И д шадр сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Иван Дмитриевич Шадр, настоящая фамилия Иванов (1887-1941) - советский скульптор.
Иван Шадр родился 11 февраля (30 января по старому стилю) 1887 года в селе Такташинское (ныне деревня Такташи), Оренбургской губернии Российской империи.
Фамилию-псевдоним "Шадр" Иван Иванов взял в 1908 году в честь города Шадринск, откуда происходили его родители.
Базовое художественное образование И.Д.Шадр получил в "Екатеринбургской художественно-промышленной школе", где он учился с 1901 по 1906 год под руководством Гринбергса Фёдора Эдуардовича.
После окончания художественной школы, Шадр переехал в Санкт-Петербург, где безуспешно пытался поступить в Императорскую Академию художеств. Несмотря на эту неудачу, Ивану Шадру стали оказывать значительную поддержку художник Репин Илья Ефимович - при его содействии Шадр начал посещать Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.
С 1910 по 1912 год Иван Дмитриевич Шадр учился в Париже и Риме у местных скульпторов, а затем переехал в Москву.
Скульптор Иван Шадр является автором множества советских монументальных памятников, например: Памятник-надгробие Аллилуевой, "Девушка с веслом", "Булыжник - оружие пролетариата" и многое другое.
И.Д.Шадр состоял в художественных объединениях "Общество русских скульпторов" и "Объединённое искусство".
Именем Ивана Шадра названо "Свердловское художественное училище" (бывшая "Екатеринбургская художественно-промышленная школа").
Иван Дмитриевич Шадр умер 3 апреля 1941 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.


Каждый город имеет свои символы и традиции, которыми он гордится и чтит. Визитной карточкой города Шадринска в первую очередь являются его люди. В истории города есть личности мирового масштаба. 11 февраля 2017 года Россия отмечает 130 лет со дня рождения известного советского скульптора-монументалиста Ивана Дмитриевича Иванова (Шадра).

Художественное образование будущего скульптора началось с художественно-промышленной школы г. Екатеринбурга (ныне училище имени И.Д. Шадра). Во время первых каникул, в мастерской отца он лепит скульптуру сестры Тони, которую продает купцу в частную коллекцию, а на эти деньги покупает бабушке расписной платок и Тоне школьную форму.

Талант Вани Иванова был замечен по первым его произведениям, по возвращении в Екатеринбург ему начинают поступать заказы, которые он выполнял с большим желанием.

Знакомство с режиссером Александровского театра М.Е. Дарским стало решающим в дальнейшей учебе и жизни талантливого юноши. В дальнейшем, Иван проходит обучение на Высших драматических курсах и в школе поощрения художеств в Петербурге. Получив поддержку от наставников и материальную помощь от Шадринской Городской думы, он совершенствует свои знания в Парижской академии художеств, в институте изящных искусств в Италии, в Английской академии, копирует фрески Рафаэля в Ватикане, изучает искусство в Королевской библиотеке.

В 1914 году Иван Дмитриевич приезжает в Шадринск, составляет подробный отчет, рассказывает, чему он научился за границей и куда израсходовал деньги. В это время Городская дума делает ему заказ – вылепить бюст основателя городского банка Д.Д. Понамарева. Для мастерской ему выделили комнату в помещении фотографии Мамаева по улице Петропавловской (ныне ул. К. Маркса, 69). Бюст Понамарева до 1918 года стоял в Шадринском городском банке, затем был передан в музей, где невежественные работники в начале 1930 годов выбросили его вместе с другими драгоценными предметами. Портрет был выполнен по фотоснимку. К числу законченных работ относятся портреты шадринцев: члена Государственной думы Петрова, несостоявшейся невесты – Нины Ночвиной, своего дяди И.Е. Иванова (барельеф), также Евдокии Хитровой, жены военного интенданта Н.П. Хитрова, выполнен около 1915 г. Работы к сожалению не сохранились.

Так же осталась неосуществленной мечта В. П. Бирюкова- основателя Шадринского краеведческого музея и И.Д. Шадра о создании памятника М.В. Ломоносову в Шадринске. Предки многих шадринцев вышли из северных областей, в частности Архангельской, откуда родом был М.В. Ломоносов.

Талант Шадра проявился и в скульптурных портретах: Н.А. Касаткина, В.П. Ногина, Л.Б. Красина, К. Либкнехта, Р. Люксембург и других известных личностей.

К сожалению, многие замыслы скульптора остались не реализованы.

Родители скульптора похоронены в городе Шадринске, на старом Воскресенском кладбище. Здесь же, в городе детства, живут его родственники.

Иван Дмитриевич Шадр оставил после себя замечательное культурное наследие. В настоящее время Шадринский краеведческий музей обладает 16 скульптурными произведениями, а также фотографиями, документами, книгами и личными инструментами скульптора. Формирование коллекции скульптур И. Д. Шадра в музее происходило в 50-60-е годы XX века, в этом большую помощь оказала жена Ивана Дмитриевича – Татьяна Владимировна Иванова-Шадр.

Шадринцы гордятся своим земляком и чтят его память. В городе есть улица носящая имя Ивана Шадра. 4 августа 1984 года открыт монументальный комплекс, посвященный Шадру, установлен на пересечении улиц Октябрьской и Луначарского. 20 ноября 2015 года была открыта мемориальная доска на месте дома, в котором проживала семья Ивановых (ныне на этом месте общежитие финансового колледжа по адресу 4-го Уральского полка, дом 30).

М. Нестеров. Портрет скульптора И.Д. Шадра. 1934 г


Иван Дмитриевич Шадр (Иванов, 1887 – 1941) родился в селе Такташинском Оренбургской губернии, где в этот момент работал его отец – плотник Дмитрий Евграфович Иванов. Постоянным местом жительства семьи был находящийся неподалеку город Шадринск, где и прошло детство мальчика.

В Париже он занимается в художественной Академии де ла Гранд Шомьер. Его наставниками становятся Огюст Роден и Антуан Бурдель. В это время Иван Иванов начинает использовать псевдоним Шадр в честь родного города. В 1911 году стажируется в Институте изящных искусств в Риме. Вернулся в Россию в 1912 году.

Умер Иван Шадр в Москве 3 апреля 1941 года.


Чем знаменит

О чем надо знать

Прямая речь

Иван Дмитриевич Иванов родился 11 февраля 1887 года в селе Такташинском Челябинского уезда Оренбургской губернии. Сейчас это деревня Такташи Мишкинского района Курганской области. О появлении нового Иванова свидетельствует запись, сделанная в метрической книге Свято–Троицкой церкви соседнего села Островного. Если смотреть формально, для будущей революции он был классово своим: отец, Дмитрий Евграфович Иванов, плотник, мать, Мария Егоровна, урожденная Овчинникова, из крестьян. Собственно, родился будущий скульптор Шадр в месте сезонной работы своего отца (постоянно семья проживала в Шадринске). Фактически же Иван Дмитриевич потомственный богомаз — его прадед расписывал стены Спасо-Преображенского собора в Шадринске. Отец также был церковным живописцем, плотник — для подработки.

Иван Шадр

Иван Шадр Википедия

По этому поводу, есть почти мифическая история, согласно которой, заметив у мальчика тягу к рисованию, Панфилов-младший рассказывает ему о планах по скорому открытию Екатеринбургской художественно-промышленной школы Михаила Каменского. Иван Иванов, почувствовав отвращение к своей жизни, бежит к пруду с твердым намерением покончить с собой в водах Исети, но там неожиданно встречается с дочерью Каменского. У молодых людей завязывается дружба и будущий Шадр, покровительствуемый с одной стороной юной дамой, с другой — любителем искусства Александром Панфиловым, получает вакансию воспитанника художественной школы.

По его рекомендации будущий скульптур начинает больше и больше лепить натуры. Мастерской для него стала обычная баня, а бесплатным натурщиком — сторож-земляк. Затем Шадр осваивает зоопарк. Благодаря этой особой программе он делает успехи и его переводят в класс композиции. Там же он получает свой первый заказ — слепить портрет недавно умершего воспитанника художественной школы, который попросили сделать его родители.

Первая русская революция 1905–1907 годов вносит свои коррективы в жизнь. Воспитанники Каменского участвуют в протестных митингах и шествиях. Во время последовавших репрессий в ноябре 1905 года кто-то гибнет, кто-то получает увечья. Каменского как не досмотревшего снимают с поста и ссылают в Уральск. Выпускник Императорской академии художеств, акварелист закончит свои дни в 1922 году в Москве.

В 1907 году будущий скульптор вынужден отправится со справкой о неоконченном образовании в странствие по России. Пешком, через Третьяковскую галерею, он добирается до Санкт-Петербурга с мыслью там продолжить обучение. Однако валит экзамены в Императорскую академию художеств.

В поисках средств для пропитания Шадр начинает подрабатывать уличным пением. Так его заметил режиссёр Александринского театра Михаил Дарский, считавшийся последователем Константина Станиславского. Будущий Шадр вместо академии художеств попадает на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища. Но прежнего занятия не бросает и его рисунки попадает к Илье Репину. Его замечают в профессиональной среде, дают стипендию. Он начинает посещать рисовальную школу Общества Николая Рериха.

В 1908 году его призывают в армию, где он служит год. А после, в 1910 году, уезжает в Париж и поступает в Академию де ла Гранд-Шомьер и занимается на курсах скульптуры под руководством того самого Франсуа Огюста Родена и его известного ученика Эмиля Бурделя. Собственно деньги на эту поездку, 500 рублей, молодому скульптору соглашается дать Шадринская городская управа, которую завалили отзывами, просьбами и рекомендациями столичные художники и артисты.

После того, как в ноябре 1919 года Колчак оставил Омск, Шадр попадает в ВЧК. Там с ним работают, но решают талант не ликвидировать, а использовать для нужд самой утверждавшейся советской власти. В апреле 1920 года Сибирский революционный комитет поручил скульптору увековечить память жертв белого террора, погребённых в городском саду Омска. В мае создать памятник Карлу Марксу, затем барельефы Карла и Вильгельма Либкнехтов, а также Розы Люксембург.

Екатеринбургские историки рассказали, как 100 лет назад бизнес поддержал революцию

А вот родительский дом Шадра, располагавшийся по улице Советской, 112 в Шадринске, оказался снесен еще при советской власти, в 1980 году при строительстве корпуса для финансового техникума. Нет, изначально его хотели перенести и отреставрировать, превратив в музей известного скульптора, но, когда приступили к работам, выяснилось, что реконструировать уже нечего — все сгнило.

На краю Городского сада сделали точную копию этого одноэтажной бревенчатой постройки. В 2013 году уничтожили и ее, спалив в огне.

Читайте также: