Сообщение на тему керамика краткое

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни.

Ещё недавно первые известные нам образцы керамики относились к эпохе верхнего палеолита. Однако, найденные в 1993 году горшки из Сяньжэньдон слеплены 20 тысяч лет назад. Древнейший предмет из обожженной глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Это вестоницкая Венера, хранящаяся в Моравском музее в Брно.

В неолите керамика становится неотъемлемым атрибутом практически всех археологических культур.

Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит — ранний бронзовый век) позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия. В доколумбовых культурах Америки изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев.

hello_html_m260e02db.jpg
hello_html_m7db9af8f.jpg

Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки. Древнейшие виды керамики — это разнообразные сосуды, а также пряслица, ткацкие грузики и другие предметы.

пряслица, ткацкие грузики

hello_html_m6fcc3693.jpg

Итальянская майолика эпохи Возрождения

К концу XVI века в Европе появилась майолика (в зависимости от происхождения, также часто называется фаянсом). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью.

hello_html_m16701476.jpg

Майолика Санкт-Петербургской соборной мечети

Декор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000 °C. Краски для росписи брались того же химического состава, что и глазурь, однако их существенной частью были окислы металлов, которые выдерживали большую температуру (так называемые огнеупорные краски — синяя, зеленая, жёлтая и фиолетовая).

Начиная с XVIII века стали применять так называемые муфельные краски, которые наносились на уже обожжённую глазурь. Они используются и для росписи фарфора.

В XVI веке в Германии распространилось производство каменной керамической посуды. Белый или окрашенный, весьма плотный черепок состоял из глины, смешанной с полевым шпатом и другими веществами. После обжига при температуре 1200—1280 °C каменная керамика становилась твердой и практически не пористой. В Голландии производили красную каменную керамику по образцу Китайской керамики.

Каменная керамика также изготовлялась в Англии. Тонкий фаянс как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века. Фаянс в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний — с более низким ее содержанием и твердый — совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную керамику или фарфор.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

Современные высокотемпературные сверхпроводящие материалы также являются керамикой.

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика, шамотный кирпич и т.д.

Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 — 5 %, используется в производстве посуды.

Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами.

Глина представляет собой несцементированную осадочную породу, в которой преобладают определенные металлы, гидроалюмосиликаты. Основные свойства – огнеупорность и пластичность. Если смешать порошок глины с водой, то получается вязкое тесто, которое можно формировать и сохранять в приданной форме. После обжигания в огне оно стает крепким и каменисто твердым. На этих свойствах и основанная керамическая промышленность самая древняя и, в прошлом самая важная, промышленность.

История керамической промышленности

Первыми изделиями из керамики были строительные материалы — плитки, кирпич, черепица, а также посуда – горшки, блюда и тарелки, амфоры и кувшины. Важным шагом в гончарном производстве стало изобретение гончарного круга в III тыс. до н.э. Это позволило ремесленникам изготавливать более изящные изделия. Вскоре наладилось массовое производство керамических изделий.

По сравнению со стеклом, металлами и деревом керамика меньше всех подвергается атмосферному воздействию. Поэтому до нас дошло много образцов древнейших керамических изделий. Во II тыс. до н.э. существовали 2 крупные цивилизации, которые обладали высоким техническим и художественным уровнем керамического производства – это Крит и Микены. Уже в VII веке до н.э. керамика стала важной частью древнегреческого искусства. Данный период характеризуется высоким техническим уровнем, тонким художественным вкусом, формами изделий и способами декорировки.

Сегодня изготавливают тонкие и грубые керамические материалы. Последние характеризуются высоким водопоглощением и высокой пористостью. Это терракота, строительный кирпич, стенная майолика, черепица и плитка для пола. К тонкой керамике относятся полуфарфор, фаянс, цветная и тонкая майолика, фарфор.

Самые распространенные разновидности керамики

О ней известно еще с эпохи неолита. Само слово имеет итальянские корни и в переводе означает обожженная земля. В промышленности терракота выпускается в виде однотонных неглазурованных керамических изделий. Пористые черепки бывают коричневого, красного или кремового цветов. Цветовая палитра зависит от условий обжига. Например, если обжечь глину вместе со смолистыми корнями хвойных деревьев, то на выходе можно получить изделия черных и серебристых тонов. Терракоту используют для оформления парков и садов, для художественной отделки интерьеров, для оформления барельефов, розеток, вставок, плиток для садовых дорожек и стен, штакета для клумб и камней для оград.

О майолике было известно еще в І тыс. в Ассиро-Вавилонии. Она покрыта глазурью, которая предохраняет майолику от загрязнений, повышает прочность и влагонепроницаемость, улучшает внешний вид. Самая распространенная – это соляная глазурь. Чтобы изготовить данное изделие необходимо раскалить печку и ввести каменную соль с водяным паром. Так образуется окислительная атмосфера и цвет материала становиться коричнево-желтым или серым. Покрытые соляной глазурью изделия характеризуются неровной поверхностью.

Сама по себе глазурь являет собой окрашенное или бесцветное прозрачное стекловидное покрытие, которое растекается после нанесения его на черепок. Это придает изделию декоративный эффект. Для прочности сцепления черепка и глазури применяют CaО — оксид кальция. Он образовывает промежуточный слой, который воспринимает и гасит напряжение, возникшее при смене температур.

До того как изобрели фосфор, фаянс считался самым ценным и дорогим керамическим материалом. В нем большое количество глины. Он отличается высокой пористостью, малой механической прочностью, водопоглощением. Цвет колеблется от белого до кремового. Поскольку фаянс пористый, то его покрывают глазурью – цветной, прозрачной или глушоной. Для повышения термостойкости и устойчивости к ударам в него добавляют алюминий, диоксид кремния. Из фаянса изготавливают раковины, ванны, санитарно-технические изделия.

Фарфор считается благородной керамикой, состоящий из глины, кварца, каолина и полевого шпата. Он белого цвета, не пористый, обладает высокой прочностью, химической и термической стойкостью. Бывает твердым (с добавками полевого шпата, мрамора, магнезита или фосфорита), бисквитный (матового цвета), костяной (мягкий с добавлением золы костей крупного рогатого скота) и фриттованный (мягкий просвечиваемый фарфор с добавление соды, песка, гипса, селитра, соли и свинцового стекла).

Ее родиной является Германия, где ее стали производить в XVI веке. Такая посуда плотная, белого цвета или с окрашенным черепком.

Сегодня на каждых керамических изделиях есть заводские знаки – марки. Они выполняются огнеупорными красками и вдавливаются еще в сырой материал. Если изделия изготовлены не на заводе, то вместо марки ставится монограмма лепщика или живописца.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.





Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. [1]

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

Содержание

Виды керамики

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок [2] стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика. кроме того различают керамику карбидную, боридную, силицидную и пр.

Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 — 5 %, используется в производстве посуды.

Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами

История

Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины. Первые образцы керамики относятся к эпохе верхнего палеолита (граветтская культура) [3] . В мезолитических культурах керамика используется нерегулярно и, как правило, на позднем этапе; наиболее совершенные образцы мезолитической керамики известны в культуре дзёмон на территории Японии. В неолите керамика становится неотъемлемым атрибутом практически всех археологических культур (исключение — период древнейших аграрных сообществ докерамического неолита на ближнем Востоке, когда переход к оседлому образу жизни произошёл раньше многих других технологических инноваций).

Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит — ранний бронзовый век) позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия. В доколумбовых культурах Америки индейская керамика изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев.

Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки.

К концу XVI века в Европе появилась майолика (в зависимости от происхождения, также часто называется фаянсом). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью.

Декор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000 °C. Краски для росписи брались того же химического состава, что и глазурь, однако их существенной частью были окислы металлов, которые выдерживали большую температуру (так называемые огнеупорные краски — синяя, зеленая, жёлтая и фиолетовая). Начиная с XVIII века стали применять так называемые муфельные краски, которые наносились на уже обожжённую глазурь. Они используются и для росписи фарфора.

В XVI веке в Германии распространилось производство каменной керамической посуды. Белый (например, в Зигбурге) или окрашенный (например, в Ререне), весьма плотный черепок состоял из глины, смешанной с полевым шпатом и другими веществами. После обжига при температуре 1200—1280 °C каменная керамика становилась твердой и практически не пористой. В Голландии производили красную каменную керамику по образцу Китайской керамики, и ту же особенность обнаруживает керамика Бёттгера.

Каменная керамика также изготовлялась Веджвудом в Англии. Тонкий фаянс как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века. Фаянс в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний — с более низким ее содержанием и твердый — совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную керамику или фарфор.


Статьи

Из глины, прошедшей термическую обработку, изготавливают предметы быта, кухонную посуду или элементы декора. В процессе обжига материал меняет свой цвет и становится прочным. Месторождения глины с различным химическим составом можно встретить по всему миру. Некоторые виды глины без предварительной подготовки подходят для изготовления керамики.

Статуэтки из глины

Добавление примесей продиктовано свойствами того изделия, которое требуется получить. Например, могут добавлять кварц или полевой шпат в качестве наполнителя или веществ для увеличения пластичности. Именно за счет разного рода сырья в изготовлении керамики появляется несколько направлений.

Виды керамики

Классификация керамики достаточно сложная, так как существует несколько параметров, по которым можно отличить один материал от другого. Например, по своему строению керамика подразделяется на тонкую и грубую или керамику мелкозернистую и крупнозернистую. К тонкой керамике относят такие глиняные изделия, как фарфор, полуфарфор, майолику, фаянс и каменную керамику. Гончарная керамика – распространенный вид грубой керамики. Сюда же следует отнести алюмооксидную, нитридную и циркониевую керамику.

Фарфор

Для многих фарфор ассоциируется с белой посудой, причем белизна символизирует чистоту и достаток в доме. Изготовление фарфора требует уникальных навыков. Изделия получаются тонкими, просвечивающимися, однако при этом – достаточно прочными. Они имеют белый цвет, а иногда обладают голубоватым оттенком. Фарфоровые изделия издают при постукивании высокий звонкий звук.

Сырьем для фарфора служит песок, каолин и полевой шпат. После обжига материал не имеет пор, поэтому обладает низким (до 0,2%) водопоглащением. Обжигается фарфор при температуре 1300 градусов, в результате чего он покрывается прозрачной глазурью. Ослепительная белизна глазури обусловлена тем, что обжиг выжигает практически все краски. Роспись керамики выполняется поверх глазури.

Принято различать столовый фарфор и костяной фарфор. Столовый используется при изготовлении посуды, так как он является более стойким к внешним повреждениям.

Фаянс

Фаянс, как один из видов керамики, часто путают с фарфором. Свое название материал заимствовал от города Фаэнца, считавшегося некогда центром производства итальянской керамики. Фаянс отличается пористостью, поэтому он обязательно покрывается прочной глазурью.

Обжигают глину при температуре от 900 до 1200 градусов. Сырье изначально имеет серый цвет, но по мере обжига начинает светлеть. Фаянсовыми изделиями славится Португалия, так как на ее территории есть массовые залежи необходимой глины. Из такой глины изготавливают посуду повседневного использования.

Терракота обладает схожими свойствами, но именно из-за своей белизны фаянс стал более популярным. Кроме того, на него можно наносить декор, используя при этом цветные глазури и различные текстурные компоненты. Глина содержит примеси мела и кварцевого песка.

Шамот

Шамот считается особым видом керамики. Ее еще называют каменной керамикой. Она обжигается при температуре 1200 градусов и благодаря своему минеральному составу отличается повышенной прочностью. Шамот также покрывают глазурью, но только высокотемпературной. При повышенной температуре глазурь дает разные оттенки и текстуры.

Но при этом шамот достаточно ограничен в декорировании по сравнению с керамикой, покрытой низкотемпературной глазурью. Каменная керамика чаще всего применяется в условиях резкого перепада температур. Она подойдет для облицовки печей и каминов, служит материалом отделки морозильных камер или духовок.

Керамическая картина

Майолика

Майолика изготавливается из заранее обожженной глины. Обычно в качестве сырья используются отходы фаянса. Можно сказать, что майолика (мальорка) – это целое направление, характеризующееся использованием расписной глазури. В такой технике изготавливают наличники, панно, изразцы и скульптуры.

В классификации по области применения различают:

  • Хозяйственно-бытовую керамику (посуда, архитектурные элементы, украшения).
  • Строительную керамику (облицовочные плитки, кирпичи, сантехника, черепица).
  • Техническую керамику (зубные протезы, сверхтвердые резцы, элементы облицовки космических кораблей).
  • Огнеупорную керамику (изоляторы, элементы для футеровки).

История возникновения керамики

Многие ученые-историки сходятся во мнении, что керамика может являться первым искусственным материалом, созданным человеком. Это означает, что история керамики уходит в глубокую древность. Более ранним искусством является, пожалуй, лозоплетение. Самый древний керамический предмет, дошедший до нашего времени, датируется 29 – 25 тыс. лет до н.э. Данный временной период соответствует эпохе верхнего палеолита и расцвету граветтской культуры. Речь идет о керамической статуэтке Вестоницкой Венеры, которая ныне хранится в Моравском музее Чешского города Брно.

В 1993 году в провинции Цзянси (КНР) были обнаружены горшки, слепленные ориентировочно 19-20 тысяч лет назад. Это говорит о том, что керамика, как искусство, развивалась в нескольких очагах одновременно и независимо. В пещере Юйчаньянь были найдены черепки от остроконечного сосуда. Их возраст составляет около 18000 лет.

На территории России также были обнаружены керамические черепки. Главным источником является археологический памятник усть-каренгской культуры в Забайкалье. Но керамика была развита и на Дальнем Востоке (Сибирский неолит). Среднее Поволжье (Ракушечный яр) и Ростовская область (Елшанская культура) освоили глину в 7 веке до нашей эры.

Изначально керамические изделия изготавливались полностью вручную. Лишь около 5000 лет назад появился гончарный круг. Это позволило повысить производительность труда и облегчило задачу ремесленника. В Американских племенах о гончарном круге узнали только после прихода европейцев на континент. Со временем стали появляться новые виды материалов, совершенствовались производственные процессы, изменялись условия обработки.

Дошедшие до нас экземпляры древнейшей керамики представлены посудой, сосудами, пряслицами и ткацкими грузиками. Бытовую керамику издревле старались облагородить. С этой целью наносился рельеф при помощи нелепливания элементов, штамповки или прочерчивания. Окрас сосудов был естественным. Глина меняла цвет в зависимости от температуры обжига. В эпоху Ренессанса керамику покрывали цветной глазурью.

Майолика появилась в Европе только к концу 16 века. Черепки майолики отличались прочностью и пористостью, поэтому покрывались двумя глазурями. Сначала шло покрытие непрозрачной глазурью, содержащей олово, а затем прозрачной глазурью с добавлением свинца. Декорировали майолику по сырой глазури. В состав красок входили окислы металлов, но химический состав должен быть близок к составу глазури. Со временем европейцы научились делать высокотемпературные краски (синюю, желтую, зеленую и фиолетовую). Только с 18 века начали применять муфельные краски, которые можно было наносить на глазурь после ее обжига.

Каменная керамика начала распространяться в Германии. Период зарождения ее производства приходится на 16 век. В Зигбурге производилась белая керамика, а в Ререне – окрашенная. Но уже в начале 17 века в указанных городах производство керамики пришлось свернуть из-за шведской оккупации. Города в период тридцатилетней войны оказались практически разрушенными. При создании каменной керамики глину смешивали с полевым шпатом и обжигали при температуре 1200 градусов. В итоге получались достаточно прочные черепки без пор.

Тонкий фаянс появился в Англии. Материал покрывался белой глазурью. Англичане с 18 века умели изготавливать фаянс разной прочности, так называемый мягкий фаянс делался из глины с примесью извести. Чем меньше было извести, тем прочнее получались черепки. Фаянс полностью без извести по своим свойствам напоминает фарфор.

История в России

Тематическая керамическая статуэтка вид сзади

Одной из отраслей древнерусского гончарства считалось изготовление поливной посуды. Остатки такой посуды находят на раскопках городищ. В сельских местностях она встречается гораздо реже. Больше всего находок инвентаря в виде поливной керамики 10 – 11 веков приходится на территорию южнорусских городов (Чернигов, Киев, Вышгород). В производстве керамики задействовали одноярусные и двухъярусные гончарные горны. Немалое влияние на искусство оказало Византийское веяние.

При раскопках близ Софийского собора были найдены блюда, имеющие окрас и характерный венчик, однако природа происхождения без сомнения признана русской. Данные находки свидетельствуют о том, что русские мастера, используя местное сырье, подражали византийским гончарам. Тем не менее, подобное подражание прослеживается только в изделиях 10-11 века. Более поздние находки выполнены в традициях классической круговой керамики.

Поливная посуда была найдена и в Новгороде. Она отличается пятнистой поливой с чередованием коричневого, зеленого и желтого цвета. К такой посуде относятся горшки и сосуды. Пятнистая полива оставалась популярной вплоть до 16-17 веков. Но традиции поливы не утратились, и доказательством тому служат материалы, добытые в Москве и Подмосковье.

До 14 века в Пскове обладала определенной популярностью муравленная черепица. Ею покрывали крыши православных храмов. Вероятнее всего, от нее пошли облицовочные плитки и изразцы. В наши дни памятники глазированной керамики можно встретить на территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Из нее сделаны древние надгробия священников, а также галереи, вмурованные в стены. Псковская керамика отличается не только физическими свойствами, но и формами.

Знаменитая гжель представляет собой отдельно развивающееся направление. Впервые о гжели, как об искусстве, сказано в Духовной грамоте Ивана Калиты (1328 год), однако раскопки доказывают, что местное население занималось гончарным делом еще с 11 века.

Керамика в интерьере

Практичность керамики позволяет мастеру воплотить в реальность любые его фантазии. Благодаря тому, что изделия подлежат декорированию, керамику часто применяют в качестве оформления интерьера помещений. Богатство цветов позволяет использовать керамические элементы декора не только в ванной комнате или на кухне, но и в спальне, гостиной, в рабочем кабинете.

Декоративное панно

В интерьер любой комнаты внесет разнообразие декоративное керамическое панно, которое может передать всю гамму цветов и фактур, задать определенный цветовой акцент или подчеркнуть выразительность того или иного интерьера. Панно содержит в себе сюжетное изображение в полный размер, представляет собой монолитную картину или мозаику. Сверху глина после росписи покрывается дополнительным слоем глазури, что придает ей характерный глянец.

Панно для ванной комнаты может быть расписано в морской тематике. Привлекательно смотрятся водопады, морские пейзажи или обитатели водоемов. Панно для кухни обычно отличаются обилием натюрмортов. Художник-керамист на заказ может изготовить панно в гостиную комнату с репродукциями известных картин или портретов.

Небольшое декоративное панно

Оригинальная фурнитура

Изготовление мебельной фурнитуры из керамики считается дизайнерским трендом, поэтому данное направление интенсивно развивается в настоящее время. Если, к примеру, гарнитур выполнен в стиле аристократической классики или французского прованса, то идеально будут смотреться ручки, петли и замки с причудливым орнаментом.

Фурнитура должна быть износостойкой, поэтому изготовление силовых конструкций – достаточно трудоемкое занятие. Ручки же можно выполнить в любом стиле. Классикой считается керамика, имитирующая состаренный металл. Для стиля поп-арт гармонично подходит цветная фурнитура, а для стиля модерн – строгие геометрические фигуры и правильные тела серебристого цвета.

Аксессуары

К керамическим аксессуарам относятся чаши, сосуды, амфоры, различные скульптуры и статуэтки. Ими обычно наполняют дизайн жилого помещения, подчеркивая то или иное направление. Гостиную комнату, оформленную по восточным мотивам, можно украсить расписными вазами.

Статуэтки более близки к индийской культуре. Из них изготавливают абажуры и прочие электрические приборы. Керамические тарелки становятся настенным украшением, но это не закономерность и здесь готовых решений быть не может. Все зависит от полета фантазии керамиста и дизайнера.

Рамы для зеркал

Инкрустация зеркал – еще одна из областей применения керамики в интерьере. Для больших зеркал идеально подходят массивные керамические окантовки и вставки. Маленькие зеркала украшаются мозаикой. Прихожую можно украсить зеркалами в оправах ручной работы в виде галереи.

Напольные покрытия

Облицовка мебели

Облицовка мебели – несколько иное направление, нежели керамическая фурнитура. Здесь керамикой облицовываются внешние и внутренние панели. Декорировать можно кухонный стол, столешницы кухонного гарнитура, дверцы шкафов.

Отделка лестниц и фронтонов каминов

Уже давно камин в комнате является частью интерьера. Отделка керамикой позволяет создать в комнате атмосферу уюта и тепла. При желании можно использовать расписные изразцы. Они выдерживают перепады температур и не теряют своей цветовой гаммы. Отделка лестниц керамикой – достаточно новое направление. С помощью керамической плитки можно создавать целые трехмерные галереи.

Для большинства опытных художников-керамистов создание текстуры и цветового оттенка не является невыполнимой задачей, поэтому в современном интерьере все чаще стали применять керамику. Ее нельзя назвать доступным и дешевым материалом, однако в практичности и долговечности ей нет равных. Кроме того, керамика является отличным изолятором от влаги.

Керамика возникла еще в глубокой древности. Вероятно, это был первый материал, изобретенный первобытными людьми. Позднее старинный промысел расширился до появления майолики, фаянса, каменной массы, фарфора.

Под керамикой принято понимать обожженную глину, являющуюся основным компонентом производственного процесса. Создание керамического изделия начинают с подготовки сырья. Для этого к природной глине добавляют полевой шпат, кварц или известь. Ингредиенты смешивают до образования массы, из которой вылепливают руками нужный предмет. Чтобы поделка из глины обрела прочность, ее обжигают в особой гончарной печи при высокой температуре. После этого готовое изделие можно разрисовать красками и придать блеск, покрыв глазурью.

Глина является натуральным осадочным материалом, набухающим при попадании в воду. При смешивании воды и глины получается пластичная масса. В природе встречаются различные виды глины, пригодные для изготовления керамики:

Белая. Является наиболее распространенной. Имеет серый окрас, но после запекания приобретает нежный бежевый оттенок;

Красная. Богата оксидом железа, который добавляет материалу зелени. Сырая глина обычно бывает коричневатой, но после закаливания в печи делается красной;

Фарфоровая. Бывает серой до обработки и белой после обжига;

Черная. Для этой самой твердой керамической массы характерно преображение в печи до цвета слоновой кости.

Изначально керамическое производство обозначало лишь обжигание натуральной глины. В современном мире это понятие расширилось, объединив различные неорганические и неметаллические компоненты. Керамику теперь делают даже из прозрачных материалов и стекла.

Первыми изделиями из керамики были глиняные горшки. Теперь же этот материал стал промышленным сырьем. Керамика востребована в приборостроении, медицине, авиастроении. На основе керамических материалов работает полупроводниковая индустрия.

Сегодня керамика многолика. Грубой керамикой является строительный материал: кирпич, облицовочные плиты, черепица, санитарные изделия.

Для массового производства современной керамики сырье готовят из различных пород камней, глины и ее соединений. После тщательного дробления, полученный порошок разводят водой до состояния упругой массы. При обжиге камни и глина спекутся вместе, образовав твердый материал, из которого делают многие керамические изделия.

Вариант 2

С начала Древних веков люди использовали только камень, древесину и глину для создания построек, посуды, оружия и других изделий. Со временем удавалось получить новые вещества, а значит, и новые материалы для создания нужных в быту вещей. Все изделия делятся на конкретные группы. Одна из таких групп несет название керамика. Что она в себя включает? Из чего изготавливают данные изделия? И где керамику применяют?

Основные данные о керамических изделиях.

Главные компоненты изделий – это неорганика. Глина, в основном. Еще изделие может представлять соединение неорганических и минеральных веществ. Но одно условие неизменно: делают керамику под высокой температурой, а затем дают ей остыть. Еще керамикой называют те материалы, которые способны отлично проводить большую температуру.

Применение керамических изделий в прошлом и в настоящее время.

Первая керамика была создана из – за потребности в посуде. В сейчас же керамика находит применение в строительстве, изготовлении разных машин и приборов, а также обширно используется во врачевании и искусстве. Стоит отметить, что в 20 веке ученым удалось получить новый вид керамики, используемый как полупроводники.

Главные виды керамических изделий.

Различают 2 основных вида. Каждый из них включает в себя определенное количество представителей, каждый из которых как важен сейчас, так и был нужен в прошлых веках. Первый вид – это тонкая керамика:

Имеет форму черепка с белым оттенком, который долго пекли. Получается, в основном, из песка, но еще его можно сделать из каолина. Очень маленькое поглощение жидкостей. Если по фарфору стучать, то можно услышать весьма приятный звук.

Форма фаянса схожа с фарфором. Тот же черепок, но в данном случае более пористый. Цвет – смесь белого и желтого. Применение фаянс находит в создании посуды. Состав фаянса – соединение глины и мела или кварцевого песка.

• Полуфарфор – среднее между первыми двумя представителями.

Тот же пористый черепок. Поглощение воды не такое слабое, как у фарфора. В отличие от остальных представителей, блестит и гладкий, а еще может украшаться различными декорациями. Еще одно отличие – при получении данного материала требуется литье. Компоненты – глины, мел, песок и плавни.

Второй вид керамики - грубый. Имеет всего одного представителя – гончарная керамика. Черепок, имеющий красный и коричневый оттенки. Хорошее водопоглощение и пористость.

Керамика

Интересные ответы

Колокольчики представляют собой травянистые растения. Бывают одно и двулетние, но чаще это многолетники. Всего насчитывается более 400 разновидностей, из них в России произрастает около 150 видов

Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) является одним из значимых представителей русской классической литературы, внесший неоценимый вклад в развитие русской культуры.

Михаил Петрович Погодин (1800-1875 гг.) относится к одним из представителей русских историков и писателей, работающих в жанре беллетристики.

Дерево липа относится к лиственным деревьям, крона широкая, зачастую имеет овальную форму, высота превышает 28 метров. В природе различают свыше 40 видов этих деревьев, они относятся к деревьям-долгожителям, живут свыше 450 лет.

Из исторических источников известно, что Гиппократ появился на свет в 460 году до рождения Христова. Его отец был врачом-асклепиадом, при том потомственным. Именно он показывает ему, что возможна большая любовь

Читайте также: