Сообщение о сымоне будном

Обновлено: 30.06.2024

Симо́н Бу́дный (церковнослав.: Симωнъ Будный, белор. Сымон Будны , польск. Symon Budny ; январь 1530, Будне, Белосточье, Великое княжество Литовское — 13 января 1593, Вишнево, Минское воеводство, Речь Посполитая) — духовный писатель Речи Посполитой, гуманист, сперва придерживавшийся кальвинистских взглядов, а впоследствии, наряду с другими польскими братьями, ставший ревностным социнианским проповедником-антитринитарием, церковный реформатор, книгопечатник.

Так как Будный издал Новый Завет на книжном западнорусском языке, он считается одним из немногих интеллектуалов Речи Посполитой, обратившихся к развитию народной культуры на территории Белоруссии. Будный был лично знаком с первопечатниками Иваном Фёдоровым, Петром Тимофеевым, Василием Тяпинским.


Симон Будный (1530 – 1593) — великий философ, просветитель и писатель, знаковая личность в культуре и истории Беларуси. Он был духовным писателем Речи Посполитой и церковным реформатором, придерживался сначала кальвинистских, а затем социанских взглядов.

Симон Будный являлся одним из наиболее образованных людей своей эпохи: закончил Ягеллонский университет, учился в Швейцарии и Италии. Он был одним из немногих интеллектуалов, занимавшихся развитием народной белорусской культуры. Довольно быстро его идеи прослыли инновационными и реформаторскими. С 1562 года он начал издавать свои сочинения на многих языках (белорусском, польском, латинском) главным образом с целью пропаганды своего учения.

Белорусский публицист и гуманист работал в Вильнюсе, Клецке, Лоске, но большая часть его издательской деятельности связана с Несвижем — городом, где он провел лучшие годы своей жизни и где теперь установлен памятник Симону Будному. В деревне Лоск можно посетить музей, повествующий о деятельности известного реформатора.


"Дата рождения С. Будного - около 1530 г. В 14 лет он поступил на факультет свободных искусств Краковского университета. Проведя в его стенах около 10 лет, Будный получил превосходное образование. На страницах его произведений читатель встречается с именами Аристотеля, Платона, Демосфена, Цицерона, Вергилия, Горация, Тита Ливия, Плиния Старшего, Эразма Роттердамского, Францишка Скорины, Ивана Федорова…. Возможно, после Кракова он закончил также теологический факультет протестантского Базельского университета.

В 1558 году Сымон Будный прибыл в Вильно стал катехизистом - протестантским наставником, который по воскресеньям, вторникам, пятницам и праздничным дням на родном языке преподавал взрослым и детям основы реформационного учения. Проявив блестящие способности, через два года он получил повышение - должность проповедника в Клецке. Тут Будный решил заняться еще и печатной пропагандой идей гуманизма и Реформации.

Вместе с несвижским старостой Мацеем Кавячинским и кальвинистским проповедником Лавреном Крышковским при финансовой поддержке белорусских магнатов Астафея Валовича и Миколая Радзивилла Черного Будный основал в 1562 году одну из первых после Скорины белорусских типографий. Сюда, в Несвиж, был перевезен из Вильни шрифт, которым когда-то пользовался Францишек Скорина. При типографии была построена и "паперня" - мастерская по производству бумаги.

Полное название первой книги Будного, вышедшей из несвижской типографии 10 июня 1562 года, звучит так: "Катехисис, то ест наука стародавная христианская от светого письма, для простых людей языка русского, во пытаниях и отказах собрана". Автор "Катехизиса" изложил собственные религиозно-философские, политические и педагогические идеи.

Видя угрозу полонизации, философ решительно выступил в защиту белорусского языка. В посвящении к "Катехизису" он обращается к князьям Радзивиллам со следующими словами" "Абы ваши княжацкие милости не только в чужоземских языках кохали, але бы ся тежь и того здавна славного языка словенского размиловати и оным ся бавити рачили. Слушная бо речь ест, абы ваши милости того народу язык миловати рачили, в котором давные предки и их княжацкие милости панов отци ваших милости славнее преднейшие преложеньства несуть".

В том же 1562 году с несвижского печатного станка сошло еще одно белорусскоязычное произведение Будного - "Про оправдание грешного человека перед Богом", которое до наших дней не сохранилось.

Вскоре Будный становится одним из идейных вождей белорусской реформации и возглавляет ее радикальное крыло - так называемых антитринитариев. Они, известные также как "литовские братья" и ариане, выступали против большинства церковных обрядов и догматов, отрицали Святую Троицу, не верили в загробный мир и бессмертие души. Отстаивая свои взгляды, Будный развернул активную литературно-публицистическую и издательскую деятельность. Громадных усилий потребовал от него и перевод на польский язык Библии, вышедшей в свет в 1572 году.

После смерти Миколая Радзивилла Черного Будный находит себе нового могущественного мецената и брата по вере - белорусского магната Яна Кишку.

В своем замке в Лоске этот меценат создает типографию и делает философа ее полноправным хозяином. Тут Сымон Будный издает ряд книг, среди которых "Новый завет", с предисловием и комментариями, трактаты "О двух природах Христа", "О светской власти", "О главных положениях Христианской веры".

Будный выступает за творческую свободу личности и против религиозного фанатизма, пишет о необходимости освоения культуры других народов и изобличает православных деятелей, которые отмежевывались от достижений западноевропейской науки и образования.

Он переводит с французского и печатает книгу "О фуриях, или Французские безумства", где рассказывается о жутких событиях Варфоломеевской ночи, когда французские католики вырезали тысячи протестантов. Перевод звучит как предостережение гражданам Великого Княжества Литовского, в котором тоже шла религиозная борьба. Высокую оценку просвещенных читателей получают и отмеченные несомненным литературным талантом стихи Будного.

В конце жизни мыслитель разошелся во взглядах с бывшими соратниками. Он доказывал, что владение собственностью, работа на государственных должностях, участие в войнах не противоречат духу Евангелия. За это "литовские братья" отлучили Будного от своей общины. Он вынужден был оставить Лоск, жил у разных случайных меценатов и умер в 1593 году в белорусском местечке Вишнево. В Несвиже сохранилось здание, где размещалась типография Сымона Будного".

Сымон (Симон) Будный — белорусский просветитель, гуманист, философ, историк, поэт, последователь книгоиздательской деятельности Франциска Скорины. Родился в 1530-е годы в Польше в деревне Буды (отсюда фамилия Будный) в семье мелкого шляхтича. В 1544 г. поступил в Краковский университет, в котором окончил факультет свободных искусств. Возможно, обучался на теологическом факультете Базельского университета.

С. Будный был человеком высокой культуры, энциклопедистом своего времени. Он считался блестящим диспутантом, победить которого в спорах было невозможно. Свободно владел языками старобелорусским, польским, немецким, итальянским, чешским, латинским, древнееврейским.

С 1558 по 1560 г. жил в Вильне. Был преподавателем в протестантской школе. Широко занимался проповеднической деятельностью. В 1560 г. был проповедником в Клецке.

Книгу открывает титульный лист, украшенный заставкой арабеского характера (арабески — вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т. д.). Далее идет посвящение Радзивиллам, которым принадлежал Несвиж.

В 1572 г. в Заславле С. Будный издает Библию вместе со своим предисловием к ней.

В 1573 г. С. Будный переезжает в Лоск (около Воложина), где была типография крайчего Великого княжества Литовского Яна Кишки. По предложению последнего С. Будный возглавлял эту типографию почти десять лет, печатая в ней свои произведения. Именно здесь С. Будный в 1574 г. издал Новый завет Библии с предисловием, комментариями, замечаниями. Как следует из предисловия, в своем переводе С. Будный использовал скорининскую Библию. В предисловии, комментариях, замечаниях С. Будный первым в мире выступил радикальным рационалистическим критиком евангельских книг. Он с протестантских позиций активно развенчивает католическую церковь и резко критикует ксендзов. С. Будный борется за утверждение гуманистических принципов, продолжает развивать идеи Скорины, идеи единства и братства славянских народов в союзе с народами Прибалтики. Вслед за Ф. Скориной С. Будный призывает уважать родной язык. Он считал, что государство должен возглавлять опытный политический деятель, который обязан советоваться с мудрыми учеными людьми.

Последнее печатное произведение С. Будного вышло в 1589 г. Это новая редакция Нового завета, предисловие к которому было написано в Бресте в 1588 г.

Известно, что С. Будный участвовал в диспуте с иезуитами в Полоцке. Последнее время жил в Вишневе.

Умер 13 января 1593 г.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Читайте также: