Башкирский орнамент в быту башкир сообщение

Обновлено: 19.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ Школа № 147

городского округа г. Уфа РБ.

Выполнила : Мустафина Карина,

Руководитель: Киреева З.Г.,

(учитель башкирского языка)

II. Основная часть

2.2 Башкирский орнамент

2.3 Обозначения башкирских орнаментов

IV. Список литературы

Когда я приезжаю в деревню к бабушке, то замечаю предметы быта с разными орнаментами. По вечерам моя бабушка вышивает башкирские национальные узоры на изделиях. Мне стало интересно, почему она вышивает именно такие узоры. Она мне рассказала, что каждый из них имеет свое значение, историю. Мне стало стыдно за то, что, живя в столице Башкортостана, я не знаю её историю культуры, и даже не интересовалась этим. У меня появилось желание побольше изучить эту тему, а именно башкирские орнаменты.

Актуальность проекта.

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Украшая предметы быта, одежду, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием. Если пройти по городу, или какому- либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент. Многонациональный народ Башкортостана высоко ценит традиции края и любят свою культуру- культуру наших предков. Мы думаем, что башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения

Цель проекта:

Изучение истории возникновения башкирских орнаментов, значение, виды, их использования в современном мире.

Основная часть.

2.1 Орнамент

Что такое орнамент?

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

2.2 Башкирский орнамент

История создания башкирских орнаментов

В башкирском орнаменте отразились древние представления башкир о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.

Орнамент, как древнейшая форма изобразительной деятельности человека, формировался у башкир постепенно. Первые изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в неё семена растений. Со временем рисунки усложнялись и стали продуманными, композиционно выверенными, наполненными символическим содержанием.

Для башкирского орнамента свойственны геометрические, криволинейно-растительные узоры. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно.

Варианты изображений :

Варианты изображений у башкир встречаются такие:

Типы орнаментов:

Шитый нитками орнамент был трех типов:

· гладевый, с косой наклонной стежкой,

Особенности башкирского узора

Представим главные отличительные черты башкирского орнамента:

Яркий, многокрасочный, с различными элементами.

Узоры располагаются бордюром, розетками, сеткой. Иногда все это применяется вместе.

Композиционная зона определяется размерами, назначением, формой изделия.

Элементы располагаются в 2-4 ряда, канва составлена из ритмически повторяющихся элементов.

Центральное поле украшено более крупными элементами, а верхние зоны - более мелкими, рисунок на них зеркально отражается.

Цветовые предпочтения

Рассмотрим оттенки, характерные для башкирского орнамента:

Полихромный: многоцветный и яркий.

Колористический образ - контраст ярких чистых цветов.

Преобладают красный, желтый, черный, зеленый. Реже встречаются голубой и синий, алый, оранжевый.

Фон изделия черный или красный. Гораздо реже встречается белый и желтый.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня,
желтый – цвет изобилия и богатства,
черный – цвет земли и плодородия,
зеленый – цвет вечной зелени,


белый - чистота помыслов, миролюбие ,

синий – цвет свободолюбия,

коричневый – цвет старости увядания.

2. 3 Башкирские народные орнаменты

Вот этот орнамент мы часто видим. Почему он выглядит именно так? Все мы знаем, что башкиры это кочевой народ, они занимались скотоводством .

Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав, обозначает материальное благосостояние скотовода . Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Башкиры очень гостеприимный народ. Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Солярный знак

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки. Это символ плодородия, солнца, защищает от злых духов .

Где в современном мире используют башкирские орнаменты ?

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, нагрудников , деревянной посуды.

Исходя из изученного , я решила провести опрос среди своих одноклассников .Задавая им такие вопросы:

1) Знаете ли вы что такое орнамент ?

2) Какие вы знаете башкирские орнаменты ?

3) Где используются башкирские орнаменты ?

Из опрошенных 10% - вообще интересуются орнаментами . Они смотрят на них, как на простые рисунки , не придавая этому особое значение .70% не знают их значения, а 20% знают значения только некоторых узоров .

Молодежь плохо знает об орнаментах .Они не интересуются историей культуры Башкортостана , а ведь не зная прошлого, не будет будущего.

Башкирский народный орнамент оказал большое влияние на орнаменты других народов и сам обогащался рисунками, переносимыми из других культур.

В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения, а также аналоги в искусстве Венгрии и Болгарии.

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на

восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского

Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры.

Многонациональный народ Башкирии высоко чтут традиции края и любят свою культуру- культуру наших предков.

Изучая родную литературу и опрося своих родственников . Я поняла то, что мало знаю об орнаментах . Меня заинтересовала эта тема, и я хочу больше изучать ее , но не только орнаменты башкиров , но и других турко–язычных народов. Чем они схожи и их различия.

Список литературы

1. Опрос бабушки , родственников .

2. А. Земляков. Орнаменты./ /Квант, 1977. - №3.

3. Хисаметдинов Ф.Г История и культура Башкортостана: Учебное пособие для учащащихся ср. спец.уч.з.-2-е изд. и доп.- Уфа: Галем 2003 г.;

4. История и культура Башкортостана: Учеб. Пособ.- Уфа: УГНТУ, 2001.- 107ст.

Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент - "украшение", "узор". Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок.

О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные - в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или "косой сеткой"). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.

1. ОРНАМЕНТ КАК ЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАШКИРСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Башкирский орнамент - одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера.

Язычество с его магическими, тотемистическими и анимистическими представлениями оказало значительное влияние на орнамент, его содержание и форму. Принятие и распространение ислама привело к разрушению единой системы языческих представлений и верований. Однако языческие мотивы, связанные с народными мифами, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве.

По мере развития изобразительной культуры народа, искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров - ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, т. к. до появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном - красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже - белый цвет холста.

2. СТРУКТУРА ОРНАМЕНТА.

Башкирский орнамент (как отдельные элементы, так и вся композиция) почти всегда симметричен. Композиция очень емко и образно рассказывает о восприятии мира людьми. Весь мир содержит явления, данные только в оппозиции: день - ночь, жизнь - смерть, свет-тьма, мужское - женское, левое - правое и т. д. Это показано через симметрию противостоящих фигур животных. Для того, чтобы противоположности во взаимной борьбе не уничтожили друг друга, необходим третий элемент композиции, их разграничивающий - золотая середина, точка отсчета, символическое изображение оси мира. Таким образом, в орнаменте отразились древние представления о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.

Центральной в подобных композициях чаще всего являлась женская фигура, иногда изображение дерева. Порой центральное место занимал символический ромб. Такие замены неслучайны и логичны, так как и женская фигура (образ богини всего сущего), и дерево (древо жизни), и ромб (символ земли-пашни) - это символы плодородия, жизнедающего начала.

На башкирских хараусах можно встретить как сильно стилизованную антропоморфную фигуру в центре композиции, так и изображение дерева.
Композиция узоров башкирских хараусов многовариантна. Ее нельзя рассматривать как простое заимствование орнаментального сюжета. Соединение в одной композиции коней, дерева, человека, птиц не противоречит народным представлениям. "В башкирском фольклоре, - отмечает исследователь М. М. Сагитов, - в критических ситуациях конь принимает вид священного родового дерева тополя, могучие ветви которого поднимают героя на недосягаемую высоту и тем спасают от врага-преследователя. Мотив превращения коня в родовое дерево характерен для тюркско-монгольского эпоса".

Композиции с конями на хараусах интересны еще и тем, что в верхних углах композиции над конями симметрично расположены фигуры, обозначающие двух птиц, которые представляют небо. "В башкирском фольклоре,- отмечает М. М. Сагитов, - обычно изображаются три мира: небесный, земной и подземный или подводный. На земле живут обыкновенные люди, а подземный мир населен враждебными для людей и небожителей духами и чудовищами". Подобные композиции с двумя конями и птицами над ними, обращенными к центральной фигуре, встречаются не только у башкир, но и в чувашской и русской вышивке, в орнаменте финно-угорских народов.

В узорах на хараусах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир. Исламская культура обусловила высокую степень стилизации первоначально реалистических форм, что затрудняет "чтение" орнамента и реконструкцию древнейших представлений народа.

С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих несчастий. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде, и на жилище. В одежде украшались орнаментом прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки, края рукавов и подола. Одежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом одежды были отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными для отрицательных воздействий, швы же делались двойными, а у некоторых народов одежда вдоль швов дополнительно прошивалась цветными нитками. "Не случайно на декоративных изделиях большинства народов узоры вышивки расположены по линии швов и бортам одежды или по краям плоских изделий. В этом свете небезынтересно заметить, что общепринятые в башкирском языке древнетюркские термины для обозначения вышивки - сигеу, тайну - в их изначальном смысле восходят к понятиям "ограничивать", "обрамлять", "окаймлять" (из книги Н. В. Бикбулатова, Р. Г. Кузеева и С. Н. Шитовой "Декоративное творчество башкирского народа").

В украшении жилища исходили из тех же представлений: "Мой дом - моя крепость", а потому в первую очередь надо украсить места возможного проникновения в дом злых духов. Украшались, прежде всего, ворота, ставни и наличники окон, а также края крыши. Самой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник- в профиль, ромб - в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством от сглаза. Треугольники-амулеты можно встретить в украшении обуви сарык, на женской одежде и на других предметах. Представление о том, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий, было распространено у многих народов. Оберег, рассчитанный на то, что в любой момент он должен препятствовать злым силам, изображался направленным на все четыре стороны света, в крайнем случае - на две.

3. ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.

Орнамент как явление национальной культуры преломляет в себе различные ее грани. Так как культура постоянно настроена на самовоспроизводство, то огромное значение имеет передача от поколения к поколению традиционных форм культуры. Давно забыты первоначальные трактовки тех или иных орнаментальных мотивов и сюжетов, но это становится уже неважным, когда передаются приемы и сюжеты от поколения к поколению, т. к. важным является сам факт преемственности. Преемственность - вот основное качество традиционной национальной культуры, благодаря которому некоторые сюжеты или элементы орнамента могут существовать не изменяясь на протяжении столетий и тысячелетий. Такая устойчивость орнамента помогает при изучении ушедших в прошлое народных представлений, а также позволяет использовать его как исторический источник.

Технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров зачастую являются концентрированным выражением истории народа: его происхождения, этнических процессов в период средневековья, древних и современных культурных взаимодействий с соседними народами. Роль орнамента в изучении истории Башкортостана значительна, т. к. архивные источники до XVI в. практически отсутствуют и невозможно, ориентируясь только на них, воссоздать историю народа. Орнамент на протяжении веков испытывает различные культурные влияния, заимствуя формы, в то же время в нем могут исчезать некоторые мотивы. Развитие орнамента - это очень сложный и медленный процесс. В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения, а также аналоги в искусстве Венгрии и Болгарии.

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны. У других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные Для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу, или какому- либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент. Многонациональный народ Башкирии высоко чтут традиции края и любят свою культуру- культуру наших предков. И также башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения.

1.Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во: Китап, 1994 г.

2.История и культура Башкортостана: Учеб. Пособ.- Уфа: УГНТУ, 2001.- 107ст.

3.Хисаметдинов Ф.Г История и культура Башкортостана: Учеб. пос. для учащ. ср. спец.уч.з.-2-е изд. и доп.- Уфа: Галем 2003.-280 ст.

4.Культура народов Башкортостана: история и современность: Материалы регион. Науч. Конференц. посвящённая памяти Д.Ж.Валеева/ отв. ред. З.Я Рахматуллина,- Уфа: РИО БашГУ 2003-282ст.

Башкирские орнаменты и узоры являются важной составляющей материальной культуры и одновременно одной из форм духовного творчества народа Башкортостана. В этом смысле народное искусство есть результат многовекового развития: в орнаментике, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь людей и понимание ими окружающей действительности на разных этапах истории.

Башкирские узоры и орнаменты рисунки

Орнамент как взаимосвязь культур

Крупные события в истории башкир, те или иные повороты в их судьбе всегда или почти всегда находили художественное отражение в искусстве, в том числе декоративном: в орнаментике, в технике исполнения, в развитии новых или угасании существующих видов творчества.

Башкирский орнамент, технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров являются концентрированным отражением переплетений этнической истории башкирского народа. Это касается его происхождения, этнических процес­сов в период средневековья, древних и современных культурно-исторических взаимодей­ствий с соседними народами. Изобразительное искусство в силу ряда причин, прежде всего, благодаря большой устойчивости орнамента, полнее и рельефнее, чем многие другие виды материальной куль­туры, несет в себе следы различных эпох и взаимодействия разных этносов.

Национальные орнаменты и узоры можно встретить практически на изделиях всех типов, изготовленных заботливыми руками народных мастеров:

  • ковры, одежда, полотенца, занавески, постельное белье;
  • изделия из кожи, декоративные поделки из природных материалов;
  • посуда, домашняя утварь;
  • художественная роспись, рисунки, гравюры, полиграфия и так далее.

Башкирский орнамент

Ковроткачество

Орнамент башкирского народа особенно четко прослеживается в ковроткачестве. Узорные ковры были обязательной частью приданого девушки. Паласы с рисунком в полоску были распространены по всей южной Башкирии и среди башкирского населения Курганской области. В юго-западной, западной и отчасти центральной Башкирии, в бассейнах рек Дема и Ик, а также в среднем и нижнем течении реки Белой ткались преимущественно ковры с геометрическим узором.

С середины 20 века на юго-западе республики большое распространение в орнаменте ковров получили растительные мотивы в виде за­витков и веток с цветами, листьями, ягодами, яблоками и т. д. Фактически это новый, современный этап эволюции орнамента и узоров на территории Башкирии.

Ковры с полосатым узором

Ковры с узором в полоску ткутся полотнищами шириной в 20-22 см. Продольно-полосатый узор создается основой из крашеных ниток овечьей или козьей шерсти. Узор паласа прост — это продольные, зубчатые или гладкие многоцветные полоски. Очень простой полосатый башкирский орнамент позволяет предположить, что это наиболее древний тип ковров.

Национальные орнаменты и узоры

Ковры с геометрическим и растительным узором

Они сшиваются из двух, иногда трех тканых полотнищ шириной в 40-60 см и заключаются в неширокую кайму. Кайма обычно ткется отдельным полотнищем и с рисунком, несколько отличным от узора центрального поля. Иногда такой ковер вовсе не имеет каймы.

Башкирский орнамент ковров с геометрическим узором преимущественно прямолинейный, с четкими фигурами. Основными эле­ментами его являются уступчатые многоцветные ромбы, квадраты, восьмиконечные звез­ды и другие фигуры, правильными рядами заполняющие орнаментируемое поле ковра. Они, в свою очередь, разработаны внутри такими же, но более мелкими фигурами. Элементы орнамента, если их рассматривать отдельно, встречаются в орнамен­тике многих других народов. Однако в сочетании, в общей композиции, особенно при удачно подобранных цветах, они образуют тот своеобразный красочный узор, который придает орнаменту неповторимый башкирский национальный колорит.

В случае растительной трактовки геометрического узора отростки традиционного ромба принимают очертания веточек с листьями, а восьмиконечная звезда трактуется как восьмилепестковый цветок.

Цветовая гамма

Башкирский национальный орнамент касательно цветовой гаммы разнообразен. Цвета полосок — красные, желтые, зеленые, синие, голубые, фиолетовые и другие в наиболее глубоких тонах при абсолютном преобладании цвета марены. В стремлении не повторять друг друга ткачихи добиваются значительного разнообразия в расцветке. При простейшей композиции умелым подбором и сочетанием цветов они достигают большой красочности орнамента.

башкирские орнаменты и узоры

Узорные ткани

Башкирские орнаменты и узоры до сих пор встречаются на парадной национальной одежде. Ткани из растительных волокон у башкир отличаются богатым и сочным орнаментом, разнообразием приемов украшения. Для пошива обыденной одежды, повседневных предметов изготавливалась так называемая пестрядь — цветной холст в клетку либо в полоску. Праздничная и обрядовая одежда, предметы, украшающие жилище, орнаментировались узорами закладного или браного тканья (тканое полотно).

Из пестроткани шили женские рубахи, передники, женские и мужские штаны. Из нее же делали скатерти, полотенца, салфетки, занавеси, различные сумы и т. д. Клетчатый рисунок пестряди образуется пересечением цветных полос. В южных районах Башкирии и в Зауралье пестрядь ткется крупными клетками. В расцветке преобладают красный, белый и черный цвета. Национальный орнамент пестроткани северных районов отличается мелкими клетками рисунка и более пестрой расцветкой. Часто клетчатая пестрядь, предназначенная для передников, скатертей и занавесок, украшалась и украшается браными узорами наподобие розеток-медальонов.

Башкирский орнамент рисунок

Виды орнамента

Вышивка

Традиционно в Башкирии вышивка имела даже большее значение, чем узорные ткани. Объясняется это более простой техникой работы, при этом можно приложить больше творческих усилий. Для ткачества требовались исходное сырье и ткацкие станки, а с распространением готовых тканей изготовление собственных стало анахронизмом. Зато вышивка востребована и поныне. Большим разнообразием отличаются башкирские узоры и орнаменты. Рисунки зависят от техники вышивания и способа нанесения чернового изображения на вышиваемую поверхность.

Орнамент башкирского народа

Основные элементы орнамента — это фигурки в виде парных рогов барана, S-образные линии, которые в различных комбинациях дают узоры в виде буквы X, свастики или образуют сильно стилизованные растительные мотивы. Башкирский орнамент исполняется вышивкой на сукне, бархате, реже на хлопчатобумажной ткани шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитками. Узоры на чепраках обычно вышиваются по красному или зеленому фону, а на кисетах и декоративных лентах встречается еще и черный фон, что придает узору большую яркость и обеспечивает четкое звучание каждого цвета в узоре. Для самих узоров выбираются обычно цвета теплых тонов, но, как правило, контрастные с фоном. Чаще применяются красный, желтый, зеленый и очень редко синий и голубой. Излюбленный красный цвет нередко встречается и на узорах с красным же фоном.

Резьба по дереву

Потребности натурального хозяйства и наличие леса издавна делали необходимым и возможным изготовление из дерева различной утвари, предметов домашнего обихода. При этом у башкир практичность, целесообразность была связана и тесно переплеталась с эстетическими вкусами. Изго­товляя предметы бытового обихода, башкиры стремились сделать их не только прочными, удобными в пользовании, но и красивыми. Неслучайно наиболее ярким, интересным был орнамент на посуде и предметах, которые ежеднев­но, постоянно использовались в быту. При этом в изготовлении ковшей для кумыса, в орнаментации утвари, в росписи деревянных подставок под сундук наряду с национальным колоритом, выработанным в течение столетий, сох­ранены элементы узоров, характерные для древних племен, участвовавших некогда в этническом формировании башкирской народности.

Орнамент на посуде

Вывод

Орнамент башкирского народа — тот же фольклор. Он является продуктом коллективного творчества сменяющих друг друга поколений. Каждый узор — результат коллективного творчества, в то же время он продукт художественного воображения отдельной личности. Многие мастера не только вносят изменения в известные им узоры, но и создают новые. В свою очередь, вновь созданные узоры не остаются неизменными. Другие художники шлифуют их или, опираясь на традиционные узоры, создают свои. Отсюда разнообразие и богатство форм, которые мы наблюдаем в народной орнаментике Башкирии.

- участники проекта: 23 воспитанника, воспитатель, родители.

Приобщение к народной культуре с одной стороны и развитие творческих способностей с другой.

На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Развивать интерес к башкирскому народному творчеству. Способствовать речевому, художественно – творческому и социальному развитию детей.

- Продолжать знакомить детей с народным искусством, познакомить детей с костюмами, традициями, бытом башкирского народа.

- Развивать познавательную активность детей, чувство цвета, композиционные умения, развивать мелкую моторику, расширить кругозор, развивать любознательность,

- Пополнить активный словарь.

- Развивать умения составлять узоры по мотивам народных росписей, учить сравнивать и обобщать.

- Воспитывать любовь к народному творчеству, интерес к народному прикладному искусству.

Деятельный подход в ознакомлении дошкольников с народным искусством будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.

- воспитывать культурно-гигиенические навыки, закрепить название слова платок на башкирском языке.

- познакомить с национальными блюдами и напитками (баурсак, бишбармак, кумыс)

- формировать у детей потребность в двигательной активности, через народные игры.

- учить детей здороваться и прощаться на башкирском языке,

- рассматривание иллюстрации народного башкирского костюма.

- знакомство с трудом швеи, портнихи. Они шьют одежду (обычную, праздничную, национальную)

- ручной труд (поделки)

-Развивать умения у детей называть элементы башкирского костюма : (Хараус, платье с оборками, ичики)

- развивать мелкую моторику рук: пальчиковые игры на башкирском языке (5 детей у Тимербая)

- упражнять в умении сравнивать два предмета - Тюбетейка (размер и форма)

- приобщать детей к конструированию по элементарным рисункам-схемам: мебель для куклы.

Чтение художественной литературы:

Работа с родителями:

- совместная работа родителей и детей изготовления поделок с применением башкирского орнамента, украшение коврика башкирским орнаментом

Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества.

Познавательное развитие (Беседы о культуре башкирского народа, знакомство с башкирскими узорами, национальными костюмами)

Продуктивная деятельность (лепка, аппликация)

Взаимодействие с родителями: изготовление поделок или украшений с использованием башкирского орнамента, работа родителей совместно с детьми.

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.


Изобразительное искусство башкир было весьма разнообразно как по технике выполнения, так и по мотивам. Для него одной из самых характерных была техника аппликации и связанные с ней мотивы.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды.

Шитый нитками орнамент был трех типов: тамбурный, гладевый, с косой наклонной стежкой, реже петельчатый.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию разных народных ремесел. Это открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.


В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни семьи было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей:


  • узорный шаршау (большие занавески, для разделения дома на мужскую и женскую половины);
  • свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки.

В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и ее мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Одним из разновидностей декоративно-прикладного искусства у башкир является вязание пуховых шалей. Этот промысел был развит очень хорошо в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Зианчуринском, Кугарчинском, Хайбуллинском районах, а также в Оренбургской области. Благодаря природно-климатическим условиям в этих районах разводили особую породу коз, дающих пух, тонкий, и одновременно крепкий, волокнисто-эластичный, с высокими прядильными свойствами: из него изготавливали пряжу для тканных и вязальных шалей. Башкирские тканные шали – уникальный вид ткачества. Эти шали не вязали а ткали на станках. А также изготовлялись ажурные узорчатые шали, связанные вручную на двух длинных спицах.


Мастерицы различают в платке середину и кайму, края завершаются – зубчиками. Узор геометрический. Искусство вязания пуховых шалей сохраняется и продолжает развиваться в республике – в основном это семейный пуховязальный промысел. (Показ изделий.)

Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и др. изделий. (Показ изделий.)


Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.


Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюрами, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используется все эти примеры одновременно.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.


В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени,
белый - чистота помыслов, миролюбие
синий – цвет свободолюбия,
коричневый – цвет старости увядания.


Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически, повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (т.е. цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.


Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.


Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.


Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Башкирское народное декоративноприкладное искусство богато разнообразием видов: ткачество, вышивка, аппликация.

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, серцевидных фигур.

Читайте также: