Сообщение на тему педагогическая среда учреждений дополнительного образования

Обновлено: 01.06.2024

Идея творческого обучения привела к созданию различных моделей такого обучения. Каждая такая модель представляет собой определенную схему достижения конечной цели - творческой реализации личности. Во всех моделях заключительным этапом, как правило, является вовлечение учащегося в постановку и решение реальных, им же выношенных проблем, иными словами развитие и осуществление способности к самостоятельной творческой работе в той или другой области.

В области интеллектуального творчества, о котором дальше пойдет речь, естественной формой обучения становится, таким образом, исследовательская деятельность учащихся.

- Взрослый ставит проблему, намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти ребенку.

- Взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (уровень коллективного поиска).

- На третьем - высшем уровне - постановка и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.

Одна из главных особенностей творчества состоит в том, что его нельзя специально организовать. Акт творчества происходит непредсказуемо. Однако, не имея возможности повлиять на творчество непосредственно, мы можем создать благоприятные условия для его возникновения, организовать психолого-педагогическую среду, в которой вероятность возникновения творческих проявлений у учащихся существенно возрастает. Поэтому главной задачей образовательного учреждения является создание в своих стенах творческой среды, в которой инициируется и развивается творческая деятельность учащихся как механизм развития личности.

Укажем на важнейшие различия школьного и дополнительного образования:

- Отсутствие обязательного образовательного стандарта в учреждениях дополнительного образования дает возможность смещать акцент в обучении в сторону удовлетворения и активизации познавательного интереса у учащихся.

- В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.

- В школе идивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждениях дополнительного образования - со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащегося, что может рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.

- В учреждениях дополнительного образованиях процесс обучения носит более неформальный характер, чем в традиционной школе, и потому он ближе к природным основаниям подростков, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему, более сильное, чем в школе, имеет личностное влияние педагога на учащихся.

Как правило, выделяются следующие функции дополнительного образования:

Социальная функция направлена на удовлетворение:

- социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);

- родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, престижность занятий и т.д.);

- детского спроса (удовлетворение познавательного и личностного развития, досуг, времяпрепровождение). Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в зависимости от возраста и соответствующего типа ведущей деятельности;

- правоохранительного спроса (профилактика асоциального и девиантного поведения подростков).

- развивающая - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития подростков (реализация своих интересов, приобретение знаний и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в учреждении дополнительного образования и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации);

- компенсаторская - психологическая компенсация неудач в семье, в школе;

- релаксационная - возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;

- консультационная - для подростков, родителей, педагогов.

- образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений;

- обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес каждого ребенка;

- социализирующая - общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе, предоставление возможности попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.

Принципиальное отличие дополнительного образования заключается в том, что благодаря отсутствию жестких стандартов работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности и цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть субъектом своего развития.

Учитывая разнообразие социальных, образовательных и психологических функций дополнительного образования, цели проектирования и моделирования образовательной среды в УДО предполагают, с одной стороны, определение вместе с целями собственно обучения целей социализации. В последнем случае речь идет о формировании у учащегося способности быть субъектом (носителем) тех способов и тех видов деятельности, которые необходимы ему для успешного вхождения и активной жизни в современном обществе. Соответственно, целями дополнительного образования являются:

- передача учащимся знаний-умений-навыков, соответствующих их интересам и склонностям, т.е. формирования субъекта общих знаний- умений-навыков;

- развитие у учащихся специальных способностей, соответствующих определенным видам культурно-исторических видов человеческой деятельности, т.е. формирование субъекта предметно-специализированных знаний-умений-навыков;

- развитие у учащихся способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста, т.е. формирование субъекта деятельности ведущего типа (игровой, учебной, общения, допрофессиональной подготовки);

- создание образовательных условий (системы возможностей), необходимых учащимся для проявления своих потенциальных возможностей, развития их склонностей, интересов и способностей в разных сферах деятельности человека, т.е. формирования субъекта своего развития (физического, интеллектуального, личностного, социального).

Опять же, учитывая разнообразие социальных, психологических и образовательных целей дополнительного образования, целесообразно говорить о существовании в условиях УДО трех основных подходов (парадигм) к обучению и развитию учащихся:

- дидактического - углубление и расширение предметного обучения;

- дидактико-психологического - сочетание предметного обучения с психологическими уроками развития и поддержкой со стороны психологической службы;

- психолого-дидактического (психодидактического) - приоритетное использование психологии развития и методов развивающего образования в качестве исходного основания для построения образовательной технологии.

Переход к развивающему образованию требует от педагогов дополнительного образования осознанного (рефлексивного) понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития школьника они опираются при проектировании своей поурочной работы и тем более при создании авторских учебных программ. В данном случае речь идет о создании авторских программ нового типа, т.е. программ, построенных на осознанном (отрефлексированном) использовании психологических оснований обучения и развития учащегося, и потому обозначаемых нами как программы психодидактического типа.

Привлекая в учреждения дополнительного образования специалистов из области науки, в образовательную среду вводится живительная струя иной культурно-профессиональной традиции, которая, будучи интегрирована с педагогическими технологиями, позволяет создать богатую, разнообразную образовательную среду, в наибольшей степени, способствующей развитию творческого характера деятельности учащихся и их творческих способностей. Основой личностного и интеллектуального развития одаренных учащихся в системе дополнительного научного образования является саморазвивающаяся исследовательская деятельность, показателями которой являются: ориентация на индивидуальный способ действий и выполнение операций по этому способу, анализ последовательности индивидуальных действий и их совершенствование, выбор предпочтений, связанных с интеллектуальными занятиями, ориентированными на анализ процесса деятельности, а не его результата.

Следует отметить, что дополнительное научное образование и общее среднее образование нельзя рассматривать независимо друг от друга. Система общего среднего образования отвечает за формирование у учащихся необходимого минимума знаний, умений и навыков, который является общепризнанным и стандартным. Другими словами, задача школьного образования состоит в формировании определенных стереотипов интеллектуальной деятельности. При этом задача дополнительного образования состоит в том, чтобы научить преодолевать эти стереотипы, мыслить нестандартным образом и выходить за рамки общепризнанной точки зрения. Диалектика взаимосвязи этих двух типов образования как раз и заключается в том, что освоить нестандартный, творческий подход можно лишь преодолев навязанные стереотипы мышления. Действительно, интеллектуальное развитие всегда связано с преодолением, прорывом, скачкообразным переходом от старого видения к новому, и в этом отношении системы дополнительного и общего среднего образования являются взаимодополняющими и необходимыми элементами единой развивающей образовательной среды.

Можно выделить три основных направления работы Малого университета:

- олимпиадная подготовка школьников;

- организация научно-исследовательской деятельности и научно- практических конференций учащихся.

Обучение ведется по авторским и модифицированным программам, содержание которых направлено на развитие подростков, углубление предметных знаний с учетом их природных особенностей, личностных интересов. Возможно обучение по индивидуальному плану, ориентированному на одного или группу учащихся.

Высокий интеллектуальный потенциал учащихся Малого университета позволяет педагогу выходить за границы обязательного минимума образования. Учащиеся работают с дополнительной научной литературой, готовясь к семинарам, проводят мини-исследования. Учащиеся имеют возможность свободно выбирать факультет для обучения, а в процессе обучения переходить с одного факультета на другой.

Существенной особенностью дополнительного научного образования в Малом университете является возможность вовлечения учащихся в научно- исследовательскую работу, которая, в свою очередь, направлена на образование и развитие учащихся, стимулирование у них познавательной активности, развитие индивидуальных творческих задатков, формирование логического и научного мышления. Учащиеся под руководством ученых университета, в отличие от педагогов школы, могут выполнять некоторую посильную им часть научной работы, будь это теоретическая или экспериментальная. При этом они чувствуют себя значимыми и ощущают, что выполняемая ими работа является частью большого научного исследования.

Исследовательская работа будет успешной в том случае, если она проводится не эпизодически, а в строгой системе, а также, если учащиеся осознают ее смысл и целесообразность. Важную направляющую и организующую роль в приобщении учащихся к исследовательской деятельности имеет руководитель. Работа будет плодотворной при условии, что поставленные задачи будут посильны и доступны им. В противном случае, у учащихся развивается чувство неверия в собственные силы. Приобщая учащихся к исследовательскому поиску, необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

Процесс образования, сопутствующий выполнению научного исследования, является наиболее естественным для школьника и, по сути, имеет характер самообразования. Школьники учатся определять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических условий и отражать новейшие достижения в определенной научной области. Знакомство с различными методами и приемами исследования совмещается с обучением навыкам самостоятельной работы с научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками. Еще один аспект работы - налаживание контактов с людьми, составление анкет и проведение их анализа, организация наблюдений, самостоятельное применение научных приборов и оборудования, знакомит школьников с реальными условиями работы в лабораториях.

Участие школьников в различных многопрофильных исследовательских конференциях являются завершающим этапом, итогом той работы, которую осуществляют учащиеся в течение года в школах и кружках, занимаясь индивидуально в лабораториях и на кафедрах вузов. Многопрофильные научные конференции школьников заполняют собой огромную нишу в образовательном процессе и отслеживании одаренных подростков. Большие и авторитетные конференции стимулируют учащихся на инициативу и самостоятельную интеллектуальную деятельность, дают возможность им предъявить результаты своей деятельности, испытать момент публикации и экспертизы своих идей и изысканий. А поскольку пока не существует системы периодических изданий, в которых школьники могут публиковать результаты своих исследований, можно сказать, что конференции, по сути, являются единственной формой существования научного сообщества школьников.

В результате обучения в летней университетской школе:

- у подростков идет развитие всех видов мышления, расширяется кругозор;

- они умеют на один и тот же вопрос, проблему посмотреть с разных точек зрения, свободно высказываются, рассуждают;

- прекрасно работают в малых группах, умело распределяют обязанности, назначают лидера, чувствуют ответственность за результат;

- появляется опыт общения со сверстниками и преподавателями в совершенно новых, нестандартных ситуациях, опыт коллективной работы и совместного творчества;

- развиваются такие личностные качества, как самостоятельность, независимость, умение отстаивать свою точку зрения, но, с другой стороны, развивается умение прислушиваться к мнению других и участвовать в выработке коллективных решений.

В конце работы школы происходит творческий отчет лабораторий, представление полученного результата для общего обсуждения на итоговой конференции, где они получают экспертную оценку своей работы.

Поддержка детского творчества выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благоприятных условий для развития способностей и талантов каждого ребенка. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь определять приоритеты и соотносить образовательный процесс с выбранными целями. Методика и технология обучения должны подбираться индивидуально для каждого подростка, характер и содержание взаимодействия педагогов и учащихся должны носить естественный, доверительный оттенок.

Сегодня воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [1].

Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

Главная воспитательная задача, которую ставят перед собой педагоги Центра – увлечь, и максимально поддержать ребенка в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами и идеями.

  • Педагогические компоненты: профессиональное творчество, психолого-педагогическая диагностическая система.
  • Основные компоненты: дополнительное образование детей, организация свободного времени.
  • Научно-методические компоненты: инновационная работа, внедрение инноваций.
  • Вспомогательные компоненты: программы самоуправления, массовые мероприятия, творческие проекты.
  • Информационный компонент: обобщение, анализ, прогнозирование актуальных проблем воспитания детей.

Важнейшими составляющими модели воспитательного пространства (среды) Центра являются три внутренних процесса: педагогическое соуправление, детское самоуправление и сотворчество в детско-взрослом соуправлении.

Воспитательная деятельность осуществляется на основе программного подхода по следующим направлениям (табл. 1.)

Таблица 1. Направления и формы воспитательной деятельности Центра

Направления

Культурно - досуговая деятельность

Конкурсы, фестивали, выставки, концерты, экскурсии, досуговые мероприятия и культурно-просветительские программы.

Рекреативно - оздоровительная деятельность

Спортивные мероприятия. Недели здоровья. Соревнования.

Социально-продуктивная деятельность.

Профильные смены. Социально-значимые городские проекты. Благотворительные акции. Волонтерское движение. Работа с детьми-инвалидами и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Творческие выступления в больницах, домах престарелых, интернатах, детских домах.

Работа детских общественных организаций.

Работа с родителями.

Работа со школами

Городские конкурсы, соревнования, выставки.

Организация творческих мастерских, круглых столов, семинаров.

Таким образом, воспитательная среда Центра обеспечивает самоопределение личности учащихся, подготовленность выпускника к самостоятельной познавательной деятельности, сознательному выбору профессии, культуре проведения досуга, формирует ценности и развивает личностные качества.


В статье рассматриваются подходы к изучению образовательной среды учреждений дополнительного образования в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО)

Важной составляющей системы образования России, автономной и уникальной по своим целевым назначениям, является дополнительное образование детей. Оно решает задачи становления и развития сущностных сил личности, ее фундаментальных способностей, обретения человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, способного к самообразованию и саморазвитию.

В системе образования России учреждения дополнительного образования детей рассматриваются многими исследователями как многоуровневые социокультурные системы со своей особой, гуманистически обогащенной средой, в которой осуществляются субъектно-развивающие образовательные и воспитательные программы.

В работах, выполненных по различным проблемам дополнительного образования детей, отражены отдельные аспекты, важные для понимания социально-педагогической сущности учреждений дополнительного образования детей: история становления (В.А. Горский, Н.А. Морозова, М.О. Чеков), воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования детей (В.А. Березина, Г.П. Буданова, А.К. Бруднов, Б.З. Вульфов, И.Д. Демакова, В.О. Кутьев, М.Н. Поволяева, А.Б. Фомина); развитие функций УДОД (Л.Н. Буйлова, Б.В. Куприянов); полисферность дополнительного образования детей (В.П. Голованов); развитие педагогического коллектива учреждений дополнительного образования детей (М.М. Вострикова, В.А. Гуров, И.В. Романец, С.Б. Серякова), управление коллективом учреждений дополнительного образования детей и системой дополнительного образования в школе (Е.Б. Евладова, А.В. Золотарева, Л.Н. Папенина, Ю.В. Степанов, А.И. Щетинская), качество дополнительного образования детей (Л.Г. Логинова), социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждений дополнительного образования детей (Н.А. Соколова) и др. Психологическим проблемам сопровождения детства и деятельности учреждений дополнительного образования детей посвящены работы А.Г. Асмолова, В.И. Панова, В.И. Слободчикова и др.

Образовательную среду учреждения дополнительного образования детей, включая сферы общения, деятельности и самопознания, исследовали Л.А. Баренбойм, Ф.М. Блуменфельд, В.Г. Воронцова, Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин и др. Проблемами межсубъектных отношений и общения в совместной деятельности занимались Г.М. Андреева, М.Ю. Арутюнян, Г.С. Батищев, М.С. Каган, Е.Ф. Клименко, Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмина, Ю.А. Макаров, С.А. Тарновский, С.А. Цветков, Е.В. Цуканова, И.М. Юсупов, Я. Яноушек и др. Вопросы самопознания и самореализации личности исследовали И.А. Донцов, В.В. Ковров, А.Ю. Круглова, Ю.Н. Кулюткин, Л.И. Петрова, И.В. Дубровина, И.Д. Фрумин и др [5, с.4].

Психолого-педагогические исследования о влиянии образовательной среды на становвление личности проведены такими исследователями как Ю.С. Мануйлов, В.Н. Дружинин, В.А. Козырев, В.В. Рубцов. В работах М.И. Корнеевой, Т.В. Менга, О.П. Околелова и др. предложены некоторые условия формирования среды. В исследованиях С.Д. Дерябо, В.А. Орлова, В.И. Панова, В.А. Ясвина представлены отдельные решения проблемы моделирования образовательных сред, их диагностики, экспертизы.

Несмотря на то, что в науке наработан определенный материал, составляющий теоретико-методологическую базу, практика показывает, что проблема развития образовательной среды учреждения дополнительного образования, по прежнему является актуальной и требует дальнейшей разработки

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) обладают явно выраженной спецификой, сохраняют значительный научно-технический, интеллектуальный, оборонный потенциал; при соответствующих условиях ЗАТО могут стать полюсами инновационного и экономического и культурного развития для прилегающих территорий. Тем не менее, не смотря на многочисленные усилия со стороны федеральных и региональных властей, будущее ЗАТО все еще достаточно неопределенно [1, с.4].

Особый научный интерес представляют процессы развития и самореализации личности, происходящие в образовательной среде закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые представляют собой ограниченное социальное пространство. Их специфика обусловлена особым статусом ЗАТО, являющихся научно-образовательно-инновационными комплексами, где в локально ограниченном пространстве сосредоточен глобальный по ресурсам и технологиям научный потенциал. В то же время закрытость и обособленность не способствует гармоничному развитию и успешной самореализации личности молодого человека [3, с.6].

Воспроизводственные процессы в ЗАТО носят локально замкнутый характер. Поэтому необходимо формирования качественной образовательной среды, позволяющий преодолеть излишнюю регламентацию жизнедеятельности в ЗАТО, компенсировать научно-техническую составляющую социально-гуманитарной, обеспечив гармоничное развитие личности, за счет обеспечения социального запроса населения и интересов детей.

Созданные искусственно, закрытые города, характеризуются не только особым статусом, но и специфической социальной системой. Особое режимное положение ведет к изоляции городского населения от окружающих территорий не только в географическом, но и в административном аспекте, формируя особенную ситуацию.

Исследование социальной специфики закрытых городов крайне проблематично вследствие недоступности информации, поэтому они мало изучены. Научные работы о закрытых городах имеют главным образом, экономическую направленность и мало описывают социальные процессы [2, с. 47].

К основным принципам развития образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей, учет которых необходим для организации процесса самореализации детей и подростков, относятся: принцип центрации на личности ребенка (ориентации на его интересы, потребности и возможности, становления его как субъекта своей деятельности и жизнедеятельности в целом); принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства, согласно которому продвижение ребенка в развитии его творческого потенциала нужно определять на основе сравнения достигнутых результатов с его собственными результатами, а не с успехами других учащихся; принцип целостности,предполагающий гармоничное развитие всех личностных свойств обучаемых; принцип социальной направленности,означающий ориентацию на развитие социально адаптивной и в то же время социально автономной личности, готовой к активным социальным действиям по преобразованию окружающей среды; принцип культуросообразности, предполагающий введение ребенка в мир культуры и самоопределение в ней; принцип реализации личностно-деятельностного и субъектного подходов, согласно которым ведущим условием развития творческого потенциала обучаемых выступает их включение в разнообразные виды творческой деятельности, обеспечивается субъектная позиция воспитанника посредством самостоятельного и совместного определения и осознания мотивов, целей, выбора средств и условий своей деятельности, рефлексии ее результатов, выстраивается система отношений педагогов с воспитанниками на основе открытости, доверия, диалога, создающих условия для самораскрытия и самореализации творческого потенциала учащихся [5, с.8].

По данным ru.wikipedia.org число ЗАТО на 2013 год 44 и по данным переписи 2010 года там проживало 1252207 человек, это означает, что каждый 115-й россиянин живет в закрытом населенном пункте [7]

1. Комаров А. Е. Управление развитием закрытого административно-территориального образования с использованием маркетингового механизма. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Екатеринбург. 2006

2. Маслова А. Н. Организация центров региональной библиографии. – Спб. 2010

3. Пустынникова Л. В. Особенности социального развития молодежи в условиях закрытого административно-территориального образования. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саранск. 2011

5. Фадеева А. П. Развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования как условие творческой самореализации детей и подростков. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ульяновск 2010.

7. ru.wikipedia.org/ Свободная энциклопедия (интернет ресурс)

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование детей, дополнительное образование, образовательная среда учреждения, образование, самореализация личности, деятельность, образовательная среда, особый статус, процесс развития, сфера общения.

Образовательная и творческая среда – в развитии эффективной системы дополнительного образования детей.

Возникающие в обществе проблемы (экологии, экономики, политики, науки и т.д.) требуют от современного человека новых подходов, нестандартных решений, принятие которых способна личность творческая, имеющая активную творческую позицию. Концепции государственной политики в области образования отмечают необходимость формирования качеств, присущих творческой личности.

Достичь развития качеств творческой личности, ее становления призвано воспитание. Такому воспитанию способствует определенным образом организованная, педагогическая среда . Этой средой может выступать семья, а также образовательные учреждения. Особое место в создании творческой воспитывающей среды принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

Одна из главных особенностей творчества состоит в том, что его нельзя специально организовать. Акт творчества происходит непредсказуемо. Однако, не имея возможности повлиять на творчество непосредственно, мы можем создать благоприятные условия для его возникновения, организовать психолого-педагогическую среду, в которой вероятность возникновения творческих проявлений у учащихся существенно возрастает. Поэтому главной задачей образовательного учреждения является создание в своих стенах творческой среды, в которой инициируется и развивается творческая деятельность учащихся как механизм развития личности.

Принципиальное отличие дополнительного образования заключается в том, что благодаря отсутствию жестких стандартов работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать предаваемые учащимся способы деятельности и цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно - нравственных. Целью в этом случае становиться создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть субъектом своего развития.

Целями дополнительного образования являются:

  1. Передача учащимся знаний-умений-навыков, соответствующих их интересам и склонностям.
  2. Развитие у учащихся специальных способностей, соответствующих определенным видам культурно-исторических видов человеческой деятельности.
  3. Развитие у учащихся способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста (игровой, учебной, общения, допрофессиональной подготовки).
  4. Создание образовательных условий ( системы возможностей), необходимых учащимся для проявления своих потенциальных возможностей, развития их склонностей, интересов.

Переход к развивающему образованию требует от педагога дополнительного образования осознанного понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития ребенка он опирается при проектировании своей поурочной работы и тем более при создании авторских учебных программ. т.е. речь идет о создании авторских программ нового типа.

Привлекая в учреждения дополнительного образования специалистов из разных областей, в образовательную среду может влиться живительная струя иной культурно-профессиональной традиции, которая, будучи интегрирована с педагогическими технологиями, позволит создать богатую, разнообразную образовательную среду, в наибольшей степени, способствующей развитию творческого характера деятельности учащихся и их творческих способностей.

Следует отметить, что дополнительное образование и общее образование нельзя рассматривать независимо друг от друга. Задача школьного образования состоит в формировании определенных стереотипов интеллектуальной деятельности. При этом задача дополнительного образования состоит в том, чтобы научить преодолевать эти стереотипы, мыслить нестандартным образом и выходить за рамки общепризнанной точки зрения. Диалектика взаимосвязи этих двух типов образования как раз и заключается в том, что освоить нестандартный, творческий подход можно лишь преодолев навязанные стереотипы мышления. В этом отношении системы дополнительного о общего образования являются взаимодополняющими и необходимыми элементами единой развивающей образовательной среды.

Поддержка детского творчества выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благоприятных условий для развития способностей и талантов каждого ребенка. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь определять приоритеты и соотносить образовательный процесс с выбранными целями. Методика и технология обучения должны подбираться индивидуально для каждого ребёнка, характер и содержание взаимодействия педагогов и учащихся должны носить естественный, доверительный оттенок.

Читайте также: