Железный век сообщение народ хунну

Обновлено: 18.05.2024


Хунну (монг. хүннү , кит. 匈奴 сюнну) — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену. Хунну вели активные войны с китайской империей Хань, в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников. Позже в результате войн с Китаем и племенами сяньби, а также междоусобиц и проникновения китайской культуры Хуннская держава распалась.

Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны [1] . Многие хунну смешались с северными китайцами, а другие с сяньби.

О хунну известно из древнекитайских источников и из археологических раскопок их памятников, первые из которых были проведены в конце XIX — начале XX века Ю. Д. Талько-Гринцевичем (суджинские могильники у города Кяхта), а затем наиболее значительные находки были сделаны в начале XX в. П. К. Козловым (ноин-улинские курганы в долине Селенги).

Содержание

Легендарное происхождение



Согласно китайским мифам, когда примерно в 1764 году до н. э. в Китае была свергнута династия Ся, Шун Вэй (淳維), сын последнего правителя Ся Цзе, бежал на север, и с ним бежали многие подданные. На южной окраине Гоби они встретили племена сяньюнь и хуньюй и со временем смешались с ними.

Переход через Гоби

В XIII веке до н. э. хунну начали постепенно переселяться с южной окраины Гоби на северную. Л. Н. Гумилёв считал, что хунну самостоятельно освоили кочевое скотоводство и научились пересекать пустыни. Также есть версия, что хунну многое переняли у индоевропейцев и развили их навыки.

Начало набегов на Китай

За 300 лет с момента переселения на север число хунну выросло и они напали на Чжоу в 822 году до н. э.. Китайцы отбили набег, и о хунну не упоминалось в течение 500 лет. В это время в степях Монголии и Забайкалья сложилась культура плиточных могил, вероятно, принадлежащая ранним хунну, скелеты в могилах относятся к палеосибирскому типу.

Хуннская держава



В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. э., когда их набеги на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену. Угроза со стороны хунну усилилась в III веке, когда кочевники образовали мощный племенной союз во главе с правителем-шаньюем. Хуннская держава покрывала значительную часть Монголии и Южной Сибири, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе.

Хунну были прекрасными всадниками, а их войско состояло из 300 тысяч конных лучников. Колесницам, которые составляли основу китайской армии, было сложно противостоять их набегам. Строительство Великой китайской стены было призвано обезопасить северные пределы Китая от хунну, но задача эта не была решена полностью. Китайские правители пытались склонить кочевников к китайскому образу жизни богатыми дарами и дипломатией, многие китайские принцессы были отданы в брак хуннским вождям.

Разгром Хуннской державы связан с именем императора У-ди, который привлёк на свою сторону всех врагов хунну и смог взять ядро державы шаньюев в тиски. Благодаря этим мероприятиям китайцы на порядок расширили свои знания относительно степных народов и своё влияние среди них, а держава хунну ок. 51 г до н. э. раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну были вытеснены в Среднюю Азию. В этот период триумфа ханьской государственности император утвердил свою власть над территориями, которые теперь составляют Синьцзян и Ганьсу.

Устройство державы

Шаньюй

Шаньюем (величайший) называли главного из 24 старейшин хунну. Первоначально шаньюя избирали на съезде старейшин, но Модэ основал династию шаньюев. Выборы шаньюя сохранились, как условная процедура при передачи власти новому шаньюю, который указывался в завещании предыдущего.

Хуннские роды



Чины у хунну

  • 1. Чжуки-князь. Восточный Чжуки-князь — обычно наследник престола
  • 2. Лули Князь
  • 3. Великий предводитель
  • 4. Великий Дуюй
  • 5. Великий Данху

Право

Хунну пользовались Обычным правом. Суд протекал в пределах 10 дней. За нападение или кражу полагалась смерть, были и иные наказания. Модэ предусмотрел смертную казнь за воинские преступления. Существовало патриархальное рабство, нет упоминаний о долговом рабстве и работорговле.

Военное дело



Хунну в Китае

По мере ослабления ханьской державы её правители стали привлекать вождей хунну для охраны северных пределов Китая. Эти вооружённые формирования не раз поднимали оружие против самих китайцев. Их вмешательство во внутренние дела Китая стало особенно активным после падения империи Хань и наступления периода Троецарствия. В 304 г. один из хуннских военачальников, Лю Юань, провозгласил себя шаньюем всех хуннских федератов и императором государства Северная Хань. Право на это ему давало происхождение (по женской линии) от ханьских императоров Китая. В 329 г. династия Лю Юаня была свергнута другим хуннским военачальником, Ши Лэ.

Этническая принадлежность

Сделанные Козловым в ноин-улинских курганах находки (в частности, ткани, ныне в Государственном Эрмитаже) в большинстве случаев происходят из Китая, Ирана либо Византии [источник не указан 1217 дней] , что свидетельствует о размахе торгово-дипломатических связей народа хунну.

hunny 6

Одним из важнейших системообразующих элементов цивилизации является государство. Наиболее известную древнеевразийскую форму государственного образования представляет хуннская держава. По многим культурно-цивилизационным характеристикам она определяется как хуннский социальный феномен.

История создания государства хуннов

altay

Алтай — естественная природно-экологическая ниша, где зарождалась основа хуннской культуры, которой потом суждено было стать мировоззренческо-ценностным ориентиром в процессе формирования тюркской цивилизации в целом. Алтайско-хуннская культура предопределила многие параметры образа жизни, стиля мышления, религиозно-культовых воззрений тюркоязычных народов.

Историческая наука на протяжении многих столетий находилась в плену стереотипа, созданного еще Аммианом Марцеллином, утверждавшим, что кочевые народы — это дикие варвары, не умеющие ни сеять, ни пахать, не знающие родины, сокрушающие все, что встречают на своем пути, и занимающиеся только войной.

Политическая система хуннов

Изменения коснулись и многих других сфер жизни хуннского общества. Особое значение имела военная реформа, согласно которой все мужчины боеспособного возраста объявлялись воинами, они были обязаны учиться военному делу, подчиняться приказам военачальников.

luchniki

На укрепление дееспособности были сориентированы спортивные игры, конные скачки, соревнования лучников-стрелков. К дисциплине юноши приучались с ранних лет. Консолидация общества вокруг идеи сильного и централизованного государства превратила хуннов в конкурентоспособную экономическую, социальную, культурную и военную силу Великой степи.

Военное дело хуннов

Война, военные походы, умение воевать, доведенное до уровня боевого совершенства, для них были весьма важной частью образа жизни. Военное дело было престижным, культовым занятием хуннов. Так, китайские историки отмечают проведение военных спортивных игр, состязаний, конных скачек. В хуннской поэтической культуре возникает даже военный музыкальный жанр, т.е. песни и гимны, восхваляющие воинскую доблесть и отвагу, верность клятве и данному воином слову-обещанию.

Во-вторых, превращение патриархального общества хуннов в крупную военную державу, способную на протяжении более трех веков конкурировать за лидерство в центральноазиатском регионе с самым тогда мощным государством — Китаем, также объясняет приоритетность военного дела в структуре образа и уклада их жизни. Каждый хунн был воином, имел начальника, был обязан подчиняться ему. Он рождался и заканчивал свою жизнь воином.

hunny-na-kone

В-третьих, развитость военного дела объясняется и тем, что оно выступало фактором роста эффективности хозяйственной жизни, ибо хунн-воин одновременно был и скотоводом (пастбищное хозяйство), и земледельцем (пашенное земледелие), и коневодом (конь — основная тягловая сила, средство транспортировки и передвижения). Не агрессивность, не кровожадность и жестокость, как генотипные черты характера, превращали тюрка в воина. Экономический мотив, возможность переключения и применения достижений военной мысли и техники в быту и хозяйстве нельзя исключать из спектра причин культивирования военного образа жизни.

Необходимо отметить, что в хуннском обществе укреплялась тенденция постоянного увеличения удельного веса интеллектуальности, гуманизма и гуманитарности. Так, война, военные походы начинают приобретать более цивилизованный характер.

hunny vozhd

Устанавливается целый ряд этических, правовых, административных норм и принципов организации армии, ведения военных действий и правил поведения на захваченной или колонизированной территории. Совершенствуется дипломатия, результаты которой часто предотвращали или задерживали начало войн, способствовали их завершению принятием документов, устанавливавших мир, т.е. заключением мирных договоров (соглашений).

Дипломатия хуннов

В практику входит заключение межплеменных и международных соглашений, по форме и сути похожих на клятвы. Заключение клятвенных договоров как самой высокой формы в практике межгосударственных отношений в последующем становится нормой тюркской дипломатии. На основе такой же традиции, например, был заключен договор между западными хуннами и Кавказской Албанией . То, что эти клятвы совершались в горах путем простирания рук вверх, к небу, в целях приближения к Тенгре, придавало им сакрально-мистический характер .

Высокий уровень дипломатии между хуннами и Китаем позволил обеим странам сосуществовать и развиваться.

Внешняя политика хуннов со временем все больше подчинялась задаче обеспечения условий мирной жизни. Ее приоритеты перемещались в сферу торговых, культурных и деловых отношений. На это были направлены и усилия по упрочению обычаев и традиций соседей торговцев, послов и парламентеров. Ценность мира и горечь военннных потерь отражались и в древнехуннской поэзии, особенно в таких ее жанрах, как сыктау-плач, плач-причитание, историко-лирических и исторических песнях.

hunny4

Первоткрытия хуннов

Основным достижением хуннов было освоение степных просторов Евразии, особенно ее пустынных площадей, долгое время разделявших народы, являвшихся непреодолимым препятствием на путях их сотрудничества. Огромное песчаное море в степях Монголии, например, разделяло целые континенты Европу и Азию.

В китайских источниках сообщается, что делалось много попыток преодолеть горно-скалистый проход и песчаный коридор, затруднившие транзит между двумя континентами. Каждая такая попытка завершалась неудачей, чаще имела трагический финал. Люди не выдерживали сурового экзамена на терпение, умение и сноровку. Сказывались недостаточный уровень технического снаряжения, отсутствие надежных видов транспортных средств и особой породы лошадей, приспособленных к трудным и долгим переходам через пустыню.

Хунны были первыми, кто совершил прорыв через пустыню, позволивший продлить Великий шелковый путь от Китая до Европы и связать, таким образом, восток с западом.

Лошадь – главный помощник хуннов

Этот подвиг был немыслим без такого достижения, как доместикация (одомашнивание) лошади. В жизни скотоводческих народов Евразии лошадь имела особое значение: она была основной хозяйственной единицей, главным средством организации кочевой жизни.

Лошадь являлась основополагающим элементом военной доктрины хуннов. Можно сказать, что именно одомашнивание лошади радикально изменило быт, культуру, мировоззрение, весь уклад жизни степного населения. Через тысячи лет насильственной эволюции дикая лошадь стала выполнять социальную функцию, без которой прогресс на Азиатском континенте был немыслимым.

Hunn v pustyne

В памяти многих народов долго сохранялись живые образы реальных и вместе с тем мифических кентавров — кавалерии евразийских народов, которые наводили ужас на оседлых жителей Европы и Ближнего Востока. С конями мчащимися, огнем пышущими, искры копытами высекающими передвигались древние тюрки, скифы, гунны.

Ремесло хуннов

Другим весьма важным направлением деятельности хуннов является совершение железной революции, они первыми освоили сыродутный способ выплавки железа, получая из него сталь и чугун. «Восстановление железа путем химического уединения его окиси с окисью углерода давало губчатую металлическую массу, так называемую крицу.

На реках Селенге и Никое найдены целые поселения (городища) хуннских шахтеров, металлургов, литейщиков, кузнецов и других мастеров, снабжавших население предметами быта, украшениями, хозяйственным инвентарем.

Эти поселения нередко разрастались до масштабов города. Согласно археологическим данным, для них была характерна достаточно развитая инфраструктура. В частности, в раскопанных недалеко от Улан-Удэ развалинах хуннского города были обнаружены дома с отопительной системой, плавильные печи, ремесленные мастерские. В центре крупных ремесленно-земледельческих поселений имелись дворцы-резиденции, храмы, молельни. Для развития межобщинных связей строились мосты, совершенствовались средства передвижения, в практику внедрялись колесные повозки, совершенствовалось караванное снаряжение.

zoloto hunnov

Больших высот достигло хуннское ювелирное дело, о чем свидетельствуют найденные археологами изделия из золота, серебра и драгоценных камней.

Железо не только расширило ассортимент металлических изделий, но, что особенно важно, способствовало развитию ремесла как особой сферы деятельности, появлению особого профессионалыгого слоя населения — ремесленников. Оно же ускорило становление других видов ремесленной деятельности.

goncharnoe delo hunnov

Культура хуннов

У цивилизаторского подвига, совершенного хуннами, есть и серьезная культурная составляющая. Речь идет о том, что на данном этапе в древнетюркском сообществе был совершен качественный скачок в идейно-мировоззренческом духовном плане. Об этом свидетельствуют сложившийся общетюркский протоязык, возникшая письменность, развитое музыкальное искусство, художественное мастерство, исторические знания, познания в астрономии, химии, географии.

Необходимо отметить и сравнительно высокий уровень развития правовой культуры хуннского общества. На основе проведенных Шанью-Мете реформ в хуннском обществе действовало как гражданское, так и государственное право. Как члены общества (граждане), хунны имели систему обязанностей — поголовная воинская обязанность, обязанность подчиняться начальникам, уважать землю (земля рассматривалась как основа создания государства).

svirel

Это изречение вождя хуннов Модэ обрело силу крылатой фразы-метафоры на все времена и для всех народов.

Взаимоотношения хуннов с Китаем

Динамический характер исторического развития хуннов в значительной мере определялся постоянным наращиванием межкультурных связей и благотворным воздействием могущественного соседа Китайской империи.

hunny

История взаимоотношений с ним содержит периоды как мирного сотрудничества, так и жестоких военных столкновений. Основной причиной последних было то, что в сфере влияния хуннов оказалась определенная часть территории, по которой пролегал Великий шелковый путь. Безусловно, это вносило сложности и затруднения во внешнюю торговлю Китая, доход от которой был велик.

Поначалу решение данной проблемы Китайская империя видела исключительно в военной плоскости, поскольку не желала признавать все народы, живущие за ее пределами, равными себе. Хунны, наоборот, в большой мере были заинтересованы в мирных отношениях, нежели в войне. Это позволяло им в обмен на скотоводческую продукцию импортировать недостающее в государстве зерно, ремесленные изделия и ткани.

Военные действия шли с переменным успехом. Китайцы долгое время не могли ничего противопоставить хуннской тактике разящих рейдов небольших отрядов, часто застававших китайских воинов врасплох. Для того чтобы огородить свою империю от кочевых народов, в том числе и хуннов, китайцами была возведена стена протяженностью в сотни километров, известная нам как Великая Китайская стена. Но взаимодействию китайско-тюркско-хуннских культур она не мешала.

kitayskaya stena

Китайский фактор на протяжении древнего и средневекового времени был важнейшим системообразующим компонентом всей тюркской цивилизации. Признание важности этого фактора закрепилось в афоризме

При изучении древнейшего периода истории хуннов неожиданное значение приобретает вопрос о древнем населении Сибири и его ареале. Как будет показано ниже, хунны впервые упоминаются в китайской истории под 1764 г. до н. э. Следующие упоминания о них идут под 822 и 304 гг. до н. э. Почти полторы тысячи лет истории хуннов остаются в глубокой тени. Чтобы приблизиться к освещению этого периода, мы должны обратиться к археологии Сибири.


Наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III в. до н. э.[77]. Это заставляет думать, что афанасьевцы-динлины пронесли свою культуру через века, несмотря на нашествия иноплеменников.

Напрашивается сопоставление этого загадочного брахикранного европеоидного элемента, пришедшего из Китая, с ди. Но наличие европеоидного элемента разных типов в Сибири и Китае заставляет решать вопрос так: ди и динлины — народы европейского расового ствола, но различных расовых типов; сходные, но не идентичные[81].

Карта. Распространение племена Срединной Азии около VII в. до н. э.


Итак, динлины были тем народом, с которым смешались пришедшие с юга предки хуннов.

Китайская история сохранила описание жизни ху, предков хуннов[85], в доисторический период их жизни. Это тем более интересно, что в этом описании ху мало похожи на исторических хуннов по социальному строю, но близки к ним по бытовым черточкам.

В древности, по-видимому, никакого государственного устройства у хуннов не было. Отдельные семьи кочевали по степи со стадами, состоявшими из лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и в меньшей степени верблюдов и ослов.

Кочевой быт отнюдь не предполагал беспорядочного блуждания по степи. Кочевники передвигались весной на летовку, расположенную в горах, где пышная растительность альпийских лугов манила к себе людей и скот, а осенью спускались на ровные малоснежные степи, в которых скот всю зиму добывал себе подножный корм. Места летовок и зимовок у кочевников строго распределялись и составляли собственность рода или семьи. Так было и у хуннов.

Однако необходимо отметить, что Сыма Цянь[86], быть может, отнес в глубокую древность некоторые черты хуннского быта, привычные для него настолько, что он не представлял, чтобы могло быть иначе. Думается, что он преувеличил роль кочевого скотоводства в экономике ху, но отрицать полностью скотоводство у степняков Внутренней Монголии эпохи неолита было бы неосновательно. Вопрос лишь в том, до какой степени это скотоводство было кочевым.

Все это свидетельствует о каком-то ослаблении родовых связей, о господстве физической силы над обычаем и традициями. Особенно важно, что в эпоху родового строя источник отмечает отсутствие родовых прозваний, тогда как для поздней исторической эпохи он ясно констатирует полное торжество родовых взаимоотношений (см. ниже). Можно предположить, что вышеприведенные замечания относятся к какому-то периоду, когда предков хуннов связывала не общность происхождения, а общность исторической судьбы.

Но ослабление родовых связей должно было иметь свои причины тем более потому, что наряду с указанными явлениями мы наблюдаем институты и обычаи, бесспорно относящиеся к родовому строю. Например, формой брака была не парная семья, а многоженство, причем жены переходили в число прочего имущества по наследству: мачехи к сыну, невестки к брату, что характерно для патриархально-родового строя. Было бы неверно рассматривать это только как приниженное положение женщины; часто форма брака гарантировала женщину от нищеты в случае вдовства, так как новый муж обязан был предоставить ей место у очага и долю в пище и не мог бросить ее на произвол судьбы. Все вместе указывает на какой-то прерванный исторический процесс, протекавший скорее всего еще тогда, когда хунны жили внутри Китая.

Итак, древние ху, принявшие в свою среду две волны изгнанников из Китая, по согласным указаниям нарративных и вещественных источников, были народом весьма примитивным, лишенным государственной организации и еще не имевшим даже потребности в ней. Заслуга их перед культурой лишь в том, что, освоив кочевое скотоводство, они сумели перебраться через пустыню — песчаное море Гоби, т. е. открыли Сибирь, как их современники-финикийцы, научившись плавать по морю, открыли Европу. Оба открытия были важны для судеб истории, и трудно сказать, какое из них более значительно. Так как археология подтверждает, насколько ей под силу, данные китайских хроник, мы должны со вниманием отнестись и к той их части, которая по самой своей природе не может найти археологических подтверждений, т. е. к описанию брачных обычаев и непочтительного отношения к старшим. Данные хроник говорят об отсутствии семейных традиций, а к этому может привести лишь резкое ухудшение условий жизни, когда все слабое обречено на гибель. Бедность, постигшая предков хуннов, была такова, что все силы уходили на поддержание физического существования, и традиции умирали вместе со стариками.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЗАРОЖДЕНИЕ ХУННОВ

ЗАРОЖДЕНИЕ ХУННОВ В XVIII в. до н. э. в Северном Китае произошли два события, имевшие огромные последствия. В 1797 г. китайский вельможа Гун-лю попал в опалу и бежал на запад к жунам. За ним последовали, видимо, немало сторонников, ибо здесь он смог построить для себя городок и

СТАНОВЛЕНИЕ ХУННОВ

СТАНОВЛЕНИЕ ХУННОВ Нам ничего не известно о войнах между кочевниками ху и государством Шан-Инь. Однако археологический материал указывает на тесное общение Китая и степняков в эту эпоху. Не исключена возможность, что крупных столкновений между ними не было, так как, с

ПРОДВИЖЕНИЕ ХУННОВ НА СЕВЕР

ПРОДВИЖЕНИЕ ХУННОВ НА СЕВЕР А. П. Окладников выделил в особый этап шиверскую культуру, возникшую от соприкосновения древних хуннов с древними тунгусами. От предшествующего глазковского этапа она отличается бурным развитием металлической техники и появлением

СОСЕДИ ДРЕВНИХ ХУННОВ

СОСЕДИ ДРЕВНИХ ХУННОВ Жуны занимали территорию, весьма однородную по ландшафту и монолитную: на северо-западе они населяли оазис Хами[116], где граничили с индоевропейскими чешисцами, обитавшими в Турфане; на юго-западе они владели берегами озера Лобнор и Черчен-Дарьи,

ПЕРВОЕ ВТОРЖЕНИЕ ХУННОВ В КИТАЙ

О ЯЗЫКЕ ХУННОВ

О ЯЗЫКЕ ХУННОВ Вопросу о языке, на котором говорили хунны, посвящена большая литература, ныне в значительной степени потерявшая значение[155]. Сиратори доказывал, что известные нам хуннские слова — тюркские и единственная хуннская фраза, дошедшая до нас, — тюркская[156].

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ХУННОВ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ХУННОВ На высшей ступени варварства старейшины резко отличаются от военных вождей[233]. Так было у ирокезов, где оба института уживались, не мешая друг другу; у германцев, где военные вожди, герцоги, за время Великого переселения народов совершенно

РЕЛИГИЯ ХУННОВ

ПОТЕРИ ХУННОВ

ПОТЕРИ ХУННОВ После описанного события о мире не могло быть и речи, но первые четыре года ни та, ни другая сторона не предпринимала крупных операций. Летучие отряды хуннов производили грабежи в разных областях Северного Китая, китайцы ограничивались обороной. Но особенно

ПОРАЖЕНИЕ ХУННОВ

ПОРАЖЕНИЕ ХУННОВ Китайцы подготовились к походу очень тщательно. Были мобилизованы 160 тыс. легких конников. В 72 г. они пятью колоннами выступили за границу из Хэси и Ордоса, и одновременно 50 тыс. усуней напали на хуннов с запада.Китайские приготовления не остались тайной

УСПЕХИ ХУННОВ

19. Монголия до хуннов

19. Монголия до хуннов Нет ни одной страны, где бы с времен палеолита не сменилось несколько раз население. И Монголия — не исключение. Во время ледникового периода Монголия была страной озер, ныне пересохших, а тогда окаймленных густыми зарослями и окруженных не пустыней,

Монголия до хуннов

Монголия до хуннов Нет ни одной страны, где бы со времен палеолита не сменилось несколько раз население. И Монголия – не исключение. Во время ледникового периода она была страной озер, окаймленных густыми зарослями и окруженных цветущей степью. Горные ледники

ГИБЕЛЬ ХУННОВ

ГИБЕЛЬ ХУННОВ Последним реальным успехом Тоба Дао был разгром (хотя и не покорение) жужаньского ханства. Покорить жужаней было невозможно: они переносили войну в пространство и прятались в ущельях Хэнтея и Монгольского Алтая, дожидаясь, пока утомленные враги уйдут, а

4. Монголия до хуннов и монголов

4. Монголия до хуннов и монголов Нет ни одной страны, где бы с времен палеолита не сменилось.несколько раз население. И Монголия не исключение. Во время ледникового периода Монголия была страной озер, ныне пересохших, а тогда окаймленных густыми зарослями и окруженных не

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Восстание кыргызов в 1875-1876 гг. было использовано русскими как повод для ликвидации Кокандского ханства

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Положение уйгуров в 19 веке между Российской империей и Китаем

Авторы

Последние статьи

Мнения

Код кыргызов

Мурас

Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье вкратце совершает экскурс на историю древних хуннов, этноса, который внес огромную лепту в развитие древней кочевой цивилизации Внутренней и Центральной Азии.

Вводное слово. Хунны и народы Евразии

Сейчас очень модно объявить тот или иной современный народ Внутренней и Центральной Азии прямым потомком древних хуннов.

121220hunnu_2

На наш взгляд, хунны являются общими историческими предками всех тюркоязычных народов, населявших территорию Центральной Азии. Они основали первое в истории древнее государство тюркских народов. Они также отчасти ассимилировались среди монголоязычных этносов и ханьцев. Мигрировавшая часть хуннов вошла в состав многих других народов Евразии в период так называемого Великого переселения народов.

Таким образом, культура, традиции и социально-политический опыт хуннов оказывали влияние не только на тюркоязычные народы, но и на их исторических соседей по огромным просторам древней Евразии.

Народ из колыбели кочевой цивилизации

Хунны — один из главных этносов, основавших древнюю кочевую цивилизацию в Центральной и Внутренней Азии.

Племена хуньюй также были зафиксированы в связи с событиями в Китае около 1764 г. до н. э., когда Шун Вэй, сын правителя сверженной династии Ся, бежал на север и на южной окраине пустыни Гоби встретил племена сяньюнь и хуньюй. Китайская легенда гласит, что со временем сбежавшие китайцы смешались с ними.

Северо-восточными соседями хуннов было племя дунху (в исторической науке данный древний этнос рассматривается как предки нынешних монголоязычных народов). На западе от хуннов жили юечжи, которые говорили на восточных ветвях индо-европейских языков и владели огромной территорией, порою простиравшейся с Восточного Туркестана вплоть до Дальнего Востока. Юечжи были восточной периферией индоевропейцев и стали мостом между культурами прототюрков и протоиранцев.

С юга и юго-востока государство хуннов граничило с очагами древней китайской цивилизации. Историческими соседями хуннов также были предки тангутов и тибетцев.

В благоухающее утро весны,

В телеги, поставленные в ряды,

Нагрузили оружия и еду,

Готовясь к большому сраженью.

Это произошло потому, что

Хунны с севера напали неожиданно,

С 4 в. до н.э., хунны, как соседи мелких, разрозненных китайских царств, очень часто упоминаются в их исторических летописях.

В последующие века особенно участились нашествия хуннов к китайским царствам с северо-востока.

Первый император династии Цинь и Великая китайская стена

Именно в эпоху правления этого императора в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) началось строительство Великой Китайской Стены вдоль северной границы государства, чтобы защититься от нашествия хуннов.

Это историческое строение общей протяжённостью 8 тысяч 851 км и 800 м, высотою до 10 м, в последующие века было разрушено в некоторых местах и вновь достраивалось (во времена династии Хань и династии Мин). Теперь оно стало символом древнего архитектурного чуда Китая.

121220hunnu_1

Тюмён-шаньюй и его сын Модэ

В древнекитайских исторических источниках впервые упоминается имя первого известного в истории правителя хуннов — Тюмён-шанюя (Тоумань, Тумань).

Старший сын ослабшего тогда хуннского предводителя Модэ (Маодун, в турецкой литературе – Mete / Мете; жил ок. 234—174 гг. до н. э.), именно в этот момент по требованию юечжей, западных врагов хуннов, выдаётся в их руки как почетный заложник.

Позже, во время очередного нашествия Тюмён-шанюя к юечжи, Модэ спасается бегством из плена и возвращается на свою родину.

Ему отец выделяет отдельное войско. Натренировав своих воинов, Модэ поднимает мятеж в ставке Тюмён-шанюя, убивает своего отца во время охоты и в 209 г. до н.э. садится на трон хуннов.

«Модэ сделал свистунку и начал упражнять своих людей в конном стрелянии из лука с таким приказом: всем, кто пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, отрубят голову; кто на охоте пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, тому отрубят голову. Модэ сам пустил свистунку в своего аргамака. Некоторые из приближенных не смели стрелять, и Модэ немедленно нестрелявшим в аргамака отрубил головы.

Спустя несколько времени Модэ опять сам пустил свистунку в любимую жену свою, некоторые из приближенных ужаснулись, и не смели стрелять. Модэ и сим отрубил головы. Еще по прошествии некоторого времени Модэ выехал на охоту и пустил свистунку в Шаньюя аргамака. Приближенные все туда же пустили стрелы.

Многие фольклористы-тюркологи полагают, что древние истоки средневекового тюркоязычного эпоса об Огуз-кагане относятся именно к событиям, относящимся к эпохе Тюмёнь-шаньюя и Модэ-шаньюя.

Зарождение кочевой державы Внутренней Азии

Модэ-шанюй, захватив власть в государстве, предпринимает меры для того, чтобы объединить разрозненные хуннские земли.

Первоначально шаньюя избирали на съезде 24 старейшин (кстати, согласно генеалогии огузов они также состоят из 24 племен), но Модэ основал свою династию. Выборы шаньюя сохранились как формальная процедура, но на самом деле все решалось уже согласно завещанию предыдущего шаньюя.

Это было огромным шагом в дальнейшей централизации власти в кочевой державе.

При Модэ-шаньюе хунны начали приумножать свои владения за счёт покорения других племён и земель.

Вначале армия Модэ уничтожала войска восточного кочевого этноса дунху, обитавшего в Южной Маньчжурии и в горах Большой Хинган, и присоединила их земли к государству хуннов.

Юечжей, проникших до степи Алашань со своих исторических мест в Хэси на западе Ордоса на севере Китая во времена ослабления хуннов, Модэ-шаньюй вынуждает отступить вновь до западных границ.

В 204-205 гг. до н.э. Модэ-шаньюй покоряет земли предков тангутов — племен лэуфань и баянь на Ордосской земле, после чего начинает своё первое нашествие в Китай.

В 203—201 гг. до н.э. хунны совершают нашествие на север и северо-запад.

Объектом их набегов стали земли в нынешней северо-западной Монголии и примыкающих к ней регионов Южной Сибири и Восточного Тенгир-Тоо (Притяньшанья). Среди них были древнетюркские народы (хуньюй, кюйше, динлин), населявшие Саяно-Алтайский регион, наряду с древними кыргызами, обитавшими на северной стороне Восточного Тенгир-Тоо.

Таким образом, к концу 3 века до н.э. впервые хунны и все другие древнетюркские этносы Внутренней Азии и восточных частей Центральной Азии и их соседы оказались в рамках единой кочевой державы хуннов.

Хунны и династия Хань

В 200 г. до н.э. хунны захватывают территорию только начавшей формироваться китайской династии Хань, доходят до города Цзиньян провинции Шаньси, имеющего важное стратегическое значение, и проникают до 250 км вглубь Китая.

Около города Пинчен в горах Байдэн отборная группа китайского войска, поджидавшая в засаде хуннов, сама оказывается в окружении воинов Модэ-шаньюя.

Среди них был и император ханьской династии Гао-Цзу (до того, как он сел на трон, его звали Лю Бан). После позорной лично для него блокады Гао-Цзу вынужден был пойти на уступки и заключить мирный договор с хуннами на тяжёлых для себя условиях.

В китайских летописях говорится также о том, что Гао-Цзу обязался отдать свою дочь в младшие жёны Модэ-шаньюю, но вместо неё отправил девушку из простой семьи.

Лаошань-шаньюй и тохары

Основатель великого хуннского государства Модэ-шанюй умер в 174 г. до н.э. Вместо него на трон сел его сын Гиюй, получивший звание Лаошань-шаньюй.

Этот талантливый государственный деятель, правивший державой хуннов в 174-161 гг. до н.э., продолжил политику централизации власти и расширения земель государства, проводимую своим отцом.

Лаошань-шаньюй начал осуществить недостигнутую цель своего отца Модэ-шаньюя разгромить западных врагов – юечжей. В 174-165 г. до н.э. он предпринимает несколько попыток захватить земли своих западных соседей.

В конце концов, ему удалось разгромить войска юечжей и из черепа Кидолу, правителя юечжей, погибшего в одном из сражений, Лаошань-шаньюй сделал себе посуду для питья.

В ходе продолжительных военных действий юечжи потерпели поражение и начали массовым образом кочевать на запад. В разгроме юечжей принимали участие и влиятельные союзники хуннов — древние усуни.

В середине 2 в. до н.э. большие юечжи вытесняются с занимаемых территорий в Таримском бассейне. Отступая до долины реки Аму-Дарья, большие юечжи где-то в 129 г. до н.э. полностью разгромили Греко-Бактрийское царство и основали новое Кушанское государство.

Кочевая держава хуннов покрывала значительную часть нынешней Монголии и Внутренней Монголии, Южной Сибири, части Алтая и Тенгир-Тоо, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе.

Все фотографии – автора статьи (из Бадалинского участка Великой Китайской стены, а также из музеев Ордоса и Хух-Хото во Внутренней Монголии КНР).

Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения “Кыргыз Тарых Коому”, профессор КНУ им. Жусупа Баласагына, д.ист.н.

Читайте также: