Что такое новостное сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Способы подачи новостей строятся по двум принципам: жесткому — от основной информации ко второстепенной, и мягкому — с упоминанием занимательных фактов.

Новость обычно начинают с лида, который освещает главную тему. Существуют разные формы лидов для жестких и мягких новостей.

Лиды для жестких новостей:

  • Повествовательный лид. Краткий пересказ событий.
  • Контрастный лид. Основан на предметном столкновении.
  • Телеграфный лид. Ряд коротких отрывистых фраз — полунамеки, отдельные элементы смысла. Присутствует недосказанность.
  • Направленно адресованный лид. Делается прямое обращение к читателю.
  • Лид-вопрос. Открытый вопрос.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

См. также

Ссылки

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Добавить иллюстрации.
  • Пресса
  • Журналистика
  • Новостные программы
  • Радиопередачи
  • Источники информации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Ими ограничиваются, если это экстренный выпуск, когда еще многое не известно. Позже, когда появляется больше информации, добавляются вопросы почему и зачем.

Мой преподаватель в ВУЗе показал одну формулу, по которой легко составить хорошее заглавие. Используйте бренд и переделанное известное выражение. И избегайте пустых слов и штампов.

Ну вот мы и добрались до лида. Он пишется перед основным текстом, отвечает на те самые три вопроса, но не раскрывает всех подробностей. Его задача — привлечь внимание аудитории, но не повторить последующую информацию.

И пару слов скажу про основной текст. Он должен быть простым и легким, чтобы абсолютно любой читатель смог понять его.

Новость

Какими качествами должна обладать хорошая (в смысле пригод­ ности для газеты) новость? Обычно в ряду ее признаков называют: злободневность, важность для читателей, своевременность, оперативность, оригинальность, объективность, пикантность, доступ ность, максимальную информативность, краткость.

Пресс-релиз

Странная бумажка какая-то.

Заметка

Шесть самых главных вопросов и немного подробностей

Хотя для большинства творческих сотрудников редакции не со ставит значительного труда подготовить информационное сообще ние и пресс-релиз, эти тексты в строгом смысле не являются произ ведениями журналистов. Поэтому нельзя с полной уверенностью от носить их к отдельным жанровым группам. Традиционно к информационным жанрам периодики причисляют заметку, инфор мационную корреспонденцию, информационный отчет, информаци­ онное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж и некролог.

Заметка — классика жанра

Краткость — сестра таланта.

Антон Чехов

Главное как для журналиста, работающего над заметкой, так и для редактора, правящего ее текст, — очень кратко (но по возмож ности так, чтобы у читателя сложилась полная картина события, яв ления, ситуации или процесса) рассказать о произошедшем. Именно поэтому авторы заметок нередко стараются вынести все самое ново стное уже в первое предложение текста.

Иногда приходится выбирать более сложную структуру. Напри мер, когда необходимо не только рассказать о произошедшем, но и кратко прокомментировать случившееся, связать находящееся в цен тре внимания события (базовый факт) с другими событиями и явле ниями жизнедеятельности общества.

Несмотря на кажущуюся легкость данного жанра, работать над заметкой непросто — редактору необходимо выбрать самое главное, систематизировать и осмыслить полученные сведения, изложить информацию точно, кратко и понятно для читателя. Это не значит, что нужно действовать по шаблону. Хотя, безусловно, редактор должен руководствоваться вышеупомянутыми правилами. Однако, как показывает практика, и здесь работники пера пытались найти простор для творчества, и некоторым это удавалось: ведь сегодня можно говорить о различных жанровых подвидах заметки. Исследо ватели выделяют событийную заметку, анонс, аннотацию, мини- рецензию, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-историю, мини- совет, зарисовку и некоторые другие.

Корреспонденция

Когда нужны подробности

Информационная корреспонденция — это произведение журна листа, отличающееся более подробным, по сравнению с заметкой, изложением случившегося, а иногда — наличием элементов, передающих отношение автора (редакции) к предмету отображения.

Редактору при работе над информационной корреспонденцией необходимо обращать внимание на отбор деталей, которые разли чаются и смысловой нагрузкой, и значимостью. Например, одно дело — сексапильное кружево в наряде светской львицы и совсем другое — сроки подписания торгового соглашения с Украиной.

В необходимости важных деталей и состоит отличие информационной корреспонденции от заметки: журналист не просто замечает какой-либо факт в ряду других, он корреспондирует о нем.

Информационный отчет

Как написать о конференции

Часто в редакционной практике возникает необходимость обра щения к официальным мероприятиям: конференциям, заседаниям, симпозиумам, семинарам, собраниям и т.д. Для таких случаев существует особая жанровая форма — информационный отчет.

Отчет как жанр периодических изданий и официальный отчет — это не одно и то же. Публикации в газетах и журналах, повествующие о событиях, в ходе которых собирается множество людей с це лью обсуждения каких-либо важных вопросов, — это полноправные журналистские материалы. Следовательно, они должны отвечать всем основным требованиям выступлений СМИ: актуальности, дос товерности, оперативности, доступности массовому читателю и т.д. Это не исключает и простора для творчества работников пера.

Газета, публикуя информационный отчет, отчитывается перед читателями, рассказывает о произошедшем мероприятии. Она, изла гая суть дела, акцентирует на нем внимание общественной мысли, дает оценку значимости данного события, выступлений его участни ков, итогов. Если мероприятие не заслуживает этого, то не стоит публиковать отчет — достаточно выбрать жанр заметки или просто сообщить о случившемся в новостной колонке.

При работе над текстом отчета редактору особое внимание необходимо уделять фактическому материалу, ведь данный жанр предполагает активное использование имен собственных, наименований учреждений, должностей, географических названий, статистических данных, количественных показателей, цитат.

От точности, достоверности сведений зависят убедительность, действенность материала. Правильный отбор и систематизация фактов помогут читателю увидеть их взаимосвязь, лучше понять смысл про изошедшего, сделать определенные выводы. Редактор должен обра щать внимание на отбор фактов, их проверку и осмысление. В материал уместно включать лишь те примеры, которые наиболее характерны для описываемой ситуации, явления. Фактуру информационного отче та надо тщательно перепроверять. Не следует допускать к печати текст с малоизвестными терминами и словами, нужно избегать нагромождения цифр. Непонятные или незнакомые аудитории слова необходимо заменять, термины и профессионализмы — комментировать.

Фрагменты выступлений лучше цитировать, а не пересказывать. Это же касается и тезисов итогового документа, если таковой при нимается на встрече. Однако редактору следует помнить о ряде мо ментов. Недопустимо излишнее цитирование: это отталкивает читателя и затрудняет чтение. Любая цитата должна быть уместна и со держать логически законченную мысль. Важно установить, нужна ли цитата, не подменяет ли она собственные суждения журналиста. Также необходимо обращать внимание на точность цитируемого текста, его соответствие источнику.

Зарисовка

Глазами очевидца

В журналистике есть жанры, занимающие особое место. Помимо своей основной функции — информационной, — данные тексты выполняют и вспомогательные — наглядно-образную, эстетическую.

Слова вместо красок

Иногда такие произведения сопровождают фотографии. В ре дакционной практике чаще всего фотографические материалы под бираются к текстам, но в случае с зарисовкой может происходить как раз наоборот. Например, фотографии или иллюстрации, кото рые сами по себе отличаются высокой информативностью и выра зительностью, может сопровождать не краткая подпись, а неболь шой текст — зарисовка, содержащая дополнительные сведения о предмете изобразительного материала, добавляющая ему художе ственности.

Интервью

Расскажите, пожалуйста.

Искусство получать ответыэто искусство задавать вопросы

Работа журналиста немыслима без такого метода сбора информации, как интервью. Благодаря широкому использованию данного метода как самостоятельного стали выделять одноименный жанр журналистского творчества.

Разумеется, далеко не всегда журналист после интервьюировани я обращается именно к этому жанру. По результатам интервью он может написать заметку, корреспонденцию, статью или очерк – все будет зависеть от предмета материала, направленности издания, профессионализма и творческих возможностей автора.

Роль редактора велика как на этапе подготовки журналиста к встрече с интервьюируемым, так и на стадии обработки текста интервью. Особенно это актуально при работе с начинающим, неопытным корреспондентом.

Прежде всего надо знать, что хорошее интервью — это беседа, в которой журналист — не просто интервьюер, но и интересный собеседник. Чтобы быть таким, нужно обладать высоким уровнем общей культуры и грамотности, исключительно серьезно владеть предметом и темой разговора.

Основное требование к вопросам — они должны быть понятны и собеседнику, и читателю. Идеальный вопрос четко и однозначно сформулирован, содержит в себе только одну мысль. Двусоставный вопрос лучше разбить на два. Не беда, если в процессе интервьюи рования герою публикации придется повториться: это лучше, чем недосказанность. И еще одно хорошо известное опытным журнали стам правило: вопрос не должен содержать в себе ответа, подсказок и намеков.

Блиц-опросы

Во имя плюрализма

Несколько похожи на информационные интервью блиц-опросы. В таких произведениях журналисты предлагают читателям познако миться с различными высказываниями людей, которые отвечают на один и тот же вопрос (или несколько одинаковых вопросов). Основная цель автора блиц-опроса — обратить внимание аудитории на какую-либо проблемную ситуацию и коротко сообщить о существова­ нии разнообразных мнений, суждений, точек зрения, позиций по проблеме.

В соответствии с требованиями жанра, редактор, готовя блиц- опрос к печати, прежде всего должен обращать особое внимание на выбор респондентов.

Как правило, в реальной жизни проблемная ситуация затрагивает людей разных социальных групп, поколений и профессий. В идеале блиц-опрос должен отражать эту картину мнений. И хотя в действи тельности силами редакции добиться стопроцентного отражения трудно , и журналисту, и редактору, работающим над блиц-опросом, необ ходимо стремиться представить на страницах периодического издания как можно больше мнений различных представителей общества.

В этом разнообразии и заключается ценность блиц-опросов.

Вопрос-ответ

Спрашивалиотвечаем

О самостоятельности жанра вопрос-ответ можно спорить. Неко торые исследователи считают, что у таких публикаций есть специфические черты, позволяющие выделять данную жанровую группу как самостоятельную.

Вопрос-ответ — произведение периодической печати, состоящее из неразрывно связанных вопроса читателя и ответа журналиста или компетентного лица. Такие вопрос и ответ объединены, как правило, темой, стилем изложения и заголовком.

Материал, собранный, например, в результате прочтения письма с вопросом и подготовки ответа на него, можно представить в виде заметки или информационной корреспонденции. Звонок в редакцию может стать поводом для глубоких раздумий журналиста и, в конечном счете, для аналитической публикации. Однако нередко редакция намеренно выбирает жанр вопрос-ответ, желая подчеркнуть общест венный интерес к поставленной проблеме, привлечь к ней внимание читателей.

На первый взгляд, этот жанр может показаться каким-то несерьезным. Как правило, начинающие журналисты мечтают писать глу бокие аналитические материалы или эксклюзивные репортажи. Но не надо недооценивать вопрос-ответ. Ведь это не только читабель ные тексты, которые привлекут внимание аудитории, но и прекрас ная форма общения редакции с читателями, которого сейчас, увы, не хватает наши газетам .

Схему, по которой строится новостной текст, называют перевёрнутой пирамидой.

Главные вопросы.

Хороший новостной текст нельзя писать, как бог на душу положит. Он должен отвечать на основные вопросы.

Традиционно эти вопросы выражаются формулой 5W+H. Пять W это What? (Что), Who? (Кто?), Where? (Где?), When? (Когда?) и Why? (Почему?/Зачем?). H — это How?, то есть "Как?".

Читатель хочет знать ответы. Задача и работа журналиста — дать ему ответы, причем в форме связного текста. Хорошим можно считать такое начало текста, в котором снимается как минимум половина вопросов из формулы 5W+H. Бывает, что обстоятельства и доступные данные не позволяют ответить на тот или иной вопрос. В тексте обязательно надо об этом упомянуть – что, скажем, источник не был доступен для комментариев, или что точно неизвестно, когда было совершено ДТП. Отрицательная информация — тоже информация.

Подкрепив утверждения фактами, читателю также можно сообщить, кому выгодно происходящее, а кому нет; кто враг, кто союзник; к чему может привести сложившаяся ситуация.

При написании сложного текста помогает игра в Капитана Очевидность. Журналист берет информационный повод, выделяет из него ключевой факт, записывает и смотрит, на какие вопросы тот отвечает. Затем автор добавляет объяснения и факты до тех пор, пока все не станет абсолютно ясно.

Бэкграунд и контекст.

Факты, эмоции и порядок изложения.

Микрохарактеристики.

Охарактеризуйте действующих лиц и своего текста и, возможно, неодушевлённые предметы. Даже, если вам кажется это лишним – то, что хорошо известно вам, другие могут не знать:

Уроженец Тулы, певец и актёр Алексей Воробьёв.

iPhone — мобильный телефон Apple

1. Сделайте ее привлекательной. Напишите хороший заголовок. Выберите интересный новостной повод.

4. Дайте читателю возможность проверить источники. Оставьте на них в тексте дополнительные ссылки и указания. Широко используйте гиперссылки.

5. Избавьтесь в новостном тексте от длинных предложений. Поставляйте читателю информацию легко осмысливаемыми фрагментами. Подумайте, нельзя ли заменить запятые на точки.

Предложение из 8 слов читатель понимает в 100 процентах случаев, а из 28 – лишь в пятидесяти.

3) таким образом;

6) кроме того/к тому же;

8) в частности/например/так.

Каждый элемент текста имеет свою значимость. Кавычки, выделение курсивом, полужирным начертанием должны быть обоснованы. Например, выделение жирным шрифтом в предыдущем предложении не имеет под собой никаких оснований. Его лучше убрать.

Есть простой способ анализа и проверки. Принцип называется

Пользоваться им просто. Намереваясь что-либо сделать, следует задать себе простой вопрос: "Я это делаю, чтобы что?". В половине случаев оказывается, что действие либо не имеет смысла, либо задачу можно решить проще/лучше.

Прелесть этого выражения в том, что оно автоматически толкает человека на конструктивные действия. На вопрос "почему" можно ответить "потому". На "зачем" ответ простой — "затем". А вот "чтобы то" сказать нельзя, это не по-русски. Приходится не говорить, а делать.

Более подробно изучить тему, в частности, почитать о жанрах и форматах текстов можно в книге Александра Амзина "Новостная интернет-журналистика"

Вы так же можете ознакомиться с альтернативным взглядом на предмет.

Интересную информацию по теме можно почитать в Вики-новостях.

До изучения этой темы рекомендуется узнать, как пишутся заголовки и попрактиковаться.

- использовать принцип перевернутой пирамиды (написать заголовок и не менее трёх абзацев, включая лид)

- никакой отсебятины (только то, что есть на видео и любая связанная информация, если сможете найти в интернете)

Всем, выполнившим задание бейдж в профиль (моё предложение). Ведь старания в учёбе должны поощряться.

Кто не выполнит будет иметь дело со мной:

А что я сделаю с тем, кто не выполнит задание?? Выслежу и подкараулю в подъезде! Колёса попротыкаю, нафиг!

Если вы хотите, чтобы больше людей увидело и обсудило вашу новость, есть несколько правил и советов, которые стоит учесть при работе над заметкой. Мы сами пользуемся ими при написании новостей: если читательская заметка приблизится к этим нормам, выиграют все — и авторы, и редакторы.

Пишите о том, что вас волнует. Темы у новостей могут быть самые разные — для этого есть множество тематических подсайтов. Если выбрать какой-то один сходу сложно, советуем воспользоваться руководством по подсайтам на TJ.

Если новость относится к повестке дня, её точно стоит опубликовать на TJ. Проверить это легко: достаточно ответить утвердительно на вопрос, запомните ли вы этот день по этому конкретному событию, будете ли помнить её вечером, когда день будет подходить к концу.

Все эти части можно опустить, если вы просто хотите поставить новость ссылкой, чтобы обратить на неё внимание редакции (для такого у нас даже есть отдельный подсайт). В таком случае достаточно заголовка, подзаголовка и лида с блоком-ссылкой. Но если вы сможете кратко пояснить важность инфоповода, то вероятность того, что редакторы его заметят, повысится.

Перечисленные в этом посте правила — не отдельное руководство для пользователей. Редакция сама использует эти правила в работе.

Некоторые правила для новостей:

Доверие к источнику строится на его авторитете, репутации авторов и возможности проверки его информации. Если это СМИ, то оно старается подтвердить менее надёжную информацию из другого источника или опровергнуть её. Ошибиться может даже то СМИ, которому вы больше всего доверяете — от такого не застрахован никто.

Достоверность информации в разной степени можно подтвердить данными из открытых источников (например, законопроекта или реестра), комментарием героя, фотографией или скриншотом. Что-то из этого можно получить самостоятельно, а для чего-то — обратиться за помощью к редакции.

В таком случае надо обратить внимание на два фактора: с каким источником нам предстоит работать и на какую тему новость.

А если новость написало издание, которому мы доверяем, и это его эксклюзивный материал даже без подтверждений ( то есть, основанный на анонимных источниках или не опубликованном публично документе ), то мы напишем эту новость — но вынесем название издания в заголовок. Например:

Подзаголовок — это продолжение и дополнение заголовка. Повторяться они не должны. Туда можно вынести:

Читайте также: