Сообщение на тему метроритм

Обновлено: 02.07.2024

ВложениеРазмер
metodicheskoe_soobshchenie.doc 42 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

«Жизнь – есть музыка с ее живым

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может не пробудиться, не развиться.

Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности.

В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:

1. ощущение равномерности движения в разных темпах;

2.ощущение размера, т.е. сочетание и чередование ударных и безударных долей;

3. осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, т.е. ритмического рисунка.

Итак, первое и самое важное в развитии чувства метроритма – это воспитание чувства метричности. Оно заключается в умении выдержать равномерность в каком-то определенном темпе. В музыке это имеет большое значение и для художественной выразительности и для технического исполнения.

Итак, воспитать у учеников живой, художественный метр, свободный и четкий жест – это одна из важнейших задач педагога.

Природа чувства метра требует его закрепления в тех или иных двигательных процессах.

при игре на инструменте этому способствует моторный процесс исполнения.

В сольфеджио используются простейшие музыкально-ритмические движения: ходьба, хлопки, дирижирование и др.

Движение, как реакция на прослушанное особенно свойственна детям младшего возраста. Через включение элементов ритмики на уроках сольфеджио значительно активизируется музыкальное восприятие.

В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности метроритмического строения мелодии (длительности, ритм. рисунки, чередования сильных и слабых долей). После такого предварительного этапа удобно переходить к сознательному усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.

Простейшие рисунки можно предложить прохлопать или пройти шагами. Такие задания прекрасно тренируют не только чувство ритма, но и внимание, память, координацию.

Для облегчения изучения длительностей и ритмоформул необходимо использовать вспомогательные упражнения, основанные на параллелях между словесной речью и музыкальной. Начинать можно с ритмизации имен: ! ! – О – ля ! !! – О – лень - ка.

Дети без труда придумывают слова к простейшим ритмическим рисункам:

лам-па само-лет сол – нышко ма-ши-на

Метризация 2-х и 3-х сложных слов должна сопровождаться выявлением акцентированных слогов, т.к. основой ритмического чувства является ощущение пульсации и акцентуации.

Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов:

Половинная – та-а, четверть – та, восьмые – ти – ти, шестнадцатые – ти - ки – та – ки, синкопа – ти –та – ти, четверот с точкой – тай – ти.

В работе над развитием чувства ритма, т.е. ощущением разных длительностей есть несколько методических направлений. Одни считают, что нужно начинать с тех ритмов, в которых доля ясно слышится, т. е. четвертной или половинной. Действительно, очень удобно, что ! падает на каждую долю, а ! тянется две доли. Однако это противоречит художественному смыслу того, что звучит, дает запись в искаженном виде.

Педагоги другого направления предлагают изучать вначале четверти и восьмые, а потом уже переходить к остальным ритмическим группам. Что говорит за эту систему?

Ее жизненность, естественность, легкость выполнения Детям очень естественно ощущение ходьбы и бега. ! – шаг, ! ! – бе – гать.

Работая над изучением разных ритмов, надо позаботиться о том, чтобы проработать их в разных размерах, во всех возможных комбинациях долей, на которые приходится дробление.

Следующим важным этапом является изучение длительностей, в которых одна доля входит в другую ( ! . ! ). Сюда же относятся слигованные ноты, синкопы.

На уроках сольфеджио работать вне ритма не возможно. Интонационные упражнения, чтение с листа – высотные и временные связи звуков не отделимы. Очень важно использовать в работе разные темпы упражнений. Очень важно умение почувсвовать, создать и удержать разные темпы. Упражнения в пропевании гамм, интервалов, аккордов и примеры для сольфеджирования необходимо исполнять в разных темпах.

Дирижирование, вернее тактирование, имеет свой смысл и пользу тогда, когда движения руки естественны и отражают физическое ощущение темпа и размера. В начале дирижерский жест можно заменить хлопками, отстукиванием, ходьбой. Важно добиться того, чтобы движения руки естественно отражали темп и размер слушаемой музыки.

Работая над развитием чувства ритма, нельзя забывать, что, прежде всего, надо накопить слуховые впечатления. Поэтому каждая ритмическая фигура сначала должна быть освоена на слух, а затем проработана в нотописании и арифметически осмыслена.

Но можно работать над этими элементами и отдельно. Ритмические упражнения можно разделить на две категории: ритмические упражнения под музыку и упражнения, в которых музыка не присутствует.

Понятие дробности доли (четное) необходимо закрепить физическим ощущением. Умение в любом темпе перейти с четвертей на восьмые должно быть четким и мгновенным. На занятиях следует подробно проработать различные виды тактов в 2/4, ¾, чтобы, видя ноты, ученики ясно представляли себе (а при слушании – слышали), какая доля дробится.

Нечетное дробление доли может быть воспринято лишь при очень хорошем чувстве метра. Нельзя арифметически объяснять исполнение триолей, квинтолей, надо ощутить, почувствовать различное движение от одной доли до другой в разных голосах.

Таким образом, на занятиях сольфеджио при воспитании чувства метроритма следует:

  • применять и использовать специальные ритмические упражнения без звучания; ритмические движения, отстукивание, хлопки, сольмизацию.
  • при изучении разных ритмов основываться на эмоциональной выразительности каждой характерной ритмической фигуры, а не подходить к их определению только логически.
  • добиваться строгой метричности в разных темпах.

Итак, огромная роль ритма в музыке предъявляет и определенные требования к ритмическим способностям музыканта. Ритмические способности, по сравнению с музыкальным слухом, первичнее.

Область ритма, метра, темпа — важнейшая сторона музыки — находится в прямой зависимости от ее временной природы. Всякое исполненное музыкальное произведение занимает то или иное время. Между частями музыкального целого образуются определенные временные соотношения.

Ритмом в музыке называется организация звуков и пауз по их длительностям.

Количество длительностей в такте определяется размером. Размер – это числовое выражение метра. Размер указывается в начале музыкального произведения, после ключа в виде дроби. Верхняя цифра дроби (числитель) показывает сколько долей в такте, нижняя (знаменатель) длительность каждой доли.

Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.

Двухдольный метр – музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю. К двухдольным относятся размеры: 2/2, 2/4, 2/8 и т.д.

Трехдольный метр – музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через каждые две слабые доли (состоит из одной сильной и двух слабых). К трехдольным размерам относятся: 3/2, 3/4, 3/8 т.д.

Сложные метры. Сложный (комбинированный, составной) метр в музыке – получаемый при слиянии двух и более простых метров. Могут включать в себя несколько сильных долей, общее количество которых равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.

В сложном метре первая сильная доля так и называется сильной, а вторая сильная доля – относительно сильная. Акцент сильных долей выше, нежели относительно сильных.

Какими бывают сложные размеры.

Пятидольный – 5/4, 5/8

Шестидольный – 6/4, 6/8 и т.д.

Темп – скорость исполнения музыкального произведения, зависящая от частоты пульсации метрических долей. Темпы подразделяются на медленные, умеренные и быстрые. Обозначаются темпы в музыке обычно итальянскими терминами, которые выставляются в начале произведения и в тех местах, где требуется смена темпа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В музыке высота звуков неотделима от их метроритмической организации. Поэтому на уроках сольфеджио развитие интонационного слуха и чувства метроритма должно вестись одновременно. Но в связи с особенностями этих разных сторон музыкального слуха, для каждой из них характерна своя методика развития.

В понятии чувства метроритма различается несколько сторон:

I. Чувство метра – это ощущение равномерного чередования долей в разных темпах (то есть пульсация).

II. Чувство размера – это ощущение чередования сильных и слабых долей.

III. Чувство ритма – это ощущение чередования разных длительностей.

Каждая из перечисленных сторон требует на уроке внимания. Все эти ощущения необходимо развивать и закреплять у учащихся. Остановимся на каждой из сторон отдельно.

I. В развитии чувства метроритма основным является ощущение и воспроизведение равномерной пульсации в разных темпах. На примере различных произведений надо объяснить детям, что такое пульсация. Можно сравнить ее с биением сердца человека или с ходом часов. Послушать, как бьется сердце, простучать его биение. Сказать, что если у человека сердце остановится, то человек не сможет жить, и в музыке – без пульсации нет произведения. Дети должны научиться улавливать и отбивать пульс произведения. Для этого педагог на каждом уроке играет несколько отрывков, в которых дети должны почувствовать и простучать пульс. В начале педагог помогает им в этом. Пульс отстукивают все вместе, затем пульс отстукивают сами дети, сначала по группам, позже индивидуально.

Закрепляя чувство метра, очень важно использовать в работе разные темпы упражнений. Ученики должны научиться чувствовать, исполнять и удерживать разные темпы. С первых уроков детям необходимо осознать важность единства темпа. При исполнении мелодии пусть лучше ученик поет ее в более спокойном, чем надо, темпе, но выдерживает его от начала до конца. Недопустимо, когда учащийся в легком месте ускоряет темп, а в трудном замедляет. Следует приучать детей выбирать темп по самому трудному месту. Для закрепления ощущения пульсации полезно использовать шумовой оркестр.

Например, все поют песню, педагог аккомпанирует на фортепиано, а ученики по очереди на разных инструментах ведут пульс. Лучше ощутить, прочувствовать пульсацию помогает использование на уроках элементов ритмики.

II. Чувство метра тесно связано с чувством размера.

Ощущая пульсацию в произведении, учащиеся должны научиться выделять в ней сильные и слабые доли. Ощущение сильных долей помогает им правильно определять размер. Слуховое осознание размера в своей основе имеет простую двух и трехдольность. Поэтому важно, чтобы дети свободно определяли, различали, что в основе произведения– 2-х или 3-хдольность.

Полезно проигрывать детям на уроке несколько отрывков из музыкальных произведений, в которых они определяли бы размер. Лишь после прочного усвоения простых размеров, можно переходить к сложным. В сложных размерах основным является тоже ощущение двух и трехдольности. Важно научиться отличать простую 2-х и 3-хдольность от сложной. В этом должны помогать все выразительные средства музыки: форма, гармония, мелодический рисунок, фактура, ритм. Это надо объяснить детям, показать на примерах, как разные выразительные средства помогают определить, что здесь не 2/4, а 4/4, не 3/8, а 6/8.

Например, сравнить два марша в размере 2/4 и 4/4 (игрушечный и настоящий марши). Разобрать вместе с детьми, как размер влияет на характер марша, показать, как разные выразительные средства влияют на размер, почему. Полезно использовать для определения размеров примеры разных жанров, отмечая, что многим жанрам характерны свои размеры.

Очень важно воспитать у учащихся правильное понимание группировки в разных размерах. Закреплять это понимание в письменных заданиях на группировку (в заданном размере сгруппировать длительности; по группировке определить размер). Правильное исполнение группировки зависит от произнесения названий нот. В любой группе на начале доли делается акцент, а остальные ноты произносятся с ней слитно. Для выработки правильного произношения использовать сольмизацию. В средних и старших классах для сольфеджирования берут примеры со смешанными, переменными размерами.

В смешанных размерах важно научиться понимать, улавливать в каком порядке чередуются 2-х и 3-хдольные простые размеры, составляющие этот смешанный. Это важно, так как влияет на фразировку, смысл мелодии. В смешанных, а еще больше в переменных смена метров зависит от метра стиха. Поэтому мелодии с такими размерами легче понимаются, осознаются и исполняются детьми со словами.

При работе над метром, размером следует помнить, что метроритмические ощущения бывают только слухо-двигательными, а не просто слуховыми, то есть сама природа чувства метра требует его закрепления в каких-то движениях. На уроках сольфеджио можно использовать ходьбу, хлопки, ритмические движения, танцевальные элементы, дирижирование. Основной двигательной формой на уроке сольфеджио является дирижирование. Но педагог должен помнить, что дирижирование имеет смысл и пользу, лишь когда движения руки естественны, автоматизированы и являются отражением ощущения темпа и размера. Поэтому на начальных этапах лучше не вводить схему жестов размера, а тактировать свободными, произвольными движениями или отстукивать доли.

В младших классах в разных упражнениях, заданиях возможна замена жеста руки хлопками, ходьбой и т.п. Дирижирование осваивается постепенно. Сначала дети учатся движению руки или рук вниз-вверх, т.е. в размере 2/4. Жест приводится в порядок, выделяется сильная доля – направление руки на сильную долю всегда вниз. Жест не должен быть неопределенным, расплывчатым. Каждая доля имеет свою фиксированную точку. Объем жестов небольшой, используется в основном свободная кисть руки, слегка участвует рука до локтя. Схема дирижирования в разных размерах сначала отрабатывается на счет, затем при сольмизации, дальше на знакомых песнях, на интонационных упражнениях. Лишь после усвоения схемы дирижирования, оно используется в чтении с листа, в других формах работы.

III. Особое внимание на уроках сольфеджио надо уделять развитию чувства ритма. Каждая ритмическая фигура сначала должна быть освоена на слух, а лишь затем проработана теоретически, в нотописании, закреплена при помощи различных форм работы. Например, хорошо помогают усвоению разных ритмов такие формы работы:

2. Пение песен со словами.

а) знакомых песен, произведений по специальности.

б) по ритмической формуле.

в) по нотам незнакомых мелодий.

4. Игра в шумовом оркестре.

а) знакомых мелодий.

б) ритма, который простучал педагог.

в) незнакомой мелодии.

6. Пение гамм, ладов, интонационных упражнений, настроек, распевок в разных ритмах.

7. Брать чтение с листа легкое интонационно, чтобы основное внимание уделить ритму.

8. Пение разученной мелодии с ритмическим аккомпанементом.

9. Ритмическое двухголосие.

10. Творческие задания. Сочинить мелодию на заданный ритм, к мелодии придумать ритмический аккомпанемент, мелодия записана ровными длительностями – придумать к ней ритм.

Ритмические фигуры осваиваются постепенно, от простого к сложному. Освоение длительностей начинают с четверти в размере 2/4 (длительность совпадает с долей такта). Затем осваивают долгие длительности. Мелкие длительности сложнее для восприятия. Важным этапом является освоение четного дробления – сначала дробление четверти на восьмые, затем на шестнадцатые. Объяснить, что мы дробим четверть на одинаковые, ровные части. Использовать упражнения на дробление: одна группа отстукивает пульс (четверти), другая – ритм, где есть восьмые, позже шестнадцатые. На занятиях следует подробно проработать различные варианты дробления долей в размерах 2/4 и 3/4.На разные варианты дробления приводить музыкальные примеры, разучивать мелодии, использовать в упражнениях и т.п.

Некоторые ритмические фигуры вызывают у детей затруднение при освоении. Например, ноты с точкой. В нотах с точкой начало следующей доли падает на точку, то есть существует лишь во внутреннем представлении. Поэтому полезно расшифровать ноту с точкой в виде залигованных нот. Дети видят, что тянут реальную ноту (точка для них абстрактна). Точно так же разобрать с учащимися синкопу, записать ее в виде залигованных нот. Дети должны понять, как она образовалась. Тщательно прорабатывается пунктирный ритм. В этом ритме содержится противоречие между написанием и произношением. В записи шестнадцатая присоединяется ребром к восьмой, а при исполнении эта шестнадцатая произносится слитно со следующей нотой. Это противоречие надо разъяснить детям и на разных упражнениях проработать этот ритм. Ритмические фигуры сначала осваиваются на слух, затем в игре, отстукивании и лишь после этого включаются в сольфеджирование.

Таким образом, при работе над развитием чувства метроритма следует параллельно развивать все 3 его стороны, используя на уроках разные формы работы

Михаил Аркадьев: метроритм

Есть элементарная теория музыки. Ее учат в музыкальной школе, на сольфеджио. Но в принципе и люди, которые ее не учили, все равно где-то слышали, как это устроено. Есть вот эти схемки, так называемые размеры — на две четверти, на три, на четыре. И все более-менее представляют себе, что такт — это расстояние между двумя тактовыми чертами, а тактовая черта — вот эта регулярная вертикальная линия, делящая музыкальный текст как бы на равные отрезки.

Так вот, за этими элементарными представлениями стоит колоссальное количество предрассудков. Они работают, так как позволяют хоть как-то ориентироваться в этом бесконечном звуковом пространстве, но ничего общего с реальностью не имеют.

Вообще, проблема ритма — одна из самых сложных в истории музыки. Такие дисциплины, как гармония или полифония, полностью разработаны. И, кстати, в российской школе — невероятно сильно. Понятно, что гармония идет от Римского-Корсакова и Чайковского, а полифония — от Танеева, который вообще не имеет себе равных в мире. Но у нас есть очень большие проблемы, связанные с самым живым и энергетичным, что есть в музыке вообще.

И вот эта наименьшая длительность звука совпадала с длительностью короткого слога. И в греческом, и в латыни, и в ранних европейских языках, и, собственно говоря, даже в современном английском и в современном немецком сохранилась разница между короткими и длинными гласными. Вся система древнегреческого и латыни строилась на этом противопоставлении коротких и длинных слогов. И, что очень важно, вся стихотворная ритмика тоже.

И есть еще один момент: длинный слог вовсе не обязан был быть ударным. Для нашей ритмики совпадение длины с опорностью — вещь нормальная. Но в древнегреческом языке было не так.

Гекзаметр — простейшая форма метрической организации. Это был именно метр. Временные отрезки мыслились как кирпичики: один большой, два маленьких. Уже у Еврипида комбинации этих кирпичиков могли быть очень сложными. Есть целый список античных метров — не ритмов, а именно метров. То есть пропорциональных комбинаций длинных и коротких слогов.

Для чего они были нужны? Вот тут самое интересное. Дело в том, что поэмы Гомера, по крайней мере 200—300 лет до того, как были записаны, существовали в устном виде. Как это было возможно? Благодаря музыке. Музыка была письмом. И это было основной ее функцией. Метр был письмом. Это было письмо до письма. Ладовая попевка плюс метрическая структура плюс словесные формулы — это ячеечки, которые запоминались. Это все была мнемоническая структура, которая позволяла запоминать громадные корпуса текстов.

Потом была изобретена письменность. Но устная форма продолжала существовать параллельно. Это дело тянулось, пока развитие средневековой письменности — особенно монастырской — не привело к тому, что к XV—XVI векам количество записанных текстов было уже такое, что музыка постепенно стала терять свою функцию письма.

Гологамия (греч. holos — полный,
Gamos — брак) — простейший тип
Полового процесса (у некоторых
Зеленых водорослей, низших грибов),
При котором сливаются не половые
Клетки, а целые особи.

А музыка уже в нашем смысле слова — абсолютно независимая — породила свои собственные формы, главная из которых сонатная. Полностью изменились функции ритма и метра. С того момента, как Филипп де Витри по каким-то неведомым нам причинам стал делить мору, началось рождение континуума. Что такое бесконечное деление? Это то, что потом изобрели Декарт с Лейбницем. Высшая математика. Стремление к бесконечно малому. Как только мора была разделена, кто уже дальше остановит?

И в результате в нашей современной ритмике мы можем делить сколько угодно. Наименьшая длительность, которую мы встречаем у великих, — 1/128 (тогда как самые распространенные длительности — одна вторая, одна четвертая, одна восьмая, одна шестнадцатая. — OS). Дальше делить уже просто неудобно, очень много перекладинок на нотах нужно писать. Но я нашел потрясающий пример — композитора времен Бетховена, который дошел до 1/1024! А выглядит вполне классично! Вот оно, рождение бесконечности после времяизмерительности. Это то же самое, что говорит Мартынов по поводу бесконечности квинтового круга. Только то, что он считает негативным, я считаю абсолютно позитивным.

Метр в Античности и раннем Средневековье был способом стабилизации. Собственно говоря, это была архитектура, состоящая из кирпичиков. А вот после Гутенберга как раз родилась тактовая система. И вот тут парадокс. На самом деле тактовая черта не разрезает ткань, а, наоборот, ее сцепляет. Такт возможен только в непрерывности, в континууме.

То есть новоевропейский метр превращается в незвучащую структуру, причем строго организованную, но при этом агогическую. Время становится реально ощутимым. Оно оказывается мрамором или глиной, из которой композитор буквально лепит конструкцию. Возникает невероятное поле для взаимодействия между звучащим и незвучащим.

Это был долгий процесс. Были капельмейстеры, которые просто отбивали такт. Даже существует драматическая история про Люлли, который, занимаясь этим, поранил ногу наконечником трости и умер от гангрены. Но потом это превратилось во внутреннюю речь, и в конечном счете в начале XIX века родился дирижер. Дирижер, являясь высшим представителем музыкальной профессии, не издает ни одного звука! Это чистейшее воплощение незвучащей материи, незвучащего метра. Это стало возможным только в письменной культуре, когда с музыки и с метра были сняты мнемонические функции и метр стал творчеством. Но это до сих пор очень мало осознано. Хотя крупные музыканты это понимают, а уж дирижеры тем более.

Читайте также: