Сообщение о марийском празднике семык

Обновлено: 08.07.2024

Праздник Семык - языческий праздник, в христианстве - Троица.

Происхождение праздника Семык: По языческой мифологии души умерших на зиму уходят в спячку. Со дня зимнего солнцестояния начинается пробуждение душ,по весне умершие души выходят на белый свет в виде русалок (праздник Куэче). Обряды в честь русалок и по проводам русалок язычники называют Семык. В древности праздник Семык отмечали и славяне, и фины и другие племена.

Сейчас Семык - один из значимых и любимых праздников марийцев. Он ознаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Основная идея праздника - поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.

В среду днем положено сходить за свежим букетов цветов, собрать свежий веник из березовых веток. Букетом цветов украшают дом, вьют венок на голову.

Ночь со среды на четверг считается временем выхода нечистых сил. Злые силы собираются на совет на известной, даже жителям Марий Эл, горе Тырмас около деревни Уялово и на горе Керемет около деревни Янгаулово.

Чтобы злые силы не проникли в дом и не навредили, домохозяева производят всевозможные предохранительные действия — на засовы закрывают двери, производят разного рода шумы.

Один из предохранительных мер от нечисти – разжигание костров. Костры разводят на горе, рядом с деревней, так жители деревни Мещерево разводят костер на горе Модыш курык, урсаевцы – Агытан курык, янгауловцы – Керемет курык, биктышевцы – Шӓра курык, уяловцы – Тырмас курык. Молодежь устраивает игры с прыжками через костер.

Для молодежи характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки, парни могут завалить бревнами ворота, перевесить на другое место ворота, забравшись на крышу дома или бани заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходят на луга и до рассвета проводят время в веселье и играх.

Рано утром топят баню, молятся. С восходом солнца накрывают поминовальный стол (см. Кугече). Ближе к полудню накрывают стол с ритуальными кушаньями – крашенные яйца, блины, квас, суп из круп.

Празднование Семык, также как и Кугече, проводится среди родственных групп - сорта рад (см. Кугече). Праздник Семык, в отличие от Кугече, начинают отмечать в той семье, которая ниже всех по течению реки (Улыл мучаш гыч).


Мы в ВКонтакте
Мы на Facebook
YouTube


Семык один из значимых и любимых праздников марийцев, входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). Он знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. В этом празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков.

Среда для марийцев считается тяжёлым днём. В ночь со среды на четверг якобы выходят нечистые силы, колдуны и ведьмы (осал вий, локтызо, юзо, вувер). Чтобы уберечься от них, помещение дома, хозяйственные постройки окуривали можжевеловым дымом, над воротами и дверями вешали рябиновые ветки. Православные марийцы на строениях рисовали кресты. В эту ночь домохозяева на улицах зажигали костры, сторожили своё хозяйство, следили за тем, чтобы нечистая сила не могла проникнуть в деревню. Парни ходили по деревне и брёвнами заваливали ворота, закрывали печные трубы, тайком залезая на крышу дома или бани; опрокидывали котлы с водой. Затем молодые люди на всю ночь уходили на луга и весело проводили время – играли возле костра, плясали, собирали цветы. Встретив восход солнца, возвращались в деревню, мылись в бане (тӱвыт моча), которую старшие члены семьи топили на рассвете, окатывали себя водой – настоем из различных цветов и трав. По поверью, это избавляло от болезней и придавало силы. В семьях, где были усопшие, кто-нибудь из старших приглашал их в баню. Для этого там ставился таз с водой и веником.

У этого древнего и красивого обряда есть своя последовательность. Утром в каждом доме тщательно готовились к празднику: пекли блины, пироги, ватрушки, делали сырки (туара) и обязательно в этот день варили куриный суп (чыве шӱр). Заранее варили пиво, квас и медовуху. Необходимо отметить и то, что в обряде сочетаются как языческие, так и христианские традиции. На стол ставили пиво и квас в берестяном туеске, круглые большие пироги, блины, рыбу, салаты, фрукты. Хозяин дома молитвой освещал стол с кушаньями. Только после выполнения этой церемонии садились за стол. Пока горят свечи на поминальном блюде, можно сидеть за столом.


После завершения трапезы хозяин брал одну свечу, поминальное блюдо и выходил во двор. Там зажигали свечу, поминальные кусочки пищи из блюда клали на землю, в блюде оставалось несколько целых блинов и варёные яйца. Квас и водку по 3 раза выливали на землю. По народным представлениям считается, что после этого усопшие родственники ушли из родного дома. В это время в доме кто-нибудь должен находиться. Проводив умерших, заходили обратно в дом с блинами и яйцами, которые лежали в поминальном блюде. Ненадолго опять садились за стол. Блины, занесённые в дом, разрезали, яйца очищались от скорлупы и тоже разрезались. Считается, что это угощение от усопших, все ели эти блины и яйца. За столом угощались недолго, потом выходили из-за стола, шли в гости к соседям и угощались мясным пирогом палыш, который готовился по особым торжественным случаям.

Пятница, называемая в народе Лопка Семык (широкий Семик), и суббота были днями всеобщих праздничных гуляний, проходили в беспечном времяпрепровождении. Крестьяне веселились под игру гуслей, волынок. Молодёжь играла в традиционные игры, развлекались на улице. В этот день, после третьего дня гостевания, приехавшие на праздник гости начинали разъезжаться по домам.

В воскресенье крещёные марийцы отмечали Троицу (Тройчын, Лышташ пайрем), а в понедельник – Духов день (Мланде иланыме кече). В эти дни запрещалось работать на земле.

В нашей республике бережно хранятся традиции язычества, дошедшие из глубины веков. Мари сумели сохранить древнюю веру поклонения силам природы – язычество. Народные праздники и обряды до настоящего времени продолжают занимать определённое место в жизни мари.

Семык: марийский праздник поминовения усопших родственников, традиция празднования

Семык у марийцев связан с культом предков, началом лета. В этом марийском празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков. Семык отмечается в разное время в июне, через 7 недель после Пасхи.

Утром в каждом доме готовятся к этому празднику: пекут пироги, ватрушки, блины и другую выпечку.

Хозяин дома из всех блюд берет по кусочку и кладет в блюдо. Затем и все присутствующие проводят те же поминальные действия. Только после выполнения этой церемонии садятся за стол.


Пока горят свечи на поминальном блюде, можно сидеть за столом. А после завершения трапезы хозяин берет одну свечу, поминальное блюдо и выходит во двор. Посуду с квасом и едой помогают выносить присутствующие. Все выходят во двор для проводов умерших душ. Там зажигают свечу, поминальные кусочки пищи из блюда кладут на землю.

Восходит к языческим традициям славянских и финно-угорских народов.

Основная идея марийского праздника Семык – поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту.

В старину на восьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы, по окончании весенних полевых работ жители марийских сёл и деревень выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребёнка.

Семык отмечали несколько дней: ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки; молодёжь устраивала игры, проводила в этот день свадьбы.

В настоящее время Семык – один из значимых праздников марийцев, который знаменует наступление лета.

В Республике Татарстан в 2009 г. Семык получил статус республиканского праздника: 1-й республиканский Семык состоялся 26 июня 2009 в с. Мари-Буляр Муслюмовского района; 21-й – 2 июня 2018 г. в с. Починок Кучук Кукморского района).

Постоянными местами проведения сельских и республиканских праздниокв Семык являются марийские сёла и деревни Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Мензелинского, Муслюмовского, Менделеевского районов, места компактного проживания марийцев в Татарстане.

Колорит празднику придают традиционные костюмы участников и гостей Семыка, народная кухня, нац. песни и инструментальная музыка марийцев и других народов РТ, мастер-классы по созданию марийской куклы и марийской одежды, выставки работ мастеров декоративно-прикладного творчества.

Традиционно на празднике Семык выступают марийские фольклорные и вокальные ансамбли из Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Мензелинского, Муслюмовского районов, гг. Казань и Набережные Челны, а также из Марий Эл, Башкортостана, Удмуртии.

Во время празднования Семык устраивается продажа национальных кулинарных и промысловых изделий марийского, татарского, удмуртского и других народов РТ.

Читайте также: