Сообщение на тему развитие внимания к знакам препинания в период обучения грамоте

Обновлено: 02.07.2024

Ознакомление младших школьников с пунктуацией.

При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель прежде всего показывает их роль, их назначение в письме иной речи. При этом обращается внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим. (Элементарный прием ознакомления с ролью точки — чтение сплошного текста, не поделенного на предложения. Чтение и понимание такого текста затруднено.)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В начальной школе, особенно в 1 классе, только начинают формироваться способы учебной работы. На ребёнка, впервые переступившего порог школы, обрушивается большое количество информации. Младшему школьнику нужно уметь внимательно слушать объяснения учителя, переключаться с одного задания на другое, не отвлекаться на посторонние раздражители. Я считаю, что одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, является наличие такого качества, как способность быть внимательным. В статье приводятся примеры упражнений для развития внимания на уроках обучения грамоте.

статья Кавериной И.В.Развитие внимания первоклассников в периоб обучения грамоте.doc

Обучение школьников основам пунктуации начинается в первых классах. Дети получают знания о правилах расстановки знаков препинания.

В начальной школе дети получают знания о таких знаках, как точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки. При этом запятую используют только в простых предложениях, состоящих из однородных членов.

Несмотря на то, что существует достаточно много правил пунктуации, педагог должен проводить занятия систематически. Многие знаки препинания служат для того, чтобы обслужить конец предложения. Дети должны разобраться в первую очередь в том, каковы функции речи и ее основы, что позволит им лучше усвоить принципы расстановки знаков препинания.

Главное назначение пунктуации – это указать на смысл разделения членов предложения.

Более того, пунктуационные знаки позволяют передавать оттенки смыслов, которые свойственны отдельной части речевого высказывания. Знаки также демонстрируют связь, существующие между отдельными частями внутри предложения.

Более того, пунктуационные знаки, помимо других языковых средств, дают возможность передать смысловой оттенок, который характерен для отдельной части высказывания.

Пунктуационные умения — какие упражнения использовать?
Пунктуационные задания — упражнения, диктанты. Типы пунктуационных диктантов, другие задания. Какие задания использовать при развитии пунктуационных…

В результате мысли передаются точно и воспринимаются другими людьми правильно. К примеру, точка в конце предложения указывает на то, что предложение закончилось, а также на то, что оно носило повествовательный характер.

Восклицательный знак нужен для обозначения завершенности предложения, а также на эмоциональном отношении произносящему высказывание к его содержанию.

Когда младшие школьники знакомятся с пунктуационными знаками, педагог старается показать их роль и назначение. При этом нужно обратить внимание детей на то, как важно правильно расставить знаки препинания внутри предложения, когда пишешь. Также важно и правильно их выделять интонацией и другими средствами выразительности, когда зачитываешь текст вслух.

Правила русской пунктуации очень важны. Детям это нужно усвоить, чтобы они могли в будущем грамотно писать.

Необходимо добиться следующего:

  • дети должны хорошо знать все буквы в их письменном и устном вариантах;
  • нужно с помощью букв и сочетаний обозначать все звуки речи;
  • нужно усвоить правила орфографии и пунктуации, а также особенности их применения.

Большое значение для младших школьников играет то, какой курс пунктуации выбрал учитель. Ведь эта программа заложит основу для формирования пунктуационных навыков в будущем.

Ученики должны как можно раньше ознакомиться с правилами пунктуации, ведь это создаст прочную основу для развития у детей способности замечать за знаком смысл высказывания. Также нужно правильно воспроизводить его с помощью интонации, учить детей использовать знаки препинания, когда они создают письменные работы, чтобы точно выражать свои чувства и мысли.

В начальной школе дети знакомятся с точкой, запятой, восклицательным и вопросительным знаками. Они изучают их смысл, интонационный способ их передачи, структуру предложений с этими знаками. Но на практике дети нуждаются в использовании и других пунктуационных знаков для правильного оформления собственной речи. Например, им нужно владеть многоточием, кавычками, скобками и тире.

Все чаще они замечают эти знаки в книгах. Поэтому они осознают, что есть потребность в их использовании. Дети замечают и другие способы выделения смысла в предложении: это выделение ключевых слов с помощью шрифта, подчеркивания и с помощью разнообразного расположения текста на странице.

Лишь некоторые ученики самостоятельно приобретают так называемое пунктуационное чутье, подобно тому, как у многих ес

Недоразвитие письма — как формировать?
Причины недоразвития письменной речи и методы коррекции. Письмо детей с ОНР. Технологии формирования письменной речи как средства…

ть орфографическое чутье. Но большинство людей нуждаются в том, чтобы изучать правила пунктуации. Самый простой для восприятия детьми способ изучения пунктуационных правил – это интонационный.

Опыт показывает, что нужно много времени посвятить драматизации, декламации и постановкам сценок. Интонацию проще всего усвоить во время чтения вслух со страниц книги. К сожалению, школьная практика очень редко использует моделирование, чтобы обучать детей пунктуации.

Редко используются и другие приемы. Например, не принято организовывать дидактически игры, редко применяются графические диктанты, не проводится анализ ошибок пунктуации, которые ребята допускают, когда выполняют те или иные виды заданий на письме.

Поэтому лучше был бы организовать изучение пунктуации в начальных классах, чтобы более эффективно организовать процесс формирования пунктуационной грамотности у детей в последующем.

Развитие пунктуационного навыка – это очень долгий процесс, который начинается во время обучения грамоте. У него есть свои особенности, которые зависят от того, какая используется образовательная программа.

Развитие пунктуационного навыка у детей, которые учатся в начальных классах, имеет свои особенности.

Школьники знакомятся с тем, как и где правильно ставят запятые и точки. Изучаются ими также и многоточия и вопросительный и восклицательный знаки. Дети уже в начальной школе получают навыки работы с двоеточием, тире, кавычками и т.п.

Большое внимание уделяется тому, чтобы научить школьников выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию и делая паузы в нужных местах согласно расставленным пунктуационным знакам.

Младшие школьники получают знания о восклицательных, вопросительных и повествовательных высказываниях. Они учатся ставить точку в конце предложения, а начинать его с большой буквы. Также они учатся читать текст, правильно подбирая интонацию в зависимости от расставленных знаков препинания.

Каллиграфия в начальной школе
Роль каллиграфии в письменной речи младших школьников велика. Обучение красивому письму на уроках русского языка в начальной школе залог…

Большое внимание уделяется обучению восклицательных и побудительных предложений, их правильному использованию в разных ситуациях общения. Приобретаются знания о том, что такое однородные члены предложений, обучение предполагает использование интонации при перечислениях. Также младшие школьники изучают, как главные и второстепенные члены предложения объединяются в однородные, учатся работать с союзами.

Уже появляются первые навыки расстановки запятых в предложениях, имеющих в своем составе однородные члены. Дети знакомятся со смысловой ролью пунктуационных знаков. Они учатся правильно понимать то, что написано, более грамотно пишут сами.

Все эти знания дают возможность детям продолжить изучение сложных предложений, имеющих пока бессоюзную конструкцию, состоящую из двух частей. Также начинает развиваться способность правильно ставить запятую между разными частями внутри сложного предложения.

Дети знакомятся также с многоточием. И это правильно, ведь в текстах, предназначенных для чтения в этом возрасте, многоточие время от времени тоже встречается.

Младшие школьники получают базовые знания о знаках препинания. Так как система обучения предполагает более высокий теоретический уровень, дети не просто знакомятся с классификацией разных видов предложений, но и усваивают, как они обозначаются с помощью пунктуации.

Нетрадиционные программы содержат в своей структуре еще больше пункторамм. Дети дополнительно осваивают работу с запятыми, входящими в состав сложных предложений, учатся оформлять прямую речь.

Обучение детей грамоте — методы и приемы
Обучение грамоте в процессе игровой деятельности — игровые ситуации, дидактические игры. Средства обучения детей грамоте. Развитие речи на…


Диагностика сформированности пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из важных задач современной начальной школы является формирование общей языковой культуры младших школьников, которая предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности. Важным условием развития письменной речевой деятельности учащихся является овладение пунктуационными нормами русского языка, которые обеспечивают точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. Пунктуационная грамотность, по мнению ученых-методистов, является одним из аспектов общей культуры, которой человек овладевает с детства. [6: с. 4]. Кроме того, целенаправленное внимание младших школьников к знакам препинания создает основу для последующего формирования у обучающихся пунктуационных знаний и умений, а также способствует осознанию роли знаков препинания в процессе письменного общения [5: с. 43]

В трудах Л. С. Трегубовой указывается на необходимость изменения традиционного подхода к обучению пунктуации в начальных классах. Она высказывает мысль о целесообразности организации работы над знаками препинания с первых дней обучения в школе (в процессе обучения чтению и письму). Ученый выделяет следующие методические условия, способствующие повышению эффективности формирования пунктуационных умений первоклассников:

- ознакомление младших школьников с коммуникативной функцией знаков препинания как средства оформления письменной речи;

- развитие у первоклассников зрительного внимания к знакам препинания как средству коммуникации и слухового внимания к интонации пунктуационно оформленной единицы;

- проведение специальной работы над интонацией как средством передачи смысла высказывания и фактора выбора знака препинания [6: с. 11].

М.М. Алексеева рассматривает пунктуационное умение как речевое. В связи с этим она считает, что в процессе работы над правилами пунктуации необходимо учить детей не технике расстановки знаков препинания, а обращать особое внимание на содержательную сторону письменной речи. Обучение пунктуации, по мнению ученого, должно быть подчинено общеязыковому развитию ребенка, развитию его мышления и речи [1: с. 54].

По определению М.Т.Баранова, пунктуационное умение является интеллектуально-мыслительным действием, суть которого заключается в правильной расстановке знаков препинания в коммуникативных единицах (в тексте или в предложениях). Оно воспроизводит речемыслительную деятельность пишущего по нахождению и реализации средств языкового выражения [3: с. 207].

В связи с этим было проведено исследование, целью которого являлась диагностика сформированности пунктуационных знаний и умений младших школьников в период обучения грамоте.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1) определить степень сформированности у учащихся 1 класса представления о перечне знаков препинания;

2) определить особенности усвоения и осмысления учащимися 1 класса функций знаков препинания, изучение которых не предусмотрено программой;

3) установить особенности понимания учащимися коммуникативной роли знаков препинания;

4) определить особенности развития внимания первоклассников к знакам препинания.

В рамках научного исследования учащимися выполнялись различные диагностические задания. Анализ результатов проведённых диагностических заданий позволяет сделать следующие выводы.

Задание № 1. Индивидуальное собеседование.

Задание № 2. Учащимся было предложено ответить на вопросы специально составленной анкеты.

Цель: выявить, какие знаки препинания известны младшим школьникам, а также, какие знаки завершения и знаки, используемые в середине предложения, знают ученики.

Данные, полученные в результате анкетирования, свидетельствуют о том, что учащиеся достаточно хорошо знают такие знаки препинания, как: точка (24 ученика), вопросительный знак (24), восклицательный знак (24), запятая (20). Такие знаки препинания, как: двоеточие, многоточие, кавычки, тире и точка с запятой были опознаны меньшим количеством учащихся.

Результаты анализа представлений младших школьников о знаках завершения показали, что правильно назвали все знаки завершения предложения – 3 ученика. Назвали 3 знака завершения предложения – 9 учеников, назвали 2 знака препинания завершения предложений – 2 ученика, а 5 учеников назвали один знак препинания. 6 учеников отнесли к знакам завершения предложения другие знаки препинания, например: запятую, двоеточие.

Результаты анализа представлений младших школьников о пунктуационных знаках, которые встречаются в середине предложения, показали, что 11 учеников отнесли к данной группе знаков запятые. 7 учеников помимо запятых отнесли к данным знакам препинания другие верные знаки, например: двоеточие, тире, кавычки, точку с запятой, 7 учеников указали неверный ответ, отнесли к знакам препинания в середине предложения: точку, вопросительный знак, восклицательный знак.

Результаты проведённого анкетирования позволяют говорить о том, что первоклассники хорошо знают названия лишь тех пунктуационных знаков, изучение которых предусмотрено программой, несмотря на то, что встречают остальные знаки препинания в текстах учебников.

Задание №3. Индивидуальное собеседование.

Цель: определить, знакомы ли дети с назначением знаков препинания.

Результаты проведённых диагностических заданий наглядно демонстрируют сужение понятия пунктуационной грамотности и подчёркивают особую значимость работы по формированию пунктуационных умений младших школьников при обучении грамоте, так как пунктуация является частью графической системы русского языка. Ее усвоение необходимо младшим школьникам для того, чтобы письмо максимально точно выражало содержание высказывания.

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

2. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 255 с.

4. Трегубова Л.С. Использование технологии учебного сотрудничества и игровой технологии в процессе обучения младших школьников пунктуации // Нижегородское образование. – 2018. - № 2. – С. 157-162.

5. Трегубова, Л.С. Обучение пунктуации в начальных классах // Начальная школа. 2014. №7. С. 43-48.

Читайте также: