Сообщение на тему мир художественной культуры возрождения уильям шекспир мигель сервантес

Обновлено: 02.07.2024

Творцы искусства Высокого Возрождения создали образ прекрасного гармоничного человека, сочетавшего физическую красоту и духовное совершенство. Идеалы итальянских гуманистов нашли немало сторонников и последователей среди европейских мыслителей, также пытавшихся отстаивать его право на счастье, утверждавших ценность и уникальность любой личности.

В далёкой Англии гуманистические традиции Возрождения ярко проявились в творчестве Уильяма Шекспира (1564—1616). Поэт и драматург провёл юность в маленьком провинциальном городке, сонной и размеренной жизни которого он предпочёл шумный Лондон. Шекспир был влюблён в театр, выступал как актёр, сочинял пьесы. Окружающий мир он воспринимал как сцену, а людей — как актёров. Он свято верил в то, что театр должен стать для современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости.

Такой же силой духа и мужеством обладают странствующий рыцарь Дон Кихот и его верный слуга Санчо Нанса, путешествующие по дорогам Испании и помогающие всем, кто слаб и несчастен. Эти замечательные персонажи были придуманы испанским писателем Мигелем Сервантесом (1547—1616), чья судьба похожа на приключенческий роман.

Часто он попадает в нелепые ситуации. Однажды, приняв ветряные мельницы за злых великанов, бросается на них с копьём, в другой раз вступает в битву с вражеским войском, оказавшимся лишь стадом баранов.

Однако внимательный читатель не спешит посмеяться над героем Сервантеса. За внешне смешными поступками безумного Дон Кихота он видит мудрость, благородство и человечность. Так и бродит по дорогам в сопровождении своего оруженосца последний рыцарь добра в мире несправедливости, помогая людям стать немного лучше.

Эпоха титанов.

Возрождение часто называют эпохой титанов. В самом деле, трудно найти другое время, отмеченное творчеством такого числа гениев, каждого из которых природа щедро наделила универсальными талантами.

Одним из них был Леонардо да Винчи (1452—1519). Его необыкновенная одарённость поражала современников. Леонардо был художником, поэтом, архитектором, скульптором, музыкантом, божественно пел, увлекался физикой, математикой, астрономией, историей, философией, разбирался в механике и военном деле. Его всеобъемлющий многогранный ум не имел себе равных даже среди разносторонних гениев Возрождения.


Люди, знавшие Леонардо да Винчи, отмечали, что он своей наружностью являл высшую красоту: высок ростом и хорошо сложён, очень силён (правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец), всегда щегольски одет, его беседа была обворожительна.

После смерти Леонардо осталось около семи тысяч страниц записей, черновиков, рукописей. А вот картин сохранилось совсем немного, хотя именно живописи он отдавал предпочтение, считал её царицей искусств. В трактате о живописи Леонардо говорит о художнике как о человеке, наделённом божественным могуществом, способном охватить разнообразие природы и воссоздать его сначала в уме, а потом на бумаге или холсте.

Леонардо был не только гениальным живописцем, но одновременно и проницательным исследователем. Математические расчёты помогали ему показать в картинах глубину пространства, перспективу. Длительные опыты научили изображать объём тончайшими оттенками, игрой света.


Рис. Микеланджело. Давид. 1501-1504 гг.

Ещё при жизни Микеланджело приобрёл славу искуснейшего творца. Однажды ему сообщили о прекрасном мраморе, лежащем во дворе одного из флорентийских соборов. Над этим камнем уже поработало несколько скульпторов, основательно его испортив. Церковные власти махнули на всё рукой, и глыба продолжала стоять в таком виде долгие годы. Микеланджело загорелся желанием выполнить скульптуру необычайной высоты — 5,5 м. Заново обмерив весь кусок мрамора, он приступил к задуманному.

Открытие монумента превратилось в народное торжество. Флорентийцы установили памятник на площади перед зданием городского самоуправления, чтобы власти справедливо управляли городом и мужественно его защищали.

Мало кто из современников знал, что Микеланджело посвящал себя служению ещё одной музе — Поэзии.

Последние годы жизни творца прошли в трудах и одиночестве. Он умирает в возрасте 89 лет, достигнув вершины славы. В день похорон множество поэтов Флоренции приходили поклониться гробу великого старца и прикрепляли к дверям усыпальницы латинские и итальянские стихи.

Итальянское Возрождение невозможно представить без живописи Рафаэля Санти (1483—1520). Всего 37 лет прожил этот гений. Он покинул мир в расцвете сил и славы, оплакиваемый многочисленными друзьями и учениками. Природа наделила Рафаэля трудолюбием, скромностью и добрым нравом. Доброжелательность сочеталась с замечательным умом и редким живописным даром. Может быть, поэтому мир на картинах Рафаэля выглядит совершенным и прекрасным, гармоничным и спокойным.

Гуманистические идеалы итальянского Возрождения повлияли на искусство стран Западной и Центральной Европы.

Экономический расцвет, который переживают в XVI в. Нидерланды, приводит к тому, что растут и становятся торговыми центрами мирового значения города, бурно развивается общественная жизнь. Вслед за торговыми устанавливаются прочные культурные связи с Италией, что открыло пути для широкого распространения идей гуманизма. Этому в немалой степени способствовало прекрасно развитое издательское дело. На севере страны возникала новая демократическая культура, ярче всего проявившаяся в изобразительном искусстве.

Нидерландские живописцы изображали на своих полотнах вполне реальных персонажей: купцов, кораблестроителей, крестьян, членов городского магистрата, нищих. Они создавали картины, героями которых были торговцы в лавках, менялы в конторах, крестьяне, занятые повседневными делами. Именно за свою любовь к изображению простолюдинов и народных сцен Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530—1569) был прозван Мужицким.

Брейгель был образованным человеком, членом гильдии живописцев, хорошо знал итальянское и французское искусство. Он жил в Антверпене и Брюсселе, однако часто посещал окрестные сёла. Биографы рассказывают, что Брейгель любил переодеться в крестьянскую одежду и смешаться с толпой, чтобы беспрепятственно наблюдать за сельской свадьбой, деревенским карнавалом, театральным представлением на ярмарке или событиями в таверне, подмечая характерные движения, выразительные жесты и позы персонажей своих будущих картин.

Леонардо да Винчи из Германии.

Благотворным оказалось воздействие итальянского искусства на культуру Германии. Не случайно немецкого живописца, гравёра и учёного Альбрехта Дюрера (1471—1528) сравнивали с Леонардо да Винчи. Подобно великому итальянцу, Дюрер занимался математикой и механикой, был сведущ в архитектуре, писал стихи, но главным делом жизни считал искусство. Сильное влияние на творчество Дюрера оказали поездки в Италию. Во время одной из них он знакомится с Рафаэлем и дарит ему автопортрет, вызвавший восхищение прославленного мастера. Но главным учителем Дюрера была природа: он рисовал прекрасные пейзажи, натюрморты. После возвращения на родину художник открыл в Нюрнберге свою мастерскую. В портретах и автопортретах он утверждал гуманистическое понимание личности.

Автопортреты донесли и до нас образ живописца. В наиболее прославленном (1498) Дюрер изобразил себя в виде нарядно одетого кавалера-дворянина. Спокойная поза, уверепный взгляд свидетельствуют о чувстве собственного достоинства, стремлении автора видеть в художниках не ремесленников, а мыслителей.


Большое влияние на Дюрера оказала встреча с Эразмом Роттердамским. Два выдающихся современника высоко оценили друг друга: Дюрер сделал набросок углём, позднее превратил его в знаменитую гравюру, на которой изобразил Эразма за стойкой для письма, с пером и чернильницей в руке, а великий философ восторженно отзывался о мастерстве художника.

На пути к бессмертию.

До позднего Возрождения музыкальное искусство Западной Европы оставалось связанным с церковью. Музыка была главной частью религиозной службы; воздействуя на прихожан сильнее, чем слово, она подчиняла их молитвенному настроению.

На протяжении столетий церковь бдительно следила за исполнением музыкальных произведений в храме, не допуская малейших отклонений от правил. Но в конце XVI в. под влиянием изменений в жизни общества характер церковной музыки постепенно меняется. Как в живописи и скульптуре, где религиозный сюжет рассматривался гуманистами с позиций человека, так и в музыке духовные произведения стали обращаться к человеческим чувствам.

Широкое развитие и распространение получают светские (нецерковные) произведения. Простой люд распевал песни, которые были подспорьем в тяжёлой трудовой жизни, в быту. В дни праздничных карнавалов во время уличных шествий звучали весёлые танцевальные мелодии. Немало их сочинил специально для народных празднеств Лоренцо Великолепный.

Светскую музыкальную культуру пропагандируют многочисленные гуманистические музыкальные кружки. Теперь музыкальное творчество — часть жизни не только придворных, но и образованных горожан. Правила хорошего тона предписывали молодёжи из состоятельных семей уметь играть на музыкальных инструментах. Итальянский художник Караваджо изобразил юношу, который предаётся мечтательному настроению, тихонько перебирая струны лютни. На картинах художников Возрождения можно часто увидеть сцены домашнего музицирования. На полотне неизвестного автора три музыкантши старательно играют по нотам. Причём нотные знаки так отчётливо выписаны автором, что мы при желании можем повторить мелодию.

Высоко ценилось искусство сочинять и петь мадригалы — лирические вокальные произведения, многие из которых написаны на стихи знаменитых поэтов своего времени. Мадригалы исполнялись для широкой аудитории и были предшественниками оперы.

Музыка Возрождения вышла из узких рамок церковных правил, заняла полноправное место в ряду других светских искусств, проложив путь бессмертным музыкальным творениям XVII—XVIII вв.

Проверьте себя

Подумайте

Живописцы истины

Генриха VIII Гольбейн писал много раз, но настоящим шедевром является портрет короля почти в полный рост, созданный в 1540 г. Зритель видит перед собой фигуру могучего мужчины, которая занимает почти всё пространство картины, мужественное лицо, взгляд тёмных глаз, устремлённый поверх зрителя. Уверенный жест холёных рук, подчёркнутая торжественная неподвижность позы, надменное выражение — всё свидетельствует о непомерной гордости и упрямстве, безжалостном, не знающем колебаний властолюбии. Впечатление парадности, недоступности усиливает роскошь одежды и обилие драгоценностей, тщательно выписанных автором.

Чем дольше вглядываешься в портрет, тем очевиднее становится замысел Гольбейна — создать образ абсолютной силы и уверенности, заставить поверить в почти божественный характер королевской власти, воплощением которой является Генрих VIII.

Наивысшего расцвета искусство Голландии достигло в творчестве Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669).

Художнику всегда был интересен человек, его внутренний мир. Пристально наблюдает Рембрандт за людьми, старается постичь и передать на полотне их мысли, душевное состояние.

Рембрандт становится модным портретистом. Влиятельные бюргеры, врачи, чиновники наперебой добиваются чести позировать художнику. Заказчики ценили не только превосходно переданный на холсте шёлк и бархат, лёгкость дорогого кружева или блеск драгоценностей, но и то, что мастер умел подметить особенности людей, их характерные жесты и позы.

С годами Рембрандту удаётся глубже проникнуть в тайны человеческой души. Это не всегда нравилось состоятельным людям, и тогда Рембрандт начинает писать простых горожан, бедных ремесленников.

В Евангелии есть рассказ о человеке, который покинул семью, долго скитался, а через много лет, растратив богатства, вернулся назад, был прощён и принят в отчий дом. Рембрандт изобразил момент встречи. Блудный сын стоит на коленях у порога дома. Рваная одежда и бритая голова говорят о перенесённых страданиях. Чуткие пальцы слепого старика-отца касаются спины юноши. В жесте рук мы угадываем просветлённую радость почти потерявшего надежду человека и безмерную любовь. Картина наполнена сияющим светом, мягким мерцанием, золотистые блики играют даже на лохмотьях одежды сына, подчёркивая духовное преображение героя.

В отличие от Голландии, Испания и к XVII в. продолжала оставаться страной средневековых пережитков и инквизиции. Здесь с трудом пробивались ростки новой, гуманистической культуры. Завоевательные войны обрекали народ на голод и нищету, ещё более разительную в сравнении с блестящей жизнью аристократии. Этот контраст воплотило искусство Диего Веласкеса (1599—1660), придворного живописца короля.

Веласкес писал портреты испанских дворян и самого короля Филиппа IV. Раскрывая внутренний мир своих героев, художник никогда не угождал заказчикам. Живопись Веласкеса запечатлела надменные лица, холодные взгляды, величественные позы придворной знати. Таков и сам повелитель испанцев: некрасивое лицо с тяжёлой челюстью и крупным носом, глаза смотрят равнодушно и мрачно.

Всесильного фаворита короля, графа Оливареса, художник написал в тёмной одежде. Над белым отложным воротником — массивная голова. В его облике — жестокость, надменность, самоуверенность в сочетании с проницательностью и умом.

2. Исторические предпосылки

• В XVI в. по словам
итальянского художника
Джорджо Вазари в Европе
началось культурное
возрождение после
угнетения духовной жизни в
средние века.
• Позже ВОЗРОЖДЕНИЕМ
(или Ренессансом) стали
называть целую эпоху
появления новых
произведений в живописи,
архитектуре, скульптуре,
музыке, литературе,
красноречии.
• Общество устало от
церковных предрассудков,
хотело идти вслед за наукой,
образованием,
изобретениями, интересно
жить на вновь открытых
землях, изучать античное
наследие, историю, развивать
городскую культуру, видеть
ценности в личности
человека.
• Церковь и государство
сначала отрицательно
относились к Возрождению,
потом спокойно и даже
покровительственно.

3. Гуманизм

• Знаменитые гуманисты:
• Гуманизм – это учение о • Эразм Роттердамский
(Нидерланды)
человеке и его реальной
жизни в эпоху
• Томас Мор (Англия)
Возрождения и система
• Никколо Макиавелли
воззрений о ценности
(Италия)
человеческой личности,
• Франсуа Рабле
ее правах и интересах.
(Франция)
• Науки, произошедшие
• Мигель Сервантес
из это учения называются
(Испания)
гуманитарными,
а ученые – гуманистами. • Уильям Шекспир
(Англия)

5. Самые знаменитые ученые эпохи Возрождения

8. § 5. Искусство Высокого Возрождения

• Особенно больших
высот достигло в эпоху
Возрождения
искусство, создавшее
множество
бессмертных шедевров
и развивающее культ
красоты и изящества.
• Самые знаменитые
художники,
живописцы,
скульпторы:
• Рафаэль Санти (Италия)
• Леонардо да Винчи
(Италия)
• Микеланджело
(Италия)
• Тициан (Италия)

11. Самые знаменитые художники, живописцы, скульпторы:

• Питер Брейгель
(Нидерланды)
• Ганс Гольбейн
(Нидерланды)
• Жан и Франсуа Клуэ
(Франция)
• Жан Гужон (Франция)
• Альбрехт Дюрер
(Германия)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Человек ст.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Человек ст.

Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Человек стал думать не только о загробном мире, но и о земной, мирской жизни. Сторонники такого взгляда на окружающий мир стали называть себя гуманистами (от лат. humanus – человеческий). Творцы искусства Высокого Возрождения создали образ прекрасного гармоничного человека, сочетавшего физическую красоту и духовное совершенство.

Деятель Страна Произведения Содержание трудов,творчества Эразм Роттердамский.

Эразм Роттердамский Томас Мор Мишель Монтень Франсуа Рабле

Эразм Роттердамский Томас Мор Мишель Монтень Франсуа Рабле

Деятель Страна Произведения Содержание трудов,творчества МишельМонтень (1533.

Мигель Сервантес Уильям Шекспир Леонардо да Винчи

Мигель Сервантес Уильям Шекспир Леонардо да Винчи

Рим –вечный город

Рим –вечный город

Деятель Страна Произведения Содержание трудов,творчества Леонардо да Винчи (1.

Микеланджело Буонаротти Рафаэль Санти

Микеланджело Буонаротти Рафаэль Санти

Деятель Страна Произведения Содержание трудов,творчества Питер Брейгель Старш.

Питер Брейгель Старший Альбрехт Дюрер

Питер Брейгель Старший Альбрехт Дюрер

Ганс Гольбейн Младший Рембрандт Веласкес

Ганс Гольбейн Младший Рембрандт Веласкес

Музыка Лоренцо Великолепный Музыка всегда была главной частью религиозной сл.

Музыка Лоренцо Великолепный Музыка всегда была главной частью религиозной службы; церковь следила за исполнением музыкальных произведений в храме, не допуская малейших отклонений от правил. В конце 16 века духовные произведения стали обращаться к человеческим чувствам - широкое развитие получают светские произведения. Музыкальное творчество –часть жизни придворных и образованных горожан. Хорошим тоном считалось для молодежи уметь играть на музыкальных инструментах. Мадригалы – лирические вокальные произведения, предшественник оперы.

Рождение новой европейской науки В Новое время усилился интерес человека к ок.

Рождение новой европейской науки В Новое время усилился интерес человека к окружающему миру. Великие географические открытия раздвинули границы мира, дали новые знания, в том числе, о шарообразности Земли. Рост городов, развитие мануфактурного производства и мирового рынка рождали потребность в точных научных знаниях. Человек все больше интересуется земной, мирской жизнью. Если в эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета – за истину принимались мысли великих ученых древности (географию изучали по Птолемею, медицину –по Гиппократу и т.д.), то в раннее Новое время люди стремятся сами наблюдать явления природы и др. Гуманисты говорят о том, что человеческий разум способен сам понять и объяснить мир. Образованные люди стремятся найти разумное объяснение явлений природы, в своих исследованиях уже не опираясь на религию. Эпоха Возрождения дала европейцам независимость мышления и убеждение, что человечество может улучшить мир, в котором живет, а для этого нужны обоснованные достоверные знания. В XVI- XVII в.в. происходит бурное развитие науки, прежде всего, в области математики и естествознания. Законы, открытые учеными Нового времени, носят всеобщий характер, рождаются новые методы исследования природы –сочетание опыта (практики) и теории (разума).

Ученые и мыслители Страна Основные идеи. Открытия Николай Коперник (1473-1543.

Ученые и мыслители Страна Основные идеи. Открытия Исаак Ньютон (1643-1727), у.

Рене Декарт Джордано Бруно Галилео Галилей Исаак Ньютон Фрэнсис Бэкон Николай.

Рене Декарт Джордано Бруно Галилео Галилей Исаак Ньютон Фрэнсис Бэкон Николай Коперник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возрождение (или Ренессанс) — особенный важнейший этап в развитии мировой художественной культуры. Колыбелью Возрождения были Рим, Флоренция, Неаполь и Венеция. Это было загадочное и неоднозначное время, когда дикость, жестокость и невежество сочетались с почти героическими проявлениями гуманизма.

Тема: Мир художественной культуры Возрождения.

Цель урока: расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес их к изучению культуры эпохи Возрождения.

Воспитательная: формирование нравственного отношения к культурным ценностям. Пробуждение творческой активности, осознание связей различных видов искусств между собой и с жизнью;

Развивающая: продолжить формирование умений и навыков учащихся работать со справочным аппаратом учебника.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: продуктивный, проблемный.

Формы работы: лекция, беседа, работа с учебником, презентацией.

Оборудование: проектор, ноутбук, рабочая тетрадь, учебник Всеобщая история. История нового времени 7 класс А.Я. Юдовская М.- 2012.

Самоопределение деятельности (1минуты)

Актуализация опорных знаний (10минут)

Постановка проблемы ( 3 минуты)

Открытие новых знаний (20 минут)

Первичное закрепление материала (7 минут)

Рефлексия деятельности (4 минуты)

1. Самоопределение деятельности

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы?

Ученик: Сильные, прекрасные, деятельные, они умеют ценить время, их дни заполнены трудом, стремлением понять и изменить окружающий мир. В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность.

Ученик: Книга была написана легким и изящным слоганом, Петр хотел, чтоб у русских людей повышалась культура речи.

Учитель: Чем могли заинтересовать современников книги Томаса Мора?

Ученик: Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих.

3. Постановка проблемы.

Вопрос урока: Кто был великими творцами Возрождения и почему их излюбленным жанром стал портрет? (слайд 2)

4. Открытие новых знаний

Учитель: Творцы итальянского искусства Высокого Возрождения создали образ прекрасного гармоничного человека, сочетавшего физическую красоту и духовное совершенство. Идеалы итальянских гуманистов нашли немало сторонников и последователей среди европейских мыслителей. Сегодня с некоторыми из них мы познакомимся.

Записи в тетрадь:

Уильям Шекспир (1564 — 1616) — слайд 3

Мигель Сервантес (1547 — 1616) — слайд 4

Учитель: Делимся на группы: 1 ряд читает про Леонардо да Винчи с. 71; 2 ряд - Микеланджело Буонарроти с. 73; 3 ряд - Рафаэль Санти с. 75, выписываем знаменитых людей эпохи возрождения, их произведения и годы жизни.

Записи в тетрадь:

1. Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — слайд 5

3. Рафаэль Санти (1483 — 1520) — слайд 11

Ученик: Экономический рацвет, который переживают в XVIв. Нидерланды, приводит к тому, что растут и становятся торговыми центрами мирового значения города, бурно развивается общественная жизнь.

Учитель: Кого изображали нидерландские живописцы на своих полотнах?

Ученик: Нидерландские живописцы изображали на своих полотнах вполне реальных персонажей: купцов, кораблестроителей, крестьян, членов городского магистрата, нищих. Они создавали картины, героями которых были торговцы в лавках, менялы в конторах, крестьяне, занятые повседневными делами.

Учитель Кто такой Питр Брейгель Старший?(слайд 13)

Запись в тетрадь:

Ученик: Питер Брейгель Старший( 1530 — 1569) — член гильдии живописцев, хорошо знал итальянское и французское искусство.

Ученик: Художник любуется грубоватым весельем крестьянского праздника, шумным гомоном многолюдной толпы. Пространство картины буквально переполнено народом. Автор соединяет фигуры так, чтобы дать возможность зрителю рассмотреть отдельные сценки.

Учитель: Что еще кроме сельских праздников изображал художник на своих полотнах?

Ученик: Художник изображал не только сельские праздники, но и полные тяжелого труда крестьянские будни.

Первичное закрепление материала.

Какие века захватывает период Возрождения? (15- 16век)

Любимый сюжет живописи Ренессанса:

а) исторические события Италии 14 - 16вв

б) Мадонна с младенцем

в) изображение природы Италии

г) Сервантес

в) земля будущего

г) место, которого нет

6. Рефлексия деятельности.

Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, оставив в наследство человечеству произведения, которые, в свою очередь, стали неиссякаемым истопником вдохновения для последующих поколений творцов искусства.

Читайте также: