Сообщение на тему печенеги и торки на территории донецкого края

Обновлено: 30.06.2024

В VIII-IХ вв. в далеких заволжских степях обитали многочисленные кочевые тюркоязычные народы. В IX в. в поисках новых пастбищ они начинают движение на запад и доходят до границ Восточной Европы. Первым значительным пришедшим народом были печенеги. Их удар ощутили на себе прежде всего хазары. В конце IX в. печенеги разрушили хазарские крепости на Среднем Дону и прорвались в европейские степи.
Печенеги находились на том уровне формирования ранних форм государства, когда из массы рядовых общинников выделялись наиболее энергичные и становились главами родов и военными предводителями. Из числа родовой знати выбирались вожди племен. Обычно племя включало в себя несколько родов. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемещались по степи со своими стадами. Основу стада составляли кони и овцы. Долговременных стойбищ у них не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта — это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг.
Грабительские войны были важным способом обогащения племенной верхушки. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью.
Хазарский каганат не смог защитить свои владения от вторжения степняков. Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в Причерноморье. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заключил с ними договор о мире. Константин Багрянородный писал, что русские стремятся быть в мире с печенегами, так как они не могут ни торговать, ни воевать, ни спокойно жить, если находятся во враждебном отношении с этим народом. Однако вскоре византийские дипломаты подкупили печенегов и уговорили их напасть на Русь. Печенеги устроили страшные погромы в пограничных со степью княжествах. Русь начала вести с ними долгую и изнурительную борьбу.
Жестоко страдало от печенегов алано-болгарское население Хазарского каганата. Некоторые поселения сгорели в огне и прекратили свое существование. Особо сильно пострадало население Подонья и Подонцовья. В Приазовье погромов не было. Значительная часть оседлого населения осталась на своих местах.
Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА. Печенеги и торки.

ЦЕЛЬ . Сформировать представление у учащихся о расселении кочевых племен на территории нашего края, их основных занятиях, повседневной жизни и духовном мире; развивать умения анализировать исторический материал, устную речь, делать выводы, работать с иллюстративным материалом, картами; воспитывать патриотизм, интерес к изучению истории родного края

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ. Учебник История России. 6 класс под ред Торкунова А.В. карты, иллюстрации.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ :

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Ребята, давайте вспомним, чем отличается жизнь кочевников от жизни оседлых племён.

Распределите представленные предметы в две группы, укажите по какому принципу вы их сгруппировали:

Зернотёрка, седло, серп, кувшин, коса, мотыга, конская збруя, мечь.

ІІІ. Мотивация познавательной деятельности учащихся (слайд 2)

Великая на юге степь,

Кругом некошеные травы,

Способна племена пригреть,

Надежно спрятать след кровавый.

Здесь кочевали племена,

Бесчисленным стадам – раздолье,

Для русских тяжки времена,

Теряли часто жизнь и волю.

Им досаждали печенеги,

Принявшие потом Ислам,

На Русь бесчисленны набеги,

Откуда ждать? То здесь, то там…

ІV. Восприятие и осознание нового материала

Печенеги находились на том уровне формирования ранних форм государства, когда из массы рядовых общинников выделялись наиболее энергичные и становились главами родов и военными предводителями. Из числа родовой знати выбирались вожди племен. Обычно племя включало в себя несколько родов. Современники печенегов византийский император Константин Багрянородный и персидский географ Гардизи писали в своих трактатах, что печенежский союз состоял из восьми племен и насчитывал около 40 родов. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемещались по степи со своими стадами. Основу стада составляли кони и овцы. Долговременных стойбищ у них не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта – это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг.

Грабительские войны были важным способом обогащения племенной верхушки. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью.

Вопросы к тексту:

Каким было печенежское общество.

Какой образ жизни вели печенеги? (Кочевой или оседлый ).

Назовите занятия печенегов.

Какими качествами должен обладать предводитель печенегов.

Содержание жизни печенегов отражено в их могильниках под невысокими курганами

Документ: В могилах рядом с покойником лежали его вещи. Вместе с ним хоронили и чучело его коня, положенного на брюхо, взнузданного и оседланного. Его шкура, как правило, отпечатана на глинистом дне могилы, сохранены череп, отчлененные конечности, хвостовые позвонки. От сбруи, как правило, сохраняются вставленные в рот жесткие удила с трензельным железом "без перегиба", стремена и подпружные пряжки седел. Если воин погибал в походе, вдали от родового кладбища, то печенеги по возвращении домой сооружали поминальное погребение - кенотаф, в который укладывали чучело коня и вещи покойника: лук, колчан со стрелами, саблю и пр. Такой обряд захоронения в X-XI вв. распространился по всей европейской степи.

Вопросы к документу:

hello_html_2610b708.jpg

- Назовите особенности погребения печенегов.

- Сформулируйте по содержанию текста вопросы, которые бы начинались словами

ИСТОРИЯ 6 КЛАСС

Сергей Вильгуцкий

Сергей Вильгуцкий запись закреплена

тема: ПЕЧЕНЕГИ, ТОРКИ, ПОЛОВЦЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ
на 12.03
Печенеги

Печенеги находились на том уровне формирования ранних форм государства, когда из массы рядовых общинников выделялись наиболее энергичные и становились главами родов и военными предводителями. Из числа родовой знати выбирались вожди племен. Обычно племя включало в себя несколько родов. Современники печенегов византийский император Константин Багрянородный и персидский географ Гардизи писали в своих трактатах, что печенежский союз состоял из восьми племен и насчитывал около 40 родов. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемещались по степи со своими стадами. Основу стада составляли кони и овцы. Долговременных стойбищ у них не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта – это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг.

Грабительские войны были важным способом обогащения племенной верхушки. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью.

Хазарский каганат не смог защитить свои владения от вторжения степняков. Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в Причерноморье. В 892 г. они разгромили здесь степных угров (венгров) и дошли вплоть до устья Дуная. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заключил с ними договор о мире. Константин Багрянородный писал, что русские стремятся быть в мире с печенегами, так как они не могут ни торговать, ни воевать, ни спокойно жить, если находятся во враждебном отношении с этим народом. Однако вскоре византийские дипломаты подкупили печенегов и уговорили их напасть на Русь. Печенеги устроили страшные погромы в пограничных со степью княжествах. Русь начала вести с ними долгую и изнурительную борьбу.

Жестоко страдало от печенегов алано-болгарское население Хазарского каганата. Некоторые поселения сгорели в огне и прекратили свое существование. Особо сильно пострадало население Подонья и Подонцовья. В Приазовье погромов не было. Многие аланы и болгары (русские летописи называют их Черными Болгарами) вошли в племенной союз печенегов и стали кочевать вместе с ними. Значительная часть оседлого населения осталась на своих местах.

Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам.

Вскоре печенегов стали теснить с востока родственные им кочевые племена торков. В состав торческого союза входили также берендеи, одна из групп заволжских печенегов, боуты и другие племена. Под ударами русских и напором торков печенеги рассеялись в степи, частично откочевали к Дунаю, частично перешли на пограничную службу к русским князьям и поселились на реке Рось на правом берегу Днепра.

Господство торков в Восточной Европе было недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшиеся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце.

Именно в этом степном микрорайоне обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая Донецкой области. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна – поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в рай на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии.
В середине XI в. место печенегов и торков в степи заняли половцы. Однако небольшие их группы по-прежнему кочевали между Днепром и Доном. В начале XII в. Владимир Мономах во время одного из походов на половцев встретил в низовьях Днепра орду печенегов и торков и увел их с собой.

О половцах русские летописи впервые упоминают в 1054 г. Европейские хронисты называют половцев команами (или куманами), восточные – кипчаками (или кыпчаками). Вся половецкая земля получила название Дешт-и-Кипчак. Такое название оформилось в XII в., когда половцы прочно основались в Европе. Владения половцев простирались от правого берега Днепра до заволжских степей, охватывали Северный Кавказ. Они полностью освоили степь в этом пространстве.

Тяготение половцев к открытым степным просторам объясняется их кочевым образом жизни. Кипчаки были типичными кочевыми скотоводами. Они разводили лошадей, верблюдов, коз и овец, буйволов и коров, в теплое время года половцы кочевали по степи. В холодное время, в отличие от печенегов и торков, устраивали зимовники. Такие зимние становища (сезонные поселки) в русских летописях назывались вежами. Они состояли из юрт и кибиток. Зимой скот свободно пасся вокруг становищ. Незначительная часть половцев оседала на землю и занималась примитивным земледелием. В основном это происходило вокруг существовавших ранее городов или больших местных поселков. Основными продуктами питания были мясо животных и коровье молоко, кумыс (переработанное лошадиное молоко), каши из проса и пшеницы.

Жизнь половцев, как и всех кочевников, была неразрывно связана с конем. Все от мала до велика были прекрасными наездниками. Конь сопровождал половцев и после смерти, в могилы мужчин и женщин клали, как правило, целого коня, уздечный набор, стремена, иногда седло. Умерших хоронили в уже существовавших курганах или насыпали над их могилами новый земляной холм. К мужчинам клали большую искривленную железную саблю, лук и несколько стрел, к женщинам – недорогие украшения. В богатых погребениях находят золотые и серебряные витые браслеты и гривны, круглые зеркала, серьги, колты (большие кольцевидные височные подвески с полой фигурной бусинкой) древнерусского происхождения, медные котлы, дорогую посуду, остатки дорогой одежды с золотым шитьем и нашивными золототканными лентами. Богатые женские погребения с золотыми предметами найдены в курганах у села Новоивановка в Амвросиевском районе, возле Ясиноватой.

Вам уже известна история печенегов, занимавших не только территории нашего края, но и доходивших до Киева и Переяславля. Незадолго до исчезновения этого народа с исторической сцены на границах Древнерусского государства в бассейне реки Казенный Торец стали появляться новые кочевники – торки. Это именно они, двигаясь с востока, вытеснили кочевавших здесь печенегов и прочно обосновались в южнорусских степях.

В целом торки (в восточных источниках они именуются по-разному: гузы, огузы, узы) представляли собой северную ветвь турок- сельджуков. Их движение на запад было связано с общим потоком сельджукских племен, которые вступили в противоборство с Византийской империей. Первоначально торки старались не усложнять свои отношения с русскими князьями. Еще до окончательного овладения южнорусской степью в 985 г. торки заключили договор с Владимиром Святославовичем для похода на волжских булгар.

Кем же были торки и что мы о них знаем?

В отличие от печенегов, известий об этом народе в период его пребывания в южнорусских степях сохранилось немного. Кочевья торков

располагались в Донецком крае в бассейне реки Казенный Торец. Именно в этом степном районе обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая.



Территория расселения торков

Ряд интересных сведений приводит придворный багдадского халифа Абуль ал-Муктадира, Ахмед ибн Фадлан. Гузы (торки) были язычниками и исповедовали веру, близкую верованиям кочевников-тюрок.

· Можно ли утверждать, что торки были христианами?

·
По каким деталям текста вы пришли к такому выводу?

Фото раскопок (начало ХХ в.) В.А. Городцов

После этого русские летописцы теряют интерес к торкам, потому как в Степи начиналась новая страница истории, связанная с появлением мощного племенного союза новых кочевников – половцев, которые во второй половине XI в. полностью занимают южнорусские степи.

Читайте также: