Символизм в западной европе сообщение литература

Обновлено: 04.05.2024

Символизм (фр. symbolisme, от греч. σύμβολον — символ, знак) – направление в искусстве. Первоначально возникшее в литературе, оно получило дальнейшее развитие в музыке, изобразительном и театральном искусстве. Возникновение символизма обычно связывают с Францией 70-80-х годов XIX столетия, наивысшей точки своего развития он получил в конце XIX – начале XX веков во Франции, Бельгии, Германии, Норвегии, Америке, России. Символизм является одним из важнейших направлений искусства. Символизм как течение, зародившись в конце 19 века, являлся реакцией на развитие реализма, натурализма и научного позитивизма, это своеобразное противостояние бурному развитию научно-технического прогресса. Символизм был частью антирационального, антиматериалистического мышления, противовес миру реальных вещей, техники, материи. Необходимо отметить, что символизм начал развиваться в то время, когда стала изучаться сфера психики человека в медицине, а также получили широкое распространение в обществе идеи спиритуализма и мистицизма.

С другой стороны, символизм как художественное течение был логическим продолжением ренессансного искусства, интереса к античности. О большой роли символов можно говорить в работах Леонардо да Винчи, гравюрах Дюрера, аллегорично-метаморфических, наполненных символическим звучанием. Огромнейшее значение символ имеет в работах Босха, можно говорить и о символических пейзажах Лоррена, однако это еще не символизм как художественное течение, получившее теоретическое обоснование.

Истоки символизма

Истоки символизма часто определяются исследователями как лежащие в плоскости романтизма, литературы и живописи, именно там появляются: мистицизм, аллегоричность, интерес к таинственному (творчество Рунге и Фридриха очень символично по своей сути, несмотря на преобладание романтического аспекта).

В целом, символизм является весьма неоднородным явлением, он, скорее, является движением, основанным на идее, и объединившем мастеров, работавших в разнообразных манерах. Если в позднеромантическом творчестве прерафаэлитов воплощается идея ухода от настоящего в идеальное прошлое, насыщенная символикой и аллегорией, то в творчестве Пюви де Шаванна во Франции - стилизованное изображение прошлого, обращение к символическим сюжетам античности или христианской мифологии.

До 90-х годов символизм очень зависим от литературы, от ее сюжетов, а в художественной манере представляет собой определенное смешение классицизма, импрессионизма, натурализма с уходом в сферу фантазий: болезненной (Моро), реалистичной (Бёклин), алогичной (Редон), эротичной (Ропс). Относительно литературных и эстетических истоков символизма можно сказать очень многое. Эстетические идеи европейского символизма лежат в философии Шопенгауэра, Ницше, огромное влияние имело творчество Вагнера в музыке. Литературные же корни символизма лежат в творчестве Рембо, Верлена, Бодлера, Метерлинка, Уайльда, Ибсена.

Развитие символизма в Европе

Пытаясь выделить символизм в европейской живописи, необходимо говорить о сочетании символизма с другими течениями и трансформации символизма в другие стили, в частности, модерн, в творчестве некоторых художников. Для Моро он был основной составляющей его творчества, в творчестве Редона уже появляются черты модерна; символизм выделяется на уровне идей, а не композиционных и стилевых решений, но при выделении художников-символистов также следует избегать крайностей, поскольку символика присутствует и в сюрреализме, но мировосприятие разное.

Художники-символисты если и не отрицали реализм в полной мере, то трансформировали его. По их мнению, творчество отражает жизнь каждой души полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений, должно передавать мысли, идеи и чувства, а не просто фиксировать предметы видимого мира. При этом, даже изображая реальность, реально существующего человека, они стремились к наполнению его образа именно мистико-символическим, стремились кодировать образ, создавая его новое прочтение. В основе выражения души или мира всегда лежит символ.

Основная тематика, лейтмотив творчества художников-символистов: темы жизни и смерти, греха, любви, прекрасного, страшного, то есть всего, что само служит символом и может быть наполнено символическим звучанием. Для трактовки образов характерна многозначительность, метафоричность, аллегоричность. Композиционно-колористические решения произведений символистов – разнообразнейшие, исходя из манеры художника, символизм не столько художественное, сколько идейное течение в живописи.

Подводя итоги, можно сказать, что символизм, во-первых, являлся закономерным продолжением линии развития изобразительного искусства, заложенного Ренессансом, во-вторых, являлся противостоянием развитию механицизма и научно-технического прогресса, в-третьих, основан на распространении мистических и спиритуалистских идей конца XIX века, развития психиатрии и медицины, начавшей изучать мозг человека, сферу психики и бессознательного, а также развития философских идей того времени. Что особенно важно, символизм не был однороден, символизм – это, прежде всего, идея, концепция мировосприятия, граничащая очень близко с другими течениями в европейской живописи, переходящая в модерн. Символизм как течение обладает только определенным базисом идей, а творчество художников-символистов в пределах одной страны нельзя проанализировать по типичным чертам, творчество каждого художника-символиста индивидуально и представляет собой стилевой конгломерат, но не беспорядочный, а подчиненный идее символического восприятия действительности.

Теоретические корни символизма восходят к идеалистической философии Платона (идея двоемирия), А. Шопенгауэра (основа мира – иррациональная, бессознательная мировая воля) и Э. Гартмана (мир познается с помощью интуиции), к некоторым идеям Ницше, а также интуитивизма и философии жизни. Единственным критерием познания признавался внутренний духовный опыт.

А. Белый: два патриарха символического течения – Бодлер и Ницше.

Во многом символизм развивает и по-новому переосмысляет эстетические положения романтизма (идея двоемирия, внимание к внутреннему миру человека и, в частности, бессознательному).

Принципы символизма нашли отражение в творчестве Оскара Уайльда, Мориса Метерлинка, Райнера Марии Рильке, Поля Валери, Гуго Гофмансталя, Стефана Георге, Эмиля Верхарна, Уильяма Батлера Йейтса.

В живописи – Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Сёра, Врубель.

Символ указывает на присутствие бессознательного. Символ представляет собой единство формы и содержания, соединяя в едином целом сознание и бессознательное. Он является конкретной репрезентацией (овеществлением) в формах пространства и времени архетипа.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

На основе иррациональных, мистических посылок была выстроена строгая рационалистическая система форм и образов (возможно сравнение с древней астрологией).

Общие черты символизма:

5. Мифологизм и мистицизм. С мифологией символизм роднит мифологическое, т.е. иррациональное мышление, построенное по законам изоморфизма. Символисты обращаются к древнему мифологическому и средневековому искусству в поисках аналогий и генеалогического родства. Именно в античной мифологии и Библии (ветхозаветной мифологии) символисты находят примеры использования всех основных символов. М.Л. Гаспаров – в Библии содержится запас символов для европейской культуры.

Символ + сюжет (контекст, предикат) = миф (Вяч.И. Иванов).

Ницше: миф – вечная вневременная сущность культуры.

Э. Кассирер – миф как символическая форма человеческой деятельности.

Идея синтеза также может быть возведена к мистикам, в частности мистическому учению Э. Сведенборга.

Мы плыли по морям отчаянья и гнева

Вдали от Вечного Цветения Земли,

И волосы твои, от прошлого вдали,

Шумели всходами единственного сева.

С тоской смотрели мы, как ширился и рос

За убегающей кормой разрыв зловещий,

И, плача, думали, что брошенные вещи

Пропахли памятью изгнаннических роз.

Но полудетский рай, разграбленный капризом,

Зарею первою вставал в тумане сизом

Из несчастливых чар и злобной тьмы ночной.

Таинственная нить наперекор надежде

Мне преградила путь, и для Тебя одной

Стефан Малларме

Западноевропейский символизм.

Символ и художественный образ.

Поиск соответствий – в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов.

Символизм во Франции проявился и в живописи (Г.Моро, О.Роден, О.Редон, М.Дени, Пюви де Шаванн, Л.Леви-Дюрмер), музыке (Дебюсси, Равель), театре (Театр Поэт, Театр Микст, Пти театр дю Марионетт), но основной стихией символистского мышления всегда оставалась лирика. Именно французскими поэтами были сформулированы и воплощены основные заветы нового движения: овладение творческой тайной посредством музыки, глубокое соответствие различных ощущений, предельная цена творческого акта, установка на новый интуитивно-творческий способ познания действительности, на передачу неуловимых переживаний. Среди предтеч французского символизма осознавались все крупнейшие лирики от Данте и Ф.Вийона, до Э.По и Т.Готье.

С символизмом связывают также творчество Р.М.Рильке, С.Георге, Э.Верхарна, Г.Д.Аннунцио, А.Стринберга и др.

Предпосылки возникновения символизма.

Русский символизм и его предтечи.

Русский символизм, самый значительный после французского, имел в основе те же предпосылки, что и символизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий –

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Манифесты символизма в России.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздельно, бесцельно.

Утверждение творчества как цели жизни, прославление творческой личности, устремленность от серых будней настоящего в яркий мир воображаемого грядущего, грез и фантазий – таковы постулаты символизма в интерпретации Брюсова. Другое, скандальное стихотворение Брюсова Творчество выражало идею интуитивности, безотчетности творческих импульсов.

От творчества Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова существенно отличался неоромантизм К.Бальмонта. В лирике К.Бальмонта, певца безбрежности, – романтический пафос возвышения над буднями, взгляд на поэзию как на жизнетворчество. Главным для Бальмонта-символиста явилось воспевание безграничных возможностей творческой индивидуальности, исступленный поиск средств ее самовыражения. Любование преображенной, титанической личностью сказалось в установке на интенсивность жизнеощущений, расширение эмоциональной образности, впечатляющий географический и временной размах.

Вяч.Иванов наиболее полно воплотил в своем творчестве символистскую мечту о синтезе культур, пытаясь соединить соловьевство, обновленное христианство и эллинское мировосприятие.

Символизм в театре.

Теоретической основой символизма явились философские работы Ф.Ницше, А.Бергсона, А.Шопенгауэра, Э.Маха, неокантианцев. Смысловым центром символизма становится мистицизм, иносказательная подоплека явлений и предметов; первоосновой творчества признается иррациональная интуиция. Главной темой становится фатум, таинственный и неумолимый рок, играющий судьбами людей и управляющий событиями. Становление подобных воззрений именно в этот период вполне закономерно: психологи утверждают, что смена веков всегда сопровождается ростом эсхатологических и мистических настроений в социуме.

Основоположниками символизма стали французские поэты Поль Верлен и Стефан Малларме. Однако театр, как наиболее социально чуткий вид искусства, не мог оставаться в стороне от современных воззрений. И третьим основоположником этого направления явился бельгийский драматург Морис Метерлинк. Собственно, и Малларме в своих теоретических работах, посвященных символизму, обращается к театру будущего, трактуя его как замену богослужению, ритуал, где в необычайном единстве сольются элементы драмы, поэзии, музыки, танца.

В своей общей концепции театр символизма имел много общего со средневековым театром и его жанрами – мистерией, мираклем, моралите, и закономерно пытался реконструировать эти жанры.

В России развитие символизма получает весьма благодатную почву: общие эсхатологические настроения усугубляются тяжелой общественной реакцией на неудавшиеся революции 1905–1907. Пессимизм, темы трагического одиночества и фатальности бытия находят горячий отклик в русской литературе и театре. Блестящие писатели, поэты и режиссеры Серебряного века с радостью окунаются в теорию и практику символизма. О символистической театральной эстетике пишут Вяч.Иванов (1909) и Вс.Мейерхольд (1913). Драматургические идеи Метерлинка разрабатывают и творчески развивают В.Брюсов (Земля, 1904); А.Блок (трилогия Балаганчик, Король на площади, Незнакомка, 1906; Песня судьбы, 1907); Ф.Сологуб (Победа смерти, 1907 и др.); Л.Андреев (Жизнь Человека, 1906; Царь Голод, 1908; Анатэма, 1909 и др.).

К периоду 1905–1917 относится ряд блестящих символистских драматических и оперных спектаклей, поставленных Мейерхольдом на самых разных сценических площадках: знаменитый Балаганчик Блока, Смерть Тентажиля и Пелеас и Мелисанда М.Метерлинка, Вечная сказка С.Пшибышевского, Тристан и Изольда Р.Вагнера, Орфей и Эвридика Х.В.Глюка, Дон Жуан Ж.Б.Мольера, Маскарад М.Лермонтова и др.

К символизму обращается и главный оплот русского сценического реализма – Московский Художественный Театр. В первом десятилетии наступившего 20 в. во МХТ были поставлены одноактные пьесы Метерлинка Слепые, Непрошенная и Там, внутри; Драма жизни К.Гамсуна, Росмерсхольм Г.Ибсена, Жизнь Человека и Анатэма Л.Андреева. А в 1911 на совместную с К.С.Станиславским и Л.А.Сулержицким постановку Гамлета был приглашен Г.Крэг (в главной роли – В.И.Качалов). Однако предельно условная эстетика символизма была чуждой театру, изначально сделавшему ставку на реалистическое звучание спектаклей; а мощный психологизм Качалова оказался невостребованным в Крэговской установке на актера-сверхмарионетку. Все эти и последующие символистские спектакли (Miserere С.Юшкевича, Будет радость Д.Мережковского, Екатерина Ивановна Л.Андреева) в лучшем случае остались лишь в рамках эксперимента и не пользовались признанием зрителей МХТ, приходящих в восторг от постановок Чехова, Горького, Тургенева, Мольера. Счастливым исключением стал спектакль Синяя птица М.Метерлинка (постановка Станиславского, режиссеры. Сулержицкий и И.М.Москвин, 1908). Получив от автора право первой постановки, МХТ преобразил тяжелую, смыслово перенасыщенную символистскую драматургию в тонкую и наивную поэтичную сказку. Весьма показательно, что в спектакле поменялась возрастная зрительская ориентация: он был адресован детям. Спектакль сохранялся в репертуаре Художественного Театра более пятидесяти лет (в 1958 состоялось двухтысячное представление), и стал первым зрительским опытом для многих поколений юных москвичей.

Однако время символизма как эстетического течения подходило к концу. Этому, несомненно, способствовали и социальные потрясения, постигшие Россию: война с Германией, октябрьская революция, обозначившая резкий слом всего жизненного уклада страны, гражданская война, разруха и голод. Кроме того, после революции 1917 года официальной идеологией в России стал общественный оптимизм и пафос созидания, что коренным образом противоречило всей направленности символизма.

Татьяна Шабалина

Значение символизма.

На русской почве проявились такие особенности символизма, как: многоплановость художественного мышления, восприятие искусства как способа познания, заострение религиозно-философской проблематики, неоромантические и неоклассические тенденции, интенсивность мироощущения, неомифологизм, мечта о синтезе искусств, переосмысление наследия русской и западноевропейской культуры, установка на предельную цену творческого акта и жизнетворчество, углубление в сферу бессознательного и др.

Символизм положил начало модернистским течениям в культуре 20 в., стал обновляющим ферментом, давшим новое качество литературы, новые формы художественности. В творчестве крупнейших писателей 20 в., как русских, так и зарубежных (А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Платонова, Б.Пастернака, В.Набокова, Ф.Кафки, Д.Джойса, Э.Паунда, М.Пруста, У.Фолкнера и др.), – сильнейшее влияние модернистской традиции, унаследованной от символизма.

Татьяна Скрябина

Крэг Г.Э. Воспоминания, статьи, письма. М, 1988
Ермилова Е. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Ходасевич В. Конец Ренаты / В.Брюсов. Огненный ангел. М., 1993
Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Сост. Ж.Кассу. М, 1998
Поэтические течения в русской литературе конца Х1Х – начала ХХ века. Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А. Соколов. М., 1998
Пайман А. История русского символизма. М., 1998
Басинский П. Федякин С. Русская литература конца Х1Х – начала ХХ века. М., 1998
Колобаева Л. Русский символизм. М., 2000
Французский символизм: Драматургия и театр. СПб, 2000

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

В истории России Серебряный век сыграл важную роль. В это время менялась система ценностей, забывались старые моральные устои, перестраивался быт. Параллельно с изменениями в жизни стремительно развивались разные направления в искусстве.

  • Определение понятия
  • Основные признаки
  • Черты направления
  • Новая школа
  • Яркие представители
  • Ритмика и тропы произведений

Символизм в литературе

В этот период возник в литературе символизм, который принес много нового в произведения, подарил миру известных поэтов и прозаиков, создал особую школу писателей.

Определение понятия

Символизмом называется направление в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.

Особенности символизма

Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.

Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова.

Основные признаки

Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:

 признаки символизма

  • тайный смысл произведения передается с помощью символов;
  • основу составляют философские работы и мистицизм;
  • появляется собственная мифология;
  • образцом служит литература великих классиков;
  • особое внимание уделялось ритму стихотворений;
  • мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.

Направление символизм

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.

Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.

Черты направления

Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:

Символизм в литературе

Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.

Новая школа

Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.

 черты символизма

Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.

Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:

Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. Содержание поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.

Представители символизма

Яркие представители

Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.

Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • Д. Мережковский; ;
  • К. Бальмонт.

Символисты

Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.

Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.

В стихах открылись новые темы:

  • урбанизм;
  • антиурбанизм;
  • смерть.

Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.

Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.

Ритмика и тропы произведений

Писатели использовали новый подход при создании стихотворений, он базировался на устном народном творчестве, древнерусской литературе и реализме. Вся теория утвердилась в символах — приеме, который использовался в народной поэзии и романтическом творчестве. Представители нового течения переосмыслили его содержание и значение. Он стал своеобразным иероглифом, который понимается интуицией, а не разумом. Поэт был шифровщиком, прячущим смысл произведения за образами и иносказаниями.

Символизм в музыке

Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях. Они использовали фонетические возможности языка, нотные таблицы, придавали строкам особое благозвучие и живописность. Звуковые эффекты доминировали над смыслом фраз, поэты исключали переносы, лексические и синтаксические разделения. Благодаря народной ритмике их стихи были свободными и подвижными.

Символизм существовал недолго, так как его представители сами отрывали себя от окружающего мира.

Они выражали свои мысли кратко, но чувственно, не поддавались общественной критике и давлению. Народ просто не понимал их творчество, хотя некоторые черты символизма присутствуют и в современной поэзии.

Символизм в разных странах принимал другие черты под влиянием местных социальных процессов. Разберем творчество поэтов Бельгии, Ирландии, Литвы и Германии и обсудим их уникальность.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Узнаем, как развивался символизм в других странах Европы. Начнем с Бельгии: посмотрим, чем отличается бельгийский символизм от французского.

🇧🇪 Бельгийская литература, в основном франкоязычная, переживает в конце 19 века настоящий расцвет. Брюссель превращается из довольно провинциального города в одну из столиц модернизма.

✝️ Для бельгийских поэтов важна католическая традиция и ее кризис. В их стихах часто возникают христианские образы и сюжеты, обычно в контексте сомнений, разочарования; появляются и апокалиптические мотивы.

🔎 Различия между бельгийским и французским символизмом заметнее всего там, где бельгийцы пытаются осмыслить свое родное пространство.

👀 Прочитаем стихотворение Роденбаха в переводе Михаила Яснова, в котором собраны все лейтмотивы декадентской Бельгии — серые краски, холодное море, сонные каналы:

Искушение облаков

От неба Севера легла на душу тень…
Да, я в глазах, в воде искал его с тоскою, —
Туманный, серый цвет, как бархатный порою,
Цвет моря бледного в октябрьский грустный день.

Цвет каменной плиты с заброшенных могил.
Им ранних, детских лет полны воспоминанья…
Его в себе канал заснувший отразил;
Он точно цветом был глубокого молчанья.

С ним башни серые сливались в вышине, —
И небо траурным тогда казалось мне,
Как мрачный вдов наряд, печальных и усталых,
Как их зловещий креп, что роз не терпит алых

И горе лишь сулит в час радости людской…
Ах, это цвет небес, колоколов унылых, —
Что жизнь мою лишил надежд, для сердца милых, —
И крылья мельницы, что вертятся с тоской…

👤 Меньше всего похож на французских символистов Эмиль Верхарн (его родной язык — фламандский, но образование он получил на французском). Для него характерны масштабные картины, резкие, ломаные ритмы, поэтические размышления о судьбах человечества.

Отправимся в Германию и узнаем о главных представителях немецкого символизма

🇩🇪 В немецкоязычном мире символизм был важным источником влияния, но не самостоятельным движением. Ранний модернизм в Германии и Австрии больше связан с экспрессионизмом. Тем не менее, есть один великий немецкий поэт, близкий символистам, которого в России заново открыли сравнительно недавно — это Стефан (Штефан) Георге (1868 — 1933).

📕 Георге был эрудитом и полиглотом, переводил на немецкий Данте, Шекспира, Бодлера. С символизмом он познакомился, как и многие европейские поэты, в салоне Малларме. И, как и Малларме, Георге остался в памяти современников фигурой изысканной и загадочной.

❄️ Германия 20 века казалась ему чуждой, мещанской страной. Постепенно вокруг него сформировался плотный круг поклонников и последователей. Кроме эстетических симпатий, их объединяла идея возвращения к ценностям аристократической культуры и утопия некоей новой, творческой и духовной аристократии.

❌ Георге, однако, нацистов терпеть не мог, и категорически отказался принимать любые их предложения: мы не знаем, чем бы это для него закончилось, потому что поэт умер в декабре 1933 года.

👀 Прочитаем одно из самых известных его стихотворений в переводе философа Владимира Бибихина:

Из далей чудеса и сны
Я нес в предел моей страны

Ждал норны мрачной чтоб она
Нашла в ключе их имена —

Схватить я мог их цепко тут
Чрез грань теперь они цветут.

Раз я из странствий шел назад
Добыв богатый нежный клад

Тут он из рук моих скользнул
Его в мой край я не вернул.

Так я скорбя познал запрет:
Не быть вещам где слова нет.

Норны в германо-скандинавской мифологии – волшебницы, владеющие судьбами, подобно греческим мойрам.

📖 В стихотворении на поверхности сказочный сюжет — герой добывает сокровище — но он оборачивается сначала типично символистской ситуацией (настоящее сокровище запредельно, им нельзя обладать), а в конце — таинственным уроком о силе слова.

Время прочтения 〰️ 15 минут.

🇮🇪 Ирландская культура, несмотря на древние традиции, долго находилась в фактически подпольном состоянии, и большинство ирландских писателей не только писали на английском, но и должны были полностью встраиваться в английскую литературную систему.

🕰 В 1893 году, после снятия запрета на изучения ирландского (гэльского) языка была создана Гэльская лига — организация, которая занималась восстановлением языка, но в то же время привлекла всех творческих людей, которым была важна принадлежность к ирландской культуре.

❓ Какое отношение это имеет к символизму? Взгляды первых лидеров ирландского возрождения сформировались в 1880-е — 1890-е годы, и французский символизм стал для них актуальным эстетическим образцом, в том числе как противовес имперскому викторианскому стилю. Как и русские символисты, многие ирландские авторы искали вдохновения в мистике и возвращении к мифологическим истокам.

👥 В этом поколении много интересных персонажей — достаточно вспомнить леди Августу Грегори, писательницу и меценатку, главного спонсора новой ирландской литературы, или поэта, философа и мистика Джорджа Расселла, который подписывался странным псевдонимом Æ (от слова Æon — эон, мистическая сверхэпоха).

📜 Йейтс изучал ирландский фольклор и эпос и часто в стихах упоминает легендарных героев или друидов, персонажей кельтской мифов и сказок. Но не стоит понимать эти отсылки буквально: Йейтс сознательно создает свою собственную версию воображаемой идеальной Ирландии. Она часто окрашена теми же тонами, что любая символистская тайна: о ней можно только догадываться по обрывкам текстов, отражениям и снам, а лирический герой обращен к вечности.

👀 Прочитаем одно из ранних стихотворений Йейтса в переводе Григория Кружкова:

Неукротимое племя

Дети Даны смеются в люльках своих золотых,
Жмурятся и лепечут, не закрывают глаз,
Ибо Северный ветер умчит их с собою в час,

Когда стервятник закружит между вершин крутых.
Я целую дитя, что с плачем жмется ко мне,
И слышу узких могил вкрадчиво-тихий зов;
Ветра бездомного крик над перекатом валов,
Ветра бездомного дрожь в закатном огне,
Ветра бездомного стук в створы небесных врат
И адских врат; и духов гонимых жалобы, визг и вой…
О сердце, пронзенное ветром! Их неукротимый рой
Роднее тебе Марии Святой, мерцанья ее лампад!

💫 Как и Георге, Йейтс игнорирует современный мир и предпочитает помещать своего героя в мифологическое пространство. Но оно не может быть гармонично: в нем соперничают кельтская (Дана — кельтское божество) и католическая традиции, и доминирует один из главных мотивов Йейтса — вечное бродяжничество, бездомность, всегда связанная у него не с личными темами, а с идеей Ирландии как потерянного дома.

Посмотрим, как символизм развивался в Литве, и узнаем о творчестве литовского поэта Юргиса Балтрушайтиса.

🇱🇹 Мы часто лучше знаем западноевропейские литературы, чем соседние восточноевропейские. Но в истории символизма есть одно важное исключение: в среде русских символистов большую роль сыграл литовский поэт — Юргис Балтрушайтис.

✍️ Балтрушайтис писал и на русском, и на литовском языках, но всегда считал себя представителем литовской культуры. В 1890-е учился в Московском университете, в это время и началась литературная карьера. С 1922 до 1939 года был послом Литвы в Советском Союзе.

📖 В издательской работе символистов литовский поэт занял очень важное место, потому что был выдающимся переводчиком — в его переводах публиковали произведения близких символистам по духу английских, немецких, скандинавских, итальянских авторов.

🖋 Многие особенности стиля Балтрушайтиса сформированы его двуязычием. Виктория Дауётите в детальном обзоре творчества Балтрушайтиса показывает, что русские и литовские стихи у него заметно отличаются. Русские тексты у него более абстрактные. В них повторяются характерные для русских символистов универсальные знаки сверхчеловеческой судьбы и посвящения в таинства — Кормчий, Зодчий, Творец, Строитель, храмы и жрецы.

В вечерней мгле теряется земля.
В тиши небес раскрылось мировое,
Где блещет ярче пламя бытия,
Где весь простор — как празднество живое!

Восходят в высь, в великий храм ночной,
Недвижных туч жемчужные ступени,
И тяжко нам, на паперти земной,
Сносить тоску изведанных мгновений.

Со всех сторон ночная даль горит,
Колебля тьму пред взором ненасытным.
Весь божий мир таинственно раскрыт,
Как бездна искр, над сердцем беззащитным.

Живой узор из трепетных огней
Сплетает ночь на ризе златотканной,
И страшно сердцу малости своей,
И горек сон и плен земли туманной!

Для нас земля — последняя ступень.
В ночных морях она встает утесом,
Где человек, как трепетная тень,
Поник, один, с молитвенным вопросом...

🗣 В 1910 году Юрий Айхенвальд очень емко описал поэзию Балтрушайтиса:

Читайте также: