Сообщение на тему образы и ритмы блока

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

А.А. Блок Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

Цели урока:
- познакомить учащихся с ранним творчеством А. Блока;
- совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

Перед началом работы приготовьте тетради, запишите дату, тему урока, ФАМИЛИЮ

Познакомимся с биографией поэта

Обратим внимание на особенности лирики поэта. Прочитайте статью

В поэзии Блока создана целостная система символов. В основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований.

Вот некоторые символы, которые любит использовать Блок :

Заря, звезда, солнце, белый цвет – всё это синонимы Прекрасной Дамы.

Белый – значит посвятивший себя Вечной Женственности.

Размыкание кругов – значит прорыв к ней. Ветер – знак её приближения.

Утро, весна – время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь – разлука и торжество злого начала.

Синие, лиловые одежды – символ крушения идеалов, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой.

Болото символизирует обыденную жизнь, не освещённую мистически.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В литературной эпохе конца XIX – начала XX вв современники считали, что есть две ключевые фигуры – это М. Горький и А. Блок. Именно А. Блок вырвался за пределы модернизма и сделал модернизм доступным не только эстетам и интеллектуалам, но и обычным читателям. Именно в творчестве Блока очень многие слышали тот самый дух современности и голос времени, о которых говорилось на предыдущих уроках. Именно Блок (в 1918 году) нашел тот ритм и интонацию, которая выразила музыку революции.

Произведения Блока трудны для восприятия. Всю лирику Блок собрал в три тома.

Родился Блок в Петербурге в дворянской семье (Отец его, А.Л. Блок, был юристом, профессором Варшавского университета; мать, А.А. Бекетова, дочь ученого-ботаника А.Н. Бекетова, ректора Петербургского университета). Воспитывался в семье матери. Родители Блока разошлись еще до рождения сына.

Писать стихи Блок начал рано. В своей автобиографии поэт упоминал о том, что с раннего детства переживал постоянные приливы "лирических волн". Юный Блок "издавал" в детские и отроческие годы рукописные журналы, где пробовал свои силы в самых разных жанрах - от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Однако "серьезное писание" началось лишь в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии.

В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А. Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.

В это время Блок жил в ожидании каких-то невиданных грядущих перемен. Порой у него появляются апокалипсические настроения. Он часто испытывает ощущение сопричастности таинствам мира. Блок усиленно занимается древней идеалистической философией, увлекается учением Платона о духовной сущности мироздания. Поэт верит в существование "иных миров", где совершается истинное бытие.

Одним из ключевых событий в жизни Блока стало знакомство в 1901 г. с творчеством философа и поэта В. Соловьева. Поэту открылись истоки его смутных переживаний, стала понятней "мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века". Под влиянием Соловьева Блока все сильнее захватывала мысль о воплощении Идеала в земной действительности. Он уверовал в возможность соприкосновения идеального ("иного") и реального миров. Все то, что происходит "здесь", на земле,- это, по словам Соловьева, "только отблеск, только тени от незримого очами".

Блок жил верой в то, что есть уже на земле олицетворенный образ Вечной Женственности, о котором мечтал В. Соловьев. Подразумевая Л. Д. Менделееву, Блок писал: "Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне (.) бурю торжества.". Блок воспринимает свою любовь к ней как возвышенный "мистический роман", как важное действо вселенской мистерии обновления. На многих стихотворениях Блока 1901-1902 гг. лежит отсвет образа Прекрасной Дамы.

Между тем роман поэта и Л.Д. Менделеевой протекал довольно драматично: с отчуждением и непониманием с её стороны, с его отчаянием, мыслями о самоубийстве, с муками несбывающихся надежд, тревогами, реальной и мистической ревностью. Наконец 7 ноября 1902 г. Любовь Дмитриевна согласилась стать его женой. Сразу же после этого события было написано стихотворение "Я их хранил в приделе Иоанна.", открывшее новую главу "лирического дневника" (цикл "Распутья").

В 1901 г. Блок перешел с юридического на историко-филологический факультет Петербургского университета. С начала 1900-х гг. постепенно расширяется круг блоковского общения. В январе 1903 г. он вступает в переписку с Андреем Белым, с которым его сближали сходная мистическая настроенность, родство духовных поисков, верность соловьевским заветам. В январе 1904 г. Блок с женой (бракосочетание состоялось в августе 1903 г.) совершил поездку в Москву, где встретился с Андреем Белым, В. Брюсовым, К. Бальмонтом.

Ранние стихи Блока составили первую книгу, вышедшую в октябре 1904 года, - "Стихи о Прекрасной Даме". Сразу же после выхода "Стихов о Прекрасной Даме" Блок занял едва ли не центральное место в рядах символистов.

Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905-1907 гг. Изменилось настроение литературы этого периода. Отозвался на революцию и Блок, проявив присущее ему важное качество художника - социальную чуткость.

Вторая его книга, "Нечаянная радость", сделала популярным имя поэта уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904-1906 годов (среди них "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре", "Осенняя волна"). Звуковая магия стихов завораживала слушателей. По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов.

Блок ищет новую интонацию, чтобы отразить жестокое время.

Герой Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. А стихотворение "Осенняя волна" стало первым воплощением темы родины в творчестве Блока, которой он в дальнейшем посвятит всю жизнь. В стихах появляются некрасовские интонации - любовь к родине - любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от нее.

1906-1907 годы стали переломными для Блока, это время переоценки ценностей. Поэт обращается к драматургии. Когда Блок почувствовал желание и необходимость сказать новое слово, жанр театрального действа стал естественной формой. В 1906 году Блоком были написаны три лирические драмы - "Незнакомка", "Король на площади", "Балаганчик".

Поражение первой русской революции сказалось не только на судьбе поэтической школы символизма, но и на личной судьбе каждого из его приверженцев. Укрепление в Блоке гражданского негодования и протеста привели его к ослаблению связей с бывшими единомышленниками. В своем дневнике Блок записал: "Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все". Не имея возможности организовать издание собственного журнала, Блок активно включается в литературную борьбу. Вторая половина 900 годов характеризуется появлением большого числа его литературоведческих, критических и публицистических работ.

И все-таки эти годы (1906-1908) были в целом кризисными для Блока. Он переживал их как период "безвременья" (в 1906 г. Блок написал статью под таким названием), когда померкли идеалы, подступили опустошенность и отчаяние, когда смешались в сознании грешная "земля" и светлое "небо". Сыграли здесь свою роль и спад не оправдавшей ожиданий революции, и драматические перипетии личной жизни Блок (разлад в семье, конфликт с Андреем Белым). Все чаще возникают в творчестве поэта мотивы горькой иронии и скепсиса. В этой ситуации Блок погрузился в "дионисийскую" стихию забвения и восторга. Он жаждал той безграничной полноты бытия и упоения искусством, которые затмили бы несовершенство мира, притупили боль от несбывающихся надежд.

Кульминацией того бурного времени стало страстное и безответное увлечение поэта петербургской актрисой Н.Н. Волоховой. Ей посвящен цикл стихов "Снежная маска", написанный зимой 1907 г., а также цикл "Фаина", вошедший во вторую книгу лирической трилогии.

Личная жизнь у блока в этот период сумеречна. У его жены и блока на стороне романы.

Смятение души Блока отражается в его стихотворениях. В этот период он обращается к наследию Некрасова. Блок пытается найти интонации, чтобы отразить мелодию того мира, который лежит перед ним.

Но Блок постоянно обращается к этой теме: народ не хочет жить такой жизнью, назревает бунт, интеллигенция должна в этом бунте погибнуть (1908)

Блок ищет новый голос, который поможет ему оторваться от мистики.

Цикл "На поле Куликовом" (1908) - этапное произведение поэта. Многозначительно примечание автора к этому циклу: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".

Основной темой своего творчества Блок считает тему Родины. С первых стихотворении о России ("Осенняя волна", "Осенняя любовь", "Россия") возникает двуликий образ страны - нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви!

Для Блока одной из важнейших проблем в эти годы было единение интеллигенции и народа, и то, что герой его произведений находит свое место среди русских воинов в битве за спасение отечества, говорит о вере автора в возможность такого единства.

Личная жизнь проще не становиться. Рождается ребенок, который умирает.

Поездка в Италию в апреле 1909 г. стала для Блока поворотной. Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи". С одной стороны, он почти враждебно воспринял атмосферу европейской цивилизации, но с другой - ощутил вечность, нетленность высокого духа, подлинного творчества, побеждающего смерть и время. В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь.

В конце ноября 1909 г. Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, едет в Варшаву, но не успевает застать его в живых. Варшавские впечатления, раздумья о судьбе отца, семьи способствовали возникновению замысла обширной поэмы "Возмездие", над которой Блок работал до конца жизни и которая так и осталась незавершенной. Блок намеревался показать в ней на широком фоне русской действительности второй половины XIX в. историю одного дворянского рода, "испытавшего на себе возмездие истории, среды, эпохи.". Это замысел поэмы об отцах и детях, о двух поколениях.

В это время обстановка глухой реакции (всеобщая подозрительность, смерти знаменитых людей: Столыпина, Врубеля, Комиссаржевской, Толстого).

На рубеже 1900-1910-х гг. Блок все острее ощущал необходимость внутреннего синтеза своего миросозерцания. Усталость и покорность порождает вся безысходная повседневность "страшного мира", к "подвигу мужественности" взывает вера в Россию, в искусство, в будущее. Трагическое восприятие действительности у Блока с годами не только не ослабевало, но нарастало. Об этом свидетельствовал четвертый сборник стихов "Ночные часы" (1911). Ощущая границу двух первых десятилетий века как завершение некоего этапа развития, Блок чувствовал необходимость осмыслить пройденный им путь.

Этот замысел был осуществлен в 1911-1912 гг., когда в московском издательстве "Мусагет" вышли три тома "Собрания стихотворений", каждый из которых имел символически значимое заглавие:

I - "Стихи о Прекрасной Даме",

II - "Нечаянная Радость",

III - "Снежная ночь"

В 1913 г. Блок заканчивает пьесу "Роза и Крест", материалом для которой послужили средневековые произведения. Главной в этой драме стала тема "Радости - Страданья", мужественного приятия жизни с ее горестями и разочарованиями, взлетами и падениями. Свои самые заветные мысли и чувства Блок воплотил в романтическом образе Бертрана, неудачника с высокою душой верного рыцаря. С ним были связаны блоковские представления о подлинном человеке.

Блок постепенно выходит из ощущения ночи, находит новые звуки.

Конец 1913 г. ознаменовался для поэта зарождением нового всепоглощающего чувства: на представлении оперы Ж. Визе "Кармен" в Театре музыкальной драмы он увидел Любовь Александровну Дельмас, исполнявшую главную роль. "О да, любовь вольна, как птица."- восклицал он в одном из стихотворений цикла "Кармен" (1914), посвященного Л. А. Дельмас. С нею связаны также некоторые стихи из цикла "Арфы и скрипки", вошедшего в "третью книгу" трилогии, и поэма "Соловьиный сад" (1915).

Начало войны. Блок не может стать человеком, который будет убивать. Блок служит.

А. Толстой (в то время был корреспондентом) встречается с Блоком на фронте, был заведующим окопных работ. Блок ему рассказывал о том, как он дослужился до заведующего, чем он занят. Блок ничего в это время не пишет.

В 1917 году возвращается с войны, становится редактором стенографических отчетов в Чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК) Временного правительства, где он редактировал документы.

Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением, она вызвала новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!" Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую "музыку".

Кульминацией этих блоковских настроений становится поэма "Двенадцать" (1918 г.). Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма "Двенадцать" революционна не только по духу, но и по своей художественной структуре. В ней контрастно противопоставлены сатира на старый мир и трагический и героический апофеоз революционной "бури". Двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции. "Россия - буря,- писал Блок в статье "Интеллигенция и революция". - Демократия приходит, "опоясанная бурей"". Этот образ английского историка и философа Т. Карлейля оказался очень близок поэту. "Буря" - это и то темное, безудержное, беспощадное, что несет с собой революция. Для Блока главное состояло в том, чтобы мир наконец "взорвался", чтобы люди пробудились от "спячки", чтобы в "пожаре", раздуваемом русской революцией, погибло все, что искажает, уродует жизнь. В финале поэмы возникает символический образ Спасителя, именем и ликом которого освящается разыгравшаяся "буря". Вокруг поэмы разгорелись страстные споры: одни восторженно приветствовали ее, другие с негодованием отвергали (среди противников - некогда близкие Блоку люди: С. М. Соловьев, 3. И. Гиппиус, Д. С. Мережковский, В. Пяст).

Поэма "Двенадцать" и стихотворение "Скифы" (1918) стали заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада "революционной волны" приводят к творческому кризису, который Блок не смог преодолеть: после января 1918 года он почти не пишет лирических стихотворений. 1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.

Блок чувствует себя хуже. У него затухает надежда на то, что новый мир будет лучше, чем старый. Он понимает, что мир современности становиться страшнее и хуже.

Однако, в это время он работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится (летом 1920 г.) председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов. А в 1920-1921 годах несколько раз выступает с чтением своих стихов в Москве.

С точки зрения Блока, поэт – это голос времени, быть его выразителем, который чувствует дух времени, который открывает глаза на современность.

Последним произведением, изданным при жизни поэта, была его пьеса "Рамзес" (1921).

В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии

Современник поэта, Георгий Иванов, пишет, что врачи, лечившие Блока, "так и не могли определить, чем он, собственно, был болен. Сначала они старались подкрепить его быстро падавшие без явной причины силы, потом, когда он стал, неизвестно от чего, невыносимо страдать, ему стали впрыскивать морфий."

"Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем". Эти слова, сказанные Блоком на пушкинском вечере, незадолго до смерти, быть может, единственно правильный диагноз его болезни.

В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В мае его состояние резко ухудшилось, и 7 августа он скончался.


Поэт-символист Александр Блок сам превратился в символ – символ Серебряного века русской литературы. На литературных вечерах Блока залы были переполнены. Поэту посвящали стихи. На этом уроке мы познакомимся с самым прославленным поэтом Серебряного века русской литературы Александром Блоком. Узнаем, почему Блока называют сейсмографом эпохи. Разберёмся, в чём заключается своеобразие блоковской лирики.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "А. А. Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта"

Сегодня на уроке мы:

· познакомимся с самым прославленным поэтом Серебряного века русской литературы Александром Блоком.

· узнаем, почему Блока называют сейсмографом эпохи.

· разберёмся, в чём заключается своеобразие блоковской лирики.

Жизненный путь этого необыкновенного человека начался 28 ноября 1880 года. Поэт Александр Блок родился в Петербурге.

Его отец Александр Львович Блок был профессором Варшавского университета.


Там он руководил кафедрой государственного права. Александр Львович был умным и незаурядным человеком, но нрав у него был вспыльчивый. В порыве ярости он мог даже ударить жену, поэтому вскоре после рождения сына родители Блока расстались.

Мать поэта Александра Андреевна Бекетова вместе с сыном вернулась в дом родителей.


Её отцом был знаменитый учёный, ректор Санкт-Петербургского Императорского университета Андрей Николаевич Бекетов.

Андрей Николаевич был не просто учёным и педагогом, он интересовался литературой и писал картины. Бекетов был знаком с Достоевским, поэтом Аполлоном Майковым и другими литературными знаменитостями. Мать Александра Блока занималась переводами, писала стихи и статьи. Тётка Блока, Мария Андреевна, известный писатель и переводчик, стала первым биографом поэта.

В возрасте 9 лет Блок поступил в Введенскую гимназию Санкт-Петербурга. После окончания гимназии Блок стал студентом юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Позже он решил сменить специальность и перешёл на историко-филологический факультет.

Чем увлекался студент Блок? Разумеется, поэзией. А ещё? Театром.

Блок обожал театр. Он записался в театральный кружок и с удовольствием играл в домашних спектаклях, которые ставили в имении Бекетовых и соседних имениях их друзей. Например, в одном из спектаклей Блок играл Гамлета. А Офелией была дочь знаменитого учёного Дмитрия Менделеева – Любовь Дмитриевна Менделеева. В 1903 году Александр Блок и Любовь Менделеева поженились.

Любовь Дмитриевна стала не только женой и музой Блока. Поэт считал её Прекрасной Дамой, воплощением Вечной Женственности.


Идею Вечной Женственности поэт почерпнул у философа Владимира Соловьёва. Вечной Женственностью, Вселенской мудростью, Софией философ называл абсолютную гармонию, к которой должен стремиться человек.

Вспомним, что начало XX века – это время небывалого подъёма русской поэзии. Серебряный век подарил нам множество блистательных имён. Так почему же именно Блока называют поэтом номер один и символом Серебряного века русской литературы?


Блока не зря называли сейсмографом эпохи. Все потрясения начала XX века находили отклик в его лирике.

Блок выделял в своём творчестве 3 периода: мистический, антимистический, и синтетический.


Ветер принёс издалёка

Песни весенней намёк.

Ветер принёс издалёка

Звучные песни твои.

Потрясение 1905 года – это Первая русская революция. Мировоззрение и мироощущение поэта изменилось. Место образа вселенской мудрости, Софии, теперь занимает метель. Снежная буря олицетворяет хаос, неуправляемую, разрушительную стихию жизни.

Обратите внимание, что весна и жизнь воплощены в женском образе:

И встречаю тебя у порога –
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах.


За всё, за всё тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей.

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне.

Но если стихи Лермонтова полны злой иронии и горечи, в строках Блока настроение совсем другое. Его стихи полны оптимизма.

За мученья, за гибель я знаю

Все равно: принимаю тебя!

Это стихотворение – полный искренней радости гимн борьбе, любви, ненависти, вражде и в целом жизни, во всех её проявлениях.

В стихах Блока очень сильный эмоциональный накал. Он создаётся на всех уровнях текста. Весна у Блока пьянящая, мечта хмельная, ветер буйный. В небольшом стихотворении мы видим множество восклицаний и многоточий, создающих интонационные паузы.

Эмоциональный накал, яркая образность, необыкновенная чуткость к происходящему в стране – вот черты лирики Блока.

Теперь им выпал скудный жребий:

Их дом стоит неосвещён,

И жгут им слух мольбы о хлебе

И красный смех чужих знамён!

В этом стихотворении ясно проявляется отношение Блока к революции. Многие поэты, его друзья и поклонники осуждали Блока за такие взгляды.

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свобода торжество!

Во время Первой мировой войны Блок служил в инженерных войсках в Белоруссии.


Тяжёлый труд, голод и холод революционного времени подточили силы поэта. Блок тяжело заболел. Цинга, болезни лёгких и сердца убивали поэта. Выездную визу на лечение за границей ему не давали.


Кроме того, у поэта началась тяжёлая депрессия. Его представление о революции с её очистительным огнём оказались иллюзиями. Поэт умер 7 августа 1921 года. Ему было 40 лет.

«Он был Лермонтовым нашей эпохи. У него была та же тяжёлая тяжба с миром,


Мар 25, 2020 | 0 комментариев

Лирика Блока, основные темы и мотивы

Поэзия, как правило, ассоциируется с любовью и романтикой. Правда, лирика Блока несколько иная. В ней поднимаются также философские вопросы, есть множество упоминаний о Родине. Автор нередко задумывается о смысле бытия. Особого внимания заслуживают его ранние произведения, а также серия стихов, посвященных Прекрасной Даме.

Особенности и своеобразие лирики Блока

Для многих своеобразие лирики Блока заключается в ее особом звучании. В стихах отмечается обилие гласных. Они создают настоящий оркестр, который явно действует на читателя. Каждую из этих букв можно сравнить с музыкальным инструментом. Вместе они создают невероятно красивую музыкальную композицию.

Также есть и другие особенности лирики Блока. Язык стихов метафоричен. Каждый их образов наделен особым, символическим смыслом. Самые обычные предметы и слова здесь имеют скрытое значение. Нередко отмечаются весьма неординарные сочетания. Например, красный смех или же пергаментная речь.

Особый интерес вызывает символика оттенков. Светлое и белое поэт ассоциирует с совершенством, чистотой и гармонией, а черное с катастрофой, гибелью и тревогой. Красное символизирует страсть и жизнь, а желтое – тление и увядания.

Лирика в поэзии Блока основана на поиске идеалов, гармонии. Правда, при жизни автора, его произведения ценились лишь за красоту изложения.

Темы и мотивы в лирике Блока

Темы лирики Блока весьма неоднозначны. Они представлены в огромном многообразии, но при этом представляют собой единое целое. Это своеобразное отражение жизненного пути поэта. Об этом даже неоднократно говорил сам автор.

Творческий путь литератора был весьма сложным. Им были написаны как романтические и символические стихи, так и произведения, отображающие реалии революции.

Мотивы лирики Блока – это своеобразное отображение всего того драматизма, который был характерен для 19 и 20 века. В произведениях поэта отмечается наличие некой насыщенности, есть реалистическая конкретика и романтизм. Таким образом он точно описывает окружающий мир во всем его многообразии.

Лирика Блока, основные темы и мотивы

Ранняя лирика Блока

Детального рассмотрения заслуживает ранняя лирика Блока. Однозначно сказать, какие настроения преобладают в ней, весьма проблематично. Для поэта это был период поисков идеала, надежд и мечтаний. В его сознании появилась своеобразная мифология, которая была связана с женственностью и преображением мира.

Лирика Блока

Основная лирика Блока в данный период – любовная, но также поэт описывает события революции, делая интонацию на смятении. Сам он весьма критично относился к этому творческому этапу и уже спустя время начал писать в совершенно новом для себя направлении. В драматургическом стиле он с иронией описывает мистические события.

Родина в лирике Блока

Одно из важных мест занимает Родина в лирике Блока. Поэт сам постоянно повторял, что Россия у него в крови и все его творчество именно о ней. Не удивительно, что немало сочинений он написал именно на эту тему. Образ Родины в лирике Блока неоднозначный. Писатель указывает на бедственное положение государства и удивляется, что столь сильной и богатой державе не удается процветать и обрести счастье.

Россия в лирике Блока нередко представляется в образе матери. Поэт пишет о своей любви к ней, готовности помогать в трудное время, защищать от всех врагов. По сути, писатель стал первым, кто поднял тему Родины в новом видении. Он не боялся писать о горестях и бедах государства.

За основу в данном случае брались реальные события, а именно Куликовская битва. Правда, описываются те действия с помощью эпитетов и метафор, символически. Главной идеей является борьба добра со злом. С одной стороны – защищающие Отчизну воины, а с другой – нападающие татары. По сути, здесь показаны идеалы Блока. Поэт говорит о том, что для каждого человека самым является Родина и вера.

Любовная лирика Блока

Тема любви в лирике Блока занимает особое место. Поэт говорил, что такие произведения можно назвать дневником, который написан в стихах. Уже с самого первого цикла стихов о Прекрасной Даме автор описывает столь противоречивое и сложное чувство. Его любовная лирика неоднозначна, претерпевала ряда изменений с течением времени.

При создании сочинения о лирике Блока стоит сказать, что первые произведения о любви у поэта восторженные. В них он пишет о реальной своей возлюбленной и вдохновительнице Менделеевой. Первые его работы создавались под влиянием философа Соловьева. Литератор пишет о вечной женственности, гармонии и красоте. Свой главный образ в лирике он называет Прекрасной дамой, связывает с ней лунную, природную символику.

Казалось бы, в основе данного цикла находится реальный автобиографический факт, но влюблен лирический герой в некий образ, идеал. Он преклоняется перед этой женщиной, такой недоступной, величественной и прекрасной. Поэт указывает, что жизненная гармония невозможна при наличии такого чувства.

В цикле Балаганчик отношение героя к Прекрасной Даме уже несколько иное. Он уже не преклоняется перед ней, как перед божеством. Женщина представлена в более точных чертах. Обращение к ней уже более реальное, а не возвышенное. В чувствах уже нет того света, той силы. Их можно сравнить со снежной вьюгой, которая уносит героя в даль, но не позволяет обрести счастье, испытать удовлетворение.

Любовная лирика Блока

Основные мотивы лирики Блока в цикле Кармен уже совершенно иные. Он описывает уже не любовь, а неистовую страсть.

Философская лирика Блока

Для произведений писателя характерно наличие философских размышлений. Он являлся представителем символизма, демонстрировал свое отношение к многочисленным проблемам. Образная его система достаточно сложна.

Изначально философская лирика Блока основан на мечте. Он думает о таинственной, прекрасной Незнакомке, являющейся проводницей между миром грез и реальности. Он мечтает сотворить новый мир, где всегда царили бы Красота и Мудрость.

Спустя время отмечается трансформация философских идей поэта. Автор сосредотачивается на реальных проблемах общества. В своих произведениях он все чаще пишет о простых людях, которые являются душой страны.

Идеалы и страшный мир в лирике Блока

В большинстве стихотворений автор показывает несовершенство мира. Особого внимания заслуживает цикл Страшный мир в лирике Блока. Поэт буквально убирает радужную оболочку и показывает существующую реальность. Он сам испытывает боль, осознавая, что под ней оказывается грязь, пошлость и чернота. Ему страшно признаться себе, что он – часть всей этой мерзости.

Блок считал, что плохие поступки не могут пройти бесследно. Рано или поздно они напомнят о себе, заденут большое количество людей. В произведениях поэта каждая мелочь имеет глубокий смысл. Блок стремился показать жизнь максимально реалистично, не приукрашивая ее и не боясь показать в темном, неприятном свете. Он показывает омертвевшие души, мерзость, которая никого уже не удивляет и не пугает.

Читайте также: