Сообщение на тему народы южного урала

Обновлено: 05.07.2024

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были абсолютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Капова (Шульган-Таш), расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Рисунки в Каповой пещере

Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.

Коренные народы Урала

Вогулы (манси)

Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе - в 1732, более позднее - в 1751.

После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность.

Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.

Манси

Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля.

Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили жертвы.

Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская.

С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту.

Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.

Коми (зыряне)

Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье. Произошел от вымской археологической культуры. Относятся к угро-финской языковой группе. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск.

Коми-зыряне

Коми-пермяки

Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. Предки коми-пермяков пошли от родановской археологической культуры (сложившейся на основе ломоватовской), которая была так названа по Роданову городищу в Верхнем Прикамье. По реке Каме и ее притокам известно более 300 памятников родановской культуры IX-XV веков. По оценкам историков, их численность составляла не менее 4,5 тысяч человек. Территория обитания народа совпадала с границами Перми Великой. Коми-пермяки относятся к угро-финской языковой группе.

Поселения (городища и селища) стояли на берегах рек, жили в деревянных домах. Занимались пашенным земледелием. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.

Выделяется две обособленные группы коми-пермяков - язьвинская (возникла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы) и верхнекамская - зюздинская.

В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и сейчас сохраняется основное ядро этого народа.

Коми-пермяки

Коми-язьвинцы

Небольшой по численности коренной народ Пермского края. Проживают на своей исторической родине на верхней Язьве (Красновишерский район Пермского края). Продолжают говорить на особом диалекте коми языка. Коми-язьвинцы являются потомками коми этнической общности, которая в дорусский период истории Урала занимала междуречье Вишеры, Колвы, Язьвы, Глухой Вильвы и Боровой.

Башкиры

Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Предки башкир формировались в степях Приаралья и прилегающих районах Средней Азии, затем они мигрировали в степи и лесостепи Южного Урала. Формирование современного башкирского народа (со своим самоназванием "баджгард", "башкурт") началось в Приуралье в IX-X веках, когда они расселились по обоим склонам Уральского хребта: по рекам Белая, Ай, Юрюзань, Уфа, Дема, Сакмара, Большой Ик, Мензеля, Урал, Уй, Миасс. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. Южные башкиры кочевали, жили в юртах, питались мясом и молоком. Северные башкиры занимались пастушеским скотоводством и охотой.

В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая — к Казанскому ханству, третья — к Сибирскому ханству. В XI-XV веках в состав башкир вливались новые массы тюркоязычного населения. В 1557 году Башкирия вошла в состав России. Башкиры были самым многочисленным из нерусских народов Урала.

Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии – город Уфа.

Башкирка. Фото С.М. Прокудина-Горского

Марийцы (черемисы)

Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.

Марийцы

Удмурты

Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они составляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки - Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар - укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.

Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южных удмуртов - чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.

Нагайбаки

В Нагайбакском районе Челябинской области живут потомки крещеных татар-казаков, получивших название нагайбаки. Их признают потомками ногайских татар, которые не ушли из Среднего Поволжья после завоевания Иваном IV Казанского ханства. В Оренбургской губернии нагайбаков было три группы, но в настоящее время сохраняют самосознание только две группы. Самая многочисленная - в Нагайбакском районе Челябинской области (около 10 тысяч человек). Нагайбаки имеют статус коренного малочисленного народа.

Современные нагайбаки помнят своих предков, которые первыми вошли в Париж во время Отечественной войны. За это они получили землю, на которой основали в том числе село Париж. Также на землях нагайбаков в этой части Челябинской области встречаются и другие европейские топонимы: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Требия и другие. Эти названия появились по предложению Оренбургского генерал-губернатора.

Татары

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.

Агафуровы

Агафуровы - в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_4e11b4e7.jpg
hello_html_1a349fe4.jpg
hello_html_208efa57.jpg

С давних пор на уральской земле селились народы, у каждого были свои обычаи и традиции! Мы познакомимся с бытом и традициями русского, украинского, башкирского и татарского народов.

Русский народ .

hello_html_mabf8d28.jpg

Традиции и обычаи русского народа.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа.

Основные народные праздники:

Рождество 7 января

Святки 6 - 9 января

Крещение 19 января

Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста)

Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе)

Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта)

Красная горка (первое воскресенье после Пасхи)

Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи)

Иван Купала 7 июля

День Петра и Февронии 8 июля

Ильин день 2 августа

Медовый Спас 14 августа

Яблочный Спас 19 августа

Третий (Хлебный) Спас 29 августа

Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

hello_html_7e518ade.jpg

Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки!

hello_html_m2becd7c3.jpg

Русская изба

В стародавние времена у каждого человека был дом.

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Строили дома из лиственницы, хвойной породы деревьев. Потому что лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

hello_html_230b4e1d.jpg

hello_html_84e4ec9.jpg

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Например, самовар.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

hello_html_m4368ff0f.jpg

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу. Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи. Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

hello_html_m4ad126f9.jpg

По диагонали от печи располагалась обрядовая зона – Красный угол. Именно он встречал каждого, входящего в избу. В красный угол приглашали сесть самых почетных гостей. Украшали его по-особенному. Здесь находились иконы – сосредоточие духовной жизни человека. Их могло быть несколько и располагались они симметрично: большая – посередине и повыше, меньшие – по бокам и пониже.

hello_html_m37491245.jpg

Зажиточные крестьяне могли позволить себе роспись внутренних стен дома. Основу росписи стен, дверей, простенков составлял растительный орнамент (куст, дерево, букет в вазе), а также изображение зверей, птиц; в более позднее время – человека.

Формирование любого этноса происходит на фоне природно-географической среды, которая оказывает решающее влияние на хозяйственную, культурную, политическую жизнь народов, на их быт и верования.

Район Урала – это, прежде всего, горы. Мировоззрение населения сформировалось под влиянием горного ландшафта. Люди, здесь живущие, не видят себя вне суровой природы родного края, отождествляя себя с ним, являясь его частичкой. Каждая гора, сопка, пещера для них являются маленьким миром, с которым они стараются жить в гармонии. Природа даёт им удивительные способности слышать и видеть то, что недостижимо для других людей.

Уральский район населён большим количеством наций и народностей, больших и малых. Среди них можно выделить коренные народы: коми, ненцы, башкиры, татары, ханты. К ним, в процессе освоения региона, примкнули русские, украинцы, мордва и многие другие.

Коми зыряне


Коми (зыряне) занимают зону тайги, которая в былые времена давала возможность жить за счёт пушного промысла и рыбалки в богатых рыбой реках. Впервые письменные источники упоминают зырян в XI веке. Известно, что с XIII века они регулярно платили новгородцам налог пушниной-ясак. В состав Российского государства включены во второй половине XIV столетия. Столица современной республики Коми город Сыктывкар берёт своё начало от Усть-Сысольского погоста, основанного в 1586 году.

Коми пермяки народ

Удмурты народ

Первоначально входили в состав Волжской Булгарии, после завоевания монголо-татарами включены в Золотую Орду. После её распада часть Казанского ханства. В составе России со времён Ивана Грозного, захватившего Казань. В XVII- XVIII веках удмурты активно участвовали в восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Город Ижевск столица современной Удмуртии основан во второй половине XVIII в. графом Шуваловым при железоделательном заводе.

Вогулы манси


Большинство народов Урала проживают здесь всего несколько столетий, являясь пришлым населением. А что же до них? Уральская земля была облюбована людьми очень давно. Истинно коренным народом принято считать манси, ранее имеющим название вогулы. В местной топонимике и сейчас встречаются названия, связанные с этим именем, например, речка Вогуловка и одноимённый населённый пункт.

Манси малочисленный народ, состоящий из 5 самостоятельных и изолированных друг от друга групп. Их различают по месту проживания: верхотурская, чердынская, кунгурская, красноуфимская, ирбитская.

С началом российской колонизации, заимствовали многие традиции и культурно-бытовые особенности. Охотно вступали в семейно-брачные отношения с русскими. Но смогли сохранить самобытность.

В настоящее время народ относится к малочисленным. Исконные обычаи забыты, угасает язык. Стремясь получить образование и найти хорошо оплачиваемую работу, молодое поколение уезжает в Ханты-Мансийский округ. Поэтому, представителей древних традиции насчитывается порядка двух десятков человек.

Национальность башкиры

Башкиры, как и многие другие народы, впервые появляются в источниках только с X века. Образ жизни и занятия традиционны для этого региона: охота, рыболовство, кочевое скотоводство. В это же время были завоёваны Волжской Булгарией. Вместе с завоеванием вынуждены были принять ислам. В XIX в. по их территориям правительство России решило проложить железнодорожные пути, связывающие русский центр и район Урала. Благодаря этой дороге, земли были включены в активную экономическую жизнь, ускорилось развитие народов. Особенно быстро стал развиваться район с открытием в недрах земли нефти. В XX в. республика Башкирия стала крупнейшим центром нефтяной промышленности. Важную роль сыграл район в годы Великой Отечественной войны. На территорию края эвакуировались промышленные предприятия из районов, которым угрожала фашистская оккупация. Было перевезено около 100 промышленных объектов. Многие из них стали основой для дальнейшего использования. Столицей Башкирии является город Уфа.

Марийцы происхождение

Нагайбаки

Много споров ведётся и вокруг представителей этого народа. По одной из версий, их предками были тюрки, но принявшие христианство. В истории России особенно знамениты нагайбакские казаки, принимавшие самое деятельное участие в боевых действиях XVIII века. Проживают на территории Челябинской области.

Татары Урала


Являются населением, относительно которого ведётся много споров, так как очень мало достоверных сведений о них. Большинство выводов сделаны на уровне предположений, гипотез. Ряд историков считают это население пришлым, особенно много пришло их с началом завоевательных походов золотоордынских ханов. Хотя, патриотично настроенные историки, видят в этом заселении лишь вторую волну. Предполагают, что татары упоминались как населявшие Урал ещё в XI веке. Об этом свидетельствуют персидские источники. Занимают второе место по численности, уступив лишь русским. Самое большое их количество проживают на территории Башкирии (около миллиона человек). Во многих районах Урала встречаются полностью татарские населённые пункты. Большинство татар придерживаются исламского вероисповедания и традиций.

Какие народы населяют Урал? Часть 2

Урал является территорией, которая стала домом для многих народностей. Но всех объединяет то, что они привыкли жить в гармонии с природой.

Коренные жители

Манси

Помимо населения, которое считается пришлым, есть на Урале и коренные жители. К ним относятся манси , которые имеют второе имя – вогулы. Этот топоним быстро прижился среди местных, найдя свое отражение в названии ряда географических точек вроде реки Вогуловки .

С лингвистической точки зрения манси можно смело назвать частью обширной финно-угорской семьи . Если можно так сказать, они даже родственный венграм и хантам .

В начале заселения указанных земель они предпочитали занимать просторы северного Яика . В ходе некоторых противостояний с кочевниками относительно мирным манси пришлось уйти с насиженных мест.

Историки отмечают, что манси представляют собой небольшую народную группу, которая включает всего пять изолированных групп. В классификации по географии их делят на следующие категории: чердынскую, ирбитскую, веротурскую, красноуфимскую и кунгурскую .

К сожалению для историков, самобытность народа сильно пострадала из-за давления российской колонизации. На фоне этого манси потеряли огромную часть собственной культуры, стали часто вступать в брак с русскими.

Впрочем, часть традиционного уклада жизни все же сохранилась в памяти малочисленного народа. Но его поддерживает в большинстве своем только старшее поколение, так как молодежь предпочитает отправляться в поисках лучшей жизни в Ханты-Мансийск .

Башкиры

Впервые сведения о башкирах появились приблизительно в десятом веке. Еще с того времени люди выбирали для себя традиционные ремесла вроде рыболовства и охоты.

Из-за насильственного подчинения властям Волжской Булгарии стали исповедовать ислам. В девятнадцатом веке российское правительство приняло решение проложить железнодорожные пути, которые бы стали мостом между русским центром и Уралом.

За счет этого земли получили шанс на значительный экономический скачок, а после обнаружения нефти на этих территориях ситуация резко пошла в гору. В результате уже в двадцатом веке Башкирия заняла весомое место на рынке нефтяной промышленности.

Также важным периодом в жизни региона стал период ВОВ , так как именно сюда были эвакуированы около сотни промышленных объектов. В будущем их использовали для мирного развития региона.

Марийцы

Марийцы изначально обосновались в исторических источниках как черемисы .

Но после Октябрьской революции было решено искоренить старое название, которое считало обидным. Сегодня же ученые решили возродить эту традицию.

На гайбаки

Не менее запутанно выглядит история нагайбаков, которые считаются по одной из версий последователи тюрков, решивших окунуться в христианство.

В российской истории особенно отметились знаменитые нагайбаксие казаки , которые часто фигурировали в военных действиях, разворачивающихся в восемнадцатом веке. Сейчас они плотно проживают в Челябинской области .

Уральские татары

Еще одна спорная народность. Вызвано это отсутствием многочисленных источников, которые бы подтвердили достоверность их принадлежность к уральским этносам.

Большая часть гипотез базируется на догадках, при этом часто фигурирует мнение, что эти татары являются пришлым населением, которое заселилось тут после нашествия войск Золотой Орды .

Сегодня они по большей части проживают в Башкирии , насчитывая около миллиона граждан . Но есть и типично татарские поселения, разбросанные по всему Уралу . Большая часть представителей народа являются последователями ислама.

Буду благодарен за ваш лайк и подпись на мой канал . Это станет стимулом для написания новых интересных статей. Не забывайте делится материалом с друзбями в соцсетях.

Кто-кто в регионе живет? Южный Урал объединяет представителей около 40 национальностей

27.10.2015 Корреспондент: 0

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.


Хотя самый крупный этнос в Челябинской области — русские, этот народ не коренной: первые поселения русских возникли на Южном Урале только в конце XVII века в бассейне реки Теча.

А вот башкиры – это коренной народ, как и казахи. В Челябинской области несколько районов, где преобладает башкирское население: Аргаяшкий, Кунашакский, Каслинский, Кизильский. Казахи же появились раньше, чем русские, в степных районах Южного Урала. Там они присутствуют почти во всех населенных пунктах, но есть деревни в Кизильском и Нагайбакском районах, где они составляют большинство.

В десятку преобладающих на Южном Урале народов входят украинцы – потомки украинских переселенцев конца XIX – начала XX века, а также немцы, белорусы, армяне – они рассредоточены по всей территории. Довольно много и представителей мордвы. В Уйском районе есть мордовское село Гусары, также существует казачий мордовский населённый пункт – Кулевчи в Варненском районе, много их в Троицком, Чесменском и Верхнеуральском районах.

– Десятку наиболее крупных этносов замыкают нагайбаки – этот народ компактно проживает только в Челябинской области. В основном это Нагайбакский район – Фершампенуаз, Париж, часть в Чебаркульском районе, а также в Уйском: Варламово, Попово, Лягушино, Болотово, Краснокаменское. Они говорят на языке, который с точки зрения лингвистики считается татарским, хотя сами они предпочитают называть его нагайбакским. По вероисповеданию нагайбаки православные, и до революции были в составе оренбургсокго казачьего войска, – рассказал доцент, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко.

Каждый народ самобытен, люди помнят и чтят свои национальные обычаи и традиции.


Урал — экономический район, занимающий пограничное положение между европейской и азиатской частями. Горный каркас территории богат рудными полезными ископаемыми. Предгорья содержат ресурсы осадочного происхождения. На основе своих ресурсов Урал развивался издавна. Становление хозяйства территории было бы невозможным без населения.

Население Урала

Численность населения района на 2010 год составляла 12 миллионов человек. Для Урала, как и для всей России, характерен отрицательный естественный прирост населения. Это значит, что смертность выше рождаемости. Такие тенденции характерны для всех развитых стран современного мира.

Народы Урала

Рис. 1. Народы Урала.

Урал считают многонациональным районом. Национальный состав населения показан в таблице.

Численность населения в %

Чуваши, марийцы, коми-пермяки, мордва и другие

Народы исповедуют две мировые религии: православие и ислам.

Городское и сельское население

Большая часть населения проживает в городах. Их насчитывается более 140. Уровень урбанизации составляет 74 %. Центральным городом издавна считают Екатеринбург. Другие крупные города: Пермь, Уфа, Челябинск, Ижевск, Оренбург, Магнитогорск и другие. В городах развита многоотраслевая экономика.

Екатеринбург

Рис. 2. Екатеринбург.

Города имеют давнюю историю. Они возникали как заводские посёлки, в которых развивалась металлургия. Таковыми являются Екатеринбург и Пермь. Ижевск и Уфа — столицы автономных республик в составе Урала. В настоящее время являются крупными промышленными центрами.

Многие города с развитой металлургией и химической промышленностью выбрасывают в окружающую среду много вредных отходов. Для Урала характерны экологические проблемы. Это повлияло на отток населения из района.

Размещение населения

Население размещено по территории неравномерно. Средняя плотность населения составляет 25 чел. на кв. км., что чуть ниже, чем в среднем по России. Наиболее высокую плотность имеет средняя часть Урала. К северу она понижается до 1 чел. на кв. км.

Размещение населения Урала

Рис. 3. Размещение населения Урала.

Для Урала характерно размещение населения в крупных городах. Это в свою очередь способствовало развитию наукоёмких отраслей. В качестве вывода можно отметить, что район обеспечен высококвалифицированными ресурсами.

Что мы узнали?

Население Урала многонациональное, преобладают русские. Размещено по территории неравномерно, более заселённым является средний Урал. Большая часть населения проживает в крупных городах. Район обеспечен трудовыми ресурсами. Главными религиями являются православие и ислам. Характерна естественная убыль населения. Краткая характеристика производительных сил особенно полезна для учеников 9 класса.

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.


Хотя самый крупный этнос в Челябинской области - русские, этот народ не коренной: первые поселения русских возникли на Южном Урале только в конце XVII века в бассейне реки Теча.

А вот башкиры – это коренной народ, как и казахи. В Челябинской области несколько районов, где преобладает башкирское население: Аргаяшкий, Кунашакский, Каслинский, Кизильский. Казахи же появились раньше, чем русские, в степных районах Южного Урала. Там они присутствуют почти во всех населенных пунктах, но есть деревни в Кизильском и Нагайбакском районах, где они составляют большинство.

В десятку преобладающих на Южном Урале народов входят украинцы – потомки украинских переселенцев конца XIX – начала XX века, а также немцы, белорусы, армяне – они рассредоточены по всей территории. Довольно много и представителей мордвы. В Уйском районе есть мордовское село Гусары, также существует казачий мордовский населённый пункт – Кулевчи в Варненском районе, много их в Троицком, Чесменском и Верхнеуральском районах.

– Десятку наиболее крупных этносов замыкают нагайбаки – этот народ компактно проживает только в Челябинской области. В основном это Нагайбакский район – Фершампенуаз, Париж, часть в Чебаркульском районе, а также в Уйском: Варламово, Попово, Лягушино, Болотово, Краснокаменское. Они говорят на языке, который с точки зрения лингвистики считается татарским, хотя сами они предпочитают называть его нагайбакским. По вероисповеданию нагайбаки православные, и до революции были в составе оренбургсокго казачьего войска, – рассказал доцент, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко.

Каждый народ самобытен, люди помнят и чтят свои национальные обычаи и традиции.

Читайте также: