Любое сообщение содержащее какие либо сведения о предметах явлениях событиях и т д

Обновлено: 04.07.2024

информ а ция, информации, жен. (книж., офиц.).

1. только ед. Действие по гл. информировать. Информация поставлена на должную высоту.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от лат. informatio разъяснение, изложение)

первоначальная - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с сер. 20 в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (см. Генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики.

Современный экономический словарь. 1999

(от лат. informatio - осведомлять)

2) сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении;

3) один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения;

4) одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего - знания, образы.

Словарь лингвистических терминов

(от лат. informare — изображать, составлять понятие о чем-либо, сообщать). Сведения, содержащиеся в конкретном высказывании и представляющие собой объект передачи, хранения, переработки, воспроизведения.

Этимологический Словарь Русского Языка

Латинское – informatio (представление).

Производные: информировать, информационный, информатор, информирующий.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от лат. informatio — ознакомление, разъяснение, изложение)

2) (в математике, в кибернетике) количественная мера устранения неопределенности (энтропия), мера организованности системы; совокупность знаний, фактов, сведений, представляющих интерес и подлежащих хранению и обработке в вычислительных машинах.

Культурология. Словарь-справочник

лат. informatio — ознакомление, представление.

Интерес к изучению информ. процессов, к колич. и кач. оценке И., возникший в нач. 20 в., был обусловлен и развитием логико-математич., логико-семантич. и семиотич. исследований, привлекших внимание к проблемам представленности знаков и значений, и значит. увеличением объемов передаваемой И., и развитием техн. средств ее передачи (телеграф, телефон, радиосвязь, телевидение), происходившим в рамках модернизационных процессов. В пер. трети 20 в. исследования И. преследовали прежде всего цели уточнения процессов ее формализации (означения – см. Означение) и оптимизации условий ее передачи. Однако уже к сер. 20 в. появились первые теор. исследования, сформировавшие в дальнейшем ряд теорий И. — вероятностную, комбинаторную, алгоритмич. и др. Эти теории, разрабатывавшиеся средствами математики, позволили осуществить математич. моделирование процесса передачи И., выявить осн. элементы этого процесса (в классич. схеме, предложенной К. Шенноном, обмен И. включает шесть составляющих: источник — передатчик — канал передачи — приемник — адресат — источник помех), выявить принципы колич. оценки И. (пропускной способности) и степени ее искажения (помехоустойчивости).

Разработка этих теорий привела к появлению информатики как науки, предмет к-рой — И. и способы ее передачи. Однако решающее воздействие на развитие исследований в области И. оказало появление автоматизир. средств обработки И. (ЭВМ) и кибернетики — науки о связи, управлении и информ. обработке. Развитие машинной обработки И. стимулировало исследования в области формализации и алгоритмизации (сведения к операциям с элементарными высказываниями) И. и появление развернутых теорий алгоритмического синтаксиса, а также множества языков алгоритмизации и программирования. Попытки алгоритмизации семантич. процессов — означения и понимания — хотя и были далеко не столь успешны, однако оказали значит. влияние на развитие англ. лингвистич. философии и лингвистич. семантики, а также трансформационной грамматики в русле поиска универсального языка записи семантич. характеристик.

В кибернетике И. рассматривается в более узком понимании — не как любые сведения, а только как сведения, ведущие к уменьшению неопределенности (снижению количества возможных альтернативных вариантов) в ситуации общения, сведения, направленные на управление и согласование. В соответствии с таким подходом к И. в рамках общих теорий управления получили развитие исследования прагматич. аспектов И. — оценка И. с т.зр. ее актуальности (достаточная, избыточная, излишняя И.), ценности, полезности, адекватности и т.д. В рамках кибернетики стал возможен синтез математич. моделей и теорий И. с теориями социального взаимодействия и коммуникации, существенно обогативший научные представления о коммуникационных и трансляционных процессах в об-ве. На стыке информатики, кибернетики и антропологии получили также развитие нейроинформ. и нейролингвистич. исследования, рассматривавшие процессы передачи И. на уровне высшей нервной деятельности.

Применительно к социокультурному материалу математич. модели И. претерпели существ. трансформацию. Было установлено, что на информ. процессы в человеч. сооб-ве помимо шести осн. элементов существенно влияют также барьеры и фильтры: внутренние (индивидуальные психич. особенности участников информ. обмена, их опыт и компетентность), и внешние (социальные и культурные нормы, ценности, коллективные представления), значительно трансформирующие, искажающие И., и при этом они не всегда носят рац. характер. Колич. оценки этих искажающих влияний (помех) совершенно недостаточно, поскольку индивидуальный характер и сложность природы этих влияний делают принципиально необходимым их содержат. кач. анализ и определение механизмов их воздействия на И. Информ. процессы в человеч. сооб-ве далеко не всегда можно интерпретировать как ведущие к снижению неопределенности ситуации, и неактуальная информация (шум) имеет здесь не меньшее значение, чем актуальная. В соответствии с этим, помимо актуальности для социально и культурно значимой И. важны адекватность, достоверность, полнота, новизна, убедительность, выразительность, воспринимаемость и т.д. Понимание того, что информ. процессы являются важной составляющей любой культурной общности (истор. и современной), и применение к их изучению методов математич. моделирования (частично осуществленное структурализмом и европ. социальной антропологией) существенно обогатило теоретико-методол. багаж социокультурных наук. Функциональный подход к И. получил дальнейшее развитие в теории коммуникации. В рамках семиотики (см. Семиотика) изучение И. осуществляется в основном в ее семантич. аспектах (И. как пространство смыслов и значений).

В настоящее время изучение И. в социокультурных науках осуществляется по двум направлениям:

1) изучение информ. процессов (информ. культуры) разл. культурных общностей (гос-в, этносов, цивилизаций и т.д.);

2) исследования локальных информ. процессов в разл. видах деятельности (менеджмент, маркетинг, реклама, социальное участие, полит. деятельность и т.д.). Исследования такого рода, как правило, имеют прикладную направленность и наиболее широко привлекают достижения информатики и кибернетики. Такие исследования посвящены прежде всего совр. проблемам информ. обмена.

Прогрессирующая активизация и глобализация информ. процессов (средства массовой информации, массовая культура, глобальные информ. сети и т.д.) в культуре на протяжении всего 20 в. определили признание исключит. важности информ. процессов для развития совр. об-ва и сделали И. предметом не только научного, но и философского рассмотрения. И. интерпретировалась в культурфилософии, как правило, в рамках общих представлений того или иного направления (для неотомизма характерно представление И. как трансцендентального феномена; для экзистенциализма и феноменологии — ориентация на ее субъективистскую трактовку; для филос. герменевтики (см. Герменевтика) — стремление обусловить информ. процессы культурным опытом, для постпозитивизма — акцент на некогнитивные аспекты И.). Совр. ситуация нередко характеризуется культур-философией как "информ. взрыв", "информ. бум", обработка И. рассматривается как осн. вид деятельности в формирующемся "постиндустриальном об-ве", предпринимаются попытки ее филос. истолкования и предсказания возможных путей развития "информ. цивилизации".

Лит.: Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетики. М., 1963; Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации. М., 1967; Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1968; Гришкин И.И. Понятие информации. М., 1973; Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление об-вом. М., 1975; Стратонович Р.Л. Теория информации. М., 1975; Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980; Страссман П.А. Информация в век электроники: Пробл. управления. М., 1987; Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1994; Брой М. Информатика. Основополагающее введение. Ч. 1-3. М., 1996; Федотова Л.Н. Массовая информация: Стратегия производства и тактика потребления. М., 1996; Иванов А.М., Козлов В.И. Информация. Информатика. Компьютер. Самара,1996.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Пограничный словарь

1) сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях или процессах независимо от формы их представления, а также процесс их передачи и получения;

2) совокупность определенным образом организованных человеком знаков (текстовых, графических, электрических и т.п.), уменьшающих неопределенность знаний человека о состоянии каких-либо объектов, событий и явлений;

3) И. вторичная, преобразованная первичная И. (обобщенная, вновь созданная на основе анализа (исследования) первичной И.;

4) И. документированная (документ), зафиксированная на материальном носителе И. с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

5) И. закрытая, по тем или иным соображениям, представляющая тайну, и распространение которой возможно лишь с согласия органов, уполномоченных контролировать вопросы, связанные с этой И.;

7) И. общедоступная, сокрытие которой недопустимо и которую может получить любой гражданин страны;

8) И. ограниченного доступа (конфиденциальная), документированная И., доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ;

9) И. первичная, систематизированные, учтенные и обработанные данные.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

информационное ресурсы — отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах;

информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов, массивов документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реали­зующих информационные процессы;

информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хра­нения, поиска и распространения информации.

Основные элементы любого информационного процесса — источник, сообще­ние, канал и получатель:

Информационное обеспечение системы управления — это взаимосвязанная совокупность необходимой информации, форм и способов ее представления и организации в пространстве и во времени, обеспечивающая решение необходи­мых задач в системе управления.

Источники и потребители информации в муниципальном управлении

Информацию, поступающую в органы местного самоуправления, можно класси­фицировать по различным признакам.

Особенно важно разделение информации на внутреннюю (по отношению к органу местного самоуправления) и внешнюю. К внутренней относятся реше­ния представительного органа муниципального образования, постановления и распоряжения главы администрации и его заместителей, протоколы заседаний коллегии, ведомости учета изданных муниципальных правовых актов, отчеты о работе структурных подразделений администрации, справки о ходе рассмотре­ния обращений граждан и т. д. Подобная информация дает возможность более полно представлять фактическое положение дел в администрации, рационально распределять силы и рабочее время, эффективно организовывать работу. Орга­низация внутренних потоков информации — задача руководства муниципально­го образования.

В отношении внешней информации местная власть не всесильна, но может при грамотной постановке работы получать более полную информацию из раз­личных источников. Основные внешние источники информации для органов ме­стного самоуправления показаны на рис.

Информация и ее роль в муниципальном управлении



информационное ресурсы — отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах;

информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов, массивов документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реали­зующих информационные процессы;

информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хра­нения, поиска и распространения информации.

Основные элементы любого информационного процесса — источник, сообще­ние, канал и получатель:

Информационное обеспечение системы управления — это взаимосвязанная совокупность необходимой информации, форм и способов ее представления и организации в пространстве и во времени, обеспечивающая решение необходи­мых задач в системе управления.

Источники и потребители информации в муниципальном управлении

Информацию, поступающую в органы местного самоуправления, можно класси­фицировать по различным признакам.

Особенно важно разделение информации на внутреннюю (по отношению к органу местного самоуправления) и внешнюю. К внутренней относятся реше­ния представительного органа муниципального образования, постановления и распоряжения главы администрации и его заместителей, протоколы заседаний коллегии, ведомости учета изданных муниципальных правовых актов, отчеты о работе структурных подразделений администрации, справки о ходе рассмотре­ния обращений граждан и т. д. Подобная информация дает возможность более полно представлять фактическое положение дел в администрации, рационально распределять силы и рабочее время, эффективно организовывать работу. Орга­низация внутренних потоков информации — задача руководства муниципально­го образования.

В отношении внешней информации местная власть не всесильна, но может при грамотной постановке работы получать более полную информацию из раз­личных источников. Основные внешние источники информации для органов ме­стного самоуправления показаны на рис.

Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, факторов, характеристик о соответствующих предметах, процессах, явлениях, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляют основу муниципального управления. Управленческие процессы – это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей.

Информационное обеспечение органов местного самоуправления в настоящее время является одной из самых насущных в то же время одной из самых сложных задач. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, за последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. Во-вторых, в связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления, растет необходимость более качественной обработки информации. Все это вместе взятое и заставляет искать новые пути и методы организации обработки информационных потоков.

1.2 Понятие информационной системы муниципального управления

Если говорить, в общем, то информационная система муниципального управления предназначена для удовлетворения потребности пользователей в информации, необходимой для осуществления деятельности муниципальной органов власти и управления в сферах, определенных актами законодательства или иными нормативными правовыми актами. А правовой режим определяется системой прав, обязанностей и ответственности в сфере его создания, использования и актуализации (сопровождения).

Информационное обеспечение муниципального управления - это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией. К пользователям информацией относятся любые субъекты, обращающиеся к средствам информационного обеспечения за необходимой им фактографической, документальной, аналитической и другой информацией и пользующиеся ею. Такими общепризнанными средствами являются системы информационного обеспечения различных классов и видов, средства телерадиокомпаний, массовой информации.

Муниципальное управление реализуется муниципальными органами. Как у заказчика, так и у разработчиков систем информационного обеспечения наибольшие методологические трудности возникают при детализации самого этого понятия для конкретного того или иного органа муниципальной власти и определении составляющих его процессов, процедур. Объясняется это тем, что хотя функции и компетенция конкретных властных органов определены Конституцией, законами и другими нормативными правовыми актами, но сформулированы они, как правило, на достаточно общем языке концептуального уровня. Концепция информационного обеспечения органов муниципальной власти и управления основана на идее представления их как развивающихся операционных систем.

Деятельность этих органов представляет собой совокупность логически взаимоувязанных массовых действий - операций, направленных на осуществление возложенных на них функций. Следовательно, это действительно своеобразные операционные системы, реализующие класс календарно развивающихся операций, семантика которых определяется компетенцией соответствующих органов. Операции всегда нацелены на достижение как стратегических целей муниципального образования в целом, так и обеспечивающих решение стратегических задач целей более низких уровней. Операции должны быть упорядочены во времени, последовательности их выполнения и составу участников - властных органов, других юридических и физических лиц. Муниципальное управление - процесс выполнения комплекса операций, ориентированных на достижение определенных целей. Цели описываются в алфавите, отображающем желаемые состояния муниципального органа и его составных частей. Именно для реализации операций муниципального управления и необходима соответствующая информация и поддержание ее в актуальном состоянии. Отсюда следует важный вывод, что эффективность информационного обеспечения органов муниципальной власти и управления необходимо определять через показатели качества муниципального управления.

В стране созданы значительные объемы информационных ресурсов различных видов и классов. Так, в разрезе отраслей, подотраслей, предприятий и организаций, видов деятельности насчитывается порядка 800 тыс. баз данных различного назначения. Однако, что касается информационного обеспечения звеньев муниципального управления, то этим проблемам уделяется недостаточное внимание. Именно разработка этих направлений способна, как нам представляется, дать значительный эффект и действительно улучшить положение дел.

Проблемы информационного обеспечения органов власти и управления можно рассматривать в разрезе различных этапов и направлений создания, использования, организации и развития. Ниже представлены схемы некоторых подходов (рис. 1 и 2).

Рисунок 1. По видам органов муниципальной власти.

Рисунок 2. По видам нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в информационной сфере.

Сфера правового регулирования информационного обеспечения муниципального управления должна охватывать весь его жизненный цикл "проектирование - создание - эксплуатация - замена". Последний этап замены характеризуется процессами поддержания его в актуальном состоянии. Возможны стратегии замены систем по критерию интегральных эксплуатационных расходов или по принципу переоценки.

1.3 Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления

Политика по информационному обеспечению должна проводиться по многим взаимоувязанным направлениям, прежде всего Правительство Российской Федерации обязано разрабатывать программы в области информационного обеспечения граждан, государства, общества.

Следует законодательно закрепить ряд прав органов муниципальной власти и управления в рассматриваемой сфере, одно из них — право на формирование программ информационного обеспечения на основе выявления и обобщения информационных потребностей пользователей (потребителей) информации, которые должны содержать прогнозируемые долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные требования к содержанию, виду, объему, источникам, регламенту и порядку представления необходимой пользователям (потребителям) информации.

Прежде чем формировать такие программы, органы муниципальной власти и управления должны иметь право на получение сведений об информационных системах, сетях, ресурсах, услугах, а право на их деятельность по созданию информационного обеспечения, распространению информации и информационных услуг должно определяться законодательно. Реализация этого права осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации".

Обязанности органов муниципальной власти и управления целесообразно изложить в виде ряда законодательных норм, а именно они обязаны:

- формировать информационные ресурсы в соответствии с их компетенцией;

- выдавать информацию из муниципальных ресурсов другим муниципальным органам, организациям и физическим лицам в установленные сроки и за установленную стоимость, эффективно использовать информационные ресурсы в процессе муниципального управления;

- сохранять и поддерживать муниципальные информационные ресурсы в актуальном состоянии;

- обеспечивать сохранение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны при формировании и использовании муниципальных информационных ресурсов.

В этой связи необходимо также законодательно закрепить ответственность за следующие нарушения:

- отсутствие полноты и несвоевременность формирования информационных ресурсов в соответствии с компетенцией органа муниципального управления,

- несвоевременность предоставления или отказ от предоставления информации другим законно заинтересованным органам власти, а также организациям и физическим лицам;

- предоставление органам муниципального управления недостоверной и некачественной информации,

- нарушение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны; порча или утрата документов;

Бесплатно скачать Реферат: Анализ и совершенствование информационного обеспечения органа местного самоуправления

понятие используемое в философии с давних времен и получившее в последнее время новое, более широкое значение благодаря развитию кибернетики, где оно выступает как одна из центральных категорий наряду с понятиями связи и управления. Понятие информации стало общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования. Первоначальное понимание информации как сведений сохранялось вплоть до сер. 20 в. В связи с развитием коммуникационных средств были предприняты первые попытки измерения кол-ва информации с использованием вероятностных методов. Позднее появились др. варианты математической теории информации – топологический, комбинаторный и пр., – получившие общее название синтаксических теорий. Содержательный (смысл) и аксиологический (ценность) аспекты информации исследуются в рамках семантической и прагматической теорий. Развитие понятия информации в современной науке привело к появлению ее различных мировоззренческих, в особенности философских, интерпретаций (трансцендентальная, т.е. сверхъестественная, природа информации в неотомизме; информация как субъективный феномен в неопозитивизме и экзистенциализме и т. д.).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Полезное

Смотреть что такое "ИНФОРМАЦИЯ" в других словарях:

Информация — [information] основное понятие кибернетики, точно так же экономическая И. основное понятие экономической кибернетики. Определений этого термина много, они сложны и противоречивы. Причина этого, очевидно, в том, что И. как явлением занимается… … Экономико-математический словарь

ИНФОРМАЦИЯ — (information) Данные, доступные индивидам, фирмам или правительствам во время принятия экономических решений. В принципе существует бесконечно большой объем информации; на практике даже такие крупнейшие и искушенные организации, как центральные… … Экономический словарь

Информация — (data) Информация, которая обрабатывается, накапливается или выдается компьютером. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998. Информация … Словарь бизнес-терминов

ИНФОРМАЦИЯ — (от лат. informatio разъяснение, осведомление) любые сведения и данные, отражающие свойства объектов в природных (биол., физ. и др.), социальных и техн. системах и передаваемые звуковым, графическим (в т. ч. письменным) или иным способом без… … Физическая энциклопедия

Информация — по законодательству РФ сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т.д. По английски:… … Финансовый словарь


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для принятия эффективных управленческих решений руково­дителю структурного подразделения требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая экономическую ситуацию не только на предприятии, но и в стра­не. Это не только залог успеха и развития организации, но и порой средство выживания в условиях экономической нестабильности.

Как научная категория информация в деятельно­сти руководителя характеризуется радом признаков (свойств), к числу которых относятся:

известная самостоятельность данных;

возможность их многократного использования путем сохра­нения у передающего или получающего субъекта;

Благодаря связи информации с системами управления органи­зацией и управленческим процессом в целом можно охватывать все функции управления или отдельные функциональные управ­ленческие работы, например прогнозирование и планирование, учет и анализ.[4, с.93]

Таким образом, информация как совокупность каких-либо све­дений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответству­ющих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для ис­пользования форму, составляет основу управления. По существу, все управленческие процессы — это не что иное, как поиск, фик­сация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражени­ем, познанием и преобразованием различных форм жизнедея­тельности людей. Но, и это самое важное, в управлении вообще и в деятельности руководителя в частности происходит взаимо­действие не со всей информацией, а только с той, которая непо­средственно необходима для формирования и реализации управ­ляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации.

Управленческая информация — это часть социально-экономи­ческой информации, выделенная по критериям пригодности информации;

доступность математического анализа;

системность и коммуникативность.

Информация, необходимая руководителю структурного подраз­деления, разнородна. Она может относиться к экономической, со­циальной и общественной обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную ценность также для нижестоящих управ­ленческих структур, когда они выступают в пределах своей компе­тенции. Кроме того, она служит в качестве основы для норматив­ных документов. Необходимые сведения могут содержаться в зако­нах, иных нормативных актах, письмах, справках, сводках, обзорах, юридических решениях и т.д. Эти сведения, будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для ис­пользования форму, играют в управлении исключительную роль.

Управленческую информацию подразделяют на официальную и неофициальную, общую и отраслевую, горизонтальную и верти­кальную, по содержанию и целевому назначению, возможным социально-экономическим последствиям, степени доступности, а также на основе ее соотношения со временем (информация о прошлом, настоящем и будущем).

В рамках деятельности руководителя информация рассматри­вается с точки зрения актуальности, достаточности и адекватности для принятия соответствующего управленческого решения.

Информацию, предназначенную для руководителей, можно классифицировать по следующим основным признакам:

функциональному назначению и характеру деятельности структурных подразделений;

типу связи структурного подразделения и внешней среды. Выделяется информация, циркулирующая в прямой и обрат­ной связи между отделами органа управления, отделами и самим органом управления, между отделами и внешней средой. Анализируются взаимосвязи органов управления и СМИ, органов государственной власти и т.д.;

отношению к целевой функции структурного подразделения. Из всего объема пришедшей в подразделение информации не­обходимо выделить ту, которая наиболее полно соответствует:

его целям и задачам;

физической форме представления (устный доклад, сообще­ние на бумаге в виде текстов, анкет и т.д., поступления по электронной почте, факсу, из информационных систем, на дискетах и т.д.);

процедуре преобразования (вероятностные, социологиче­ские, моделирующие, вычислительные и т.д.);

степени преобразования (основная или вновь поступающая, обработанная в аналитические и прогнозные записки, сгруп­пированная в информационные еженедельники и бюллете­ни и т.д.).[4, с.95]

Информация и ее потоки в деятельности руководителя могут разбиваться также в зависимости от источников (население, пред­приятия и организации, вышестоящие органы и т.д.), качествен­ного содержания (вычисление ценной по содержанию информа­ции, от которой зависят управленческие воздействия, исходящие от структурных подразделений), количественных характеристик целесообразно выделить вероятностные, семантические и иные меры информации, используемые при управленческом регулиро­вании и обеспечении других управленческих потребностей).

Эта классификация весьма относительна. Все виды информа­ции взаимосвязаны, взаимодействуют между собой, трансформи­руются друг в друга. В целом классификация позволяет получать ценные сведения об информации, необходимой для эффектив­ной деятельности руководителя любого ранга, способствует ре­шению многих принципиальных вопросов проектирования ин­формационной системы управленческой деятельности и анализа соответствующего обеспечения структурных подразделений. Не располагая исчерпывающими данными о важнейших свойствах и характеристиках информации, нельзя оптимизировать ее, обе­спечивать заданную точность, надежность и эффективность ис­пользования.

Информация должна быть ориентирована по крайней мере по следующим на­правлениям:

по месту и роли руководителя в системе управления пред­приятием, организацией, частной и общественной жизнеде­ятельности людей и соответственно по компетенции кон­кретных подразделений (объем и содержание управленче­ской информации призваны коррелировать с компетенцией руководителя);

по характеру и иерархии законов и иных нормативных пра­вовых актов, подлежащих обязательной реализации в управ­ленческих процессах;

по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия руководителей различных уров­ней, а также формируют специфические виды взаимоотно­шений.

Можно выделить следующие источники, объективно порожда­ющие управленческую информацию:

нормы законодательных и иных актов, подтверждающие права руководящих работников на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных ак­тов);

обращения работающих в организации по реализации своих законных интересов и субъективных прав;

обязательные указания вышестоящих органов, подлежащие исполнению нижестоящими органами и обеспечивающие реальность управления (директивная управленческая ин­формация) ;

факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, кото­рые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процес­сах руководящей деятельности);

проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном вмешательстве ру­ководителей (управленческая информация о кризисных со­стояниях).

Последние источники предполагают выработку заранее соот­ветствующих алгоритмов управленческих действий. Хотя такие ситуации едва ли повторимы, для каждой из них должны быть продуманы и отрепетированы все действия конкретных должност­ных лиц.

Все источники управленческой информации имеют важное значение для эффективной деятельности руководителя структур­ного подразделения.

Значительная часть информации, используемой в управленче­ской деятельности, существует в форме документов, что весьма важно, поскольку подавляющее число решений в в этой сфере в обязательном порядке фиксируется на бумаге. Вместе с тем документационное обеспечение управления представляет собой достаточно сложное направление в современной науке управле­ния и подробно рассматривается в специальной литературе. В дан­ном учебнике рассматривается информационное обеспечение де­ятельности руководителя в свете использования современных ин­формационных технологий.[3, с.148]

Назовем основополагающие нормативные и законодательные акты в сфере информационного обеспечения деятельности руко­водителя:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), ст. 3301;

2) Федеральные законы Российской Федерации:

5) ГОСТ 6.01.1—87. Единая система классификации и кодиро­вания технико-экономической информации. Основные положе­ния;

6) ГОСТ Р 1.2 — 92. Государственная система стандартизации (ГСС) РФ. Порядок разработки государственных стандартов;

7) ГОСТ Р 6.30 — 2003. Унифицированные системы документа­ции. Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД). Требования к оформлению документов;

8) ПР 50-733 — 93. Правила по стандартизации. Основные по­ложения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации унифицированных си­стем документации в Российской Федерации;

9) ПР 50-734 — 93. Правила по стандартизации. Порядок разра­ботки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

10) Единая система классификации и кодирования;

11) Унифицированные системы документации.

Правовая база намного облегчает деятельность руководителя структурного подразделения в плане законности используемой информации.

адаптированность к профилю деятельности предприятия лю­бой формы собственности;

широкий набор параметров настройки специфических осо­бенностей его хозяйственной, финансовой и производствен­ной деятельности;

разграничение оперативного и бухгалтерского учета при полной их интеграции на уровне базы данных;

охват всего типового спектра экономических функций;

единый пользовательский интерфейс;

поддержка сети и распределенной базы данных для обмена информацией между подразделениями, филиалами, офисами.

Внедрение специальных информационных систем влияет на функционирование всего хозяйствующего объекта: может благо­приятно сказаться на достижении конкурентного преимущества, например, за счет улучшения согласованности в работе с удален­ными агентами или увеличения скорости выполнения заказов. В других ситуациях компьютерная техника облегчает выполнение рутинных операций и способствует систематизации информации. Однако эффективность информационных систем и технических средств, проявляется лишь при должном внимании к вопросам менеджмента и организационным аспектам. [4, с.94]

Список использованных источников:

Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие / Д.В. Грибов. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. – (Среднее профессиональное образование);

Менеджмент в торговле: учеб.пособие / Г.А. Короленок. –Минск : БГЭУ, 2017. – 269 с.

Читайте также: