Народная афористика сборник пословиц в н татищева сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Статья посвящена языковому анализу пословиц, собранных В.Н. Татищевым. Акцент делается на фонетико-графический и лексико-синтаксический уровни. Подробно рассматривается процесс ассимиляции и характеризуется грамматическая семантика простого предложения.

The paper is devoted to the language analysis of the proverbs collected by V.N. Tatischev. Phonetic-graphical and lexico-sintactic levels are stressed. The process of assimilation is considered in detail and grammatical semantics of a simple sentence is characterized.

Виноградов, В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения (на материале русского языка) // Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды / В.В. Виноградов. - М., 1975. - С. 254-294.

Диденко, Е.А. Способы выражения условия в русских пословицах: Дис. … канд. филол. наук / Е.А. Диденко. - Рязань, 2001.

Никитин, О.В. Василий Никитич Татищев - русский просветитель XVIII в. // Русский язык в школе / О.Н. Никитин. - 2010. - № 7. - С. 86-92.

Сборник пословиц В.Н. Татищева // Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII-XX веков / В.Н. Татищев. - М. - Л., 1961.

Чупашева, О.М. Лексические показатели и грамматическое значение предложения // Русский язык в школе / О.М. Чупашева. - 2006. - № 2. - С. 70-72.


Дополнительные телефоны для консультаций по вопросам приема
время работы: 8:30-17:00
(кроме субботы и воскресенья)

Как работать? Выбираем по очереди блоки (интеллектуальная разминка, видеолекция, тест, домашнее задание) и выполняем. Далее готовимся к следующему уроку

Начало искусства слова – в фольклоре.





Старатели на золотом прииске в Сибири

Введенский А. А. Библиотека и архив у Строгановых в XVI- XVII вв. Север (Вологда). 1923. Кн. 3—4. С. 105—106.

Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI—XVII вв. М., 1962. С. 69-115.

Дергачева-Скоп Е. И. Из истории литературы Урала и Сибири XVII века. Свердловск, 1965.

Из истории духовной культуры дореволюционного Урала. Свердловск, 1979.

История Урала с древнейших времен до 1861 г. М., 1989.

Книга в культуре Урала XVI—XIX вв. Екатеринбург, 1991.

Книги старого Урала. Свердловск, 1989.

Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947.

Очерки русской литературы Сибири: В 2 т. Т. 1: Дореволюционный период. Новосибирск, 1982.

Пихоя Р. Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (конец XVII—XVIII вв.). Свердловск, 1987.

Покровский И Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974.

Покровский N. Н. Новые сведения о крестьянской старообрядческой литературе Урала и Сибири XVIII в. // Тр. отдела древнерусской литературы. Л., 1976. Т. 30. С. 160—183.


2. Подготовить доклад по Теме 2. Зарождение литературной жизни на Урале (XVII-XVIII вв.) студентам, записанным на эту тему в списке тем и разделов курса.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:


Длительность вашего доклада должна составить 10 минут. Доклад может сопровождаться презентацией.

По материалам книги Литература Урала: очерки и портреты: книга для учителя (Н.Л. Лейдерман, Е.К. Созина)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство общего и профессионального образования СО

Управление образования Ирбитское МО

Центр внешкольной работы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

НОМИНАЦИЯ: « Взаимодействие основного и дополнительного

образования по созданию условий, способствующих

Литературный образ Урала

Программа факультативного курса для 9 -11 классов

средней общеобразовательной школы

Разработчик: Яшина Марина Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

художественной культуры Урала

ЗАЙКОВО -2012

Пояснительная записка к конкурсной работе: программе

Современная школа сегодня решает главную проблему в воспитании подрастающего поколения – социализация личности. Решению этой проблемы способствуют региональные предметы. Факультативный курс по литературному краеведению один из них. Занятия этого курса должны заинтересовать ребят в приобретении новых знаний об окружающем мире, познакомить с прошлым родной земли, приобщить к культуре умственного труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданских чувств учащихся.

Русская литература изучается в школе как самостоятельный предмет. Но в процессе преподавания следует учитывать, что с давних времён общероссийская и региональная литература развивались в тесном взаимодействии и оказывали влияние друг на друга. Поэтому велико значение краеведения в расширении литературного кругозора школьников, в развитии у них интереса к художественной литературе прошлого и наших дней, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений.

Факультативные занятия по литературе родного края могут способствовать перенесению опыта классных анализов на произведения местных авторов. И здесь будут несколько иные средства анализа, чем литературный разбор в рамках урока: большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и простор для самостоятельной работы учеников.

Современный урок литературы – это сотворчество учителя и ученика. А творчество возможно лишь в свободном проявлении личности. Поэтому факультативные занятия по литературе родного края, как и обычный урок по русской литературе, должны опираться не только на законы науки, но и, в первую очередь, на законы искусства и должны строиться как художественный процесс, возбуждая работу чувств, воображения, вовлекая жизненный опыт ученика в изучение региональной литературы. Это, с моей точки зрения, является одним из важных моментов данной программы.

Данной программой факультативного курса могут воспользоваться учителя литературы, а также педагоги дополнительного образования.

Министерство общего и профессионального образования СО

Управление образования Ирбитское МО

МОУ Зайковская средняя общеобразовательная школа № 2

УТВЕРЖДЕНА решением методического совета

МОУ Зайковская средняя общеобразовательная

школа № 2 от 07.12.2009 года, протокол № 3

Председатель МС:_____Федорченко Т.Ю.

Литературный образ Урала

Программа факультативного курса для 9 -11 классов

средней общеобразовательной школы

Разработчик: Яшина Марина Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

художественной культуры Урала

ЗАЙКОВО - 2 0 0 9

1. Пояснительная записка к факультативному курсу «Литературный образ

3. Содержание факультативных занятий ……………………………………..

4. Требования к уровню образованности учащихся ………………………….

5. Литература для учителя и учащихся ………………………………………..

6. Библиографический список ………………………………………………….

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нет счастья вне Родины. Каждый

пускай корень в родную землю.

И.С. Тургенев

Цель факультативного курса – воспитание юного гражданина, знающего свой край, его историко-литературную, духовную культуру и умеющего ориентироваться в социокультурном пространстве.

* познакомить учащихся с историей развития литературного процесса на Урале, современной литературной жизнью региона и соотнести этот процесса с развитием русской литературы в целом;

* расширить представление учащихся о литературном образе Урала: о многонациональном творчестве уральских авторов, их весомом вкладе в развитие русской литературы;

* уметь использовать полученные знания в конкретной поисково-исследовательской, творческой деятельности.

Предполагаемый факультативный курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его – соединение литературы с краеведением как средства воспитания молодого поколения.

В основе проведения факультативных занятий по данному курсу предполагается сочетание традиционных и инновационных методик: лекции, семинары, доклады, уроки - презентации проектов, театрализации, проблемно-поисковые ситуации, очно- заочные (виртуальные) путешествия по уральской земле с использованием литературной карты и др.

Интегративный характер факультативного курса направлен на формирование гражданской позиции молодого поколения, воспитания уважительного отношения в прошлому уральского края через художественные произведения уральских авторов.

Изучение произведений региональной литературы по учебным часам распределяется следующим образом: 9 класс – 9 часов, 10 класс - 13 часов, 11 класс – 13 часов. За три года обучения по данной программе общее количество часов составит 35.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Устное народное творчество

Фольклор на Урале. Предания, легенды, сказы о земле уральской.

Литература Средневековья

Духовно-просветительская деятельность Стефана Пермского

Сборник былин и песен Кирилла Данилова из Нижнего Тагила

Народная афористика. Сборник пословиц В.Н.Татищева

Литература 19 века

Литература 20 века

Уральская поэзия 20-х – 50-х годов:

Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв

Уральские поэты-фронтовики: гражданско-патриотическая лирика С.Щипачёва, Н.Куштума, Мусы Джалиля и др.авторов

Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева, К.Некрасова

Уральская литература 60-х – 70-х годов

Любовь Ваганова – поэтесса земли ирбитской

Литература Урала 80-х – 90-х годов

Современная проза и поэзия Урала

всего за 3 года: 35

3. СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Устное народное творчество

Тема 1. Фольклор на Урале. Предания, легенды, сказы о земле уральской.

Фольклор и его роль в культуре. Взаимосвязь мифологии и фольклора. Мифология и фольклор народов Урала.

Мифы о культурных героях. Мир-Сусне-хум – герой мансийских мифов и эпоса.

Коми-пермяцкий эпос о Кудым-Оше.

Русский фольклор на Урале. Фольклор поэтический, музыкальный. Уральские предания, легенды, сказы.

Исследовательская деятельность учащихся по фольклору.

Литература Средневековья

Тема 2. Духовно-просветительская деятельность Стефана Пермского.

Христианизация края. Миссионерская деятельность Стефана Пермского.

Тема 4. Народная афористика. Сборник пословиц В.Н.Татищева.

Народные афоризмы – пословица, поговорка, присловье, притча, прибаутка.

Собиратель народных афоризмов – В.Н.Татищев. Прошлое горнозаводского Урала в народной мысли.

Литература 19 века

Бытописательская манера повествования в повести. Изображение быта, нравов рабочего люда Урала. Этнографические зарисовки в повести.

Литература 20 века

Тема 1. Уральская поэзия 20-х – 50-х годов

Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв. Судьба поэта – строителя Магнитки. Сила духа, человеческая надёжность и неколебимая верность в стихах поэта.

Уральские поэты-фронтовики: Гражданско-патриотическая лирика С.Щипачёва, Н.Куштума, Мусы Джалиля и других авторов. Тема Родины и памяти в стихотворениях уральских поэтов-фронтовиков.

Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева и К.Некрасова. Творческая судьба поэтесс и особенности их поэзии. Образ Урала в лирических стихах Л.Татьяничевой и К.Некрасовой.

Тема 7. Современная проза и поэзия Урала (обзор).Образ современника в произведениях А Иванченко, В.Исхакова Поэты новой волны: стилевые особенности поэзии современных уральских поэтов: В.Кальпиди, Ю.Казарина. . Драматургия Николая Коляды

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Предметно – информационная составляющая образованности

* знать и понимать образную природу слова;

* знать содержание изученных произведений уральских авторов;

* знать стилевые особенности творчества писателей и поэтов 20 века;

* знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений на Урале;

* знать основные теоретико-литературные понятия;

Деятельностно – коммуникативная составляющая образованности

* уметь воспроизводить содержание литературного произведения уральских авторов;

* уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения уральской литературы, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения;

* определять род и жанр уральских произведений;

* сопоставлять литературные произведения, написанные на Урале, с общероссийскими;

* уметь выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении и аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;

* выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты) уральских авторов, соблюдая нормы литературного произношения;

* писать рецензии на прочитанные произведения уральских авторов и сочинения разных жанров на литературные темы.

5. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

1. Литература Урала: Очерки и портреты: Книга для учителя/ Под ред. Е.К. Созиной, Н.Л.Лейдермана. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Изд-во Дома учителя, 1998.

4. Филологический класс. Регионально-методический журнал учителей-словесников Урала, 2001-2006.

1. Бажов П.П. Уральские сказы / Вступит. ст. Л.И. Скорино; Коммент. Л.И. Скорино; Рис. Н.А.Устинова. – М.: Дет.лит., 1982. (Б-ка мировой лит-ры для детей, т. 25)

2. Ваганова Л.С. Венок маме: Избранные стихотворения/ Оформ.худож. Е.Б. Стрельниковой. – Спб, 1992.

5. Литература Урала: Хрестоматия для учащихся 10-11 классов средних общеобразоват. учрежд./ Сост. М.А. Литовская, Е.К.Созина. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1997.

8. Русская советская поэзия Урала. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983.

9. Современная уральская повесть. В 3-х т. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1980.

6. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аттестация учителей русского языка и литературы: Методические рекомендации / Авт.-сост. Т.М.Фалина, О.Б.Богданова, Т.А.Калганова; отв.редактор Л.Я. Олиференко. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Айрис-пресс, 2005. ( Аттестация работников образования).

2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А.Гин. – 7-е изд. – М.; Вита-Пресс, 2006.

3. Вестник образования России. ГОС среднего (полного) образования по литературе.; - № 14, 2004.

4. Вестник регионального образования. Региональный (национально-региональный) компонент ГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.; -

5. Созина Е.К., Литовская М.А., Лейдерман Н.Л. Литература Урала: Учебная программа для средней школы. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комментарии к апробации уроков по факультативному курсу

Я всегда стремлюсь к тому, чтобы мои ученики были не только грамотными людьми, но и настоящими патриотами, любящими свою Родину и родной край, его прошлое и настоящее, умеющими видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира, заботиться о её сохранении, способными творчески и радостно трудиться, преданными родному дому, родителям, семье. Эти высокие человеческие качества помогает формировать художественная литература, в этом числе и литература родного края, лучшие из лучших произведения уральских писателей.

Затем были заслушаны индивидуальные выступления учащихся по таким темам:

- Как сочетается уральская природа (пейзаж) с описанием героев очерка?

- Кто из героев очерка вызывает у вас симпатию? Почему?

При подготовке к такому уроку я составила целый ряд вопросов, которые помогли учащимся осмыслить прочитанные ими очерки:

В чём особенности уральской природы? Как Мамин-Сибиряк рисует природу сурового края? Какой предстаёт перед нами Чусовая – любимая писателем с детства река? Найдите эти описания в тексте очерков. Сравните художественное описание автора с картинами уральского художника, друга писателя, А.К.Денисова-Уральского.

Как рисует образ трудового уральского народа писатель? Какие характерные качества для русского мужика отмечает Мамин-Сибиряк в Савоське («Бойцы)?

Как восприняла русская критика очерки уральского писателя?

Завершился такой урок собственными читательскими оценками учащихся. На дом было задано сочинение ( темы по выбору учащихся):

Урал! Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник нашей древней славы

И славы нынешней творец.

Прочитанные произведения дают понять ученикам, что процесс развития общероссийской литературы – это целостный процесс, который связывает все регионы страны. Постигая культурно-историческую основу своей малой родины через литературный образ Урала, учащиеся лучше понимают процессы общероссийского уровня, осознают свою гражданско-патриотическую ответственность перед обществом и самим собой, приобщаются к духовно-просветительской деятельности. Считаю, что такие уроки способствуют напрямую решению главной проблемы в воспитании подрастающего поколения – социализации личности.

Читайте также: