. Я не могу.
  2. Я не готов это сделать.
  3. Я отказываюсь от этого.

Извиняться в такой ситуации — дурной тон.

Для прощания

  1. Увидимся.
  2. До встречи.
  3. Пока.
  4. До скорого.

Язык тела

Жесты и мимика позволяют сделать речь живее и ярче. Невербальные средства общения также находятся под управлением норм приличия. Умение держать осанку и следить за своими движениями нередко помогает продвинуться по карьерной лестнице и играет человеку на руку всегда:

  1. Расправленные плечи, поднятый подбородок и ровная спина ассоциируются с легкостью и миролюбивым настроем.
  2. В сидячем положении мужчинам нельзя разваливаться и разводить ноги. Женщины должны держать их вместе, противоположный пол имеет право закидывать ногу на ногу. Прямая спина, отсутствие покачиваний и скрещенных рук говорят об уверенности и собранности.

Язык тела

  1. Умеренная жестикуляция допустима в деловой обстановке, в быту ограничений нет.
  2. Движения головы не должны ограничиваться однозначным киванием, но и чрезмерная активность нежелательна.

В любом месте, где бы ни находился человек, всегда принято вежливо обращаться к собеседнику. Мы каждый день здороваемся, благодарим, приносим извинения, предлагаем, что-либо просим, прощаемся. Речевой этикет – умение вежливо общаться с собеседником. Использование этикета в каждодневном общении поможет вам выстроить хорошие и доверительные отношения с людьми.


Особенности

Людское общение и человеческая речь издревле играют огромную роль в жизнедеятельности и культуре человечества. Речевая культура отражается в языках различных стран и народов. Благодаря языковым традициям мы имеем представление о культуре стран, об их национальных ценностях и мировоззрении.

Речь человека – это важнейший признак, по которому можно понять уровень развития и грамотности человека. Не стоит недооценивать значение этикета в жизни любого человека, поскольку именно он зачастую выступает связующим элементом в трудовой деятельности и общественной жизни.


Данный вид этикета очень сильно взаимодействует с самой практикой общения, его составляющие имеются в любом разговоре. Если верно соблюдать правила речевого этикета, то до человека можно грамотно и четко донести то, что вы от него хотите. Взаимопонимание и симпатия также достигаются гораздо быстрее.


Речевой этикет граничит и с другими гуманитарными науками – лингвистикой (а также ее подразделами – морфологией, лексикологией, стилистикой, фонетикой, фразеологией, этимологией и прочими), психологией, и, конечно, культурными особенностями других стран.

Для успешного овладения навыками культурного разговора следует применять формулы речевого этикета.


Стартовые формулы прививаются ребенку с самого детства. Это то, чему нас обучают родители – как правильно приветствовать человека, прощаться, выражать благодарность, приносить извинения. Становясь старше, каждый человек перенимает новые особенности в общении, обучается различным видам речи.

Важно отметить, что умение вежливо поддержать беседу с оппонентом, правильно высказать свои мысли, показывает вас как вежливого собеседника.


Итак, формулы этикета – совокупность общепризнанных слов и выражений, которые применяются в разговоре. Они применяются в трех этапах беседы:


Немного истории

Как уже отмечалось выше, этикет – это некие правила поведения, которые прививаются человеку с детства. Понятие основ этого определения базируется на культурных ценностях. Соблюдение данных норм помогает выстроить хорошие отношения с людьми. Сегодняшние нормы этикета не придумывались намеренно. Слова, фразы и различные техники разговора формировались в течение многих столетий в процессе общения между людьми.



Правила речевого этикета сформировались еще в древние времена, когда человек только начинал учиться строить взаимоотношения со своим собеседником. Уже в те времена начали формироваться некие нормы поведения, помогающие получить понимание и произвести благоприятное впечатление на собеседника.



Функции

Базовое назначение речевого этикета – формирование связи и контакта между группами людей. Соблюдение общих правил и норм делает собеседника более понятным для других людей. Мы понимаем, что от него можно ожидать, поскольку начинаем доверять знакомым нам навыкам общения.

Эта особенность возникла еще в древние времена, когда человека повсюду подстерегала опасность. В то время соблюдение ритуала общение было очень важно. Когда другой человек, он же собеседник, выполнял знакомые и понятные действия, называл нужные и понятные слова, это значительно упрощало взаимодействие, смягчая недоверие.


Сейчас мы на генном уровне понимаем, что человеку, который соблюдает эти нормы, можно довериться. Нормы формируют благоприятную атмосферу, оказывают положительное влияние на человека, с которым ведется беседа.

С помощью этикета мы демонстрируем свое уважение и почтение нашему оппоненту. Этикет подчеркивает статус человека.


В целом, можно сказать, что использование простейших норм речевого этикета позволяет избежать возникновения многих конфликтных ситуаций.


Этикет подразделяется на следующие виды:

  • Деловой. Его еще называют официальным. Нормирует поведение человека, когда он выполняет свои должностные обязанности. Характерен для официальной документации, ведения переговоров, публичной речи. Может использоваться и для дискутивно-полемической речи.
  • Повседневный. Для него характерна большая свобода действий. Как видно из названия, он активно используется нами в повседневной жизни.



Правильное применение видов этикета помогут улучшить ваши коммуникативные навыки.


Принципы

Всякие нормы поведения изначально основываются на общепринятых моральных принципах. Элементы речевого этикета не стали исключением.

Главный принцип можно охарактеризовать правильным отношением к собеседнику. При любом разговоре важно ставить себя на место собеседника. Это поможет сгладить острые углы и избежать нежелательных конфликтов.


  • Краткость;
  • Уместность;
  • Грамотность;
  • Точность.


Важно подбирать фразы, подходящие для конкретной ситуации, учитывая статус человека, а также степень вашего с ним знакомства. Речь должна быть краткой, но уместной. Важно при разговоре не потерять смысла.

К собеседнику нужно относиться почтительно, проявляя необходимую долю уважения.

Самыми фундаментальными принципами этикета можно назвать доброжелательность и взаимное сотрудничество. Именно эти принципы порождают продуктивное и взаимовыгодное общение.


Общие правила

Культурная речь не может существовать без соблюдения общих норм общения между людьми:

Если слова и фразы можно назвать вербальными средствами общения, то жесты и мимика – невербальные методы воздействия на людей. Важно следить за мимикой и жестами. Излишняя жестикуляция обычно неприемлема. Соблюдение этих простых правил поможет вам стать хорошим собеседником.



Различные ситуации

Поведение человека в различных ситуациях основано на этикете. Итак, сюда относятся:

  • Установление контакта (приветствие);
  • Знакомство;
  • Обращение;
  • Совет;
  • Предложение;
  • Выражение благодарности;
  • Согласие либо отказ;
  • Поздравление;
  • Комплимент и прочее.



Для различных ситуаций существуют стандартные формулы речи. Рассмотрим подробнее некоторые ситуации.

Установление контакта


Ситуация обращения является наиболее затруднительной этикетной ситуацией, поскольку не всегда легко удается подобрать уместное обращение к человеку.



При обращении к человеку нельзя указывать на какие-либо его личностные характеристики (пол, национальность, социальное положение, возраст, вероисповедание).

Завершение контакта

В завершающую стадию контакта резонно включить благодарность за время, отведенное на общение и за проделанную работу. Можно высказать пожелание на дальнейшее взаимодействие. При завершении разговора важно произвести хорошее впечатление. В дальнейшем это поможет обрести долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество.



Поздравление и благодарность


Приглашение и предложение

Приглашая собеседника на различные мероприятия важно соблюдать определенные нормы поведения. Элементы приглашения и предложения отчасти походи, в них принято подчеркивать особую значимость человека.


На любую просьбу или предложение следует согласие или отказ. Согласие выражается кратко и лаконично. Отказ лучше всего оформить со смягчающей мотивировкой, которая поясняет причину отказа.


Соболезнование, сочувствие и извинение

В жизни любого человека бывают трагичные моменты, когда приходится применять речевой этикет при соболезновании или сочувствии. Главное правило заключается в том, что это нужно сделать максимально тактично, чтобы не усугубить ситуацию.


Комплименты и похвала

Комплименты являются одной из важных составляющих любых взаимоотношений между людьми. С их помощью можно значительно укрепить отношения. Но следует быть осторожным. От комплиментов до лести очень тонкая граница, их отличает только степень преувеличения.


Незначительная перестановка слов подчеркивает красоту человека, а не платья.

В современном мире очень важно использовать похвалу. Хвалить собеседника можно за его характер, за особые умения, за труд и даже за чувства.

Национальные черты

Свою базу речевой этикет берет на общепринятых человеческих принципах морали. Суть этикета идентична во многих культурах разных стран. Сюда можно отнести грамотность, вежливость при общении, сдержанность и умение использовать общепринятые формулы речи, которые будут соответствовать конкретной ситуации.

Но некоторые культурные различия в речевом этикете стран все же имеются. В России, к примеру, этикет предполагает поддерживать беседу, в том числе и с незнакомыми (малознакомыми) людьми. Подобная ситуация может произойти в замкнутом пространстве – лифт, купе поезда, салон автобуса.


В других же странах (особенно странах Азии – Япония, Китай, Южная Корея), люди стараются избегать разговора с незнакомыми людьми. Они стараются не встречаться взглядами с собеседником, не обращают на него внимания, смотрят в телефон. Если же разговора избежать не получается, то разговаривают на максимально отвлеченные и нейтральные темы (к примеру, о погоде).



Если сравнивать положение мужчины и женщины, то мужчина является вышестоящим лицом. Этот же принцип относится и к отцу с матерью. Хотя женщина может быть главой в семье, но ее социальный статус более низкий.

В рабочей сфере, где должности строго прописаны, человек с более низким рангом будет ниже кланяться вышестоящему коллеге.


Особое место в Японии отводится приветствию, важное место занимают поклоны. Жители Японии кланяются другим людям по несколько раз за день. Поклоны при приветствии помогают создать благоприятную обстановку для общения. Этим вы располагаете собеседника к себе, показывая столь важное уважение.

Любые слова приветствия необходимо высказывать с должной долей уважения к собеседнику. Ни в коем случае нельзя допускать проявления бесцеремонности и панибратства. Не стоит переходить дозволенный уровень доверия к вам.


Для нас эти особенности поведения (поклоны, к примеру) могут показаться странными, в том числе и с эстетической точки зрения, все же стоит уважительно относиться к чужой культуре и традициям. Поэтому при разговоре с иностранцем следует иметь хотя бы небольшое представление о стилистическом общении и этикетной культуре его страны. Это станет хорошим основанием для дальнейшего общения друг с другом.


Об основах речевого этикета и правилах ведения беседы смотрите в следующем видео.

Читайте также: