Сообщение на тему наука в средние века

Обновлено: 28.06.2024

Склонность средневекового человека к суевериям отразилась и на средневековой науке. Кроме предметов, изучавшихся в университетах, в Европе того времени процветали и такие необычные науки, как астрология и алхимия.

Астрология изучала звезды и их влияние на человека. Ученые-астрологи утверждали, что по расположению звезд на небе можно предсказывать будущее и судьбы людей и государств. Для этого они составляли гороскопы, которые были очень популярны. Средневековые короли и полководцы ничего не предпринимали, не посоветовавшись с астрологами. В Средние века почти у каждого короля был свой придворный звездочет. Наблюдения ученых за звездами дали толчок к развитию другой науки — астрономии, которая выросла из астрологии и занялась изучением самих звезд и планет, а не их влиянием на судьбы людей.

Средневековая алхимия изучала не менее необычные предметы, чем астрология. Ее главной целью было получение особого минерала, который алхимики называли философским камнем. По их утверждениям, он обладал фантастическими возможностями и мог превращать любые металлы в золото. Кроме того, он продлевал жизнь, излечивал любые болезни и превращал стариков в молодых людей.

Развитие наук в средневековой Европе

Наука на средневековом Востоке

Особенности средневековой науки

В средние века человечество сделало крупный шаг вперед по сравнению с древностью в развитии хозяйства, культуры и морали.Многие из ныне существующих городов появились в средние века. Это дало огромный толчок развитию хозяйства и культуры.Со времен средних веков люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами. Мускулы человека в некоторых видах работ были вытеснены водяным двигателем. Появились доменные печи, а металл стали обрабатывать на сверлильных, токарных, шлифовальных станках. В производстве тканей начали пользоваться самопрялкой с ножным управлением и горизонтальным ткацким станком. Для развития военного дела решающее значение имело изобретение пороха и огнестрельного оружия.В мореплавании люди применили компас и другие приборы. Они научились строить более совершенные корабли. Смелые путешественники обследовали значительную часть суши, морей и океанов, открыли Америку, обогнули с юга Африку. Человек окончательно убедился в шарообразности Земли.

Наука средневековья, кратко изложенная, начинает активно развиваться с XIII века. До этого времени, в период поздней античности и раннего средневековья, территорию Европы населяли племена, находящиеся на довольно низком уровне развития. К тому же, на это время приходится Великое переселение народов, которое сопровождалось жестокой борьбой за выживание местных народов с пришлыми.


Интересная особенность – бытует мнение, что церковь всячески тормозила развитие научной мысли в Средние века. Отчасти это так. Она была беспощадна к тем, кто своими взглядами на мир подрывал устои церкви и ставил под сомнение существование Бога. Но, наука средневековья, кратко изложенная, одновременно многим обязана религиозным деятелям. Верхушка церковной власти была хорошо образована и понимала всю ценность знаний античного мира. Поэтому почти в каждом монастыре существовала мастерская по переписке трудов ученых-философов древности. Некоторые из них сохранились до нашего времени исключительно благодаря церкви. Другое дело, что она не хотела ни с кем делиться драгоценными знаниями.
Понимали ценность образования и науки и наиболее прогрессивные правители. Например, еще в VIII веке по приказу Карла Великого была образована Академия, носящая его имя. С XI века начинают один за другим открываться университеты. Самый первый из них был основан в Болонье в 1088 году.



Самые популярные науки в Средние века:
1. Астрономия. В эпоху средневековья она была тесно связана с астрологией. За основу мира была взята геоцентрическая концепция Птолемея, хотя многие ученые к тому времени уже были уверены в ее ошибочности. Но первым открыто с критикой выступил Николай Коперник.
2. Химия. В Средние века она называлась алхимией. Ученые-алхимики занимались поисками философского камня, дарующего мудрость, и способом создавать золото из других металлов. В процессе этих поисков было сделано огромное количество важных изобретений.
Остальные науки также успешно развивались, и в них было сделано немало открытий. Было изобретено водяное колесо, усовершенствованы водяные и ветряные мельницы, созданы механические часы, очки, ткацкий станок.
Но своего истинного расцвета средневековая наука достигла в XIV-XV веках.

Развитие естественно-научного познания в Средние века было непосредственно сопряжено с утверждением двух мировых религий: христианства и ислама, которые претендовали на абсолютное знание природы. Эти религии объясняли происхождение природы в форме креационизма, т.е. учения о сотворении природа Богом. Все другие попытки объяснить мир и природу из самих себя, без допущения сверхъестественных божественных сил, осуждались и беспощадно пресекались. Многие достижения античной науки были забыты.

В отличие от античности, средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но она в то же время не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. Ее вклад в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений понятий и методов исследования, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для механики Нового времени.

С точки зрения христианского мировоззрения человек считался созданным по образу и подобию Божьему, чтобы он был господином земного мира. Так в сознание человека проникает очень важная идея, которая никогда не возникала и не могла возникнуть в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему. Новый, деятельный подход к природе был также связан с изменением отношения к труду, который становится обязанностью каждого христианина. Так постепенно физический труд стал пользоваться в средневековом обществе все большим уважением. Тогда же возникло желание облегчить этот труд, что вызвало новое отношение к технике. Теперь изобретение машин и механизмов переставало быть пустой забавой, как в античности, а становилось делом полезным и уважаемым. Все это не могло не подкрепить нового, деятельностно-практического отношения к миру.

Таким образом, именно христианское мировоззрение посеяло зерна нового отношения к природе, которое позволило уйти от созерцательного отношения, присущего античности, и прийти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира для блага человека.

Христианское вероучение, соединенное с выхолощенной философией Аристотеля, явилось в Средние века господствующим философским направлением и получило название схоластики. Для этого направления мысли было характерно упрощение натурфилософии Аристотеля и приспособление ее к догмам христианства в качестве официальной религиозной доктрины. Схоластика была оторвана от реальной действительности, занятие естествознанием рассматривалось как пустое дело. Тем не менее, схоластика сыграла очень важную роль в развитии способностей к познанию мира европейским человеком. Она должна была служить задачам теологии и изучать вопросы бессмертия души, конечности и бесконечности мира, существования добра, зла и истины в мире. При решении этих проблем, не данных человеку в области чувственной реальности и могущих изучаться только с помощью разума, и были получены важнейшие результаты. Это, прежде всего, развитие логико-дискурсивного мышления и искусства логической аргументации. Результатом стал высочайший уровень умственной дисциплины в эпоху позднего Средневековья. Без этого был бы невозможен дальнейший прогресс интеллектуальных средств научного познания.

В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохи-мия, натуральная магия. Часто их называли герметическими (тайными) науками. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией, содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки в силу своей практиче-

ской направленности. Например, на протяжении тысячелетия алхимики пытались с помощью химических реакций получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия. Побочными продуктами этих поисков и исследований стали технологии получения красок, стекла, лекарств, разнообразных химических веществ и т.д. Таким образом, алхимические исследования, несостоятельные теоретически, подготовили возможность появления современной науки.

Очень важными для становления классической науки Нового времени были новые представления о мире, опровергавшие некоторые положения античной научной картины мира. Они легли в основу механистического объяснения мира. Без таких представлений просто не смогло бы появиться классическое естествознание.

Еще одной новацией стал отказ от античной идеи о модели совершенства — круге. Эта модель была заменена моделью бесконечной линии, что способствовало формированию представлений о бесконечности Вселенной, а также лежало в основе исчисления бесконечно малых величин, без которого невозможно дифференциальное и интегральное исчисление. На нем строится вся математика Нового времени, а значит, и вся классическая наука.

Читайте также: